Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / stra- tegic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По данным Федерального казначейства, за первое полугодие текущего года доходы федерального бюджета продолжали расти и на конец периода составили 21,1% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП выше уровня января-июня предыдущего года. В то же время доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январьмай 2014 г. в долях ВВП приостановили снижение, отмечаемое с начала года1, и остались на уровне первых пяти месяцев 2013 г. – 12,6% ВВП. По итогам января-июня текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,9% ВВП; положительное сальдо получено и по итогам исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2014 г. в размере 1,1% ВВП. Таким образом, динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время положительна, что позволяет говорить об отсутствии существенных рисков устойчивости бюджета в краткосрочном периоде (в пределах нескольких месяцев). Однако в среднесрочном периоде состояние бюджетной системы России не вызывает оптимизма. В июле текущего года на сайте Минфина России были опубликованы «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – ОНБП-2015), в которых прогнозируется увеличение дефицита бюджетной системы с 1,0% ВВП в 2014 г. до 1,5% ВВП в 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the data provided by the Federal Treasury of Russia, in H1 2014 federal budget revenues kept growing and accounted for 21.1% of GDP, gaining 1.1 p.p. of GDP over the level observed during the corresponding period of the previous year. At the same time, during the period between January and May of the current year consolidated budget revenues of the constituent territories of the Russian Federation as percentage of GDP stop shrinking, which has been observed since the beginning of the year, and remained at 12.6% of GDP observed within the first five months in 2013. At the end of the period of January to June of the current year the federal budget ran a surplus of 1.9% of GDP; in addition, a positive balance was reached as a result of the execution of the consolidated budget of the constituent territories of t he Russian Federation in the period between January and May 2014, 1.1% of GDP. Therefore, the Russian Federation is currently showing positive dynamics of the key parameters of the Russian budget system, which implies that budget sustainability isn’t exposed to material risks in the short run (a few months to come). However, the status of the Russian budget system doesn’t seem to be optimistic in the mid run. The Main Trends in the Budget Policy in 2015 and the Planning Period of 2016 and 2017 (hereinafter – the MTBP-2015) were published on the official website of the Ministry of Finance of Russia in July 2014, in which the budget system is anticipated to run a deficit from 1.0% ofGDP in 2014 to 1.5% of GDP in 2017.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

Макроэкономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По данным Федерального казначейства, за первое полугодие текущего года доходы федерального бюджета продолжали расти и на конец периода составили 21,1% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП выше уровня января-июня предыдущего года. В то же время доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2014 г. в долях ВВП приостановили снижение, отмечаемое с начала года1, и остались на уровне первых пяти месяцев 2013 г. - 12,6% ВВП. По итогам января-июня текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,9% ВВП; положительное сальдо получено и по итогам исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2014 г. в размере 1,1% ВВП.

Таким образом, динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время положительна, что позволяет говорить об отсутствии существенных рисков устойчивости бюджета в краткосрочном периоде (в пределах нескольких месяцев). Однако в среднесрочном периоде состояние бюджетной системы России не вызывает оптимизма. В июле текущего года на сайте Минфина России были опубликованы «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - 0НБП-2015), в которых прогнозируется увеличение дефицита бюджетной системы с 1,0% ВВП в 2014 г. до 1,5% ВВП в 2017 г.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2014 г.

За первое полугодие 2014 г. доходы федерального бюджета составили 7120,1 млрд. руб., или 21,1% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП выше, чем за соответствующий период предыдущего года. Нефтегазовые доходы выросли при этом до 11,0% ВВП, или на 1,1 п.п. ВВП, в то время как ненефтегазовые доходы в долях ВВП по итогам рассматриваемого периода по сравнению с аналогичным временным интервалом предыдущего года не изменились и составили 10,1% ВВП. (См. табл. 1.)

За январь-июнь 2014 г. в доходную часть федерального бюджета поступило 52,5% от годовых прогнозных значений, в том числе по нефтегазовым доходам - 56,8%, по ненефтегазовым - 48,5%; в то время как за первое полугодие 2013 г. доходы федерального бюджета составили 48,6% от годовых прогнозных объемов, в том числе нефтегазовые - 52,3%, ненефтегазовые - 45,5%.

Расходы федерального бюджета за первое полугодие 2014 г. составили 6470,8 млрд. руб. (19,2% ВВП), что на 0,2 п.п. ВВП выше, чем за аналогичный временной отрезок предыдущего года. Кассовое исполнение федерального бюджета за рассматриваемый период достигло 46,4% от утвержденных годовых объемов, тогда как за аналогичный период 2013 г. -44,4%.

1 Например, за январь-май 2014 г. доходы консолидированного бюджета субъектов РФ снизились относительно первых пяти месяцев 2013 г. на 0,2 п.п. ВВП.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в первом полугодии 2013 и 2014 гг.

Первое полугодие 2014 г. Первое полугодие 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 7120,1 21,1 6257,5 20,0 1,1

в том числе:

Нефтегазовые 3703,4 11,0 3099,1 9,9 1,1

Ненефтегазовые 3416,7 10,1 3157,4 10,1 0,0

Расходы 6470,8 19,2 5948,6 19,0 0,2

в том числе:

Процентные 200,8 0,6 175,9 0,6 0,0

Непроцентные 6270,0 18,6 5772,7 18,4 0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) 649,3 1,9 308,9 1,0 0,9

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3054,1 -9,0 -2790,2 -8,9 -0,1

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 33 770 31215

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

По итогам первого полугодия 2014 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 1,9% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП выше сальдо исполнения федерального бюджета за январь-июнь 2013 г. При этом ненефтегазовый дефицит увеличился относительно уровня со-

ответствующего периода предыдущего года на 0,1 п.п. ВВП.

За первые шесть месяцев текущего года доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. за счет роста поступлений по внутреннему НДС

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в первом полугодии 2013 и 2014 гг.

Первое полугодие 2014 г. Первое полугодие 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 6533,5 19,3 5700,1 18,3 1,0

в том числе:

Налог на прибыль организаций 181,2 0,5 160,6 0,5 0,0

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1163,1 3,4 978,7 3,1 0,3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 799,5 2,4 769,0 2,5 -0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 242,1 0,7 210,6 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 32,8 0,1 27,1 0,08 -0,02

НДПИ 1465,9 4,3 1234,0 3,9 0,4

Доходы от внешнеэкономической деятельности 2648,9 7,8 2320,1 7,4 0,4

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

(на 0,3 п.п. ВВП), а также по НДПИ и доходам от внешнеэкономической деятельности (на 0,4 п.п. ВВП по каждому). Поступления по импортному НДС и импортным акцизам в январе-июне 2014 г. сократились по сравнению с сопоставимым периодом 2013 г. соответственно на 0,1 и 0,02 п.п. ВВП. Поступления в доходную часть федерального бюджета по налогу на прибыль и внутренним акцизам в долях ВВП сохранились на уровне первого полугодия предыдущего года в объеме 0,5 и 0,7% ВВП соответственно. (См. табл. 2.)

По итогам первого полугодия текущего года по сравнению с первым полугодием предыдущего можно отметить рост расходов федерального бюджета в долях ВВП по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» и «Межбюджетные трансферты» - на 0,2 п.п. ВВП по каждому, «Национальная оборона» - на 0,8 п.п. ВВП, «Национальная экономика» - на 0,3 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды» - на 0,01 п.п. ВВП.

Сокращение расходов произошло по следующим разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Здравоохранение» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому, «Образование» - на 0,2 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 0,9 п.п. ВВП и «Физическая культура и спорт» - на 0,04 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета в долях ВВП за рассматриваемый период остались на уровне января-июня 2013 г. (См. табл. 3.)

Объемы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за июнь текущего года сократились соответственно на 89,3 и 75,8 млрд. руб. за счет курсовой разницы и по состоянию на 01.07.2014 составили 2937,0 и 2957,5 млрд. руб.

Величина государственного долга по состоянию на 01.07.2014 равнялась: • внутреннего долга - 5757,2 млрд. руб. (прирост за первое полугодие 2014 г. - 23,6 млрд. руб.), в том числе по государственным гарантиям Российской Федерации -

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за первое полугодие 2013 и 2014 гг.

Первое полугодие 2014 г. Первое полугодие 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 6470,8 19,2 5948,6 19,0 0,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 428,7 1,3 350,6 1,1 0,2

Национальная оборона 1454,9 4,3 1086,9 3,5 0,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 909,6 2,7 847,8 2,7 0,0

Национальная экономика 789,2 2,3 633,3 2,0 0,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 42,5 0,1 62,3 0,2 -0,1

Охрана окружающей среды 18,0 0,05 12,8 0,04 0,01

Образование 320,7 0,9 341,3 1,1 -0,2

Культура и кинематография 41,3 0,1 32,2 0,1 0,0

Здравоохранение 204,7 0,6 225,0 0,7 -0,1

Социальная политика 1602,8 4,7 1750,0 5,6 -0,9

Физическая культура и спорт 18,5 0,05 29,4 0,09 -0,04

СМИ 38,6 0,1 37,9 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 200,8 0,6 175,9 0,6 0,0

Межбюджетные трансферты 400,4 1,2 304,3 1,0 0,2

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1261,2 млрд. руб. (сокращение за первое полугодие на 28,6 млрд. руб.); • внешнего долга - 54,8 млрд. долл. (сокращение за первое полугодие 2014 г. на 1,0 млрд. долл.).

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2014 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2014 г. составили 3493,0 млрд. руб., или 12,6% ВВП, расходы - 3192,2 млрд. руб., или 11,5% ВВП, что в долях ВВП соответствовало объемам доходов и расходов за аналогичный период 2013 г. (См. табл. 4.)

Изменения в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за первые пять месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. произошли по двум статьям: выросли поступления по налогу на прибыль организаций на 0,2 п.п. ВВП, а поступления по НДФЛ сократились на 0,1 п.п. ВВП. Поступления по внутренним акцизам, по налогам на совокупный доход и на имущество, а также по безвоз-

мездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ остались на уровне соответствующего периода предыдущего года.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП по итогам первых пяти месяцев текущего года по большинству разделов остались на уровне января-мая 2013 г. Незначительное сокращение расходов региональных бюджетов за исследуемый период произошло по четырем разделам: «Охрана окружающей среды» и «СМИ» - на 0,01 п.п. ВВП по каждому, «Образование» и «Здравоохранение» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому. По разделам «Социальная политика» и «Обслуживание государственного и муниципального долга» расходы выросли по сравнению с январем-маем 2013 г. соответственно на 0,1 и 0,04 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы относительно аналогичного периода предыдущего года не изменились. (См. табл. 5.)

По итогам января-мая 2014 г. региональные бюджеты РФ исполнены с профицитом в объеме 300,8 млрд. руб., или 1,1% ВВП, что на 0,1 п.п. ВВП ниже уровня января-мая 2013 г.

В среднесрочной перспективе риски для устойчивости российской бюджетной системы

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-мае 2013 и 2014 гг.

Январь-май 2014 г. Январь-май 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. Ч 6 ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 3493,0 12,6 3219,0 12,6 0,0

втом числе:

Налог на прибыль организаций 886,1 3,2 775,6 3,0 0,2

НДФЛ 975,9 3,5 914,1 3,6 -0,1

Акцизы внутренние 191,9 0,7 191,0 0,7 0,0

Налог на совокупный доход 161,4 0,6 150,9 0,6 0,0

Налог на имущество 409,9 1,5 390,0 1,5 0,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 634,3 2,3 587,7 2,3 0,0

Расходы 3192,2 11,5 2956,3 11,5 0,0

Профицит (+) / Дефицит (-) 300,8 1,1 262,7 1,0 -0,1

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 27728 25590

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

создают внешние геополитические и внутренние макроэкономические факторы. Согласно ОНБП-20152 в текущем году ожидается замедление темпа прироста ВВП России до 0,5%, снижены прогнозы по темпу прироста оборота розничной торговли с 4,0 до 1,9% и реальных располагаемых доходов с 3,4 до 0,5%.

Прогнозируется, что доходы бюджетной системы Российской Федерации сократятся с 36,9% ВВП в 2014 г. до 35,3% ВВП в 2017 г., в том числе по федеральному бюджету - с 19,9 до 18,1% ВВП. Снижение расходов бюджета расширенного правительства с 37,8% ВВП в 2014 г. до 36,7% ВВП в 2017 г., в том числе федерального бюджета - с 19,5 до 18,7% ВВП, не позволит компенсировать в полном объеме сокращение доходов, и в результате дефицит бюджетной системы вырастет с 1,0% ВВП в 2014 г. до 1,5% ВВП в 2017 г.

Со структурной точки зрения планируется рост расходов бюджетной системы на нацио-

нальную оборону с 3,5% ВВП в 2014 г. до 3,9% ВВП в 2017 г. при сокращении программ поддержки экономики: расходы по разделу «Национальная экономика» в 2017 г. на 1,1 п.п. ВВП будут ниже относительно 2014 г. В то же время по основным разделам бюджета, относящимся к социальной сфере, - «Образование», «Здравоохранение» и «Социальная политика» - расходы бюджетной системы возрастут в 2017 г. по сравнению с 2014 г. на 1,0 п.п. ВВП.

Таким образом, среднесрочные перспективы состояния бюджетной системы Российской Федерации не вызывают оптимизма. Необходимо учитывать, что использование средств Резервного фонда (а также фактическое использование средств ФНБ через инвестирование их в инфраструктурные проекты, эффективность которых не подтверждена) может создать существенные долгосрочные риски, а экономическая ситуация может не позволить восстановить резервы до уровня,

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2013 и 2014 гг.

Январь-май 2014 г. Январь-май 2013 г. Отклонение,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 3192,2 11,5 2956,3 11,5 0,0

в том числе:

Общегосударственные вопросы 202,8 0,7 189,7 0,7 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 32,2 0,1 29,1 0,1 0,0

Национальная экономика 490,5 1,8 458,9 1,8 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 245,9 0,9 230,3 0,9 0,0

Охрана окружающей среды 7,0 0,02 7,0 0,03 -0,01

Образование 959,2 3,4 887,9 3,5 -0,1

Культура и кинематография 110,1 0,4 101,6 0,4 0,0

Здравоохранение 470,8 1,7 455,0 1,8 -0,1

Социальная политика 551,9 2,0 496,8 1,9 0,1

Физическая культура и спорт 60,8 0,2 52,2 0,2 0,0

СМИ 15,4 0,05 14,8 0,06 -0,01

Обслуживание государственного 41 д 0 15 28 0 0 11 004

и муниципального долга

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

2 http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017.pdf

обеспечивающего устойчивость экономического развития страны.

Лучшей альтернативой использованию средств резервных фондов представляется проведение оптимизации расходов и/или увеличение налоговых доходов - например, за счет повышения базовой ставки НДС до 20%, что уже стало предметом обсуждения в Правительстве РФ3. Налоговая нагрузка на экономику в последние годы составляла 33-35% ВВП, а с вычетом природной ренты как из налоговой базы, так и из ВВП налоговая нагрузка составит, по оценкам Минфина России, 2728% ВВП, что ниже средней по ОЭСР (34% ВВП), хотя и несколько выше, чем в азиатских странах с формирующимися рынками (25% ВВП).

Необходимо также изменить подходы к налогообложению добычи твердых полезных ископаемых. В частности, возможно постепенно, начиная с 2015 г., сокращать на 17% еже-

годно вплоть до 2020 г. экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а уменьшение поступлений от экспортных пошлин компенсировать за счет повышения НД ПИ. Такой «налоговый маневр» создаст стимулы для модернизации нефтеперерабатывающего сектора российской экономики и для рационального использования энергоресурсов.

С целью оптимизации структуры расходов необходимо осуществить также «бюджетный маневр», в рамках которого увеличить расходы бюджетной системы на 3,0 п.п. ВВП, в том числе на образование (на 1,2 п.п. ВВП), здравоохранение (на 1,0 п.п. ВВП), дорожное хозяйство (на 0,8 п.п. ВВП) - при одновременном сокращении расходов в том же объеме на правоохранительную деятельность (на 0,9 п.п. ВВП), оборону (на 1,1 п.п. ВВП), национальную экономику (без учета дорожного хозяйства) и жилищно-коммунальную сферу (на 1,0 п.п. ВВП). ■

3 www.interfax.ru/business/387810

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.