УДК 37(09)
Копейкина Татьяна Евгеньевна
Архангельский государственный технологический университет
ИДЕЯ ЕДИНСТВА СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.Ф. ЛЕСГАФТА
Статья рассказывает о значении соединения умственного и физического образования, о взаимодействии естественнонаучных и педагогических знаний, применении их в семейной и общественной среде, где главная роль отводится женщине-матери.
Ключевые слова: нравственное совершенствование, природа человека, окружающая среда, семейное воспитание, роль женщины-матери.
Среди отечественных педагогов, которые теоретической и практической деятель ностью внесли свой вклад в развитие российского образования, особое положение отведено П.Ф. Лесгафту (1837-1909). Выдающийся ученый жил и творил в эпоху социально значимых преобразований. Вторая половина XIX в. в России характеризовалась изменением отношения общества к проблемам образования, формированию нового человека, осмыслению воспитательно-образовательного идеала. Центральное место в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта занимает идея совершенствования личности. По мнению ученого, идея совершенствования личности заключается в стремлении отдельной личности к идеалу через интеграцию физического, нравственного, умственного образования. Одной из проблем дореволюционной России была высокая смертность детей. Рассматривая вопросы медицинского характера, П.Ф. Лесгафт провел статистические исследования смертности детей разного возраста. Ученый выяснил, что «смертность новорожденных была приблизительно в 4 раза больше на первом году жизни, чем на втором, в 50 раз больше, чем на 7 году, и в 132 раза больше, чем в 14-летнем возрасте. Вообще, до 15-летнего возраста смертность средним числом равняется 51,37%, а без мертворожденных -48,96%» [2, с. 122]. «Из ста умерших моложе одного года умирает: от болезней органов пищеварения - 50%; дыхательных органов - 25%; заразных болезней - 7,5%; нервной системы - 7,5 %; других болезней, пороков развития, несчастных случаев - 10%» [2, с. 317].
П.Ф. Лесгафт основную причину смертности видел в отсутствии знаний о человеке у большинства женщин, в нарушении гигиенических условий, недостаточности внимания к воспитанию детей, в телесных наказаниях. Большое внимание
ученый уделил семейному воспитанию ребенка. Он связывал проблемы отдельной семьи с нравственностью членов семьи, с их образованностью. Ученый считал, что «первоначальное воспитание в младенческом возрасте, при котором ни один промах в обращении с ребенком не остается без дурных последствий, иногда кладет печать на целую жизнь человека - это первое воспитание мы получаем в семье: оно в руках женщины» [3, с. 23]. Степень наблюдательности и научного развития матери имеет важное значение [3, с. 330]. Оставаясь сторонником женского медицинского образования, П.Ф. Лесгафт выступал активным борцом за равноправие женщин в этой области. Он считал, что, кроме общепринятого развития в женщине сердца и чувств, необходимо возбуждать умственную деятельность, а именно - стимулировать познание естественных наук [3, с. 23].
Ученый был уверен в том, что необходимо совершенствовать психологические качества личности, изучать индивидуальные особенности ребенка в семейной среде. Уклад жизни семьи педагог рассматривал как объективное условие формирования личности. Он считал, что наследственным является лишь темперамент, тип поведения зависит от влияния среды, а характер - от активности и волевых проявлений самого ребенка, от его наблюдений, рассуждений и опытности. Ребенок является зеркалом среды, и к 7 годам он формирует свои нравственные основания, в нем отражаются все следствия воспитания семейной среды. По мнению П.Ф. Лесгафта, члены семьи должны заботиться о своей нравственности при появлении ребенка. Особое значение имеет мать - как естественная воспитательница. П.Ф. Лесгафт отмечал, что «женщина любящая, разумная и высокообразованная не допустит произвола, лжи и оскорбления ребенка, будет содействовать развитию сознательной деятельности.
258
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Копейкина Т.Е., 2010
Уровень развития общества находится всегда в прямой связи и прямой пропорциональности с уровнем развития женщины» [2, с. 221]. Именно от женщины-матери зависит развитие ее будущего ребенка, психическое, физическое и духовное здоровье. Ученый данную проблему относил к государственным делам, в статьях отражал свое отношение к воспитанию молодого поколения. Он писал: «Степень совершенствования общества всего вернее определяется степенью сознательного участия в заботах о детях и их благе, а это достигается только образованием и связанным с ним нравственным развитием женщины» [2, с. 33]. По его мнению, чем больше женщина знает сама, тем больше она в состоянии поделиться знаниями со своими детьми, тем меньше произвола в семье, тем больше взаимного уважения между ее членами, выше идеалы подрастающего поколения [1].
П.Ф. Лесгафт на основе наблюдений и жизненного опыта выяснил, что женщина, действительно образованная, может проявлять такую же энергию, самостоятельность и силу воли, как и мужчина, твердо оставаясь на высоте своего нравственного положения. В пример П.Ф. Лес-гафт привел умную крестьянскую вдову, которая справляется со всем своим делом и хозяйством, оставленным ей после смерти мужа, не забывая своих детей. «Женщина способна руководить житейским делом и в случае надобности постоять за себя. Если о женщинах говорят, что у них меньше инициативы и самостоятельности, что они более веруют в какую-нибудь книжку или в какой-нибудь живой авторитет, более увлекаются и менее серьезны, чем мужчины, то при этом, без сомнения, смешивают различие воспитания с полом. Необходимо, чтобы в обществе укоренилось убеждение, что цель воспитания как мужчины, так и женщины всегда одна и та же: развитие сознательного человека. Поэтому науки должны содействовать образованию и совершенствованию человека» [1, с. 341-353].
Совершенствование нравственной стороны родителей при рождении ребенка имеет большое значение, указывал П.Ф. Лесгафт: «На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и правоты - это и есть нравственность» [2, с. 32]. По мнению педагога, нравственность родителей заключается в их отношение к наказаниям. П.Ф. Лесгафт писал: «Всякие меры наказания уг-
нетают молодого человека и понижают его энергию, делают человека суровым и злым, ограничивают человека» [5]. Целью семейного и общественного воспитания ребенка должно быть гармоничное развитие способностей. В его знаменитой книге «Семейное воспитание и его значение» он отразил проблемы взаимоотношения детей и родителей, осветил медицинские вопросы. По словам В.А. Стоюнина, книга П.Ф. Лесгафта явилась «лучом света в педагогических потемках». Рассматривая человека как субъекта и объекта воспитания, ученый предложил посредством образования совершенствовать интеллектуальную сторону, пополнить пробел в знаниях о человеке, начиная с анатомии и естественного развития человека.
П.Ф. Лесгафт выступал как идеолог общественного воспитания и считал, что «каждая школа должна быть гуманистической, и в период пребывания в школе молодой человек должен воспитывать в себе человека и усвоить понятие о человеческой личности и ее неприкосновенности - ни пальцем, ни словом, ни мыслью, это и есть умственное образование». Кроме того, «необходимо научиться владеть своим телом и уметь по слову подходить к каждой требуемой работе, это физическое образование. Нравственное (этическое) и эстетическое развитие молодого человека является само собой, как последствие строго проведенного умственного и физического образования, соответственно задачам образования» [4, с. 301].
Таким образом, общественному образованию и воспитанию ученый отдал решающую роль в формировании и совершенствовании личности. Он считал, что «задача образования состоит в том, чтобы выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол и развить в человеке стремление к совершенствованию путем постепенного приближения к идеалу» [4, с. 55].
Подобная трактовка позволила П.Ф. Лесгаф-ту создать собственную образовательную модель, сущность которой заключалась в интеграции умственного, нравственного и физического образования в семейной и общественной среде. Идеалом образования выступала всесторонняя гармоническая личность.
Библиографический список
1. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
259
2. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 3: Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - 439 с.
3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 4: Основы естественной гимнастики. Отношение анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. Статьи и выступления 1874-1890. - М.: Физкультура
и спорт, 1953. - 369 с.
4. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 5: Статьи. Извлечения из «Основ теоретической анатомии». Отчеты. 1891-1909. -М.: Физкультура и спорт, 1954. - 391 с.
5. ГИАСПб, ф. 2165, оп. 1, ед. хр. 65.
6. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
УДК 159.9
Крюкова Татьяна Борисовна
Ивановский государственный энергетический университета им. В.И. Ленина
[email protected]; tanya [email protected]
АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ И ДИНАМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПОНЯТИЯ СИТУАЦИИ
В настоящей статье представлены результаты теоретической рефлексии различных школ и направлений психологической науки, оперирующих понятием «ситуация».
Ключевые слова: ситуация, понятие ситуации в различных психологических школах, структура ситуации, компоненты ситуации, динамика развития ситуации.
В настоящее время особую актуальность приобретают исследования ситуационных факторов поведения человека. Сейчас уже с уверенностью можно сказать о том, что поведение человека тесно связано с особенностями ситуации. Изучению ситуационных факторов большое внимание уделяли как отечественные, так и зарубежные авторы. В США Куртом Левином и его учениками были заложены методологические требования к целостному изучению ситуации и ее психологическому пониманию. В Германии проблему ситуации разрабатывают такие авторы как X. Томэ (Н. Thomae), К. Грауман (К. Graumann), Т. Герман (Т. Herrmann), Д. Дернер (D. Domer), Г. Фиссени (Н. Fisseni). В Голландии ситуативный подход представляет Утрехтская школа, в Швеции - Д. Магнуссон (D. Magnusson). В отечественной психологии изучению ситуационных факторов уделяли внимания Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, К.С. Альбу-ханова-Славская, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова Ю.Н. Емельянов, А.В. Филиппов и С.В. Ковалев, В.Н. Воронин и В.Н. Князев, Н.В. Гришина и др. Такое большое количество исследователей, занимающихся данной проблематикой, говорит о большой значимости проблемы взаимодействия человека и ситуации. Многими авторами подчеркивался тот факт, что в рассматриваемой проблеме открываются вопросы соотношения
объективного и субъективного, вскрываются проблемы детерминизма внешнего и внутреннего мира личности на протяжении жизни.
Однако, несмотря на большой интерес к проблеме ситуации, у многих исследователей все чаще возникают вопросы о структуре ситуации, ее компонентах и динамике. В рассмотрении данного вопроса многие исследователи ограничиваются лишь интуитивными высказываниями. Так, при разработке системного подхода к изучению психики Б.Ф. Ломов указывал, что современная психологическая наука в настоящее время не обладает достаточными средствами и способами для описания ситуации как системы.
Цель настоящей статьи заключается в необходимости обобщения данных различных школ и направлений психологической науки, анализа разрозненных исследований о ситуации. Одной из основных проблем, на решение которой направлена данная работа, состоит в том, что понятие «ситуация» как научная категория является междисциплинарной и используется в различных областях гуманитарного и естественнонаучного знания. Какие именно причины побудили рассматривать ситуацию именно в контексте психологической науки? Какие трактовки понятия ситуации приняты основными школами как в зарубежной, так в и отечественной психологии? Именно получив ответы на эти вопросы, мы сможем сконцентрировать свое внимание на структурных компонентах ситуации,
260
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Крюкова Т.Б., 2010