ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ, ОБЛАДАЮЩИХ НЕОБХОДИМЫМ УРОВНЕМ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ, В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н Р.З. Амиралиева
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся одной из ключевых задач системы педагогического образования, - формирование ИКТ-компетенции педагогов. Анализируются шаги, предпринятые Министерством образования РФ и образовательными учреждениями, для повышения информационной грамотности педагогов. Обосновывается необходимость применения дидактического потенциала ИКТ преподавателями иностранного языка в своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: ИКТ-компетенция, информатизация образования, дидактический потенциал ИКТ.
Summary. The article reviews one of the кеу concerns of pedagogical system of education -formation of ICT-competence of teachers. The author analyses the measures taken by Ministry of Education, federal state and educational institutions to rate up Communicative and Information competence of teachers. The necessity to use the didactic potential of ICT by language teachers is substantiated in the article.
Keywords: ICT-competence, informatization of education, didactic potential of ICT.
36
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональную деятельность педагогов является в наше время неизбежным. Практика показывает, что уровень ИКТ-компетентности педагога имеет принципиальное значение для его профессиональной деятельности. Так, например, профессиональная самореализация для современного учителя фактически невозможна без достижения определенного уровня ИКТ-ком петентности.
Задача подготовки педагогических кадров, обладающих необходи-
мым уровнем ИКТ-компетенции, стоит на всех уровнях государственной системы педагогического образования (довузовская подготовка, подготовка в вузе, послевузовская подготовка), а также в ряде негосударственных структур, занимающихся подготовкой учителей в области ИКТ (Институт «Открытое общество» - фонд Сороса, Федерация Интернет Образования, Intel и др.).
Под ИКТ-компетенцией учителя-предметника подразумевается владение знаниями о характерных особенностях и дидактических возможно-
стях компьютерных и Интернет технологий, а также умения и навыки их использования для решения широкого круга профессиональных и личных задач [1].
Нужно отметить, что в отечественной литературе у разных авторов можно встретить два термина - ИКТ-компетенция и ИКТ-компетентность, которые отражают разные подходы не только к самой сущности явления, но и к перечню входящих в него компонентов. Компетентность, как отмечалось в материалах «Стратегии модернизации содержания общего образования» [2], шире понятия «знания, умения, навыки», оно включает их в себя, но помимо когнитивного и операционно-тех-нологического компонента имеет также мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Соответственно, понятие «компетенция» в первую очередь подразумевает владение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности, технологиями, опытом.
Существуют разные подходы к определению уровня ИКТ-компетент-ности учителя предметника (М.Ю. Барышникова, А.А. Елизаров, Е.В. Иванова, М.В. Моисеева, Т.С. Панина, А.В. Хуторской и др.). Большинство авторов сходятся во мнении, что ИКТ-компетентность имеет минимум два уровня: базовый и предметно-ориентированный или (профессиональный). Базовый уровень подразумевает умения и навыки работы с одной, двумя программами, то есть базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью. Применение ИКТ на данном уровне минимально. Предметно-ориентированный (профессиональный) уровень предполагает осво-
ение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, а также методически грамотное и эффективное применение их в педагогической деятельности. ИКТ становятся прикладным инструментом, формирующим умение оценивать потенциал Интернет-ресурсов, использовать ИКТ для решения дидактических задач, разрабатывать собственные электронные средства учебного назначения, использовать средства ИКТ для решения профессиональных и личных задач.
Интересен в данном контексте зарубежный опыт, отраженный в нормативных разработках ЮНЕСКО. Здесь предлагается комплексная модель развития профессиональных компетенций учителя, в которой ИКТ-компе-тентность представлена отдельным блоком. Этот блок состоит из базовых навыков (basic tools), соответствующих компьютерной грамотности в отечественной модели; комплексных навыков и умений (complex tools), соответствующих инвариантной части ИКТ-компетентности; «неограниченных навыков и умений» (pervasive tools), которым нет пока аналогов в отечественной модели.
Сегодня актуальной становится проблема внедрения ИКТ в процесс обучения иностранным языкам на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и современными педагогическими и информационными технологиями. В связи с этим, требования к подготовке и переподготовке преподавателя ИЯ меняются, а именно -возникает необходимость формирования информационной компетенции учителей ИЯ.
37
В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы непрерывного педагогического образования, повышению информационной грамотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности «Информатика», включения в федеральный блок общих математических и естественнонаучных дисциплин государственных образовательных стандартов педагогического образования курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработке научно-методи ческого сопровождения этих предметов, пополнения компьютерного парка и расширения программного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях [3].
Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки Лингвистика (квалификация „п (степень) «бакалавр») [4], профессио-38 нальные компетенции (ПК-25-28) в области производственно-практической деятельности формируются в естественнонаучном цикле по образовательным программам «информационные технологии в лингвистике» как в базовой (обязательной) части, так и в вариативной (профильной) части, что дает возможность расширения знаний, умений и навыков и позволяет студенту получить углубленные умения и навыки для успешной профессиональной деятельности.
Широкое распространение информационных технологий обучения, а также специальных знаний, которые необходимы преподавателям для их
использования, позволяют говорить об обучении с помощью компьютера как о направлении в методике преподавания иностранных языков (ИЯ), в рамках которой рассматриваются теоретические и прагматические аспекты применения ИКТ в обучении иностранному языку. В связи с этим в методике преподавания иностранных языков в рамках коммуникативного подхода происходит качественный скачок, связанный с дидактическими возможностями ИКТ, основанными на Интернете, телекоммуникационных сетях, которые при методически правильном использовании, становятся не вспомогательными средствами обучения иностранному языку, а принципиально меняют среду обучения и обеспечивают коммуникативную и межкультурную направленность обучения иностранному языку, что открывает новые возможности для знакомства с актуальной и аутентичной информацией о странах изучаемого языка. Языковое обучение получило немало пользы от возможностей, которые предоставляют ИКТ. Преподаватели и студенты могут искать необходимую информацию в Интернете. Всемирная паутина - это библиотека без границ, где каждый может найти аутентичный материал на любом языке. Технологии позволяют соединять людей из разных стран и культур, говорящих на разных языках. Учащиеся, общаясь с носителями языка, раскрывают для себя тонкости языка, которые могут быть неизвестны их учителям - не носителям языка, таким образом, они узнают больше об изучаемом языке [5 и др.].
Как показывает современная практика, соизучение языков и культур, использование ресурсов Интернет может в немалой степени содей-
Схема. Компоненты информационной компетенции
ствовать разностороннему культурному развитию индивида при условии, что последний владеет ИКТ-компе-тенцией не ниже базисного уровня, а коммуникативной компетенцией не ниже общеевропейского порогового уровня (В1). Взаимообусловленное развитие коммуникативной компетенции и ИКТ-компетенции с ориентацией на изучение языков в контексте диалога культур и цивилизаций является одной из необходимых предпосылок эффективного языкового образования в XXI веке [6].
Применение дидактического потенциала ИКТ в современном образовании связанно с глобальной социальной задачей - формирование операционного стиля мышления учащихся. Основными характеристиками операционного стиля мышления называют: планирование структуры (алгоритма) целенаправленных действий, построение информационных моделей для описания объектов и систем, организация поиска информации, использование ИТ при решении задач из разных предметных областей, а применительно к языковому образованию это - структурирование языковых средств коммуникации [7, с. 99].
Информационная компетенция учителя ИЯ определяется как совокупность знаний о сущности информатизации процесса обучения иностранному языку, умений и навыком применения информационных средств и технологий в практике преподавания иностранного языка, опытом их использования в процессе обучения иностранному языку [8].
С. В. Титова выделяет следующие компоненты информационной компетенции (см. схему), которые необходимо иметь специалисту в области преподавания иностранных языков [9]
Анализ работ вышеназванных специалистов позволяет определить ИКТ-компетентность учителя как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремиться к творческому самовыражению, в том числе:
• принимать ценности виртуального мира, понимать закономерности и особенности протекания информа-
39
40
ционных процессов в педагогической деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, работать с информационными потоками в устной и письменной, печатной и электронной формах, управлять системой образования на основе автоматизации процессов информационно-методи че ско-го обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением;
• знать свойства и характеристики профессионально важной информации, использовать средства ИКТ для отбора профессионально-значимых ресурсов ИКТ;
• знать основные виды средств ИКТ систем, используемых в образовании и владеть навыками работы с ними, быть готовым к освоению новых возможностей ИКТ для совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования средств ИКТ, совершенствовать методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности;
• обладать сформированной готовностью и потребностью в использовании ИКТ при решении профессиональных задач, базирующихся на осознанном владении информационными технологиями и навыками информационного взаимодействия образовательного назначения, а а также готовностью и способностью к разумному ограничению использования информационных технологий.
На основе анализа содержания государственных образовательных стандартов такие крупнейшие организации, как Центр тестирования Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Пермский государственный университет, сформулировали требования к необходимому уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. Кроме того, на основе требований, изложенных в Кодификаторе проектными организациями, была разработана система двухуровневой оценки компьютерной грамотности и ИКТ компетентности. Оценка осуществляется в двух формах компьютерного тестирования: выполнение тестовых заданий (проверка уровня компьютерной грамотности) и выполнение заданий в виде имитационного тестирования (проверка уровня ИКТ-компетент-ности). Тестирование компьютерной грамотности проводится в виде выполнения тестовых заданий на знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. Проверка уровня ИКТ-компетентности предполагает выполнение симуляцион-ных заданий. С помощью этого типа тестирования проверяются навыки решения задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях: поиск ресурсов в Интернет, создание таблиц и презентаций, работа с электронной почтой и т.д.
В настоящее время федеральное государственное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» реализует проект Создание
национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений и системы образования всех уровней. Целью проекта является внедрение национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в систему российского непрерывного образования.
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Педагог должен не только сам владеть необходимыми информационными знаниями, но и быть готов формировать информационную культуру учащихся. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея непрерывного образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дугарцыренова В.А. Опыт разработки и использования дистанционного курса повышения информационно-коммуникационной компетенции учителей иностранного (английского) языка // Стратегия реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в сетевом взаимодействии образовательных систем: материалы научно-практической интернет-конференции. Иркутск, 2-6 мая 2011 г. / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2011. - С. 193-203.
2. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
3. Приказ министерства образования РФ от 24 апреля 2001 года № 1818 «О программе развития системы непрерывного педа-
гогического образования в России на 2001-2010 годы». - URL: http://docs.cntd. ru/document/901790476 (дата обращения - 23.12.2012).
4. ФГОС ВПО по направлению подготовки лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр»): утвержднн приказом министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 541. - URL: http://www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm541-1.pdf (дата обращения - 3.05.2012).
5. Nazarenko A., Sizykh L., Fandei V. Teaching through Technologies: Communicative and Information Competencies //Global Partnership // Education Journal. - Vol. 1. - April 2011. - № 1. - URL: http://www.gpejournal. org/index.php/GPEJ/issue/current
6. Сафонова В.В. ИКТ в поликультурном образовании средствами соизучаемых языков: европейские тенденции и российские национальные приоритеты // Сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Иностранные языки и новые образовательные технологии», г. Пермь, 26-28 апреля 2011 г. -Пермь, 2011. - С. 150-162.
7. Корчажкина О.М. Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования (Научно-методический сборник). - М.: Изд-во Глосса-Пресс, 2010.
8. Иванова Н.А. Обучение иностранному я л языку на базе современных инфокомму-никационных технологий // Новые инфо-коммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы между-нар. интернет-конф. (15 янв. - 29 марта 2002 г.) / под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003. - 423 с.
9. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М., 2009. - 83 с. ■