УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
© Валентин Николаевич МАШИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, докторант, кафедрa социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Характеризуются структурные компоненты модели, которые подразделяют на три вида: физические; вещественно-математические; логико-семиотические. В соответствии с разрабатываемыми научными основами формирования коммуникативной культуры курсантов военного вузов представляется возможным сформировать его педагогическую систему на основе использования средств социально-культурной деятельности, которая включает алгоритм и технологию достижения цели. В структуре формирования коммуникативной культуры, как в сложной многоуровневой и многоплановой системе, выделяются такие взаимосвязанные компоненты, как содержание и организационно-деятель-ностные блоки. Концептуальное обоснование и моделирование поликультурной информационной среды как открытой культурно-информационной системы помогает предметно представить информационные процессы, происходящие в сфере образования и социально-культурной деятельности. Информационные технологии требуют от будущего офицера способности самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям служебной деятельности. Описывается содержание и раскрывается сущность блоков созданной модели, опираясь на анализ методологических и технологических подходов в данной области педагогики. В предложенной модели формирование коммуникативной культуры курсантов военного вуза в процессе социально-культурной деятельности рассматривается совокупность закономерностей, принципов, мотива-ционных факторов, форм, средств, функций, технологий; субъективных и объективных компонентов. Целью модели формирования коммуникативной культуры будущего офицера в военном вузе средствами социокультурной деятельности является подготовка компетентного военного специалиста, владеющего навыками коммуникативной культуры. Основную структуру модели образуют связи и отношения, взаимодействия офицерского состава с курсантами. Педагогические предпосылки построения модели позволяют эффективно формировать коммуникативную культуру курсантов военного вуза, включать совокупность принципов, мотивационных факторов, форм, средств, функций; субъективных и объективных компонентов.
Ключевые слова: педагогическая модель; структура модели; проектирование; технологический блок; научно-методологический подход; коммуникативная культура курсанта военного вуза.
Моделирование и проектирование в системе гуманитарных наук принято считать базовыми процессами технологического цикла познавательной и преобразовательной деятельности в социуме (В .И. Загвязинский, И. А. Липский, Г.Н. Филонов).
Условно принято подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отлична от прототипа, но возможно математическое описание, характеризующее поведение оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Жестких границ между названными типами нет. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов [1].
В соответствии с разрабатываемыми научными основами формирования коммуникативной культуры курсантов военного вузов нам представляется возможным сформировать его педагогическую систему на основе использования средств социально-культурной деятельности, которая включает алгоритм и технологию достижения цели. В структуре формирования коммуникативной культуры, как в сложной многоуровневой и многоплановой системе, выделяются такие взаимосвязанные компоненты, как содержание и организационно-деятельностные блоки. Все они требуют системного и конкретного описания.
Содержание воспитательного процесса за последние годы быстро и радикально менялось. Взятый курс на демократизацию и гуманизацию в основу воспитания ставит
следующие идеи: реализм целей воспитания (разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования); совместная деятельность субъектов воспитания; личностная направленность воспитания (в центре воспитательной работы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а человек как высшая цель); добровольность (при чем как воспитателя, так и воспитанника, иначе это ведет к нравственной деградации обоих); коллективистская направленность (отношение к коллективу не как сугубо дисциплинарному средству, подавляющему личность, а как к возвышающему ее духовные, нравственные силы) [1].
Содержание формирования коммуникативной культуры, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, социально-политической, духовной и других сфер жизни, а также проблемами формирования личности будущего офицера и тенденциями развития этого процесса.
С учетом обозначенных факторов в содержании коммуникативной культуры выделим следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные направления деятельности.
1. Социально-педагогический компонент (доминирующий) ориентирует на развитие научных позиций по основным социально-культурным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; учет и формирование важнейших духовно-нравственных, эмоционально-волевых, профессионально-деятельностных качеств будущего офицера.
2. Социально-культурный компонент содержания включает такие аспекты, как оптимизация и организации воспитания культуры у курсантов на основе использования средств социально-культурной деятельности, создание педагогических условий для его эффективного проведения, а также направлен на активное и компетентное участие в проведении мероприятий по формированию достойного имиджа военных вузов.
3. Технологический компонент социально-культурной деятельности в данной модели представлен как совокупность форм, методов и способов организации работы с курсантами военных вузов с учетом меха-
низмов социального воздействия на личность будущего офицера.
Основные задачи по формированию коммуникативной культуры осуществляются на основе включения курсантов как субъектов данного процесса в социально-культурную деятельность на добровольной основе с целью развития традиций, обычаев, норм поведения, общих для членов коллектива военнослужащих, создание благоприятного психологического климата, формирование достойного имиджа офицера на основе ведомственных приказов и распоряжений.
Концептуальное обоснование и моделирование поликультурной информационной среды как открытой культурно-информационной системы помогает предметно представить информационные процессы, происходящие в сфере образования и социально-культурной деятельности, и на рациональном уровне рассмотреть их динамику, тем более что определяющим элементом указанной системы является информация о культурно-исторических ценностях, опыте человечества (Б.С. Гершунский, О.С. Газман, Ю.М. Лотман, М.С. Каган, А. Моль, ЮГ. Волков, B.C. Поликарпов, В.И. Мурашов и др.).
Информационные технологии требуют от будущего офицера способности самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям служебной деятельности. В связи с этим перед военными вузами как учреждениями образования и культуры ставится задача воспитания коммуникативной культуры курсанта, способного:
- гибко адаптироваться в меняющихся ситуациях военной службы, демонстрировать коммуникативную культуру на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно и критически мыслить, быть способными генерировать новые идеи, креативно мыслить в интересах военной службы и государства;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, четко выдвигать гипотезы решения проблем и т. д.);
- быть коммуникабельным, контактным в различных ситуациях, предотвращая или умело разрешая конфликтные ситуации;
- самостоятельно работать над повышением нравственного, интеллектуального и культурного уровня.
Решение этих задач возможно на основе применения созданной модели с использованием не только традиционных образовательных, но и социально-культурных технологий.
В предложенной модели формирование коммуникативной культуры курсантов военного вуза в процессе социально-культурной деятельности рассматривается как совокупность закономерностей, принципов, мотива-ционных факторов, форм, средств, функций, технологий; субъективных и объективных компонентов.
Теоретико-методологический блок содержит цель, методологические подходы, закономерности и принципы процесса формирования коммуникативной культуры будущего офицера в военном вузе.
Как и любая наука, теория, методика и организация социально-культурной деятельности выстраиваются на новых методологических основаниях и подходах.
В данном блоке обозначены следующие методологические подходы: интегративный -объединяющий системный, синергетический, средовый, коммуникативный, ситуационный и целый ряд других подходов.
Избранный нами интегративный подход на воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса в виде вхождения курсанта как будущего офицера вместе с профессорско-преподавательским составом, сотрудниками военного вуза в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к национальным традициям и культуре, которые им предстоит чтить и охранять их суверенитет [2].
Условием успешного вхождения в социально-культурную деятельность должна стать выработка у людей активного, заинтересованного отношения к духовному богатству своего народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с миром.
Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности определяет ее преемственность и интегрирующий характер по
отношению к различным отраслям научного знания.
Интегративность и преемственность свойственны не только отраслевым объектам культуры и досуга, но и системе профессиональной подготовки военных специалистов.
Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Целью модели формирования коммуникативной культуры будущего офицера в военном вузе средствами социокультурной деятельности является подготовка компетентного военного специалиста, владеющего навыками коммуникативной культуры.
В качестве фундаментальных принципов выделим: гуманизацию содержания коммуникативной культуры, дифференцированный подход, систематичность, доступность, научность, деятельностный подход, целенаправленность, преемственность.
В состав структурного блока модели входят руководство, преподаватели, офицеры строевых подразделений, курсанты военного вуза, педагогические условия, в которых функционирует модель.
Основную структуру модели образуют связи и отношения, взаимодействия офицерского состава с курсантами.
Средствами формирования организационной культуры будущего офицера в военном вузе могут стать живое слово, кино, спорт, самодеятельность, искусство, литература, обладающие огромными возможностями воздействия на людей, на их мысли, убеждения, поступки, на развитие их интересов и вкусов, деловых, моральных и физических качеств. Каждое из указанных выразительных средств имеет свои психологические и педагогические аспекты воздействия, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.
Эффективность форм работы с использованием средств социально-культурной деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) зависит от конкретных целей и условий организации процесса социокультурной деятельности.
Воздействие на формирование коммуникативной культуры будущих офицеров в военном вузе оказывает объективная организационная культура (здания, места расположения зданий, элементы учебной материально-
технической базы, дизайн и т. д.). Объективные условия в свою очередь оказывают воздействие на субъективную организационную культуру и ее компоненты (учебный процесс, военная служба, образовательный процесс, отдых; социальные гарантии по всем видам обеспечения, ценностные ориентации, субъективные проявления).
Между компонентами субъективной организационной культуры также существует неразрывная связь. Процессы, протекающие в среде военного вуза, оказывают влияние на ценностные ориентации личного состава и на субъективные проявления организационной культуры (формирующиеся представления, образцы поведения, язык военнослужащих и гражданского персонала). В процессе формирования субъективной организационной культуры, носителями которой являются люди, у курсантов формируются мотивы, побуждающие их к деятельности [3].
В военном вузе, имеющем высокую организационную культуру, в сознании курсантов будут формироваться положительные мотивы, способствующие активизации познавательной деятельности, что в дальнейшем повлияет как на коммуникативную культуру курсантов, так и на процессы, протекающие в вузе (военная служба, учебный процесс), и в конечном итоге приведет к повышению качества подготовки военных специалистов. Если в вузе низкая организационная культура, то это негативно отразится на качестве подготовки будущих офицеров в целом и на формировании их коммуникативной культуры в частности.
В соответствии с все более возрастающими потребностями современного общества в зависимости от этапа развития вуза, особенностей подготовки военных специалистов различных специальностей значимость и приоритетность различных функций организационной культуры могут изменяться, при этом одной из наиболее важных функций организационной культуры военного вуза неизменно является мотивирующая функция. Суть мотивирующей функции проявляется в том, что достаточно развитая организационная культура повышает уровень мотивации курсантов не только в освоении выбранной специальности, но и в обучении и становлении офицера в целом. Курсант, отождествляющий себя со своим вузом, дорожит его
честью, а значит, будет работать с большей отдачей сил и, как следствие, будет лучше мотивирован к военной службе. Осознание собственной организационной культуры повышает мотивацию к качественному овладению курсантами выбранной специальностью, желанием соответствовать высокому рейтингу своего вуза.
А.Г. Маклаков отмечает, что социологические и психологические исследования военнослужащих срочной службы, контрактников, курсантов военных вузов показали, что устойчивостью их военной профессиональной направленности в значительной мере определяются успехи в учебе, дисциплина, участие в общественной деятельности подразделения и многое другое. Все эти факторы в конечном итоге и определяют качество подготовки военного специалиста.
В ходе проведенного исследования нами было установлено, что основные функции коммуникативной культуры курсантов военных вузов следующие:
1. Мотивирующая функция. Коммуникативная культура оказывает мотивирующее воздействие на служебную и учебную деятельность будущих офицеров.
2. Охранная функция. Культура служит барьером, нейтрализующим фактором для отрицательных ценностей и негативных тенденций, которые могут проникать в среду военного вуза из внешних факторов.
3. Адаптивная функция. Коммуникативная культура способствует безболезненному приспособлению молодых курсантов, поступивших в учебное заведение, к новым правилам и порядку жизни. Кардинальная смена обстановки и всего образа жизни вызывает чувство дискомфорта, длительность воздействия которого сокращается благодаря развитой коммуникативной культуре.
4. Интегрирующая функция. Коммуникативная культура создает ощущение идентичности с другими военнослужащими, прививает свою систему ценностей, синтезирующую интересы не только сотрудников данного вуза, но и Вооруженных Сил в целом.
5. Образовательная и развивающая функции. Если в вузе уделяется значительное внимание подготовке и образованию будущих офицеров, то в результате происходит увеличение «человеческого капитала», т. е. приращение знаний и навыков, которые впо-
следствии могут и должны быть использованы для улучшения качества подготовки офицеров-специалистов в военной области.
6. Функция управления качеством способствует повышению качества подготовки специалистов, т. е. качество организации служебной и учебной деятельности переходит в качество подготовки будущих офицеров.
7. Регулирующая функция. Сформированные традиции и обычаи, нормы и правила поведения в служебное и внеслужебное время указывают и обязывают поступать тем или иным способом в различных ситуациях, определяют привычные и должные способы действий. Этические правила поведения носят в военном вузе деонтологический характер.
8. Замещающая функция. Развитая коммуникативная культура, способная к эффективному замещению официальных механизмов регулирования деятельности, позволяет не прибегать к увеличению потока официальной информации и распоряжений.
9. Функция формирования положительного имиджа. Наличие высокого уровня культуры оказывает значительное влияние на формирование его положительного имиджа, что способствует формированию коллективной преданности военнослужащих своему учебному заведению, вызывает чувство гордости за принадлежность к вузу, обеспечивает широкую известность в обществе и, соответственно, увеличивает количество желающих связать свою судьбу с военной службой.
Реализация созданной модели будет успешной при соблюдении ряда педагогических условий:
- использование потенциала социально-культурной деятельности при проведении воспитательной работы с курсантами;
- стимулирование и мотивация курсантов к получению профессии военного офицера;
- учет специфики организации служебной и педагогической деятельности в военных вузах, основанной на традициях Российских Вооруженных сил;
- осуществление воздействия на личность курсантов через образовательную, служебную, научно-исследовательскую и творческую деятельность;
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей курсантов;
- готовность руководства, преподавателей и офицеров строевых подразделений военного вуза к осуществлению воспитательной работы с курсантами;
- построение воспитательной деятельности на основе педагогической программы по формированию организационной культуры военного вуза в процессе социально-культурной деятельности.
Таким образом, педагогическая модель, позволяющая эффективно формировать коммуникативную культуру курсантов военного вуза, включает совокупность принципов, мо-тивационных факторов, форм, средств, функций; субъективных и объективных компонентов и характеризуется гармоничным сочетанием и взаимодействием эмоционального, ценностного и поведенческого структурных компонентов.
1. Ковтуненко Л.В. Воспитательная среда учреждения для несовершеннолетних как системообразующий фактор их социальной реабилитации: монография. Воронеж, 2012.
2. Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. М., 1992.
3. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 1.10.2013 г.
UDC 378
PEDAGOGICAL PREREQUISITES OF BUILDING OF FORMATION MODEL OF COMMUNICATIVE CULTURE OF MILITARY UNIVERSITIES CADETS
Valentin Nikolayevich MASHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the characterization of the structural components of model, which can be divided on three types: physical, real-mathematical; logical- semiotic. According to the developing scientific bases of formation of communicative culture of cadets of military universities it is possible to form a teaching system based on the use of socio-cultural activities, which includes algorithm and technology of achievement. In the formation structure of communicative culture as a complex multi-layered and multi-faceted system includes such interrelated components as the content and organizational-
activity units. The conceptual underpinnings and modeling of multicultural information environment as an open cultural information system helps to objectively present the information processes in the field of education and socio- cultural activities. The information technology requires future officer ability to independently and actively act, make decisions quickly and flexibly adapt to the changing conditions of performance. The author describes in detail the contents and reveals the essence of the blocks to create a model based on the analysis of methodological and technological approaches in the field of pedagogy. In the proposed model the formation of the communicative culture of cadets of military university in the process of socio-cultural activities considered set of laws, principles, motivational factors, forms, tools, features, technology, subjective and objective components. The purpose of the model of formation of communicative culture of the future officer in the military university is the sociocultural activity to prepare competent military specialist who owns communicative culture skills. The basic structure of the model is formed by the communication and relationships, interaction officers and cadets. The pedagogical background of model construction allows arranging the communicative culture of cadets of military university, including a set of principles, motivational factors, forms, and functions, subjective and objective components.
Key words: pedagogical model; model structure; design; technology block; scientific and methodological approach communicative culture of military university cadet.