тельной деятельности в волейболе, позволили сделать важный вывод о том, что, во-первых, в профессионально-прикладной физической подготовке специалистов необходимо развивать не только те мышечные группы, которые участвуют в профессиональных движениях, которые зачастую реализуются в статическом режиме и асимметрично, но и мышцы не участвующие в специфических движениях, а статические мышцы необходимо, в этой связи, нагружать динамической, симметричной работой. Волейбол, как весьма динамичный и относительно симметричный вид спорта оптимален в данном контексте по выше приведённым параметрам. Во-вторых, к наиболее значимым психическим качествам бакалавров направления подготовки «Технологические машины и оборудование» относятся: концентрация внимания, точный глазомер, способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. В-третьих, среди физических качеств наиболее значимыми определены координационные способности.
Таким образом, приведенные результаты исследования позволяют констатировать, что в процессе занятий волейболом развивается большинство качеств, которые являются профессионально значимыми для специалистов в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин, а, следовательно, данный вид спорта следует рассматривать, как средство профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Технологические машины и оборудование».
ЛИТЕРАТУРА
1. Васельцова, И. А. Логика структурирования содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 7-11.
2. Романова, Е.С. 147 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - М. : Изд-во «Аспект Пресс», 2011. - 416 с.
3. Руденко, Г.В. Обоснование формы профессионально-прикладной физической подготовки студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 133-137.
REFERENCES
1. Vaseltsova, I.A. (2008), "The logic of structuring the content of professionally-applied physical preparation of students of technical colleges", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 46, No. 12, pp. 7-11.
2. Romanova, E.S. (2011), 147 popular professions: Psychological analysis and professiogram, publishing house Aspect Press, Moscow
3. Rudenko, G.V. (2011), "Rationale form is professional-applied physical preparation of students of mining specialties based on the chosen", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp 133-137.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2016
УДК 378
ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ильнар Ильдарович Ихтисанов, адъюнкт, Алексей Владимирович Петкин, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты содержания готовности к управленческой деятельности курсантов военных институтов. Раскрывается сущность и структура педагогических
аспектов готовности курсантов к управленческой деятельности воинскими коллективами, а также обосновываются рекомендации по оптимизации процесса ее формирования.
Ключевые слова: управление, управленческая деятельность, управленческие функции, готовность курсантов, военно-профессиональная деятельность.
READINESS OF MILITARY INSTITUTE CADETS TO ADMINISTRATIVE
ACTIVITY
Ilnar Ildarovich Ihtisanov, the adjunct, Aleksey Vladimirovich Petkin, the adjunct,
Perm Military Institute of troops of National Guard of Russian Federation, Perm
Annotation
The article deals with the theoretical aspects of the readiness content for managerial activities of the cadets of military institutes. Based on the results of the study, the authors have revealed the essence and structure of readiness of the cadets to the military units management, as well as justification for the recommendations covering the optimization of its formation process.
Keywords: management, management activity, management functions, readiness of cadets, military and professional activities.
На этапе формирования и становления Федеральной службы войск национальной гвардии России офицерскими кадрами, в условиях проявления различных дестабилизирующих глобальных и локальных факторов необходимо решить комплекс задач по обеспечению безопасности национальных интересов, сохранения государственной целостности, физического и духовного укрепления нации и др.
В условиях повышения квалификационных требований к офицеру-выпускнику военного института, одним из важных критериев его карьерного роста, успешной военно-профессиональной деятельности и качественного функционирования войск национальной гвардии в целом, выступает готовность будущих офицеров к управленческой деятельности, формированию которой в военном вузе уделяется особое внимание.
Различные аспекты управленческой деятельности курсантов - будущих офицеров в процессе их обучения рассматривались в работах Е.А. Бондаренко, Р.А. Гусева, С.П. Кирикова, И.И. Мельникова, Н.Е. Рогожкина, Ю.В. Фененко.
Под феноменом «управление» понимается целенаправленный, процесс, направленный на воздействие субъекта управления на объект управления. Функции управления включают в себя: планирование, координирование, организация, мотивация, контроль. Следовательно, управление будет эффективным благодаря способностям офицера своевременно и правильно применять эти функции.
Управленческая деятельность офицера характеризуется: высокой профессиональной коммуникабельностью; коллективным характером труда и непосредственным взаимодействием военнослужащих в профессиональной деятельности; воспитанием и обучением подчиненных; экстремальными условиями выполнения профессиональных обязанностей; активным участием в управлении и организации труда подчиненных; единоначалием в управлении [2].
Одним из существенных компонентов эффективной профессиональной деятельности выпускников военных вузов является готовность [6]. Возможности категории готовности как методологического средства, его универсальная применимость ко многим процессам и явлениям объективной действительности объясняются, прежде всего, общими закономерностями развития этих процессов.
В словаре С.И. Ожегова «готовность» определяется, как согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь.
В «Психологическом словаре» отмечено, что главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов лично-
сти профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования. Т.е. профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности (http://psychology_dictionary.academic.ru/2153).
Важным фактором, способствующим совершенствованию готовности руководства подчиненными, является также высокая общеобразовательная, военная, техническая, профессиональная и психолого-педагогическая подготовленность курсантов, составляющих основу качеств офицера, необходимых для осуществления эффективного и результативного руководства подразделениями и соединениями.
Общеобразовательная, техническая и профессиональная подготовка офицера находится в тесном единстве с постоянно растущим психолого-педагогическим уровнем военного руководителя, с совершенствованием его морально-боевых качеств, которые в сочетании с первыми видами подготовки завершают становление стойкого и умелого воина. Становятся той базой, которая формирует офицера как руководителя, повышает его роль в руководстве подразделением, воинским коллективом [4].
Особенностью управленческой деятельности офицеров является то, что она осуществляется в подразделениях, имеющих систему регламентации, предписывающую офицеру выполнять профессиональные принципы и нормы, основывающиеся на гуманистических общечеловеческих ценностях, нормативных требованиях, личных потребностях и интересах [2].
Вместе с тем изложенные выше возможности, факторы и особенности сами по себе не могут обеспечить успешное руководство личным составом. Для этого необходимо, чтобы военные руководители обладали также определенными способностями [5].
К структуре готовности к управленческой деятельности офицеров-управленцев условно можно отнести следующие способности:
1. Овладение профессиональными квалификационными компетенциями, дисциплинированностью, личной примерностью в выполнении служебных обязанностей.
2. Умение к грамотной самоорганизации и распределению рабочего времени. Планирование служебной деятельности невозможно без ясного представления о том, что он должен делать, когда это делает, сколько времени затрачивает на различные виды деятельности. Это предполагает организацию планирования управленческой деятельности по таким направлениям, как детализация и реализация решений вышестоящих органов управления, решение хозяйственно-экономических вопросов, работа с документацией, а также планирования личного времени.
3. Владение эффективным стилем управления. Офицер должен формулировать свои команды, определять задачи, ставить цели, формировать воинский коллектив. В течение всей службы он осуществляет работу с подчиненными, управляет ими. Современная управленческая деятельность командира представляет собой типичную систему приемов по реализации социальных, нравственных и правовых требований посредством воздействия на подчиненных.
4. Немаловажную роль в структуре управленческой деятельности играет этика офицера. Офицер выступает примером для подчиненных в отношении к своим служебным обязанностям. Своими действиями офицер в течение определенного времени формирует комплекс моральных устоев своего окружения. Т.е., выполняя воспитательную функцию, офицер формирует правила общения подчиненных друг с другом. В связи с этим, офицер-управленец должен быть образцом для подражания, показывать высокую нравственную культуру поведения и прививать такие качества своим подчиненным.
5. Обладание коммуникативной компетентностью. Кроме овладения профессиональными навыками, знаниями и умениями в военном вузе курсанты обязаны, развивать умения объективно, грамотно и четко передать оппоненту необходимую информацию, для качественного выполнения поставленной задачи, выстраивать эффективные взаимо-
отношения в воинском коллективе [3].
Все эти способности, находящиеся в неразрывном единстве, вместе с высокой профессиональной подготовкой офицера создают ему подлинный авторитет, необходимой для эффективного управления подразделением.
Таким образом, знание сущности и содержания управленческой деятельности офицера, учет вышеизложенных особенностей, факторов и способностей позволят каждому из них ускорить процесс профессионального становления, формирования и развития военно-профессиональной направленности, что обеспечит уверенное и эффективное исполнение возложенных должностных обязанностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб. : Питер, 2008. - 640 с.
2. Гусев, Р.А. Педагогические условия формирования профессионализма управленческой деятельности офицеров внутренних войск МВД России / Р.А. Гусев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 4 (44). - С. 172-176.
3. Жевжик, А. А. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности военнослужащих ВВ МВД России / А.А. Жевжик // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 502.
4. Ихтисанов, И.И. Военно-техническая компетентность и проблема ее формирования у выпускников вузов внутренних войск МВД России / И.И. Ихтисанов // Современное состояние и пути развития системы подготовки специалистов силовых структур : сборник материалов. - Пермь, 2016. - С. 119-122.
5. Муралев, А.А. Педагогическая среда и модель формирования документоведческой компетентности у курсантов / А. А. Муралев // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 6. - С. 383.
6. Муралев, А.А. Структура профессиональной компетентности выпускников вузов внутренних войск МВД России / А.А. Муралев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 122-125.
REFERENCES
1. Ed. Efremov, A.Yu. (2008), Military pedagogics, Peter, St. Petersburg.
2. Gusev, RA (2009), "Pedagogical conditions of formation of professionalism of administrative activity Officers of Interior Ministry troops to Russia", Vestnik St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, No. 4 (44), pp. 172-176.
3. Zhevzhik A.A. (2015), "Pedagogical conditions of formation of communicative competence of military MIA of Russia", Modern problems of science and education, No. 6, pp. 502.
4. Ihtisanov, I.I. (2016), "Military-technical competence and problem of its development in graduates of high schools of the MIA internal troops of Russia", collection: Current status and the development of the power structures of training systems, Perm, pp. 119-122.
5. Murakv, A.A. (2015), "Pedagogical environment and model of records management competence in cadets", Modern problems of science and education, No. 6, pp. 383.
6. Muralev A.A. (2014), "Structure of the professional competence of graduates of the institutes of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 122-125.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.07.2016