Научная статья на тему 'Изучение адаптивных возможностей студентов КГУ им. Н. А. Некрасова и курсантов военной академии РХБЗ'

Изучение адаптивных возможностей студентов КГУ им. Н. А. Некрасова и курсантов военной академии РХБЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. ЕТСЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ADAPTATION / PERSONAL ORIENTATION / BEHAVIORAL REGULATION / THE COMMUNICATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салахутдинова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации студентов и курсантов в учебной группе. Исследуемые аспекты выделены с помощью метода априорного ранжирования факторов. Особое внимание уделяется направленности личности, коммуникативному потенциалу. В статье приведена сравнительная характеристика перечисленных показателей, полученных для курсантов и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Салахутдинова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of students adaptation capacity in State university of Kostroma and Military academy

They consider factors influencing the process of students adaptation in groups. Aspects are highlighted with the priori ranking factors. Particular attention is paid to individual orientation, communicative potential. The article presents the comparative analysis of these figures obtained for the students.

Текст научной работы на тему «Изучение адаптивных возможностей студентов КГУ им. Н. А. Некрасова и курсантов военной академии РХБЗ»

боты, то, без чего им трудно было бы обходиться. И наоборот, многие учителя, которые никогда не пользовались ИКТ, обращаются к ним гораздо реже: эти технологии еще не заняли важного места в их практике обучения.

Создавшаяся ситуация невольно подталкивала педагогов изменить свое отношение к процессу внедрения ИКТ и пройти вначале курсы по освоению компьютерной грамотности, затем по применению Интернет-технологий.

Внедрение новых, перспективных форм и методов обучения, воспитания и развитие школьников всегда является действенным стимулом творческих поисков учителей. Достижение образовательных результатов, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, непосредственно зависит от методической компетенции реализующих их педагогов, а информационная грамотность педагога становится не только составной частью методической компетенции, но и одним из главных инструментов профессионального роста и конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск: КГУ, 1998. - 310 с.

2. Ивашнёва С.В. Организационно-педагогические основы усовершенствования методической компетентности учителей иностранного языка начальной школы. - Рукопись.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. - М.: АПН, 1990. - 149 с.

4. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза: монография. - М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. - 324 с.

5. Результаты международного исследования эффективности применения ИКТ в учебном процессе (далее ITL Research) — 2011: развитие образовательных экосистем. Ноябрь 2011 г.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

УДК 376

Салахутдинова Елена Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Lenochka_8936@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КГУ им. Н.А. НЕКРАСОВА И КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РХБЗ

В статье рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации студентов и курсантов в учебной группе. Исследуемые аспекты выделены с помощью метода априорного ранжирования факторов. Особое внимание уделяется направленности личности, коммуникативному потенциалу. В статье приведена сравнительная характеристика перечисленных показателей, полученных для курсантов и студентов.

Ключевые слова: адаптация, направленность личности, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал.

С помощью метода априорного ранжирования факторов было выделено несколько условий, которые, по мнению преподавателей, больше всего влияют на адаптацию студентов в учебной группе. В том числе:

- направленность личности (установки, интересы, потребности, создающие мотивационную обусловленность деятельности человека, его поведения в соответствии с конкретными жизненными целями);

- поведенческая регуляция (способность человека регулировать своё взаимодействие со средой);

- коммуникативный потенциал;

- личностный потенциал (запас жизненной энергии).

Направленность личности - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой явля-

ется направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых по-

требностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

Поведенческая регуляция (ПР) - это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции - это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал - КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Для выявления направленности личности была использована методика диагностики направленности личности Б. Басса. Ориентационная (ориентировочная) анкета впервые опубликована в 1967 г. и широко используется в настоящее время. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, ин-тровертированность.

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения

с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

После обработки анкет получены следующие результаты (табл. 1).

Из диаграмм видно, что 78% курсантов и 68% студентов имеют средний и высокий показатель направленности «на себя». То есть это люди, работающие на свой личный результат без учета коллектива и без заинтересованности в решении общих проблем. Всего 22% курсантов и 20% студентов имеют высокую направленность на общение. Остальные испытуемые не придерживаются ориентации на совместную деятельность и поддержание общения. Заинтересованы в решении деловых проблем, нацелены на выполнение работы 46% курсантов и 37% студентов. Остальные 54% курсантов и 63% студентов не желают отстаивать интересы дела и собственное мнение, направленное на достижение общей цели.

Для определения уровня поведенческой регуляции, коммуникативного и личностного потенциалов используется многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Мак-лаковым и С.В. Чермяниным в 1993 году. Он предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

Шкалы 1 -го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (ММР1), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.

Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптацион-ных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.

Таблица 1

Сравнительная характеристика личностной направленности студентов и курсантов

Количество студентов, набравших от 1 до 10 стенов

Таблица 2

——Стены Шкалы —— 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

поведенческая регуляция 4 5 13 44 37 23 12 7 5 0

коммуникативный потенциал 2 6 16 41 29 24 14 9 6 3

моральная нормативность 3 6 15 39 35 21 15 9 5 2

личностный адаптационный потенциал 3 6 15 41 34 22 13 9 5 2

Количество курсантов, набравших от 1 до 10 стенов

Таблица 3

' Стены Шкалы — 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

поведенческая регуляция 1 3 4 7 8 9 9 7 2 0

коммуникативный потенциал 0 2 6 6 7 10 6 7 4 2

моральная нормативность 0 2 5 7 7 9 8 8 3 1

личностный адаптационный потенциал 0 2 5 6 7 10 8 7 4 1

Таблица 4

Краткая интерпретация шкал 3-го уровня

Наименование шкалы Интерпретация низких значений (в стенах) Интерпретация высоких значений (в стенах)

поведенческая регуляция низкий уровень поведенческой регуляции, определённая склонность к нервнопсихическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности. высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности.

коммуникативный потенциал низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. высокий уровень коммуникативных способностей, быстрое становление контактов с окружающими, не конфликтность.

моральная нормативность низкий уровень социализации, неадекватная оценка своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения. высокий уровень социализации, адекватная оценка своей роли в коллективе, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения.

Таблица 5

Деление испытуемых на группы по набранным стенам

Стены 1 | 2 1 3 4 1 5 | б 7 | 8 9 | 10

Г руппы 4 группа 3 группа 2 группа 1 группа

Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).

Шкала 4-го уровня - личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

В нашем исследовании нам интересны шкалы 3 и 4 уровней.

Для проведения исследования и быстрой качественной обработки анкет была подготовлена анкета в программе Microsoft Office Excel. Испытуемый отвечал на вопросы, а программа автоматически подсчитывала баллы по необходимым шкалам.

Полученные «сырые» баллы были переведены в стены, по которым можно судить о принадлежности человека к той или иной группе адаптационных способностей. В таблицах 2 и 3 приведено количество студентов и курсантов, получивших то или иное количество баллов за ответы на вопросы анкеты и переведенных в стены по специальной шкале.

Краткая характеристика шкал 3-го уровня представлена в таблице 4.

По показателям личностного адаптационного потенциала испытуемые делятся на 4 группы (табл. 5).

На рисунках 1 и 2 представлена диаграмма с указанием процентного соотношения деления на группы исследуемых курсантов и студентов. Среди студентов к 1 группе относятся 7 человек (5%), среди курсантов - 5 (11%). Ко 2 группе относится 22 студента (14%) и 15 курсантов (34%). В третью группу входит 97 студентов (65%) и 23 курсанта (52%), а в четвертую группу, требующую особого внимания, входит 24 студента (16%) и 7 курсантов (3%).

Краткая характеристика шкал 4-го уровня представлена в таблице 6.

Стоит отметить, что анкетирование проводилось в конце сентября. К этому времени студенты проучились всего месяц. В то время как курсанты с 1 по 30 августа проходили курс молодого бойца в лагере «Песочное», распорядок дня лагеря и проводимые офицерами мероприятия заметно повлияли на сплочение коллектива курсантов. Это необ-

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

64%

Рис. 1. Процентное соотношение деления студентов на группы по 4 шкале

30%

46%

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Рис. 2. Процентное соотношение деления курсантов на группы по 4 шкале

Таблица 6

Интерпретация групп адаптационных способностей личности по тесту МЛО («Адаптивность»)

Г руппа Интерпретация

1-2 Группа хороших адаптационных способностей. Лица той группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется.

3 Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.

4 Группа сниженной адаптации. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервнопсихической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.

ходимо учитывать при сравнении числа испытуемых, попавших в ту или иную группу.

Так же нужно учесть гендерный признак. Мужской коллектив отличается большей сплоченностью, чем женский. А студенческие группы состоят примерно на 95% из девушек.

После проведенного исследования можно сделать вывод, что больше половины студентов и курсантов, поступивших на 1 курс и попавших в новый учебный коллектив, нуждаются в поддержке и специальной помощи со стороны преподавателей и сотрудников высшего учебного заведения. Деза-даптированность учащихся ведет к серьёзным про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блемам в коллективе, к отсутствию мотивации к учебе и другим проблемам.

Библиографический список

1. Психологический центр «Гелиос» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rasstanovki-rostov. ru/?page_id=б 18.

2. Oksanochka.com: персональный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.oksanochka.com/003/001/024_1.shtml.

3. PSYLAB - энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psylab.info.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.