ТРЕНИРОВОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Л.В. Пекарская
В статье рассматриваются практические аспекты организации и реализации проекта «Тренировочное тестирование для выпускников общеобразовательных организаций Челябинской области», организованное Региональным центром оценки качества и информатизации образования совместно с Федеральным центром тестирования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Данный проект является действенным механизмом управления качеством проведения государственной итоговой аттестации и эффективной формой к её подготовке.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, тренировочное тестирование, единый государственный экзамен, основной государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, единая (общероссийская) система оценки качества образования.
В условиях, когда формируется единая (общероссийская) система оценки качества образования [3], задачами, требующими решения для каждого органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, являются, в первую очередь, создание, а затем и совершенствование, муниципальной системы оценки качества образования, во-вторых, поиск и обновление эффективных механизмов «встраивания» такой системы в единое «оценочное пространство» страны и региона, и, в-третьих, формирование практики принятия управленческих решений по результатам оценочных процедур [4].
Главным результатом, фиксирующим реализацию основных образовательных программ на основе Федеральных государственных стандартов среднего общего и основного общего образования, является государственная итоговая аттестация выпускников общеобразовательных организаций в форме
единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ). Оба экзамена являются элементами общероссийской системы оценки качества образования.
Результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ выступают одним из основных источников информации об уровне освоения обучающимися основных образовательных программ в отдельных образовательных организациях, территориях. Это даёт возможность осуществлять мониторинг результатов подготовки выпускников к ГИА с целью корректировки, а также наметить пути совершенствования образовательного процесса в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации. Результаты государственной итоговой аттестации предоставляют возможность получить обобщённую и дифференцированную информацию подготовки выпускников школ к получению высшего и среднего профессионального образования, так как результаты ЕГЭ (в том числе и ОГЭ) засчитываются в качестве результатов вступительных экзаменов при поступлении в высшие и средне-профессиональные учебные заведения.
В статье 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Следует обратить внимание и на то, что итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся [6].
Государственная итоговая аттестация -это важный этап в жизни каждого выпускника, требующий основательной и качественной предметной и психологической подготовки. Перед педагогическими коллективами стоит важная задача - создать в образовательной организации организационно-методические условия для успешной подго-
товки выпускников к ГИА. Реализация данной задачи осуществляется с применением современных педагогических, образовательных и информационных технологий при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов и родителей. Для объективной проверки освоения основной образовательной программы необходимо учитывать подготовку обучающихся, позволяющую успешно пройти государственную итоговую аттестацию:
- информационная подготовка: знакомство с основными правилами поведения на экзамене, заполнения бланков и т.д.;
- предметная подготовка: сформирован-ность умений выполнять тестовые задания;
- психологическая подготовка: ориентированность на рациональные действия, актуализация возможностей для успешных действий в ситуации прохождения тренировочного тестирования [1].
Одной из современных и эффективных форм подготовки выпускников к ГИА в Челябинской области на протяжении 4 лет является проект «Тренировочное тестирование для выпускников общеобразовательных организаций Челябинской области», 9 классов и 11 классов, который проводится по технологии ОГЭ и ЕГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, разработанных Федеральным Центром тестирования. Организатором реализации данного проекта является ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) совместно с ФГБУ «Федеральный центр тестирования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - ФГБУ ФЦТ) при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. Основанием проведения тренировочного тестирования в общеобразовательных организациях Челябинской области являются договоры на оказание услуг тренировочного тестирования.
Тренировочное тестирование выпускников проводится по технологиям ЕГЭ/ОГЭ по учебным предметам для обучающихся 11-х классов: русский язык, математика базовая, математика профильная, литература, физика,
химия, биология, география, история, обще-ствознание, английский язык (письменный), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Для обучающихся 9-х классов по следующим учебным предметам: русский язык, математика, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Важное значение в организации и реализации проекта, имеет организационно-технологическое, информационное и методическое сопровождение ГБУ ДПО РЦОКИО.
Реализация данного проекта осуществлялась в несколько этапов: организационно-заявительный; этап проведения тестирования и этап подведения итогов.
Информационное сопровождение проекта в 2017-2018 годах в муниципалитетах осуществлялось посредством:
информационных писем ГБУ ДПО РЦО-КИО «О проведении тренировочного тестирования обучающихся 9-х и 11 -х классов в общеобразовательных учреждениях в 20172018 учебном году» (от 16.08.2017 года № 974); о графике проведения мероприятий тренировочного тестирования для обучающихся 9-х,11-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области по технологии ОГЭ/ЕГЭ в 2017/2018 учебном году (от 29.11.2017 г. № 1463);
- информации, представленной в ходе реализации презентационного проекта День РЦОКИО в территориях Челябинской области;
- информации, размещённой на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО;
- инструктивного совещания, организованного и проведённого 17.11.2017 г. в режиме видеконференцсвязи Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО) по вопросам организации тренировочного тестирования по технологии ОГЭ/ЕГЭ в 2017-2018 учебном году (письмо «Об информационном совещании по вопросам организации тренировочного тестирования по технологии ЕГЭ/ОГЭ в 2017-2018 учебном году
(от 10.11.2017 г. № 1377).
На всех этапах проведения тренировочного тестирования по технологии ОГЭ и ЕГЭ осуществлялось консультационное и методическое сопровождение организаторов тренировочного тестирования в муниципальных образованиях Челябинской области.
В ходе организации и проведения тренировочного тестирования было обеспечено достижение цели проекта: отработки технологии организации и проведения государственной итоговой аттестации, в том числе, ознакомление обучающихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций с процедурой проведения государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Базами проведения тренировочного тестирования стали пункты проведения экзаменов (ППЭ) в муниципалитетах и общеобразовательных организациях Челябинской области.
В числе обязательных условий реализации проекта тренировочного тестирования в 2018 году необходимо выделить следующие составляющие:
- использование при проведении тренировочного тестирования по технологии ЕГЭ и ОГЭ контрольных измерительных материалов, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений, согласно спецификациям 2018 года;
- осуществление проверки работ участников тренировочного тестирования на базе ГБУ ДПО РЦОКИО с привлечением председателей и членов предметных экзаменационных комиссий при строгом соблюдении всех технологических процессов проведения ЕГЭ и ОГЭ;
- использование программного комплекса, предоставленного в рамках договора между ГБУ ДПО РЦОКИО и ФГБУ ФЦТ при обработке результатов тренировочного тестирования;
- осуществление выдачи результатов тестирования через защищенный канал связи (ftp-сервер), построенный на основании технологии ViPNet CUSTOM;
- осуществление передачи контрольно-измерительных материалов участникам проекта после прохождения тренировочного
тестирования для дальнейшего использования при подготовке к государственной итоговой аттестации;
- осуществление консультационного и методического сопровождения участников и организаторов проекта в 37 территориях Челябинской области [1].
Хотелось бы отметить положительную динамику количественных и качественных результатов проведения тренировочного тестирования, позволяющих определить тенденции и перспективы развития данного проекта в Челябинской области. В 2018 году в тренировочном тестировании по технологии ЕГЭ приняли участие на 7,5 % участников больше, чем в прошлом году; по технологии ОГЭ количество участников остаётся стабильным, но тем не менее, количественный показатель выше на 1,5%. Выявлены положительные качественные тенденции результатов тренировочного тестирования как по технологии ЕГЭ и ОГЭ по обязательным предметам, так и предметам по выбору. Несомненно, увеличение качественных показателей результатов тренировочного тестирования является организационно-технологическим, методическим успехом, а также результатом эффективного взаимодействия всех участников данного проекта, что, в конечном итоге, предположительно может и положительно отразится на результатах государственной итоговой аттестации выпускников 2018 года.
В целом, созданные ГБУ ДДО РЦОКИО организационно-технологические условия проведения тренировочного тестирования, обеспечили возможность обучающимся 9-х и 11 -х классов общеобразовательных организаций Челябинской области, а также их родителям в деятельностной форме ознакомиться с процедурой проведения ЕГЭ и ОГЭ, сознательно осуществить выбор предметов для тренировочных экзаменов и погрузиться в морально - психологическую атмосферу процедуры проведения государственной итоговой аттестации.
По итогам проведения тренировочного тестирования по технологии ЕГЭ и ОГЭ в 2017- 2018 учебном году руководителями
предметных экспертных комиссий были подготовлены аналитические материалы о результатах тестовых процедур и типичных ошибках в содержании экзаменационных работ обучающихся по предметам, которые были представлены для всех муниципальных районов и городских округов Челябинской области на методических семинарах в режиме видеоконференцсвязи, проведённых на этапе подведения итогов проекта тренировочного тестирования. Мероприятия совместно с ГБУ ДПО РЦОКИО провели председатели и заместители председателей предметных комиссий, эксперты в сфере оценки качества образования в Челябинской области. В он-лайн мероприятии приняли участие более 4000 педагогических работников: учителя-предметники, представители различных категорий специалистов, задействованных в организации и проведении ГИА в 2017- 2018 учебном году.
Правильное использование анализа и интерпретации результатов проведения оценочных процедур в результате проведения тренировочного тестирования по технологии ЕГЭ и ОГЭ позволило грамотно спланировать и наметить пути совершенствования методик и технологий подготовки выпускников к ГИА.
На уровне муниципалитетов через организацию адресной работы с общеобразовательными организациями и учителями-предметниками, осуществляющими подготовку выпускников к ГИА.
Оперативное размещение аналитических материалов на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО представило возможность всем участникам ГИА ознакомиться с ними и на основе комплексного анализа результатов проекта тренировочного тестирования повысить качество и обеспечить чёткое выполнение требований проведения ЕГЭ и ОГЭ.
В результате анализа организации и проведения проекта «Тренировочное тестирование для выпускников общеобразовательных организаций Челябинской области» были разработаны рекомендации по совершенствованию процесса подготовки выпускников к ГИА для различных организационных уровней.
Обобщающий анализ рекомендаций
председателей предметных экспертных комиссий по результатам проверки тестовых заданий по предметам позволили сформировать перечень актуальных направлений по совершенствованию качества образовательного процесса при подготовке обучающихся к ГИА на уровне учителей-предметников.
Рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса по итогам проведения тренировочного тестирования обучающихся 9-х и 11 -х классов:
- повышение качества выполнения требований Государственного образовательного стандарта по предметам на основе анализа результатов тренировочного тестирования;
- анализ типичных ошибок, допущенных выпускниками в ходе тренировочного тестирования по предметам;
- осуществление корректировки учебно-тематического планирования в соответствии с результатами тренировочного тестирования по технологии ОГЭ и ЕГЭ по предметам;
- разработка систем мер по профилактике типичных учебных затруднений обучающихся по темам учебных дисциплин, выносимых на ЕГЭ, по результатам анализа результатов тренировочного тестирования;
- формирование у обучающихся личностной мотивации к самостоятельной подготовке к ГИА, посредством участия в проекте тренировочное тестирование по технологии ЕГЭ и ОГЭ;
- построение структуры проведения учебных занятий в соответствии с требованиями ГИА;
- развитие у обучающихся коммуникативных умений и навыков создания собственного речевого высказывания;
- развитие навыков работы с текстом: осмысленного чтения учебного текста, способности проводить его смысловой, языковой анализ на основе ознакомления с разработанными ФЦТ контрольно-измерительными материалами 2018 года;
- развитие у обучающихся умений и навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе подготовки к ГИА;
- усиление роли рефлексивно-оценочного компонента в обучении на этапе подготовки к ГИА;
- подготовка выпускников к рационально-
му использованию времени на экзамене, проведение тренировочных мероприятий, имитирующих проведение ЕГЭ и ОГЭ;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия выпускников на этапе подготовки и проведения ГИА.
С точки зрения оценки качества образования весьма важно развивать эффективные механизмы качества образования на муниципальном уровне, которым является проект тренировочное тестирование, позволяющий эффективно реализовывать меры, принятые по результатам оценочных процедур тренировочного тестирования и направленные на повышение уровня качества подготовки обучающихся к ГИА, как на уровне общеобразовательных организаций области, так и на уровне органов управления в сфере образования.
Рекомендации на уровне Министерства образования и науки Челябинской области:
- информировать органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, о результатах участия Челябинской области в тренировочном тестировании по технологии ОГЭ/ЕГЭ, в том числе о выводах и замечаниях предметных комиссий по результатам проверки работ обучающихся;
- рекомендовать предметным комиссиям при проведении анализа результатов ГИА 2018 года по предметам учесть аналитические материалы по тренировочному тестированию для выявления тенденций;
- включить в методические рекомендации по преподаванию предметов в 2017/2018 учебном году представленные материалы;
- инициировать участие органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных организаций области, обучающихся, родителей в ТТ-9 в 2018/2019 учебном году.
Рекомендации на уровне ГБУ ДПО РЦО-КИО:
- обеспечить использование результатов тренировочного тестирования по технологии ОГЭ/ЕГЭ при реализации программ повышения квалификации;
- создать условия для привлечения наи-
большего количества участников тренировочного тестирования от территорий и общеобразовательных организаций Челябинской области. На уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
- информировать общеобразовательные организации о результатах участия Челябинской области и подведомственных общеобразовательных организаций (при участии) в тренировочном тестировании по технологии ЕГЭ/ОГЭ, в том числе о выводах и замечаниях предметных комиссий по результатам проверки тестовых работ обучающихся;
- инициировать более широкое участие общеобразовательных организаций области, обучающихся, родителей в проекте в 2017/2018 учебном году;
- организовать методическое и технологическое сопровождение ГИА с учетом замечаний и рекомендаций по результатам тренировочного тестирования.
- уточнить полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части оценки качества общего образования при проведении тренировочного тестирования [1].
Ожидаемые результаты реализации проекта тренировочного тестирования в Челябинской области:
- улучшение качества предметной и психологической подготовки обучающихся к ГИА;
- отработка алгоритма организационного взаимодействия участников ГИА на разных уровнях (от родителей и обучающихся до отдела государственной итоговой аттестации ГБУ ДПО РЦОКИО;
- выявление недостатков процесса проведения ГИА и своевременно их исправление в ходе мероприятий по результатам проведения тренировочного тестирования (повышение квалификации различных категорий специалистов, привлекаемых к ГИА; консультаций, в том числе специалистов технического характера, задействованных в процедуре ГИА в 2018 году [1].
Список литературы
1. Латыпова, И. В. Методическое сопровождение педагогов при подготовке государственной итоговой аттестации [Текст] / И. В. Латыпова, М. С. Майданова // Научно - методическое обеспечение качества образования. 2017.№2(3). - С.45-49.
2. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / под редакцией А. А. Барабаса - Челябинск: РЦО-КИО, 2017. - 104 с.
3. Письмо Рособрнадзора от 02.12.16 № 10835 «Об уточненной редакции методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://mcop.dogm.mos.ru/legi slation/lawacts/4978311/ (дата обращения 20.04.2018)
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» задача 5, мероприятие 5.1. [Текст] // Российская газета, 2015, 28 мая.
5. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974) [Текст]. - Челябинск, РЦОКИО. - 2017. - 140 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.04.2018)
References
1. Latypova, I. V. Metodicheskoe so-provozhdenie pedagogov pri podgotovke gosu-darstvennoy itogovoy attestatsii [Tekst] /
I. V. Latypova, M. S. Maydanova // Nauchno -metodicheskoe obespechenie kachestva obra-zovaniya. 2017.№2(3). - S.45-49.
2. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst]: metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyay-ushchih upravlenie v sfere obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / pod redaktsiey A. A. Barabasa - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. -104 s.
3. Pis'mo Rosobrnadzora ot 02.12.16 № 10835 «Ob utochnennoy redaktsii metodicheskih dokumentov, rekomenduemyh k ispol'zovaniyu pri organizatsii i provedenii GIA-9 i GIA-11 v 2017 godu» [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://mcop.dogm.mos.ru/legisla-tion/lawacts/4978311/ (data obrashcheniya 20.04.2018)
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 23.05.2015 g. № 497 «O Feder-al'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody» zadacha 5, mero-priyatie 5.1. [Tekst] // Rossiyskaya gazeta, 2015, 28 maya.
5. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya ob-last') (utverzhdena pis'mom Ministerstva obra-zovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974) [Tekst]. - Chelyabinsk, RTsOKIO. - 2017. - 140 s.
6. Federal'niy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya 10.04.2018)
Сведения об авторе
Пекарская Лариса Викторовна -
начальник лаборатории независимых диагностик, организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»,
г. Челябинск
Information about author
Pekarskaya L.V. - Head of Independent Diagnostics Laboratory of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk