Моделирование непрерывного образования учителей иностранного языка, обеспечивающего освоение коммуникативного метода с помощью ИКТ в методической работе средней школы
Румянцева Ирина Владимировна учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 65 с углубленным изучением английского языка», улица Волкова 9/2 кв. 215 г. Ростов-на-Дону, 344092, (863)2357710 irum1@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена моделированию непрерывного образования учителей иностранного языка по освоению коммуникативного метода с помощью ИКТ в методической работе средней общеобразовательной школы. Методическая работа в школе рассматривается как неформальное повышение квалификации педагогов на рабочем месте.
The article is devoted to modeling of the FL teachers' continued education on practicing the communicative method of teaching based on ICT in the methodical association of the secondary school. The methodical work is considered a kind of the informal professional development in the environment of the secondary school.
Ключевые слова
ИКТ-компетентность, непрерывное образование, моделирование профессиональной подготовки учителей, коммуникативный метод с помощью ИКТ
ICT-competence, continued teaching, modeling teachers' training, communicative method based on ICT
Введение
Сегодня педагогической общественностью широко обсуждается Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, согласно которому, одним из необходимых умений современного учителя является владение ИКТ компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) [1].
Педагогический словарь определяет методическую работу в школе как «оказание методической помощи учителям и повышение их квалификации. С этой целью издают методические материалы, проводятся лекции и консультации для учителей по вопросам методики учебно-воспитательной работы, организуются методические объединения учителей. Содержание методической работы определяется актуальными задачами школы [2, с. 687].
С.С. Татарченкова справедливо считает, что курсы для учителей являются лишь «образовательным эпизодом», так как педагоги рассеиваются по разным педагогическим коллективам, растворяются в привычной среде и реализация идей, которые рождались у них в период обучения, откладывается. Методическая работа в
образовательном учреждении рассматривается как внутренняя форма повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, «включает в себя взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педколлектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату - развитию личности ученика» [3, с.7].
Проанализировав точки зрения отечественных и зарубежных исследователей, мы пришли к выводу, что «коммуникативный метод с помощью ИКТ» - это обобщенная модель обучения, основанная на коммуникативном подходе, у которой выделяются три уровня: теоретический, разработки, практического применения. Её структурные компоненты и составляющие: роль обучающего, программа, специфика организации учебного процесса и используемых материалов в процессе обмена информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера, компетенции в речевом взаимодействии. Все компоненты процесса обучения (цели, задачи, содержание, приемы и средства обучения) представлены в виде единой, логичной, последовательной системы, основные положения которой сформулированы в виде принципов:
- деятельностная основа обучения в обучающей языковой среде, позволяющая выйти за рамки учебного занятия одного образовательного учреждения в пространстве и во времени;
- формирование коммуникативной компетенции с использованием электронной почты, форума, блога и др., являющихся одной из составных частей ИКТ;
- аутентичность обучения, которая создается как посредством ролевого общения на занятии, так и иноязычным общением в открытой информационной языковой среде;
- учет личных свойств обучающегося;
- использование иностранного языка как инструмента познания и средства социокультурного образования;
- речевое взаимодействие в группах, когда обучающиеся находятся в центре познавательной активности;
- рефлексия процесса обучения;
- новизна, информационное неравенство.
Целевой компонент модели моделирования непрерывного образования учителей характеризует теоретико-методологическое основание ее проектирования.
Комплексный подход (Ю.К. Бабанский, М.Е. Дуранов, В.В. Никандров) позволяет выделить содержание коммуникативного метода с помощью ИКТ.
Системный подход определяет компоненты системы, ее структурно-функциональные связи и цель, как системообразующий фактор (А.И. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Т.Н. Макарова, О.А. Митусова, И.В. Никишина, А.М. Новиков, Талызина, А.В. Уемова, В.Д. Шадриков).
Личностно-деятельностный подход определяет особенности развития процесса освоения коммуникативного метода с помощью ИКТ (В.А Беликов, Е.В. Бондаревская, Д. Брунер, Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, У Джеймс, Дж. Дьюи, И.А. Зимняя, Э. Кант, Я.А. Коменский, А. Н. Леонтьев, Е.Д. Патаркин, И.Г. Песталоцци, К. Поппер, Ч.С. Пирс, Рубинштейн С.Л., В.В. Сериков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.).
Компетентностный подход (Байденко В.И., Бермус А.Г., Болотов В.А., Зимняя И.А., Игнатьева Е.Ю., Сериков В.В., Хуторской А.В.) усиливает практико-ориентированность образования, ее прагматический, предметно-профессиональный аспект и характеризует цели, содержание и результаты модели. В нашем
исследовании в качестве технологической основы применения компетентностного подхода используется модульное построение программы Инновационной школы, а компетентностный подход результативность
Контекстный подход определяет формы и условия методической работы с учителями, проблемность ее содержания и роль межличностного взаимодействия субъектов (А.А. Вербицкий, С.В. Николаева, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Соловова).
Социокультурный подход характеризует цели и содержание, предлагаемой модели (М.М. Бахтин, Е.М. Верещагин, Н.Д. Гальскова, В.Г. Костомаров, В.В Сафонова, С.Г. Тер-Минасова).
Основная цель: применение коммуникативного метода с помощью ИКТ учителями иностранного языка в практике работы.
Основные задачи:
- создать условия для профессионального развития учителей на рабочем месте;
- обеспечить освоение коммуникативного метода с помощью ИКТ учителями на профильном и проектном уровнях;
- генерировать новые идеи и создать инновационную среду;
- создать предпосылки для личностного роста педагога;
- мотивировать учителя к внедрению новых методов и технологий в практику работы;
- разработать Программу Инновационной Школы по освоению ИКТ.
Специфику модели непрерывного обучения иностранному языку с помощью ИКТ в методической работе школы составляют следующие принципы: гуманизации; коммуникативности; профессиональной направленности; интеграции; информационной емкости и новизны содержания.
«Принципы обучения - основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формулируются на основе выбранного направления и соответствующих этому направлению подходов. Четко сформулированные принципы обучения помогают решить вопрос о том, как и какое содержание обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать» [6, с. 32].
Принцип гуманизации процесса внедрения коммуникативного метода с помощью ИКТ заключается в рассмотрении учителя как основной ценности образовательного процесса, в ходе которого ИКТ способствуют расширению его возможностей познавать окружающий мир и активно участвовать в жизни современного общества. Отношения друг к другу в процессе познания должны быть доброжелательными и строиться на сотрудничестве, то есть стимулировать открытость, общение, самостоятельность мышления и рефлексию.
Принцип интеграции связан с организацией процесса познания учителей в разнообразных формах, когда организуется профессионально-педагогическое общение, главная функция которого - информационная. Педагоги вступают в диалог с представителями других дисциплин и научных концепций, деятелями культуры и искусства. Интеграция осуществляется через коммуникативные каналы посредством живого и опосредованного общения.
Принцип коммуникативности предполагает решение реальных задач общения с целью включения в коммуникацию на иностранном языке. Развитие коммуникативной компетенции дает основание считать коммуникацию как целью, так и средством ее достижения. К особенностям данного принципа относятся: мотивированность, целенаправленность, личностный смысл, индивидуальность отношений, речемыслительная активность, взаимодействие, контактность, ситуативность, информативность, новизна, эвристичность, функциональность и проблемность.
Принцип профессиональной направленности связан с подчинением цели и задач данного процесса внедрения коммуникативного метода с использованием ИКТ потребностям профессиональной деятельности, т.е. моделированию в
образовательной деятельности содержания, форм и условий работы учителя иностранного языка.
Принцип модульности предполагает формирование программы занятий с педагогами на основе выбора модулей, которые позволяют обеспечить их потребности в развитии своей компетентности.
Субъектный компонент модели
Очень важно, чтобы обучающиеся учителя участвовали в создании программы обучения и плана ее реализации, оценивания, коррекции. Основное содержание должно приниматься всеми членами группы, которые заинтересованы в обмене информацией и добровольно обмениваются своим опытом. Для успешного обучения в группе должны быть созданы особые андрагогические условия: мотивация учителя к совершенствованию ИКТ-компетенций; создание образовательной среды с помощью Интернета и технологий Веб 2.0; субъект-субъектные отношения; активизация рефлексивной позиции педагога; руководитель -фасилитатор. Взаимодействие коуч-консультантов и учителей организуется на всех этапах: диагностики, планирования, обучения, консультирования, оценивания и коррекции. Актуальны разнообразные формы работы, их рациональное сочетание и взаимодополнение: электронная мастерская (освоение ИКТ в живом общении), блог, электронная почта, форум, чат, группа в соцсетях, Power Point презентации, Интернет-ресурсы, сервисы для хранения медиафайлов.
Содержательный компонент модели
Содержательный компонент представляет собой описание средств ИКТ, включая технологии асинхронной коммуникации, технологии синхронной коммуникации, технологии Веб 2.0, которые по мнению Розиной И.Н., могут успешно использоваться в образовательном процессе.
Асинхронные технологии: электронная почта, форумы, телеконференции, списки рассылки, доски объявлений, гостевые книги.
Синхронные технологии: чаты (текстовые чаты, аудиочаты, видеочаты), видеоконференции; интернет-телефония.
Технологии Веб 2.0: блоги, вики-вики, социальные службы закладок, совместный поиск информации, социальные сети. А также - поисковые системы, файлообменные сети, боты и другие [7, 8].
Этот компонент модели предполагает разработку пособий, дидактических материалов и т.п.
А.М. Новиков справедливо считает, что ИКТ позволяют реализовывать любую методическую систему, которая может стать развивающей или остаться репродуктивной в зависимости от организации взаимодействия в информационно-образовательной среде образовательного учреждения [9, с. 48].
Функциональный компонент модели
Данная модель является структурно-функциональной. Функция - это роль, которую выполняет элемент, в составе целого, как для объединения элементов в систему, так и для успешной ее работы. Каждый компонент модели связан с соответствующей функцией, поэтому важно определить связи, которые помогут понять, как элементы интегрируются в системе.
Основные функции:
- конструктивно-технологический (функционально-целевой компонент);
- целеполагания и руководства (субъектный компонент);
- адаптации коммуникативного метода с помощью ИКТ к возрасту, индивидуальным и дидактическим особенностям (содержательный компонент);
- оценочный, рефлективный и коррекционный (результативный компонент).
Вспомогательные функции компонентов: целевого - целеполагания, управления, рефлексии и коррекции; субъектного - управления; содержательного -целеполагания и конструирования; организационного - руководства. Все
компоненты взаимосвязаны, что позволяет различным элементам интегрироваться в системе и представить их как единое целое. Особенностью данной модели является то, что освоенные формы работы с использованием ИКТ, используются учителями в методической работе для общения, дискуссий, рефлексии, консультаций, выставок дидактических и методических материалов, презентации работ учащихся и т.п.
Организационный компонент модели
Организационный компонент модели предназначен для упорядоченности компонентов - планирования, организации, мотивации и контроля. К средствам относятся виды деятельности, характерные для профессиональной деятельности учителя иностранного языка, формы работы, также самостоятельная работа и исследовательская деятельность, средства обучения.
Результативный компонент модели
Основными признаками развития любой системы является качественный характер изменений. По результатам функционирования данной модели понимается переход учителя иностранного языка с исходного уровня владения коммуникативным методом обучения иностранному языку с помощью ИКТ на следующий уровень, качественно отличный и более высокий по сравнению с предыдущим. Полученный результат должен оцениваться путем сравнения с намеченной целью. Если результат не совпадает с целью, то необходима коррекция процесса путем изменения содержания, приемов и условий в целом.
Основное назначение результативного компонента мы видим в реализации рефлексивной и коррекционной функции. Достигнутый уровень необходимых компетенций определяется мотивационными, операционными и личностными критериями. Важным показателем профессиональной подготовки учителей в области ИКТ также является информационная активность школьников в образовательном процессе. «Под информационной активностью понимается готовность в любой момент включиться в образовательный процесс на основе ИКТ или самостоятельно привлекать средства ИКТ при решении образовательных задач» [10, с. 12].
Основное назначение коррекционной функции мы видим в исправлении ситуации процесса внедрения коммуникативного метода с помощью ИКТ. Коррекционная работа направлена на выявление затруднений, определение способов совершенствования данной модели, повышение квалификации учителей иностранного языка и их мотивации к применению коммуникативного метода с помощью ИКТ.
Отличительной чертой модели является динамичность, так как результаты ее функционирования характеризуются следующими показателями достигнутого уровня: базовый, профильный, проектный, что позволяет рассматривать происходящие процессы в развитии - переходе от одного уровня к другому.
Руководитель методического совета выступил в роли фасилитатора, собрал группу учителей иностранного языка (10 - 12 человек), желающих овладеть инновационным методом, привлек к работе учителя иностранного языка, владеющего КМ с помощью ИКТ, и учителя Информатики в качестве коуч-консультантов. Методическая работа с учителями осуществлялась в рамках Инновационной школы в электронных мастерских, организованных в дни школьных каникул, в социальных сетях, в еженедельных индивидуальных консультациях, во время взаимопосещения уроков и мероприятий коллег. Очень важно использовать новые формы работы с применением КМ с помощью ИКТ и показать учителям на практике возможности вводимых инноваций.
Традиционных выступлений на заседаниях педсоветов, методических объединений по обмену опытом недостаточно для того, чтобы учителя не только могли познакомиться с инновационными методами и технологиями, но и применять их на практике. Размещение публикаций и их обсуждение в блоге позволило
учителям внимательно изучить интересующие вопросы в любое время. Обмен дидактическими материалами происходил посредством их загрузки в группе в социальных сетях. По желанию учителя получали индивидуальную консультацию по методам преподавания, используя электронную почту. Для представления работ, учащихся использовались PowerPoint презентации, а для исследовательской работы учителей многочисленные Интернет ресурсы, ссылками на которые они коллегиально делились. Через сервисы для хранения медиафайлов (фликр, ЮТьюб) педагоги обменивались файлами, которые помогли создать на уроке необходимый аудио- и видеоряды. Создание андрагогических условий происходило по нескольким направлениям, одним из которых является внедрение такой инновационной формы методической работы как обучение посредством электронных мастерских, в которых решались проблемы формирования и развития ИКТ компетенции учителей иностранного языка.
Электронная мастерская - это информационный продукт, созданный ее ведущим для целевой аудитории с заданными учебными целями. Т.И. Шамова констатирует: «Главное в Мастерских - не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы» [11, с. 324].
Мастерские проводятся в условиях субъект-субъектных отношений. Проект программы обучения обсуждается всеми участниками, организуется работа в парах и группах, поддерживается активность, выявляется опыт всех обучающихся. Научно -методическая поддержка обеспечивается через материалы для чтения, просмотра и прослушивания, создается образовательная среда с помощью Интернета, позволяющая сформировать образовательное пространство с учетом личностных особенностей учителей иностранного языка; мотивация учителей к коммуникации с помощью ИКТ повышается посредством совместной деятельности, особое внимание уделяется созданию благоприятной психологической атмосферы, меры наказания и порицания отсутствуют.
Критериями оценки мастерской являются овладение участниками способами деятельности, развитие способности к рефлексии, коммуникативной культуры, готовности к пересмотру своих суждений [11, с. 143].
Для удобного и эффективного представления подготовленного материала используется интерактивная доска, презентационное оборудование, компьютерный класс. С интерактивной доской мы работаем как с дисплеем компьютера: открываем ссылки на Интернет-ресурсы, папки с файлами, пишем поверх любых приложений и видеоизображений с помощью специальных маркеров, представляем проблемные вопросы, видео, схемы, рисунки, таблицы, графики, цитаты и т.п., учителя работают в малых группах на компьютерах.
Обучение происходит в сотрудничестве, для которого характерно:
• участие, способствующее расширению информационного поля, отдельно взятого обучающегося и всей группы в целом;
• социализация, предоставляющая возможность побывать в разных социальных ролях: задающего вопросы, медиатора, интерпретатора, ведущего дискуссию и т.п.;
• рефлексия - развитие умений оценивать свои результаты;
• взаимодействие для саморазвития - помощь, поддержка друг друга, где каждый отвечает за всех и все отвечают за одного [11, с. 90].
В соответствии с рекомендациями Р. Болайто, работающего с учителями английского языка как иностранного, мы применяем следующие этапы организации интерактивной электронной мастерской:
1 этап «Введение» - сообщение темы, целей, задач и этапов.
Обмен имеющимся у учителей опытом по теме мастерской.
2 этап «Последовательный ряд заданий» - работа в парах.
3 этап «Анализ изученного материала» - работа в малых группах.
4 этап «Обобщающая мини-лекция» - прослушивание или чтение материалов, обсуждение в группе.
5 этап «Планы на будущее» - обмен планами на будущее о возможности применения инновации в своем учебном заведении в малых группах; советы коллег.
6 этап «Рефлексия» [12].
Важнейшим условием успешного функционирования представленной модели является организация андрагогической поддержки, которая ориентирована на личностное развитие взрослых учащихся в ситуации преодоления ими трудностей и реализуемая через сотрудничество всех субъектов образовательного процесса с учетом особенностей и опыта жизнедеятельности личности. Сущность поддержки в создании субъект-субъектных отношений между всеми участниками процесса обучения. Обучающий осуществляет поддержку в проявлениях активности, самостоятельности, самовыражении, выявлении жизненного опыта, отбирает содержание в соответствии с потребностями взрослого, организует работу в группах, предоставляет возможность каждому проявить индивидуальность, создает условия для самоконтроля. Признается ценность личности обучающегося, исключаются ее подавление или унижение, предоставляются возможности принятия самостоятельности решений.
Необходимым условием является способность руководителя быть фасилитатором. Впервые о фасилитаторе заговорил основатель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс. Согласно К. Роджерсу, фасилитатор имеет достаточно уважения к себе и взрослым субъектам учебного процесса, чтобы понять, что они учатся для себя. Обобщив результаты работ Р. Бернса, Ю.Б. Гипеноейтера, Я. Корчака, С.Г. Вершловский приходит к выводу, что фасилитативная способность личности состоит из 5 основных «искусств»: уважения, понимания, помощи, поддержки, договора и искусства быть собой. Специфика деятельности фасилитатора определяется не только возрастом контингента, а смыслом его деятельности. Фасилитатор должен быть способен к диалогу, стремиться преодолевать «педагогизм» организации учебного процесса и обеспечить субъектность партнеров [13, с. 89].
Бирюкова Н.А. и Филатова А.В. считают, что от фасилитатора зависит эффективность учебного процесса и его основная задача - помочь взрослым обучающимся найти и эффективно использовать свой собственный учебный стиль, раскрыть свой потенциал и индивидуальность. Для этого необходимо:
- организовать рефлексию настоящего и прошлого опыта обучения;
- вовлечь обучающегося в конкретный опыт, в основе которого лежит пошаговое введение новой информации;
- использовать игры, ТСО, исследования;
- создать среду, обеспечивающую саморазвитие обучающихся, сотрудничество, творческое решение вопросов [14, с. 46 - 56].
Целью Программы Инновационной Школы по освоению ИКТ является: развитие профессионально-педагогической компетенции учителей в использовании современных методов и технологий в обучении иностранным языкам.
Основные задачи программы: рассмотреть организацию процесса коммуникативно-ориентированного обучения языку; применять коммуникативный метод с помощью ИКТ на практике; развивать профессиональную компетентность учителей в преподавании иностранных языков в средней общеобразовательной школе на интерактивной основе.
Программа построена на модульной основе, учителя принимают участие в ее разработке и имеют право самостоятельно выбирать модули для посещения занятий школы. Педагогам предлагаются следующие модули: теоретический, методический,
лингвистический, практический, психолого-педагогический, организационно -технологический.
Нами было выделено три уровня освоения коммуникативного метода с помощью ИКТ: базовый, профильный, проектный.
Таблица 1
Уровень владения КМ с помощью ИКТ - «базовый»_
Критерии Показатели
Операциональный Разрозненные информационно-коммуникационные знания. Работа с электронной почтой, умение находить, сохранять и передавать информацию, регистрироваться в сетевом ресурсе и выкладывать информацию, выбирать интересующие форумы, подписываться на интересующую информацию. Общение с использованием «каналов связи» интуитивное, готовность к активной коммуникативно-познавательной деятельности в Интернете отсутствует.
Мотивационный Ориентация на мотивы вне профессиональной деятельности (направленность на себя).
Личностный Нравственные, коммуникативные, эстетические и трудовые свойства, эрудиция и общая культура. Умение вписаться в группу других педагогов. Непонимание, каких компетенций недостает.
Таблица 2
Уровень владения КМ с помощью ИКТ - «профильный»_
Критерии Показатели
Операциональный Представление о коммуникативном методе с помощью ИКТ. Формирование индивидуального педагогического портфолио, участие в педагогическом сетевом сообществе. Использование аудио-, видео-, цифрового оборудования, аудиосистем на уроках. Общение с использованием «каналов связи»; языковая активность, ориентация на осуществление успешной коммуникации; гибкость, готовность к диалогу в мультикультурном пространстве.
Мотивационный Положительная мотивация учителя к общению в профессиональной деятельности с помощью ИКТ (направленность на взаимодействие).
Личностный Понимание необходимости активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе креативность, которая представляет собой одну из главных линий личностного развития. Нравственные, коммуникативные, эстетические и трудовые свойства, эрудиция и общая культура. Осознаваемая некомпетентность - понимание учителем, каких знаний и умений ему не хватает. Оценка своих возможностей и способностей, понимание необходимости развития. Умение вписаться в любую группу, поддерживать активность внутри группы.
Таблица 3
Уровень владения КМ с помощью ИКТ - «проектный»_
Критерии Показатели
Операциональный Достаточный объем знаний о коммуникативном методе с помощью ИКТ, умение применять его на практике. Участие в интернет-конкурсах, вебинарах и олимпиадах, дистанционных курсах, конференциях. Участие в международных проектах учителей и учащихся. Конструирование уроков с использованием КМ с помощью ИКТ, вовлечение учащихся в проектную деятельность с применением КМ с помощью ИКТ; в дискуссии на форуме; исследовательскую работу с помощью Интернета (Веб-квест и т.п.).
Мотивационный Положительная мотивация учителя к профессиональной деятельности с применением коммуникативного метода с помощью ИКТ, стремление к постоянному совершенствованию компетентности (направленность на выполнение задачи).
Личностный Понимание необходимости активизировать свой ттворческий потенциал, развивать в себе ткреативность. Умение создавать социокультурную образовательную среду, «адекватно реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения. Нравственные, коммуникативные, эстетические и трудовые свойства, эрудиция и общая культура. Осознаваемая некомпетентность - понимание учителем, каких знаний и умений ему не хватает. Оценка своих возможностей и способностей, понимание необходимости развития. Умение вписаться в любую группу, поддерживать активность внутри группы, проявлять инициативу для достижения положительного результата профессиональной деятельности.
Операциональный уровень овладения коммуникативным методом с помощью ИКТ определялся с помощью заданий по работе с Интернетом (поиск информации в сетевом сервисе, электронная почта и т.п.), а также задач-кейсов. Для определения уровня мотивационного критерия использовалось анкетирование В. Смейкала и М. Кучера [15, с. 122 - 126] (определение ведущих мотивов), позволяющее выявить профессиональную направленность личности учителя, его приоритеты и интересы, которые зависят от того, как человек относится к себе, к людям и к работе. Уровень критерия направленности личности определялся с помощью опросника А. Шостром «Самоактуализация личности» [16].
Для определения значения организации методической работы были созданы 2 группы учителей - контрольная и экспериментальная. В контрольной группе специальная работа по освоению коммуникативного метода с помощью ИКТ не проводилась, в экспериментальной группе учителя работали в течение 1 учебного года. Результаты методической работы учителей в Инновационной Школе представлены в нижеследующих таблицах (табл.4-5).
Таблица 4
Результаты в контрольной и экспериментальных группах на начало _эксперимента_
Груп па Кол-во чел. в группе Базовый уровень, кол-во Базовый уровень, % Профиль ный уровень, кол-во Профиль ный уровень, % Проект ный уровен ь, кол-во Проект ный уровен ь, %
Конт рол 11 8 72 3 28 - -
Эксп ерим ент. 11 7 63 3 27 1 9
Таблица 5 Результаты в контрольной и экспериментальных группах на конец эксперимента
гРУп па Кол-во чел. в группе Базовый уровень, кол-во Базовый уровень, % Профиль ный уровень, кол-во Профиль ный уровень, % Проект ный уровен ь, кол-во Проект ный уровен ь, %
Конт рол. 11 6 54 5 46 - -
Эксп ерим ент. 11 0 3 27 8 73
На начало эксперимента уровень владения КМ с помощью ИКТ в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковый. Профильный уровень владения этим инновационным методом показали 3 (28%) учителей контрольной группы и 3 (27%) учителей экспериментальной группы, проектный уровень владения в контрольной группе никто не показал, а в экспериментальной группе показал 1 человек (9%). На конец эксперимента профильного уровня достигли 5 (46%) человек контрольной группы, проектного уровня не показал никто, а в экспериментальной группе результаты значительно улучшились - 3 (27%) учителя показали профильный уровень и 8 (73%) учителей достигли проектного уровня.
По окончании занятий в Инновационной Школе участники представили итоговые работы по выбранным ими темам:
1. Организация международного проекта школьников.
2. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах учащихся.
3. Разработка Трежа Хант для учащихся.
4. Совершенствование рабочих программ по иностранным языкам.
5. Разработка новых рабочих программ по иностранным языкам с применением КМ с помощью ИКТ.
6. Современные корпусные технологии в преподавании иностранных языков.
7. Коммуникативные задания с использованием сети Интернет для обучения языку.
8. Технологии для развития умений аудирования, говорения, чтения, письменной речи, межкультурной коммуникации.
9. Разработка интерактивной мультимедийной презентации.
10. Веб-сайт учителя.
11. Организация дискуссий на иностранном языке в социальной сети.
Главным достижением организованной методической работы стало
расширение образовательного пространства уроков иностранного языка. Учащиеся учителей экспериментальной группы активно включились в образовательный процесс на основе ИКТ. 100% успешно защитили исследовательские проекты с применением ИКТ (90% получили оценки «4» и «5»). 60 % учащихся разработали поисковые игры «Трежа Хант» в Интернете для своих одноклассников, 93% учащихся приняли участие в обсуждении литературных произведений зарубежных писателей в социальной сети Вконтакте на иностранном языке.
Учителям, занимавшимся в Инновационной школе, программа понравилась, и они считают ее полезной и нужной. Из отзывов учителей:
«Мне нравилось заниматься в Инновационной Школе, т.к. она дала мне возможность познакомиться с новыми технологиями. Занимались в непринужденной обстановке и учились в сплоченном коллективе. Особенно интересно для меня было работать с ресурсами «Filamentality», готовить задания для учащихся. Их применение делает уроки разнообразными и интересными. Дети также говорят, что им это очень нравится. Было приятно общаться с опытными, приятными руководителями. Спасибо!» Е.Н.
«Занятия по ИКТ в школе чрезвычайно необходимы и полезны, т.к. приходится руководить проектами учащихся, которые часто владеют компьютерными технологиями лучше учителей. Интересно общаться с коллегами во внеурочное время и обмениваться опытом. Меня порадовало то, что я справилась с заданиями. Получила удовольствие от общения на английском языке ...» М.В.
«Обучение учителей проходило в доброжелательной обстановке, что благоприятно сказалось на результатах. На занятиях мы узнали и научились делать много полезного, и это пригодилось в дальнейшем на уроках с моими учениками. Дискуссии в Интернете на английском языке, переписка с зарубежными школьниками мотивируют учащихся к изучению иностранного языка. Сейчас я могу довольно легко и быстро справляться с подготовкой исследовательских заданий .» Т.Н.
На основании вышеизложенного, можно сделать выводы:
1. Проведенный анализ литературы позволил определить и схематично изобразить структуру и функции внедрения модели, обеспечивающей непрерывное образование учителей по освоению коммуникативного метода с помощью ИКТ в методической работе учителей иностранного языка современной школы.
2. При разработке модели использовались комплексный, системный, личностно-деятельностный, компетентностный, социокультурный и контекстный подходы. Комплексный подход направлен на внедрение коммуникативного метода с помощью ИКТ в практику работы и используется как основной. Системный подход направлен на создание системы, компонентов и факторов, влияющих на ее функционирование. Компетентностный подход определяет целевой, содержательный и результативный компоненты модели, ориентированный на результат, а контекстный подход определяет формы и условия методической работы с учителями, проблемность ее содержания, принципы и формы деятельности. Личностно-деятельностный подход направлен на организацию работы субъектов посредством включения в различные виды деятельности. Социокультурный подход характеризует цели и содержание.
3. Модель состоит из 6 компонентов: целевого, субъектного, содержательного, функционального, организационного и результативного. Их реализация происходит посредством нормативного, теоретического, методического и практического обеспечения. Все компоненты взаимосвязаны и направлены на решение поставленных задач.
Литература
1. Профессиональный стандарт педагога // Учительская газета от 27.02.2014 г. URL: http://www.ug.ru/new standards/6 (дата обращения: 15.04.2017).
2. Педагогический словарь. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. - 774с.
3. Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008. - 128 с.
4. Кузнецова И.В., Никулина Т.Г., Светенко Т.В. Обучение социальному проектированию: глоссарий. М.: 2007. 216 с. URL:
http://voluntary.ru/dictionary/875/word/koucher-ili-kouch-konsultant (дата обращения: 15.04.2017).
5. Лучкина Т.В. Профессиональное образование в России и за рубежом // Повышение профессиональной компетентности начинающего учителя посредством наставничества. - Зарубежный опыт, 2012, вып. 6. - С. 69-75.
6. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. М.: Дрофа, 2008. - 431 с.
7. Розина И.Н. Коммуникация 2.0 в обучении английскому языку // Вестник ТвГУ. Серия «Филология», 2011. Выпуск 1. - С.200-209.
8. Розина И.Н. Коммуникация 2.0: образовательные и социальные измерения, пределы, возможности. // Образовательные технологии и общество, 2010. -№13(2). - С.274-276. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/pdf/6r.pdf (дата обращения: 15.04.2017).
9. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ - Пресс, 2004. - 67 с.
10. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 352 с.
11. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. высш. пед. уч. зав. - 2 издание - М: Академия, 2008. - 384с.
12. Bolitho R. "Starting From Where They're At' Towards an Appropriate Methodology in Training / R. Bolitho, T. Wright // The journal of TESOL. 1995. #2/1.
13. Вершловский С.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы/ под ред. С.Г. Вершловского. СПб,: Знание, 2002. - 161 с.
14. Бирюкова Н.А., Филатова А.В. Обучение взрослых. Теория и практика андрагогической поддержки: На примере иностранного языка: Монография. Йошкар-Ола. 2007. - 124 с.
15. Розанова В. А. Психология управления: учебное пособие. М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 352 с. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1771120/. (дата обращения: 15.04.2017).
16. Бруннер Е. Ю. Тест самоактуализации (САТ) (Э. Шостром, адаптация Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз) URL:
http://brunner.kgu.edu.ua/index.php?catid=20&id=330:sat&Itemid=33&option=com_co ntent&view=article (дата обращения: 15.04.2017).