Научная статья на тему 'Взаимосвязь интегральной природы социализации личности и профессионального развития специалиста в рамках Сибирского федерального университета'

Взаимосвязь интегральной природы социализации личности и профессионального развития специалиста в рамках Сибирского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
82
25
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Фоминых Юлия Сергеевна, Малимонов Игорь Васильевич, Рахинский Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрено развитие личности студента в Сибирском федеральном университете на этапах фундаментальной подготовки (1 курс) и начальной профессиональной подготовки (3 курс). Показано, что интегральная природа личности и условия обучения влияют на формирование успешной личности студента в процессе получения высшего образования, и соответственно помогают учащимся самостоятельно развивать профессиональные качества.

INTERRELATION OF THE INTEGRATED NATURE OF A PERSON''S SOCIALIZATION AND AN EXPERT''S PROFESSIONAL DEVELOPMENT WITHIN THE LIMITS OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Development of a student’s personality at the Siberian federal university at the stage of fundamental preparation (1 st year) and at the stage of initial professional training (3 rd year) is considered in the article. It is shown, that the integrated nature of a personality and training conditions influence a student’s successful personality forming in the process of higher education and help pupils to develop professional qualities without any help.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь интегральной природы социализации личности и профессионального развития специалиста в рамках Сибирского федерального университета»

УДК 316.614.5 ББК Ю952:Ч484(2)7

Фоминых Юлия Сергеевна ассистент г. Красноярск Малимонов Игорь Васильевич старший преподаватель г. Красноярск Рахинский Дмитрий Владимирович кандидат философских наук, доцент г. Красноярск Fominykh Yulia Sergeevna Assistant Krasnoyarsk Malimonov Igor Vasilievich Senior Lecturer Krasnoyarsk Rakhinsky Dmitry Vladimirovich Candidate of Philosophy, Assistant Professor Krasnoyarsk

Взаимосвязь интегральной природы социализации личности и профессионального развития специалиста в рамках Сибирского федерального университета Interrelation of the Integrated Nature of a Person's Socialization and an Expert's Professional Development Within the Limits of the Siberian Federal University В статье рассмотрено развитие личности студента в Сибирском федеральном университете на этапах фундаментальной подготовки (1 курс) и начальной профессиональной подготовки (3 курс). Показано, что интегральная природа личности и условия обучения влияют на формирование успешной личности студента в процессе получения высшего образования, и соответственно помогают учащимся самостоятельно развивать профессиональные качества.

Development of a student's personality at the Siberian federal university at the stage of fundamental preparation (1st year) and at the stage of initial professional training (3rd year) is considered in the article. It is shown, that the integrated nature of a personality and training conditions influence a student's successful personality forming in the process of higher education and help pupils to develop professional qualities without any help.

Ключевые слова: интегральная модель личности, профессиональное развитие, адаптация, адаптационные возможности.

Key words: integrated personality model, professional development, adaptation, adaptable opportunities.

Современный этап развития российского общества характеризуется интеграционными процессами, протекающими в российской высшей школе, которая, как и общество в целом, проходит очередной этап реорганизации. Научно-технический прогресс создает экстремальные условия для существования социума и личности. В связи с этим, совершенно очевидно, что темпы развития многих отраслей жизни нашей страны значительно опережают динамические изменения, происходящие в высшей школе, а значит, качество профессиональной подготовки специалистов не всегда соответствует требованиям современного общества. В этих условиях развитие профессионального, интеллектуального и творческого потенциала студентов, желания учиться, эффективно овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности, становится особенно актуальным.

Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является несоответствие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления возникают два противоречивых обстоятельства: 1) между личностью и внешними условиями жизнедеятельности; 2) внутри-личностные.

Профессиональное развитие специалиста - результат активного взаимодействия личности с социально-профессиональными группами и средствами труда. Результатом деятельности является создание материальных и духовных ценностей, необходимых для благоприятного формирования личности в процессе социализации. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной реальности, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации [1 - 3].

Ведущим фактором профессионального развития личности является система объективных требований, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения

к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности. При этом, на профессиональное развитие влияют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности [4,6].

Определим профессиональное развитие как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека. Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста.

Многолетняя практика убедительно доказывает, что, начиная с позднего подросткового возраста, в системе образования должны быть, созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70%) предпочитают углубленно изучать предметы для дальнейшей специализации. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.

Дифференцированный подход в школе, как правило, не учитывает тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого будущего студента, его индивидуально-психологические особенности и т.д. Соответственно, все вышеперечисленные факторы не учитываются и при поступлении в высшее учебное заведение.

Многие исследователи сходятся во мнении, что на эффективность обучения и уровень профессиональной подготовки оказывают влияние такие факторы как: качество организации учебного процесса, качество потенциала профессорско-преподавательского и вспомогательного состава и качество потенциала

студента. Практика показывает, что, не смотря на высокий уровень подготовки профессорско-преподавательского состава и качественную организацию учебного процесса, заканчивая обучение в вузе, часть студентов имеет низкий уровень развития профессиональных компетенций. Одной из причин такого положения вещей является то, что изменяется состояние физиологических и психологических ресурсов человека в процессе адаптации к новым условиям жизни в высшем учебном заведении [5].

Зачастую, новые условия жизни требуют от учащихся чрезмерного напряжения, так как включают ряд психогенных факторов, усложняющих процессы обучения, воспитания, развития. Это влечет за собой последствия, которые не могут не отразиться на качестве образовательного процесса, его результативности и формировании успешной личности студента.

До настоящего времени в психологии и педагогике основное внимание направлено на развитие формально-логической стороны учебного процесса, а адаптационно-психологическая компонента изучена сравнительно мало и формируется, в основном, стихийно. Именно поэтому особое значение в сложившейся ситуации приобретают методы повышения адаптационного потенциала обучающегося, как одного из условий улучшения уровня профессиональной подготовки студентов.

Образовательное пространство проектируется в высшем учебном заведении с учетом изменившихся тенденций в области технического образования в сторону мобильной многопрофильной подготовки инженера, который в постиндустриальном обществе должен быть способен не только качественно выполнять свои профессиональные обязанности, но и активно выстраивать индивидуальную карьерную траекторию, постоянно обогащая свой образовательный ресурс.

Интегральная модель личности - модель личности студента Сибирского федерального университета, созданная в соответствии с условиями получения высшего образования и построенная с учетом индивидуально-психологических особенностей личности в рассматриваемый нами возрастной период, призван-

ная решить отдельные аспекты проблемы развития личности на этапе получения высшего образования. Она базируется на принципах индивидуально-личностного подхода к студенту, безусловного соотнесения его образовательных потребностей с его личностными возможностями и ограничениями. Модель построена таким образом, что в процессе своего профессионального обучения студент имеет возможность адекватно оценить свой личностный адаптивный потенциал, коммуникативные способности, направленность своей личности и на пути профессионального становления своей личности достигнуть высоких результатов. Необходимо отметить, что описываемая модель предназначена для подготовки специалистов Сибирского федерального университета (Политехнический институт), а условия, создаваемые в процессе обучения, служат для максимально полного профессионального становления.

На протяжении трех лет исследование проходило на 2 Площадке Сибирского федерального университета, где респондентами выступили студенты экономического и инженерно-физического факультетов, факультета информатики и процессов управления, электро-механического факультета и др.

Работа на этапе получения высшего технического образования имеет свою специфику, требует повышенного внимания к изучению личностных особенностей студентов, формированию устойчивого интереса к наукам технического профиля. Разработка интегральной модели личности студента направлена на формирование личности, за счет развития различных психологических компонентов: эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, направленности личности, самостоятельности и автономности, мотивации, самоактуализации и самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации к обучению как важнейшего элемента мотивации саморазвития.

На первом этапе исследования были выявлены: уровень личностного адаптационного потенциала, нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей, моральной нормативности, получения диплома, овладения профессией, получения знаний, а также направленности на себя, на дело и на общение. Также были выявлены основные мотивы учебной деятельности, из

которых студентам предлагалось выбрать 5 наиболее значимых для них. Как вспомогательная использовалась также методика «Определение типа темперамента».

Попав в новые социальные условия, личность испытывает эмоциональное напряжение. Из-за этого у многих студентов возрастают напряжённость и тревожность, препятствующие успешному обучению. Диагностика коммуникативных, личностных, интеллектуальных особенностей позволяет прогнозировать возникновение определённых трудностей связанных с процессом адаптации, а так же возможного отсева.

Второй этап исследования (этап начальной профессиональной подготовки (3 курс)) позволил определить уровень адаптированности к условиям образовательного процесса в Сибирского федерального университета. Далее представлены полученные результаты исследования:

Показатели 1 курс Показатели 3 курс

80 60 40 20 0

47

ЛАП — Личностный адаптационный потенциал НПУ — Нервно-психическая устойчивость КС — Коммуникативные способности МН — Моральная нормативность

Рисунок 1- Показатели опросника «Адаптивность»

78,

4(6=й2 1

!92

ЛАП НПУ КС МН

□ Средняя

□ Высокая

□ Низкая

ЛАП НПУ КС

МН

□ Средняя

□ Высокая

□ Низкая

Личностный адаптационный потенциал 1 курс

Личностный адаптационный потенциал 3 курс

40

□ Средний, удовлетворительн ый

□ Высокий и нормальный

13

46

□ Средний, удовлетворительн ый

□ Высокий и нормальный

13

Мотивация обучения в ВУЗе Показатели 1 курс

Мотивация обучения в ВУЗе Показатели 3 курс

□ Средняя

□ Высокая

□ Низкая

□ Средняя

□ Высокая

□ Низкая

ПЗ

ОП

ПД

Мотивация обучения в ВУЗе Показатели 1 курс

Мотивация обучения в ВУЗе Показатели 3 курс

о

27

□ Овладение профессией

□ Получение знаний

□ Получение диплома

□ Овладение профессией

□ Получение знаний

□ Получение диплома

ПЗ — Получение знаний ОП — Овладение профессией ПД — Получение диплома

Рисунок 2 - Показатели опросника «Мотивация обучения в вузе»

41

32

36

Направленность личности Показатели 1 курс

□ Направленность на общение

] Направленность на себя

□ Направленность на дело

Направленность личности Показатели 3 курс

□ Направленность на общение Направленность на себя

□ Направленность

Рисунок 3 - Показатели опросника «Направленность личности»

Исследование адаптивных возможностей студентов показало, что: • низкий уровень адаптации имеют 46,7% студентов 1 курса, 37,5% студентов 3 курса. У них возможны нервные психические срывы. Они обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки;

32

31

на дело

• удовлетворительный уровень адаптации имеют 40,1% студентов 1 курса, 16,8% студентов 3 курса. Успех адаптации таких студентов зависит от внешней среды. Они, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, возможны асоциальные срывы, проявление агрессии, конфликтности. Студенты этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения и коррекционных мероприятий;

• высокий и нормальный уровень адаптации имеют 13,1% студентов 1 курса, 45,7% студентов 3 курса. Студенты этой группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, легко вырабатывают стратегию своего поведения.

Представленные данные демонстрируют повышение адаптационных возможностей у студентов. Это объясняется тем, что к началу обучения на 3 курсе процесс адаптации завершается, что подтверждают данные резким увеличением числа студентов с высокой и нормальной адаптивностью.

По шкале «нервно-психическая устойчивость» получены следующие результаты:

• высокий уровень имеют 7,4% студентов 1 курса, 41,8% 3 курса - т.е. высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку и реальное восприятие действительности;

• низкий уровень имеют 40,6% студентов 1 курса, 37% студентов 3 курса - т.е. низкий уровень поведенческой регуляции, определенную склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности;

• средний уровень у 52% студентов 1 курса, 21,2% студентов 3 курса.

Следовательно, к 3 курсу растет число студентов с нервно психической устойчивостью, т.е. нервная система стабилизируется.

Коммуникативные способности развиты:

• у 78,2% студентов 1 курса, 73,1% студентов 3 курса соответственно на среднем уровне;

• высокий уровень у 5,7% студентов 1 курса, 9,1% студентов 3 курса -они легко устанавливают контакты с окружающими, не конфликтны);

• у 16,2% студентов 1 курса, 17,8% студентов 3 курса низкий уровень -они испытывают затруднения в построении контактов с окружающими, проявляют агрессивность, повышенную конфликтность.

Данные иллюстрируют незначительное развитие коммуникативных способностей у студентов к 3 курсу, в частности группа студентов с низким уровнем практически не изменяется, а с высоким увеличивается лишь на 3,7%.

По шкале «моральная нормативность»:

• высокий уровень у 5,7% студентов 1 курса, 32,7% студентов 3 курса -они реально оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения;

• низкий уровень у 29,3% студентов 1 курса, 8,65% студентов 3 курса -они не могут адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения;

• средний уровень имеют 65,1% студентов 1 курса, 58,7% студентов 3 курса.

К 3 курсу по шкале «моральная нормативность» выявлены значительные изменения. Группа студентов с низким уровнем уменьшилась на 21%, и с высоким увеличилась на 28 %, что показывает развитие у студентов стремления соблюдать общепринятые нормы поведения.

Исследование особенностей экстра-интроверсии показало, что:

• 50% студентов 1 курса, 71% студентов 3 курса являются экстравертами - им свойственны общительность, гибкость поведения, инициативность, высокая социальная адаптированность;

• 33% студентов 1 курса, 11% студентов 3 курса являются амбивертами -им не присуща выраженная замкнутость или общительность;

• 17% студентов 1 курса, 18% студентов 3 курса являются интровертер-тами - им свойственны необщительность, замкнутость, социальная пассивность и затруднения в социальной адаптации.

Результаты показывают, что количество интровертов примерно одинаково на 2-х курсах, а доля экстравертов значительно возрастает. Данное увеличение может быть вызвано успешной адаптацией части студентов, а также развитием коммуникативных навыков.

По шкале «нейротизм» получены следующие показатели:

• 49% студентов 1 курса, 61% студентов 3 курса являются эмоционально стабильными - им свойственны стабильность, склонность к лидерству, отличная адаптация;

• 28% студентов 1 курса, 25% студентов 3 курса являются нормостениками;

• 23% студентов 1 курса, 14% студентов 3 курса являются эмоционально нестабильными - им свойственны неустойчивость, нервозность, плохая адаптация.

Из представленных данных видно, что доля эмоционально стабильных студентов растет, в то время как доля эмоционально нестабильных студентов снижается. К 3 курсу эмоциональное напряжение, вызванное новой социальной ролью, требованиями, значительно снижается, что приводит к нормализации психики у части студентов.

Таким образом, доказано, что интегральная природа личности и условия обучения влияют на формирование успешной личности студента в процессе получения высшего образования, и соответственно помогают учащимся самостоятельно развивать профессиональные качества, профессионально самоопределиться.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Личностная регуляция времени [Текст] / К. А. Абульха-нова-Славская. - М.: Наука, 1990. С. 114-129.

2. Абульханова-Славская, К.А. Типология личности и гуманистический подход [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1995. С. 41-45.

3. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1989. С. 426-433.

4. Балл, Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие [Текст] / Г.А. Балл // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 7-33.

5. Богомолов, А.М. Личностностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа [Текст] / А.М. Богомолов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 67-74.

6. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Воронеж, 1996. - 300 с.

Bibliography

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Personal Time Regulation [Text] / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - M.: Science, 1990. - P. 114-129.

2. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Personality Typology and Humanistic Approach [Text] / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - M.: Science, 1995. - P. 41-45.

3. Antsyferova, L.I. Psychology of Personality Forming and Development [Text] / L.I. Ant-syferova. - M.: Science, 1989. - P. 426-433.

4. Ball, G.A. Psychological Content of Personality Freedom: Essence and Components [Text] / G.A. Ball // Psychology Mag. - 1997. - V. 18. - № 5 - P. 7-33.

5. Bogomolov, A.M. Personality Adaptable Potential in the System Analysis Context [Text] / A.M. Bogomolov // Psychological Science and Education. - 2008. - № 1. - P. 67-74.

6. Marylin, V.S. Individuality Psychology. Selected Psychological Works [Text] / V.S. Marylin. - M.: Voronezh, 1996 - 300 p.