Научная статья на тему 'Психологические особенности студентов различных национальностей как субъектов учебной деятельности в педагогическом вузе'

Психологические особенности студентов различных национальностей как субъектов учебной деятельности в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1016
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ РУССКОЙ И КОРЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / THE SUBJECT OF EDUCATIONAL ACTIVITY / STUDENTS OF RUSSIAN AND KOREAN NATIONALITIES / PERSONALITY FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маклаков Анатолий Геннадьевич, Мышкина Светлана Валерьевна

Статья посвящена рассмотрению проблем адаптации студентов различных национальностей к условиям обучения в вузе. Показаны значимые различия в психологических характеристиках студентов русской и корейской национальностей, проживающих на территории России, и их роль в успешности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маклаков Анатолий Геннадьевич, Мышкина Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of adaptation of students of different nationalities to the conditions of learning in high school, significant differences in psychological characteristics of students of Russian and Korean nationalities living in Russia and their role in the success of training are discussed.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности студентов различных национальностей как субъектов учебной деятельности в педагогическом вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.2 - 057.87:97.015.3

А. Г. Маклаков, С. В. Мышкина

Психологические особенности студентов различных национальностей как субъектов учебной деятельности в педагогическом вузе

Статья посвящена рассмотрению проблем адаптации студентов различных национальностей к условиям обучения в вузе. Показаны значимые различия в психологических характеристиках студентов русской и корейской национальностей, проживающих на территории России, и их роль в успешности обучения.

The article considers the problem of adaptation of students of different nationalities to the conditions of learning in high school, significant differences in psychological characteristics of students of Russian and Korean nationalities living in Russia and their role in the success of training are discussed.

Ключевые слова: субъект учебной деятельности, студенты русской и корейской национальности, индивидуально-психологические особенности.

Key words: the subject of educational activity, students of Russian and Korean nationalities, personality features.

В настоящее время существует достаточно много исследований, посвященных различным проблемам студенчества. Вместе с тем, психологические особенности учащихся, являющихся представителями разных культур, и освоение ими учебной программы высшей школы освещены пока недостаточно широко.

Более того, в настоящее время все сильнее проявляются в системе национальных отношений тенденции, объясняемые стремлением различных диаспор возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции, обычаи, язык и свою самобытность.

Заявленная в названии данной статьи проблема исследования изучалась на примере населения Сахалинской области. Сложившиеся в Сахалинской области крупное организованное корейское сообщество составляет примерно 40 тысяч человек, то есть 6,5 % всего населения [6]. Своеобразием зарождения и формирование корейской этнической общности на Сахалине является примером

© Маклаков А. Г., Мышкина С. В., 2012

17

этнической толерантности (не как терпимость к чужим взглядам и верованиям, а как образец жизненной способности переносить неблагоприятные воздействия тех или иных факторов окружающей среды). Однако следует отметить, что организация образовательного процесса требует изучения всех социальных факторов, а также индивидуально-личностных особенностей, влияющих на становление личности, которая формируется и под воздействием традиции, идей, идеалов, которые выработаны человечеством.

Исследование осуществлялось на базе Сахалинского государственного университета г. Южно-Сахалинск. Объектом исследования являлись студенты данного вуза, из них 80 студентов русской национальности и 80 студентов корейской национальности. Средний возраст исследуемых - 18 лет.

Для изучения психологических особенностей обследуемых были использованы следующие методики: многофакторный опросник личности Кэттелла, тест определения «Социально-психологической комфортности образовательной среды», многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным), а также показатели соответствия психического состояния общепринятой норме по шкалам, аналогичным тесту СМИЛ (ММР1).

Результаты исследования психологических особенностей студентов различных национальностей с использованием опросника Кэттелла позволили построить обобщенный психологический профиль личности студентов русской и корейской национальности, что помогло выделить личностные черты, наиболее выраженные у представителей той или иной этнической выборки

□ Респонденты русской национальности ■ Респонденты корейской национальности

Рис. 1. Психологический профиль студентов русской и корейской национальности

Статистическая обработка показала наличие значимых различий между студентами русской и корейской национальности (табл. 1). Так, у студентов русской национальности следует выделить факторы теста Кеттелла, характеризующиеся более высокими

Л V V

показателями: С - «эмоциональная устойчивость - неустойчивость»; L - «доверчивость - подозрительность»; Q2 - «конформизм - нонконформизм». Незначительно повышены такие факторы, как А - «замкнутость - общительность»; В - «интеллект»; Е - «подчиненность - доминантность»; F - «сдержанность - экспрессивность»; Q1 - «консерватизм - радикализм»; G - «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения»; М - «практичность

- развитое воображение»; N - «прямолинейность - дипломатичность»; Q2 - «конформизм - нонконформизм»; Q3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль. Фактор Q4 - «расслабленность -напряженность» - занижен.

Полученные данные позволяют предположить, что студенты русской национальности в целом достаточно эмоционально устойчивы, невозмутимы и даже самоуверенны. Кроме этого, студенты русской национальности характеризуются наличием развитых интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремятся обладать разноплановой и как можно более полной информацией, спокойно воспринимают новые взгляды. Они, как правило, общительны, самостоятельны, выдержаны, работоспособны, социальные контакты для них эмоционально значимы. Вместе с тем, данные по фактору L («доверчивость - подозрительность») могут свидетельствовать о проявлении у этой же категории студентов ревности, эгоцентричности, подозрительности и даже зависти к окружающим. В целом данная группа студентов характеризуется эмоциональной окрашенностью в общении, но в то же время у них могут отмечаться тенденции к завышению и переоценке своих возможностей.

В группе студентов корейской национальности более высокие показатели по выявлены по следующим факторам опросника Кет-телла: А - «замкнутость - общительность»; Е - «подчиненность -доминантность»; Н - «робость - смелость»; I - «жесткость - чувствительность»; О - «уверенность в себе - тревожность»; Q4 - «расслабленность - напряженность». Незначительно повышены такие факторы, как В - «интеллект»; F - «сдержанность - экспрессивность»; G - «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения»; М - «практичность - развитое воображение»; N -

«прямолинейность - дипломатичность»; Q1 - «консерватизм - радикализм»; Q3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль».

Полученные данные характеризуют студентов корейской национальности как людей общительных, открытых, готовых к сотрудничеству, живо откликающихся на различные общественные события, не боящиеся критики. Большинство студентов данной национальности характеризуются высокой способностью к соблюдению моральных норм и послушанием. При этом, наряду с проявлением смирения, данная группа студентов характеризуется наличием психической напряженности, тревожности и возбудимостью. Кроме этого, данной группе студентов свойственна независимость, смелость, склонность к романтизму, художественность восприятия мира, а также ранимость и впечатлительность.

Наличие значимых различий в психологических характеристиках студентов русской и корейской национальности определялись с помощью критерия Стьюдента. Результаты данного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наличие достоверных различий в психологических характеристиках студентов русской и корейской национальности по шкалам 16PF- опросника Кэттелла

Фактор Русские Корейцы 1-критерий Стьюдента Достоверность различий

М+т М+т

1. А 6,7+1,80 7,6+2,02 3,17 р<0,001

3. В 4,2+1,27 3,85+1,39 1,47 -

4. С 7,2 +1,90 6,05+1,36 4,38 р<0,01

5. Е 6,23+2,29 7,05+2,09 2,33 р<0,05

6. Р 6,63 + 2,37 6,15+2,27 1,29 -

7. G 7,34+1,60 7,6+1,75 0,98 -

8. Н 6,2+ 2,53 8,3+1,56 6,42 р<0,001

9. I 5,7 + 2,05 7,05+1,94 4,26 р<0,001

10. 1_ 6,28+1,92 5,45+1,84 2,81 р<0,01

11. М 5,17+1,69 5,65+1,46 1,89 р<0,1

12. N 5,47+1,72 5,35+2,30 0,38 -

13. О 5,87+1,78 6,85+2,23 3,04 р<0,01

14. 01 7,02+1,71 6,6+1,47 1,67 р<0,1

15. 02 6,7+2,23 5,7+1,47 2,08 р<0,01

16. 03 4,8+1,49 6,1+1,74 1,67 р<0,1

17. 04 6,4+1,78 6,8+1,29 5,30 р<0,001

Анализ личностных характеристик показывает, что у студентов русской национальности значимо выше показатели по таким факторам теста Кеттелла, как: С - «эмоциональная устойчивость - неустойчивость» (р<0,01), L - «доверчивость - подозрительность» (р<0,01). Соответственно, для выборки студентов русской национальности в сравнении со студентами характерна эмоциональная зрелость, выдержанность, лабильность, работоспособность, но в то же время они могут проявлять подозрительность, завышать свои возможности и переоценивать себя.

В выборке студентов корейской национальности по сравнению со студентами русской национальности выше показатели по таким факторам теста Кеттелла, как: А - «замкнутость - общительность» (р<0,001), Е - «подчиненность - доминантность» (р<0,05), Н - «робость - смелость» (р<0,001), I - «жесткость - чувствительность» (р<0,001), О - «уверенность в себе - тревожность» (р<0,01), 04 -«расслабленность - напряженность» (р<0,001). Таким образом, для данной выборки характерна общительность, независимость, самоуверенность, готовность к сотрудничеству, проявление активности в устранении конфликтов в группе, активный отклик на события, склонность к романтизму и к эмпатии.

В то же время рассматриваемые выборки студентов русской и корейской национальности значимо не различались по таким характеристикам, как В - «интеллект», Р - «сдержанность - экспрессивность», G - «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», М - «практичность - развитое воображение», N -«прямолинейность - дипломатичность», 01 - «консерватизм - радикализм», 02 - «конформизм - нонконформизм», 03 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль». Следовательно, можно предположить, что данные характеристики оказывают меньше влияние на межэтническое взаимодействие в студенческой среде.

В ходе исследования все испытуемые были обследованы с помощью теста СПКС, определяющего уровень адаптированности к социальной среде на основе оценки некоторых социальнопсихологических характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического и социального развития [1, с. 38]. Результаты данного теста представлены на рисунке 2.

62 ИД 57,2 ИД 62,8 ПБ 61,2 ПБ

т"""" 46 МО 47,3 СО

- 42,3 МО 41,8 СО 26,5 ПН

1 25,1 ПН

1

0

Респонденты русской национальности ■ Респонденты корейской национальности

Рис. 2. Показатели по шкалам методики

«Социально-психологическая комфортность образовательной среды» у студентов русской и корейской национальности

Шкала «Идентичность обучающегося с социальной средой учебного заведения» позволяет определить особенности межличностных отношений в окружающем социуме. Респонденты русской национальности имеют по данной шкале следующие показатели: 12 %

- 1-2 стенам, 20,8 % - 3-5 стенам, 39 % - 6-10 стенам. В свою очередь, среди испытуемых корейской национальности у 24,8 % результаты по данной шкале соответствуют 1-2 стенам, у 12,8 % - 35 стенам, у 26,4 % - 6-10 стенам. Таким образом, обе выборки имеют наибольший процент по 6-10 стенам, что соответствует уровню достигнутой идентичности с социальной средой учебного заведения.

Входящая в тест СПКС шкала «Мотивация к обучению в учебном заведении» позволяет определить отношение учащегося к учебному процессу. Среди респондентов первой выборки (представители русской национальности) 6,2 % показали значения по данной шкале равные 1-2 стенам, 15,2 % - 3-5 стенам, 42,4 % - 6-10 стенам. У 15,2 % респондентов второй выборки (представители корейской национальности): - результаты по данному тесту равны 12 стенам, у 24 % - 3-5 стенам, у 24,8 % - 6-10 стенам. Таким образом, наибольший процент представителей обеих выборок имеют показатели по данной шкале, равные 6-10 стенам, что позволяет говорить о наличии у большинства обследованных студентов устойчивой мотивации к обучению независимо от их национальной принадлежности.

Шкала «Самооценка», входящая в состав теста СПКС, позволяет определить признаки заниженной и завышенной самооценки. У 6,4 % представителей русской национальности показатели по дан-

22

ной шкале равны 1-2 стенам, у 44 % - 3-5 стенам, у 28 % - 610 стенам. Среди представителей корейской национальности 7 % показывают результаты по данной шкале, равные 1-2 стенам, у 66 % - 3-5 стенам, у 6,4 % - 6-10 стенам. Таким образом, полученные результаты показывают, что у испытуемых корейской национальности наибольшее количество (66 %) результатов приходится на интервал в 3-5 стенов, что свидетельствует об адекватности их самооценки. В группе русской национальности также большая часть учащихся имеет адекватную самооценку, но и у 28 % учащихся есть признаки завышенной самооценки.

Входящая в тест СПКС шкала «Уровень развития профессиональной направленности» позволяет определить у учащихся уровень устойчивости по данному показателю. Представители русской национальности имеют по данной шкале следующие показатели: 9,6 % - 1-2 стенам, 14,4 % - 3-5 стенам, 40 % - 6-10 стенам. В то же время представители корейской национальности показывают следующие результаты: 18,4 % - 1-2 стенам, 11 % - 3-5 стенам, 36,8 % - 6-10 стенам. Таким образом, поскольку обе выборки имеют наибольший процент результатов, равным 6-10 стенам, можно говорить о том, что обе выборки респондентов обладают достаточно устойчивой профессиональной направленностью.

Шкала «Степень удовлетворения у обучающегося потребности в безопасности» является субшкалой теста СПКС. По результатам обследования студенты - представители русской национальности имеют по данной шкале следующие показатели: 16 % - 1-2 стен, 12 % - 3-5 стенов, 36 % - 6-10 стенов. У респондентов корейской национальности результаты следующие: 16 % студентов показывают результаты, равные 1-2 стенам, 19,2 % - 3-5 стенам, 28,8 % - 610 стенам. Таким образом, полученные результаты показывают, что у испытуемых первой и второй выборки наиболее часто встречающиеся результаты приходятся на интервал, равный 6-10 стенам, что позволяет говорить об удовлетворенности потребности в безопасности.

Далее в таблице 2 представлены результаты сравнения показателей студентов различных национальностей, полученных шкалам теста «СПКС».

Оценка достоверности различий по шкалам СПКС между студентами русской и корейской национальности

Показатели Русские Корейцы ^критерий Достоверность

М+т М+т Стьюдента различий

(ИД) Идентичность 62+9,1 57,2+11,4 2,91 р<0,01

(МО) Мотивация 46+9,1 42,3+8,9 2,57 р<0,05

(СО) Самооценка 47,3+6,05 41,8+7,9 5,13 р<0,001

(ПН) Профессиональная направленность 26,5+5,2 25,1+6,7 1,46 р>0,05

(ПБ) Степень удов-летв. потребности в безопасности 62,8+10,18 61,2+13,21 0,84 р>0,05

Полученные результаты показывают, что студенты русской и корейской национальности значимо отличаются по таким признакам, как идентичность обучающегося с социальной средой учебного заведения (р<0,01), мотивация к обучению (р<0,05), самооценка (р<0,001). И это вполне закономерно, поскольку в основе адаптиро-ванности индивида к среде, в которой проходит его деятельность, лежат такие психологические характеристики, как адекватность самооценки и устойчивая мотивация к обучению.

В то же время по таким характеристикам, как степень удовлетворения потребности в безопасности и уровень развития профессиональной направленности выделенные выборки студентов значимо не различаются. Значит, эти характеристики оказывают меньше влияние на успешность учебной деятельности студентов.

Полученные результаты по тесту МЛО «Адаптивность», характеризующие уровень развития личностного адаптационного потенциала, свидетельствуют о невысоком уровне эмоциональной устойчивости у студентов русской национальности в сравнении со студентами корейской национальности. Характерна склонность к нервно-психическим срывам, проявление агрессивности и конфликтности, сниженный уровень коммуникативного потенциала. Возможно, это связано с тем, что студенты корейской национально-

сти с более высоким уровнем личностного адаптационного потенциала, способные быстро вырабатывать стратегию своего поведения, испытывают меньше трудностей в процессе обучения и удовлетворенны своей профессией. Студенты русской национальности испытывают нехватку времени в подготовке к занятиям и страдают отсутствием необходимой дополнительной литературы для сдачи сессии (рис. 3).

Рис. 3. Результаты обследования студентов русской и корейской национальности с использованием теста «Адаптивность»

Как следует из таблицы 3, статистически достоверные отличия между студентами русской и корейской национальности выявлены по шкалам поведенческая регуляция (р<0,05), коммуникативный потенциал (р<0,05), моральная нормативность (р<0,1), личностный адаптационный потенциал (р<0,05).

Были обнаружены достоверные различия по показателям «моральная нормативность» между студентами русской и корейской национальности (данная характеристика ярче выражена у студентов корейской национальности). Следовательно, студенты корейской национальности адекватнее оценивают свою роль и значимость в коллективе.

Сравнение средних значений и оценка достоверности различий студентов русской и корейской национальности по методике МЛО «Адаптивность» с использованием базовых шкал СМИЛ

Показатели Русские Корейцы t-критерий Достоверность

М+т М+т Стьюдента различий

(ПР) Поведенческие реакции 40,3+14,0 35,7+13,5 2,10 р<0,05

(КП) Коммуникативные качества 15,6+4,04 14,4+3,42 2,13 р<0,05

(МН) Моральная нормативность 10,5+3,72 9,2+3,78 2,02 р<0,1

(ЛАП) Личностный адаптационный потенциал 65,5+18,0 58,2+17,5 2,6 р<0,05

(К) Шкала коррекции 3,55+1,78 3,83+1,42 1,077 —

(^) Шкала ипохондрии 5,34+1,86 5,65+2,19 0,97 —

^) Шкала депрессии 9,2+2,10 8,7+2,46 1,34 —

(Ну) Шкала истерии 11,05+2,34 10,7+2,82 1,034 —

^) Шкала психопатии 11,8+3,11 9,1+3,32 3,318 р<0,001

(М^ Шкала мужественности - женственности 5,2+1,23 5,1+1,81 0,40

(Ра) Шкала паранойяль-ности 9,6+2,02 8,5+1,82 3,41 р<0,001

(Р^ Шкала психастении 9,92+3,40 11,08+4,16 1,93 р<0,1

^с) Шкала шизоидности 14,5+6,22 13,9+4,89 0,63 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Ма) Шкала гипомании 9,4+ 2,80 9+1,92 0,82 —

^) Шкала социальной интроверсии 6,4+2,08 5,8+1,45 2,50 р<0,05

Вместе с тем, следует отметить, что по основным шкалам СМИЛ у студентов русской национальности ярче выражены характеристики по следующим показателям: Ра (паранойяльность)

р<0,001, Pd (психопатия) р<0,001 и Si (социальная интроверсия) р<0,05. Показатели по данным шкалам могут свидетельствовать о самокритичности, склонности к соперничеству, ревности, агрессивности, ориентации на общение в узком кругу друзей, знакомых и к ригидной системе в подходе к решению различных жизненных проблем (рис. 4.).

О Респонденты русской национальности Респонденты корейской национальности ■

Рис. 4. Показатели средних значений базовых шкал СМИЛ студентов русской и корейской национальности

В отношении результатов базовых шкал СМИЛ у студентов корейской национальности заметно ярче выражены характеристики по шкале (Р1) (психастения) р<0,1, что может свидетельствовать о тревожности, склонности к альтруистическим проявлениям и приверженности общепринятым нормам.

Полученные результаты показывают, что студенты русской и корейской национальности значимо отличаются по таким показателям, как: шкала психопатии (Рф, шкала паранойяльности (Ра) шкала психастении (Р1) и шкала социальной интроверсии (Б1). По шкалам (Ма, К, Бс М1^ значимых отличий не выявлено, вероятно, в учебной деятельности студентов данные показатели не выражены (табл. 3).

Таким образом, проведенное исследование с использованием вышеназванных методик позволило описать наиболее общие характеристики студентов разной национальности как субъектов учебной деятельности и сформулировать следующие основные выводы:

1. Студенты русской национальности отличаются от студентов корейской национальности по ряду личностных характеристик, а именно: эмоциональной зрелостью, выдержанностью, лабильностью, работоспособностью. Однако было выявлено проявление подозрительности, завышение своих возможностей, переоценка себя. Для студентов корейской национальности наиболее характерны такие качества, как общительность, независимость, самоуверенность, готовность к сотрудничеству, активность в устранении конфликтов в группе, склонность к романтизму и к эмпатии.

2. Анализ результатов исследования идентичности со средой позволяет говорить о достаточно высоких средних значениях, определяющих степень достигнутой идентичности, как у студентов русской, так и корейской национальности, что свидетельствует о возможности успешного обучения в вузе.

3. По таким шкалам теста СПКС, как степень удовлетворения потребности в безопасности и уровень развития профессиональной направленности, выделенные выборки студентов - корейской и русской национальности значимо не различаются (р>0,05).

4. Выявлены достоверные различия теста МЛО «Адаптивность» по шкале «моральная нормативность» между показателями студентов русской и корейской национальности, где данная характеристика ярче выражена у студентов корейцев, что свидетельствует о высокой ориентации на морально-нравственные нормы поведения (р<0,1). Также студенты корейской национальности в большей степени, по сравнению с представителями другой национальности, ориентируются на общегрупповые нормы.

5. Сопоставление результатов, полученных по шкалам тестов МЛО «Адаптивность» и СМИЛ, показали, что студенты корейской национальности с более высоким личностным адаптационным потенциалом имеют достоверно низкие показатели по шкалам психо-

V V \ /

стении, паранойяльности и социальной интроверсии. У них в меньшей степени выявлено наличие акцентуаций характера, что свидетельствует об их национальных особенностях, проявляющихся в более высокой ориентации на требования социальной среды и

V \ / V

менее выраженной индивидуальности. У студентов русской национальности достоверно ярче выражены характеристики по следующим психотическим шкалам: Ра (паранойяльность) р<0,001; Pd (психопатия) р<0,001 и Б1 (социальная интроверсия) р<0,05 и более низкие характеристики личностного потенциала адаптации. У них чаще встречаются акцентуации характера и более выражены индивидуальные особенности. Также можно предположить, что студенты корейкой национальности существенно легче переносят стрессовые факторы в образовательной среде и обладают большими возможностями в социально-психологической адаптации при условии нахождения в окружение представителей своей национальности.

Результаты, полученные по группам студентов, особенно в системе национальных отношений, заставляют задуматься о роли индивидуально-личностных особенностей, мотивации к обучению, идентичности со средой, поведенческих реакций, коммуникативных качеств, моральной нормативности, развития профессиональной направленности в учебной деятельности как необходимых факторов становления студента.

Список литературы

1. Авдиенко Г. Ю. Тест определения социально-психологической комфортности среды образовательного учреждения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: научный журнал. - СПб., 2007. - № 1(3). - С. 38-57.

2. Диканова М. Ю. Взаимосвязь особенностей характера и профессиональной направленности личности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 180 с.

3. Доронина Н.Н. Психологические особенности профессиональной направленности студентов педагогических специальностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2006. - 22 с.

4. Збанацкая А. Б. Личностные характеристики студентов ВУЗа как основа индивидуального стиля учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 19 с.

5. Новожилова Т. Н. Студент как субъект профессионального саморазвития: моногр. - Самара: СНЦ РАН, 2008. - 128 с.

6. URL: http: // ru. wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.