Научная статья на тему 'Модель формирования информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности'

Модель формирования информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / INFORMATION CULTURE OF STUDENTS / MODEL OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Роман Владимирович

Обоснована модель по формированию информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности. Подчеркнута актуальность авторской модели, которая соответствует современным требованиям в качественной подготовке военных специалистов. Доказано, что огромным потенциалом в развитии информационной культуры курсантов обладает социально-культурная деятельность, специфика которой заключается в том, что в свободное от аудиторной работы время слушатель самостоятельно моделирует досуговое пространство в зависимости от индивидуальных предпочтений. Модель основана на принципах системности, добровольности и свободы выбора и включает в себя: концептуальный блок (нацелен на развитие способности к быстрой и эффективной формализации материала, решению задач по интерпретации данных, поиску информации на основе учета внутренних мотивов личности к расширению кругозора); функционально-со-держательный блок (направлен на освоение современного информационного программного обеспечения, развитие информационного мышления, творческого воображения при включении в виртуальные ситуации, а также понимания престижа информационного образования в обеспечении служебной карьеры); критериально-результативный (ориентирован на разработку диагностических методик по выявлению уровня сформированности информационной культуры курсантов). При этом особая роль отводится средствам социально-культурной деятельности, моделирующим образовательную и социокультурную среду вуза (аудиторную и внеаудиторную работу) с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, создаваемого на базе современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The model of formation of information culture of cadets of military higher education institutions by means of socio-cultural activities is founded. The relevance of the author’s model, which meets modern requirements to quality of training of military specialists is marked. It is proved that a huge potential in the development of information culture of cadets has a socio-cultural activity, the specificity of which is that, free from classroom work time, the listener independently simulates leisure space depending on individual preferences. The model is based on the principles of consistency, voluntariness and freedom of choice and includes: conceptual unit (focused on the development of the capacity for rapid and effective formalization of the material, the task of data interpretation, information search, based on the internal motives of a person to broaden their horizons); functionally meaningful unit (aimed at development of modern information software, development of thinking, creative imagination for inclusion in a virtual situation, and understanding the prestige of the information education in support of career); criterion-effective (focused on the development of diagnostic techniques to identify the level of formation of information culture of cadets). At the same time, the role of means of socio-cultural activities, modeling of educational and sociocultural environment of the university (classroom and extracurricular work) with the use of pedagogically useful didactic support, created on the basis of modern information technologies.

Текст научной работы на тему «Модель формирования информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности»

УДК 379.831

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Роман Владимирович БЕЛЯЕВ

начальник научно-исследовательского центра Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А» E-mail: grigorev_tmb@list.ru

Обоснована модель по формированию информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности. Подчеркнута актуальность авторской модели, которая соответствует современным требованиям в качественной подготовке военных специалистов. Доказано, что огромным потенциалом в развитии информационной культуры курсантов обладает социально-культурная деятельность, специфика которой заключается в том, что в свободное от аудиторной работы время слушатель самостоятельно моделирует досуговое пространство в зависимости от индивидуальных предпочтений. Модель основана на принципах системности, добровольности и свободы выбора и включает в себя: концептуальный блок (нацелен на развитие способности к быстрой и эффективной формализации материала, решению задач по интерпретации данных, поиску информации на основе учета внутренних мотивов личности к расширению кругозора); функционально-содержательный блок (направлен на освоение современного информационного программного обеспечения, развитие информационного мышления, творческого воображения при включении в виртуальные ситуации, а также понимания престижа информационного образования в обеспечении служебной карьеры); критериально-результативный (ориентирован на разработку диагностических методик по выявлению уровня сформированном^ информационной культуры курсантов). При этом особая роль отводится средствам социально-культурной деятельности, моделирующим образовательную и социокультурную среду вуза (аудиторную и внеаудиторную работу) с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, создаваемого на базе современных информационных технологий.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность; средства социально-культурной деятельности; информационная культура курсантов;модель формирования информационной культуры курсантов

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-97-102

Современное общество периода информатизации характеризуется глобальными социально-экономическими переменами, связанными с комплексным внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. В этих условиях любой человек должен обладать навыками информационного взаимодействия, общения и структурирования сообщений, уметь осуществлять сбор, оценивание и использование информации, необходимой для решения профессиональных задач [1, с. 22; 2, с. 4].

Именно поэтому сегодня учебно-воспитательная деятельность в российских военных вузах тесно сопряжена с государственной политикой в области военного образования до 2020 г., согласно которой особая роль в процессе обучения отводится инновационным технологиям обучения, направленным на формирование информационной культуры курсантов.

Огромным потенциалом в развитии информационной культуры курсантов обладает социально-культурная деятельность, специфика которой заключается в том, что она осуществляется в свободное от занятий время, имеет добровольный характер и самостоятельно моделируется курсантом в зависимости от индивидуальных предпочтений, наиболее полно удовлетворяющих его духовные, в том числе познавательные потребности [3].

С этих позиций теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности нужно рассматривать как отрасль педагогической науки, нацеленной на инициацию потенциально заложенной в курсанте способности быть активным субъектом социального поведения и модератором своего культурно-информационного развития.

Интегративная модель формирования информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной

деятельности нацелена на выявление эффективных условий, способных обеспечить целостность процесса формирования информационной культуры курсантов, реализуемого в рамках системы высшего военного образования.

Разработанная модель содержит комплекс взаимообусловленных блоков: концептуальный; функционально-содержательный; критериально-результативный.

Рассмотрим каждый из блоков более подробно.

Концептуальный блок включает в себя:

1) социальный заказ - формирование информационной культуры курсантов военных вузов на основе реализации нормативных документов (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670) [4; 5];

2) цель - подготовка будущих военных специалистов с учетом изменяющихся требований к уровню и качеству профессионального образования, в котором формирование информационной культуры в процессе социально-культурной деятельности рассматривается как фактор повышения его качества;

3) задачи - формирование устойчивой потребности в овладении основами информационной культуры; развитие ценностно значимого отношения к социально-культурной деятельности; усвоение и применение знаний, умений и навыков по информатике, военно-профессиональных общекультурных компетенций; повышение информационной активности курсантов; развитие навыков межличностного взаимодействия в социокультурной, в том числе информационной среде.

При этом результативность формирования информационной культуры курсантов средствами социально-культурной деятельности обусловлена следующими педагогическими закономерностями:

а) организацией образовательно-воспитательного процесса военного вуза, педагогической поддержкой личности курсанта в сфере досуга с учетом динамических куль-

турных и педагогических процессов в социуме;

б) стимулированием информационной активности курсантов в ходе педагогического сотрудничества;

в) осознанием личностью значимости межличностного взаимодействия на основе активного диалога;

г) активизацией процессов формирования общекультурных компетенций курсантов;

д) созданием воспитательной среды, культурного событийного пространства, открывающих реальные перспективы для творческой самореализации, культурного и профессионального саморазвития в процессе внеаудиторной деятельности.

Указанные педагогические закономерности выявлены нами на основе социальных и психолого-педагогических факторов.

Группу социальных (внешних) факторов составляют следующие положения: роль армии в жизни современного общества, роль военных образовательных учреждений в системе высшего профессионального образования; оснащение их современными техническими средствами; уровень социальной защиты курсантов; объективное освещение средствами массовой коммуникации проблем и достижений в подготовке будущих офицеров.

Группу внутренних факторов определяют такие педагогические обстоятельства, как степень профессионализма офицеров-воспитателей и преподавателей; наличие устоявшихся педагогических традиций военного вуза; социальные установки у курсантов в образовательном процессе вуза; психологические особенности и свойства личности; моральная атмосфера на аудиторных занятиях по информатике и в социально-культурной деятельности; степень сплоченности учебного коллектива курсантов и ее влияние на формирование информационной активности.

В функционально-содержательном блоке отражены: а) педагогические функции (социализирующая, образовательная, воспитательная, развивающая, просветительская, коммуникативная, рекреационная, культуро-творческая), содержательный аспект авторской педагогической программы, виды (познавательная, творческая, игровая, коммуникативная); б) формы (индивидуальные, групповые консультации, самостоятельные занятия в интернет-зале и зале педагогической

информации, компьютерном клубе, библиотеке, кейс-стади, видеоконференции, виртуальные экскурсии, просмотр фильмов, создание фотовыставки, мультимедийная презентация, электронное портфолио, флешмоб, компьютерные игры, мультимедийный тур, онлайн конференция, форум); в) общие принципы (гуманистической направленности, учета индивидуальных особенностей; вариативности; связи с социально-культурной практикой; научности, социокультурного воспитания в коллективе; последовательности и систематичности; наглядности, эстетизации); г) методы осуществления социально-культурной деятельности; д) организационно-педагогические условия.

Методами осуществления социально-культурной деятельности по формированию информационной культуры курсантов являются способы профессионально-педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов для нахождения продуктивных путей решения образовательных задач в военном вузе. Как полагают специалисты в области военной педагогики (А.В. Белошицкий, О.Ю. Ефимов, П.Ю. Наумов, М.В. Петровская, Ю.Ф. Семоненко, А.Г. Терещенко, И.Ю. Устинов и др.), методы следует рассматривать в виде эффективного механизма, нацеленного на организацию взаимных социокультурных, в том числе педагогических действий командира, преподавателя и курсантов.

Согласно классификации, разработанной В.А. Сластениным и его научной школой, система общих методов, достаточно широко представленная в целостном педагогическом процессе военного вуза, вбирает в себя:

- методы формирования сознания личности в условиях социально-культурной деятельности (объяснение, педагогическая беседа, дискуссия, работа с учебником, периодической печатью, профессиональными журналами, газетами, личный пример);

- методы организации социально-культурной деятельности и формирования опыта социального поведения (упражнения, инструктаж, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации, репродуктивные методы, поисковые методы);

- методы стимулирования и мотивации социально-культурной деятельности (эмо-

циональное воздействие, соревнование, деловые игры, поощрение);

- методы контроля и самоконтроля (специальная диагностика, анкетный опрос, самопроверка) [6, с. 298-299].

Оценивание значимости каждого педагогического метода, оптимальный подбор их сочетаний методов для моделирования той или иной социокультурной ситуации, связанной с проблемными вопросами формирования информационной культуры, осуществляется педагогом с учетом индивидуальных особенностей курсантов, их любительских и профессиональных интересов в сфере информационных технологий.

Среди закономерностей, обусловливающих выбор интерактивных методов, сочетаемость их с традиционными методами и приемами, выделяются: возрастные особенности курсантов, цели и задачи социально-культурной деятельности, личность самого педагога.

Так, например, в первые годы обучения на выбор методов оказывают влияние, прежде всего, внутренние факторы, отражающие специфику обучения и воспитания в военном вузе, а также педагогические условия формирования культурных ценностей курсантов в образовательно-воспитательном процессе военного вуза. Ряд исследователей (И.В. Иванов, В.Ф. Самохин, Ю.В. Коленко, П.А. Кук-са, А.Ю. Филатов) отмечают, что на первых курсах обучения наблюдается сложный процесс социально-психологической адаптации личности к новым условиям организации вузовской жизнедеятельности. На этом этапе важно создать оптимальные социально-психологические условия для формирования позитивных ценностных ориентаций и различных социальных, учебных и профессиональных установок курсантов [7, с. 14]. Для этого весьма значимо, чтобы психологическая атмосфера в учебных коллективах военных вузов была позитивной. Важен педагогический такт и профессионализм педагогов, влияющих на становление и последующее развитие учебных коллективов курсантов.

На средних курсах обучения (3, 4 курсы) адаптационные процессы, как правило, находятся в стадии завершения, созданы внутри-коллективные вузовские традиции, обусловливающие гордость курсантов за принадлежность к военной профессии. Достигается

это на основе реализации следующих воспитательных функций: организационной, стимулирующей. На степень выраженности жизненных и профессиональных приоритетов курсантов оказывает умелое пользование командирами и преподавателями вуза методами организации образовательно-воспитательного процесса. Все методы педагогического процесса нацелены на обращенность к функционированию учебного коллектива подразделения курсантов, целенаправленное применение с позиций его поступательного развития. Продуктивность достигается на основе реализации основных условий развития учебного коллектива курсантов.

На завершающем этапе обучения воздействие на выбор методов внеаудиторной деятельности оказывают также социальные факторы. Среди этих факторов укажем такие как внимание социума к армейским проблемам, степень регулярности освещения вопросов курсантской жизни в средствах массовой информации и пр.

Применительно к процессам формирования информационной культуры курсантов в процессе социально-культурной деятельности выделяются следующие педагогические средства:

- устные (живое слово, сценическая речь);

- технические (данные специализированной электронной библиотеки; банк программно-педагогических и инструментальных программных средств, в том числе пакет прикладных программ Microsoft Office; PowerPoint - программы для разработки мультимедийных презентаций; информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей);

- печатные (фонды библиотеки военного вуза, банк социокультурной информации, содержащий эмпирическую информацию по основным вопросам организации внеаудиторной деятельности);

- наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, графика) [8].

По мнению Е.И. Григорьевой, специфика средств социально-культурной деятельности прослеживается в их взаимосвязи и взаимообусловленности, так как «их выбирают с учетом определенного объекта воздействия» [9, с. 30].

Существуют определенные требования к успешному применению средств социально-

культурной деятельности, изложенные в работах Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.Е. Новаторова, В.М. Чижикова, Н.Н. Яро-шенко. Среди них основополагающими являются:

- четкое формулирование цели конкретного мероприятия общекультурной направленности;

- адекватность избранных средств педагогическим, художественным, сценарным и другим задачам;

- знание технологических основ средств, «пошаговости» выполнения их элементов;

- умение эффективно применять средства социально-культурной деятельности [10].

Данные требования находят достаточно широкое применение в организации социально-культурной деятельности военного вуза, которая призвана удовлетворять социальные, духовные потребности и любительские интересы курсантов, способствовать более активному в содержательном плане досугу, в частности, связанному с формированием основ информационной культуры.

Критериально-результативный блок содержит критериальный аппарат, позволяющий объективно оценивать процесс формирования информационной культуры курсантов средствами социально-культурной деятельности, и включает в себя:

- критерии (мотивационный, когнитивный, эмоционально-коммуникативный критерий творческой адаптивности);

- показатели (мотивационный - направленность на познание себя как субъекта информационного общества, когнитивный -осознанная установка на использование информационных технологий в информационно-образовательной среде военного вуза, эмоционально-коммуникативный - соблюдение этикета в условиях межличностного и виртуального информационного общения, творческой адаптивности - творческого моделирования компьютерных средств социально-культурной деятельности);

- уровни сформированности информационной культуры (высокий, средний, низкий).

Таким образом, модель формирования информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности базируется на применении трех блоков: концептуального, функционально-

содержательного и критериально-результативного, которые организуют досуговое пространство, направленное на развитие общекультурных и военно-профессиональных компетенций на основе применения информационных технологий.

Список литературы

1. Лопатина Н.В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие // Ежемесячный научно-технический сборник. Серия 1. Организация и методика информационной работы. М., 2014. № 5. С. 19-23.

2. Сляднева Н.А. Социальные практики эпохи информационного общества // Ежемесячный научно-технический сборник. Серия 1. Организация и методика информационной работы. М., 2014. № 5. С. 3-7.

3. Беляев Р.В., Григорьева Е.И. Информационная культура личности: ведущие методологические подходы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2016. № 2. С. 90-96.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря.

5. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий. Курск, 2015. 311 с.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2004.

7. Кукса П.А. Формирование ценностных ори-ентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.

8. Ариарский М.А. Педагогическая культурология: в 2 т. СПб.: Концерт, 2012. 399 с.

9. Современные технологии социально-культурной деятельности / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004.

10. Герасимова И.А. Информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности // Культура и образование. 2015. № 9. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/ 09/3775 (дата обращения: 25.02.2016).

References

1. Lopatina N.V. Bibliotechnaya professiya v in-formatsionnom obshchestve: razrushenie ili raz-vitie [Library profession in information society: destruction or development]. Nauchno-tekhni-cheskaya informatsiya. Seriya 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoy raboty [Scientific and

Technical Information. Series 1: Organisation and Methods of Information Work]. Moscow, 2014, no. 5, pp. 19-23. (In Russian).

2. Slyadneva N.A. Sotsial'nye praktiki epokhi in-formatsionnogo obshchestva [Social practice of period of informational society]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoy raboty [Scientific and Technical Information. Series 1: Organisation and Methods of Information Work]. Moscow, 2014, no. 5, pp. 3-7 (In Russian).

3. Belyaev R.V., Grigoreva E.I. Informatsionnaya kul'tura lichnosti: vedushchie metodologicheskie podkhody [Personal information culture: leading methodological approaches]. Vestnik Moskovs-kogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, 2016, no. 2, pp. 90-96. (In Russian).

4. Russian Federation. Federal Law no. 273-FZ of December 29, 2012, Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii [On education in the Russian Federation]. Rossiyskaya gazeta, 2012, 31 December. (In Russian).

5. Ustinovich E.S. Gosudarstvennaya politika v sfere informatsionnykh tekhnologiy [State Politics in the Sphere of Information and Communication Technologies]. Kursk, 2015, 311 p. (In Russian).

6. Slastenin V.A., Isaev I.F, Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2004. (In Russian).

7. Kuksa P.A. Formirovanie tsennostnykh orientat-siy i ustanovok u kursantov voennykh vuzov v protsesse vospitaniya i uchebnoy deyatel'nosti. Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Formation of Value Orientations and Prescriptions of Students of Military Universities in the Process of Upbringing and Learning Activity. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, 2003. (In Russian).

8. Ariarskiy M.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya [Pedagogical Culturology]. St. Petersburg, Kont-sert Publ., 2012, 399 p. (In Russian).

9. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Modern Technologies of Social and Cultural Activity]. E.I. Grigoreva (academ. ed.). Tambov, 2004. (In Russian).

10. Gerasimova I.A. Informatsionno-prosvetitel'nye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Educational information technology social and cultural activities]. Kul'tura i obrazovanie - Culture and Education, 2015, no. 9. (In Russian). Available at: http://vestnik-rzi.ru/2015/09/3775 (accessed 25.02.2016).

Поступила в редакцию 27.02.2017 г. Received 27 February 2017

UDC 379.831

THE MODEL OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES Roman Vladimirovich BELYAEV Head of Scientific-Research Centre

Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin 54 A Starykh Bolshevikov St., Voronezh, Russian Federation, 394064 E-mail: grigorev_tmb@list.ru

The model of formation of information culture of cadets of military higher education institutions by means of socio-cultural activities is founded. The relevance of the author's model, which meets modern requirements to quality of training of military specialists is marked. It is proved that a huge potential in the development of information culture of cadets has a socio-cultural activity, the specificity of which is that, free from classroom work time, the listener independently simulates leisure space depending on individual preferences. The model is based on the principles of consistency, voluntariness and freedom of choice and includes: conceptual unit (focused on the development of the capacity for rapid and effective formali-zation of the material, the task of data interpretation, information search, based on the internal motives of a person to broaden their horizons); functionally meaningful unit (aimed at development of modern information software, development of thinking, creative imagination for inclusion in a virtual situation, and understanding the prestige of the information education in support of career); criterion-effective (focused on the development of diagnostic techniques to identify the level of formation of information culture of cadets). At the same time, the role of means of socio-cultural activities, modeling of educational and sociocultural environment of the university (classroom and extracurricular work) with the use of pedagogically useful didactic support, created on the basis of modern information technologies.

Key words: socio-cultural activities; means of socio-cultural activities; information culture of students; model of formation of information culture of cadets

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-97-102

Информация для цитирования:

Беляев Р.В. Модель формирования информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 97-102. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-97-102.

Belyaev R.V. Model' foimirovaniya informatsionnoy kul'tury kursantov voennykh vuzov sredstvami sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The model of formation of information culture of students of military higher education institutions by means of socio-cultural activities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 3 (167), pp. 97-102. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-97-102. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.