Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний: современное состояние и перспективы совершенствования'

Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний: современное состояние и перспективы совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3072
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / СЛУЖБА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дазмарова Татьяна Николаевна, Соин Дмитрий Александрович

В статье анализируются административно-правовые основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе. Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере регулирования административноправового статуса ФСИН России, а также административно-правового статуса сотрудника уголовноисполнительной системы.Цель исследования комплексный анализ современного состояния отечественного административного законодательства, устанавливающего административно-правовой статус ФСИН России, административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы; изучение проблем неурегулированности правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, внесение предложений по устранению подобных проблем.Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующего ряда исследовательских задач: рассмотрение процесса формирования единой системы государственной службы и правового стату-са Федеральной службы исполнения наказаний, анализ категорий «служба в уголовно-исполнительной системе» и «административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы»; разработка направлений совершенствования действующего административного законодательства, закрепляющего правовой статус Федеральной службы исполнения наказаний, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы.Основываясь на нормах множества нормативных актов разной юридической силы, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы, законодателю предлагается принять уже существующий проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе», что позволит систематизировать имеющуюся нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность уголовноисполнительной системы, обозначить службу в уголовно-исполнительной системе как самостоятельный вид государственной службы и закрепить правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дазмарова Татьяна Николаевна, Соин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION-LEGAL BASES OF ACTIVITIES OF THE FPS OF RUSSIA: CURRENT STATE AND PERSEKTIVA OF ENHANCEMENT

In work the administrative legal basis of activities of the FPS of Russia at the present stage is analyzed. Set of the precepts of law governing the public relations arising in the sphere of regulation of administrative legal status of the FPS of Russia, and also administrative legal status of the employee of the penal system acts as an object of research.Research purpose is the complex analysis of a current state of the domestic administrative legislation establishing administrative legal status of the FPS of Russia, administrative legal status of the employee of penal system; studying of problems of lack of regulation of legal status of the employee of penal system, introduction of offers on elimination of similar problems.Achievement of an effective objective was provided with the solution of the following number of research tasks: consideration of process of forming of single system of public service and legal status of the FPS of Rus-sia, analysis of the categories «service in criminal and executive system» and «administrative legal status of theemployee of penal system»; development of the directions of enhancement of the existing administrative legislation fixing legal status of the FPS of Russia, and also the employee of penal system... In work the administrative legal basis of activities of the FPS of Russia at the present stage is analyzed. Set of the precepts of law governing the public relations arising in the sphere of regulation of administrative legal status of the FPS of Russia, and also administrative legal status of the employee of the penal system acts as an object of research.Research purpose is the complex analysis of a current state of the domestic administrative legislation establishing administrative legal status of the FPS of Russia, administrative legal status of the employee of penal system; studying of problems of lack of regulation of legal status of the employee of penal system, introduction of offers on elimination of similar problems.Achievement of an effective objective was provided with the solution of the following number of research tasks: consideration of process of forming of single system of public service and legal status of the FPS of Rus-sia, analysis of the categories «service in criminal and executive system» and «administrative legal status of theemployee of penal system»; development of the directions of enhancement of the existing administrative legislation fixing legal status of the FPS of Russia, and also the employee of penal system.Based on regulations of the set of regulations of different legal force regulating activities of penal system the following offers are stated. The legislator is offered to approve already existing federal law draft «About Service in Penal System» that will allow to systematize the available regulatory framework regulating activities of criminal and executive system, to designate service in penal system as an independent type of public service and to fix legal status of the employee of penal system. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний: современное состояние и перспективы совершенствования»

УДК 343.8

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ДАЗМАРОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права,

e-mail: [email protected]; ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОИН, курсант 4-го курса юридического факультета (Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Реферат: в статье анализируются административно-правовые основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе. Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере регулирования административно-правового статуса ФСИН России, а также административно-правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Цель исследования - комплексный анализ современного состояния отечественного административного законодательства, устанавливающего административно-правовой статус ФСИН России, административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы; изучение проблем неурегулированности правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, внесение предложений по устранению подобных проблем.

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующего ряда исследовательских задач: рассмотрение процесса формирования единой системы государственной службы и правового статуса Федеральной службы исполнения наказаний, анализ категорий «служба в уголовно-исполнительной системе» и «административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы»; разработка направлений совершенствования действующего административного законодательства, закрепляющего правовой статус Федеральной службы исполнения наказаний, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Основываясь на нормах множества нормативных актов разной юридической силы, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы, законодателю предлагается принять уже существующий проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе», что позволит систематизировать имеющуюся нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность уголовно-исполнительной системы, обозначить службу в уголовно-исполнительной системе как самостоятельный вид государственной службы и закрепить правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: система государственной службы, служба в уголовно-исполнительной системе, правовой статус Федеральной службы исполнения наказаний, административно-правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы, государственная служба, правоохранительная служба.

Вступление Российской Федерации в Совет Европы, передача уголовно-исполнительной системы (УИС) из Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России), затем создание Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), формирование единой системы государственной службы и статуса государственного служащего, которым в ближайшем будущем, возможно, будут обладать сотрудники УИС создали предпосылки для развития таких институтов администра-

© Дазмарова Т. Н., Соин Д. А., 2016

тивного права, как «служба в УИС» и «административно-правовой статус сотрудника УИС».

Произошедшие преобразования поставили множество практических и теоретических вопросов перед наукой административного права в сфере формирования единой административной политики, определения роли и значения службы в УИС, установления и реализации административно-правового статуса ее сотрудников в системе государственной службы России.

Многие вопросы, принципиально важные для формирования эффективной, внутренне непроти-

воречивой основы службы в УИС и административно-правового статуса сотрудника УИС, остаются пока нерешенными. В частности, ни в законодательстве, ни в доктрине административного права четко не определены правовая сущность и содержание понятий «служба в УИС» и «административно-правовой статус сотрудника УИС».

Кроме того, деятельность УИС урегулирована множеством нормативных актов разной юридической силы, принятых на разном уровне, что является немаловажной проблемой. В настоящее время правовой базой деятельности ФСИН России являются следующие нормативные акты:

1. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

2. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре государственных органов исполнительной власти».

3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее -Закон № 5473-1).

4. Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4201-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Каждый из указанных нормативов регулирует собственный определенный круг правоотношений, что порождает сложность обращения с ними. Например, для решения некоторой проблемы необходимо рассмотреть несколько документов, каждый из которых отсылает к следующему документу. Так, Закон РФ № 5473-1 содержит большое количество отсылочных норм, трудных к восприятию. Это касается определения структуры учреждений, исполняющих наказания, которую Закон, с одной стороны, закрепляет, а с другой - не определяет виды исправительных учреждений, отсылая к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. На наш взгляд, это является не совсем логичным с точки зрения нормотворчества.

В силу упомянутой проблемы прямо обусловливается необходимость принятия единого, систематизирующего нормативно-правового акта, который позволил бы объединить данные правовые источники, придав им одинаковую юридическую силу, и исправить просчеты законодателя.

Следующей проблемой является отсутствие четкой определенности правовой сущности и содержа-

ния понятий «служба в УИС» и «административно-правовой статус сотрудника УИС». Данная проблема обусловливается тем, что согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» в РФ существует три вида службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. При этом в Законе нет прямого указания на отнесение УИС к какому-либо виду государственной службы, что создает проблему. При этом некоторые ученые выделяют непосредственную взаимосвязь с военной службой, однако существуют точки зрения отнесения УИС к правоохранительной службе.

Отнести службу в УИС к какому-либо виду службы непросто, однако некоторые выводы можно сделать на основании анализа действующего правового материала. Так, по смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» защиту, в том числе правоохранение, осуществляют лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам. Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что с момента принятия и вступления в силу закона «О государственной правоохранительной службе» сотрудники УИС будут проходить государственную правоохранительную службу и приобретут статус государственных служащих. Пока же служба в учреждениях, исполняющих наказания, является особым видом государственной службы и имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение других видов государственной службы. К ним можно отнести особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы, наличие особого правового статуса служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.), особый порядок привлечения к юридической ответственности.

На основании проведенного анализа нормативных актов, закрепляющих признаки правоохранительной службы, уголовно-исполнительную систему все же можно отнести к правоохранительной службе. Как было отмечено, закрепить данный вид службы предполагалось с помощью принятия соответствующего федерального закона о данной службе. Исходя из этого создавались проекты федеральных законов, однако их принятие откладывалось.

С 1 января 2016 г. в Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» внесена поправка, которая исключила ст. 7 из данного Федерального закона. Таким образом,

на основании изменений в вышеуказанном Законе исключен такой вид службы, как правоохранительная, что обусловливает острую необходимость принятия собственного федерального закона, который регулировал бы порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, тем самым закрепив службу в УИС как самостоятельный вид государственной службы, определил правовой статус сотрудников.

Проблема неурегулированности правового статуса сотрудника УИС является актуальной. В настоящее время существует проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе», который призван систематизировать разрозненную правовую базу, регламентирующую деятельность ФСИН России.

Структурно данный проект закона состоит из 14 глав и 96 статей. Первая глава закрепляет общие положения: основная терминология, предмет регулирования, нормативная база, на основании которой действует федеральный закон, принципы службы и взаимосвязь УИС с другими видами служб.

Вторая глава посвящена должностям и специальным званиям в УИС. Данная глава фактически

дублирует тезисы Положения о службе в ОВД в указанной части. Однако, помимо перечня должностей и специальных званий, в проекте федерального закона устанавливаются критерии пригодности к службе.

В седьмой главе закреплено положение, касающееся служебной дисциплины: перечень мер поощрения и взыскания, порядок и основания применения конкретных взысканий. Данная глава является необходимой, так как дисциплинарная практика и основания наложения дисциплинарного взыскания возлагается на начальников соответствующих подразделений, что порождает бессистемность и разрозненность.

Таким образом, проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе» призван систематизировать имеющуюся нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность УИС. Принятие данного закона позволит решить выделенные проблемы, тем самым упростить обращение с документами, регулирующими деятельность УИС, обозначить службу в УИС как самостоятельный вид государственной службы и наконец-то закрепить правовой статус сотрудника.

TATYANA NIKOLAEVNA DAZMAROVA,

phd in law, associate professor, administrative and financial law department,

e-mail: [email protected]; DMITRY ALEKSANDROVICH SOIN, cadet of the 4th rate, law department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

ORGANIZATION-LEGAL BASES OF ACTIVITIES OF THE FPS OF RUSSIA: CURRENT STATE AND PERSEKTIVA OF ENHANCEMENT

Abstract: in work the administrative legal basis of activities of the FPS of Russia at the present stage is analyzed. Set of the precepts of law governing the public relations arising in the sphere of regulation of administrative legal status of the FPS of Russia, and also administrative legal status of the employee of the penal system acts as an object of research.

Research purpose is the complex analysis of a current state of the domestic administrative legislation establishing administrative legal status of the FPS of Russia, administrative legal status of the employee of penal system; studying of problems of lack of regulation of legal status of the employee of penal system, introduction of offers on elimination of similar problems.

Achievement of an effective objective was provided with the solution of the following number of research tasks: consideration of process of forming of single system of public service and legal status of the FPS of Russia, analysis of the categories «service in criminal and executive system» and «administrative legal status of the employee of penal system»; development of the directions of enhancement of the existing administrative legislation fixing legal status of the FPS of Russia, and also the employee of penal system.

Based on regulations of the set of regulations of different legal force regulating activities of penal system the following offers are stated. The legislator is offered to approve already existing federal law draft «About Service in Penal System» that will allow to systematize the available regulatory framework regulating activities of criminal and executive system, to designate service in penal system as an independent type of public service and to fix legal status of the employee of penal system.

Key words: system of public service, service in penal system, legal status of the FPS of Russia, administrative legal status of the employee of penal system, public service, law-enforcement service.

© Dazmarova T. N., Soin D. A., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.