Научная статья на тему 'Психологические и поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реакций обид'

Психологические и поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реакций обид Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1345
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ОБИДА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ADOLESCENTS / OFFENCE (RESENTMENT) / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чермянин С. В., Маклаков А. Г., Рознова И. А.

В статье представлены результаты исследования психологических и поведенческих особенностей лиц юношеского возраста (юношей и девушек) с проявлениями реакций обид, обучающихся в образовательном учреждении. Показаны индивидуально-психологические особенности, наличие и выраженность переживания обид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чермянин С. В., Маклаков А. Г., Рознова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of the psychological and behavioral characteristics of individuals, adolescents (boys and girls), students with manifestations of their reactions to offense. The article reveals individual psychological characteristics, presence and intensity of the experience of offence (resentment).

Текст научной работы на тему «Психологические и поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реакций обид»

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.8 : 159.97

С. В. Чермянин, А. Г. Маклаков, И. А. Рознова

Психологические и поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реакций обид

В статье представлены результаты исследования психологических и поведенческих особенностей лиц юношеского возраста (юношей и девушек) с проявлениями реакций обид, обучающихся в образовательном учреждении. Показаны индивидуально-психологические особенности, наличие и выраженность переживания обид.

The article presents the results of a study of the psychological and behavioral characteristics of individuals, adolescents (boys and girls), students with manifestations of their reactions to offense. The article reveals individual psychological characteristics, presence and intensity of the experience of offence (resentment).

Ключевые слова: юношеский возраст, обида, индивидуально-психологические особенности.

Key words: adolescents, offence (resentment), individual psychological characteristics.

В периоды взросления и зрелости обиды проявляются на уровне самых разнообразных отношений: семейных, родительских, дружественных, производственных, организационных [2].

В российской психологии Д. Ольшанский рассматривает обиду как демонстративную реакцию, А. Шмелев относят обиду к признакам эгоцентризма. В. Столин обидчивость определяет как одну из внутренних преград личности, препятствующих самокритике. Типологии К. Леонгарда, А. Личко, Э. Шострома, К. Юнга содержат описание некоторых вариантов проявления обидчивости, которая в сочетании с другими чертами образует характер человека. А многообразие форм ее проявления напрямую зависит от функционального состояния человека, психического настроя, общего уровня культуры и степени зрелости его как личности. Степень проявления обиды зависит от возрастных показателей индивидуума и качества стереотипизации обиды, перехода ее в личную черту или свойство личности -обидчивость [7].

© Чермянин С. В., Маклаков А. Г., Рознова И. А., 2018

36

Обида - состояние огорчения, оскорбленности вследствие несправедливых упреков (Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека: терминологический словарь). Е.П. Ильин относит обиду к классу «фрустрационных эмоций» и определяет ее как «эмоциональную реакцию на несправедливое отношение к себе, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают» [7].

Обида (общеславянск., от видети: в диалектах означает «позор, поношение, бесчестье») - 1. Оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное этим оскорблением, огорчением (Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. 2012).

Типичной формой переживания обиды выступает целый комплекс негативных эмоций, начиная с обычного раздражения и заканчивая возмущением, гневом, вплоть до презрения и отвращения к обидчику. При этом реакция на обиду может носить как пассивный, так и активный характер. Пассивная реакция проявляется в попытке скрыть от обидчика свои чувства, не обращать внимания на причиненную обиду, забыть неприятную ситуацию и сохранить отношения на прежнем уровне. Активная реакция заключается в демонстрации обиды, в требовании извинений, в причинении ответной обиды, а также в попытке выяснить отношения, вплоть до дистанцирования и прекращения отношений с обидчиком [7].

С позиции Карен Хорни причиной формирования обиды является вытеснение базальной агрессивности, что приводит к проявлению базальной тревожности в отношениях, которые затрагивают оценку «Я», самоутверждение, любовь и привязанность. Из этого следует, что обида - это невротическая реакция, возникающая вследствие конфликта между потребностью доверять окружающим и отсутствием внутренних ресурсов для этого из-за проявления базальной тревожности [6].

В рамках гештальттерапии Ф. Перлза чувство обиды - это симптом нарушенного слияния. В рамках данного направления считается, что целью обиды является восстановление нарушенного баланса и исправление невыносимой ситуации. Однако в ситуации нарушенного слияния человек часто избегает продуктивного социального контакта [6; 7].

Представители транзактного анализа придерживаются мнения, что обида - это чувство, способствующее адаптации, а также инфантильная реакция Эго - состояния «Ребенок» [7].

В работах А. Басс, А. Дарки обида представляется как агрессивная реакция [2].

В работах Карла Роджерса обида является субъективным переживанием личности, потому что реакция каждого человека субъективна и зависит лишь от того, как именно он воспринимает реальность и интерпретирует происходящее [6].

Наиболее известным в рамках современной российской психологии является исследование обиды и обидчивости, проведенное О.А. Апуневич. Согласно О.А. Апуневич (2001), функционально обида определяется как «негативное переживание, сигнализирующее о нарушении социального контакта», одновременно являясь «позитивным регулятором», который стимулирует человека на восстановление этого нарушенного контакта. Также обида - это «отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость» [7].

Немецкий социолог и философ Макс Шелер в своих работах отмечал, что «ресентимент» (это слово в европейских языках означает как обиду, так и месть) необходимо включает бессилие, беспомощность, невозможность реализовать обиду здесь и сейчас. О. А. Апуневич выделяет обидчивость как закрепленное в поведении личностное свойство, отличаемое склонностью к переживанию обид даже в ситуациях с минимальным рассогласованием ожиданий и реального поведения обидчика [7].

З. А. Агеева, М. С. Гриценко в своем исследовании, посвященном социально-психологической природе и феноменологии обидчивости, рассматривают обиду как «негативное эмоциональное переживание», «специфическое эмоциональное состояние» и как «реакцию на несоответствие ожидаемого и реального поведения партнера по общению». В процессе исследования было выявлено, что специфика конкретного состояния обиды определяется комбинацией трех структурных составляющих: субъекта - человека, причинившего обиду партнеру по общению (чаще субъектом являются близкие люди -родственники и друзья); причины и эмоционально-поведенческой реакции на ситуацию, породившую обиду [7].

Адам Смит относит обиду к ретрибутивныем (воздающим) эмоциям, как негодование или благодарность. Вестмарк относит обиду к числу первично значимых чувств, потому что для человека как вида она значима для биологического выживания. Это фундаментально инстинктивная предрасположенность человека. Состояние обиды уменьшается в результате осознания социальной функции обиды в отношениях людей. Обида с этих позиций выступает как средство бессознательного и вдобавок насильственного управления поведением другого в соответствии с требованиями социальных стереотипов. Обижаясь, человек создает чувство вины у того, на кого обижается,

таким образом формируя ощущение беззащитности против чувства вины [3]. Противоречивые негативные чувства по отношению к окружающим, параллельное ощущение чувства вины перед ними, приводит к усилению обидчивости и подозрительности, что еще раз указывает на то, что агрессивность носит внутренний характер и не имеет адекватного выхода для личности Типа D [9]. Состояние обиды способствует формированию ноцицептивных рефлексов, которые в дальнейшем формируют психосоматические и соматические заболевания. В то же время для поведения Типа D склонность к продуцированию аффектов, импульсивного поведения, которое является продуктом эмоционального выгорания и трудоголизма [4; 9, 10].

Среди основных симптомов, характерных для поведения типа D, наиболее характерными являются проявляющиеся на физиологическом, эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне. Такие симптомы выделяет A. Schiffer [9; 10].

Наиболее склонными к обиде являются дети, подростки и люди пожилого возраста. Именно им свойственно проявление обиды как острой эмоциональной реакции или аффективного состояния, в крайних формах деструктивного отношения к явным или мнимым обидчикам. При этом если у детей и подростков возможны позитивные редукции и нивелирование их обидчивости в будущее, то у обидчивых, впадающих в инфантилизм и имеющих высокий уровень тревожности, преобразования позитивного характера (рефлексия прощения) практически становятся невозможными [6].

Период юности (от 17 до 25 лет) характеризуется открытием новых сфер общения, в которых молодые люди пытаются реализовать для себя и других свои ожидания, приобрести новый социальный статус, обустроить свое жизненное пространство. Все это требует взаимодействия с окружающими и чем продуктивней это взаимодействие, тем выше результативность в достижении поставленных целей. Но именно у обидчивого молодого человека «груз обид» прошлого и такая его черта характера, как обидчивость, негативно влияют на продуктивность взаимодействия с окружающими и повышают его фрустрированность, стремление избегать « опасных» для самолюбия ситуаций, артикулируют умение эксплуатировать роль «обиженного» в своих интересах [6].

Если человек способен переосмыслить происходящее на основе глубокой рефлексии, становится возможным переоценка ценностей и критический пересмотр собственного «Я». Индивидуум должен «оседлать» свои обиды и найти внутренние ресурсы для совладения со своими негативными чертами характера. В ином случае он будет претерпевать и не находить понимания среди окружающих. В конечном итоге это может привести к формированию безответственного инфантилизма, при котором происходит углубление комплекса

неполноценности, в центре которого находится такая личностная черта, как патологическая обидчивость. Человек с таким комплексом, как правило, позиционирует себя как конфликтная, капризная, упрямая, самовлюбленная личность, что, безусловно, делает ее абсолютно не продуктивной в условиях межличностного взаимодействия [1; 5].

В качестве предмета исследования явилось изучение психологических и поведенческих особенностей лиц юношеского возраста с проявлениями реакций обид. Объектом исследования послужили 250 юношей и 250 девушек, обучающихся в образовательном учреждении. Средний возраст обследуемых лиц - 1719 лет.

В качестве основных методов исследования были использованы стандартизированные психодиагностические методики, анкетирование, беседа и наблюдение за обследуемыми лицами. В качестве тест-методик использовались: Методика оценки эмоционального дискомфорта личности (ЭДЛ), Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; Методика «Индекс жизненного стиля (LSI)»; Опросник DS-14 (14-itemTypeDScale) (14-пунктовая шкала выявления личностного типа D). Проводилась апробация Авторской анкеты («Реакции обиды»).

В беседе с респондентами было выявлено, что чувство обиды сопровождало их в течение жизни. На основе анализа беседы в Авторской анкете («Реакции обиды»), направленной на выявление обид различного генеза, было выделено четыре блока из 60 утверждений. Анкета имеет блоки:

1. Детско-родительские отношения.

2. Взаимоотношения в школе (со сверстниками, преподавателями).

3. Профессиональные взаимоотношения.

4. Семейные взаимоотношения.

Каждое утверждение оценивается от 0 до 2 баллов («Да» - 2, «Трудно сказать» - 1, «Нет» - 0) в соответствии с выраженностью чувства обиды. Суммарный балл составляет от 0 до 120.

Была определена основная группа, ее составили респонденты (125 юношей и 125 девушек), набравшие большое количество баллов в анкете «Реакции обиды».

Контрольную группу (125 юношей и 125 девушек) составили лица с низким уровнем выраженности реакции обиды.

Основная группа респондентов характеризуется социальной интровертированностью, подозрительностью, проблемами в межперсональных взаимоотношениях; накоплением аффектов, формированием дисфории; фиксацией на внутренних и внешних нерешенных проблемах.

Причинами формирования отрицательных эмоциональных реакций у респондентов основной группы является переживание различного вида обид. Выявлено, что по частоте встречаемости основные виды обид разделяются на 4 группы: переживание обид в детско-родительских отношениях; обиды, вызванные межперсональными взаимоотношениями в процессе обучения (со сверстниками, преподавателями); в профессиональной деятельности; а также в семейных взаимоотношениях [8].

Это свидетельствует о том, что респонденты основной группы характеризуются наличием дезадаптивных нарушений в эмоциональной сфере, проявляющихся депрессивными расстройствами, нервно-психическим напряжением, недостатком ощущения социальной поддержки и низким уровнем самооценки, а также низким социометрическим статусом.

Вероятно, можно говорить, что указанные проявления являются следствием накопленных обид и неразрешенного внутриличностного конфликта.

В ходе математико-статистической обработки были получены значимые различия по шкалам 1_, Р, К, НБ, й, Ну, Р^ М^ Ра, Р1, Бе, Ма, Б1 (при р<0,01) (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ психологических характеристик личности в выборках респондентов с высоким и низким уровнем выраженности реакции обиды

С высоким уровнем С низким уровнем

МЛО выраженности реакции обиды (п=125) выраженности реакции обиды (п=125) ^критерий Стьюдента Р

М±т М±т

Ь (шкала 41,40±0,49 52,33±0,87 -10,818 р<0,01

достоверности)

Р (шкала 53,90±0,9 37,36±0,34 17,117 р<0,01

надежности)

К (шкала 66,31 ±0,78 79,86±0,55 -14,097 р<0,01

коррекции)

НБ (шкала 58,02±1,04 51,14±0,253 6,424 р<0,01

ипохондрии)

й (шкала депрессии) 65,02±0,661 47,69±0,347 23,216 р<0,01

Ну (шкала истерии) 61,55±0,730 51,26±0,229 13,443 р<0,01

РЬ (шкала 65,26±0,596 58,29±0,513 8,870 р<0,01

психопатии)

Mf (шкала 61,79±0,481 56,45±0,324 9,195 р<0,01

мужественности - женственности)

Ра (шкала 60,3±0,48 50,4±0,411 15,679 р<0,01

паранойяльности)

Р1 (шкала психастении) 68,26±0,571 62,2±0,36 8,955 р<0,01

Бе (шкала шизоидности) 68,26±0,795 59,1 ±0,423 10,076 р<0,01

Ма (шкала 65,64±0,582 55,95±0,62 11,394 р<0,01

гипомании)

Э1 (шкала 57,55±0,548 48,36±0,422 1 6,1 83 р<0,01

социальной интроверсии)

Примечание: в таблице приведены только значения шкал с достоверными различиями.

Анализ полученных данных свидетельствует, что респонденты с высоким уровнем выраженности реакции обиды по сравнению с контрольной выборкой характеризуются повышенной склонностью к депрессивным состояниям (шкала депрессии), более выраженными признаками эмоциональной лабильности (шкала истерии), выраженной ригидностью мышления (шкала паранойяльности), а также характеризуются выраженными признаками интроверсии (шкала социальной интроверсии). По шкале коррекции респонденты контрольной группы манифестируют более высокий уровень выраженности защитных реакций, что свидетельствует о сформированном у данной категории лиц контроле над эмоциями.

Респонденты основной группы ориентированы на внешние атрибуты нормативного поведения, скрывают внутреннюю напряженность, что является следствием повышенных требований к себе и строгой ориентации на социально желательные и корпоративные нормы поведения, приводящие к формированию неразрешенных внутриличностных проблем, реагируют повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи и ошибки, характерной чертой является выраженный эгоцентризм и склонность жалеть себя. Одновременно повышение значения по шкале надежности по сравнению с контрольной выборкой также свидетельствует о наличии у них нерешенных внешних и внутренних проблем, которые способствуют формированию эмоционального дискомфорта. Данные проявления формируют невротические расстройства и способствуют формированию личностных аномалий, проявляющихся в поведении человека, что приводит к развитию психосоматических заболеваний. Таким поведенческим типом личности в рамках современной клинической психологии на данный момент является Тип личности Э [9]. Данный Тип личности формируется вследствие разбалансирования между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями социальной среды.

В результате анализа интеркорреляционных взаимосвязей между показателями шкал психодиагностических методик были выявлены положительные корреляционные связи, представленные на рис. 1. Наличие данных интеркорреляционных связей указывает на наличие устойчивых взаимосвязей между личностными характеристиками респондентов основной группы. В данной выборке было установлено наличие интеркорреляционных связей показателя «Уровень выраженности обиды» (интегральный показатель, авторская анкета «Реакции обид») и следующих шкал: Р - Шкала надежности (МЛО «Адаптивность») с показателями «Внутриличностные причины» (Методика ЭДЛ). Это свидетельствует о сложном внутриличностном конфликте, вследствие «груза обид», который провоцирует стремление ориентироваться на социально желательные нормы поведения, стремление быть «как все».

Показатель Р1 - «Шкала психастении» (МЛО «Адаптивность») положительно коррелирует со шкалой «Причины межличностных отношений» (Методика ЭДЛ), которая, в свою очередь, положительно коррелирует со шкалой «Регрессия» (С) (методика ИЖС), все перечисленные выше показатели находятся в положительной интеркорреляционной взаимосвязи с показателем «Уровень выраженности обиды» (интегральный показатель, авторская анкета «Реакции обид»), что свидетельствует о формировании психастенических реакций («ухода в болезнь») и формировании регрессивных поведенческих реакций при возникновении проблем в межличностном взаимодействии.

Шкала «Отрицание» (А) (методика ИЖС) находится в положительной интеркорреляционной взаимосвязи с показателями следующих методик: Негативная аффективность (Опросник йв-Н (14-НетТурейБеа^), Причины межличностных отношений (Методика ЭДЛ), все перечисленные выше показатели находятся в положительной интеркорреляционной взаимосвязи с показателем «Уровень выраженности обиды» (интегральный показатель, авторская анкета «Реакции обид»). Таким образом, в результате межличностного конфликта у индивида формируется негативная реакция (переживание чувства гнева, обиды, разочарования), но ввиду своих личностных особенностей он их подавляет, так как данные реакции «социально нежелательны», такое подавление выражается в отрицании реальных аспектов происходящего.

Рис. 1. Структура интеркорреляционных связей между изучаемыми показателями

респондентов основной выборки

1. Уровень выраженности обиды (интегральный показатель, авторская анкета

«Реакции обид»).

2. Негативная аффективность (Опросник DS-14 (14-itemTypeDScale).

3. Социальная ингибированность Опросник DS-14 (14-itemTypeDScale).

4. F - Шкала надежности (МЛО «Адаптивность»).

5. К - Шкала коррекции (МЛО «Адаптивность»).

6. Mf - Шкала мужественности - женственности (МЛО «Адаптивность»).

7. Pa - Шкала паранойяльности (МЛО «Адаптивность»).

8. Pt - Шкала психастении (МЛО «Адаптивность»).

9. Sc - Шкала шизоидности (МЛО «Адаптивность»).

10. Si - Шкала социальной интроверсии (МЛО «Адаптивность»).

11. Отрицание (A) (методика ИЖС).

12. Регрессия (С) (методика ИЖС).

13. Интеллектуализация (G) (методика ИЖС).

14. Реактивные образования (Н) (методика ИЖС).

15. Причины межличностных отношений (Методика ЭДЛ).

16. Внутриличностные причины (Методика ЭДЛ).

Примечание:_прямая корреляционная зависимость (при р<0,05)

В процессе исследования определены статистически достоверные корреляционные связи в основной группе респондентов между шкалами опросника DS-14 (14-item Type D Scale) (14-пунктовая шкала выявления личностного типа D)) и выраженностью реакций обид различного генеза (авторская анкета «Реакции обиды»), манифестируемых в процессе жизнедеятельности. Это свидетельствует о том, что обиды, пронесенные через года, являются триггерами при «запуске» Типа личности D.

В процессе исследования определены статистически достоверные корреляционные связи в основной группе респондентов между шкалами Методики оценки эмоционального дискомфорта личности (ЭДЛ), Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»; Методика «Индекс жизненного стиля (LSI)» и выраженностью реакций обид различного генеза (авторская анкета («Реакции обиды»), манифестируемых в процессе жизнедеятельности. Таким образом, следует отметить выявленную тесную взаимосвязь всех показателей психодиагностических методик и их непосредственное влияние друг на друга, когда повышение одного из показателей включает целый спектр эмоциональных реакций, которые проявляются на поведенческом уровне личности.

Основными психологическими защитами, характерными для основной группы респондентов, являются преимущественно нерациональные формы защит - «отрицание», «реактивные образования», а также «вытеснение», наличие которых необходимо учитывать клиническим психологам при проведении процедур коррекции и реабилитации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своей практической работе медицинским психологам необходимо учитывать психологические и поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реакций обид для выявления и профилактики психосоматических заболеваний и невротических расстройств.

Список литературы

1. Апуневич О. А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - Череповец, 2001. - 210 с.

2. Царева Е.С. Обида как форма реагирования на проявления агрессивности в общении // Вестник Брянского госуниверситета. 2015(2) - 126 - 129 с.

3. История социологии в Западной Европе и США: учеб. для вузов / отв. ред. -академик РАН Г. В. Осипов. - М.: НОРМА, 2001. - 576 с.

4. Медведев В.Э. Личность пациента как фактор заболеваемости ишемической болезнью сердца. Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. - 2010. - С. 18-23.

5. Поздняков Н. И. Обидчивость как форма проявления гордости. http://azbyka.ru/dictionary/14/Obidchivost_kak_forma_projavlenija_ gordosti.shtml#p3

6. Гусаков Н. Ю. Обида (психогенез деструктивного поведения): моногр. -Йошкар-Ола, 2010. - 124 с.

7. Печин Ю. В. Исследования обиды в российской психологии: современное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №3. - С. 93-97.

8. Попов В. И. и др. Психологические особенности пациентов с поведением Типа D, находящихся на лечении в стационаре кардиологического профиля / 161162 с. Обитаемость кораблей. Обеспечение радиационной и токсикологической безопасности. Межотраслевая научно-практическая конференция «Кораблестроение в XXI веке: состояние, проблемы, перспективы»: ВОКОР - 2014: материалы конф., 21 - 22 окт. 2014 г. / под ред. А. В. Смурова, В. В. Чумакова. - СПб., 2014. - 192 с.

9. Психологические особенности больных кардиологического профиля с типом личности D. Лелякова И.А. и др. // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2017. - №2. -С. 43-54.

10. Type D personality and posttraumatic stress disorder in victims of violence: a cross-sectional exploration M.J.J. Kunst, S. Bogaerts& F.W. Winkel Clinical Psychology&Psychotherapy, 2011, vol. 18, nr. 1, pp. 13-22. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/cpp.698/abstract

Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 08.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.