4. Dorokhova E. A. Predely rekonstruktsii [The bounds of reconstruction]. In: Dorokhova E. A., ed. Fol'klornoe dvizhenie v sovremennom mire [Folk movement in modern world]. Moscow, Publishing house of State Republican Center of the Russian Folklore, 2016. Pp. 80-94.
5. Zhulanova N. I. Molodezhnoe fol'klornoe dvizhenie [Youth folk movement]. In: Solntseva L. P.,ed. Samodeya-tel'noe khudozhestvennoe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii. Konets 1950-kh - nachalo 1990-kh godov [Amateur art creativity in the USSR. Historical essays. End of 1950th - beginning of 1990th]. St. Petersburg, Publishing house "Dmitry Bulanin", 1999. Pp. 107-133.
6. Pugacheva L. G. Individuals in the network society. The cross cultural dialogue of the past and the present. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 38-45. (In Russian)
7. Rzhepyanskaya I. V. Obryad kak osnova formirovaniya nravstvennogo soznaniya [The ritual as a basis of moral formation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 2 (46), pp. 32-38.
8. Rzhepyanskaya I. V. Formirovanie nravstvennosti sredstvami narodnoi kul'tury [The formation of morality with means of folk culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 1, pp. 120-125.
9. Sysoeva G. Ya. Fol'klor na stsene [Folklore at stage]. In: Dorokhova E. A., ed. Fol'klornoe dvizhenie v sovremennom mire [Folk movement in modern world]. Moscow, Publishing house of State Republican Center of the Russian Folklore, 2016. Pp. 128-139.
10. Tikhonova V. A. Mass culture: towards the essence of the concept. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 19-22. (In Russian)
11. Yakovlev S. V. Effekt nakopitel'nogo deistviya tsennostei kul'tury na formiruyushcheesya mirovozzrenie lichno-sti [The accumulative impact effect of culture's values on ideological formation of personality]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, no. 1, pp. 129-132.
Г
енезис понятия «карьерные стратегии молодежи»:
социально-культурный анализ
УДК 316.6:374.3 В. К. Б о т к о в а
Московский городской педагогический университет
Обзорная статья посвящена анализу концептуальных подходов к исследованию карьерных стратегий молодёжи. Сущность исследуемой дефиниции рассмотрена на основе уточнения таких базовых понятий, как карьера, карьерное и профессиональное самоопределение, жизненные перспективы и карьерные траектории. Автором определена специфика понятия «карьерные стратегии молодёжи» с точки зрения различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики и социально-культурной деятельности. Охарактеризован процесс формирования карьерных стратегий как сознательный выбор личности образа профессиональной деятельности, этапов карьерного пути и технологий достижения поставленных карьерных целей на основе личностного потенциала. Выявлены этапы реализации карьерной стратегии, включающие план развития профессиональных и личностных навыков индивида, выбор профессиональных траекторий, которые коррелируются с целями, стратегией и требованиями организации. Социально-культурная деятельность рассматривается как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на развитие потенциально заложенной в личности способности быть субъектом социального поведения и модератором будущей карьеры.
Ключевые слова: карьера, профессиональное самоопределение, карьерное самоопределение, жизненные стратегии, карьерные стратегии.
БОТКОВА ВИКТОРИЯ КОНСТАНТИНОВНА - аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета BOTKOVA VIKTORIYA KONSTANTINOVNA - doctoral student of Department of social and cultural activities, Institute of Culture and Arts, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)
e-mail: grigorev_tmb@list.ru © Боткова В. К., 2016
V. K. Botkova
Moscow City Teacher Training University (MCTTU), Government of Moscow City, 2nd Selskokhozyaistvenny proezd, 4, 129226, Moscow, Russian Federation
the genesis of the concept of "career strategies of young people": SOCIAL and cultural analysis
Review article is devoted to the analysis of conceptual approaches to the study of career strategies for young people. Study the essence of the definition is considered from the clarification of such basic concepts as: career, career and professional self-determination, life chances and career paths. The author defines the specificity of the concept of "career strategies for the youth" from the point of view of different Sciences: philosophy, sociology, psychology, pedagogy and social and cultural activities. Described the process of forming career strategies as a conscious choice of the individual image of professional activity, stages of career and technology achieve the set career goals based on personal potential. Identified the stages of implementing a career strategy which includes a plan for the development of professional and personal skills of the individual professional trajectories, correlated with the objectives, strategy and requirements of the organization. Social and cultural activities are considered as a branch of pedagogical science that focuses on the development of potentially inherent in the individual's ability to be a subject of social behavior and the moderator future career.
Keywords: career, professional identity, career self-determination, life strategies, career strategies.
В современном российском обществе молодой человек сталкивается со многими проблемами в процессе профессионального становления. Во-первых, из-за высокого уровня конкуренции на рынке труда ему сложно найти вакансию по профилю полученной специальности; во-вторых, из-за отсутствия трудового стажа у него возникают трудности в должностном и финансовом продвижении по службе.
Такое нестабильное положение молодых специалистов на рынке труда актуализирует изучение аспектов планирования будущей карьеры. В связи с этим молодому человеку необходимо, начиная со студенческой скамьи, уделять особое внимание формированию карьерных стратегий, которые помогут в условиях роста социальной конкуренции стать наиболее востребованным и успешным специалистом. Не случайно в «Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» особый акцент сделан на вопросах построения эффективной траектории профессионального развития [10].
Сущность исследуемой дефиниции рассмотрим на основе уточнения таких базо-
вых понятий, как карьера, карьерное и профессиональное самоопределение, жизненные перспективы и карьерные траектории.
В современной науке изучению процессов стратегического и тактического карьерного планирования посвящено много исследований, так как успешная карьерная деятельность - базовая потребность современного человека, а способность её формировать - жизненно необходимый навык.
Понятие «карьера» рассматривается:
• в психологии и акмеологии (К. А. Абуль-ханова-Славская, Е. А. Климов, А. Б. Куп-рейченко, Д. А. Леонтьев, А. К. Маркова, О. В. Москаленко, Н. С. Пряжников и другие);
• в социологии (З. А. Авдошина, Е. Б. Би-ликтуева, Е. Б. Задорожникова, А. С. Мельник, Э. В. Каграмян, А. И. Кравченко, Е. В. Ковалевская, Е. В. Охотский, Г. А. Чередниченко и другие);
• в политологии (А. В. Гришин, Г. И. Демин и другие);
• в социально-культурной деятельности (Ю. А. Акунина, О. В. Ванина, Е. И. Григорьева, Н. Н. Ярошенко и другие).
В частности, согласно концепции А. К. Марковой, карьера трактуется как:
• профессиональное продвижение (от профессионального самоопределения к практическому овладению профессией и т.д.);
• как продвижение по должностной лестнице (стремление к определённому социальному статусу в профессиональной деятельности, занятие определённой должности) [8, с. 123].
И. Д. Ладанов в своём определении карьеры делает акцент на том, что сам человек оценивает степень успешности своей карьеры «на основе субъективно осознанных суждений о своём трудовом будущем, ожидаемых путях самовыражения и удовлетворения трудом, это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека [7]».
Н. С. Пряжников карьеру рассматривает как успех в какой-либо деятельности, но при этом выделяет и её негативный аспект в виде карьеризма [11, с. 7].
С точки зрения Ф. Р. Филиппова, карьера - это «... продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии [15, с. 262]».
В исследовании О. П. Терновской вектор карьерного развития определяет и вектор личностного роста, саморазвития, но вместе с тем автор отмечает «низкую осознанность карьерных ориентаций студентов, постановку неопределённых целей, желание одновременного достижения нескольких целей без учёта их приоритетности [14]».
Зарубежные учёные понятие карьеры интерпретируют более широко: как «жизненную дорогу человека», связанную с работой и разделённую на определённые периоды.
Так, по мнению Д. Сьюпера, карьера представляет собой последовательную цепь событий в жизни человека, которая опре-
деляет общую направленность субъекта на саморазвитие, должностной рост в течение всей жизни [18, р. 43].
В теории К. Макдэниелса карьера трактуется как стиль жизни, включающий в себя последовательную смену профессиональной деятельности и различных видов деятельности в свободное время на протяжении всей жизни человека [17, р. 32].
Д. Холл и Ф. Мирвис вводят в научный оборот понятие «поливариативная карьера», которое включает анализ пиков и спадов карьерного роста, временные возвраты на предыдущий уровень, смену видов деятельности и мест работы и т.д. [16, р. 272].
Таким образом, карьера в большинстве исследований рассматривается как явление, представляющее собой последовательную смену профессий, статусов, профессиональных и социальных ролей, видов работ и т.д. При этом в процессе построения карьеры происходит самореализация субъекта, его личностное и профессиональное самоопределение.
С точки зрения социологов (М. В. Ко-раблевой, М. В. Полухиной, Л. О. Ромашовой, А. А. Русановой, И. В. Тиунчик и других), процесс профессионального самоопределения - это «обмен ценностями карьерного пространства между обществом и стратегическим руководителем, в ходе которого происходит последовательная смена его статусов, восхождение по ступеням организационной иерархии и самореализация [6]», при этом «в социальной ориентации и стереотипах мышления персонала присутствуют, с одной стороны: склонность к непрерывному обучению и развитию, потребность реализации социальной справедливости в организации и обществе, а с другой стороны: стремление к построению карьеры по вертикали, недооценка специализации и значимости высокопрофессионального труда, поэтому система управления карьерой должна
рассматриваться как ресурс оптимизации социокультурной среды современного отечественного предприятия[6]».
Согласно С. Л. Рубинштейну, человек выступает активным субъектом самоопределения, сознательно определяя своё отношение к миру и к самому себе [13] - через детерминацию целей через сознание.
Таким образом, самоопределяющийся субъект будет выбирать наиболее оптимальные стратегии поведения в зависимости от имеющихся ресурсов и характера представлений о своих способностях и возможностях.
При этом профессиональное и карьерное самоопределение - два разных по смыслу понятия. Говоря о профессиональном самоопределении, следует иметь в виду становление и развитие человека как субъекта трудовой деятельности, а карьерное самоопределение - это психорефлексивная деятельность, направленная на поиск своего способа построения карьеры и создание её образа, куда включены ключевые личностные образования (ценности, мотивы, жизненные стратегии и т.д.) [5].
Попадая в профессиональное поле, человек на основе своих ценностных предпочтений формирует своё поведение на рынке труда, поэтому многие исследователи (К. А. Абульханова-Славская, О. Ю. Переверзина, Ю. В. Синягин, О. Ю. Яковлева и другие) подробно изучают вопрос о стратегиях карьерного продвижения, связывая их с проявлением общих жизненных стратегий личности.
К. А. Абульханова-Славская практические впервые среди российских исследователей осуществила комплексный анализ жизненной стратегии личности и интерпретировала её как реализуемую в разнообразных жизненных обстоятельствах способность личности к развитию и воспроизводству своей индивидуальности [1].
Ю. М. Резник выделяет три типа жизнен-
ных стратегий [12]:
1. Стратегия жизненного благополучия (ориентация на обеспеченную всеми необходимыми благами, спокойную и размеренную жизнь). Данной стратегии соответствует такая модель жизненного поведения, как жизнеобеспечение (приобретение и потребление благ).
2. Стратегия жизненного успеха (ориентация личности на успешную социальную и профессиональную жизнь). Модель поведения - жизнестроительство, что выражается в активной, деятельной, насыщенной делами и событиями жизни.
3. Стратегия самореализации (ориентация на творческое изменение и преобразование жизни). Модель жизненного поведения - жизнетворчество, для которой характерны формирование новых жизненных условий, качественное обновление их в определённый временной период (объектная сторона жизнетворчества) и процесс личностного развития и саморазвития как субъекта творчества (субъектная сторона).
Таким образом, жизненные стратегии и карьерные стратегии взаимообусловлены и определяют личностно-профессиональ-ного развитие индивида.
По мнению Ю. А. Акуниной и О. В. Ваниной [3, с. 130], в понятии «карьерная стратегия» отражается жизненная позиция личности и степень её активности, которая зависит от самобытности и зрелости характера (с одной стороны - жизнь, зависимая от обстоятельств, стереотипное выполнение социальных ролей, с другой стороны -жизнетворчество, моделирование субъектом конкретных форм социального поведения и профессиональной деятельности в соответствии с мотивационно-ценност-ными установками).
Инвариантность и альтернативность социокультурной среды представляет собой огромное пространство для инициативности и творчества, свободного участия
человека в принятии социальных решений, самостоятельности и самоутверждения.
Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу о том, что карьерная стратегия -это динамичная система, которая в зависимости от реакции индивида, смены ценностных ориентаций, от трансформации социокультурного пространства и происходящих событий в целом претерпевает изменения. Соответственно, чем выше уровень профессиональной компетентности и конкурентоспособности, тем дальше человек стремится в развитии своих личностных и профессиональных качеств.
Процесс формирования карьерной стратегии можно охарактеризовать как:
• сознательный выбор личности образа профессиональной деятельности, приоритетной специализации;
• определение главных целей, задач, этапов карьерного пути;
• выбор технологий достижения поставленных карьерных целей на основе инди-
видуальных, статусных, социальных и возрастных возможностей личности;
• организация способов карьерного продвижения на основе оптимального применения движущих стратегий и ослабления действия любых факторов сдерживания и сопротивления.
Таким образом, карьерная стратегия рассматривается нами как жизненный план развития профессиональных и личностных навыков индивида с целью построения успешной карьеры на основе определения векторов будущего развития, периодов достижения поставленных целей и этапов продвижения по службе, коррелирующих с требованиями организации. С этих позиций социально-культурную деятельность нужно рассматривать как отрасль педагогической науки, нацеленную на инициацию потенциально заложенной в личности способности быть субъектом социального поведения и модератором будущей карьеры.
Примечания
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва : Мысль, 1991, 299 с.
2. Авдошина З. А. Управление карьерой в социокультурной среде производственных предприятий (на материале г. Набережные Челны, Республики Татарстан) : дис. на соиск. учён. степ. кандидата социологических наук : 22.00.08 - социология управления / Авдошина Зоя Александровна ; Казанский государственный технологический университет. Казань, 2003. 195 с.
3. Акунина Ю. А., Ванина О. В. Технология личностного брендинга в процессе подготовки современных специалистов социально-культурной сферы // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества : сборник научных статей по материалам научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета социально-культурной деятельности (28 октября 2009 г., Москва) / науч. ред. Н. Н. Ярошенко, Г. Н. Новикова, Е. В. Чижикова. Москва : МГУКИ, 2009. С. 129-136.
4. Григорьева Е. И. Особенности творческой самореализации студенческой молодёжи в условиях досуга // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2013. № 2-4 (11). С. 111-114.
5. Ковалевская Е. В. Карьерное самоопределение на начальном этапе: структурно-содержательная характеристика и формирование : монография. Москва : Мир науки, 2015. 126 с.
6. Круглов Д. С. Карьера стратегического руководителя. Саратов, 2014. 125 с.
7. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство : монография. Москва : УЦ Перспектива, 1997. 288 с.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Международный гуманитарный общественный фонд «Знание», 1996. 308 с.
9. Назарова Л. В. Карьерные стратегии российского студенчества в условиях рискогенности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 71-75.
10. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г.
№ 2403-р // Гарант.ги : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/
11. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие / Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. 2-е изд., стер. Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 392 с.
12. Резник М. Ю. Стратегии жизни молодёжи в обществе риска: проблемы социальной безопасности // Россия и социальные изменения в современном мире : материалы международной научной конференции «Ломоносов-2004» : сборник статей молодых учёных / [редкол. : В. И. Добреньков (пред.) и др.]. Москва : Макс Пресс, 2004.
13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2003. 508 с.
14. Терновская О. П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения : дис. на соиск. учён. степ. кандидата психологических наук : 19.00.07 - педагогическая психология / Терновская Оксана Петровна ; Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2006. 155 с.
15. Филиппов Ф. Р. Карьера // Социологический энциклопедический словарь : на рус., англ., нем., фр. и чеш. языках / ред.- координатор Г. В. Осипов ; Институт социально-политических исследований Российской академии наук, Институт социологии Российской академии наук. Москва : Норма : Инфра-М, 2000. С. 262-263.
16. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contact developing the whole person at midlife and beyond. Journal of Vocational Behavior. 1995, vol. 35, pp. 269-289.
17. McDaniels C. Counseling for career development: theories, resources and practice. San Francisco, Jossey Bass Publishers, 1992. 463 p.
18. Super D. E. Career education and the meaning of work. Washington: U.S. Department of Health, Education and Welfare, Office of Education. U.S. Govt. Print. Off. 1976.
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni [The Strategy of life]. Moscow, Mysl Publishers, 1991. 299 p.
2. Avdoshina Z. A. Upravlenie kar'eroi v sotsiokul'turnoi srede proizvodstvennykh predpriyatii (na materiale g. Naberezhnye Chelny, Respubliki Tatarstan). Diss. kand. sotsiolog. nauk [Management of career in the sociocul-tural environment of manufacturing enterprises (on material Naberezhnye Chelny, the Republic of Tatarstan). Cand. sociolog. sci. diss.]. Kazan, 2003. 195 p.
3. Akunina Yu. A., Vanina O. V. Tekhnologiya lichnostnogo brendinga v protsesse podgotovki sovremennykh spetsi-alistov sotsial'no-kul'turnoi sfery [Technology of personal branding in the course of training of modern experts of the social and cultural sphere]. In: Yaroshenko N. N., Novikova G. N., Chizhikova E. V., ed. Prioritety sotsial'no-kul'tur-nogo obrazovaniya v usloviyakh modernizatsii rossiiskogo obshchestva. Sbornik nauchnykh statei po materi-alam nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 60-letiyu fakul'teta sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti (28 oktyabria 2009 g, Moskva) [Priorities of social and cultural education in the conditions of modernization of the Russian society. The collection of scientific articles on materials of the scientific and practical conference devoted to the 60 anniversary of faculty of social and cultural activities (on October 28, 2009, Moscow)]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2009. Pp. 129-136.
4. Grigoryeva E. I. Osobennosti tvorcheskoi samorealizatsii studencheskoi molodezhi v usloviyakh dosuga [Features of creative self-realization of student's youth in the conditions of leisure]. Cultural & Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2013, no. 2-4 (11), pp. 111-114.
5. Kovalevskaya E. V. Kar'ernoe samoopredelenie na nachal'nom etape: strukturno-soderzhatel'naya kharakteris-tika i formirovanie [Career self-determination at the initial stage: structural and substantial characteristic and formation]. Moscow, Publishing house "Mir nauki", 2015. 126 p.
6. Kruglov D. S. Kar'era strategicheskogo rukovoditelya [Career of the strategic head]. Saratov, 2014. 125 p.
7. Ladanov I. D. Psikhologiya upravleniya rynochnymi strukturami. Preobrazuyushchee liderstvo [Psychology of management of market structures. Reformative leadership]. Moscow, Training center "Perspective", 1997. 288 p.
8. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Professionalism psychology]. Moscow, Published by International humanitarian public found Znanie, 1996. 308 p.
9. Nazarova L. V. Career strategies of russian students in the context of risk-taking situations. Historical and social-educational ideas. 2011, no. 3, pp. 71-75. (In Russian)
10. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda : utverzhdeny rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 noyabrya 2014 g. № 2403-r [Fundamentals of the state
youth policy of the Russian Federation for the period till 2025 : are approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70713498/
11. Pryazhnikov N. S. Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods of activ-ization of professional and personal self-determination]. 2nd edition. Moscow, Publishing house of Moscow psychological and social institute, Voronezh, Publishing house "MODEK", 2003. 392 p.
12. Reznik M. Yu. Strategii zhizni molodezhi v obshchestve riska: problemy sotsial'noi bezopasnosti [The strategy of life of youth in the society of risk: problems of social safety]. In: Dobrenkov V. I., ed. Rossiya i sotsial'nye izme-neniya v sovremennom mire. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii "Lomonosov-2004" [Russia and social changes in the modern world: materials of the international scientific Lomonosov-2004 conference]. Moscow, MaksPress Publishing House, 2004.
13. Rubinshtein S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Life and consciousness. Person and world]. St. Petersburg, PITER Publishing House, 2003. 508 p.
14. Ternovskaya O. P. Osobennosti kar'ernykh orientatsii studentov na zavershayushchem etape vuzovskogo obu-cheniya. Diss. kand. psikhol. nauk [Features of career orientations of students at the final stage of high school training. Cand. psychol. sci. diss.]. Orenburg, 2006. 155 p.
15. Filippov F. R. Kar'era [Career]. In: Osipov G. V., ed. Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar': na russkom, angliiskom, nemetskom, frantsuzskom i cheshskom yazykakh [Sociological encyclopedic dictionary: in the Russian, English, German, French and Czech languages]. Moscow, Publishing house "Norma", Publishing house "Infra-M", 2000. Pp. 262-263.
16. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contact developing the whole person at midlife and beyond. Journal of Vocational Behavior. 1995, vol. 35, pp. 269-289.
17. McDaniels C. Counseling for career development: theories, resources and practice. San Francisco, Jossey Bass Publishers, 1992. 463 p.
18. Super D. E. Career education and the meaning of work. Washington: U.S. Department of Health, Education and Welfare, Office of Education. U.S. Govt. Print. Off. 1976.
кКонцептуальные подходы к формированию
правовой культуры личности
УДК 316.43:340.11 В. Я. Пиндус
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
В статье рассмотрены сущностные характеристики процесса формирования правовой культуры личности (обыденное, массовое правосознание и специализированное, профессиональное правосознание, а также научное, теоретическое правосознание). Обобщены ведущие концептуальные подходы к правовой культуре личности и правовой культуре общества: аксиологический, информационно-семиотический, социологический. Автором выделены и проанализированы функции правовой культуры: культурно-исторической преемственности, праворегулятивная, ценностно-нормативная, пра-восоциализаторская, познавательно-преобразовательная, информационно-коммуникативная, культуротворческая и прогностическая. Определены структурные компоненты правовой культуры личности.
Ключевые слова: правовая культура личности, правовая культура общества, правосознание, правовая грамотность.
ПИНДУС ВИТАЛИЙ ЯРОСЛАВОВИЧ — аспирант кафедры культуроведения и социокультурных проектов факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
PINDUS VITALII YAROSLAVOVICH - doctoral student of Department of cultural studies and sociocultural projects, Faculty of culture and arts, Tambov State University named after GR Derzhavin
e-mail: grigorev_tmb@list.ru 123
© Пиндус В. Я. , 2016