УДК 371.14
Усольцева Ирина Владимировна
Сургутский государственный университет ш^се va@ramЫer. ги
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
В статье рассмотрена информационная грамотность педагога как одна из составляющих методической компетенции; представлены этапы, которые проходят педагоги, повышая квалификацию в области освоения компьютерных технологий.
Ключевые слова: методическая компетенция, профессиональная компетентность, информационная грамотность, информационные технологии, инновация.
Изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе российского образования. За последние годы такие преобразования произошли: образовательная система приобрела новые качества, она стала более мобильной, демократичной, вариативной.
Модернизация современной системы образования, сопровождающаяся введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, предъявляет более высокие требования к учителю не как к «транслятору» новых знаний, а как к тьютору, сопровождающему ученика на пути постижения новых знаний.
Рассматривая подходы различных авторов к определению понятия «профессиональная компетентность педагога» мы, несомненно, находим взаимосвязь ее с методической компетенцией, а точнее, методическая компетенция является составной частью профессионализма педагога. В некоторых случаях авторы даже отождествляют понятия «педагогическая компетентность» и «методическая компетенция».
С одной стороны методическая компетенция -это система сформированных теоретических знаний в области методики преподавания своего предмета и комплексных методических умений, обеспечивающих осуществление основных педагогических функций учителя: образовательной, проектировочной, контролирующей и функции саморазвития, которые можно выделить в качестве ведущих для учителя - предметника. С другой стороны - это владение методическими приемами, направленными на организацию процесса обучения в целом и управление им.
Отдельных аспектов методической компетентности/компетенции касаются в своих работах В.А. Адольф, Т.Н. Гущина, И.В. Дробышева, В.И. Земцова, Н.В. Кузьмина, Т.С. Полякова,
Н.Л. Стефанова, P.P. Шахмарова.
Предположим, что в обобщенном виде компетенции представляются как знания, умения, навыки, готовность, ценности, мотивированные способности, позволяющие выполнить конкретную профессиональную деятельность на высоком уровне.
Т.Н. Гущина определяет методическую компетентность/компетенцию как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагогического работника, опосредующую результативный профессиональный опыт как системное образование знаний, умений, навыков педагога в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности.
Вслед за Н.В. Кузьминой, мы рассматриваем методическую компетентность/компетенцию как важнейший компонент профессионально-педагогической компетентности и устанавливаем зависимость развития этой компетентности от качества деятельности. По Н.В. Кузьминой, методическая компетентность/компетенция является одним из элементов профессионально-педагогической компетентности. Методическая компетентность/компетенция охватывает область способов формирования знаний, умений у учащихся [3].
Методическая компетенция представлена двумя уровнями: компетенция в педагогической и управленческой деятельности и компетенция в планировании и осуществлении учебного процесса [2, с. 24]. Первый уровень реализуется через операционно-структурные (гностическая, организаторская, конструктивно-планирующая) функции, а второй -через целеполагающие (коммуникативная, воспитывающая, развивающая) функции. Говоря о методической компетенции, мы выделяем две ее составляющие: умение педагога осуществлять традиционную педагогическую деятельность; умение проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.
В основу методической компетенции как компонента профессиональной компетентности педагога входит приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
© Усольцева И.В., 2013
Таблица 1
Структура методической компетентности/компетенции
Структурные компоненты методической компетентности/компетенции
Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза: монография. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография Ивашнёва С. В. Организационнопедагогические основы усовершенствования методической компетентности учителей иностранного языка начальной школы.
технологичный, ценностномотивационный; когнитивный, рефлексивный, оценочный [4] личностный, деятельностный, познавательный (когнитивный) и др.[1] личностномотивационный; технологический, когнитивный [2]
и поэтому методическая компетенция является важнейшим компонентом для осуществления педагогической деятельности.
Структура методической компетентности/компетенции учеными трактуется неоднозначно (табл. 1).
В нашем исследовании структура методической компетенции состоит из следующих компонентов: личностный; когнитивный; деятельностный; информационно-технологический; рефлексивный.
Рассмотрим одну из составляющих информационно-технологического компонента - информационную грамотность педагога. Информационная грамотность педагога включает технические навыки компьютерного ввода, оперирование с экранными представлениями информационных объектов и моделей. Эти технологические навыки должны формироваться в ходе их реального применения для важных и интересных учащемуся задач.
Об «использовании современных, в том числе информационных образовательных технологий» в школьных программах говорится и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Там же указывается о том, что в дальнейшем для реализации национального приоритетного проекта «Образование» планируется и в дальнейшем поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения начального общего образования предполагают, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе и «.. .7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета...» [7].
В вышеназванном документе определены и Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, где указывается на использование «в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» [7].
Деятельность учителя в овладении информационной грамотностью предполагает самостоятельные, осознанные действия по созданию, поиску, сбору, анализу и отбору, организации, представлению, передаче информационных объектов, моделированию, проектированию, планированию объектов, процессов и взаимодействий; ответственной реализации планов.
Педагог, применяющий новые информационные технологии, должен быть изначально хорошим специалистом, знающим в совершенстве свой предмет и владеющим современными образовательными технологиями преподавания; человеком, имеющим достаточные знания психолого-педагогичес-ких основ; личностью, постоянно стремящеюся к самосовершенствованию и саморазвитию, имеющей широкий кругозор; ценителем и творцом прекрасного.
Подготовка специалистов по использованию компьютерных технологий в образовании - новая для отечественной педагогики проблема, связанная с появлением в школе компьютерного обеспечения.
Очевидно, что это должен быть специалист интегрированного типа, владеющий знаниями и умениями одновременно в двух областях - компьютерной и педагогической. У учителя появляются но-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
183
вые информационные функции: передача новой информации; обучение способам обработки учебной информации; организация и управление процессом передачи и переработки информации; анализ информации, поступающий по линиям обратной связи от учащихся, выработка корректирующих действий.
В этих условиях внедрение информационных технологий обуславливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а информационно-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
Учителя начальной школы имеют возможность получить компьютерный курс, где все учебные программы «привязаны» к текущему учебному процессу, где использование компьютера не эпизодично, а систематично и обосновано.
Сначала работая в паре с учителем информатики, а потом и в одиночку, педагоги начинают постоянно использовать средства ИКТ во многих видах учебной деятельности с различным предметным содержанием. Происходит следующее:
- трансформация роли учителя информатики в роль координатора информационных технологий;
- рост информационной грамотности участников образовательного процесса;
- переход от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования;
- рост эффективности образовательного процесса и его адекватности требованиям личности, общества, государства в современном мире.
Таким образом, учитель, используя информационные технологии, может решить задачи:
- представить учащимся новое эффективное средство самовыражения и тем самым способствовать формированию у них творческого мышления и исследовательской активности;
- формировать у учащихся через компьютерное проектирование культуру организации работ.
Овладение информационной грамотностью способствует совершенствованию методической компетенции педагога и, как следствие, росту его профессиональной компетентности.
На первое место выступает сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика (рис. 1). Контур учитель - компьютер не имеет аналогов в традиционной технологии. Из него учитель получает информацию о динамике усвоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом, что позволяет произвести своевременную корректировку хода обучения по содержанию, объемам, темпам или иным аспектам.
В этом же контуре накапливаются результаты психофизиологического тестирования за все время обучения, что позволяет учителю и психологу проанализировать развитие учащихся и находить адекватное воспитательное решение.
учитель
- своевременна: корректировка хода обучения по содержанию, объемам, темпам и т.д.
- анализ развития учащихся;
- информация о динамике освоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом;
- результат
психофизиологического
тестирования.
Рис. 1. Деятельность учителя в контуре учитель - компьютер
Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через инновационный процесс.
Инновационные методы обучения чаще всего развиваются при наличии специально созданных благоприятных условий. К этим условиям относятся следующие:
- совместная работа учителей, которая ориентирована на взаимопомощь коллег и обмен передовыми методами обучения;
- повышение квалификации с активным привлечением учителей, особенно с целью применения и изучения новых методов обучения;
- стиль работы школы, который предполагает наличие общей концепции инноваций, а также постоянную поддержку и поощрение новых типов обучения.
В исследовании ITL Research основной акцент делается на методах обучения, которые имеют самое непосредственное отношение к достижению результатов обучения уровня XXI века. «Инновационное обучение» в этом исследовании относится к трем категориям практических методов:
- педагогика, ориентированная на учащихся, которая поощряет индивидуальное эффективное самообразование учеников;
- расширение границ обучения за пределы класса такими способами, которые лучше всего согласуются с приобретением знаний и решением проблем в современном мире;
- интеграция ИКТ в педагогику в таких формах, которые способствуют достижению целей обучения. Важно отметить, что использование ИКТ не является целью само по себе, это всего лишь средство для расширения и углубления возможностей обучения.
Использование ИКТ разными учителями сильно варьируется. В школах с длительной историей использования ИКТ учителя, рассматривают ИКТ как неотъемлемую часть своей повседневной ра-
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
боты, то, без чего им трудно было бы обходиться. И наоборот, многие учителя, которые никогда не пользовались ИКТ, обращаются к ним гораздо реже: эти технологии еще не заняли важного места в их практике обучения.
Создавшаяся ситуация невольно подталкивала педагогов изменить свое отношение к процессу внедрения ИКТ и пройти вначале курсы по освоению компьютерной грамотности, затем по применению Интернет-технологий.
Внедрение новых, перспективных форм и методов обучения, воспитания и развитие школьников всегда является действенным стимулом творческих поисков учителей. Достижение образовательных результатов, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, непосредственно зависит от методической компетенции реализующих их педагогов, а информационная грамотность педагога становится не только составной частью методической компетенции, но и одним из главных инструментов профессионального роста и конкурентоспособности.
Библиографический список
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск: КГУ, 1998. - 310 с.
2. Ивашнёва С.В. Организационно-педагогические основы усовершенствования методической компетентности учителей иностранного языка начальной школы. - Рукопись.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. - М.: АПН, 1990. - 149 с.
4. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза: монография. - М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. - 324 с.
5. Результаты международного исследования эффективности применения ИКТ в учебном процессе (далее ITL Research) — 2011: развитие образовательных экосистем. Ноябрь 2011 г.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
УДК 376
Салахутдинова Елена Сергеевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Lenochka_8936@mail.ru
ИЗУЧЕНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КГУ им. Н.А. НЕКРАСОВА И КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РХБЗ
В статье рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации студентов и курсантов в учебной группе. Исследуемые аспекты выделены с помощью метода априорного ранжирования факторов. Особое внимание уделяется направленности личности, коммуникативному потенциалу. В статье приведена сравнительная характеристика перечисленных показателей, полученных для курсантов и студентов.
Ключевые слова: адаптация, направленность личности, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал.
С помощью метода априорного ранжирования факторов было выделено несколько условий, которые, по мнению преподавателей, больше всего влияют на адаптацию студентов в учебной группе. В том числе:
- направленность личности (установки, интересы, потребности, создающие мотивационную обусловленность деятельности человека, его поведения в соответствии с конкретными жизненными целями);
- поведенческая регуляция (способность человека регулировать своё взаимодействие со средой);
- коммуникативный потенциал;
- личностный потенциал (запас жизненной энергии).
Направленность личности - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой явля-
ется направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых по-
© Салахутдинова Е.С., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
185