УДК 796.011: 378
Копейкина Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры Института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск) [email protected]
ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В статье раскрыта центральная образовательная идея совершенствования личности в творческом научном исследовании выдающегося ученого П.Ф. Лесгафта в России во второй половине XIX - нач. XX вв.
Ключевые слова: воспитательно-образовательный идеал, гармоническое развитие личности, комплексное исследование, семейное воспитание, образовательная среда.
Kopeykina Tatyana Yevgenievna
PhD in Pedagogy , Associate Professor of the Department of Theory of Physical Culture of the Institute of Physical Culture, Sport and Health of Northern (Arctic) Federal University named after M.V.Lomonosov [email protected]
THE IDEA OF PERSONALITY DEVELOPMENT AS PEDAGOGICAL PHENOMENON
In the article the author analyses the central educational idea of personality development in the creative research of the distinguished scientist P.F. Lesgraft in Russia in the second half of the 19th - beginning of the 20th century.
Key words: educational ideal, harmonious development of personality, comprehensive research, family education, education environment.
В современных условиях социально-демографического кризиса обострились проблемы общечеловеческих, семейных отношений, молодежной среды (алкоголизм, курение, наркомания, правонарушения, кризис доверия молодежи, потеря ориентиров и идеалов и т.п.) и вновь становится актуальным поиск цели воспитания и образования личности. В истории отечественного образования решением данных проблем занимался выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт. Его научные исследования посвящены комплексному изучению индивидуальных особенностей человека и его развития в условиях семейной и общественной жизни с позиций медико-биологических, психологических, педагогических исследований. Центральным замыслом ученого являлась идея совершенствования личности, реализованная им в отечественном образовании с позиции цели, процесса и результата образования.
Идея совершенствования личности во второй половине XIX в. формировалась как способ выхода общества из духовно-нравственного кризиса, как способ решения проблем физического здоровья населения (в частности высокой смертности среди детей и подростков), как поиск путей реформирования системы образования, общественных отношений, формирования нового человека сочетающего в себе физические, духовные, нравственные качества. По мнению ученого, одной из причин отсталости России являлось отсутствие доступного образования, грамотности среди детей и женщин.
Таблица
Гармоническое развитие личности по П.Ф. Лесгафту_________________________
Эстетическое «красота», «пластичность», «изящество», «легкость» Физическое «физические качества», «телосложение», «двигательные умения», «руководство действиями» Нравственное «уважение к личности другого», «истина», «правда», «дисциплинированность», «самосовершенствование», «трудолюбие», «волевые качества»
Умственное Психологи ческое Духовное
«мышление» «темперамент» «любовь к отечеству»
«рассуждение» «характер» «благородство»
«наблюдательность» «тип», «мотивы» «любовь»
«кругозор» «способности» «самосознание»
«идеалы» «интересы» «терпимость»
«опытность» «индивидуальность» «традиции»
Педагогическую сущность идеи совершенствования личности ученый понимал как эволюционный процесс позитивных изменений индивидуальных свойств человека, осуществляемых через деятельность, познание окружающего мира, других людей, самого себя. Сущность понятия раскрыто П.Ф. Лесгафтом через комплексное исследование человека (медицинское, психологическое, педагогическое) в семейной и общественной среде. Исследуя данную проблему, ученый осуществил глубокий анализ семейных взаимоотношений и выявил его закономерности. Он создал антропологический этюд, основанный на наблюдениях за отношениями в семейной среде и влиянии их на формирование типов детей (лицемерный, заласканный, честолюбивый, злостный, угнетенный, добродушный, нормальный). Он оригинально раскрыл многообразие семейных приемов, показал влияние матери на процесс воспитания ребенка. С позиции врача-педагога он заострил внимание на гигиенических вопросах взаимоотношений, умственной и физической активности женщины, психологической атмосферы в семье. С педагогических позиций создал образовательно-воспитательный идеал, заключающийся в гармоническом развитии ребенка (эстетическое, духовное, психологическое, нравственное, физическое, умственное) (см. табл.).
Таким образом, идея совершенствования личности в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта была реализована через становление и развитие физического образования в сочетании с умственным и духовно-нравственным развитием человека, формированием семейных ценностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. М., 1951-1954. Т. 1-5.