Научная статья на тему 'Индивидуальные и административные правовые акты как правовые источники службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы'

Индивидуальные и административные правовые акты как правовые источники службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ИСТОЧНИК / LEGAL SOURCE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ADMINISTRATIVE LEGAL ACT / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР / ADMINISTRATIVE AGREEMENT / КОНТРАКТ О СЛУЖБЕ / ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ / POST DESCRIPTION / РЕШЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ НА ДОЛЖНОСТЬ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ / ПРИСВОЕНИЕ ЗВАНИЙ / SEPARATE LEGAL ACT / APPOINTMENT ORDER / TERMINATION OF APPOINTMENT ORDER / AWARDING SPECIAL RANKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каляшин А. В.

В статье исследуются индивидуальные и административные правовые акты (решения о назначении на должность, освобождении от должности, о присвоении высших и иных специальных званий, контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, должностная инструкция работника уголовно-исполнительной системы) с точки зрения правовых источников службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, анализируются их понятие, типы и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каляшин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate and Administrative Legal Acts as Legal Sources regulated the by Correctional System Units

The paper examines separates and administrative legal acts (appointment order, termination of appointment order, awarding special ranks order, service contract, post description) in the context of legal sources regulated the carrier pattern in the correctional system units.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные и административные правовые акты как правовые источники службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»

А.В. КАЛЯШИН,

старший преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин (Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний)

2 л н и о X

л

<

И

н «

И

о X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а С

К

S X

и <

03

<

а С

и <

ш о а С

24

Индивидуальные и административные правовые акты как правовые источники службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

В статье исследуются индивидуальные и административные правовые акты (решения о назначении на должность, освобождении от должности, о присвоении высших и иных специальных званий, контракт о службе в уголовно-исполнительной системе, должностная инструкция работника уголовно-исполнительной системы) с точки зрения совершенствования правовых источников службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, анализируются их понятие, типы и пр.

Правовой источник, индивидуальный правовой акт, административный правовой акт, административный договор, контракт о службе, должностная инструкция, решения о назначении на должность, освобождение от должности, присвоение званий.

Правовые источники, регламентирующие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), в широком смысле слова представляют собой правовые средства, определяющие служебные отношения в ФСИН России, ее учреждениях и органах, и включают в себя, помимо нормативных правовых документов, также индивидуальные и административные правовые акты.

Под индивидуальным правовым актом некоторые исследователи понимают «правовой акт, принимаемый во исполнение закона или подзаконных нормативных правовых актов, касающийся прав и интересов конкретного физического или юридического лица» [16, с. 6].

В отличие от нормативных правовых актов индивидуальный правовой акт адресован конкретному субъекту, применяется однократно и не сохраняет свое действие после того, как прекратились конкретные отношения, им предусмотренные [15].

Среди индивидуальных правовых актов как источников регламента службы в УИС можно выделить следующие типы: решения о назначении на должность, присвоении высших и иных специальных званий, об освобождении от должности. Указанные индивидуальные

правовые акты предназначены для работников учреждений и органов УИС, имеют персонифицированный характер, влекут за собой правовые последствия в виде индивидуальных прав и обязанностей субъектов служебных отношений, рассчитаны на однократное применение и издаются по конкретному поводу. Например, указом Президента РФ Геннадий Александрович Корниенко был назначен директором Федеральной службы исполнения наказаний и освобожден от ранее занимаемой должности [4].

Так, в Классификаторе правовых актов в разделе «Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почетных и иных званий» (210.000.000) выделены следующие решения:

— о назначении на должность, освобождении (отзыве) от должности (210.010.000);

— по вопросам награждения государственными наградами Российской Федерации (210.020.000);

— о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских (высших специальных) и иных званий (210.050.000) [3]. Исследуя административные правовые акты,

контракт о службе в УИС мы рассматривали в качестве разновидности административного договора.

Административный договор как вид правого регулятора службы в УИС не является традиционным источником административного права и относится к индивидуальным правовым актам (актам применения права).

Административный договор в Большом юридическом словаре разъясняется следующим образом: «... одна из правовых форм взаимодействия субъектов административного права и одновременно проявление управленческой деятельности субъектов исполнительной власти. Административный договор представляет собой заключенное в публичных целях на основе норм административного права письменное соглашение органа (органов) исполнительной власти с другими субъектами управленческих отношений, правовой режим которого содер-

жит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права» [11].

К видам административного договора относят соглашения о разграничении компетенции, делегировании полномочий, служебные контракты государственных служащих и другие соглашения, носящие публично-правовой характер.

В науке административного права еще не сформировалось единого мнения об отнесении служебного контракта государственных служащих к административному договору и, следовательно, к источникам административного права.

В частности, И.Н. Гарячук, основываясь на анализе признаков административного договора в нормативных актах и юридической литературе применительно к служебному контракту, пришел к выводу, что имеются все основания для признания служебного контракта разновидностью административного договора [12]. А.М. Бобров пишет: «Служебный контракт — это один из видов административных договоров, индивидуальный акт, порождающий государственно-служебные отношения для одного конкретного гражданина»[10, с. 43—46].

Другие авторы не относят к административным договорам заключаемые в сфере государственной службы контракты. По их мнению, отношения между органом исполнительной власти и гражданином, принимаемым на определенную должность государственной службы, не становятся административно-правовыми в силу лишь одного этого обстоятельства. Заключаемый контракт создает между его сторонами определенную среду трудового характера, осложненную некоторыми административно-правовыми элементами, связанными с институтом государственной службы [13].

В п. 1.2. Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе установлен в качестве элемента правовой основы службы в УИС [7].

Анализ заключаемого в сфере служебных отношений в ФСИН России ее учреждениях и органах контракта о службе показал, что ему присущи следующие признаки административного договора:

— является двухсторонним правовым актом;

— базируется на добровольном волеизъявлении сторон, при этом равенство сторон в нем отсутствует;

— основывается на нормах административного (а не трудового и гражданского) права;

— связан с административными отношениями, возникающими в сфере государственно-служебных отношений.

Кроме того, обязательной стороной административного договора является государство (наниматель), от имени которого выступает его представитель (должностное лицо учреждения или органа УИС).

В Федеральном законе РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [1], являющимся базовым для российской государственной службы, о контракте упоминается в ст. 12, которая устанавливает, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, определенного Федеральным законом РФ о виде государственной службы, для прохождения государственной службы данного вида [1, п. 1]. Самого определения понятия «контракт» указанный закон не дает, лишь закрепляет положение о том, что условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы [1, п. 2 ст. 12].

Понятие контракта сформулировано учеными и закреплено в некоторых нормативных правовых актах. Так, Е.К. Глушко под контрактом понимает служебный контракт и разъясняет его как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную службу, или государственным служащим о прохождении государственной службы и замещении должности государственной службы [14].

Нормативное понятие «контракт о прохождении службы в органах внутренних дел» закреплено в ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] и определяется как соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Контракт о службе в УИС определяется (конкретизируется) нормативными правовыми актами, регулирующими условия поступления и прохождения службы. В соответствии с п. 1 п. 4.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы прием

2 л н и о X

л

<

И

н «

И

о X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а С

К

S X

и <

03

<

а С

и <

ш о а С

25

2 л н и о X

л

<

И

н к

И

:|S

о X

л

<

И

н S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

<

а

X О

о

ва

<

а С

К

S X

и <

03

<

а С

и <

ш о а С

26

на службу граждан РФ на должности рядового и начальствующего состава осуществляется, в частности, путем заключения контрактов, а в разделе 5 закреплены порядок и условия заключения контракта.

Контракт о службе в УИС заключается между органом государственного управления в лице его руководителей (Министра юстиции Российской Федерации, ФСИН России в лице директора (заместителя директора), начальника (заместителя начальника территориального органа ФСИН России, начальника учреждения УИС) и гражданином РФ.

Рассмотрим должностную инструкцию сотрудника УИС — административный локальный правовой акт.

В Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в ч. 1.2 установлено, что федеральными органами исполнительной власти разрабатываются должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий [5].

Вместе с тем, разрабатывая положения нового закона, регламентирующего службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, законодатель предполагает закрепить положение о том, что профессиональная служебная деятельность сотрудника УИС осуществляется в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией, утверждаемыми руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем. Следовательно, слово «регламент» и словосочетание «должностная инструкция» будут иметь равнозначное значение.

В данный период приказом ФСИН России в целях упорядочения работы по кадровому обеспечению деятельности учреждений и органов УИС, установления единства в определении должностных обязанностей работников УИС и предъявляемых к ним квалификационных требований утвержден Порядок подготовки должностной инструкции работника уголовно-

Список литературы

1. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ) // СЗ РФ 2011. № 50. Ст. 7337.

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

исполнительной системы [8], где закреплены основные требования, предъявляемые к содержанию должностной инструкции и процедуры, которыми она вводится в действие.

Должностная инструкция работника УИС (далее — должностная инструкция) в соответствии с действующим законодательством РФ определяет организационно-правовую основу его служебной деятельности, права, обязанности и ответственность и разрабатывается для каждого работника УИС индивидуально, исходя из задач и функций, возложенных на него в соответствии с замещаемой должностью.

Исследуемые индивидуальные и административные правовые акты службы в УИС следует отграничивать от нормативных правовых актов.

Например, в одном из писем Минздравсоц-развития РФ указывается на нормативность такого документа, как Должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, что говорит о дискуссионности содержащихся в них предписаний.

В ч. 4 ст. 1 проекта Федерального закона РФ «О нормативных правовых актах Российской Федерации» федеративные и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о передаче осуществления полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предполагалось установить как особые виды нормативных правовых актов [9].

При этом, в случае утверждения приказом ФСИН России Типовых инструкций сотрудников УИС по занимаемым должностям, они буду носить признаки нормативности: установят правовые нормы — правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, будут рассчитаны на неоднократное применение и возымеют действие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Например, приказом МВД России утвержден подобный документ — Типовая должностная инструкция врача медицинской части отряда милиции особого назначения (ОМОН) органа внутренних дел Российской Федерации [6].

ской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6954.

3. О классификаторе правовых актов: Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (в ред. от 28 июня 2005 г.) // СЗ РФ. 2005. № 28. Ст. 2865.

4. О директоре Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 25 июня 2012 г. № 886 . URL:http://pravo.gov. ru:8080/page.aspx? 15775 (дата обращения: 06.03.2013).

5. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти : постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 (в ред. от 6 сентября 2012 г. № 890) // СЗ РФ 2012. № 38. Ст. 5102.

6. Об утверждении Типовых должностных инструкций некоторых категорий сотрудников отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о медицинской части отряда милиции особого назначения (ОМОН) органа внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 января 1998 г. № 19 (в ред. от 11 мая 2006 г.).

7. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76 (в ред. от 29 июля 2008 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 33.

8. Об утверждении Порядка подготовки должностной инструкции работника уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН РФ от 5 июня 2008 г. № 379 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 9.

9. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации»: постановление ГД ФС РФ от 11 ноября 1996 г. № 778—II ГД // СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5307.

10. Бобров А.М. Поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации как элемент прохождения государственной правоохранительной службы // Административное право и процесс. 2010. № 3.

11. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М., 2009.

12. Тарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / под ред. Л.П. Волковой. М., 2010.

13. Дмитриев Ю.А, Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: учеб. для юрид. вузов // СПС Гарант.

14. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации»: постатейный / под ред. А.Н. Козырина // СПС Консультант-Плюс.

15. Концепция системы классификации правовых актов РФ от 29 сентября 1999 г. // СПС КонсультантПлюс.

16. Официальное электронное опубликование: история, подходы, перспективы / под ред. проф. В.Б. Исакова. М., 2012.

E-mail: [email protected]

2 J3

н и о X

Л

<

И

н «

И

о X

Л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а С

К

S X

и <

03

<

а С

и <

ш о а С

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.