Научная статья на тему 'Методическое сопровождение педагогов при подготовке государственной итоговой аттестации'

Методическое сопровождение педагогов при подготовке государственной итоговой аттестации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ТРЕНИРОВОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Ирина Владимировна, Майданова Мария Сергеевна

Тренировочное тестирование обучащихся общеобразовательных организаций организовано ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» совместно с ФГБУ «Федеральный центр тестирования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Тренировочное тестирование обучающихся 9-х и 11-х классов осуществляется с использованием современных информационных технологий. Участие в тренировочном тестировании является действенным механизмом управления качеством проведения государственной итоговой аттестации как в организационном аспекте, так и в аспектах методического и технологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова Ирина Владимировна, Майданова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение педагогов при подготовке государственной итоговой аттестации»

УДК 371.014

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

И.В. Латыпова, М.С. Майданова

Тренировочное тестирование обучающихся общеобразовательных организаций организовано ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» совместно с ФГБУ «Федеральный центр тестирования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Тренировочное тестирование обучающихся 9-х и 11-х классов осуществляется с использованием современных информационных технологий. Участие в тренировочном тестировании является действенным механизмом управления качеством проведения государственной итоговой аттестации как в организационном аспекте, так и в аспектах методического и технологического сопровождения.

Ключевые слова: итоговая аттестация, тренировочное тестирование, единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, контрольные измерительные материалы.

Современному педагогу необходимо реагировать на изменения в сфере образования, оперативно находить векторы развития своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Учитель несет ответственность за подготовку обучающихся к итоговой аттестации, соответственно одним из профессиональных качеств учителя становится умение учиться.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования. В статье 59 Федерального закона «Об образовании в Российс-

кой Федерации» сказано, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Следует обратить внимание и на то, что итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся [6]. Итоговая аттестация - объективная проверка освоения основной образовательной программы.

Для объективной проверки освоения основной образовательной программы необходимо учитывать подготовку обучающихся, позволяющую успешно пройти государственную итоговую аттестацию:

- информационная подготовка: знакомство с основными правилами поведения на экзамене, заполнения бланков и т.д.;

- предметная подготовка: сформирован-ность умений выполнять тестовые задания;

- психологическая подготовка: ориентированность на рациональные действия, актуализация возможностей для успешных действий в ситуации прохождения тренировочного тестирования.

С целью качественной подготовки к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее -ОГЭ), ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ дПо РЦОКИО) совместно с ФГБУ «Федеральный центр тестирования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - ФЦТ) организует подготовку и проведение тренировочного тестирования обучающихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций.

Тренировочное тестирование обучающихся классов проводится по технологиям ЕГЭ/ОГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, разработанных ФЦТ согласно спецификациям текущего

учебного года, с целью оценки качества учебных достижений обучающихся по учебным предметам для обучающихся 11-х классов: русский язык, математика базовая, математика профильная, литература, физика, химия, биология, география, история, обще-ствознание, английский язык, (письменный), информатика и информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ). Для обучающихся 9-х классов по следующим учебным предметам: русский язык, математика, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика и ИКТ.

Тренировочное тестирование проводится в целях получения достоверной информации и информирования всех участников образовательного процесса о состоянии и динамике качества образования обучающихся 11 -х и 9-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области, а также формирования умения работать с бланками.

Цель тренировочного тестирования в 20162017 учебном году - отработка технологии организации и проведения государственной итоговой аттестации, в том числе, ознакомление обучающихся 11 -х и 9-х классов общеобразовательных организаций с процедурой проведения ЕГЭ/ ОГЭ.

Основанием для проведения тренировочного тестирования на территории Челябинской области стали договоры между ГБУ ДПО РЦОКИО и ФЦТ на оказание услуг для проведения тренировочного тестирования.

Документальными основаниями реализации тренировочного тестирования в общеобразовательных организациях Челябинской области являлись договоры на оказание услуг тренировочного тестирования.

Информационное сопровождение участников проекта в территориях осуществлялось посредством:

- письма ГБУ ДПО РЦОКИО «О проведении тренировочного тестирования обучающихся 9-х и 11-х классов в общеобразовательных учреждениях в 2016-2017 учебном году» (от 22.08.2016 года № 674);

- информационного совещания, организованного ГБУ ДПО РЦОКИО 03.11.2016г. Письмо «Об информационном совещании по

вопросам организации тренировочного тестирования по технологии ЕГЭ/ОГЭ в 20162017 учебном году (от 25.10.2016г. № 881).

Базой проведения тренировочного тестирования в 2016-2017 учебном году стали пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) в муниципалитетах, и общеобразовательных организаций Челябинской области.

В числе обязательных условий реализации тренировочного тестирования 2016 -2017 учебного года необходимо выделить следующие:

- при проведении тренировочного тестирования по технологии ЕГЭ/ ОГЭ использовались контрольные измерительные материалы, разработанные согласно спецификациям 2017 года;

- проверка работ участников тренировочного тестирования осуществлялась председателями и членами предметных экзаменационных комиссий при строгом соблюдении всех технологических процессов на базе ГБУ ДПО РЦОКИО;

- для обработки результатов тренировочного тестирования использовался программный комплекс, предоставленный в рамках договора между ГБУ ДПО РЦОКИО и ФЦТ;

— выдача результатов тестирования осуществлялась через защищенный канал связи (йр-сервер), построенный на основе у1рпе1;-координаторов;

— контрольные измерительные материалы после прохождения тестирования переданы участникам для дальнейшей подготовки к государственной итоговой аттестации;

— для участников и организаторов тренировочного тестирования в 39 территориях Челябинской области было организовано консультационное сопровождение.

Тренировочное тестирование в 2016-2017 учебном году проводилось в несколько этапов: организационно-заявительный, этап проведения тестирования и этап подведения итогов.

В 2016-2017 учебном году в тренировочном тестировании приняли участие 3 540 обучающихся 11-х классов из 31 территории Челябинской области и 13 802 обучающихся 9-х классов из 39 территорий Челябинской области.

И.В. Латыпова, М.С. Майданова

В целом, созданные ГБУ ДПО РЦОКИО организационно-технологические условия проведения тренировочного тестирования, обеспечили возможность обучающимся 11 -х и 9-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области, а также их родителям в деятельностной форме ознакомиться с процедурой ГИА, сознательно осуществить выбор предметов для экзаменов.

По итогам проведения тренировочного тестирования в 2016-2017 учебном году руководителями предметных экспертных комиссий были подготовлены

аналитические материалы о результатах тестовых процедур и типичных ошибках в содержании работ обучающихся по предметам.

Заключительным этапом тренировочного тестирования в 2016-2017 учебном году стали методические семинары для всех муниципальных районов и городских округов Челябинской области, которые проводились в режиме

видеоконференцсвязи, что позволило организовать открытый диалог между всеми участниками тренировочного тестирования от организаторов в территориях до председателей предметных комиссий. В методических семинарах приняли участие 5 359 педагогов Челябинской области.

В целом, анализ результатов участия Челябинской области в проекте ФЦТ «Тренировочное тестирование обучающихся по технологии ЕГЭ/ОГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, разработанных согласно спецификациям 2017 года» позволяет констатировать, что участие общеобразовательных организаций Челябинской области в данном проекте является действенным механизмом управления качеством подготовки и проведения ЕГЭ/ОГЭ как в организационном аспекте, так и в аспектах методического и технологического сопровождения. Это позволяет

сформулировать рекомендации по использованию технологий и результатов проекта в мероприятиях ЕГЭ/ОГЭ.

На уровне Министерства образования и науки Челябинской области:

- информировать органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, о результатах участия Челябинской области в тренировочном тестировании по технологии ЕГЭ/ОГЭ, в том числе о выводах и замечаниях предметных комиссий по результатам проверки работ обучающихся;

- рекомендовать предметным комиссиям при проведении анализа результатов ГИА 2017 года по предметам учесть аналитические материалы по тренировочному тестированию для выявления тенденций;

- включить в методические рекомендации по преподаванию предметов в 2017-2018 учебном году представленные материалы;

- инициировать участие органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных организаций области, обучающихся, родителей в тренировочном тестировании в 2017-2018 учебном году.

На уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:

- информировать общеобразовательные организации о результатах участия Челябинской области и подведомственных общеобразовательных организаций (при участии) в тренировочном тестировании по технологии ЕГЭ/ОГЭ, в том числе о выводах и замечаниях предметных комиссий по результатам проверки работ обучающихся;

- инициировать более широкое участие общеобразовательных организаций области, обучающихся, родителей в проекте в 20172018 учебном году;

- организовать методическое и технологическое сопровождение ГИА с учетом замечаний и рекомендаций по результатам тренировочного тестирования.

- уточнить полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части оценки качества общего образования при проведении тренировочного тестирования [6]

На уровне общеобразовательных организа-

ций:

— ознакомить педагогов, обучающихся, родителей с результатами тренировочного тестирования с целью принятия эффективных управленческих решений при более качественной подготовке к ГИА;

— инициировать более широкое участие обучающихся в тренировочном тестировании в 2017-2018 учебном году;

— использовать представленные материалы во внутриорганизационном повышении квалификации учителей;

— использовать представленные материалы для работы с родителями в рамках подготовки к ГИА;

— использовать представленные материалы при проведении консультаций с обучающимися в ходе подготовки к ГИА по предметам.

На уровне ГБУ ДПО РЦОКИО:

— обеспечить использование результатов тренировочного тестирования при реализации программ повышения квалификации;

— создать условия для расширения количества участников тренировочного тестирования от территорий и общеобразовательных организаций.

На уровне учителя - предметника:

— использовать материалы сайта Федерального института педагогических измерений в части применения документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ (кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

— использовать учебно-методические материалы для председателей, членов региональных предметных комиссий и руководителей экспертных групп по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ/ОГЭ, расположенных на сайте Федерального института педагогических измерений;

— использовать методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ/ОГЭ 2016/2017 учебного года.

Список литературы

1. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова ; под. ред. Е. А. Тюриной. - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 163 с.

2. Письмо Рособрнадзора от 02.12.16 № 10-835 «Об уточненной редакции методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году» [Электронный ресурс] - Режим доступа : Ьйр8://,^^^§оо§1е.ги/иг1?8а=1&гс1=]&д=&е8 гс= s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&v её^аШКЕ-^фдГУд^ХАШдОроКНШиК-CUgQFggvMAE&ur1=http%3A%2F%2Fege.ci ur.ru%2Fege%2Fnorm%2Fnew-documents%2 F%3 FELEMENT_ID%3D33079&usg=AOv-Vaw0XkBHD9O0sqrn5sE7EtEBu (дата обращения: 20.09.2017).

3.Письмо Рособрнадзора от 23.12.16 № 02411 «Об уточненной редакции Методических рекомендаций на 2017 год» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ru stest.ru/docs/service-for-supervision/ (дата обращения: 22.09.2017).

4. Полный комплект методических материалов ГИА 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs /documents/index.php?id_4=21224 (дата обращения: 23.09.2017).

5. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область): (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г.№03-02/11974) [Текст] - Челябинск, 2017. -140 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.09.2017).

И.В. Латыпова, М.С. Майданова

References

1. Municipal'naja sistema ocenki kachestva obshhego obrazovanija: tehnologija so-vershenstvovanija v kontekste vnedrenija re-gional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija [Tekst]: metodicheskie re-komendacii dlja organov mestnogo samouprav-lenija, osushhestvljajushhih upravlenie v sfere obrazovanija, po sovershenstvovaniju munici-pal'nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija / A. A. Ba-rabas, Ju. Ju. Baranova, I. V. Latypova ; pod. red. E. A. Tjurinoj. - Cheljabinsk : RCOKIO, 2017. - 163 s.

2. Pis'mo Rosobrnadzora ot 02.12.16 № 10835 «Ob utochnennoj redakcii metodicheskih dokumentov, rekomenduemyh k ispol'zovaniju pri organizacii i provedenii GIA-9 i GIA-11 v 2017 godu» [Jelek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa : https://www.google.ru/url?sa=t&rct= j&q=&esrc= s&source=web&cd=2&cad=rj a& uact=8&ved=0ahUKEwjqjqfVqKzXAhUqOpo KHWuK-CUgQFggvMAE&url=http%3A%2F %2Fege.ciur.ru%2Fege%2Fnorm%2Fnewdocu ments%2F%3FELEMENT_ID%3D33079&us g=AOvVaw0XkBHD9O0sqrn5sE7EtEBu (data obrashhenija: 20.09.2017).

3. Pis'mo Rosobrnadzora ot 23.12.16 № 02411 «Ob utochnennoj redakcii Metodicheskih rekomendacij na 2017 god» [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.rust-est.ru/docs/service-for-supervision/ (data obrashhenija: 22.09.2017).

4. Polnyj komplekt metodicheskih materialov GIA 2017 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/docu-ments/index.php?id_4=21224 (data obrashhen-

ija: 23.09.2017).

5. Regional'naja model' ocenki kachestva obshhego obrazovanija (Cheljabinskaja oblast'): (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 22.12.2016g. №03-02/11974) [Tekst] - Cheljabinsk, 2017. -140 s.

6. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jel-ektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashhenija:20.09.2017).

Сведения об авторах

Латыпова Ирина Владимировна - Почетный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Майданова Мария Сергеевна - редактор организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Latypova I.V. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Head of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Maydanova M.S. - Editor of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.