Научная статья на тему 'Технологические, методологические, содержательные подходы в подготовке педагогов к экспертизе в сфере оценки качества образования'

Технологические, методологические, содержательные подходы в подготовке педагогов к экспертизе в сфере оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострякова О.В., Пекарская Л.В.

В статье актуализируется необходимость подготовки педагогов на региональном уровне к новому виду профессиональной деятельности экспертизе в сфере оценки качества образования. Раскрываются основные подходы при обучении по программе профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования»: технологический, методологический, содержательный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вострякова О.В., Пекарская Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические, методологические, содержательные подходы в подготовке педагогов к экспертизе в сфере оценки качества образования»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 378.046.4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К ЭКСПЕРТИЗЕ В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Вострякова, Л.В. Пекарская

В статье актуализируется необходимость подготовки педагогов на региональном уровне к новому виду профессиональной деятельности -экспертизе в сфере оценки качества образования. Раскрываются основные подходы при обучении по программе профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования»: технологический, методологический, содержательный.

Ключевые слова: экспертиза в сфере оценки качества образования, программа профессиональной переподготовки, оценочные процедуры, направления экспертной деятельности, технологический подход, методологический подход, содержательный подход.

В условиях реализации национального проекта «Образование», направленного на решение ключевой задачи по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, особое внимание уделяется процессам оценивания на всех уровнях систем оценки качества образования (ЕСОКО - РСОКО - МСОКО - ВСОКО).

Одним из универсальных инструментов внешнего оценивания выступают оценочные процедуры, которые «встраиваются» в структуру региональных, муниципальных и институциональных систем оценки качества образования.

За счёт увеличения количества оценочных процедур на всех уровнях экспертиза в сфере оценки качества образования расширяет свои границы и приобретает вполне конкретный вид профессиональной деятельности, который требует от участников владения профессиональными компетенциями в части проведения экспертизы в сфере оценки качества образования.

Экспертиза в сфере оценки качества образова-

ния представляет собой особый вид экспертно-аналитической деятельности, для осуществления которой необходимы специальные знания об объекте и предмете экспертизы, а также профессиональные умения в части проектирования, анализа, оценки, контроля и управления в сфере образования; результат экспертизы представляется в виде мотивированного экспертного заключения.

На региональном уровне оценочные процедуры определены процедурным компонентом Концепции региональной системы оценки качества образования [1], а направления экспертной деятельности Концепцией регионального сетевого экспертного сообщества [2]. В соответствии с региональными концептуальными документами экспертиза в сфере оценки качества образования включает в себя следующие направления: экспертиза в рамках национальных исследований качества образования (НИКО) и региональных исследований качества образования (РИКО); мониторинг объективности проведения международных сопоставительных исследований качества образования (МСИ), всероссийских проверочных работ (ВПР), НИКО, РИКО; экспертиза в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) и олимпиад школьников; экспертиза в сфере государственной регламентации образовательной деятельности и в рамках всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, претендующих на квалификационную категорию; а также профессионально-общественная экспертиза, которая представляет собой деятельность по экспертизе вариативных (региональных) процедур оценки качества образования.

Поэтому на региональном уровне целесообразно вести подготовку экспертов в сфере оценки качества образования из числа педагогических и

руководящих работников для удовлетворения потребностей региональной системы оценки качества образования.

Одним из действенных механизмов подготовки экспертов в сфере оценки качества образования является реализация программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования» (далее -Программа), содержание которой отражает специфику деятельности экспертов при проведении всех оценочных процедур и направлений экспертной деятельности в сфере оценки качества образования. Необходимо отметить преимущества обучения именно по программе профессиональной переподготовки: во-первых, охватывается полный спектр оценочных процедур в сфере оценки качества образования за счет оптимального количества часов обучения; во-вторых, на выходе у слушателя сформируются группы профессиональных компетенций, в рамках основной - экспертиза в сфере оценки качества образования.

Подготовку педагогов к экспертизе в сфере оценки качества образования необходимо проводить системно, как целостный комплекс взаимосвязанных элементов обучения. Для этого применяются технологический, методологический и содержательный подходы.

Применение технологического подхода в обучении по Программе включает в себя две составляющие:

технология обучения, которая предполагает классические формы организации работы со слушателями - это лекционные и практические занятия, самостоятельная работа, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; и формы, представляющие практическую ценность, - стажировки, практикумы, анализ конкретных ситуаций и т.д. Стоит отметить, что обучение по Программе носит практико-ориентированный характер. Это способствует более эффективному формированию необходимых компетенций и обеспечению готовности педагогов к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве эксперта -как для действующих экспертов, так и для претендующих на статус эксперта в сфере оценки

качества образования;

технология проведения экспертиз, отраженная в содержании учебной профессиональной дисциплины «Технологии экспертизы в сфере оценки качества образования». Проведение экспертизы по каждому направлению экспертной деятельности подразумевает чёткий алгоритм и требует от эксперта полного понимания специфики оценочной процедуры. В ходе обучения слушателям предлагается изучить нормативно-правовые основания деятельности эксперта и проведения экспертизы, этапы проведения экспертизы по направлениям экспертной деятельности, а затем на практике отработать технологию проведения экспертизы в сфере оценки качества образования.

Методологический подход в обучении заключается в том, что при обучении по данной Программе у слушателей формируется представление о совокупности принципов и методов осуществления экспертиз, которыми руководствуется эксперт при проведении экспертизы в сфере оценки качества образования. На реализацию методологического подхода работают две общепрофессиональные учебные дисциплины: «Основы деятельности эксперта в сфере оценки качества образования» и «Методология экспертизы в образовании». Первая дисциплина основополагающая, её цель заключается в совершенствовании профессиональной компетентности будущих или действующих экспертов в сфере оценки качества образования по вопросам содержания основ деятельности эксперта, начиная от нормативно-правовых оснований профессиональной деятельности эксперта и заканчивая содержанием по каждому направлению экспертной деятельности. Одной из задач учебной дисциплины, связанной с методологией экспертизы в образовании, является знакомство слушателей с методологическими основаниями совершенствования профессионально значимых компетентностей педагогов как экспертов в мероприятиях и процедурах региональной системы оценки качества образования.

Применение содержательного подхода при подготовке слушателей можно рассматривать с точки зрения формируемых у них компетенций в ходе реализации общепрофессиональных и

О.В. Вострякова, Л.В. Пекарская

специальных учебных дисциплин: правовой, психолого-педагогической, методической и коммуникативной. Общепрофессиональные дисциплины: «Основы деятельности эксперта в сфере оценки качества образования», «Методология экспертизы в образовании», «Технологии экспертизы в сфере оценки качества образования», «Основы профессиональной этики эксперта в сфере оценки качества образования» -развивают, главным образом, такие группы компетенций, как правовую, психолого-педагогическую, коммуникативную. Специальные профессиональные дисциплины: «Информационная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования», «Аналитическая компетентность эксперта в сфере оценки качества образования», «Оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования», «Документационное обеспечение деятельности эксперта в сфере оценки качества образования» -направлены на качественное изменение одной группы компетенций - методической [3]. Таким образом, при реализации содержательного подхода в изучении учебных дисциплин Программы у слушателей формируется основная компетенция - экспертиза в сфере оценки качества образования, которая необходима при проведении экспертиз в реальном времени.

Применение подходов - технологического, методологического и содержательного, используемых при обучении педагогов по Программе, -несомненно, поможет дальнейшему формированию в региональной системе образования сообщества региональных экспертов, чей потенциал будет востребован при проведении оценочных процедур по направлениям экспертной деятельности в сфере оценки качества образования. Также стоит обратить внимание на то, что обучение педагогов по данной Программе можно рассматривать в качестве одного из механизмов реализации задач Национальной системы учительского роста: рост уровня образования, рост уровня владения профессиональными компетен-тностями и, как следствие, рост социального статуса.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время педагогу, помимо своих основных обязанностей, связанных с организацией и

ведением учебного процесса, наставничества, необходимо на высоком профессиональном уровне осваивать деятельность эксперта в сфере оценки качества образования; для этого на региональном уровне создаются все условия, в том числе и за счет реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

Список литературы

1. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 - URL: https://rcokio.ru/documents/ regionalnye-dokumenty-1 / ob-utverzhdenii-kont septsii-regionalnojsistemy-otsenki-kachestva-obra (дата обращения 15.04.2020)

2. Об утверждении Концепции регионального сетевого экспертного сообщества: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/koncepciy a_rses.pdf. (дата обращения: 16.04.2020).

3. Першукова В.А. Подготовка экспертов в сфере оценки качества образования как ответ на социальный заказ / В.А. Першукова, Е.А. Солод-кова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 3 (8). - С. 1317.

References

1. Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 -URL: https://rcokio.ru/documents/regionalnye-doku menty-1/ob-utverzhdenii-kontseptsii-regional nojsistemy-otsenki-kachestva-obra (data obrashcheniya 15.04.2020)

2. Ob utverzhdenii Koncepcii regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 24.12.2018 № 03/3758 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/reg_conc/koncepciy a_rses.pdf. (data obrashcheniya: 16.04.2020).

3. Pershukova V.A. Podgotovka ekspertov v sfere ocenki kachestva obrazovaniya kak otvet na

social'nyj zakaz / У.А. Pershukova, Е.А. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie осепк kachestva obrazovaniya. - 2019. - № 3 (8). - S. 1317.

Сведения об авторах

Вострякова Ольга Владимировна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Пекарская Лариса Викторовна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО

«Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Pekarskaya L.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 378

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА В СФЕРЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

О.А. Черепанова, Т.В. Якубовская, О.Н. Подивилова

В статье рассматривается актуальность деятельности эксперта в сфере оценки качества образования в современных условиях. Представлены направления оценивания в деятельности эксперта, актуализирована необходимость использования современных оценочных инструментов, разнообразных методов и форм оценивания в сфере образования, то есть увеличение требований к компетентности эксперта. В статье раскрыты возможности использования ресурсов дополнительного профессионального образования для совершенствования оценочной компетентности эксперта, представлено содержание специальной учебной дисциплины «Оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования» программы профессиональной переподготовки «Экспертиза в сфере оценки качества общего образования».

Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, эксперт, оценочная компетентность эксперта в сфере оценки качества образования, дополнительное профессиональное образование, программа профессиональной переподготовки, совершенствование профессиональной компетентности эксперта в

сфере оценки качества образования.

В настоящее время задача вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования становится фактором, который определяет необходимость повышения качества российского образования, развития уже сложившейся системы оценки качества образования. Обеспечение достижения современного качества образования обозначено как приоритетное направление государственной образовательной политики в контексте реализации стратегических целей Национального проекта «Образование». Это повлекло за собой ряд изменений в организации и осуществлении профессиональной деятельности кадров, привлекаемых к экспертизе в сфере оценки качества образования.

Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования - это особый вид экспер-тно-аналитической деятельности, для осуществления которой необходимы специальные знания об объекте и предмете экспертизы и профессиональные умения по проектированию, анализу, оценке, контролю и управлению в сфере образования; результатом экспертной деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.