Научная статья на тему 'Правовое регулирование правового обеспечения работы с открытыми данными'

Правовое регулирование правового обеспечения работы с открытыми данными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
открытые данные / правовое обеспечение / информация / Интернет / правовое регулирование / open data / legal support / information / Internet / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саида Ямудиновна Пирметова, Камилла Тагировна Рагимханова

Характерной чертой современного мира являются колоссальные успехи и достижения в области техники и технологий, их масштабы и темпы внедрения в производство и общественную жизнь. Современные информационно-коммуникационные технологии позволили демократизировать и упростить процесс получения важной количественной, статистической и иной информации, касающейся действий официальных лиц государства, коммерческих деятелей и проч. В настоящее время одной из важных общественных проблем является соблюдение определенного баланса между масштабами открытого распространения полезной информации и, вместе с тем, определенных ограничений на доступ к информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти, предприятий промышленности, транспорта, связи, научных, образовательных, медицинских учреждений, общественных и других организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саида Ямудиновна Пирметова, Камилла Тагировна Рагимханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of legal support for working with open data

A characteristic feature of the modern world is the colossal successes and achievements in the field of technology and technology, their scale and pace of introduction into production and public life. Modern information and communication technologies have made it possible to democratize and simplify the process of obtaining important quantitative, statistical and other information concerning the actions of state officials, commercial figures, etc. Currently, one of the important social problems is to maintain a certain balance between the scale of open dissemination of useful information and at the same time certain restrictions on access to information about the activities of state and municipal authorities, industrial enterprises, transport, communications, scientific, educational, medical institutions, public and other organizations.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование правового обеспечения работы с открытыми данными»

Закон и право. 2022. № 6. С. 195-197. Law and legislation. 2022;(6):195-197. Научная статья

УДК 343 NIION: 1997-0063-6/22-358

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-195-197 MOSURED: 77/27-001-2022-6-558

Правовое регулирование правового обеспечения работы

с открытыми данными

Саида Ямудиновна Пирметова1, Камилла Тагировна Рагимханова2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 kama10barca98@mail.ru

2 dinarus77@mail.ru

Аннотация. Характерной чертой современного мира являются колоссальные успехи и достижения в области техники и технологий, их масштабы и темпы внедрения в производство и общественную жизнь.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволили демократизировать и упростить процесс получения важной количественной, статистической и иной информации, касающейся действий официальных лиц государства, коммерческих деятелей и проч.

В настоящее время одной из важных общественных проблем является соблюдение определенного баланса между масштабами открытого распространения полезной информации и, вместе с тем, определенных ограничений на доступ к информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти, предприятий промышленности, транспорта, связи, научных, образовательных, медицинских учреждений, общественных и других организаций.

Ключевые слова: открытые данные, правовое обеспечение, информация, Интернет, правовое регулирование.

Для цитирования: Пирметова С.Я., Рагимханова К.Т. Правовое регулирование правового обеспечения работы с открытыми данными // Закон и право. 2022. № 6. С. 195—197. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-195-197.

Original article

Legal regulation of legal support for working with open data

Saida Ya. Pirmetova1, Kamilla T. Ragimkhanova2

1 2 Dagestan state University, Makhachkala, Russia,

1 kama10barca98@mail.ru

2 dinarus77@mail.ru

Abstract. A characteristic feature of the modern world is the colossal successes and achievements in the field of technology and technology, their scale and pace of introduction into production and public life.

Modern information and communication technologies have made it possible to democratize and simplify the process of obtaining important quantitative, statistical and other information concerning the actions of state officials, commercial figures, etc. Currently, one of the important social problems is to maintain a certain balance between the scale of open dissemination of useful information and at the same time certain restrictions on access to information about the activities of state and municipal authorities, industrial enterprises, transport, communications, scientific, educational, medical institutions, public and other organizations.

Keywords: open data, legal support, information, Internet, legal regulation.

For citation: Pirmetova S.Ya., Ragimkhanova K.T. Legal regulation of legal support for working with open data // Law and legislation. 2022;(6):195—197. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-195-197.

© Пирметова С.Я., Рагимханова К.Т. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 06-2022

На сегодняшний день в публичном открытом регулировании протекают определенные процессы, призванные добиваться значительных изменений и реформирований, которые, в свою очередь, призваны решать определенные цели и задачи, такие, как: достижение значительной и максимальной конкурентоспособности правительственного руководства, а также его эффективности, продуктивности, плодотворности и результативности. Из этого вытекает, что данное движение продвигает положение публичного управления, научного мира и исследований, развитие и прочие многочисленные идеи и цели. Все это имеет, конечно же, благие цели и должно нести определенную результативность.

И главнейшую роль в развитии данного процесса играют публичные данные, а также всемирная идея публичного открытого процесса и развития. Собственно, из этого становится понятно, что в данной работе мы будем рассматривать эти вопросы под разными углами, в частности, рассматривать такой термин, который, кстати, не так давно появился в России, — это открытые данные в системе открытого правительства.

Основной задачей опубликования наборов данных является недопущение опубликования наборов данных, содержащих привилегированные сведения (включая персональные данные), составляющие конфиденциальную информацию и находящиеся в режиме тайны (государственной, личной, семейной, коммерческой, служебной, профессиональной), а также информацию, запрещенную к публикации — информацию, направленную на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность; информацию, оскорбляющую человеческое достоинство и общественную нравственность, демонстрирующую явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации [1].

В открытых информационных системах очень много различного вида информации. Одни желают закрыть доступ к информации и защитить ее, другие же, напротив, хотят ее открыть для всех. В этой сфере существует ряд многочисленных правовых проблем, хотя главными целя-

ми государственного регулирования является создание законодательно-нормативной базы, которая смогла бы обеспечить условия для свободного обмена технологиями и информацией внутри страны и на мировом рынке. Это бы повысило уровень научно-технического потенциала внутри страны и дальнейшей эффективной реализации за рубежом.

Открытое правительство логично имеет свою собственную структуру и порядок, в соответствии с которым оно работает, и оно нацелено на то, чтобы привлечь граждан, организации, компании, юридических лиц, ученых и прочих акторов к регулированию и управлению государством, а также к принятию каких-либо задач и решений на государственном уровне. Все это делается для того, чтобы улучшить качество жизни граждан, а также для того, чтобы принимаемые решения были максимально прозрачными, объективными и справедливыми.

В последнее время в России появились и развиваются легальные базы данных об организациях и компаниях, где можно обнаружить корректные сведения о владельцах компаний, директорах, дате создания и местонахождении. Есть базы данных, дающие возможность получить информацию о физических учредителях компаний; также существуют нелегальные базы данных, проданные на «черном» рынке лицами, связанными с полицией, налоговой службой, ГИБДД или таможней.

В России существуют некоммерческие организации, продвигающие принципы свободы доступа к информации, прозрачности и достоверности данных. Среди таких организаций и их проектов можно выделить АНО «Информационная Культура» («Инфокультура»), «Хаботкрытых данных» — каталог и хранилище открытых данных для всех русскоязычных пользователей, «Открытая полиция» и «Госзатраты», портал «Если быть точным», открытый благодаря изданию «Такие дела» [2].

На данный момент, если верить исследователям, открытые данные есть главное средство во взаимовыгодных отношениях и содействия между гражданами и властью. И это главная основа государственного регулирования, благодаря которому поднимается эффективность работы правительства с народом. И публичные данные являются главным инструментом, они могут обеспечить высокую степень доверительных отношений государств и общества, положить начало абсолютно другой, хорошей степени взаимных отношений, которые в основе своей не-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

сут принципы главенства закона и подотчетности и подконтрольности государственной власти гражданам.

Но даже несмотря на все отрицательные показатели, есть и позитивная динамика в данном проекте, если взять все те материалы, которые уже есть на сайте Правительства и которые будут выставлены надлежащим образом — все это вкупе даст хорошие возможности и большие перспективы и приоритеты для деятельности потребителей публичных данных.

Подводя итоги, можно сказать, что функционирование открытых материалов — есть инновация в российском интернет-пространстве, которая дает возможность наиболее достойно исполнять свою собственную роль и функцию, выполнять общественный потенциал публичных данных [3].

Список источников

1. Борисов Р. С. Эффективный алгоритм управления переработкой судебной статистичес-

кой информации // Правовая информатика. 2018. № 1.

2. Носков И.Ю. Внедрение электронного правосудия как важнейшее направление совершенствования судебной системы Российской Федерации // Совр. право. 2019. № 10.

3. Рябцева Е.В. Правовая модель информационного общества через призму доступности правосудия // Информац. право. 2016. № 3.

References

1. Borisov R.S. An effective algorithm for managing the processing of judicial statistical information // Legal Informatics. 2018. № 1.

2. Noskov I. Yu. Introduction of electronic justice as the most important direction of improving the judicial system of the Russian Federation // Modern law. 2019. № 10.

3. Ryabtseva E.V. The legal model of the information society through the prism of accessibility ofjustice // Information law. 2016. № 3.

Информация об авторах

Пирметова С.Я. — доцент кафедры информационного права и информатики

Рагимханова К.Т. — старший преподаватель кафедры информационного права и информатики

Information about the author

Pirmetova S.Ya. — associate professor of the department of information law and informatics Ragimkhanova K.T. — senior lecturer of the department of information law and informatics

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 1 9.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

LAW & LEGISLATION • 06-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.