Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / strategic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По данным Федерального казначейства, за январь-май 2014 г. доходы федерального бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,2 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2014 г. сократились относительно первых четырех месяцев 2013 г. на 0,2 п.п. ВВП. По итогам января-мая текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,4% ВВП; положительное сальдо получено и по итогам исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в размере 1,6% ВВП. В конце мая Правительством РФ был внесен в Государственную Думу законопроект1, предусматривающий корректировку основных параметров федерального бюджета на 2014 г. В частности, снижен прогноз по объему ВВП с 73 315 до 71 493 млрд. руб. (-1822 млрд. руб.), что связано с сокращением инвестиционного спроса, производственных и торговых запасов предприятий, замедлением темпов роста потребительских расходов и экспорта. Тем не менее ускоренный рост нефтегазовых доходов, объем поступлений которых в федеральный бюджет по итогам первых пяти месяцев текущего года составил 48,2% от прогнозировавшихся годовых объемов, позволил пересмотреть прогноз по объемам доходной части федерального бюджета с 13 570,5 (18,5% ВВП) до 14 238,8 (19,9% ВВП) млрд. руб. (+668,2 млрд. руб., или 1,4% ВВП). Ожидается, что по итогам 2014 г. нефтегазовые доходы составят 7480,2 млрд. руб. (+952,1 млрд. руб., или 10,5% ВВП), а ненефтегазовые доходы сократятся относительно первоначально прогнозировавшегося объема на 283,9 млрд. руб. – до 6758,6 млрд. руб. (9,5% ВВП). Объем расходов федерального бюджета не пересматривался, и в 2014 г. прогнозируется профицит федерального бюджета в размере 0,4% ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the data provided by the Federal Treasury of Russia, federal budget revenues increased 1.2 p.p. of GDP in the period of January to May 2014 compared to the corresponding period of the previous year. Consolidated budget revenues of the constituent territories of the Russian Federation in January to April 2014 contracted by 0.2 p.p. of GDP relative to the four months in 2013. At the end of the period of January-May of the current year the federal budget ran a surplus of 1.4% of GDP; in addition, a positive balance was reached as a result of the execution of the consolidated budget of the constituent territories of the Russian Federation as 1.6% of GDP. Late in May 2014 the Government of Russia submitted to the State Duma a draft law providing for the adjustment of the key parameters of the 2014 federal budget. In particular, the forecast of GDP volume was downgraded from Rb 73,315bn to Rb 71.493bn (-Rb 1.822bn) due to the weakening of the investment demand, reduction in inventories at enterprises, slowdown in the consumer spending and export. Nevertheless, accelerated growth in oil and gas revenues whose volume in the federal budget revenues within the first five months of the current year accounted for 48.2% of the projected annual volumes, allowed the forecast of the federal budget revenues to be upgraded from Rb 13570.5bn (18.5% of GDP ) to Rb 14238.8bn (19.9% of GDP) (+Rb 668.2bn or 1.4% of GDP). At the end of the current year oil and gas revenues are expected to amount to Rb 7480.2bn (+Rb 952.1bn or 10.5% of GDP), and other than oil and gas revenues are projected to see a reduction of Rb 283.9bn to Rb 6758.6bn (9.5% of GDP) relative to the initially forecasted volume. The volume of federal budget expenditures was not revised, and the federal budget is expected to run a surplus of 0.4% of GDP in 2014.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

Макроэкономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По данным Федерального казначейства, за январь-май 2014 г. доходыI федерального бюджета вы1роспи по сравнению с аналогичны/м периодом предыдущего года на 1,2 п.п. ВВП. Доходы: консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2014 г. сократились относительно первых четырех месяцев 2013 г. на 0,2 п.п. ВВП. По итогам января-мая текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,4% ВВП; положительное сальдо получено и по итогам исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в размере 1,6% ВВП.

В конце мая Правительством РФ был внесен в Государственную Думу законопроект1, предусматривающий корректировку основных параметров федерального бюджета на 2014 г. В частности, снижен прогноз по объему ВВП с 73 315 до 71 493 млрд. руб. (-1822 млрд. руб.), что связано с сокращением инвестиционного спроса, производственных и торговых запасов предприятий, замедлением темпов роста потребительских расходов и экспорта. Тем не менее ускоренны1й рост нефтегазовых доходов, объем поступлений которых в федеральный бюджет по итогам первых пяти месяцев текущего года составил 48,2% от прогнозировавшихся годовых объемов, позволил пересмотреть прогноз по объемам доходной части федерального бюджета с 13 570,5 (18,5% ВВП) до 14 238,8 (19,9% ВВП) млрд. руб. (+668,2 млрд. руб., или 1,4% ВВП).

Ожидается, что по итогам 2014 г. нефтегазовые доходыI составят 7480,2 млрд. руб. (+952,1 млрд. руб., или 10,5% ВВП), а ненеф-

тегазовые доходыI сократятся относительно первоначально прогнозировавшегося объема на 283,9 млрд. руб. — до 6758,6 млрд. руб. (9,5% ВВП). Объем расходов федерального бюджета не пересматривался, и в 2014 г. прогнозируется профицит федерального бюджета в размере 0,4% ВВП.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-май 2014 г.

За январь-май 2014 г. доходы федерального бюджета составили 5881,8 млрд. руб., или 21,2% ВВП, что на 1,2 п.п. ВВП выше соответствующего показателя за предыдущий год. Нефтегазовые доходы выросли относительно первых пяти месяцев 2013 г. до 11,4% ВВП, или на 1,2 п.п. ВВП, тогда как как ненефтегазовые доходы в долях ВВП по итогам рассматриваемого периода не изменились по сравнению с аналогичным временным интервалом предыдущего года и составили 9,8% ВВП.

Расходы федерального бюджета за январь-май 2014 г. составили 5486,8 млрд. руб. (19,8% ВВП), на 0,3 п.п. ВВП превысив соответствующее значение за предыдущий год. Федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,4% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП выше сальдо исполнения федерального бюджета за январь-май 2013 г. Однако это наблюдалось в условиях увеличения объема ненефтегазового дефицита на 0,3 п.п. ВВП (10,0% ВВП) относительно уровня аналогичного периода предыдущего года. (См. табл. 1.)

1 Законопроект № 532291-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"» внесен в Госдуму 27.05.2014 г.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе-мае 2013 и 2014 гг.

Январь-май 2014 г. Январь-май 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 5881,8 21,2 5114,6 20,0 1,2

в том числе:

Нефтегазовые 3148,7 11,4 2611,4 10,2 1,2

Ненефтегазовые 2733,1 9,8 2503,2 9,8 0,0

Расходы 5486,8 19,8 4985,5 19,5 0,3

в том числе:

Процентные расходы 165,0 0,6 143,0 0,5 0,1

Непроцентные расходы 5321,8 19,2 4842,5 19,0 0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) 395,0 1,4 129,1 0,5 0,9

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2753,7 -10,0 -2482,3 -9,7 -0,3

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 27 728 25590

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

За первые пять месяцев текущего года поступления в доходную часть федерального бюджета по налогу на прибыль увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 27,6 млрд. руб., или на 0,1 п.п. ВВП, за счет роста поступлений:

• на 10,3 млрд. руб. - по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет по базовой ставке;

на 11,3 млрд. руб. - по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции2;

на 1,9 и 1,8 млрд. руб. - соответственно с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, и с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-мае 2013 и 2014 гг.

Январь-май 2014 г. Январь-май 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 5420,2 19,5 4682,9 18,3 1,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций 162,5 0,6 134,9 0,5 0,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 901,8 3,2 730,8 2,8 0,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 667,4 2,4 635,4 2,5 -0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 200,0 0,7 171,5 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 27,3 0,1 22,4 0,09 0,01

НДПИ 1214,5 4,4 1025,3 4,0 0,4

Доходы от внешнеэкономической деятельности 2246,7 8,1 1962,6 7,7 0,4

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

2 Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по коду 10101020010000110.

Поступления по внутреннему НДС в январе-мае 2014 г. увеличились относительно первых пяти месяцев предыдущего года на 0,4 п.п. ВВП. Поступления по импортному НДС сократились за этот период на 0,1 п.п. ВВП. По внутренним акцизам доходы федерального бюджета в долях ВВП остались на уровне января-мая 2013 г. (0,7% ВВП), а по импортным акцизам - увеличились на 0,01 п.п. ВВП - до 0,1% ВВП.

Поступления в доходную часть федерального бюджета за рассматриваемый период по НДПИ и по доходам от внешнеэкономической деятельности увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 0,4 п.п. ВВП по каждому -до 4,4 и 8,1% ВВП соответственно. (См. табл. 2.)

По итогам января-мая текущего года расходы федерального бюджета в долях ВВП выросли относительно аналогичного периода 2013 г. по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика» и «Обслуживание государственного

долга» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому, «Национальная оборона» - на 0,9 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,01 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды» - на 0,02 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0,2 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)

Сокращение расходов федерального бюджета за первые пять месяцев текущего года относительно аналогичного периода предыдущего в долях ВВП было зафиксировано по следующим четырем разделам: «Образование» - на 0,1 п.п. ВВП, «Здравоохранение» -на 0,2 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 0,8 п.п. ВВП и «Физическая культура и спорт» - на 0,02 п.п. ВВП.

По остальным разделам расходы федерального бюджета остались на уровне января-мая 2013 г.

Объемы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за май 2014 г. сократились соответственно на 113,1 и 94,7 млрд. руб. за счет курсовой разницы и на 01.06.2014 составили 3026,3 и 3033,2 млрд. руб.

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-май 2013 и 2014 гг.

Январь-май 2014 г. Январь-май 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 5486,8 19,8 4985,5 19,5 0,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 362,8 1,3 306,0 1,2 0,1

Национальная оборона 1343,7 4,8 1006,5 3,9 0,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 751,3 2,7 693,7 2,7 0,0

Национальная экономика 608,0 2,2 527,7 2,1 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 38,5 0,1 24,1 0,09 0,01

Охрана окружающей среды 16,5 0,06 10,1 0,04 0,02

Образование 273,7 1,0 285,8 1,1 -0,1

Культура и кинематография 29,0 0,1 27,7 0,1 0,0

Здравоохранение 177,6 0,6 207,9 0,8 -0,2

Социальная политика 1341,5 4,8 1443,9 5,6 -0,8

Физическая культура и спорт 13,3 0,05 17,4 0,07 -0,02

СМИ 30,8 0,1 30,9 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 165,0 0,6 143,0 0,5 0,1

Межбюджетные трансферты 335,0 1,2 260,8 1,0 0,2

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

В середине июня текущего года Правительством России был дополнен перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния3 на возвратной основе4, - в частности:

• проектом «Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва»- в объеме 86,86 млрд. руб.;

• проектами «Строительство интеллектуальных сетей», «Ликвидация цифрового неравенства в малонаселенных пунктах России», реализуемыми с участием ООО «Управляющая компания "Российский фонд прямых инвестиций"», в объеме 1,1 и 27,0 млрд. руб. соответственно.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2014 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2014 г. составили 2840,5 млрд. руб., или 13,0% ВВП, что на 0,2 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2013 г.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые четыре месяца текущего года сократились относительно аналогичного периода предыдущего на 0,2 п.п. ВВП и составили 11,4% ВВП, или 2501,7 млрд. руб. По итогам рассматриваемого периоды региональные бюджеты исполнены с профицитом в размере 338,8 млрд. руб., или 1,6% ВВП, что соответствует уровню января-апреля 2013 г. (См. табл. 4.)

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2013 и 2014 гг.

Январь-апрель 2014 г. Январь-апрель 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. 1 »6 ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 2840,5 13,0 2663,1 13,2 -0,2

втом числе:

Налог на прибыль организаций 763,4 3,5 678,0 3,3 0,2

НДФЛ 776,1 3,5 725,9 3,6 -0,1

Акцизы внутренние 152,4 0,7 152,5 0,7 0,0

Налог на совокупный доход 144,3 0,7 135,5 0,7 0,0

Налог на имущество 321,5 1,5 301,3 1,5 0,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 528,4 2,4 510,2 2,5 -0,1

Расходы 2501,7 11,4 2346,0 11,6 -0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) 338,8 1,6 317,1 1,6 0,0

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 21843 20220

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

3 Распоряжение Правительства РФ от 16 июня 2014 г. № 1059-р. Проект распоряжения «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 2044-р» подготовлен Минэкономразвития России во исполнение поручений Президента и Правительства России.

4 Минимальная доходность инвестирования средств ФНБ по проектам определена на уровне инфляции, увеличенной на 1 процентный пункт.

Сокращение поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ за исследуемый период по сравнению с аналогичным временным интервалом 2013 г. произошло по НДФЛ и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов - на 0,1 п.п. ВВП по каждому виду доходов. Выросли по итогам января-апреля текущего года поступления в консолидированный бюджет субъектов РФ по налогу на прибыль -на 0,2 п.п. ВВП. Поступления в доходную часть консолидированного бюджета субъектов РФ по внутренним акцизам, по налогу на совокупный доход и по налогу на имущество в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода предыдущего года. За анализируемый период выросли неналоговые поступления в региональные бюджеты, в том числе по доходам от ис-

пользования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, поступления по штрафам.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам первых четырех месяцев текущего года по большинству разделов в долях ВВП остались на уровне января-апреля предыдущего года. Незначительно сократились расходы региональных бюджетов по трем разделам: «Охрана окружающей среды» - на 0,01 п.п. ВВП, «Образование» и «Здравоохранение» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому. По остальным разделам расходной части консолидированного бюджета субъектов РФ расходы за рассматриваемый период по сравнению с январем-апрелем 2013 г. не изменились. (См. табл. 5.) ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2013 и 2014 гг.

Январь-апрель 2014 г. Январь-апрель 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 2501,7 11,4 2346,0 11,6 -0,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 162,9 0,7 153,1 0,7 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 25,3 0,1 23,3 0,1 0,0

Национальная экономика 366,8 1,7 351,7 1,7 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 192,6 0,9 176,8 0,9 0,0

Охрана окружающей среды 5,3 0,02 5,4 0,03 -0,01

Образование 742,5 3,4 705,8 3,5 -0,1

Культура и кинематография 88,5 0,4 81,6 0,4 0,0

Здравоохранение 372,4 1,7 362,1 1,8 -0,1

Социальная политика 448,0 2,0 405,7 2,0 0,0

Физическая культура и спорт 47,7 0,2 42,0 0,2 0,0

СМИ 12,4 0,06 12,0 0,06 0,0

Обслуживание государственного 33 1 0 1 22 0 0 1

и муниципального долга ' ' ' '

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.