Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение сотрудников ОВД'

Психологическое сопровождение сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3935
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптационный период / эффективность служебной деятельности / уровень психогенных факторов / adaptation period / effectiveness of service / level of psychogenic factors

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Порошина Анжелика Александровна

В статье рассматривается программа психологической адаптации к служебной деятельности сотрудников ОВД первого года службы, определяющая организацию и порядок работы психолога подразделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the program of psychological adaptation to service of internal affairs officers in their first year of service. The program determines the organization and procedure of the work of the department psychologist.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение сотрудников ОВД»

Практическая психология: опыт, проблемы

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД

А. А. Порошина

В статье рассматривается программа психологической адаптации к служебной деятельности сотрудников ОВД первого года службы, определяющая организацию и порядок работы психолога подразделения.

Ключевые слова: адаптационный период, эффективность служебной деятельности, уровень психогенных факторов.

Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел обусловливает повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам. Происходящие в стране макросоциальные изменения являются главным фактором усиления профессиональной компетентности сотрудников, развития психологической готовности к службе в органах внутренних дел. Одним из основных социально-психологических критериев такой готовности является качество служебной адаптации, которая рассматривается как целостный процесс освоения ролей и функций, связанных с новым социальным положением.

Психологический аспект адаптации в профессиональной сфере представляет приспособление личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами, склонностями и интересами человека. В процесс адаптации включаются социально-экономические, демографические, биологические, психологические, психофизиологические предпосылки, объективные и субъективные, социальные и личностные, общие и особенные, внутренние и внешние факторы. Все они так или иначе влияют на процесс адаптации в зависимости от их содержания и степени интенсивности.

Социальная адаптация включает в себя такие важнейшие компоненты, как адаптация к условиям проживания (город или село), к общественной группе (классу, слою населения, профессиональной группе), к семье, трудовому коллективу и др. При изменении любого из этих условий происходит напряжение адаптационных механизмов, перестройка адаптационных процессов с учетом более высоких требований, предъявляемых к индивиду окружающей средой.

Профессиональная адаптация - это приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвое-

ние компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий. Профессиональная адаптация молодого сотрудника ОВД проявляется в приспособлении, привыкании к характеру, режиму и условиям труда системы ОВД, в определенном уровне овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, в формировании необходимых профессиональных качеств личности милиционера, являющихся условием успешного овладения данной специальностью. Особенности профессиональной адаптации вытекают из особенностей и специфичности служебно-боевой деятельности сотрудников ОВД. В ходе выполнения служебных задач часто возникают ситуации, несущие реальную опасность для жизни и здоровья. Наряду с этим здесь присутствует фактор неожиданности, внезапности, высокой вероятности возникновения непредвиденной ситуации. В целом служба в ОВД характеризуется повышенными физическими и морально-психологическими нагрузками, служебная деятельность протекает в режиме высокого морально-психологического напряжения. Эффективность профессиональной деятельности обеспечивается здесь не только приобретением специальных знаний, навыков и умений, необходимых сотруднику ОВД для успешной служебно-боевой деятельности, но и рядом его личностных качеств.

Анализ трудностей, испытываемых молодыми сотрудниками, показывает, что менее всего они готовы:

- к низкому уровню оплаты труда;

- неустроенности жилищных условий;

- большому психологическому напряжению в процессе служебной деятельности.

Значимы также такие негативные факторы, как преодоление психологического барьера, возникающего в связи со сменой обстановки; неуверенность в правильности своих действий на службе, построения отношений с сослуживцами, командирами; недостаточная помощь со стороны старших командиров; трудности пси-холого-педагогического характера; неумение применять полученные теоретические знания в практической деятельности, организовывать и планировать свою работу.

Формирование служебно-профессиональной направленности (мотивационной готовности к службе) осложняется тем, что в настоящее время такие духовные ценности, как активная, деятельная жизнь, общественное признание, интересная работа, развитие, творчество, познание и самопознание, имеют второстепенное значение. Приоритетными жизненными ценностями все больше становятся материальная обеспеченность,

свобода, независимость в суждениях и поступках, счастливая семейная жизнь.

Проблема социальной и профессиональной адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел в наше время становится все более актуальной. Государство и общество нуждаются в компетентных, ответственных и грамотно действующих в соответствии с законом специалистах. Однако органы внутренних дел во многом не соответствуют этим требованиям, поэтому необходим приток свежих сил, т. е. молодых, активных и честных сотрудников-профессионалов. От того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны. Эффективность адаптации во многом обусловлена тем, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям служебной дисциплины, правопорядка, суицидальным действиям.

Проблема социальной и профессиональной адаптации молодых сотрудников как таковая до настоящего времени не получила широкого освещения в научной литературе и публицистике. Она является достаточно актуальной и поэтому нуждается в изучении.

Характеристика процедуры и методик исследования

В эксперименте участвовали 15 сотрудников различных подразделений УВД по г. Йошкар-Ола первого года службы, из них:

- по принадлежности к полу: 4 женщины (26,6%), 11 мужчин (73,4%);

- по возрастным показателям: 15 (100%) в возрасте от 20 до 25 лет;

- по образовательному уровню: 6 (40%) имеют сред-не-специальное, 9 (60%) - высшее образование;

- по социальному положению: из семьи рабочих -6 (40%), из семьи служащих - 9 (60%);

- по составу семьи: имеют братьев или сестер - 10 (66,6%), единственные в семье - 5 (34,4%);

- по семейному положению: 15 (100%) не состоят в браке;

- по месту прохождения службы: 7 (47%) - оперуполномоченные уголовного розыска, 3 (20%) - участковые уполномоченные милиции, 1 (6,6%) - сотрудник штаба, 1 (6,6%) - милиционер медицинского вытрезвителя, 1 (6,6%) - милиционер специального приемника, 1 (6,6%) - следователь, 1 (6,6%) - дознаватель.

Исследование проводилось в течение полугода (с декабря 2006 г. по май 2007 г.). При поступлении на службу с испытуемыми был проведен констатирующий эксперимент № 1. Далее использована программа адаптации к службе сотрудников УВД по г. Йошкар-Ола первого года службы, включающая в себя совокупность ме-

роприятий различного характера, способствующих успешному вхождению молодых сотрудников в должность. Через полгода с испытуемыми был проведен констатирующий эксперимент № 2.

Для изучения адаптации сотрудников использовались следующие методики: методика определения профессиональной ориентации «Профессиограмма», методика для изучения интеллектуальной лабильности, многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», анкета для изучения проблем адаптации к служебной деятельности и коллективу ОВД; анкета по оценке руководителем процесса адаптации сотрудника первого года службы.

Методика № 1. «Профессиограмма» представляет собой анкету с набором вопросов, характеризующих мотивацию на милицейскую профессию, развитие общего кругозора, интересов, самооценку. Вопросы анкеты подобраны и сформулированы на основе методических рекомендаций по подготовке выпускников образовательных учреждений МВ Д России к службе в органах внутренних дел. Используется для получения первичной информации о сотруднике.

Методика № 2. «Интеллектуальная лабильность». Сложность и многообразие задач, поставленных перед сотрудниками органов внутренних дел, требует развития такого качества, как интеллектуальная лабильность. С помощью этой методики мы исследовали способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одной поставленной задачи на выполнение других, не допуская при этом ошибок, развитие процессов мышления, а также способы реагирования на внештатные ситуации.

Методика № 3. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», разработанный А. Г. Мак-лаковым и С. В. Чермяниным, предназначен для углубленного изучения личностных качеств, позволяет определить адаптационный потенциал личности и его компоненты (поведенческую регуляцию, коммуникативный потенциал, моральную нормативность) и выработать рекомендации по профессиональному предназначению.

Методика № 4. Анкета по изучению проблем адаптации к служебной деятельности и коллективу в ОВД, разработанная в рамках Программы психологической адаптации к служебной деятельности сотрудников УВД первого года службы. Заполняется сотрудниками первого года службы и отражает их взгляд на трудности, с которыми им пришлось столкнуться во время освоения службы.

Методика № 5. Анкета по оценке процесса адаптации сотрудника первого года службы, разработанная в рамках Программы психологической адаптации к служебной деятельности сотрудников УВД первого года службы. Представляет собой анкету с набором вопросов, характеризующих различные качества сотрудников. Заполняется руководителем подразделения по завершении адаптационного периода.

Диагностика и результаты исследования

Анкета «Профессиограмма». Вопросы анкеты подобраны таким образом, чтобы психолог на основе ответов на вопросы мог составить первоначальное представление о различных сторонах жизни и деятельности сотрудника, характеризующих его данных: мотивах по-

ступления на службу, интересах, хобби, увлечениях, уровне развития самооценки, уровне развития мышления, способах поведения в различных ситуациях, состоянии здоровья, наличии антиобщественной направленности (употребление спиртных напитков, наркотических средств, психоактивных веществ), отношениях среди членов семьи, способах реагирования в конфликтных ситуациях, а также об умении выразить свои мысли в устной и письменной форме, развитие устной и письменной речи и др. Ответы на вопросы показали следующее:

Были ли у Вас колебания при выборе этой профессии:

- были некоторые колебания - 1 (6,6%);

- думал обстоятельно, взвешивал все «за» и «против» - 8 (53,4%);

- сомневался, хватит ли знаний и опыта - 1 (6,6%);

- колебаний не было - 5 (33,4%).

Вы выбрали милицейскую профессию:

- по собственному желанию - 13 (86,6%);

- по совету (требованию) родителей (родственников) - 2 (13,3%);

- по совету друзей, знакомых - 0;

- под впечатлением фильмов, книг - 0;

- из-за возможности проживать вне семьи, самостоятельно - 0;

- из-за уверенности, что милицейская служба соответствует Вашим склонностям, характеру - 11 (73,3%);

- из чувства солидарности (за компанию с товарищами) - 0;

- для получения специальности вообще - 0;

- другое, что? - 0.

Какую профессию в системе МВД Вы хотите получить:

- участкового уполномоченного милиции - 3 (20,0%);

- следователя - 1 (6,6%);

- инспектора ГИБДД - 0;

- оперуполномоченного - 7 (47,0%);

- дознавателя - 1 (6,6%);

- другую, какую? - 3 (20,0%).

Насколько Вы знаете характер выбранной специальности:

- знаю все подробно - 0;

- знаю в общих чертах - 15 (100%);

- представляю смутно - 0;

- не представляю совсем, но надеюсь узнать - 0.

Таким образом, анализ ответов на первую часть вопросов анкеты позволяет сделать вывод, что испытуемые при выборе профессии «думали обстоятельно, взвешивали все «за» и «против»; большинство опрошенных выбрали милицейскую профессию по собственному желанию; знали, какую профессию в системе ОВД желают получить; могли описать характер будущей специальности в общих чертах, т. е. имеют зрелую установку на милицейскую профессию.

Основными мотивами поступления на службу были:

- желание сделать карьеру - 1 (6,6%);

- интерес к службе в ОВД - 5 (33,3%);

- желание применить на практике полученные знания - 4 (26,6%);

- материальная стабильность - 2 (13,3%);

- мечта детства - 1 (6,6%);

- по примеру знакомых и родственников, проходящих службу в ОВД - 2 (13,3%).

Таким образом, у большинства сотрудников присутствует общественно значимая мотивация.

Следующая часть вопросов направлена на изучение самооценки сотрудников.

Как Вы оцениваете свои способности по отношению к выбранной специальности:

- высокие - 2 (13%);

- средние - 6 (40%);

-выше среднего - 7 (47%);

- ниже среднего - 0;

- низкие - 0;

- отсутствуют - 0.

Оцените в процентах по шкале самооценки свои данные (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100).

Сотрудники оценили: уровень своего здоровья - 90% и выше; уровень мышления - от 80 до 100%; желание стать офицером 100%; уровень психологической устойчивости от 80 до 100%, уровень способности к общению - от 80 до 100%. По результатам анкетирования и с учетом индивидуальной беседы можно сделать вывод, что в целом у сотрудников наблюдается адекватная и высокая самооценка, иногда переоценка своих возможностей, нежелание или неумение оценить трудности, предстоящие на службе (отсутствие практических навыков, отсутствие юридических знаний, переоценка своих коммуникативных возможностей, недостаточный уровень нервно-психической и поведенческой регуляции, незнание особенностей общения в новом коллективе).

В следующую часть анкеты включены вопросы, касающиеся общей осведомленности, развития кругозора, знания текущих событий в международной и внутренней жизни страны. 14 сотрудников (93,3%) успешно ответили на данные вопросы, описали текущие события в стране и в международной жизни. В устной форме дополнили свои письменные ответы и тем самым проявили определенную эрудицию и осведомленность, показали уровень развития общего кругозора, умение ясно и точно излагать свои мысли.

На исследование коммуникативных качеств, особенностей поведения в различных ситуациях были предложены вопросы анкеты.

Испытываете ли Вы трудности во взаимоотношениях с окружающими (родственниками, друзьями, знакомыми) из-за своего характера:

- часто - 0;

- иногда - 4 (26,6%);

- никогда - 10 (66,8%);

- затрудняюсь ответить - 1 (6,6%)

Какими способами Вы разрешаете конфликты:

- не обращаю внимания - 2 (13,4%);

- пытаюсь доказать свою правоту - 7 (46,6%);

- пытаюсь сгладить конфликт - 6 (40,0%);

- пытаюсь подавить силой - 0;

- признаю свое поражение - 0;

- другое - 0.

Таким образом, установлено, что среди сотрудников присутствуют различные способы регулирования конфликтных ситуаций, от приспособления, избегания, комп-

ромисса до соперничества, что может привести к возникновению конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с гражданами, сослуживцами, возможно неподчинение приказам непосредственных начальников, их оспаривание, сомнение в правильности их принятия, что может негативно сказаться на показателях служебной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для подтверждения первоначального вывода об уровне развития интеллектуальных способностей, способах реагирования в трудных ситуациях, внимательности была применена дополнительная методика «Интеллектуальная лабильность». По результатам исследования, 5 сотрудников (33,3%) имеют высокие , 10 (66,7%) -средние показатели интеллектуальной лабильности. В целом все сотрудники имеют хорошую способность к обучению, достаточно высокий уровень развития интеллектуальных способностей, широкий кругозор, внимательны и интеллектуально лабильны. Несомненно, развитие этих качеств послужит опорой в дальнейшем освоении специальности.

Методика МЛО «Адаптивность» по шкале «Поведенческая регуляция» показала, что 11 респондентов (73,3%) имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку, адекватно воспринимают действительность; 4 сотрудников (26,7%) имеют средний уровень развития этого показателя; по шкале «Коммуникативный потенциал» 9 испытуемых (60,0%) имеют высокий показатель коммуникативных способностей, легко могут устанавливать контакты с окружающими, не конфликтны; 6 (40,0%) имеют средний уровень развития показателя; по шкале «Моральная нормативность» 2 (13,3%) имеют высокий уровень социализации, адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения; 13 сотрудников (86,7%) показали средний результат.

В целом по группе испытуемых среднее значение по шкале «Поведенческая регуляция» соответствует высокому уровню, по шкале «Коммуникативный потенциал» - среднему уровню, по шкале «Моральная нормативность» - среднему уровню.

Качественный анализ показал, что лишь 1 сотрудник (6,7%) имеет хорошие адаптационные способности, легко адаптируется к новым условиям деятельности, быстро входит в коллектив, легко и адекватно ориентируется в ситуации, при этом быстро вырабатывает стратегию поведения, неконфликтен, обладает высокой эмоциональной устойчивостью, работоспособен; 12 сотрудников (80%) относятся к группе удовлетворительной адаптации, успех которой во многом зависит от внешних условий среды, требуют контроля со стороны психолога и руководства; 2 сотрудника (13,3%) относятся к группе заниженной адаптации, возможно, имеют признаки акцентуаций характера, у них недостаточный уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, возможны конфликтность, неадекватные поступки, они нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и постоянном контроле со стороны руководства и наставников.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента № 1 можно сделать вывод, что испытуе-

мые имеют зрелую установку на милицейскую профессию; у большинства присутствует общественно значимая мотивация; наблюдается адекватная и высокая самооценка, иногда переоценка своих возможностей, нежелание или неумение оценить трудности, предстоящие на месте службы; сотрудники достаточно эрудированы и осведомлены, интеллектуально лабильны; имеют различные показатели по всем типам отношений к окружающим, от весьма высокой способности к быстрой и успешной реализации своего адаптационного потенциала до низкой возможности адаптироваться к служебному коллективу; лишь 1 сотрудник (6,7%) имеет хорошие адаптационные способности, легко адаптируется к новым условиям деятельности, быстро входит в коллектив, легко и адекватно ориентируется в ситуации, при этом быстро вырабатывает стратегию поведения, неконфликтен, обладает высокой эмоциональной устойчивостью, работоспособен; 12 сотрудников (80%) относятся к группе удовлетворительной адаптации, успех которой во многом зависит от внешних условий среды, требуют контроля со стороны психолога и руководства; 2 сотрудника (13,3%) относятся к группе заниженной адаптации, возможно, имеют признаки акцентуаций характера, недостаточный уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, возможна конфликтность, неадекватные поступки. Следовательно, они нуждаются в психологопедагогическом сопровождении и постоянном контроле со стороны руководства и наставников. Данные исследования привели к необходимости применения Программы психологической адаптации к служебной деятельности сотрудников УВД г. Йошкар-Ола первого года службы, направленной на профилактику дезадаптивных состояний и снижение уровня психогенных факторов служебной среды.

Реализация программы психологической адаптации

к служебной деятельности сотрудников УВД первого года службы по г. Йошкар-Ола

Эффективность служебно-профессиональной деятельности сотрудников УВД по г. Йошкар-Ола зависит от уровня профессиональных знаний, служебно-профессиональной направленности и сформированности профессиональных качеств. С целью быстрого и эффективного оперативного включения в деятельность коллектива УВД реализована программа по психологической адаптации к служебной деятельности сотрудников УВД по г. Йошкар-Ола первого года службы.

Программа определяет организацию и порядок работы психолога подразделения с сотрудниками первого года службы.

Целью программы являются сокращение адаптационного периода и повышение эффективности служебной деятельности сотрудников первого года службы, профилактика дезадаптивных состояний и снижение уровня психогенных факторов служебной среды.

В задачи программы входят: выявление у сотрудников первого года службы психологических качеств, способствующих и затрудняющих эффективность служебной деятельности (мотивация, адаптационные способности, самооценка); обучение навыкам психологической саморегуляции в повседневных и экстремальных

условиях деятельности (индивидуальные и групповые занятия); обеспечение психологического сопровождения и поддержки; проведение психологической коррекции качеств личности, имеющих затруднения в адаптации к служебной деятельности; разработка рекомендаций по адаптации сотрудников первого года службы для руководителей подразделений.

Практическое применение программы нацелено на снижение оттока из органов внутренних дел молодых сотрудников, улучшение показателей их оперативно-служебной деятельности, формирование положительного мнения населения о милиции.

В программе использовались психологические методы: анкетирование; тестирование; анализ документов; наблюдение; опрос. Психологическое сопровождение служебной деятельности кроме психодиагностических процедур включало индивидуальное психологическое консультирование и психологическую коррекцию сотрудников первого года службы и руководителей, направленные на предотвращение девиантного поведения среди молодых сотрудников, предупреждение невротических расстройств, повышение психологической толерантности к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуациях.

Комплекс мероприятий по психологической адаптации состоит из четырех этапов, каждый из которых предполагает различные организационные и методологические подходы, определенный алгоритм действий психолога подразделения. Под психологической адаптацией при этом понимается постоянный процесс активного приспособления психологических качеств личности к условиям социальной среды, к требованиям деятельности сотрудника органов внутренних дел. Психологическая адаптация к службе начинается с момента назначения сотрудника на должность и продолжается в течение всего адаптационного периода. В комплекс входят этапы профессионально-психологической диагностики, изучения документов, адаптационный и заключительный.

Этап профессионально-психологической диагностики включает в себя: беседу или анкетирование, тестирование и оформление документации психологом.

Во время заполнения сотрудником анкеты психолог осуществляет наблюдение за особенностями поведения обследуемого, манерой общения, по возможности выявляет признаки нервно-психической неустойчивости, выясняет и уточняет вопросы, ответы на которые вызвали у сотрудника затруднения («Профессиограмма»).

Задачами первого этапа являются знакомство с сотрудником, определение его социального статуса, особенностей воспитания, семейного положения, образовательного уровня, мотивов поступления на службу, направленности интересов, моральных и психологических качеств личности, характерологических особенностей. Более детальное изучение отдельных индивидуально-психологических качеств сотрудника УВД, которые могут в большей степени способствовать или затруднять служебную деятельность (поведенческая регуляция, моральная нормативность, коммуникативный потенциал, интеллектуальная лабильность, адаптивность и др.), проводится с помощью тестовых методик.

По результатам беседы, анкетирования, тестирования и наблюдения психологом подразделения выносится заключение для руководителей подразделения об особенностях адаптационного процесса, качествах, способствующих и затрудняющих эффективность деятельности сотрудника.

Второй этап проводился в течение первого месяца после назначения на должность. Анализировались материалы личного дела: автобиография, анкеты, характеристики, результаты медицинского исследования, различные справки, отзывы. Работа с документами помогла составить предварительное, но в целом полное представление о каждом сотруднике.

Третий этап проводился после назначения на должность и до окончания периода адаптации сотрудника первого года к службе в подразделении. В процессе его осуществления были изучены условия службы, особенности взаимодействия с наставником; проведено обучение молодых сотрудников приемам общения, методам саморегуляции, использовались индивидуальновоспитательные беседы.

Четвертый этап осуществлен в конце адаптационного периода. Задачами данного этапа стали:

- определение проблем адаптации сотрудников первого года службы к служебной деятельности и коллективу с помощью анкетирования;

- изучение мнения руководителей подразделений (наставников) о служебной деятельности и коммуникативных способностях сотрудника;

- принятие участия в проведении занятий «Кадрового лектория» по актуальным вопросам и проблемам сотрудников первого года службы;

- проведение констатирующего эксперимента № 2.

Данная программа организации профессиональнопсихологического сопровождения сотрудников первого года службы направлена на развитие и закрепление положительной мотивации к службе в органах внутренних дел, сохранение и продление профессионального долголетия сотрудников органов внутренних дел.

Дальнейшая работа по адаптации молодых сотрудников строилась в тесном взаимодействии с непосредственным руководством и наставниками. Психологом подразделения проводилось непосредственное сопровождение сотрудников первого года службы на рабочем месте. Несмотря на то, что большая часть их по результатам констатирующего эксперимента № 1 имеют высокий и средний уровень коммуникативных способностей, могут легко устанавливать контакты с окружающими, неконфликтны, в процессе наблюдения было выявлено отсутствие знаний и практических навыков общения как с сослуживцами, так и с различными категориями граждан. С этой целью были разработаны рекомендации для молодых сотрудников с указаниями особенностей построения общения. В рамках служебной подготовки психологом подразделения с молодыми сотрудниками изучены данные рекомендации, проведены практические занятия. Сотрудники получили знания об особенностях взаимодействия сотрудников между собой в рабочей обстановке, в быту, а также специфике взаимодействия с потерпевшими, подозреваемыми, пожилыми и больными людьми, детьми и подростками.

Наблюдение за сотрудниками первого года службы также показало, что некоторые из них не справляются с эмоциональными нагрузками, появились незначительные нарушения сна, режима питания. С ними были проведены тренинги, направленные на снятие нервно-психического напряжения, обучение приемам релаксации и снятия эмоционального напряжения.

В течение трех месяцев с сотрудниками первого года службы проводились занятия кадрового лектория. Задачей его явились приобретение основных знаний о правах и обязанностях сотрудника ОВД, разъяснение порядка прохождения службы, вопросов социального страхования, оформления очередных и кратковременных отпусков, порядке ознакомления с личным делом, присвоения очередных специальных званий, о финансовой дисциплине, вещевом обеспечении, дисциплинарной практике и статистике нарушений среди начинающих службу в ОВД и др. В работе кадрового лектория наряду с психологом подразделения принимали участие специалисты кадрового аппарата, бухгалтерии, приглашались представители прокуратуры и отдела собственной безопасности.

Психологом подразделения проводилась работа с непосредственными руководителями и наставниками сотрудников. В ходе индивидуальных бесед собирается информация об особенностях взаимоотношений молодого сотрудника с коллегами, его работоспособности, успехах и неудачах. Вносились коррективы, при необходимости проводились дополнительные индивидуальные занятия и беседы. Беседы, как правило, включают в себя вопросы о самочувствии, состоянии психического и физического здоровья, взаимоотношений с руководством и коллективом. По завершении Программы с сотрудниками был проведен констатирующий эксперимент № 2.

Итоговая диагностика сотрудников УВД первого года службы по г. Йошкар-Ола

В результате констатирующего эксперимента № 2 получены новые данные по методике многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность». Дополнительно в рамках Программы адаптации предложены к опросу сотрудникам УВД по г. Йошкар-Ола первого года службы - анкета изучения проблем адаптации к служебной деятельности и коллективу в ОВД; для руководителей подразделений - анкета по оценке руководителем (наставником) процесса адаптации сотрудников первого года службы. Методика «Интеллектуальная лабильность» служила дополнением к изучению уровня интеллектуального развития сотрудников. Учитывая, что в констатирующем эксперименте № 1 был в основном отмечен высокий уровень интеллектуальной лабильности, во второй части констатирующего эксперимента она не использовалась.

По результатам исследования по шкале «Поведенческая регуляция» 15 респондентов (100%) имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку, адекватно воспринимают действительность; по шкале «Коммуникативный потенциал» 13 испытуемых (86,7%) имеют высокий показатель коммуникативных способностей, легко могут устанавливать контакты с

окружающими, не конфликтны; 2 (13,3%) - средний уровень развития показателя.

По шкале «Моральная нормативность» 13 сотрудников (86,7%) имеют высокий уровень социализации, адекватно оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения; 2 сотрудника (13,3%) показали средний результат. Таким образом, после проведения комплекса мероприятий с сотрудниками УВД первого года службы, направленных на развитие уверенности в себе, снятие напряженности, формирование и развитие умений, навыков и установок эффективного общения, у 13 испытуемых (86,7%) значительно повысились показатели по всем шкалам. Сотрудники показали высокий уровень социализации, адекватную оценку своей роли в коллективе, стали более коммуникабельны, повысился уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. Можно сказать, что процесс адаптации у этой группы сотрудников завершился успешно: лишь 2 сотрудника (13,3%) относятся к группе удовлетворительной адаптации и требуют дополнительного сопровождения со стороны психолога. Следующим этапом в рамках реализации Программы психологической адаптации стал опрос руководителей подразделений по вопросам адаптации сотрудников первого года службы. Им было предложено ответить на вопросы анкеты и высказать свое мнение о результатах их деятельности, особенностях общения с коллегами по службе (результаты анкетирования приведены в табл.).

Анализ анкетирования показал, что непосредственные руководители подразделения удовлетворены тем, как сотрудники выполняют свои служебные обязанности; молодые сотрудники дорожат службой, проявляют при этом старание; имеют достаточное развитое самообладание, терпение; активны на занятиях; легко переключаются с одной деятельности на другую; легко усваивают новую информацию; легко запоминают инструкции; неконфликтны; имеют развитое чувство долга; приняты коллективом положительно; имеют высокую работоспособность. Руководители считают, что процесс адаптации к службе у сотрудников завершен положительно.

С целью всестороннего изучения адаптации сотрудников УВД первого года службы молодым специалистам было предложено заполнить анкету изучения проблем адаптации к службе сотрудников первого года службы. Результаты опроса показали, что за всеми сотрудниками первого года службы закреплены наставники, которые, по оценке опрошенных, «обучали терпеливо и настойчиво» 13 (86,7%).

Наибольшую трудность в процессе работы представляли, по мнению опрошенных:

- нехватка знаний по правовым вопросам - 8 (53,3%);

- ненормированный рабочий день - 4 (26,6%);

- финансовые проблемы, материальные затруднения - 9 (60,0%);

- изменения в режиме дня - 4 (26,6%);

- трудностей не было - 3 (20,0%).

У значительной части респондентов изменилось представление о службе в милиции: «Труднее, чем ожидал» - 7 (46,6%), «Так и представлял работу в милиции» -6 (40%), «Затрудняюсь с ответом» - 2 (13,3%).

Результаты анкетирования руководителей УВД по г. Йошкар-Ола

Вопрос Ответ

да нет затрудняюсь с ответом

кол-во | % кол-во | % кол-во | %

Вы удовлетворены тем, как сотрудник:

- выполняет служебные обязанности? 15 100,0 0 0,0 0 0,0

- дорожит службой 15 100,0 0 0,0 0 0,0

- проявляет старание 15 100,0 0 0,0 0 0,0

Как Вы оцениваете такие качества и действия:

- ищет возможность перейти в другое подразделение 2 13,3 13 86,7 0 0,0

- работоспособность высокая 15 100,0 0 0,0 0 0,0

- самообладание, терпение 13 86,7 0 0,0 2 13,3

- активность на занятиях, собраниях 14 93,3 0 0,0 1 6,7

- легко переключается с одной деятельности на другую 15 100,0 0 0,0 0 0,0

- легко усваивает новую информацию 15 100,0 0 0,0 0 0,0

- необходимо повторять задание несколько раз 0 0,0 15 100,0 0 0,0

- легко запоминает инструкции 15 100,0 0 0,0 0 0,0

- чувство долга 12 80,0 0 0,0 3 20,0

- организаторские способности 9 60,0 0 0,0 6 40,0

- проявления конфликтности 0 0,0 14 93,3 1 6,7

- жалобы на здоровье 0 0,0 15 100,0 0 0,0

- больничные листы 2 13,3 13 86,7 0 0,0

- принят коллективом положительно 15 100,0 0 0,0 0 0,0

- держится от коллектива обособленно 0 0,0 14 93,3 1 6,7

- проявил спортивные успехи 11 73,3 0 0,0 4 26,7

Считаете ли Вы, что процесс адаптации сотрудника к службе в вашем подразделении закончился? 15 100,0 0 0,0 0 0,0

Если бы у сотрудников был выбор, хотели бы перейти в другие подразделения 2 сотрудника (13,3%), 13 человек (86,7%) хотели бы продолжить службу в своих подразделениях.

Среди стрессовых событий у сотрудников первого года службы определены следующие:

- начало или прекращение учебы - 7 (46,6%);

- перемена места жительства - 4 (26,0%);

- нарушения в режиме сна, отдыха, питания -8 (53,3%);

- финансовые проблемы - 9 (60,0%).

Психологическое состояние сотрудников первого

года службы можно считать удовлетворительным, способствующим выполнению служебных задач, большинство опрошенных чувствуют себя в основном хорошо; их здоровье осталось прежним и оценивается как удовлетворительное. Большинство молодых специалистов нацелены на успешную работу в ОВД. Факторами, способствующими становлению молодых специалистов, послужили: хорошая работа наставников, помощь коллектива в обучении молодых специалистов; благо приятный морально-психологический климат в большинстве подразделений и желание продолжить службу. Факторами, затрудняющими становление молодых специалистов, явились: плохое материальное оснащение; нехватка знаний по правовым вопросам; неопределенность с жильем, финансовые проблемы.

По методике МЛО «Адаптивность» 13 испытуемых (86,7%) показали высокий уровень социализации, адекватную оценку своей роли в коллективе, стали более коммуникабельными, повысили уровень нервно-психологической устойчивости и поведенческой регуляции; 2 со-

трудника (13,3%) по результатам отнесены к группе удовлетворительной адаптации и требуют дополнительного сопровождения со стороны психолога.

Анализ анкеты изучения мнения непосредственных руководителей подразделений показал, что они удовлетворены тем, как сотрудники выполняют свои служебные обязанности; молодые сотрудники дорожат службой, проявляют при этом старание; имеют достаточно развитое самообладание, терпение; активны на занятиях; легко переключаются с одной деятельности на другую; легко усваивают новую информацию; легко запоминают инструкции; неконфликтны; имеют развитое чувство долга; приняты коллективом положительно; имеют высокую работоспособность. Психологическое состояние сотрудников УВД первого года службы можно считать удовлетворительным, способствующим выполнению служебных задач, большинство опрошенных чувствуют себя в основном хорошо; их здоровье осталось прежним и оценивается как удовлетворительное. Большинство молодых специалистов нацелены на успешную работу в ОВД. Процесс адаптации у 13 испытуемых по результатам исследования завершился успешно, двое требовали дополнительного психологического сопровождения.

Исследование показало, что только целенаправленное, комплексное применение всех перечисленных форм и методов психолого-педагогического обеспечения может облегчить и ускорить адаптацию молодых сотрудников в коллективах органов внутренних дел, заложить основу личностного и профессионального роста, способствовать формированию и закреплению в ОВД высокоэффективного кадрового ядра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.