Научная статья на тему 'Информационная грамотность как одна из составляющих методической компетенции педагога'

Информационная грамотность как одна из составляющих методической компетенции педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2164
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИЯ / METHODOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION LITERACY / INFORMATION TECHNOLOGY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усольцева Ирина Владимировна

В статье рассмотрена информационная грамотность педагога как одна из составляющих методической компетенции; представлены этапы, которые проходят педагоги, повышая квалификацию в области освоения компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усольцева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information literacy as a component of the methodological competence of the teacher

The article describes information literacy of teacher as one of the components of methodological expertise. Phases, during which the teachers improve skills in the development of computer technology, are also shown.

Текст научной работы на тему «Информационная грамотность как одна из составляющих методической компетенции педагога»

УДК 371.14

Усольцева Ирина Владимировна

Сургутский государственный университет ш^се va@ramЫer. ги

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В статье рассмотрена информационная грамотность педагога как одна из составляющих методической компетенции; представлены этапы, которые проходят педагоги, повышая квалификацию в области освоения компьютерных технологий.

Ключевые слова: методическая компетенция, профессиональная компетентность, информационная грамотность, информационные технологии, инновация.

Изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе российского образования. За последние годы такие преобразования произошли: образовательная система приобрела новые качества, она стала более мобильной, демократичной, вариативной.

Модернизация современной системы образования, сопровождающаяся введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, предъявляет более высокие требования к учителю не как к «транслятору» новых знаний, а как к тьютору, сопровождающему ученика на пути постижения новых знаний.

Рассматривая подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога» мы, несомненно, находим взаимосвязь ее с методической компетенцией, а точнее, методическая компетенция является составной частью профессионализма педагога. В некоторых случаях авторы даже отождествляют понятия «педагогическая компетентность» и «методическая компетенция».

С одной стороны методическая компетенция -это система сформированных теоретических знаний в области методики преподавания своего предмета и комплексных методических умений, обеспечивающих осуществление основных педагогических функций учителя: образовательной, проектировочной, контролирующей и функции саморазвития, которые можно выделить в качестве ведущих для учителя - предметника. С другой стороны - это владение методическими приемами, направленными на организацию процесса обучения в целом и управление им.

Отдельных аспектов методической компетентности/компетенции касаются в своих работах В.А. Адольф, Т.Н. Гущина, И.В. Дробышева, В.И. Земцова, Н.В. Кузьмина, Т.С. Полякова,

Н.Л. Стефанова, P.P. Шахмарова.

Предположим, что в обобщенном виде компетенции представляются как знания, умения, навыки, готовность, ценности, мотивированные способности, позволяющие выполнить конкретную профессиональную деятельность на высоком уровне.

Т.Н. Гущина определяет методическую компетентность/компетенцию как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагогического работника, опосредующую результативный профессиональный опыт как системное образование знаний, умений, навыков педагога в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности.

Вслед за Н.В. Кузьминой, мы рассматриваем методическую компетентность/компетенцию как важнейший компонент профессионально-педагогической компетентности и устанавливаем зависимость развития этой компетентности от качества деятельности. По Н.В. Кузьминой, методическая компетентность/компетенция является одним из элементов профессионально-педагогической компетентности. Методическая компетентность/компетенция охватывает область способов формирования знаний, умений у учащихся [3].

Методическая компетенция представлена двумя уровнями: компетенция в педагогической и управленческой деятельности и компетенция в планировании и осуществлении учебного процесса [2, с. 24]. Первый уровень реализуется через операционно-структурные (гностическая, организаторская, конструктивно-планирующая) функции, а второй -через целеполагающие (коммуникативная, воспитывающая, развивающая) функции. Говоря о методической компетенции, мы выделяем две ее составляющие: умение педагога осуществлять традиционную педагогическую деятельность; умение проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

В основу методической компетенции как компонента профессиональной компетентности педагога входит приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности

182

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

© Усольцева И.В., 2013

Таблица 1

Структура методической компетентности/компетенции

Структурные компоненты методической компетентности/компетенции

Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза: монография. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография Ивашнёва С. В. Организационнопедагогические основы усовершенствования методической компетентности учителей иностранного языка начальной школы.

технологичный, ценностномотивационный; когнитивный, рефлексивный, оценочный [4] личностный, деятельностный, познавательный (когнитивный) и др.[1] личностномотивационный; технологический, когнитивный [2]

и поэтому методическая компетенция является важнейшим компонентом для осуществления педагогической деятельности.

Структура методической компетентности/компетенции учеными трактуется неоднозначно (табл. 1).

В нашем исследовании структура методической компетенции состоит из следующих компонентов: личностный; когнитивный; деятельностный; информационно-технологический; рефлексивный.

Рассмотрим одну из составляющих информационно-технологического компонента - информационную грамотность педагога. Информационная грамотность педагога включает технические навыки компьютерного ввода, оперирование с экранными представлениями информационных объектов и моделей. Эти технологические навыки должны формироваться в ходе их реального применения для важных и интересных учащемуся задач.

Об «использовании современных, в том числе информационных образовательных технологий» в школьных программах говорится и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Там же указывается о том, что в дальнейшем для реализации национального приоритетного проекта «Образование» планируется и в дальнейшем поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения начального общего образования предполагают, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе и «.. .7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации

информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета...» [7].

В вышеназванном документе определены и Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, где указывается на использование «в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» [7].

Деятельность учителя в овладении информационной грамотностью предполагает самостоятельные, осознанные действия по созданию, поиску, сбору, анализу и отбору, организации, представлению, передаче информационных объектов, моделированию, проектированию, планированию объектов, процессов и взаимодействий; ответственной реализации планов.

Педагог, применяющий новые информационные технологии, должен быть изначально хорошим специалистом, знающим в совершенстве свой предмет и владеющим современными образовательными технологиями преподавания; человеком, имеющим достаточные знания психолого-педагогичес-ких основ; личностью, постоянно стремящеюся к самосовершенствованию и саморазвитию, имеющей широкий кругозор; ценителем и творцом прекрасного.

Подготовка специалистов по использованию компьютерных технологий в образовании - новая для отечественной педагогики проблема, связанная с появлением в школе компьютерного обеспечения.

Очевидно, что это должен быть специалист интегрированного типа, владеющий знаниями и умениями одновременно в двух областях - компьютерной и педагогической. У учителя появляются но-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

183

вые информационные функции: передача новой информации; обучение способам обработки учебной информации; организация и управление процессом передачи и переработки информации; анализ информации, поступающий по линиям обратной связи от учащихся, выработка корректирующих действий.

В этих условиях внедрение информационных технологий обуславливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а информационно-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.

Учителя начальной школы имеют возможность получить компьютерный курс, где все учебные программы «привязаны» к текущему учебному процессу, где использование компьютера не эпизодично, а систематично и обосновано.

Сначала работая в паре с учителем информатики, а потом и в одиночку, педагоги начинают постоянно использовать средства ИКТ во многих видах учебной деятельности с различным предметным содержанием. Происходит следующее:

- трансформация роли учителя информатики в роль координатора информационных технологий;

- рост информационной грамотности участников образовательного процесса;

- переход от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования;

- рост эффективности образовательного процесса и его адекватности требованиям личности, общества, государства в современном мире.

Таким образом, учитель, используя информационные технологии, может решить задачи:

- представить учащимся новое эффективное средство самовыражения и тем самым способствовать формированию у них творческого мышления и исследовательской активности;

- формировать у учащихся через компьютерное проектирование культуру организации работ.

Овладение информационной грамотностью способствует совершенствованию методической компетенции педагога и, как следствие, росту его профессиональной компетентности.

На первое место выступает сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика (рис. 1). Контур учитель - компьютер не имеет аналогов в традиционной технологии. Из него учитель получает информацию о динамике усвоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом, что позволяет произвести своевременную корректировку хода обучения по содержанию, объемам, темпам или иным аспектам.

В этом же контуре накапливаются результаты психофизиологического тестирования за все время обучения, что позволяет учителю и психологу проанализировать развитие учащихся и находить адекватное воспитательное решение.

учитель

- своевременна: корректировка хода обучения по содержанию, объемам, темпам и т.д.

- анализ развития учащихся;

- информация о динамике освоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом;

- результат

психофизиологического

тестирования.

Рис. 1. Деятельность учителя в контуре учитель - компьютер

Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через инновационный процесс.

Инновационные методы обучения чаще всего развиваются при наличии специально созданных благоприятных условий. К этим условиям относятся следующие:

- совместная работа учителей, которая ориентирована на взаимопомощь коллег и обмен передовыми методами обучения;

- повышение квалификации с активным привлечением учителей, особенно с целью применения и изучения новых методов обучения;

- стиль работы школы, который предполагает наличие общей концепции инноваций, а также постоянную поддержку и поощрение новых типов обучения.

В исследовании ITL Research основной акцент делается на методах обучения, которые имеют самое непосредственное отношение к достижению результатов обучения уровня XXI века. «Инновационное обучение» в этом исследовании относится к трем категориям практических методов:

- педагогика, ориентированная на учащихся, которая поощряет индивидуальное эффективное самообразование учеников;

- расширение границ обучения за пределы класса такими способами, которые лучше всего согласуются с приобретением знаний и решением проблем в современном мире;

- интеграция ИКТ в педагогику в таких формах, которые способствуют достижению целей обучения. Важно отметить, что использование ИКТ не является целью само по себе, это всего лишь средство для расширения и углубления возможностей обучения.

Использование ИКТ разными учителями сильно варьируется. В школах с длительной историей использования ИКТ учителя, рассматривают ИКТ как неотъемлемую часть своей повседневной ра-

184

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

боты, то, без чего им трудно было бы обходиться. И наоборот, многие учителя, которые никогда не пользовались ИКТ, обращаются к ним гораздо реже: эти технологии еще не заняли важного места в их практике обучения.

Создавшаяся ситуация невольно подталкивала педагогов изменить свое отношение к процессу внедрения ИКТ и пройти вначале курсы по освоению компьютерной грамотности, затем по применению Интернет-технологий.

Внедрение новых, перспективных форм и методов обучения, воспитания и развитие школьников всегда является действенным стимулом творческих поисков учителей. Достижение образовательных результатов, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, непосредственно зависит от методической компетенции реализующих их педагогов, а информационная грамотность педагога становится не только составной частью методической компетенции, но и одним из главных инструментов профессионального роста и конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск: КГУ, 1998. - 310 с.

2. Ивашнёва С.В. Организационно-педагогические основы усовершенствования методической компетентности учителей иностранного языка начальной школы. - Рукопись.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. - М.: АПН, 1990. - 149 с.

4. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза: монография. - М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. - 324 с.

5. Результаты международного исследования эффективности применения ИКТ в учебном процессе (далее ITL Research) — 2011: развитие образовательных экосистем. Ноябрь 2011 г.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

УДК 376

Салахутдинова Елена Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Lenochka_8936@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КГУ им. Н.А. НЕКРАСОВА И КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РХБЗ

В статье рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации студентов и курсантов в учебной группе. Исследуемые аспекты выделены с помощью метода априорного ранжирования факторов. Особое внимание уделяется направленности личности, коммуникативному потенциалу. В статье приведена сравнительная характеристика перечисленных показателей, полученных для курсантов и студентов.

Ключевые слова: адаптация, направленность личности, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал.

С помощью метода априорного ранжирования факторов было выделено несколько условий, которые, по мнению преподавателей, больше всего влияют на адаптацию студентов в учебной группе. В том числе:

- направленность личности (установки, интересы, потребности, создающие мотивационную обусловленность деятельности человека, его поведения в соответствии с конкретными жизненными целями);

- поведенческая регуляция (способность человека регулировать своё взаимодействие со средой);

- коммуникативный потенциал;

- личностный потенциал (запас жизненной энергии).

Направленность личности - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой явля-

ется направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Салахутдинова Е.С., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.