Научная статья на тему 'Открытая информация в государственном секторе: вопросы использования и защиты'

Открытая информация в государственном секторе: вопросы использования и защиты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытая информация / информационная безопасность / государственный сектор / защита информации / правовое регулирование / open information / information security / public sector / information protection / legal regulation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Камилла Тагировна Рагимханова

Развитие информационного общества предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий в различных областях деятельности. Понимание открытых государственных данных (Open Government Data — OGD) достаточно интенсивно преодолело путь от идеи, от своего рода философии до прикладного видения как широкой линейки стратегий, способствующих прозрачности и подотчетности государственного сектора, повышению качества и доступности государственных данных. Хотя OGD предоставляет значимые преимущества в деятельности как государственному сектору, так и бизнесу, некоммерческим организациям необходимо учитывать, что безграничное стремление к повышению прозрачности и вовлечению общественности способно негативно повлиять на частную жизнь людей, если инициативы не будут должным образом проработаны, реализованы и проконтролированы. Защита частной жизни и персональных данных государством оказывает непосредственное влияние на поддержание общественного доверия и формирование у граждан чувства защищенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Камилла Тагировна Рагимханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open information in the public sector: usage and protection issues

The development of the information society involves the introduction of information and communication technologies in various fields of activity. The understanding of Open Government Data (OGD) has quite intensively traveled from an idea, from a kind of philosophy to an applied vision as a wide range of strategies that promote transparency and accountability of the public sector, improve the quality and availability of government data. While OGD provides significant operational benefits to both the public sector and businesses, non-profit organizations, it must be borne in mind that the boundless desire for increased transparency and public involvement can negatively affect the privacy of people if initiatives are not properly designed, implemented and monitored. The protection of privacy and personal data by the state has a direct impact on maintaining public trust and creating a sense of security among citizens.

Текст научной работы на тему «Открытая информация в государственном секторе: вопросы использования и защиты»

Закон и право. 2022. № 8. С. 201-203.

Law and legislation. 2022;(8):201-203.

Научная статья

УДК 343

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_201 NIION: 1997-0063-8/22-482

EDN: https://elibrary.ru/OWXWVG MOSURED: 77/27-001-2022-8-682

Открытая информация в государственном секторе: вопросы использования и защиты

Камилла Тагировна Рагимханова

Дагестанский государственный университет, Махачкала,

Россия, [email protected]

Аннотация. Развитие информационного общества предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий в различных областях деятельности. Понимание открытых государственных данных (Open Government Data — OGD) достаточно интенсивно преодолело путь от идеи, от своего рода философии до прикладного видения как широкой линейки стратегий, способствующих прозрачности и подотчетности государственного сектора, повышению качества и доступности государственных данных. Хотя OGD предоставляет значимые преимущества в деятельности как государственному сектору, так и бизнесу, некоммерческим организациям необходимо учитывать, что безграничное стремление к повышению прозрачности и вовлечению общественности способно негативно повлиять на частную жизнь людей, если инициативы не будут должным образом проработаны, реализованы и проконтролированы.

Защита частной жизни и персональных данных государством оказывает непосредственное влияние на поддержание общественного доверия и формирование у граждан чувства защищенности.

Ключевые слова: открытая информация, информационная безопасность, государственный сектор, защита информации, правовое регулирование.

Для цитирования: Рагимханова К.Т. Открытая информация в государственном секторе: вопросы использования и защиты // Закон и право. 2022. № 8. С. 201—203. https://doi.org/10.24412/ 20733313_2022_8_201 EDN: https://elibrary.ru/OWXWVG

Original article

Open information in the public sector: usage and protection issues

Kamilla T. Ragimkhanova

Dagestan state University, Makhachkala, Russia, [email protected]

Abstract. The development of the Information society Involves the Introduction of Information and communication technologies in various fields of activity. The understanding of Open Government Data (OGD) has quite intensively traveled from an idea, from a kind of philosophy to an applied vision as a wide range of strategies that promote transparency and accountability of the public sector, improve the quality and availability of government data. While OGD provides significant operational benefits to both the public sector and businesses, non-profit organizations, it must be borne in mind that the boundless desire for increased transparency and public involvement can negatively affect the privacy of people if initiatives are not properly designed, implemented and monitored.

The protection of privacy and personal data by the state has a direct impact on maintaining public trust and creating a sense of security among citizens.

Keywords: open information, information security, public sector, information protection, legal regulation.

For citation: Ragimkhanova K.T. Open information in the public sector: usage and protection issues // Law and legislation. 2022;(8):201—203. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_201 EDN: https://elibrary.ru/OWXWVG

© Рагимханова К.Т. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 08-2022

В Российской Федерации одним из базовых документов, определивших понятие «открытые данные», а также правила работы с ними, стало постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583.

Существенные результаты в открытости данных государственных органов были достигнуты в рамках реализации системы «Открытого правительства», когда сформировались требования к публикации планов открытости, планов деятельности госорганов, опубликованию открытых данных на официальных сайтах. После ликвидации «Открытого правительства» в 2018 г. контроль за соблюдением требований и рекомендаций по открытости снизился, задачи открытости отошли на второй план, появившиеся инициативы по цифровизации государственного управления мало учитывают этот аспект.

Государственные органы и учреждения должны учитывать требования к конфиденциальности и защите информации на каждом этапе своих действий при формировании и использовании открытых государственных данных (Open Government Data — OGD), в том числе посредством соблюдения соответствующих законодательных требований.

Действующие нормативно-правовые акты типологизируют доступ к данным, определяя также и возможность публикации в качестве открытых данных: полностью свободный (без аутентификации, любым пользователем), частично свободный (с аутентификацией), полностью закрытый.

Существуют следующие риски, связанные с конфиденциальностью: раскрытие и использование персональных данных в большей степени, чем это необходимо; использование персональных данных в несвязанных целях (например, профилирование данных и интеллектуальный анализ); публикация персональных данных без разрешения; идентификация физических лиц посредством объединения опубликованных де-идентифицированных данных [1].

В международной практике существуют примеры разнообразных подходов к оценке открытости; в числе прочих применяется барометр открытых данных как глобальный показатель того, как правительства публикуют и используют открытые данные для подотчетности, инноваций и социального воздействия.

В 2018 г. Россия набрала 51 балл из 100 возможных в этом рейтинге (у лидера рейтинга — Канады — 76 баллов), улучшив свою позицию на 10 пунктов.

У нас в стране, соответственно, есть органы, которые отвечают за размещение и передачу материалов, ими являются государственные (федеральные) органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Отметим, что из 73 госорганов исполнительной власти 21 является федеральным министерством, 31 — федеральной службой, 25 — федеральным агентством.

Именно эти органы занимаются реализацией публикаций материалов на специализированных сайтах и на официальных сайтах. Расчетный орган «Инфометр», который ведет аудит электронных средств, опубликовал весьма интересную информацию, что в данный период времени публичные данные на территории РФ издают 71 из 73 органов правительства. Лидирующие позиции занимают «Росавтодор», Министерство строительства и ЖКХ и Минфин. В аутсайдерах находятся, к большому сожалению, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральная служба охраны и Главное управление социальных программ Президента РФ [2].

Таким образом, среди основных направлений развития сферы OGD можно выделить следующие:

1. Необходимость выявления потребностей бенефициаров OGD.

2. Предоставление информации в виде, удобном и понятном для получателей.

3. Преодоление сопротивления тех стейкхол-деров, которые активно противодействуют раскрытию информации, если она связана с ведомственными и личными интересами.

4. Установление стандартов и внедрение технологических решений для обеспечения высокой доступности, достоверности и законной защиты данных. OGD не должны быть второстепенной задачей, а должны быть встроены в работу всех государственных органов и государственных учреждений [3].

Список источников

1. Бегтин И. Живы ли открытые данные? Is open data alive? // Блог Ивана Бегтина, 2018.

2. Вавилычева Т.Ю. Право на свободное выражение своего мнения: международно-право-вой аспект / / «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

3. Мозолин В.П., Петровичева Ю.В. Информация и право // Журнал рос. права. 2014. № 8.

References

1. Begtin I. Are open data alive? Is open data alive? // Ivan Begtin's blog, 2018.

2. Vavilycheva T.Yu. The right to freely express one's opinion: an international legal aspect // «Black holes» in Russian legislation. 2008. № 2.

3. Mozolin V.P., Petrovicheva Yu.V. Information and Law // Journal of Russian Law. 2014. № 8.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.

ISBN: 978-5-238-02629-9

Представлена история становления и организация нотариатов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, придания документам исполнительной силы и выполнения других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.

Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и проанализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности. Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.

Информация об авторе

Рагимханова К.Т. — старший преподаватель кафедры информационного права и информатики

Information about the author

Ragimkhanova K.T. — senior lecturer of the department of information law and informatics

Статья поступила в редакцию 20.06.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 20.06.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.