Макроэкономика
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук
По данным Федерального казначейства, за первый квартал 2014 г. доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,8 п.п. ВВП. Это произошло за счет прироста нефтегазовых доходов на 1,1 п.п. ВВП вследствие снижения курса рубля к доллару США. Расходы федерального бюджета за первый квартал текущего года сократились относительно того же периода 2013 г. на 0,4 п.п. ВВП, и по итогам января-марта 2014 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом в размере 0,7% ВВП. Тем не менее влияние негативных внешнеполитических и экономических факторов возрастает, что создает дополнительные риски для устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и может потребовать корректировки основных параметров федерального бюджета уже во второй половине текущего года.
Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за первый квартал 2014 г.
За первый квартал 2014 г. доходы федерального бюджета составили 3520,8 млрд. руб., или 21,6% ВВП, что на 0,8 п.п. ВВП выше уровня соответствующего периода предыдущего года. Нефтегазовые доходы выросли относительно трех первых месяцев 2013 г. на 1,1 п.п. ВВП. Расходы бюджета за январь-март 2014 г. составили 3410,8 млрд. руб. (20,9% ВВП), что на 0,4 п.п. ВВП ниже расходов за соответствующий период предыдущего года.
По итогам января-марта 2014 г. профицит федерального бюджета составил 110,1 млрд. руб. (0,7% ВВП). на 1,1 п.п. ВВП превысив уровень дефицита за первые три месяца 2013 г., когда федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 0,4% ВВП. Ненефтегазовый де-
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в первом квартале 2013 и 2014 гг.
Первый квартал 2014 г. Первый квартал 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Доходы 3520,8 21,6 3105,6 20,8 0,8
в том числе нефтегазовые 1826,7 11,2 1508,2 10,1 1,1
Расходы 3410,8 20,9 3167,8 21,3 -0,4
втом числе:
Процентные расходы 132,9 0,8 120,4 0,8 0,0
Непроцентные расходы 3277,9 20,1 3047,4 20,5 0,4
Профицит (+) / Дефицит (-) 110,1 0,7 -62,2 -0,4 1,1
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1716,6 10,5 -1570,4 10,5 0,0
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 16284 14889
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
фицит за рассматриваемый период по сравнению с аналогичным временным интервалом предыдущего года не изменился, составив 10,5% ВВП. (См. табл. 1.)
За первый квартал текущего года поступления в доходную часть федерального бюджета по налогу на прибыль остались на уровне января-марта 2013 г. - 0,5% ВВП. (См. табл. 2.) По другим статьям налоговых и неналоговых доходов отмечался рост поступлений в долях ВВП относительно трех первых месяцев предыдущего года: по внутреннему НДС и по НДПИ - на 0,2 п.п. ВВП по каждому, по внутренним и импортным акцизам - на 0,1 и 0,01 п.п. ВВП соответственно и по доходам от внешнеэкономической деятельности - на 0,6 п.п. ВВП. По импортному НДС поступления в федеральный бюджет сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,2 п.п. ВВП.
При этом в первом квартале текущего года относительно аналогичного периода 2013 г. было зафиксировано снижение расходов в долях ВВП по 5 разделам из 14, в том числе по следующим: «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,14 п.п. ВВП, «Образование» - на 0,4 п.п. ВВП, «Здравоохранение» - на 0,2 п.п. ВВП, «Социальная политика» - на 1,8 п.п. ВВП и «Физическая культура и спорт» - на 0,04 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)
В разрезе статей расходов раздела «Социальная политика» наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в рассматриваемый период по сравнению с аналогичным временным интервалом предыдущего года произошло по пенсионному обеспечению - на 1,4 п.п. ВВП и социальному обеспечению населения - на 0,4 п.п. ВВП.
По итогам первого квартала 2014 г. прирост расходов федерального бюджета относительно января-марта предыдущего года в долях ВВП произошел по четырем разделам: «Общегосударственные вопросы» -на 0,3 п.п. ВВП, «Национальная оборона» - на 1,6 п.п. ВВП, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0,1 п.п. ВВП и «Культура и кинематография» - на 0,02 п.п. ВВП. По разделу «Национальная оборона» существенно возросли расходы по статье «Вооруженные силы Российской Федерации» - на 1,4 п.п. ВВП.
По остальным разделам расходы федерального бюджета за рассматриваемый период сохранились на уровне января-марта предыдущего года. При этом, несмотря на то что расходы по обслуживанию государственного долга в долях ВВП по итогам трех первых месяцев текущего года оказались равными расходам за январь-март 2013 г. в
Таблица 2
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в первом квартале 2013 и 2014 гг.
Первый квартал 2014 г. Первый квартал 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
1. Поступления налогов
Налог на прибыль организаций 81,7 0,5 73,7 0,5 0,0
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 565,5 3,5 495,1 3,3 0,2
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 376,9 2,3 369,3 2,5 -0,2
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 125,4 0,8 100,8 0,7 0,1
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 14,8 0,09 11,9 0,08 0,01
НДПИ 713,2 4,4 623,4 4,2 0,2
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 1309,0 8,0 1108,5 7,4 0,6
Источник: Минфин России, Росстат, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
объеме 0,8% ВВП, темпы кассового исполнения по этой статье на уровне 31,1% несколько превысили темпы освоения расходной части федерального бюджета - 24,4% от утвержденных объемов расходов в 2014 г. Такая ситуация, обусловленная ростом курса бивалютной корзины к рублю в первом квартале нынешнего года, может привести к корректировке утвержденного объема годовых бюджетных ассигнований по разделу «Обслуживание государственного в сторону увеличения.
По состоянию на 1 апреля 2014 г. совокупный объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте вырос относительно 1 января текущего года за счет курсовой разницы от пе-
реоценки средств фондов на 261,6 и 221,9 млрд. руб. соответственно и составил 3121,3 и 3122,5 млрд. руб.
Негативные тенденции в российской экономике, сохраняющиеся со второй половины 2012 г.1, и усиливающееся давление экономических санкций западных стран актуализировали вопросы о необходимости пересмотра прогноза доходов, возможности увеличения расходов и дефицита федерального бюджета, а также о целесообразности корректировки бюджетного правила.
По оценке Минфина России2, доходы федерального бюджета РФ по итогам текущего года окажутся на 100 млрд. руб. меньше запланированных, несмотря на то что объем дополнительных нефтегазовых доходов от ослаб-
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета за первый квартал 2013 и 2014 гг.
Первый квартал 2014 г. Первый квартал 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 3410,8 20,9 3167,8 21,3 -0,4
втом числе:
Общегосударственные вопросы 223,2 1,4 161,2 1,1 0,3
Национальная оборона 1019,3 6,2 689,3 4,6 1,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 438,1 2,7 383,5 2,6 0,1
Национальная экономика 355,9 2,2 334,7 2,2 0,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 30,5 0,2 8,9 0,06 -0,14
Охрана окружающей среды 5,0 0,03 5,0 0,03 0,0
Образование 135,5 0,8 178,8 1,2 -0,4
Культура и кинематография 18,1 0,1 11,6 0,08 0,02
Здравоохранение 112,5 0,7 142,1 0,9 -0,2
Социальная политика 729,3 4,5 936,7 6,3 -1,8
Физическая культура и спорт 6,6 0,04 11,9 0,08 -0,04
СМИ 17,4 0,1 15,5 0,1 0,0
Обслуживание государственного долга 132,9 0,8 120,4 0,8 0,0
Межбюджетные трансферты 186,6 1,1 168,1 1,1 0,0
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 В Минфине России считают, что экономика РФ во втором квартале 2014 г. может вступить в техническую рецессию, когда второй квартал подряд ВВП,очищенный от сезонного фактора, будет снижаться. При этом рост ВВП РФ в годовом выражении, по прогнозу Минфина, во втором и третьем кварталах замедлится практически до нуля и не исключено, что уйдет в область отрицательного значения.
2 Здесь и далее до конца раздела использован источник: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id_4=21535
ления курса рубля оценивается в размере 900 млрд. руб. Таким образом, федеральный бюджет в 2014 г. может недополучить свыше 1 трлн. руб., в том числе: 234 и 250 млрд. руб. по внешним и внутренним займам для финансирования дефицита федерального бюджета, 180 млрд. руб. от приватизации, а также по доходам от дивидендов.
Что касается расходов бюджета, то Минэкономразвития России высказывает мнение, что идеология бюджетного правила позволяет потратить дополнительные нефтегазовые доходы на инфраструктурные проекты для обеспечения экономического роста, так как они не имеют отношения к ценовой конъюнктуре. По мнению же Минфина России, оценка Минэкономразвития России положительного влияния
дополнительных расходов бюджета РФ на темпы экономического роста существенно завышена3 и, чтобы темпы роста экономики были постоянными, дефицит нужно увеличивать каждый последующий год на такую же величину - 0,5% ВВП.
Таким образом, позиции двух федеральных ведомств - финансового и экономического - относительно возможности увеличения расходов и дефицита федерального бюджета расходятся. И хотя в середине апреля текущего года В. Путин призвал не спешить с изменением бюджетного правила4 и учитывать риски в мировой и российской экономике, можно ожидать, что во втором полугодии дискуссия о возможности смягчения бюджетного правила возобновится.
Таблица 4
Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-феврале 2013 и 2014 гг.
Январь-февраль 2014 г. Январь-февраль 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Доходы 863,1 8,2 907,4 9,6 -1,4
в том числе:
Налог на прибыль 176,2 1,7 161,9 1,7 0,0
НДФЛ 335,8 3,2 313,5 3,3 -0,1
Акцизы внутренние 75,4 0,7 74,4 0,8 -0,1
Налог на совокупный доход 35,8 0,3 37,9 0,4 -0,1
Налог на имущество 64,1 0,6 60,2 0,6 0,0
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 32,7 0,3 31,5 0,3 0,0
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 263,8 2,5 240,2 2,5 0,0
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -188,7 -1,8 -74,4 -0,8 -1,0
Расходы 1010,4 9,6 923,7 9,8 -0,2
Профицит (+) / Дефицит (-) -147,3 -1,4 -16,3 -0,2 -1,2
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 10503 9466
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара..
3 Минэкономразвития РФ ведет речь об увеличении дефицита на 0,5% в год при совокупном росте объема расходов за четыре года на 2% ВВП, что позволит увеличить ВВП за этот период. на 4,4%. Тогда как Минфин РФ считает, что оценка положительного влияния дополнительных бюджетных расходов на темпы экономического роста завышена, особенно в средне- и долгосрочной перспективе. 4http://www.rbcdaily.ru/
Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2014 г.
По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2014 г. составили 863,1 млрд. руб., или 8,2% ВВП, что на 1,4 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2013 г. (См. табл. 4.)
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль текущего года относительно аналогичного периода предыдущего сократились на 0,2 п.п. ВВП и составили 9,6% ВВП, или 1010,4 млрд. руб. По итогам двух первых месяцев 2014 г. бюджеты субъектов РФ были исполнены с дефицитом в объеме 147,3 млрд. руб., или 1,4 % ВВП, что на 1,2 п.п. ВВП ниже уровня соответствующего периода предыдущего года.
Основное сокращение доходов в региональных бюджетах за январь-февраль 2014 г. было зафиксировано по статье «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» - на 1,0 п.п. ВВП относительно аналогичного периода 2013 г. Незначительно сократились налоговые доходы по НДФЛ, внутренним акцизам и по налогу на совокупный доход - на 0,1 п.п. ВВП по каждому По остальным налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2014 г. объем поступлений в долях ВВП остался на уровне соответствующего периода предыдущего года.
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам двух первых месяцев текущего года сократились относительно аналогичного периода 2013 г. только по двум разделам: «Национальная оборона» - на 0,001 п.п.
Таблица 5
Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2013 и 2014 гг.
Январь-февраль 2014 г. Январь-февраль 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 1010,4 9,6 923,7 9,8 -0,2
в том числе:
Общегосударственные вопросы 65,4 0,6 58,5 0,6 0,0
Национальная оборона 0,2 0,002 0,3 0,003 -0,001
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 9,9 0,09 8,2 0,09 0,0
Национальная экономика 123,5 1,2 131,4 1,4 -0,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 74,1 0,7 63,3 0,7 0,0
Охрана окружающей среды 1,9 0,02 2,0 0,02 0,0
Образование 312,7 3,0 283,0 3,0 0,0
Культура и кинематография 36,9 0,3 33,4 0,3 0,0
Здравоохранение 163,6 1,6 151,6 1,6 0,0
Социальная политика 183,8 1,7 163,1 1,7 0,0
Физическая культура и спорт 18,4 0,2 16,1 0,2 0,0
СМИ 5,1 0,05 3,1 0,03 0,02
Обслуживание государственного и муниципального долга 14,8 0,1 9,5 0,1 0,0
Межбюджетные трансферты 0,06 0,0006 0,2 0,002 -0,0014
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической полити-ки им Е.Т. Гайдара.
ВВП и «Национальная экономика»- на 0,2 п.п. ВВП. Выросли же они по одному разделу -«СМИ» - на 0,02 п.п. ВВП. По большинству разделов расходы региональных бюджетов в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода 2013 г. (См. табл. 5.)
Объем государственного долга субъектов РФ за март текущего года увеличился на 13,4 млрд. руб. и по состоянию на 1 апреля 2014 г. составил 1754,0 млрд. руб., или 22,8% от прогнозируемого годового объема доходов консолидированного бюджета субъектов РФ. ■