ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.83 ББК 67.409.0220
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТОРЖЕНИЯ
СЛУЖЕБНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ЧУДАКОВА,
адъюнкт Академии ФСИН России E-mail: svetachudakova@rambler. ru Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
Научный руководитель: кандидат юридических наук Д.А. Гришин Рецензент: доктор юридических наук С.А. Сойников
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности расторжения служебных правоотношений с лицами имеющими специальные звания в ряде органов исполнительной власти. В результате анализа автор приходит к выводу об отсутствии соответствующей динамики нормативного правового регулирования института прекращения службы в уголовно-исполнительной системе учитывающей изменения, происходящие в других органах исполнительной власти. Акцентируется внимание на целесообразности совершенствования расторжения служебных правоотношений в уголовно-исполнительной системе в части расширения оснований увольнения и детальной регламентации ее процедуры.
Ключевые слова: государственная служба, уголовно-исполнительная система, прекращение службы, увольнение, расторжения служебных правоотношений, нормативные правовые акты, административно-правовое регулирование прекращения государственной службы.
Abstract. In this article features of cancellation of office legal relationship with the persons having special ranks in a number of executive authorities are considered. As a result of the analysis the author comes to a conclusion about absence of the corresponding dynamics of standard legal regulation of institute of the termination of service in the criminal and executive system considering the changes happening in other executive authorities. The attention is focused on expediency of improvement of cancellation of office legal relationship in ugo-lovno-executive system regarding expansion of the bases of dismissal and a detailed regulation of her procedure.
Keywords: public service, criminal and executive system, termination of service, dismissal, cancellation of office legal relationship, regulations, administrative and legal regulation of the termination of public service.
Формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института не могло не затронуть и уголовно-исполнительную систему (далее — УИС) в рамках внедрения эффективных технологий и современных методов кадровой работы.
Вместе с тем проблемы, связанные с концептуальным развитием УИС и возникшие в процессе реформы, коснулись и правового регулирования прекращения службы в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН России). Так, порядок прекращения службы в УИС в основном регулиру-
ется различными по юридической силе нормативно-правовыми актами, которые нередко дублируют друг друга, а их формулировки изобилуют общими фразами. Кроме этого, нормативное правовое регулирование порядка прохождения службы в целом, и прекращения службы в частности в УИС, и в других видах государственной службы на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, до недавнего времени было единым, поскольку ряд указанных должностей находились в штатном расписании одного органа государственной власти — МВД СССР, затем — МВД России. Однако, в связи с разделением системы МВД Рос-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
сии на несколько самостоятельных федеральных органов исполнительной власти и с передачей Государственной противопожарной службы в ведение МЧС России, нормативное правовое регулирование рассматриваемых отношений развивается по-разному.
Анализируя производство в сфере прекращения службы в УИС очевидно явное отставание нормативного правового регулирования данного института от тех изменений, которые произошли в области исследуемой проблемы в иных органах государственного управления на современном этапе развития. Например, процедура увольнения из органов внутренних дел (далее — ОВД), регулируемая Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ1. Одной из важный особенностей прекращения службы (в частности увольнения) в органах внутренних дел является широкий перечень оснований увольнения, детальная регламентация проведения процедуры увольнения кадровыми подразделениями, что, безусловно, в большей степени соответствует нынешним реалиям и продиктовано современной эпохой. Кроме этого, детальная регламентация порядка представления сотрудников ОВД к увольнению (оформление документов, исключение из реестров) закреплена в Приказе МВД РФ от 30 ноября 2012 г № 10652. Подобного нормативно-правового акта, регулирующего конкретно вопросы увольнения в УИС нет, а порядок и процедура увольнения разъясняется на уровне методических (практических) рекомендаций.
Следует подчеркнуть, что рассмотрению содержания административно-правового регулирования реализации управленческих решений в ОВД ранее уделялось большой внимание3.
Исследуя данную проблему, представляется целесообразным отметить, что несмотря на принятие Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», в соответствии с которым произошло упразднение ФСКН России и передача их функций и полномочий в ведении МВД России, все же достаточно длительный период времени она была самостоятельным государственным органом, служба в котором регулировалась Указом Президента РФ от
5 июня 2003 г. № 6134, утвердившим Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Особой положительной оценки в сфере прекращения службы в ФСКН России заслуживают ряд ведомственных нормативных правовых актов, среди которых: 1) Приказ ФСКН РФ от 12 апреля 2005 г. № 115 (ред. от 21.06.2010) «Об утверждении Инструкции
06 организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», где детально и подробно прописана организация работы по увольнению со службы. 2) Приказ ФСКН России от 26 декабря 2011 г. № 559 (ред. от 23.09.2014) «Об утверждении Порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», определяющий детальную процедуру проведения данных мероприятий. Следует заметить, что подобный нормативно-правовой акт имеет важное значение. А учитывая интенсивность проводимых организационно-штатных мероприятий ряд положений данного приказа может быть востребован применительно к деятельности УИС, что может являться гарантией качественного проведения данных мероприятий.
Желая подчеркнуть некоторые отличительные особенности увольнения из учреждений и органов ФСИН России, считаем важным обратить внимание и на нормативное правовое регулирование прохождения службы в МЧС России, которое регулируется Положением о службе в ОВД. Однако, приказом МЧС РФ от 3 ноября 2011 г. № 6685 выделены некоторые особенности. Например, абз. 2 п. 168 указанного приказа гарантирует женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, обязательное назначение на равнозначную должность в случае проведения в этот период организационно-штатных мероприятий, а также недопустимость зачисления их в распоряжение. Данная правовая норма является гарантией, направленной на обеспечение поддержки материнства и детства и является существенным отличием от
№ 3 / 2016
Вестник экономической безопасности
313
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
увольнения вследствие организационно-штатных мероприятий в УИС, где подобная гарантия для такой категории сотрудников не предусмотрена.
Следует заметить, что некоторые вопросы увольнения из УИС до сих пор остаются не урегулированными специальными правовыми актами и требуют применения норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии. По причине того, что правовое регулирование службы в учреждениях и органах УИС основано на специфических, отличных от трудовых отношений условиях, то и проводить аналогию с трудовым законодательством при увольнении, представляется некорректным.
Одной из особенностей административно-правового регулирования прекращения государственной службы в учреждениях и органах ФСИН России является то, что находясь в ведении Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН России не правомочна осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения и прекращения службы в УИС, а в пределах своей компетенции может издавать только индивидуальные правовые акты.
Исследование нормотворческой деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и ФСИН России в области прохождения, а также прекращения службы в учреждениях и органах УИС говорит о том, что ФСИН России не полностью лишена права на издание нормативно-правовых актов в некоторых областях своей деятельности, что определяется «узкой» внутриведомственной направленностью таких актов, либо на это указано в федеральном законодательстве. Однако четких границ нормотворчества ФСИН России легально не установлено.
Данное обстоятельство препятствует оперативному принятию соответствующих нормативно-правовых актов регулирующих, в том числе и вопросы прохождения службы в УИС и фактически не дает возможность детально урегулировать институт прекращения службы в отличие от иных ведомств правоохранительной направленности. Изложенное предопределяет специфику практической реализации увольнения из учреждений и органов
УИС.
В целях совершенствования административно-правового регулирования прекращения государ-
ственной службы в учреждениях и органах ФСИН России, представляется целесообразным разработать и принять в установленном порядке нормативный правовой акт Минюста России, регламентирующий основные направления деятельности Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, в рамках которого предусмотреть определенные нормотворческие полномочия в данной сфере.
Изложенное позволяет сделать вывод о детальной регламентации процедуры увольнения в ряде ведомств в виде приказов, и ограниченных материалах рекомендательного характера применительно к УИС. Все это свидетельствует о том, что нормативно-правовая база регулирующая прекращение службы в УИС нуждается в совершенствовании основания увольнения и детальной регламентации расторжения служебных правоотношений.
1 См.: О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон: [от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ; по состоянию на 5 окт. 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49. Ч. 1. Ст. 7020.
2 См.: О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Порядком назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», «Порядком представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»): приказ МВД России: [от 30 нояб. 2012 г. № 1065; по состоянию на 15 дек.
2014 г.] // Рос. газ. 2013. 25 янв.
3 См.: Кардашевский В.В. Административно-правовое регулирование реализации управленческих решений в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 160—164.
4 См.: О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: указ Президента Рос. Федерации: [от 5 июня 2003 г. № 613; по состоянию на 19 дек.
2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 23. Ст. 2197.
5 См.: Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : приказ МЧС РФ: [от 3 нояб. 2011 г. № 668. // Бюл. нормат. актов федер. органов исполнит. власти. 2012. № 9.