Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 76013 УДК 37.014
Некрасова Галина Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Вятский государ ственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Новикова Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «(Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина», г. Сыктывкар [email protected]
Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения профессионального стандарта педагога. На основе профессиографического подхода детальному анализу подверглась деятельность учителя технологии. Отмечены изменения профессиональных задач учителя технологии в информационно-коммуникационной среде. Впервые предложен перечень и дано обоснование трудовых действий с использованием ИКТ в профессиональном стандарте педагога, модуль «(Предметное обучение. Технология».
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, профессиональные задачи учителя, трудовые действия, информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии в обучении, учитель технологии. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя в условиях информатизации является актуальной задачей высшей школы, поскольку со стремительным развитием информационных технологий создается информационная образовательная среда.
Понимание важности информатизации образования наблюдаем в виде государственной задачи через реализацию образовательных стандартов нового поколения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, учебно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечиваться функционированием информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда рассматривается как совокупность условий для успешного развития информационного взаимодействия образовательного назначения между обучающимися и интерактивными средствами информационных и коммуникационных технологий. Информационно-образовательная среда включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [1, с. 26]. В Стандарте указывается, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья учащихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы... [1, с. 48]
Соответственно в условиях создания новой образовательной среды появляются новые профессиональные задачи учителя, которые в настоящее время требуется описать и дать научное обоснование. Актуальность этой научной задаче придает и разработка профессионального стандарта педагога, и внедрение его в систему мониторинга образовательных организаций.
Очевидно, что в развивающейся образовательной информационно-коммуникационной среде постоянно меняются профессиональные задачи учителя, которые понимаются нами как разрешение тем или иным способом различных профессиональных проблемных ситуаций. Наряду с профессиональными задачами сегодня принято говорить и о компетенциях, которыми обладает профессионал в той или иной сфере. Такой подход позволяет выйти на четкое формирование профессиональных действий будущего работника в процессе его подготовки в образовательном учреждении. При этом профессиональная компетентность подразумевается нами как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. Оба подхода к анализу профессиональной деятельности, и компетентностный и профессиографический, имеют своей целью описание характера деятельности, следовательно, могут быть использованы для выявления новых профессиональных задач учителя технологии в условиях развивающейся информационно-коммуникационной среды образования. Этому посвящено исследование, которое авторы статьи проводят, начиная с 1995 года, со времени становления и развития информатизации технологического образования.
Объектом отдельного исследования авторов статьи явилась предметная область «Технология», поскольку здесь создается особая предметная информационно-коммуникационная среда. Это основной практико-ориентированный учебный предмет общеобразовательной школы, в процессе изучения которого имеется возможность показать учащимся основные направления автоматизации и информатизации производственных процессов. В других школьных предметах, таких, например, как математика и физика, преподавание которых также предполагает использование информационных технологий, подобные задачи не ставятся. Отмеченная особенность предмета «Технология» предъявляет специфические требования к уровню профессиональной подготовки учителя технологии в области информационных технологий.
Изучение условий информатизации образования, анализ методической подготовки учителей технологии в различных регионах страны (Кировская область, Республика Коми, Пермский край и др.) позволили выявить следующие противоречия между: содержанием профессиональных задач и функций учителя технологии, которые под влиянием информатизации образования постоянно приобретают новые качества, и существующей системой подготовки специалиста в области информационных технологий, не ориентирующей будущих учителей на инновационный подход к их решению.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
Используя профессиографический подход, мы выделили наиболее существенные профессиональные задачи, которые необходимо подвергнуть детальному изучению и анализу, для того чтобы восполнить пробел в квалификационной характеристике учителя технологии.
Первый этап исследования, выполненный на основе профессиографического подхода (результаты изложены в монографии Г. Н. Некрасовой «Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности» [2]), отражает состояние начального периода информатизации технологической подготовки в российских школах и подготовку в этой области учителей технологии. Во многом работа посвящена исследованию профессиональных задач учителя технологии и выявлению профессиональных действий, которые ранее не были представлены в профессиограмме учителя. В работе отмечено, что в конце XX - в начале XXI в., когда наблюдается внедрение информационных технологий практически во все сферы, в связи с этим изменяются профессиональные функции и действия работников. От специалиста требуются умения выполнять не только унифицированные способы компьютерной обработки информации (как на «заре» информатизации), но и узконаправленные профессиональные действия с использованием специальных технических и программных средств информационных технологий. Доказано, что в условиях стремительного развития сферы информационных технологий возникает необходимость в организации профессионально-ориентированного обучения. Такое выстраивание образовательных программ и личных траекторий позволит максимально приблизить будущего педагога к успешному выполнению профессиональных задач. Кроме того, позволит мобильно ориентировать подготовку учителей на запросы школы.
В докторском исследовании Г. Н. Некрасовой сделан подробный анализ проблемы профессионально ориентированной подготовки учителя технологии в современной педагогике. Монографический анализ, наблюдение за действиями учителей, изучение опыта подготовки студентов в различных вузах страны позволили сформулировать следующие профессиональные задачи учителя технологии в области методики использования средств информационных технологий, разбив их на группы:
- в преподавательской деятельности - разработка и проведение уроков с компьютерной поддержкой, методический анализ программных средств, разработка тестовых заданий для использования в тестовых оболочках, создание учебных слайд-фильмов, оснащение кабинета средствами новых информационных технологий, создание медиатеки кабинета;
- в научно-методической деятельности - изучение нового в методических основах по информатизации школьного технологического образования; участие в разработке и внедрении методики информатизации технологического образования школьников; разработка методики использования средств информационных технологий в технологической подготовке школьников и оценка результатов ее внедрения, выявление недостатков в организации обучения с использованием средств информационных технологий и постановка новых научно-методических задач в данной области;
- в социально-педагогической деятельности - подготовка и проведение родительских собраний, бесед по теме «Компьютер в обучении и развитии школьников», «Информационная культура школьника» и т. п.;
- в воспитательной деятельности - организация внеклассных мероприятий по информационно-технологической тематике;
- в культурно-просветительской деятельности - формирование информационной культуры школьников в процессе технологического образования школьников,
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
организация просветительских мероприятий в школе и в специальных учреждениях по формированию основ информационной культуры;
- в коррекционно-развивающей деятельности - разработка и проведение индивидуальных занятий с учащимися, рекомендации по использованию программных средств, способствующих развитию личностных качеств школьника;
- в управленческой деятельности - организация взаимодействия между учителем и учащимися в условиях информатизации обучения, определение роли учителя в зависимости от педагогических целей урока, взаимодействие с администратором компьютерного класса [2].
Этот список действий послужил существенным дополнением к перечню профессиональных действий учителя технологии, выполняемых в условиях информатизации обучения. Он явился необходимым материалом для составления отсутствующего фрагмента в профессиограмме учителя технологии. Выявленные и сформулированные новые виды профессиональной деятельности учителя технологии являются не только фрагментом профессиограммы учителя технологии, но в дальнейшем составили профессиографическую основу для разработки модели профессионально-ориентированной подготовки учителя технологии в области методики использования средств информационных технологий.
Актуальность, проведенного в тот период исследования, и необходимость проектирования системы подготовки учителя в области методики использования средств информационных технологий подтвердилась тем фактом, что с 1 сентября 2004 г. в учебно-воспитательный процесс подготовки кадров по педагогическим направлениям введен курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» [3].
В условиях интенсивной информатизации всех сфер, модернизации образования, которая характеризуется переходом на новые стандарты, новыми целевыми установками и задачам образования, существенно меняется содержание и характер профессиональной деятельности учителя технологии. Профессиональная деятельность учителя технологии становится еще более неоднозначной и нелинейной. В настоящее время учитель технологии должен не просто использовать современные информационные и технические средства обучения на уроках или во внеурочное время, а организовывать целостный учебно-воспитательный процесс в современной информационно-коммуникационной образовательной среде.
Второй этап (с 2008 г. по настоящее время) нашего исследования посвящен изучению вопроса «Как меняется характер профессиональной деятельности учителя технологи в информационно-коммуникационной среде технологического образования?». При этом наряду с профессиографическим нами используется компетентностный подход, поскольку в современных вузовских стандартах, в условиях подготовки по двухуровневой системе профессиональные задачи раскрываются в виде компетенций.
Актуальность разработки и развития информационно-коммуникационной образовательной среды современной школы определяют нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4]; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [1]; Распоряжение правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [5]; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» [6]. В нормативных до-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
кументах указывается на необходимость создания и эффективное использование современной информационно-коммуникационной образовательной среды. Сегодня информационно-коммуникационная среда должна способствовать повышению качества образовательных результатов и выступать как условие построения личностно ориентированной педагогической системы.
В условиях новой информационно-образовательной среды существенно меняются направленность, содержание и характер деятельности учителя технологии, выдвигаются новые профессиональные задачи. Если в ранних нормативных документах (до 2009 г.) мы не наблюдаем описание профессиональных задач учителя в области информационных технологий, то уже в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в характеристике профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование по специальности «Технологическое образование» мы видим новую задачу - использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [7], которая ранее в стандартах не была отражена. Анализируя последние вузовские стандарты, применительно к интересующей нас части профессиограммы учителя, мы наблюдаем в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата перечень компетенций. Среди них выделяем следующие основные общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-12). готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) [7, с. 47].
Таким образом, стандарт четко регламентирует, каким образом в настоящее время учитель технологии должен осуществлять инновационную деятельность, направленную на организацию образовательного процесса в условиях новой информационно-коммуникационной среды технологического образования. К компонентам профессиональной деятельности относятся гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный, экспертный, контролирующий. Эти компоненты во многом определяют квалификационную характеристику современного учителя технологии, и связаны с организацией учебного информационного взаимодействия с учащимися в новой информационно-коммуникационной среде технологического образования при использовании средств ИКТ как на уроке, так и во внеурочное время.
Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, представим новые профессиональные задачи учителя технологии в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования с учетом каждого компонента профессиональной деятельности.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
Гностический компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает действия по изучению, исследованию объектов и явлений образовательного процесса в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В процессе гностической деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- изучение и анализ возможностей современных инновационных информационных технологий для достижения новых образовательных результатов в преподавании технологии;
- исследование дидактических возможностей современных методов, новых организационных форм и средств обучения технологии;
- поиск, анализ и обобщение информации об эффективных методах, средствах, организационных формах организации учебно-воспитательного процесса в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования;
- выявление недостатков и преимуществ современных информационных и аудиовизуальных средств обучения;
- поиск научной научно-методической информации с использованием электронных образовательных ресурсов и средств телекоммуникаций для применения в профессиональной деятельности.
Проектировочный компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает постановку целей и задач образовательного процесса, определение стратегий и способов их достижения в информационно-коммуникационной среде технологического образования.
В процессе проектировочной деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- проектирование образовательного процесса по технологии на основе методически обоснованного использования электронных образовательных ресурсов;
- проектирование новых организационных форм и видов учебной деятельности учащихся с использованием современных информационных технологий, сетевых сервисов Интернет и средств телекоммуникации;
- подбор эффективных методов применения информационно-коммуникационных технологий организации учебной деятельности учащихся.
Конструктивный компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает действия по отбору учебного материала, планированию и построению образовательного процесса в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В процессе конструктивной деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- обновление, коррекция учебных планов и рабочих программ по технологическому образованию;
- планирование учебных занятий с использованием современных информационных и аудиовизуальных средств обучения, электронных учебных пособий;
- разработка новых или экспертная оценка и адаптация уже существующих электронных образовательных ресурсов по технологии с использованием различных способов обработки информации (текстовой, числовой, звуковой и видео) на различных носителях информации, в том числе сети Интернет.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
Организаторский компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает систему действий, направленных на включение учащихся в учебную деятельность в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В процессе организаторской деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- проведение учебных и внеклассных занятий по технологическому образованию, опираясь на достижения в области современных информационных технологий;
- использование в работе с учащимися информационных ресурсов по технологическому образованию, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь учащимся в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
- эффективное использование современных аудиовизуальных технических средств обучения (мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера) в технологическом образовании;
- организация новых форм и видов информационного взаимодействия учителя с учениками с использованием сетевых сервисов Интернет и средств телекоммуникации;
- управление внеклассной деятельностью учащихся и привлечение их в учебные сетевые сообщества по технологии;
- формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в практической, проектной и творческой деятельности;
- предоставление учащимся информации о дополнительном технологическом образовании, возможности углубленного изучения технологии в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
- совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления технологических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на интерактивной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).
Коммуникативный компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает информационное взаимодействие между частниками образовательного процесса.
В процессе коммуникативной деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- участие в сетевых профессиональных сообществах;
- осуществление новых видов коммуникации через сетевые сервисы Интернет;
- интерактивное взаимодействие с родителями;
- обеспечение помощи обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса технологии), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных).
Контролирующий компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает действия по контролю, оценке, анализу достигнутых результатов обучения школьников в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В процессе контролирующей деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
- осуществление мониторинга и контроля качества знаний с использованием контролирующих программных средств, в том числе с использование ресурсов сети Интернет;
- использование современных способов оценивания результатов технологического образования в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Экспертный компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает действия по определению целесообразности и эффективности использования современных информационных и аудиовизуальных технологий в образовательном процессе.
В процессе экспертной деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- экспертиза применения современных методов, новых организационных форм с использованием современных информационных и аудиовизуальных средств в технологическом образовании;
- самоконтроль и самооценка своей профессиональной деятельности в использования современных информационных и аудиовизуальных технологий в технологическом образовании.
Таков, на наш взгляд перечень современных профессиональных задач учителя технологии по созданию информационно-коммуникационной среды технологического образования. Он существенно дополнен по отношению к тому перечню профессиональных задач, который мы определили на первом этапе исследования, и изложили в первой части настоящей статьи. К первоначальному варианту части профессио-граммы добавились задачи учителя технологии, продиктованные активным проникновением в бытовую и профессиональную сферу сетевых ресурсов Интернет и коммуникационных технологий. Достаточно обратить внимание на то, что новыми ключевыми задачами учителя сегодня являются такие как: участие в сетевых профессиональных сообществах; осуществление новых видов коммуникации через сетевые сервисы Интернет; интерактивное взаимодействие с родителями. Эти действия ранее, еще пять лет назад, не являлись существенными в характеристике профессиональной деятельности учителя. Подобная динамика показывает, насколько оперативно меняются задачи учителя в условиях информатизации образования, свидетельствует о том, что необходимо проектировать мобильные системы подготовки учителей. Одну из таких моделей подготовки учителей технологии, основанную на формировании профессионально-ориентированных компетенций с учетом требований и запросов современной школы, мы предложили в своей работе [8].
В настоящее время наряду с характеристикой деятельности учителя в виде перечня компетенций наблюдается создание и введение для оценки труда профессионального стандарта педагога. В октябре 2013 г. Министерством труда России был принят новый документ «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начального общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [9]. Профессиональный стандарт педагога нацелен на повышение качества образования и реализацию стратегии образования в современном мире. В профессиональном стандарте педагога выделяются требования, которые сегодня общество предъявляет к профессии учителя, в том числе и к формированию ИКТ компетенции. Документ представляет собой характеристику квалификации, которая в настоящее время необходима работнику для успешного осуществления профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика содержит
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
описание обобщенных трудовых функций и трудовых действий, перечень необходимых знаний, умений, прав и обязанностей. В целом это комплекс требований, предъявляемых к специалистам различных направлений в общеобразовательной организации [9]. Следует отметить, что в стандарте впервые профессиональная деятельность раскрыта через описание трудовых действий педагога, тогда как ранее деятельность учителя чаще всего рассматривалась в виде решения профессиональных задач.
Анализ требований к результатам обучения, отраженных в ФГОС, материалов уже существующего профессионального стандарта педагога в части квалификационной характеристики для модулей «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык», многолетние авторские исследования и опыт профессиональной деятельности в предметной области «Технология» позволили нам определить основные трудовые действия для модуля «Предметное обучение. Технология». Данный перечень дает характеристику деятельности учителя в условиях информационной образовательной среды. Здесь мы выделили действия, которые учитель выполняет с использованием средств ИКТ, и не претендуем на окончательное изложение всей характеристики профессиональной деятельности учителя технологии.
Трудовые действия педагога. Модуль «Предметное обучение. Технология».
- Формирование конкретных знаний, умений и навыков в предметной области «Технология» с использованием современных методов и интерактивных средств обучения.
- Формирование у учащихся целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда в условиях современного информационного пространства.
- Формирование у учащихся представлений о социальных, этических и экологических аспектах научно-технического прогресса и осознания роли техники и технологий для прогрессивного развития общества в условиях информатизации всех сфер и глобальных проблем человечества.
- Обучение методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда в условиях информационной предметной среды технологического образования.
- Содействие в освоении учащимися средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации с использованием программного обеспечения по компьютерной графике и 3D-моделированию.
- Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.
- Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении прикладной учебной задачи там, где это эффективно.
- Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям технологией, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся в традиционной, сетевой и дистанционной формах.
- Содействие в подготовке обучающихся к участию в технологических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах и ученических конференциях в традиционной, сетевой и дистанционной формах.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
- Предоставление информации о дополнительном технологическом образовании, возможности углубленного изучения технологии в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
- Профессиональное использование компонентов информационной предметной среды в организации образовательного процесса по обучению технологии с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации.
- Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию технологических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики.
- Сотрудничество с другими учителями технологии, математики и информатики, физики, экономики и др. через сетевые сообщества педагогов.
В представленном перечне трудовых действий для модуля «Предметное обучение. Технология» мы видим, что ключевую роль в профессиональной деятельности учителя технологии играют задачи по проектированию и организации образовательного процесса в новой информационно насыщенной образовательной среде, с использованием современных сетевых, дистанционных и мультимедийных технологий. В статье мы обратили внимание только на трудовые действия учителя, без выявления для их выполнения необходимых знаний и умений. Считаем, что первичной задачей является определение стоящих перед учителем профессиональных задач в виде перечня трудовых действий, а уже на втором этапе разработки профессионального стандарта педагога необходимо определить когнитивную основу. На следующем этапе следует соотнести требования стандарта с компетенциями, которые формируются в рамках подготовки учителей в вузах.
Мы полагаем, что подготовленный нами перечень профессиональных задач позволит наполнить профессиональный стандарт педагога для модуля «Предметное обучение. Технология», а предложенная характеристика деятельности учителя технологии в информационно-коммуникационной среде технологического образования будет служить основой в качестве критериев оценки профессиональной деятельности педагога.
Ссылки на источники
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» опубликован 19 декабря 2010 г. на интернет-портале «Российской Газеты». - URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html.
2. Некрасова Г. Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности: монография. - М.: Изд-во «Школа будущего», 2004.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 42-55-88ин от 26.04.2004 г.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 дек.
5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 46. - Ст. 6026.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» от 4 октября 2010 г. № 986 // Российская газета. - 2011. - 16 февр.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Профессиографический подход к обоснованию профессиональных задач учителя технологии в информационной предметной среде технологического образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 01. - ART 76013. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76013.htm. -ISSN 2304-120X.
8. Новикова Н. Н., Некрасова Г. Н. Этапы проектирования сетевого сообщества учителей технологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология: научн. журн. - 2011. - № 4(3) . - С. 105-108.
9. Приказ Минтруда России 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» // Российская газета. - 2013. - 18 дек.
ISSN 2304-120Х
ко ниепт
научно-методический электронный журнал
Galina Nekrasova,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Vyatka State University of Humanities, Kirov
Natalia Novikova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Syktyvkar State University named after P. Sorokin, Syktyvkar
Professional graphical approach to the justification of professional tasks teacher of technology in information subject environment technological education
Abstract. The article discusses topical issues of implementation of the professional standard of the teacher. Based on the occupational approach a detailed analysis was applied to the activity of the teacher of technology. The observed changes in professional tasks of the teacher of technology in information and communication environment. First proposed list and the rationale of labor action using ICT in professional teacher's standard, the module "Subject-specific training. The technology".
Key words: professional standard of the teacher, professional for villas teachers, labor actions, information educational environment, information-communication technologies in teaching, the teacher of technology.
Рекомендовано к публикации:
Зиновкиной М. М., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 08.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 10.12.15 Опубликована Published 02.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н., 2016
www.e-koncept.ru