Information about authors Saigushkina S.V. - Head of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Bakach E.V. - Head of e-Learning Laboratory of the Department of Planning and organization of educational activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Shakirova E.S. - Methodologist of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Shutko Yu.B. - Methodologist of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 378
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ю. Петрова, Н.В. Поликарпова
В статье описана деятельность учреждения по созданию условий для повышения методической компетентности специалистов организации дополнительного профессионального образования.
Авторами приведены механизмы контроля и оценки уровня методической компетентности педагогических работников, участвующих в реализации программ повышения квалификации.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, внутренняя система оценки качества образования, профессиональные компетентности, контрольно-оценочная деятельность, методическая компетентность.
Оценка деятельности учреждения дополнительного профессионального образования является актуальным вопросом современности. Важнейшим ресурсом повышения качества образования в системе дополнительного профессионального образования является внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО), обеспечение функционирования которой -компетенция каждой образовательной организа-
ции [2, 4].
Одним из аспектов содержания ВСОКО в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) выступает оценка качества результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ, выраженной в процедуре анкетирования слушателей по определению уровня проведения учебных занятий [6].
Дополнительное профессиональное образование призвано обеспечить выполнение одной из ключевых задач национального проекта «Образование» - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования [1]. Конкурентоспособность характеризует положение образовательной организации на рынке образовательных услуг, ее способность заинтересовать и привлечь потребителя. В связи с этим уместно вспомнить известный слоган, автором которого является И. Сталин: «Кадры решают всё!».
Одним из основных направлений развития системы образования выступает подготовка соответствующих профессиональных кадров, их
переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Управление качеством образования следует рассматривать, как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом [4].
В системе дополнительного профессионального образования возникает необходимость не только в оценке качества образовательных услуг в целом, но и в постоянном контроле за уровнем проведения учебных занятий для слушателей. С этой целью в ГБУ ДПО РЦОКИО организована контрольно-оценочная деятельность в рамках ВСОКО, под которой понимается системный процесс, включающий в себя мониторинговое исследование по определению уровня проведения учебных занятий, а также принятие управленческих решений по его результатам: создание необходимых условий для повышения методи-
ческой компетентности педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, участвующих в реализации программ повышения квалификации.
Для проведения контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий используется метод опроса (анкетирование). Анкетирование проводится специалистами отдела обеспечения внутренней оценки качества (прямой опрос) во всех учебных группах на заключительном этапе реализации дополнительной профессиональной программы.
В качестве инструментария при проведении контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий используется анкета «Лист определения уровня проведения учебных занятий специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО».
Структурными компонентами анализа учебного занятия являются целевой, содержательный, процессуальный, результативный. Данные компоненты являются элементами методической компетентности. Параметры оценки компонентов представлены на рисунке 1.
1. Целевой компонент
1.1 Обоснованность дети (целен) учебного занятия (с учетом программных требований, содержания материала, места учебного занятия в системе занятий по данной теме, подготовленности слушателей, возможностей самого преподавателя, прогнозов на конечный результат повышения квалификации).
1.2 Формы н методы доведения цели (целей) до слушателей курсов повышения квалификации. Целесообразность этих форм н методов.
1.3 Взаимосвязь цели учебного занятия с целями других занятий по данной теме, разделу, учебно-тематическому план}-. Целевая прогрессия.
1.4 Уточнение целей занятия с учетом образовательных запросов слушателей
2.Содержа тельный компо
2.1 Соответствие содержания учебного занятия требованиям реализуемой образовательной программы и цели (целям) занятия.
2.2 Логичность изложения содержания на учебном занятии.
2.3 Доступность изложения содержания на учебном занятии. Соответствие уровня сложности материала уровню сложности изложения материала в учебниках, учебных пособиях и т.п. Соответствие уровня сложности материалов учебного занятия уровню подготовки слушателей
2.4 Актуальность значимости учебного занятия в профессиональной практике (деятельности), в том числе отражение в содержании учебного материала актуальных задач и проблем образовательной практики Челябинской области.
2.5 Направленность содержания учебного занятия на повышение профессиональной компетентности слушателей
4. Результативный компонент
4.1. Степень достижения поставленной преподавателем цели (целей) с учетом запросов (потребностей) слушателей учебного занятия.
4.2. Освоение слушателями новых понятий (как преподаватель определил основные понятия для данной темы и как он определил, что данные понятия являются для слушателей новыми). Актуализация опорных знаний н умений (организация учебного занятия на основе данных обратной связи).
4.3. Степень активности слушателей при освоении материала учебного занятия.
4.4. Удовлетворенность слушателей результатами учебного занятия (на основе проведённой преподавателем рефлексии).
3. Процессуальный компонент
3.1 Целесообразность отбора методов, приемов н средств обучения слушателей на учебном занятии (с учетом темы и цели занятия, возможностей слушателей, возможностей самого преподавателя, учебно-материальной базы).
3.2 Использование активных форм и методов обучения слушателей.
3.3 Использования средств обучения слушателей (наглядных пособий, раздаточного материала, учебных пособий, технических средств н т.д.).
3.4 Организация преподавателем самостоятельной работы с учетом обратной связи (рефлексии) со слушателями во время учебных занятий (характер поставленных тренировочных заданий., виды самостоятельной работы, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к проектированию содержания самостоятельной работы, инструктаж).
3.5 Коммуникативная компетентность и педагогическая техника преподавателя (темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, приёмы влияния на слушателей, взаимодействие слушателей с преподавателем и друг с другом / умение мотивировать слушателя к выполнению заданий в условиях дистанционного обучения).
Рисунок 1 - Компоненты и параметры оценки учебного занятия
Определение уровня проведения учебных занятий осуществляется по утвержденной шкале. Для получения высокого уровня проведения учебных занятий необходимо получить 86-100% оценок высокого уровня, для уровня выше среднего - 71-85% оценок высокого уровня. Средний уровень проведения учебных занятий свидетельствует о том, что у педагогического работника ГБУ ДПО РЦОКИО по итогам анкетирования 50-70% оценок высокого уровня, если же оценок высокого уровня менее 50% - уровень ниже среднего.
Мониторинговое исследование контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий педагогическими работниками ГБУ ДПО РЦОКИО впервые было проведено в 2016 году в режиме апробации с сентября по декабрь в соответствии с утвержденной циклограммой мероприятий ВСОКО.
С января 2017 года данное исследование переведено в режим функционирования. На рисунке 2 показано изменение уровня проведения учебных занятий педагогическими работниками ГБУ ДПО РЦОКИО по годам.
Рисунок 2 - Результаты оценки уровня проведения учебных занятий педагогическими работниками ГБУ ДПО РЦОКИО
По результатам оценивания, полученным в течение 2016-2019 гг., можно сделать вывод о том, что сохраняется положительная тенденция роста уровня проведения учебных занятий. Это означает, что большая часть специалистов овладели на достаточно высоком уровне методической компетентностью: педагогические работники ГБУ ДПО РЦОКИО проводят занятия в полном соответствии с методикой проведения. Постановка целей на учебном занятии осуществляется в соответствии с требованиями образовательной программы. При этом реализуются результативные формы и методы доведения целей до слушателей.
Кроме того, анализ анкет слушателей показал, что большинство педагогических работников
ГБУ ДПО РЦОКИО выстраивает учебное занятие в основном с учетом результатов анализа образовательной ситуации в группах. Такой результат достигнут также за счет систематического совершенствования учебного материала в соответствии с новыми документами, инструкциями, методиками, направлениями государственной политики в сфере образования.
Каждое учебное занятие обеспечивается раздаточным материалом, отражающим основные этапы и темы занятий и содержащим аспекты самостоятельной работы слушателей.
По результатам опроса в целом по ГБУ ДПО РЦОКИО сохраняется уровень выше среднего в оценивании учебных занятий слушателями по всем компонентам (таблица 1).
Оценивание уровня проведения учебных занятий по компонентам (по ГБУ ДПО РЦОКИО) Высокий уровень
Таблица 1
Период Компоненты учебного занятия: Итого
целевой компонент содержательный компонент процессуальный компонент результативный компонент
2016 66 67 63 62 64,4
2017 76 77 73 72 75
2018 77 78 74 73 76
2019 79 80 74 74 77
Положительная тенденция роста уровня проведения учебных занятий стала возможной благодаря систематическому проведению входной/итоговой диагностик и оперативному предоставлению информации по результатам их проведения по каждой группе. Начальники структурных подразделений (отделов) своевременно принимают управленческие решения, вносят коррективы в методики проведения учебных занятий.
Мониторинговое исследование контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий позволяет объективно оценить уровень методической компетентности педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, участвующих в реализации программ повышения квалификации.
Следует отметить, что уровень методической
компетентности, выявленный в ходе данного мониторингового исследования, обеспечивает результативность процесса обучения, так как позволяет реализовывать в образовательной практике ведущие дидактические принципы, содержание, формы организации учебно-воспитательного процесса.
Методическая компетентность предполагает способность к методической рефлексии, умению критически оценивать и переосмысливать качества собственной профессионально -педагогической деятельности, анализировать используемые приёмы, методы и технологии обучения с точки зрения их эффективности. В этой связи формирование методической компетентности педагога - актуальная проблема для образовательной практики, которая требует постоянного переосмысления и доработки в
соответствии с новыми задачами, стоящими перед педагогами [5].
Кроме того, анализ результатов оценивания уровня проведения учебных занятий позволяет оперативно выявить профессиональные затруднения педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО при проведении учебных занятий, и на основе полученных данных организовать целенаправленный процесс устранения выявленных затруднений.
Так, по итогам анкетирования было выявлено, что некоторые педагогические работники ГБУ ДПО РЦОКИО недостаточно освоили ряд аспектов методической компетентности и испытывают затруднения в проведении занятий (показали средний уровень и уровень ниже среднего по всем компонентам анализа учебного занятия). Данная информация используется как при организации внутриорганизационного повышения квалификации, так и при формировании плана-графика повышения квалификации работников ГБУ ДПО РЦОКИО.
Говоря о планировании внутриорганизацион-ного повышения квалификации педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, отметим, что дополнительно с целью выявления затруднений в профессиональной деятельности работников дополнительного профессионального образования при реализации дополнительных профессиональных программ в соответствии с циклограммой проведения процедур внутренней системы оценки качества образования и планом работы проводится исследование профессиональных дефицитов работников ГБУ ДПО РЦОКИО, привлекаемых к реализации дополнительных профессиональных программ.
Результаты проведенного исследования профессиональных дефицитов работников ГБУ ДПО РЦОКИО, привлекаемых к реализации дополнительных профессиональных программ, являются достаточными и также учитываются при планировании методических и обучающих семинаров в рамках постоянно действующего Методического семинара для специалистов, привлекаемых к реализации программ повышения квалификации с целью обеспечения методических условий для преодоления выявленных затруднений.
Отметим, что выявленное в ходе анкетирования слушателей повышение качества преподавания приводит к повышению уровня субъектной позиции слушателей, что подтверждается результатами исследования по определению степени удовлетворённости слушателей различными сторонами образовательного процесса. Ключевым моментом является то, что проводимые в рамках функционирования ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО мониторинговые исследования выступают объективной основой оперативного выявления проблем в образовательной деятельности и обеспечивают принятие соответствующих управленческих решений по улучшению ситуации, а также по поддержке и закреплению положительных результатов в обеспечении качества образования, а также являются условием повышения методической компетентности специалистов организации дополнительного профессионального образования [3].
Список литературы
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71837200/ (дата обращения: 22.10.2019)
2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (дата обращения: 01.11.2019 )
3. Петрова И.Ю. Удовлетворенность слушателей различными сторонами образовательного процесса как интегративный критерий результативности работы учреждения дополнительного профессионального образования / И.Ю. Петрова, Н.В. Поликарпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - № 2 (5). - С. 156-160.
4. Поликарпова Н.В. Ресурс внутренней системы оценки качества образования в деятельности учреждения дополнительного профессионального образования / Н.В. Поликарпова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 1 (2). - С. 55-58.
5. Сорокопуд Ю.В. Методическая компетентность педагога и её формирование: основные
тенденции и подходы / Ю.В. Сорокопуд // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-4. - С. 177-185. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26099518_262 59438.pdf (дата обращения: 22.10.2019
6. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования: сборник материалов / под редакцией А.А. Барабаса, Ю.Ю. Барановой - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 184 с.
References
1. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 № 204 - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837 200/ (data obrashcheniya: 22.10.2019)
2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _140174 (data obrashcheniya: 01.11.2019 )
3. Petrova I.Yu. Udovletvorennost' slushateley razlichnymi storonami obrazovatel'nogo protsessa kak integrativnyy kriteriy rezul'tativnosti raboty uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / I.Yu. Petrova, N.V. Polikarpova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2 (5). - S. 156160.
4. Polikarpova N.V. Resurs vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v deyatel'nosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / N.V. Polikarpova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva
obrazovaniya. - 2017. - № 1 (2). - S. 55-58.
5. Sorokopud Yu.V. Metodicheskaya kompetentnost' pedagoga i ee formirovanie: osnovnye tendentsii i podkhody / Yu.V. Sorokopud // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2016. - № 52-4. - S. 177-185. -URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 26099518_26259438.pdf (data obrashcheniya: 22.10.2019
6. Upravlenie funktsionirovaniem vnutrenney sistemy otsenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya: sbornik materialov / pod redaktsiey A.A. Barabasa, Yu.Yu. Baranovoy - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. - 184 s.
Сведения об авторах Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Поликарпова Надежда Владимировна -методист отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Petrova I.Yu. - Head of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Polikarpova N.V. - Methodologist of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk