Научная статья на тему 'Информационная культура личности: ведущие методологические подходы'

Информационная культура личности: ведущие методологические подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
958
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PERSONALITY / INFORMATION CULTURE / INFORMATION TECHNOLOGIES / CONCEPTUAL APPROACHES / CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Р.В., Григорьева Е.И.

Статья раскрывает сущностный смысл ведущих методологических подходов к понятию «информационная культура личности». Авторы представили основополагающие методологические подходы в контексте формирования основ информационной культуры: системный, культурологический, психолого-педагогический, социологический, социально-культурный. Систематизированы базовые функции информационной культуры личности: культурно-исторической преемственности, познавательная, воспитательная, информационно-коммуникативная, регулятивная, аналитическая и культуротворческая), выявлены принципы и показатели её сформированности. Обосновывается идея, что понятие информационной культуры обусловлено социальными потребностями и досуговыми предпочтениями личности в гармонизации духовного мира личности в процессе овладения социально значимой информацией; в способности к социальной адаптации в динамично меняющихся экономических, политических, общекультурных условиях; в самостоятельности интерпретации полученной информации; в развитом критическом мышлении; в выборе видов социально-культурной деятельности в информационном обществе, как составляющей части формирования культуры личности. В заключение статьи авторы обобщают концептуальные подходы к исследованию основ информационной культуры личности и приходят к выводу, что это многоаспектное понятие, рассматривающееся с точки зрения гуманитарных наук философии, культурологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности, а также с позиций сущностных характеристик, показателями которых являются: достоверность, релевантность, компетентность, коммуникативные навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL INFORMATION CULTURE: LEADING METHODOLOGICAL APPROACHES

The article reveals the essential meaning of the leading methodological approaches to the concept of “personal information culture.” The author presents the basic methodological approaches in the context of formation of information culture bases: systemic, cultural, psychological and pedagogical, sociological, social and cultural. Systematized the basic functions of personal information culture: cultural and historical continuity, cognitive, educational, informational and communicative, regulatory, analytical and cultural creative), identified the principles and indicators of its formation. It substantiates the idea that the concept of information culture is due to the social and recreational needs of the individual preferences in the harmonization of the spiritual world of the individual, in the process of mastering the socially significant information; the ability to social adaptation in the rapidly changing economic, political and general cultural conditions; independence in the interpretation of the information received; in the development of critical thinking; in the choice of types of social and cultural activities in the Information Society as part of the formation of the personality culture in the conclusion of the article the author summarizes the conceptual approaches to the study of the foundations of personal information culture, and comes to the conclusion that it is a multidimensional concept, seen from the perspective of the humanities philosophy, cultural studies, psychology, pedagogy and social and cultural activities, as well as from the standpoint of the essential characteristics, which are the figures: the accuracy, relevance, competence, communication skills

Текст научной работы на тему «Информационная культура личности: ведущие методологические подходы»

М. С. Кагана ; Санкт-Петербургский государственный университет. Москва : Юрайт, 2012. 566 с. ил.

6. Тихонова В. А. Глобализация и геополитика: духовно-ценностные основы противоречий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 45-50.

7. Хан-Магомедов С. О. Психоаналитический метод Н. Ладовского во ВХУТЕМАСЕ-ВХУТЕИНЕ (Объединённые левые мастерские, Психотехническая лаборатория). Москва : Архитектура, 1993. 200 с.

References

1. Aronov V. R. Sovremennye problemy dizaina [Modern problems of design]. Problemy dizaina-5 [The problems of design-5]. Moscow, 2009. Pp. 7-26.

2. Leibin V. M. Zigmund Freid, psikhoanaliz i russkaya mysl' [Sigmund Freud, psychoanalysis and Russian thought]. Moscow, Republik Publ., 1994. 382 p.

3. I. D. Ermakov. Available at: http://ivanermakov.ru/idermakov.html (accessed: 10.12.2015).

4. Kozlovsky V. D. Historical and cultural background to the VHUTEMAS (Higher Art and Technical Studios) and the Bauhaus (Higher School of Construction and artistic design): a comparative analysis. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 220-224. (In Russian)

5. Dianova V. M., ets. Kul'turologiya [Cultural Science]. Moscow, Urait Publ., 2012. 566 p.

6. Tikhonova V. A. Globalization and geopolitics: spiritual and value basis of contradictions. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 45-50. (In Russian)

7. Khan-Magomedov S. O. Psikhoanaliticheskii metod N. Ladovskogo vo VKhUTEMASE-VKhUTEINE (Ob"edinennye levye masterskie, Psikhotekhnicheskaya laboratoriya) [Psychoanalytic method of N. Ladovsky in VHUTEMASE-VHUTEINE (The integrated left workshops, Psychotechnical laboratory)]. Moscow, Publishing house "Architecture", 1993. 200 p.

И

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ВЕДУЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

УДК 008:004

Р. В. Беляев1, Е. И. Григорьева2

Российский государственный социальный университет, 2Московский государственный институт культуры

Статья раскрывает сущностный смысл ведущих методологических подходов к понятию «информационная культура личности». Авторы представили основополагающие методологические под-

!БЕАЯЕВ РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант факультета искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета, начальник научно-исследовательского центра Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж)

BELYAEV ROMAN VLADIMIROVICH - doctoral student of the Faculty of Arts and Social and Cultural Activities, Russian State Social University, Head of the Research Center of Military Educational Scientific Center of Military and Air Forces "Military and Air Academy of a name of Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin", Voronezh

2ГРИГОРЬЕВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА - кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

GRIGORYEVA ELENA IVANOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Full Doctor of Cultural Studies, Professor of Department of Art and Artistic Creativity, Russian State Social University, Professor of Department of the theory and history of folk art culture, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation

e-mail: cnfhtrc@yandex.ru1, grigorev_tmb@list.ru2 © Беляев Р. В., Григорьева Е. И., 2016

ходы в контексте формирования основ информационной культуры: системный, культурологический, психолого-педагогический, социологический, социально-культурный. Систематизированы базовые функции информационной культуры личности: культурно-исторической преемственности, познавательная, воспитательная, информационно-коммуникативная, регулятивная, аналитическая и культу-ротворческая), выявлены принципы и показатели её сформированности. Обосновывается идея, что понятие информационной культуры обусловлено социальными потребностями и досуговыми предпочтениями личности в гармонизации духовного мира личности в процессе овладения социально значимой информацией; в способности к социальной адаптации в динамично меняющихся экономических, политических, общекультурных условиях; в самостоятельности интерпретации полученной информации; в развитом критическом мышлении; в выборе видов социально-культурной деятельности в информационном обществе, как составляющей части формирования культуры личности. В заключение статьи авторы обобщают концептуальные подходы к исследованию основ информационной культуры личности и приходят к выводу, что это — многоаспектное понятие, рассматривающееся с точки зрения гуманитарных наук — философии, культурологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности, а также с позиций сущностных характеристик, показателями которых являются: достоверность, релевантность, компетентность, коммуникативные навыки. Ключевые слова: личность, информационная культура, информационные технологии, концептуальные подходы, общекультурные компетенции.

R. V. Belyaev1, E. I. Grigorieva2

Russian State Social University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Wilhelm Pieck st., 4, 129226, Moscow, Russian Federation

2Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

PERSONAL INFORMATION CULTURE: LEADING METHODOLOGICAL APPROACHES

The article reveals the essential meaning of the leading methodological approaches to the concept of "personal information culture." The author presents the basic methodological approaches in the context of formation of information culture bases: systemic, cultural, psychological and pedagogical, sociological, social and cultural. Systematized the basic functions of personal information culture: cultural and historical continuity, cognitive, educational, informational and communicative, regulatory, analytical and cultural creative), identified the principles and indicators of its formation. It substantiates the idea that the concept of information culture is due to the social and recreational needs of the individual preferences in the harmonization of the spiritual world of the individual, in the process of mastering the socially significant information; the ability to social adaptation in the rapidly changing economic, political and general cultural conditions; independence in the interpretation of the information received; in the development of critical thinking; in the choice of types of social and cultural activities in the Information Society as part of the formation of the personality culture in the conclusion of the article the author summarizes the conceptual approaches to the study of the foundations of personal information culture, and comes to the conclusion that it is a multidimensional concept, seen from the perspective of the humanities — philosophy, cultural studies, psychology, pedagogy and social and cultural activities, as well as from the standpoint of the essential characteristics, which are the figures: the accuracy, relevance, competence, communication skills. Keywords: personality, information culture, information technologies, conceptual approaches, cultural competence.

В современном социуме для информационного пространства свойственно создание единой электронной среды, что связано с трансформационными социально-культурными процессами, приводящими к формированию новых культурных ценностей, а зна-

чит, к возникновению феномена информационной культуры.

Информационная культура сегодня требует от человека овладения новыми компетенциями, в том числе умениями организации информационно-коммуникационного

диалога, взаимодействия с информационной средой, навыками применения адаптационных социальных технологий.

В отечественных научных исследованиях генезис понятия «информационная культура» представлен в работах Б. С. Гер-шунского, Н. И. Гендиной, Н. В. Лопатиной, Г. А. Стародубовой, Л. В. Скворцова, И. Г. Хангельдиевой и других.

С позиции аксиологии информационная культура определяется ведущими культурными ценностями, такими как человек -образование - самообразование - саморазвитие. Этого научного подхода придерживается И. Г. Хангельдиева, по её мнению «информационная культура» - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. Здесь определение информационной культуры устанавливается через духовные ценности - фактор развития, который имеет слишком общий смысл [12].

Согласно научной концепции Н. И. Ген-диной, исследуемый феномен понимается как «... совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [4].

В ряде работ Н. В. Лопатиной отмечается, что «. информационная культура личности - это способ информационного поведения, отражающий информационное мировоззрение субъекта» [8].

В теории и практике современной социально-культурной деятельности понятие информационной культуры обусловлено социальными потребностями и досуговыми предпочтениями личности.

Таким образом, данные определения в достаточном объёме охватывают основные компоненты структуры информацион-

ной культуры личности, но в то же время не затрагивают глубинные основы социокультурной ориентированности субъекта.

С целью выявления специфики исследуемого понятия обратимся к ведущим методологическим подходам: системному, культурологическому, психолого-педагогическому, социологическому, социально-культурному.

Системный подход (Л. фон Берталанфи, Э. Г. Юдин, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. Д. Холл, Р. И. Фейджин и другие) отражает всеобщую связь и взаимную обусловленность явлений и процессов окружающей социокультурной действительности, ориентирует на изучение явлений как систем, которые обладают определённым строением и специфическими закономерностями функционирования. Вышеназванный подход призван рассматривать относительно самостоятельные компоненты информационной культуры не изолированно, а во взаимосвязи и динамике, что позволяет выявлять интегра-тивные системные свойства и качественные характеристики данного понятия, обеспечивать целостное представление о феномене информационной культуры как о диалектическом единстве материальной и духовной культуры, как о проявлении информационных потребностей отдельных социальных групп людей, как о процессе реализации информационно-коммуникативных технологий, открывающих возможности развития личностного и профессионального потенциала.

Функциональными структурными компонентами понятия «информационная культура» являются: базовые информационные структуры, которые обуславливают процессы взаимодействия между подсистемами культуры; ориентационные информационные структуры, которые характеризуют взаимные связи между культурой и личностью.

Культурологический подход (Э. А. Орлова, А. Я. Флиер, С. М. Оленев, Н. И. Гендина и другие), являясь универсальной характеристикой социокультурной деятельности лич-

ности, нацелен на познание её как субъекта культуры, определяющей социально-информационную программу и направленность её жизнедеятельности. Процесс формирования информационной культуры предполагает целостное представление об информации как о культурообразующей среде, которая способствует сохранению и развитию общей культуры в целом и информационной в частности. Данный подход позволяет выявить сущностные характеристики информационной культуры личности, выделить структуру, определить содержание и уровни её функционирования в конкретном культурном пространстве. С точки зрения культурологического подхода, информационная культура формирует направленность личности, прежде всего мировоззренческие установки, культурные потребности и ценностные ориентации индивидуума по отношению к информации, а также культурный иммунитет, заключающийся в информационной самозащите интеллекта.

Психолого-педагогический подход (Е. П. Белинская, Г. А. Бордовский, Е. Н. Бондаревская, Ю. М. Бабаева, А. Г. Вой-скунский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и другие) обязывает при формировании информационной культуры учитывать индивидуальные и возрастные особенности личности, степень её информационной активности, компьютерной грамотности с целью обеспечения профессиональной самореализации. Информационная культура рассматривается исследователями как способность человека приобщаться к информационным процессам, как интегральное понятие, основанное на синтезе аудиовизуальной, логической, понятийно-терминологической, коммуникационной и сетевой разновидностей культур, на системе морально-этических норм и правил. Указанный подход ориентирован на конкретного индивида как субъекта межличностных и межкультурных отношений, позволяет с помощью социальной информации формировать мировоззренческие установки личности с целью:

а) повышения уровня контактов со средой, которые оказывают позитивное влияние на поведение, в частности - на степень осознанности восприятия нужной информации, на уровень её интенсивного усвоения и применения;

б) формирования ценностных ориента-ций в аспекте стиля информационного поведения;

в) деятельностного освоения информационно-коммуникативных технологий.

По мнению ряда современных учёных (Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Старо-дубова А. В. Уразова и другие), социологический подход к понятию личности как субъекта информационной культуры включает в себя:

а) умение пользоваться современными средствами извлечения, обработки и систематизации знаний;

б) понимание сущности и роли информационных процессов в природе и обществе;

в) навыки применения информационного подхода в анализе объектов и явлений в обществе;

г) способность работать с различными источниками информации;

д) владение основами аналитико-синтети-ческой переработки информации и многое другое.

Специфика социокультурного подхода (М. А. Ариарский, Ю. А. Акунина, Е. И. Григорьева, И. А. Герасимова, Н. Н. Ярошенко, А. П. Марков и другие) к определению понятия «информационная культура личности» состоит:

• в гармонизации духовного мира личности в процессе овладения социально значимой информацией;

• в способности к социальной адаптации в динамично меняющихся экономических, политических, общекультурных условиях;

• в самостоятельности интерпретации полученной информации;

• в развитом критическом мышлении;

• в выборе видов социально-культурной деятельности в информационном обще-

стве, как составляющей части формирования культуры личности.

Процесс становления и формирования информационной культуры личности предусматривает знание тезауруса таких базовых категорий, как информационная компетентность, культурные ценности, информационная инициативность, информационные технологии и другие, основополагающими функциями которых являются:

• функция культурно-исторической преемственности, которая включает в себя изучение, обобщение и трансляцию витального культурного опыта;

• познавательная функция, прослеживающаяся через информальное образование;

• воспитательная функция, нацеленная на освоение общечеловеческих культурных ценностей и образцов поведения;

• информационно-коммуникативная функция, обеспечивающая взаимодействие субъектов в определённых социокультурных ситуациях;

• регулятивная функция, основанная на формировании этических норм и правил поведения через освоение общепринятых образцов поведения;

• аналитическая функция, представляющая собой рефлексивный механизм умений адаптировать информацию к личностным потребностям;

• культуротворческая функция, направленная на развитие творческого потенциала в социокультурной сфере через процессы коммуникации.

Базовыми принципами, влияющими на процесс освоения личностью основ информационной культурой, выступают:

• оптимизация процесса управления социальной информацией;

• адекватность потребления и переработки информации при формировании концептуальных моделей и информационных образов;

• релевантность социальной информации;

• структурированность информации с выделением базовых компонентов информации;

• доступность предоставления информации;

• своевременность и непрерывность конкретной информации.

Значение информационной культуры в современном обществе состоит в том, что при её формировании открываются широкие возможности для успешной самоактуализации личности, а также для развития культу-ротворческого потенциала, самообразования и межличностной коммуникации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что овладение информационной культурой - это целостная система универсализации общекультурных компетенций личности, способствующих реальному пониманию субъектом своего предназначения в информационном обществе.

Обобщая концептуальные подходы к исследованию основ информационной культуры личности, можно констатировать, что это многоаспектное понятие, рассматривающееся с точки зрения гуманитарных наук - философии, культурологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности, а также с позиций сущностных характеристик, показателями которых являются: достоверность, релевантность, компетентность, коммуникативные навыки.

Примечания

1. Акунина Ю. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социологический анализ // Стрельцовские чтения - 2013 : Труды межвузовской научно-практической конференции (Москва, 17 декабря 2013 года) / под науч. ред. Е. Ю. Стрельцовой, Н. Н. Ярошенко. Москва : МГУКИ, 2014. С. 153-158.

2. Ариарский М. А. Педагогическая культурология : в 2 томах. Санкт-Петербург : Концерт, 2012. Т. I. 448 с.; Т. II. 400 с.

3. Беляев Р. В. Педагогические аспекты формирования профессиональной направленности курсантов военных вузов // Воспитательная деятельность вуза: инновационный подход : материалы Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 10-11 апреля 2014 г.) : в 2 частях / под ред. И. Ф. Бережной, С. В. Поповой. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2014. Ч. I. 296 с. ; Ч. II. 238 с.

4. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование : научно-практический журнал. 2007. № 5 (64). С. 58-69.

5. Герасимова И. А. Информационно-просветительные технологии в системе управления социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность : поиски, проблемы, перспективы : Труды лаборатории социально-культурного проектирования кафедры социально-культурной деятельности МГУКИ / сост. и науч. ред. Н. Н. Ярошенко. Москва : МГУКИ, 2011. С. 59-69.

6. Григорьева Е. И., Гладких В. В. Педагогическое проектирование и моделирование гражданско-патриотиче-ского воспитания молодёжи в поликультурной среде вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3 (41). С. 103-106.

7. Куц В. А. Культурный иммунитет как передовая линия информационной самозащиты русской культуры и интеллекта россиян // Общество. Среда. Развитие (TERRA HUMANA). 2013. № 4 (29). С. 159-164.

8. Лопатина Н. В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы / Всероссийский институт научной и технической информации РАН. 2014. № 5. С. 18-23.

9. Оленев С. М. Понятие «информация» в системе социально-гуманитарных наук // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы / Всероссийский институт научной и технической информации РАН. 2014. № 5. С. 13-17.

10. Орлова Э. А. История антропологических учений : [учебник для студентов педагогических вузов]. Москва : Академический Проект, 2010. 622 с.

11. Флиер А. Я. Культура как прогноз // Вестник Московского государственного университета культуры искусств. 2013. № 6 (56). С. 30-38.

12. Хангельдиева И. Г. Креативные технологии: опыт переосмысления и адаптации бизнес-технологий к образовательному процессу // Тетради Международного университета в Москве : сборник научных трудов. Тетрадь Культура. Выпуск 15. Москва : Издательский дом Международного университета в Москве, 2015. С. 218-224.

13. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России : коллективная монография / [Н. Н. Ярошенко и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств», НИИ МГУКИ, Каф. социально-культурной деятельности ; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. Москва : МГУКИ , 2012. 219 с. табл.

14. Шарковская Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 136-141.

15. Ярошенко Н. Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 76-83.

References

1. Akunina Yu. A. Dosugovye predpochteniya sovremennoi molodezhi: sotsiologicheskii analiz [Leisure preferences of modern youth: sociological analysis]. Strel'tsovskie chteniya - 2013. Trudy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moskva, 17 dekabrya 2013 goda) [Streltsovsky Readings - 2013. Works of the Interuniversity Scientific and Practical Conference (Moscow, on December 17, 2013)]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2014. Pp. 153-158.

2. Ariarsky M. A. Pedagogicheskaya kul'turologiya, v 2 t. [Educational Cultural Studies, in 2 vol.]. St. Petersburg, Kontsert Publ. [Concert Publ.], 2012.

3. Belyaev R. V. Pedagogicheskie aspekty formirovaniya professional'noi napravlennosti kursantov voennykh vuzov [Pedagogical aspects of formation of a professional orientation of cadets of military higher education institutions]. Vospitatel'naya deyatel'nost' vuza: innovatsionnyi podkhod. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Voronezh, 10-11 aprelya 2014 g.), v 2 chastyakh [Educational activity of higher education institution: innovative approach. Materials of the International scientific and practical conference (Voronezh, on April 10-11, 2014), in 2parts]. Voronezh, Publishing house of Voronezh State University, 2014.

4. Gendina N. I. Informatsionnaya gramotnost' i informatsionnaya kul'tura lichnosti: mezhdunarodnyi i rossiiskii podkhody k resheniyu problemy [Information literacy and information culture of the personality: international and Russian approaches to a solution]. Open Education. 2007, No. 5 (64), pp. 58-69.

5. Gerasimova I. A. Informatsionno-prosvetitel'nye tekhnologii v sisteme upravleniya sotsial'no-kul'turnoi deya-tel'nosti [Information and educational technologies in a control system of social and cultural activities]. Sotsial'no-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ШИН 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель =

kul'turnaya deyatel'nost': poiski, problemy, perspektivy. Trudy laboratorii sotsial'no-kul'turnogo proektirovaniya kafedry sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti MGUKI [Social and Cultural Activities: searches, problems, prospects. Works of the Laboratory of Social and Cultural Design of the Department of Social and Cultural Activities of the Moscow State University of Culture and Arts]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2011. Pp. 59-69.

6. Grigoryeva E. I., Gladkikh V. V. Pedagogicheskoe proektirovanie i modelirovanie grazhdansko-patriotichesk-ogo vospitaniya molodezhi v polikul'turnoi srede vuza [Pedagogical design and modeling of civil and patriotic education of youth in the polycultural environment of higher education institution]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 3 (41), pp. 103-106.

7. Kuts V. A. Cultural immunity as advanced line of informational self-defence of Russian culture and Russian intelligence. Society. Environment. Development ("TERRA HUMANA"). 2013, No. 4 (29), pp. 159-164.

8. Lopatina N. V. Bibliotechnaya professiya v informatsionnom obshchestve: razrushenie ili razvitie [Library profession in information society: destruction or development]. Nauchno-tekhnicheskaya infor-matsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty [Scientific and technical information. Series 1. Organization and technique of information work]. 2014, No. 5, pp. 18-23.

9. Olenev S. M. Poniatie "informatsiya" v sisteme sotsial'no-gumanitarnykh nauk [Concept "information" of system of the social humanities]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty [Scientific and technical information. Series 1. Organization and technique of information work]. 2014, No. 5, pp. 13-17.

10. Orlova E. A. Istoriya antropologicheskikh uchenii [History of anthropological doctrines]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2010. 622 p.

11. Flier A. Ya. Culture as forecast. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 6 (56), pp. 30-38. (In Russian).

12. Khangeldieva I. G. Kreativnye tekhnologii: opyt pereosmysleniya i adaptatsii biznes-tekhnologii k obrazova-tel'nomu protsessu [Creative technologies: experience of reconsideration and adaptation of business technologies to educational process]. Tetradi Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve. Tetrad' Kul'tura. Vypusk 15 [Notebooks of the International university in Moscow. Notebook Culture. Issue 15]. Moscow, Publishing house of the International University in Moscow, 2015. Pp. 218-224.

13. Yaroshenko N. N., ed. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti v sovremennoi Rossii [The valuable and semantic content of social and cultural activity in modern Russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 219 p.

14. Sharkovskaya N. V. Innovative forms of the organization of leisure of the student youth. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 136-141. (In Russian)

15. Yaroshenko N. N. Pedagogika i kul'turologiya v kontekste integratsii i differentsiatsii nauchnogo znaniya [Pedagogics and cultural science in the context of integration and differentiation of scientific knowledge]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 4 (54), pp. 76-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.