Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / stra- tegic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По данным Федерального казначейства, за январь-июль 2014 г. доходы федерального бюджета выросли относительно аналогичного периода предыдущего года на 0,6 п.п. ВВП; увеличились за первое полугодие 2014 г. по сравнению с январем-июнем 2013 г. и доходы консолидированного бюджета субъектов РФ – на 0,2 п.п. ВВП. По итогам января-июля текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,6% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-июнь 2014 г. – с профицитом в 0,3% ВВП. Однако если по итогам первого полугодия 2014 г. доходы федерального бюджета достигли 21,1% ВВП, то за первые семь месяцев текущего года поступления в него составили только 20,4% ВВП, т.е. сократились за июль на 0,7 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам первой половины 2014 г. сократились по сравнению с объемом поступлений за январь-май текущего года на 0,6 п.п. ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the data provided by the Federal Treasury of Russia, federal budget revenues gained 0.6 p.p. of GDP during the period of January to July 2014 relative to the corresponding period of the previous year; likewise, consolidated budget revenues of the constituent territories of the Russian Federation increased 0.2p.p. of GDP in H1 2014 compared to January-June 2013. The federal budget ran a surplus of 1.6% of GDP as of the end of the period between January and July 2014, while the consolidated budget of the constituent territories of the Russian Federation ran a surplus of 0.3% of GDP in the period of January to June 2014. However, although federal budget revenues reached 21.1% of GDP as of the end of six months in 2014, they stood at only 20.4% of GDP during the first seven months of the current year, i.e. down by 0.7 p.p. of GDP in July. Consolidated budget revenues of the constituent territories of the Russian Federation diminished by 0.6 p.p. of GDP as of the end of six months in 2014 compared to the volume of revenues observed in the period between January and May of the same year.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

Макроэкономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По данным Федерального казначейства, за январь-июль 2014 г. доходы федерального бюджета выросли относительно аналогичного периода предыдущего года на 0,6 п.п. ВВП; увеличились за первое полугодие 2014 г. по сравнению с январем-июнем 2013 г. и доходы консолидированного бюджета субъектов РФ — на 0,2 п.п. ВВП. По итогам января-июля текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,6% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-июнь 2014 г. — с профицитом в 0,3% ВВП. Однако если по итогам первого полугодия 2014 г. доходы федерального бюджета достигли 21,1% ВВП, то за первые семь месяцев текущего года поступления в него составили только 20,4% ВВП,

т.е. сократились за июль на 0,7п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам первой половины 2014 г. сократились по сравнению с объемом поступлений за январь-май текущего года на 0,6 п.п. ВВП.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-июль 2014 г.

За январь-июль 2014 г. в доходную часть федерального бюджета поступило 8254,8 млрд. руб., или 20,4 % ВВП, что на 0,6 п.п. ВВП выше соответствующего показателя за предыдущий год. Нефтегазовые доходы составили 10,7% ВВП, на 0,9 п.п. ВВП превысив значение за первые семь месяцев 2013 г., тогда как ненефтега-

Таблица 1 Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе-июле 2013 и 2014 гг.

Январь-июль 2014 г. Январь-июль 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. 1 ВВП п.п. ВВП

Доходы 8254,8 20,4 7329,0 19,8 0,6

в том числе:

Нефтегазовые 4313,9 10,7 3635,7 9,8 0,9

Ненефтегазовые 3940,9 9,7 3693,3 10,0 -0,3

Расходы 7578,0 18,8 7090,8 19,1 -0,3

в том числе:

Процентные 225,7 0,6 201,2 0,5 0,1

Непроцентные 7352,3 18,2 6889,6 18,6 -0,4

Профицит (+) / Дефицит (-) 676,8 1,6 238,2 0,7 0,9

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3637,1 -9,1 -3397,5 -9,1 0,0

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 40380 37079

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

зовые доходы сократились за рассматриваемый период на 0,3 п.п. ВВП, составив 9,7% ВВП. Расходы федерального бюджета за январь-июль 2014 г. выразились значением в 7578,0 млрд. руб. (18,8% ВВП), что на 0,3 п.п. ВВП ниже, чем за аналогичный период предыдущего года.

По итогам января-июля 2014 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 1,6% ВВП (676,8 млрд. руб.), что на 0,9 п.п. ВВП выше сальдо исполнения федерального бюджета за январь-июль 2013 г., при этом объем ненефтегазового дефицита в долях ВВП не изменился относительно соответствующего периода предыдущего года и составил 9,1% ВВП. (См. табл. 1.)

За первые семь месяцев текущего года доходы федерального бюджета в долях ВВП выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль и по доходам от внешнеэкономической деятельности на 0,1 п.п. ВВП по каждому, по внутреннему НДС - на 0,2 п.п. ВВП, по НДПИ - на 0,4 п.п. ВВП. Доходы федерального бюджета по импортному НДС в ян-

варе-июле 2014 г. сократились относительно аналогичного периода 2013 г. на 0,2 п.п. ВВП, а по внутренним и импортным акцизам сохранились на уровне января-июля предыдущего года в объеме 0,7 и 0,1% ВВП соответственно. (См. табл. 2.)

В расходах федерального бюджета за январь-июль текущего года относительно аналогичного периода 2013 г. были отмечены следующие изменения:

• рост расходов по разделам «Национальная оборона» - на 0,6 п.п. ВВП, «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика» и «Обслуживание государственного долга» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому;

• сокращение расходов по разделам «Социальная политика» - на 0,9 п.п. ВВП, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Образование» и «Здравоохранение» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому.

По остальным разделам расходы федерального бюджета в долях ВВП за исследуемый период остались на уровне января-июля 2013 г. (См. табл. 3.)

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-июле 2013 и 2014 гг.

Январь-июль 2014 г. Январь-июль 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 7560,3 18,6 6699,7 18,0 0,6

в том числе:

Налог на прибыль организаций 239,8 0,6 201,9 0,5 0,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1302,3 3,2 1114,8 3,0 0,2

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 950,2 2,3 921,7 2,5 -0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 283,3 0,7 251,8 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 38,3 0,1 32,2 0,1 0,0

НДПИ 1706,3 4,2 1420,8 3,8 0,4

Доходы от внешнеэкономической деятельности 3040,1 7,5 2756,5 7,4 0,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Объемы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за июль текущего года увеличились соответственно на 158,2 и 131,4 млрд. руб. за счет курсовой разницы и по состоянию на 01.08.2014 составили 3095,2 и 3088,8 млрд. руб.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие 2014 г.

По данным Федерального казначейства, в доходную часть консолидированного бюджета субъектов РФ в первом полугодии текущего года поступило 4052,1 млрд. руб., или 12,0% ВВП, что на 0,2 п.п. ВВП выше уровня января-июня предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые шесть месяцев 2014 г. в долях ВВП сократились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 0,1 п.п. ВВП и составили 3961,8 млрд. руб. (См. табл. 4.)

Изменение доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. было зафиксировано по трем разделам: увеличились поступления по налогу на прибыль организаций на 0,2 п.п. ВВП, а поступления по НДФЛ и по внутренним акцизам сократились на 0,1 п.п. ВВП по каждому. Поступления по налогам на совокупный доход и на имущество, а также безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ за январь-июнь 2014 г. в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода предыдущего года.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП по итогам первого полугодия текущего года по большинству разделов изменились незначительно или остались на уровне соответствующего периода предыдущего года. В частности, сократились расходы по трем разделам: «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика» и

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-июль 2013 и 2014 гг.

Январь-июль 2014 г. Январь-июль 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 7578,0 18,8 7090,8 19,1 -0,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 524,5 1,3 453,7 1,2 0,1

Национальная оборона 1584,2 3,9 1236,2 3,3 0,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1072,0 2,6 1019,4 2,7 -0,1

Национальная экономика 935,5 2,3 822,8 2,2 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 66,3 0,2 66,9 0,2 0,0

Охрана окружающей среды 21,7 0,05 16,1 0,05 0,0

Образование 386,2 1,0 402,0 1,1 -0,1

Культура и кинематография 48,5 0,1 43,4 0,1 0,0

Здравоохранение 260,9 0,6 266,7 0,7 -0,1

Социальная политика 1927,4 4,8 2120,9 5,7 -0,9

Физическая культура и спорт 24,7 0,1 34,3 0,1 0,0

СМИ 46,5 0,1 49,0 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 225,7 0,6 201,2 0,5 0,1

Межбюджетные трансферты 453,7 1,1 358,0 1,1 0,0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

«Здравоохранение» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому и выросли расходы по двум разделам: «Социальная политика» и «Обслуживание государственного и муниципального долга» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому. (См. табл. 5.). Кассовое исполнение региональных бюджетов РФ по расходам составило за первую половину 2014 г. 40,3% от утвержденного годового объема и по сравнению с первыми шестью месяцами 2013 г. изменилось незначительно - на 39,5%.

По итогам января-июня 2014 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в размере 90,3 млрд. руб., или 0,3% ВВП, на 0,3 п.п. ВВП превысив уровень аналогичного периода 2013 г.

Государственный долг субъектов РФ на 01.08.2014 составил 1733,1 млрд. руб. (сокращение за период с начала года на 4,4 млрд. руб.), в том числе:

• кредиты, полученные субъектами РФ от

кредитных организаций, иностранных бан-

ков и международных финансовых организаций, - 653,4 млрд. руб.;

• бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 529,0 млрд. руб.;

• государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации - 433,4 млрд. руб. В Правительстве Российской Федерации

продолжается работа над проектом федерального бюджета на 2015 г. и 2016-2017 гг. В скорректированном сценарии на 2015 г. прогнозируются снижение темпа роста ВВП с 2 до 1% ВВП и рост инфляция до 6%.

В условиях, когда страна вступила в «негативную стадию экономического цикла»1, дискуссия о необходимости роста государственных расходов или безусловного следования бюджетному правилу сохраняет свою актуальность.

По мнению руководителя Минэкономразвития РФ А. Улюкаева2, «снижение государст-

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в первом полугодии 2013 и 2014 гг.

Первое полугодие 2014 г. Первое полугодие 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 4052,1 12,0 3698,5 11,8 0,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций 976,5 2,9 834,8 2,7 0,2

НДФЛ 1197,0 3,5 1119,3 3,6 -0,1

Акцизы внутренние 215,6 0,6 233,6 0,7 -0,1

Налог на совокупный доход 170,7 0,5 159,0 0,5 0,0

Налог на имущество 428,0 1,3 406,1 1,3 0,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 756,8 2,2 671,4 2,2 0,0

Расходы 3961,8 11,7 3693,2 11,8 -0,1

Профицит (+) / Дефицит (-) 90,3 0,3 5,3 0,0 0,3

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 33 770 31215

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Из статьи министра экономического развития А. Улюкаева в газете «Ведомости»: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/economylib4/mer/press/interview/20140825

2 http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/press/interview/20140825

венных расходов в еще большей степени усилит негативные тенденции в экономике, что, в свою очередь, не позволит существенно улучшить фискальные позиции. Ответственно подойдя к запланированному увеличению дефицита бюджета, мы можем обеспечить новый виток прилива экономических сил, что так важно в условиях обострения геополитической обстановки». Однако позиция Минфина РФ относительно сдерживания роста расходов и отказа от использования средств стабилизационных фондов остается неизменной. По словам первого заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, «есть большой соблазн

всем раздать резервы, чтобы уйти от этих бесконечных упреков в скупости. Но мы знаем, что бюджетная «ломка» после этого будет очень тяжелой. Именно об этом мы и предупреждаем руководство страны»3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что управленческая дилемма сокращения государственных расходов ради снижения долговых обязательств или увеличения бюджетного финансирования для стимулирования экономического роста стоит не только перед Россией, но и перед многими развитыми и развивающимися странами, и единых эффективных подходов к решению этой проблемы пока не выработано. ■

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие 2013 и 2014 гг.

Первое полугодие 2014 г. Первое полугодие 2013 г. Отклонение, млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 3961,8 11,7 3693,2 11,8 -0,1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 248,2 0,7 234,5 0,8 -0,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 41,0 0,1 36,4 0,1 0,0

Национальная экономика 605,6 1,8 596,7 1,9 -0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 309,9 0,9 291,0 0,9 0,0

Охрана окружающей среды 8,8 0,03 8,8 0,03 0,0

Образование 1210,7 3,6 1115,6 3,6 0,0

Культура и кинематография 137,5 0,4 123,9 0,4 0,0

Здравоохранение 579,6 1,7 563,5 1,8 -0,1

Социальная политика 668,6 2,0 597,7 1,9 0,1

Физическая культура и спорт 74,5 0,2 64,3 0,2 0,0

СМИ 19,0 0,1 17,2 0,1 0,0

Обслуживание государственного 53 5 02 38 2 0 1

и муниципального долга ' ' 11

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

3 Интервью Т. Нестеровой журналу «Бюджет»: http://minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id_4=22431

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.