Научная статья на тему 'Информационное сопровождение процедур оценки качества общего образования: Региональный подход'

Информационное сопровождение процедур оценки качества общего образования: Региональный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Ирина Владимировна, Михалюк Татьяна Владиславовна

В статье рассматривается деятельность специалиста по связям с общественностью учреждения «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Уделяется внимание управлению потоками информации для создания положительного образа организации у заинтересованных сторон в вопросах оценки качества образования в Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова Ирина Владимировна, Михалюк Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное сопровождение процедур оценки качества общего образования: Региональный подход»

УДК 37.014

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

И.В. Латыпова, Т.В. Михалюк

В статье рассматривается деятельность специалиста по связям с общественностью учреждения «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Уделяется внимание управлению потоками информации для создания положительного образа организации у заинтересованных сторон в вопросах оценки качества образования в Челябинской области.

Ключевые слова: связь с общественностью, специалист по связям с общественностью, единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Министерство образования и науки Челябинской области.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» одной из задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации [9]. Условием решения задачи, в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 гг. определено формирование востребованной общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования [6]. Составляющими общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов должны стать региональные системы оценки качества образования, обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональных образовательных систем в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.

Региональная система оценки качества

образования Челябинской области [4] опирается на один из принципов, который представляет собой объективность информации, опирающейся на достоверные данные, получаемые в ходе информационного обмена между Министерством образования и науки Челябинской области; органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; образовательными организациями Челябинской области.

Задачами региональной системы оценки качества образования Челябинской области на разных этапах её совершенствования является информирование потребителей результатов региональной системы оценки качества образования о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области.

Решение данной задачи является важным, так как в настоящее время велика актуальность общественного, публичного представления информации сопровождения процедур оценки качества образования. Информирование общественности — это деятельность, целью которой является установление и поддержка грамотных отношений и сотрудничества с обществом. Связи с общественностью - это русскоязычный аналог сравнительно популярного в обиходе маркетологов английского термина public relations, у которого широкое значение [5, 8]. Специалисты по связям с общественностью в своей работе акцентируют внимание на то что правильное донесение информации до потребителя и партнеров имеет огромное значение. При этом общество - это не только потребители. В нашем случае это представители регионального центра оценки качества и информатизации образования, представители муниципальных органов управления образованием, педагогическая и родительская общественность и др. Создание и поддержка благоприятного имиджа на всех направлениях является значительным показателем успеха

состояния и тенденций качества образования в образовательной системе Челябинской области.

Связи с общественностью рассматриваются как публичные отношения, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие. В широком смысле — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов [3].

Мы придерживаемся определения, предложенного профессорами Лоуренсом В. Лонги и Винсентом Хазелтоном, которые определяют связи с общественностью как «коммуникативную функцию управления, посредством которой организации адаптируются к окружающей их среде, меняют (или же сохраняют) её во имя достижения своих организационных целей» [1].

Средства массовой информации — это особый вид массовой коммуникации, находящийся в условиях как правового, так и этического регулирования. Средства массовой информации имеют ряд признаков:

- регулярность и периодичность распространения информации;

- применение технологий, технических средств для распространения информации и её сохранения;

- специализированный, коллективный (корпоративный) характер деятельности;

- устойчивость и открытость;

- тематическая универсальность;

- применимость к реалиям жизни, актуальность.

Соответственно, способность вызывать разнообразные социальные эффекты и выполнять отдельные социальные функции [7].

Целью работы специалиста по связям с общественностью является обеспечение взаимодействия ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) со средствами массовой информации для оперативного информирования общественности о предпринимаемых действиях и объективного освещения его деятельности в печати, на радио, телевидении и в Интернете.

Задачами специалиста по связям с общественность можно считать:

- информационное обеспечение деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО по вопросам оценки качества образования;

- формирование благоприятного общественного мнения о деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО по вопросам оценки качества образования.

Специалист по связям с общественностью обеспечивает эффективное взаимодействие между отделами ГБУ ДПО РЦОКИО, Министерства образования и науки Челябинской области для создания единой информационной политики в целях эффективного информационного освещения деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО в средствах массовой информации. Так как основным направлением в деятельности специалиста по связям с общественностью является освещение вопросов оценки качества образования, то наиболее ответственное и важное направление - подготовка и распространение официальной информации о деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО и Министерства образования и науки Челябинской области по реализации полномочий в сфере оценки качества образования в Челябинской области.

Следующее направление - создание и размещение пресс-релизов, информационных материалов о деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО и Министерства образования и науки Челябинской области по вопросам оценки качества образования. Материалы размещаются на следующих сайтах:

- на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по инициативе ГБУ ДПО РЦОКИО по тематике оценки качества образования;

- на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области по тематике оценки качества образования по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);

- на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области по инициативе ГБУ ДПО РЦОКИО по тематике оценки качества образования.

Материалы, размещенные по инициативе ГБУ ДПО РЦОКИО на официальном сайте

Министерства образования и науки Челябинской области по тематике оценки качества образования, включают в себя направления единой системы оценки качества образования (ЕСОКО) что, несомненно, актуально для всех участников образовательного процесса.

По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования (Ро-собрнадзор); Сергея Кравцова [2], ЕСОКО на уровне Российской Федерации дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей. Система оценки качества школьного образования является многоуровневой и состоит из нескольких процедур:

- процедуры государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11-х классах, основного государственного экзамена в 9-х классах;

- процедуры Всероссийских проверочных работ;

- процедуры Национальных исследований качества образования.

За период 2017 года специалистом по связям с общественностью была размещена следующая информация по инициативе ГБУ ДПО РЦОКИО на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области по тематике оценки качества образования:

- материалы, в которых освещены вопросы проекта «Всероссийские проверочные работы»;

- материалы региональных исследований оценки качества образования (РИКО) обучающихся 4-х, 9-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области;

- материалы о проведении и результатах Всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями»;

- материалы о проведении и результатах национальных исследований качества образования;

- материалы о проведении единого государственного экзамена, основного государственного экзамена и экзамена в форме государственного выпускного экзамена.

Всего за период 2017 года опубликовано 138 материалов. Опубликованные материалы актуальны и востребованы следующими категориями: руководителями органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; руководителями муниципальных методических служб; руководителями общеобразовательных организаций; педагогической общественности, родителям (законным представителям), обучающимся.

Материалы, размещенные на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по инициативе ГБУ ДПО РЦОКИО по тематике оценки качества образования в большей степени дублируют материалы официального сайта Министерства образования и науки Челябинской области, что является логичным. За период 2017 года было опубликовано 53 материала, которые были согласованы с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Материалы на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области по тематике оценки качества образования, размещенные по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) содержали информацию о процедурах и результатах государственной итоговой аттестации и видеоролики. Всего за 2017 год было опубликовано 66 материалов.

Связи с общественностью являются незаменимым инструментом, который помогает ГБУ ДПО РЦОКИО информировать всех участников образовательного процесса о состоянии оценки качества образования в Челябинской области.

Список литературы

1. Аги, У. Самое главное в PR / У Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс; пер. с англ. -СПб.: Питер, 2004. - 560 с. — с. 27—28.

2. Брошюра «Единая система оценки

образования». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.obrnadzor.gov.ru/ ru/press_center/infomaterial/ (дата обращения: 22.10.2017).

2. Варакута, С.А. Связи с общественностью. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://royallib.com/read/varakuta_ser-gey/svyazi_s_obshchestvennostyu_uchebnoe_p osobie.html#0 (дата обращения: 15.10.2017).

4. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области : (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) / Министерство образования и науки Челябинской области. - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 46 с.

5. Марков, А. А. Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие / А. А. Марков. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 163 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015г. №№ 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.» (задача 5, мероприятие 5.1). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/ 71044750/paragraph/1:3 (дата обращения: 05.10.2017).

7. Реклама и связи с общественностью: учебник для бакалавров / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов. — М.: Издательство Юрайт, 2013.— 552 с.— Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

8. Фадеева, Е. Н. Связи с общественностью [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Фадеева, А. В. Сафронов, М. А. Красильникова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 263 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/95d9ecc 180e13e58ff632723375f109b36986b8c/ (дата обращения: 12.10.2017).

References

1. Agi, U. Samoe glavnoe v PR / U Agi, G. Kjemeron, F. Olt, D. Uilkoks; per. s angl. -SPb.: Piter, 2004. - 560 s. — s. 27—28.

2. Broshjura «Edinaja sistema ocenki obra-zovanija». [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press _center/infomaterial/ (data obrashhenija: 22.10.2017).

3. Varakuta, S.A. Svjazi s obshhestvenno-st'ju. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://royallib.com/read/varakuta_sergey/svya zi_s_obshchestvennostyu_uchebnoe_posobie. html#0 (data obrashhenija: 15.10.2017).

4. Koncepcija regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija Cheljabinskoj oblasti : (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovan-ija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti. - Cheljabinsk : RCOKIO, 2017. - 46 s.

5. Markov, A. A. Teorija i praktika svjazej s obshhestvennost'ju: ucheb. posobie / A. A. Markov. - SPb.: SPbGIJeU, 2011. - 163 s.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015g. № 497 «O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gg.» (zadacha 5, meroprijatie 5.1). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/document/71044750/para-graph/1:3 (data obrashhenija: 05.10.2017).

7. Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: uchebnik dlja bakalavrov / I.M. Sinjaeva, O.N. Romanenkova, D.A. Zhil'cov. — M.: Iz-datel'stvo Jurajt, 2013.— 552 s.— Serija: Ba-kalavr. Uglublennyj kurs.

8. Fadeeva, E. N. Svjazi s obshhestvennost'ju [Tekst]: uchebnik i praktikum dlja aka-demicheskogo bakalavriata / E. N. Fadeeva, A. V. Safronov, M. A. Krasil'nikova. — M. : Iz-datel'stvo Jurajt, 2016. — 263 s. — Serija : Ba-kalavr. Akademicheskij kurs

9. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 29.07.2017) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_140174/95d9ecc180e13 e58ff632723375f109b36986b8c/ (data obrashhenija: 12.10.2017).

Сведения об авторах

Латыпова Ирина Владимировна - По

четный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оцен-

ки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Михалюк Татьяна Владиславовна -

специалист по связям с общественностью организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Latypova I.V. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Head of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Mikhalyuk T.V. - Specialist in public relations of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.