УДК 37(09)
КОПЕЙКИНА Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 13 научных публикаций
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА В АСПЕКТЕ ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье автор систематизирует и раскрывает основные понятия своеобразной научно-педагогической терминологии П.Ф. Лесгафта в аспекте идеи совершенствования личности. В них отражено новое осмысление воспитательно-образовательного идеала в формировании нового человека с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей развития.
Гармоническое развитие личности, нравственное воспитание, физическое образование, семейное воспитание, психологические типы детей
Огромный вклад в создание научных основ отечественного образования внес ученый-педагог П.Ф. Лесгафт. Многообразие общечеловеческих проблем (высокая смертность детей, эпидемии, низкая грамотность, низкий уровень морали, телесные наказания, отсутствие прав человека, религиозные секты и др.) вызвали потребность в создании специальной образовательной программы гуманистической, воспитательной и оздоровительной направленности.
В аспекте идеи совершенствования личности в теории и практике П.Ф. Лесгафта раскрыт категориально-понятийный аппарат, в основе которого определена цель образования и воспитания молодежи: «Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма». По мнению П.Ф. Лесгафта, о воспитании судят по степени развития и проявления нравственных качеств в обществе. Признаками
© Копейкина Т.Е., 2010
нравственных качеств являются распространенные в общественной среде уважительное отношение к личности, трудолюбие, дисциплинированность, волевые качества. Анализируя учение Платона, П.Ф. Лесгафт соглашался с требованиями полного равенства мужчин и женщин, а также поддерживал высказывание Платона о том, что «дурная пища для души -дурное воспитание, исходит главным образом от среды»1. П.Ф. Лесгафт считал, что главным руководством в образовании и воспитании детей должна быть наука. Он утверждал, что «наука есть собрание истин, выясняющих частные явления жизни, установившиеся общие руководящие законы, это собрание умственных сокровищ, которые добыты историческим пу-тем»2. По его мнению, основными нравственными понятиями являются «правда - признание факта или явления в действительном его виде
и соотношении», «истина - научно проверенное общее положение или образ, лежащий в основании ряда аналогичных фактов или явлений»3.
П.Ф. Лесгафт поддерживал гуманистическую, общечеловеческую направленность образования, где уделял внимание развитию отвлеченного мышления детей, их стремлению приблизиться к «идеалу человека»4. Задачи воспитания, по мнению ученого должны соответствовать формированию нравственных качеств человека и его волевых проявлений, следовательно, способствовать выработке нравственного характера лица. По его утверждению, задачи образования должны решаться систематическим умственным, эстетическим и физическим развитием детей5.
Актуальной проблемой педагогической науки являлось соединение естественнонаучных знаний с психолого-педагогическими, общеобразовательными дисциплинами. Традиционное духовно-нравственное образование строилось на существующей методике «мертвого шаблона». В этой связи П.Ф. Лесгафт выделил основные категории образования: воспитание, обучение, развитие. Ученый относил «воспитание» к семейной жизни ребенка, подразумевал совокупность условий, необходимых для правильного питания и роста ребенка, в силу которых у него появляется запас энергии, необходимый для деятельности6. Одной из приоритетных проблем российского общества являлась ориентация на оздоровление населения, это позволило П.Ф. Лесгафту обратить внимание на физическую и духовную сторону человека, разделить воспитание на физическое и нравственное. По его мнению, нравственное воспитание заключается в уважении личности другого, с выраженным проявлением субстанций «истина» и «правда»7. Ученый выделил в особую категорию термин «семейное воспитание», в котором отразил условия свободного развития ребенка как в умственном, так и в физическом отношении8.
В традиционном российском образовании основным компонентом являлось «учение», которое П.Ф. Лесгафт называл «простым накоплением знаний, усвоение наибольшего количе-
ства фактов, добытых наукой в образовательных целях»9. В термин «образование» он вкладывал специфическое понимание единства обучения и воспитания, в котором отражалось отношение человека к своим действиям и развитие в человеке стремления к совершенствованию путем постепенного приближения к идеалу10 . Понятие «идеал» в отечественной педагогической мысли рассматривалось в многоаспектных направлениях. П.Ф. Лесгафт в термин «идеал» вкладывал глубокий смысл «целостности личности», которую изучал со стороны нравственного, умственного, психологического, физического, гражданского совершенствования.
Проблема образования в России второй половины XIX - начала XX века заключалась в размытости целенаправленного образования и механизмов регулирования педагогического процесса. П.Ф. Лесгафт расширил понимание содержания воспитания и образования, используя понятие «совершенствование». Под ним он понимал улучшение нравственных, физических, психологических качеств личности в семейных и общественных отношениях. В понятие «умственное образование» он включал «знания», «эрудицию», «мышление», «рассуждение» и др. Духовность человека им сопоставлялась с «терпимостью», «любовью», «благородством», «самосовершенствованием», «традициями», «гражданственностью». Смысл нравственного образования заключался в «уважении к личности другого», «правдивости», «истине», «трудолюбии», «дисциплинированности». Физические, этические и эстетические стремления ученый связывал с высокими и общепризнанными идеалами «красоты», «изящества», «пластичности», «легкости». Главной направленностью физического образования ученый считал «здоровье», «умение владеть своими действиями и мыслями», «двигательными умениями», «физическими качествами» через осознание материальной и общественной среды. Необходимым компонентом педагогического процесса должно быть соответствующее физическое образование, утверждал Лесгафт, заостряя внимание на физиологическом процессе развития ребенка, его духовных, нравственных, психологических
ориентирах. Он убеждал, что ребенок должен постоянно пополнять свои знания, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обосновывать положения, истины, идеалы, творчески мыслить, в результате сознательно действо-вать11. Физическое образование требовало постепенности, последовательности, совершенства мысли, знаний в области естественнонаучных дисциплин12. Изучая вопрос о физическом образовании, он обратился к идеям Ж.Ж. Руссо: «Тело должно быть достаточно сильно для повиновения душе. Чем слабее тело, тем более оно господствует, а чем оно крепче, тем более повинуется»13. П.Ф. Лесгафт конкретизировал задачи физического образования: «сознательно управлять движениями», «преодолевать препятствия с ловкостью и настойчивостью», «рационально выполнять физическую работу, действовать изящно и энергично» и др.14
Огромное значение педагог отводил методам воспитания. Первый, «практический», «основан на развитии аналитического мышления, связанного с характеристикой наблюдаемых явлений. Только таким путем рождалась опытность и наблюдательность»15. Второй метод, «систематический или теоретический», предложенный П.Ф. Лесгафтом состоит в последовательном и постепенном переходе от простого к сложному, в разъединении отдельных представлений на части, в сравнении, нахождении решений и выводов через опыт, эксперимент, математический способ проверки16.
П.Ф. Лесгафт серьезное значение придавал такому понятию, как «темперамент»17. Он описал его типы: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический18. Своеобразным новшеством П.Ф. Лесгафта в педагогической терминологии являлось выделение им понятия «тип». Профессор А.Ф. Лазурский отмечал, что «П.Ф. Лесгафт сделал большой вклад в науку описанием живых образов различных типов детей, чем многие надуманные, отвлеченные и оторванные от жизни классификации характеров и личностей, приводимые в характерологической литературе»19. По определению П.Ф. Лесгафта, «тип ребенка определяется степенью сознательного его отношения
к окружающей среде и нравственным развитием, т.е. отношением его к правде»20. Он выявил и описал семь типов детей: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный. В качестве «модельного» предложил нормальный тип ребенка.
В понимании каждой из предложенной категории «типа ребенка» ученый фиксировал характерологические индивидуальные и социально-психологические особенности ребенка. «Нормальный тип отличался полной гармонией между умственным и физическим развитием, в сохранении впечатлительности ребенка ко всему окружающему, желание рассуждать над полученными впечатлениями, постоянно развивать умственные способности как физические, по собственным силам»21. В современных исследованиях Л.В. Калинниковой, М. Магнуссо-на исследовались проблемы детей с нарушениями развития в раннем возрасте, ими раскрыты причинно-следственные связи типа ребенка и условий семейной жизни22.
В наследии П.Ф. Лесгафта основополагающим является понятие «характер» как проявление воли человека, основанной на истинах, выясненных и твердо установленных разумом23. Понятие «нравственность» ученый связывал с «уважением к личности другого», «правдивостью» и «истинами», которые являлись руководствующими в проявлении характера. Понятия «тип» и «характер» П.Ф. Лесгафт определял так: «влияние окружающей среды на умственное и нравственное развитие ребенка» (проявление типа) и «самостоятельность, стойкое следование твердо установленным основаниям или принципам, никогда не расходящимся с правдой» (проявление характера). Педагогический смысл термина «совершенствование» заключался в систематическом процессе («упражня-емости») качественных изменений психологических, нравственных, физических сторон человека через арсенал педагогических средств, принципов, методов, условий24.
П.Ф. Лесгафт считал, что в деле воспитания все должны быть равны и преследовать одну цель - «развить человека в настоящем смысле понимающего, любящего и умеющего
уважать другого»25. Термин «самосовершенствование» обозначал самостоятельную работу человека над собой. Объективное отношение человека к своему здоровью, своему «я», созданию идеалов, жизненных целей, стремление их достичь, уменьшив произвол в размышлениях и действиях, сделает человека сознательным членом общества26. П.Ф. Лесгафт считал, что идейная жизнь богата внутренним содержанием и безгранична. Она помогает изучать самого себя, свои достоинства и качества других людей. Без идейной жизни невозможны проявления истинного характера»27. Именно все составляющие стороны человеческой жизни (физическая, нравственная, умственная, ду-
ховная, этическая и эстетическая) должно охватывать физическое образование. Таким образом, понимание педагогики как науки о воспитании, образовании, развитии человека отражено П.Ф. Лесгафтом в используемом им категориально-понятийном аппарате. Ученый расширил представление о личности, индивидуальных особенностях, об объективных причинно-следственных явлениях и процессах, связанных с совершенствованием личности. Главная педагогическая мысль П.Ф. Лесгафта сводилась к обоснованию целенаправленной работы «человека над самим собой и возможно большего проявления индивидуальных творческих сил, нравственного самосовершенствования».
Примечания
1 Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. Т. 4: Основы естественной гимнастики. Отношение анатомии к физическому воспитанию. Приготовление учителей гимнастики. Статьи и выступления 1874-1890. М., 1953.
2 Там же. С. 317.
3 Там же. С. 323.
4 Лесгафт П. Ф. Указ. соч. Т. 3: Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1956.
5 Там же. Т. 1: Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч. 1. М., 1951.
6 Там же. Т. 5: Статьи. Извлечения из «Основ теоретической анатомии». Отчеты. 1891-1909. М., 1954.
7 Там же. С. 55.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же. С.57.
12 Там же.
13 Там же. Т. 4.
14 Там же. Т. 1.
15 Там же. Т. 3.
16 Там же. С. 195-200.
17 Там же. С. 148.
18 Там же. С. 149.
19 Там же. Т. 1.
20 Там же. Т. 3.
21 Там же стр.171-173
22 Калинникова Л.В. Социально-психологический аспект образа жизни семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями развития раннего возраста // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. №9 2. С. 100-107.
23 Там же. С. 204.
24 Там же. С. 223.
25 Лесгафт П. Ф. Указ. соч. Т. 4.
26 Там же. Т. 3.
27 Там же. С. 224.
Kopeykina Tatiana
P.F. LESGAFT’S SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL TERMINOLOGY IN THE ASPECT OF PERSONALITY PERFECTION IDEA
The author of the article systematizes and reveals the main notions of P.F.Lesgaft’s peculiar scientific and educational terminology in the aspect of the personality perfection idea. They reflect a new understanding of the educational ideal in the formation of a new human being taking into consideration age-specific and individual characteristics and laws of development.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Северного (Арктического) федерального университета