Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / strategic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. составили 2368,1 млрд. руб., или 22,5% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. Нефтегазовые доходы за два первых месяца 2014 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4 п.п. ВВП. Основным фактором увеличения поступлений в федеральный бюджет стало снижение курса рубля относительно доллара США и европейской валюты. Сокращение расходов федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. относительно двух месяцев предыдущего года на 1,4 п.п. ВВП – до 22,2% ВВП (2337,6 млрд. руб.) позволило достичь профицита федерального бюджета за указанный период в размере 0,3% ВВП, или 30,5 млрд. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

Based on the data supplied by the Federal Treasury of Russia, in the period of January 2014 thru February 2014, federal budget revenues amounted to Rb 2368,1bn or 22.5% of GDP, an increase of 1.6p.p. of GDP against the corresponding period in 2013. Within the first two months in 2014 oil and gas revenues increased 1.4 p.p. of GDP as compared to the same period of previous year. A weakening of the ruble exchange rate against the US dollar and Euro was the key driver that pushed up federal budget revenues. A reduction of 1.4 p.p. of GDP in the federal budget expenditures in January thru February 2014 against the same two months of previous year to 22.2% of GDP (Rb 2337,6bn) resulted in a federal budget surplus of 0.3% of GDP or Rb 30,5bn in the period of January thru February 2014.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

Макроэкономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. составили 2368,1 млрд. руб., или 22,5% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. Нефтегазовые доходы за два первых месяца 2014 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4 п.п. ВВП. Основным фактором увеличения поступлений в федеральный бюджет стало снижение курса рубля относительно доллара США и европейской валюты. Сокращение расходов федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. относительно двух месяцев предыдущего года на 1,4 п.п. ВВП - до 22,2% ВВП (2337,6 млрд. руб.) позволило достичь профицита федерального бюджета за указанный период в размере 0,3% ВВП, или 30,5 млрд. руб.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2014 г.

По данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. составили 22,5% ВВП (2368,1 млрд. руб.), т.е. относительно соответствующего периода 2013 г. они выросли на 1,6 п.п. ВВП, в том числе нефтегазовые доходы - на 1,4 п.п. ВВП. (См. табл. 1.) Расходы бюджета за два первых месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего сократились на 1,4 п.п. ВВП -до 22,2% ВВП и составили 2337,6 млрд. руб.

По итогам двух первых месяцев 2014 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 0,3% ВВП, тогда как годом ранее отмечался дефицит бюджета в размере 2,7% ВВП. Ненефтегазовый дефицит федерального бюд-

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе-феврале 2013 и 2014 гг.

Январь-февраль 2014 г. Январь-февраль 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 2368,1 22,5 1981,3 20,9 1,6

в том числе нефтегазовые 1233,8 11,7 976,7 10,3 1,4

Расходы 2337,6 22,2 2 239,5 23,6 -1,4

втом числе:

Процентные расходы 76,7 0,7 66,8 0,7 0,0

Непроцентные расходы 2260,9 21,5 2 172,7 22,9 -1,4

Профицит (+) / Дефицит (-) 30,5 0,3 -258,2 -2,7 3,0

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1203,3 -11,4 -1234,9 -13,0 1,6

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 10503 9466

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-феврале 2013 и 2014 гг.

Январь-февраль 2014 г. Январь-февраль 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

1. Поступления налогов

Налог на прибыль организаций 35,1 0,3 31,9 0,3 0,0

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 317,3 3,0 250,1 2,6 0,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 235,2 2,2 230,3 2,4 -0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 98,9 0,9 75,2 0,8 0,1

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 8,8 0,08 7,0 0,07 0,01

НДПИ 482,1 4,6 422,9 4,5 0,1

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 838,3 8,0 720,6 7,6 0,4

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

жета сократился на 1,6 п.п. ВВП и составил 11,4% ВВП.

Основной прирост доходов федерального бюджета за январь-февраль 2014 г. в долях ВВП относительно аналогичного периода предыдущего года был зафиксирован по внутренне-

му НДС и по поступлениям от внешнеэкономической деятельности — на 0,4 п.п. ВВП по каждому, внутренним и внешним акцизам -на 0,1 и 0,01 п.п. ВВП соответственно, по НДПИ -на 0,1 п.п. ВВП. Сокращение поступлений произошло только по импортному НДС - на 0,2

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-февраль 2013 и 2014 гг.

Январь-февраль 2014 г. Январь-февраль 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 2337,6 22,2 2239,5 23,6 -1,4

в том числе:

Общегосударственные вопросы 167,0 1,6 106,2 1,1 -0,5

Национальная оборона 748,8 7,1 515,1 5,4 1,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 280,9 2,7 230,8 2,4 0,3

Национальная экономика 208,6 2,0 160,8 1,7 0,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 29,9 0,3 3,6 0,04 0,26

Охрана окружающей среды 2,9 0,03 4,6 0,05 -0,02

Образование 91,5 0,9 97,6 1,0 -0,1

Культура и кинематография 10,6 0,1 10,6 0,1 0,0

Здравоохранение 90,6 0,9 96,6 1,0 -0,1

Социальная политика 478,2 4,5 716,3 7,6 -3,1

Физическая культура и спорт 6,4 0,06 6,4 0,07 -0,01

СМИ 12,8 0,1 15,0 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 76,7 0,7 66,8 0,7 0,0

Межбюджетные трансферты 132,8 1,3 119,8 1,3 0,0

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

п.п. ВВП. Поступления по налогу на прибыль остались на уровне соответствующего периода предыдущего года - 0,3% ВВП. (См. табл. 2.)

По итогам двух первых месяцев текущего года расходы федерального бюджета в процентах ВВП выросли относительно аналогичного периода предыдущего года по следующим разделам: «Национальная оборона» -на 1,7 п.п. ВВП, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Национальная экономика» - на 0,3 п.п. ВВП по каждому, «Жилищно-коммунальное хозяйство» -на 0,26 п.п. ВВП. (См. табл. 3.) В то же время по шести разделам федерального бюджета расходы в рассматриваемый период по сравнению с аналогичным временным интервалом 2013 г. сократились: «Общегосударственные вопросы»- на 0,5 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды»- на 0,02 п.п. ВВП, «Образование»

и «Здравоохранение» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому, «Социальная политика» - на 3,1 п.п. ВВП, «Физическая культура и спорт» - на 0,01 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета в долях ВВП остались на уровне января-февраля 2013 г.

По состоянию на 1 марта 2014 г. объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 3148,1 и 3145,3 млрд. руб. соответственно.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2014 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2014 г. составили 5,9% ВВП,

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе 2013 и 2014 гг.

Январь 2014 г. Январь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 295,6 5,9 439,8 9,7 -3,8

в том числе:

Налог на прибыль организаций 83,6 1,7 95,7 2,1 -0,4

НДФЛ 133,2 2,7 126,2 2,8 -0,1

НДС внутренний 0,04 <0,001 0,02 <0,001 0,0

Акцизы внутренние 44,4 0,9 41,2 0,9 0,0

Налог на совокупный доход 23,6 0,5 26,1 0,6 -0,1

Налог на имущество 28,4 0,6 27,2 0,6 0,0

Доходы от использования имущества,

находящегося в государственной и 16,3 0,3 15,2 0,3 0,0

муниципальной собственности

Безвозмездные поступления -60,3 -1,2 80,7 1,8 -3,0

в том числе:

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 123,0 2,5 147,4 3,2 -0,7

возврат остатков субсидий,субвенций и иных межбюджетных трансфертов целевого назначения прошлых лет -189,8 -3,8 -73,0 -1,6 -2,2

Расходы 405,8 8,1 357,3 7,9 0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) -110,2 -2,2 82,5 1,8 -4,0

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 4988 4533

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

что на 3,8 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2013 г. (См. табл. 4.)

По налоговым доходам консолидированного бюджета субъектов РФ было зарегистрировано сокращение поступлений в него в долях ВВП за первый месяц текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего по налогу на прибыль организаций -на 0,4 п.п. ВВП, по НДФЛ и по налогу на совокупный доход - на 0,1 п.п. ВВП по каждому. По остальным налоговым доходам и по доходам от использования имущества объем поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ в долях ВВП сохранился на уровне первого месяца 2013 г., в том числе: по внутреннему НДС - в объеме менее чем 0,001% ВВП, по внутренним акцизам и по налогу на имущество - 0,9 и 0,6% ВВП соответственно, по доходам от использования имущества -0,3% ВВП.

Существенное снижение доходов консолидированного бюджета субъектов РФ было свя-

зано с межбюджетными трансфертами. В частности, в январе 2014 г. доходы региональных бюджетов сократились не только по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ - на 0,7 п.п. ВВП относительно января предыдущего года, но и был осуществлен возврат из региональных бюджетов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов целевого назначения прошлых лет на сумму 189,8 млрд. руб. (3,8% ВВП).

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь текущего года составили 8,1% ВВП, что на 0,2 п.п. ВВП ниже уровня января 2013 г. (См. табл. 5.) Выросли расходы в долях ВВП относительно января предыдущего года по разделам: «Общегосударственные вопросы»,«Национальная экономика» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0,01 п.п. ВВП, «СМИ» - на 0,04 п.п. ВВП,

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2013 и 2014 гг.

Январь 2014 г. Январь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 405,8 8,1 357,3 7,9 0,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 24,7 0,5 20,5 0,4 0,1

Национальная оборона 0,05 0,001 0,05 0,001 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,8 0,06 2,5 0,05 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная экономика 44,9 0,9 36,0 0,8 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 24,6 0,5 20,0 0,4 0,1

Охрана окружающей среды 0,4 0,008 0,6 0,01 -0,02

Образование 129,1 2,6 120,0 2,6 0,0

Культура и кинематография 16,4 0,3 16,4 0,4 -0,1

Здравоохранение 76,8 1,5 66,7 1,5 0,0

Социальная политика 68,1 1,4 63,4 1,4 0,0

Физическая культура и спорт 7,6 0,1 5,5 0,1 0,0

СМИ 2,8 0,06 0,9 0,02 0,04

Обслуживание государственного и муниципального долга 7,0 0,1 4,4 0,1 0,0

Межбюджетные трансферты 0,4 0,008 0,2 0,004 0,004

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической полити-ки им. Е.Т. Гайдара.

«Межбюджетные трансферты» -на 0,004 п.п. ВВП.

Снизились расходы по разделам «Охрана окружающей среды»- на 0,02 п.п. ВВП, «Культура и кинематография» - на 0,1 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первый

месяц текущего года в долях ВВП остались на уровне аналогичного периода 2013 г.

По итогам первого месяца 2014 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с дефицитом в 110,2 млрд. руб., или 2,2% ВВП, что на 4,0 п.п. ВВП ниже уровня января предыдущего года. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.