Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 69 — 71. Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):69 — 71.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 34.343
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-69-71 NIION: 2007-0062-4/23-220
EDN: https://elibrary.ru/QBWQVO MOSURED: 77/27-004-2023-04-420
Информационная открытость органов судебной власти как политико-правовой аспект правосудия
Саида Ямудиновна Пирметова1, Камилла Тагировна Рагимханова2
1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
Аннотация. Проводимые в Российской Федерации судебные реформы актуализировали судебную власть как самостоятельную ветвь власти и существенно изменили общественное мнение относительно этой ветви власти, повысили ее авторитет в обществе.
Вместе с тем уровень доверия общества требует постоянного адекватного реагирования со стороны самой судебной власти. Для поддержания своего высокого авторитета в обществе судебная власть должна презентовать свою деятельность через коммуникативную функцию, действовать транспарентно, т.е. открыто, прозрачно.
Свободный доступ к открытой информации о деятельности субъектов властных полномочий — важное основание для развития современного демократического государства. Он обеспечивает прозрачность и открытость органов власти, является крайне необходимым для построения отношений, основанных на доверии.
Ключевые слова: судебная власть, информационная открытость, транспарентность, государственные органы, правовое регулирование
Для цитирования: Пирметова С.Я., Рагимханова К.Т. Информационная открытость органов судебной власти как политико-правовой аспект правосудия // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 69 — 71. https:// doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-69-71. EDN: https://elibrary.ru/QBWQVO.
PRIVATE LEGAL (CIVILITY) SCIENCES
Original article
Informational openness of judicial authorities as a political and legal aspect of justice
Saida Ya. Pirmetova1, Kamilla T. Ragimkhanova2
11 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia
Abstract. The judicial reforms carried out in the Russian Federation actualized the judiciary as an independent branch of government and significantly changed public opinion regarding this branch of government, increased its authority in society.
At the same time, the level of public trust requires a constant adequate response from the judiciary itself. In order to maintain its high authority in society, the judiciary must present its activities through a communicative function, act transparently, that is, openly, transparently.
Free access to open information about the activities of subjects of authority is an important basis for the development of a modern democratic state. It ensures transparency and openness of the authorities, is essential for building relationships based on trust.
Keywords: judicial power, information openness, transparency, state bodies, legal regulation
For citation: Pirmetova S.Ya., Ragimkhanova K.T. Informational openness of judicial authorities as a political and legal aspect of justice // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):69 — 71 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-69-71. EDN: https://elibrary.ru/QBWQVO.
© Пирметова С.Я., Рагимханова К.Т., 2023
Юридические науки
Развитие информационного общества, повышение роли и значения средств массовой информации в формировании мировоззрения граждан поставили органы государственной власти, в том числе судебную власть, перед необходимостью формирования информационной политики, создания условий для открытости и прозрачности своей деятельности.
Как правило, граждане получают информацию о судах преимущественно из СМИ, которые отдают предпочтение сенсационным материалам о выявленных взятках и об отпущенных под залог убийцах; обвинения, негативные отзывы часто звучат именно из уст СМИ [1].
Транспарентность судебной власти можно истолковать как право и свободу получения информации трех видов.
1. О суде в стране как органе государственной власти. Такая информация в целом отражена в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Это сведения об организации судебной системы, количестве судей, их территориальной и предметной юрисдикции, иерархии судебных институтов, а также о порядке деятельности суда — процессуальных правилах и распорядке работы суда как такового. Кроме того, к этой группе информации относятся сведения о составе суда и порядке его формирования. Иначе говоря, это информация о процессе отбора кандидатов на должность судей и их назначении (выборности) на конкретную должность, порядке отставки судей с должности, а также о территориальной и предметной юрисдикции конкретного суда. Важная форма этого вида информации — свободный доступ каждого к судебной статистике.
2. О конкретном судебном процессе (знание о будущих судебных процессах в конкретном суде, сведения о текущем судебном календаре; возможность сторон знакомиться с материалами дела и судебными решениями, а также свобода доступа в зал судебного заседания).
3. О судейском самоуправлении, его структуре, органах дисциплинарного типа (прежде всего — квалификационные коллегии судей), порядок их формирования и деятельности.
Развитие информационного общества, повышение роли и значения средств массовой информации в формировании мировоззрения граждан поставило органы государственной власти, в том числе судебную власть, перед необходимостью формирования информационной политики, со-
здания условий для открытости и прозрачности своей деятельности [2].
Много проблем возникает при попытке получить исчерпывающую информацию от судебной ветви власти. Граждане, не имея достоверной информации, трактуют важные для страны вопросы по-своему. Поэтому СМИ, которые имеют большое влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения на те или иные общественно-политические явления и процессы, играют важную роль в отношениях между судебной властью и гражданским обществом. Они информируют граждан о работе судов и состоянии законности и правопорядка в государстве, а судей — об общественном мнении по этим вопросам. Именно поэтому необходимым условием деятельности СМИ являются их свобода, политическая беспристрастность, независимость от монопольного влияния государства, политических партий, финансово-политических групп и т.д., а также транспарентность (открытость) судебной власти [3].
В этом контексте считаем, что налаживание конструктивных взаимоотношений между СМИ и судами будет способствовать взаимодействию между государством и гражданским обществом (общественностью).
Следует уделить внимание вопросам эффективного сотрудничества судов и СМИ, связанным с обеспечением двух конституционных ценностей — свободной прессы и справедливого, независимого суда. И здесь главная цель — достичь «золотой середины», чтобы судья был защищен от давления общественного мнения, навеянного выводами СМИ по делу, которое рассматривается или будет рассматриваться. С другой стороны, общество должно иметь допуск в зал судебного заседания через СМИ. Взаимодействие судов с редакциями средств массовой информации урегулировано на законодательном уровне и осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности судов.
Таким образом, рациональным решением проблем взаимодействия суда и СМИ является создание такой организационной системы, которая будет способствовать налаживанию этих связей. Именно создание в судах пресс-служб с квалифицированными пресс-секретарями может решить проблемы вакуума между судами и СМИ.
Список источников
1. Моисеев Д.В. Конституционное право на свободу информации в современных реалиях / / Вестник Национального института бизнеса. 2020. № 40. С. 145—151.
70
Образование. Наука. Научные кадры 2023 / № 4
2. Хасаншин Ф.Г., Сафина А.Р. Информатизация правоприменительной деятельности как тенденция реализации судебной власти в условиях цифровизации функций государственной власти / / Принципы гражданского, арбитражного и административного судопроизводства: проблемы теории и практики: сборник научных статей / сост. и ред. Л.В. Войтович. СПБ.: Центр научно-информационных технологий «Астери-он», 2021. С. 430—439.
3. Рябинкин НА. Перспективы дистанционного судопроизводства в Российской Федерации на современном этапе // Право. Общество. Государство: сборник научных трудов студентов и аспирантов. Т. 14. СПб.: Санкт-Петербургский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2021. С. 208—214.
References
1. Moiseev D.V. Constitutional right to freedom of information in modern realities / / Bulletin of
the National Institute of Business. 2020. No. 40. pp. 145—151.
2. Khasanshina F.G., Safina A.R. Informatization of law enforcement activity as a trend in the implementation of judicial power in the conditions of digitalization of the functions of state power / / Principles of civil, arbitration and administrative proceedings: problems of theory and practice: collection of scientific articles / comp. and ed. L.V. Voitovich. St. Petersburg: Center for Scientific and Information Technologies "Asterion", 2021. pp. 430—439.
3. Ryabinkin NA Prospects of remote legal proceedings in the Russian Federation at the present stage / / Law. Society. State: Collection of scientific papers of students and postgraduates. Vol. 14. St. Petersburg: St. Petersburg Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice Russia)", 2021. pp. 208—214.
Информация об авторах
С.Я. Пирметова — доцент кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета;
К.Т. Рагимханова — старший преподаватель кафедры информационного права и информатики Дагестанского государственного университета.
Information about the authors S.Yа. Pirmetova — Associate Professor of the Department of Information Law and Informatics of the Dagestan State University;
K.T. Ragimkhanova — Senior Lecturer of the Department of Information Law and Informatics of the Dagestan State University.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 26.09.2023; одобрена после рецензирования 10.10.2023; принята к публикации 26.10.2023.
The article was submitted 26.09.2023; approved after reviewing 10.10.2023; accepted for publication 26.10.2023.