Научная статья на тему 'Специфика организации внеаудиторной деятельности курсантов военных вузов: социально-культурный аспект'

Специфика организации внеаудиторной деятельности курсантов военных вузов: социально-культурный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PERSONALITY / INFORMATION CULTURE OF STUDENTS / PEDAGOGICAL APPROACHES / INFORMATION LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Роман Владимирович

Статья раскрывает особенности организации внеаудиторной деятельности курсантов, направленной на формирование их информационной культуры. Автором представлены подходы к моделированию внеаудиторной деятельности, систематизированы и охарактеризованы методологические и педагогические принципы, функционирующие в образовательно-воспитательном процессе военного вуза. Автор подчёркивает, что социокультурная система внеаудиторной деятельности характеризуется как эффективная при учёте факторов формирования положительной мотивации курсантов к внеаудиторной деятельности, актуализации информационного потенциала внеаудиторной деятельности как средства расширения культурного, профессионального и личностного спектра развития курсанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific organization of extracurricular activities of the cadets of military schools: social and cultural aspect

Article reveals features of the organization of the out-of-class activity of cadets directed to formation of their information culture. The author has presented approaches to modeling of out-of-class activity, the methodological and pedagogical principles functioning in educational and educational process of military higher education institution are systematized and characterized. The author emphasizes that the sociocultural system of out-of-class activity is characterized as effective at the accounting of factors of formation of positive motivation of cadets to out-of-class activity, updating of information potential of out-of-class activity as extenders of a cultural, professional and personal range of development of the cadet.

Текст научной работы на тему «Специфика организации внеаудиторной деятельности курсантов военных вузов: социально-культурный аспект»

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Роман Владимирович БЕЛЯЕВ,

аспирант факультета искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета, начальник научно-исследовательского центра Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж)

e-mail: cnfhtrc@yandex.ru

Статья раскрывает особенности организации внеаудиторной деятельности курсантов, направленной на формирование их информационной культуры. Автором представлены подходы к моделированию внеаудиторной деятельности, систематизированы и охарактеризованы методологические и педагогические принципы, функционирующие в образовательно-воспитательном процессе военного вуза. Автор подчёркивает, что социокультурная система внеаудиторной деятельности характеризуется как эффективная при учёте факторов формирования положительной мотивации курсантов к внеаудиторной деятельности, актуализации информационного потенциала внеаудиторной деятельности как средства расширения культурного, профессионального и личностного спектра развития курсанта.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, личность, информационная культура курсантов, педагогические подходы, информационная грамотность.

THE SPECIFIC ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE CADETS OF MILITARY SCHOOLS: SOCIAL AND CULTURAL ASPECT

R. V. Belyaev, doctoral student of the Faculty of Arts and Social and Cultural Activities, Russian State Social University, Head of the Research Center of Military Educational Scientific Center of Military and Air Forces "Military and Air Academy of a name of Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin", Voronezh

e-mail: cnfhtrc@yandex.ru

Article reveals features of the organization of the out-of-class activity of cadets directed to formation of their information culture. The author has presented approaches to modeling of out-of-class activity, the methodological and pedagogical principles functioning in educational and educational process of military higher education institution are systematized and characterized. The author emphasizes that the sociocultural system of out-of-class activity is characterized as effective at the accounting of factors of formation of positive motivation of cadets to out-of-class activity, updating of information potential of out-of-class activity as extenders of a cultural, professional and personal range of development of the cadet.

Key words: extracurricular activities, personality, information culture of students, pedagogical approaches, information literacy.

Модернизационные процессы информатизации в обществе инициируют появление новых информационно-коммуникационных технологий, которые необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки военных курсантов, способных ориентироваться в постоянно нарастающем объёме информации, продуктивно осуществлять информационную деятельность, пользуясь традиционными и электронными информационными ресурсами. В связи с этим образовательная деятельность в военных вузах тесно сопряжена с реализацией положений Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в которой особая роль отводится инновационным технологиям обучения, в частности формированию информационной культуры курсантов, являющейся залогом их профессионального саморазвития в условиях информационного общества.

При этом одной из приоритетных задач системы военного образования является мониторинг и модификация интегративных, унификацион-ных процессов информатизации профессионального обучения курсантов, качественный уровень которых определяется востребованностью военными вузами.

Огромный потенциал развития информационной компетентности курсантов содержит внеаудиторная работа, специфика которой заключается в том, что в свободное от учебной деятельности время слушатель самостоятельно моделирует социокультурное пространство в зависимости от индивидуальных предпочтений, наиболее полно удовлетворяющих его потребности в самоактуализации и самоутверждении, в восприятии, интерпретации и обработке информации. Её основное назначение - обеспечение учёта индивидуальных и возрастных особенностей курсантов; улучшение педагогических условий их общекультурного, в том числе духовно-нравственного развития; совершенствование механизмов социальной адаптации к выполнению учебных и внеаудиторных нагрузок, связанных с повышением основ компьютерной грамотности и пр.

Внеаудиторная деятельность базируется на следующих методологических и педагогических принципах, функционирующих в образовательно-воспитательном процессе военного вуза: принцип целостности; добровольности и свободы личного выбора; принцип гуманистической направленности; принцип социальной значимости; принцип вариативности и другие. Представим их характеристики более подробно.

Принцип целостности предполагает, что внеаудиторная деятельность обеспечивает достижение как социально значимых связей между всеми участниками педагогического процесса: военными педагогами, курсантами, родителями, так и позитивных отношений к базовым общечеловеческим ценностям. Принцип ориентирует на взаимосвязь между модельными блоками организуемых социокультурных действий: целевым,

содержательным, технологическим и результативным, для более широких возможностей использования на практике социально значимых знаний и профессиональных умений в области информации.

Принцип гуманистической направленности предусматривает оказание педагогической поддержки курсантам в самореализации их как субъектов образовательно-воспитательного процесса военного вуза; установление субъект-субъектного характера межличностных отношений в ходе информационного проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью.

Принцип добровольности тесно связан со свободой выбора курсантами различных видов внеаудиторной деятельности: репродуктивной, творческой; индивидуальной, групповой и коллективной, автономного участия в них; со стремлением к проявлению информационной активности при выборе временных сроков, способов и средств (предметных, интеллектуальных, технических) освоения социальных и культурных программ в рамках определённого учебного курса.

Принцип вариативности проецируется на достаточно разнообразный массив традиционных, инновационных форм и методов организации внеаудиторной деятельности, цель которых - удовлетворение культурных, в том числе познавательных потребностей курсантов в получении новой информации, ознакомление с современным информационным оснащением образовательного процесса военного вуза.

Принцип социальной значимости предназначается для активизации усилий всех субъектов педагогического процесса военного вуза в достижении как личностно значимых, так и коллективно приемлемых результатов в получении и использовании информации разными способами, в том числе через поиск информации в электронной библиотеке; создание ситуаций успешности на основе различного формата выступлений, презентаций курсантов с аудио-, видеосопровождением и т.д.

Продуктивная реализация данных принципов обеспечивает:

- активное вовлечение курсантов в процессы познания закономерностей реализации внеаудиторной деятельности как социокультурного пространства;

- применение современных информационных технологий; эффективное использование свободного времени, отведённого на развивающий досуг в соответствии со специфическими особенностями военного учебного заведения;

- выявление и развитие творческих способностей курсантов через педагогическую систему организации работы клубных объединений, секций, студий, библиотек.

С позиций Федерального государственного образовательного стандарта высшего военного образования подготовка современного специа-

листа в военных образовательных учреждениях тесно связана с пересмотром основ осуществления внеаудиторной деятельности не столько в содержательном, сколько в технологическом плане. В качестве главных движущих сил этого процесса выступают:

1) объективные требования современного общества к совершенствованию профессиональной подготовки будущих военных специалистов, повышению их социально-культурной, в том числе информационной активности;

2) социокультурный, в том числе педагогический опыт (отечественный, зарубежный) в осуществлении внеаудиторной деятельности, содержание которой обусловлено культурной направленностью организации педагогического процесса военного вуза;

3) взаимодействие традиционных и инновационных моделей осуществления самой внеаудиторной деятельности;

4) информационная составляющая современных образовательных систем военных вузов, интегрированная с содержанием аудиторных и внеаудиторных видов деятельности, их практико-ориентированных социальных и культурных программ и т.д.

Например, социокультурная система внеаудиторной деятельности приобретает действенность при учёте конкретных факторов, прежде всего:

а) факторов формирования положительной мотивации курсантов к внеаудиторной деятельности при условии постоянного обновления её видов, содержательного «насыщения» отдельных её форм;

б) факторов актуализации информационного потенциала внеаудиторной деятельности как средства расширения культурного, профессионального и личностного спектра развития курсанта.

Педагогические приёмы организации внеаудиторной деятельности состоят в создании такого социокультурного пространства, в котором моделируются разного типа межличностные отношения: субъект-субъектные, субъект-объектные, объект-объектные. Это позволяет участникам не только создавать разные то тематике общественные и культурные информационные проекты, но и познавать окружающий мир и себя в этом мире.

Ведущими функциями внеаудиторной деятельности курсантов, по мнению ряда исследователей (Е. И. Григорьева, Т. А. Лопуха, Е. Б. Харченко и другие), являются:

- социально мотивирующая, связанная с удовлетворённостью или неудовлетворённостью содержанием внеаудиторной деятельности, с активным или пассивным участием в ней;

- практико-ориентированная, нацеленная на овладение курсантами навыками и умениями организации внеаудиторной деятельности, на включение в различные её виды, что позволяет превращать курсантов из объектов в субъекты социокультурного воспитательного процесса;

- компенсаторная, определяющая комплекс конкретных условий, необходимых для формирования социально важных качеств личности курсанта: культурной активности, самостоятельности, инициативности, личной и социальной ответственности;

- коммуникативная, связанная с расширением коммуникативного пространства социального взаимодействия курсантов за счёт использования интернет-технологий для достижения социальной общности при обязательном сохранении индивидуальности каждого участника;

- познавательная, обусловливающая развитие процесса накопления социальных, профессиональных знаний, сведение их в систему, реализацию проективных, аналитических умений и навыков работы в информационно-образовательной среде.

Значимость внеаудиторной деятельности в определении специфики формирования информационной культуры курсантов состоит в достижении успешности их предметных, социальных действий, поисковой активности в сети Интернет, продуктивном овладении компьютерными технологиями. Всё это отражается в динамике самообразования и самопознания, в том числе через накопление теоретических знаний о военной профессии, углубление любительских интересов, связанных с социокультурной направленностью, а в целом - через творческую самореализацию.

Среди адекватных образовательно-воспитательному ресурсу педагогического процесса высшего военного образования форм внеаудиторной деятельности следует назвать занятия, воплощающие идеи современных тенденций общекультурной практики; занятия, имитирующие публичные формы межличностного общения, в том числе интернет-диалоги, полилоги, виртуальные дискуссии; занятия с использованием компьютерных игр; интегрированные занятия в форме интернет-конференции, онлайн-соревнования и т.д.

Таким образом, в процессе организации внеаудиторной деятельности курсантов военных вузов необходимо применять разнообразные формы работы, которые способствуют качественной профессиональной подготовке и направлены на повышение уровня информационной культуры личности, развитие digital-навыков (информационной грамотности), мышления в стиле agile (умения моделировать несколько сценариев личностного развития), коммуникативных навыков (межличностного взаимодействия) и креативности (творческих способностей).

Литература

1. Акунина Ю. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социологический анализ // Стрельцовские чтения - 2013 : Труды межвузовской научно-практической конференции (Москва, 17 декабря 2013 года) / под науч. ред. Е. Ю. Стрельцовой, Н. Н. Ярошенко. - Москва : МГУКИ, 2014. - С. 153-158.

2. Алёхин И. А., Гожиков В. Я. Методология модернизации гуманитарной подготовки в системе высшего военного образования // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 2. - С. 32-39.

3. Беляев Р. В. Педагогические аспекты формирования профессиональной направленности курсантов военных вузов // Воспитательная деятельность вуза : инновационный подход : материалы Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 10-11 апреля 2014 г.) : в 2 частях / под ред. И. Ф. Бережной, С. В. Поповой. - Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2014.

- С. 108-111.

4. Вайсеро К. И., Лазуткина Л. Н. Коммуникативно-деятельностный компонент профессиональной компетентности военного специалиста // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 1. - С. 164-172.

5. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. - 2007. - № 5 (64). - С. 58-69.

6. Герасимов В. Н., Заец О. Г. Обоснование структурной модели процесса профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 4. - С. 126-132.

7. Герасимова И. А. Информационно-просветительные технологии в системе управления социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность : поиски, проблемы, перспективы : Труды лаборатории социально-культурного проектирования кафедры социально-культурной деятельности МГУКИ / сост. и науч. ред. Н. Н. Ярошенко. - Москва : МГУКИ, 2011.

- С. 59-69.

8. Григорьева Е. И., Гладких В. В. Педагогическое проектирование и моделирование гражданско-патриотического воспитания молодёжи в поликультурной среде вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 103-106.

9. Куц В. А. Культурный иммунитет как передовая линия информационной самозащиты русской культуры и интеллекта русских // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - № 4 (29). - С. 159-164.

10. Лопатина Н. В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. - 2014. - № 5. - С. 22.

11. Хангельдиева И. Г. Креативные технологии: опыт переосмысления и адаптации бизнес-технологий к образовательному процессу // Тетради Международного университета в Москве. Тетрадь «Культура» : сборник научных трудов. - 2015. - № 15. - С. 218-224.

12. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России : коллективная монография / [Н. Н. Ярошенко и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств», НИИ МГУКИ, Каф. социально-культурной деятельности ; под науч. ред. Н. Н. Ярошенко.

- Москва : МГУКИ, 2012. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.