Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / strategic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По данным Федерального казначейства, за январь-апрель 2014 г. доходы федерального бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 п.п. ВВП за счет ускоренного роста нефтегазовых доходов – на 1,2 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первый квартал 2014 г. сократились относительно первых трех месяцев 2013 г на 0,7 п.п. ВВП. По итогам января-апреля текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 0,3% ВВП. Положительное сальдо в размере 0,7% ВВП было получено и по итогам исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март текущего года. В мае начинается очередной цикл бюджетного планирования, в рамках которого Правительством РФ были представлены первые оценки исполнения федерального бюджета в текущем году и прогнозные сценарии для формирования основных параметров федерального бюджета на 2015–2017 гг. По оценке Минэкономразвития России, в 2014 г. ожидается профицит федерального бюджета на уровне 0,5% ВВП, в 2015–2016 гг. – дефицит на уровне 0,4–1% ВВП и в 2017 г. – дефицит на уровне 0,8–1,8% ВВП в зависимости от сценарного варианта прогноза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the data of the Federal Treasury, in January-April 2014 the federal budget revenues rose by 0.9 p.p. of GDP as compared to the respective period of the previous year due to accelerated growth of 1.2 p.p. of GDP in oil and gas revenues. In January-March 2014, revenues of the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation fell by 0.7 p.p. of GDP against the first months of 2013. On the basis of the results of January-April 2014, the federal budget is executed with surplus of 0.3% of GDP; there was surplus of 0.7% of GDP on the basis of the results of execution of the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation in January-March 2014, too. In May, a regular cycle of budget planning begins; within the frameworks of the above cycle the Government of the Russian Federation announced the first estimates of execution of the federal budget in 2014 and forecast scenarios for formation of the main parameters the 2015–2017 federal budget. According to the assessment of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, in 2014 the surplus of the federal budget at the level of 0.5% of GDP is expected, while in 2015–2016 and 2017 a deficit of 0.4%–1% of GDP and 0.8%–1.8% of GDP, respectively, depending on a scenario option of the forecast.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

Макроэкономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По данным Федерального казначейства, за январь-апрель 2014 г. доходы федерального бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 п.п. ВВП за счет ускоренного роста нефтегазовых доходов - на 1,2 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первый квартал 2014 г. сократились относительно первых трех месяцев 2013 г на 0,7 п.п. ВВП. По итогам января-апреля текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 0,3% ВВП. Положительное сальдо в размере 0,7% ВВП было получено и по итогам исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март текущего года.

В мае начинается очередной цикл бюджетного планирования, в рамках которого Правительством РФ были представлены первые

оценки исполнения федерального бюджета в текущем году и прогнозные сценарии для формирования основных параметров федерального бюджета на 2015—2017 гг. По оценке Минэкономразвития России, в 2014 г. ожидается профицит федерального бюджета на уровне 0,5% ВВП, в 2015-2016 гг. - дефицит на уровне 0,4-1% ВВП и в 2017 г. - дефицит на уровне 0,8—1,8% ВВП в зависимости от сценарного варианта прогноза.

Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2014 г.

За январь-апрель 2014 г. доходы федерального бюджета составили 4753,7 млрд. руб., или 21,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП выше соответствующего показателя за аналогичный период

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе-апреле 2013 и 2014 гг.

Январь-апрель 2014 г. Январь-апрель 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. 1 %ВВП п.п. ВВП

Доходы 4753,7 21,8 4223,4 20,9 0,9

в том числе:

Нефтегазовые 2516,6 11,5 2087,6 10,3 1,2

Ненефтегазовые 2237,1 10,3 2135,8 10,6 -0,3

Расходы 4685,8 21,4 4298,2 21,2 0,2

в том числе:

Процентные расходы 155,4 0,7 140,5 0,7 0,0

Непроцентные расходы 4530,4 20,7 4157,7 20,5 0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) 67,9 0,3 -74,8 -0,4 0,7

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2448,7 -11,2 -2162,4 -10,7 -0,5

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 21843 20220

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

предыдущего года. Нефтегазовые доходы выросли при этом до 11,5% ВВП, или на 1,2 п.п. ВВП. Расходы бюджета за январь-апрель 2014 г. составили 4685,8 млрд. руб. (21,4% ВВП), что на 0,2 п.п. ВВП выше относительно аналогичного периода предыдущего года. (См. табл. 1.)

По итогам первых четырех месяцев 2014 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 0,3% ВВП, на 0,7 п.п. ВВП превысив отрицательное сальдо исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2013 г. Объем ненефтегазового дефицита вырос на 0,5 п.п. ВВП (11,2% ВВП), что говорит о все большей зависимости федерального бюджета от мировых цен на нефть и об усилении рисков его сбалансированности уже в среднесрочной перспективе.

За первые четыре месяца текущего года доходы федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом предыдущего выросли по налогу на прибыль - на 0,1 п.п. ВВП, по внутреннему НДС и от внешнеэкономической деятельности - на 0,4 п.п. ВВП по каждому, по НДПИ - на 0,3 п.п. ВВП. Поступления по импортному НДС сократились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 0,1 п.п. ВВП. По внутренним и импортным акцизам доходы федерального бюджета за январь-апрель 2014

г. в долях ВВП остались на уровне того же периода предыдущего года (0,7 и 0,09% ВВП соответственно). (См. табл. 2.)

По итогам января-апреля 2014 г. относительно соответствующего периода предыдущего года выросли расходы федерального бюджета в долях ВВП по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» - на 0,2 п.п. ВВП, «Национальная оборона» - на 1,0 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» -на 0,05 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0,3 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)

Сокращение расходов федерального бюджета в долях ВВП за первые четыре месяца текущего года по сравнению с январем-апрелем 2013 г. произошло по следующим четырем разделам: «Образование» и «Здравоохранение» - на 0,2 п.п. ВВП по каждому, «Социальная политика» - на 1,1 п.п. ВВП и «Физическая культура и спорт» - на 0,04 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета за исследуемый период остались на уровне января-апреля 2013 г.

Объем Резервного фонда по состоянию на 01.05.2014 составил 3139,5 млрд. руб. (+18,2 млрд. руб. за апрель 2014 г.), объем Фонда национального благосостояния - 3127,9 млрд. руб. (+5,4 млрд. руб. за апрель 2014 г.).

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-апреле 2013 и 2014 гг.

Январь-апрель 2014 г. Январь-апрель 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

1. Поступления налогов 4398,2 20,1 3847,5 19,0 1,1

Налог на прибыль организаций 135,5 0,6 112,2 0,5 0,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 771,3 3,5 636,7 3,1 0,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 529,3 2,4 520,1 2,5 -0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 160,2 0,7 136,1 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 21,5 0,09 17,4 0,09 0,0

НДПИ 971,3 4,4 832,2 4,1 0,3

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 1809,1 8,3 1592,8 7,9 0,4

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за первый квартал 2014 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первый квартал 2014 г. составили 1790,6 млрд. руб., или 11,0% ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2013 г. (См. табл. 4.)

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март текущего года сократились относительно аналогичного периода предыдущего на 0,1 п.п. ВВП и составили 10,3% ВВП, или 1683,2 млрд. руб. По итогам рассматриваемого периода региональные бюджеты РФ исполнены с профицитом в объеме 107,4 млрд. руб., или 0,7% ВВП, что на 0,6 п.п. ВВП ниже уровня соответствующего периода 2013 г.

Сокращение поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ за первые три месяца 2014 г. по сравнению с тем же перио-

дом 2013 г. было зафиксировано по налогу на прибыль - на 0,2 п.п. ВВП, НДФЛ - на 0,1 п.п. ВВП и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ - на 0,3 п.п. ВВП. Выросли за исследуемый временной интервал лишь поступления по налогу на имущество - на 0,2 п.п. ВВП. Доходы региональных бюджетов по внутренним акцизам и по налогу на совокупный доход за январь-март 2014 г. в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода предыдущего года.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП по итогам первого квартала текущего года по большинству разделов остались на уровне января-марта предыдущего года. Незначительное сокращение расходов региональных бюджетов было зафиксировано по разделу «Образование» - на 0,1 п.п. ВВП. Выросли же только расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» -на 0,1 п.п. ВВП. (См. табл. 5.)

Объем государственного долга субъектов Российской Федерации на 01.04.2014 составил

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-апрель 2013 и 2014 гг.

Январь-апрель 2014 г. Январь-апрель 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 4685,8 21,4 4298,2 21,2 0,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 305,6 1,4 252,9 1,2 0,2

Национальная оборона 1214,0 5,5 901,9 4,5 1,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 600,7 2,7 552,6 2,7 0,0

Национальная экономика 507,2 2,3 461,2 2,3 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 34,9 0,1 10,7 0,05 0,05

Охрана окружающей среды 10,2 0,04 9,1 0,04 0,0

Образование 249,9 1,1 268,5 1,3 -0,2

Культура и кинематография 26,8 0,1 21,7 0,1 0,0

Здравоохранение 156,0 0,7 191,6 0,9 -0,2

Социальная политика 1107,1 5,0 1226,9 6,1 -1,1

Физическая культура и спорт 10,7 0,04 16,4 0,08 -0,04

СМИ 30,3 0,1 30,6 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 155,4 0,7 140,6 0,7 0,0

Межбюджетные трансферты 276,8 1,3 213,3 1,0 0,3

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1754,0 млрд.. руб.1 (+16,5 млрд. руб. за первый квартал текущего года).

В последней декаде мая Правительство РФ вернулось к рассмотрению мер по обеспечению сбалансированности консолидированного бюджета субъектов РФ2. По итогам 2013 г. дефицит региональных бюджетов увеличился по сравнению с предыдущим годом почти в два раза - до 650 млрд. руб. (0,9% ВВП), а объем их государственного долга вырос более чем на четверть - с 1355,0 млрд. руб. на начало 2013 г. до 1737,5 млрд. руб. на начало текущего года.

Среди причин усиления несбалансированности региональных бюджетов в 2013 г. можно отметить необходимость выполнения положений майских указов Президента РФ (в первую очередь - в части повышения оплаты труда в социальной сфере) и сокращение федеральных трансфертов в условиях уменьшения налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ. Тревожным фактором

является также снижение инвестиционных расходов региональных бюджетов на протяжении 2012-2013 гг. Однако не следует недооценивать и вопросы неэффективности деятельности региональных органов власти по улучшению инвестиционного климата на «подведомственных» территориях, повышению собственного налогового потенциала и качества бюджетного/долгового планирования и управления имущественным комплексом. В ряде субъектов РФ в условиях проблем с бюджетом по-прежнему финансируются федеральные силовые структуры, что не входит в компетенцию регионов3.

Решать проблему несбалансированности бюджетов на региональном уровне пока предполагается исключительно за счет мер финансовой поддержки, в частности за счет дополнительного выделения 25 млрд. руб. на обеспечение сбалансированности бюджетов и увеличения объема бюджетного кредитования на 100 млрд. руб.4 с целью замещения

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в первом квартале 2013 и 2014 гг.

Первый квартал 2014 г. Первый квартал 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. Ч 6 ВВП п.п. ВВП

Доходы 1790,6 11,0 1736,8 11,7 -0,7

в том числе:

Налог на прибыль организаций 497,9 3,0 474,7 3,2 -0,2

НДФЛ 546,8 3,3 506,8 3,4 -0,1

Акцизы внутренние 113,7 0,7 109,1 0,7 0,0

Налог на совокупный доход 69,4 0,4 66,5 0,4 0,0

Налог на имущество 159,2 1,0 127,3 0,8 0,2

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 373,2 2,3 383,5 2,6 -0,3

Расходы 1683,2 10,3 1543,0 10,4 -0,1

Профицит (+) / Дефицит (-) 107,4 0,7 193,8 1,3 -0,6

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 16284 14 889

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 http://www.minfin.ru/ru/public_debt/subdbt/index.php

2 http://government.ru/news/

3 http://большоеправительство.рф/events/5510136/

4 Цифры могут быть скорректированы при рассмотрении законопроекта в Госдуме и Совете Федерации, а также с учетом позиции

(рефинансирования) дорогих коммерческих кредитов более дешевыми бюджетными5. Для коммерческих банков, кредитующих субъекты РФ, предполагается установить потолок процентной ставки в размере: плюс 1,25% к ставке рефинансирования при условии возможности рефинансирования таких кредитов через бюджетные кредиты.

По нашему мнению, предлагаемые меры по поддержке сбалансированности и снижению долговой нагрузки на консолидирован-

ный бюджет субъектов РФ не мотивируют региональные органы власти к повышению качества государственного управления, а кроме того, создают дополнительное давление на расходную часть федерального бюджета, который также столкнулся с определенным дефицитом финансовых средств в 2013 г. (недобор по ненефтегазовым доходам, компенсированный за счет нефтегазовых, по сути за счет Резервного фонда, в который было перечислено лишь 212 млрд. руб. вместо 1 трлн. руб.). ■

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первый квартал 2013 и 2014 гг.

Первый квартал 2014 г. Первый квартал 2013 г. Отклонение, млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 1683,2 10,3 1543,0 10,4 -0,1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 108,2 0,7 98,5 0,7 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 16,4 0,1 14,6 0,1 0,0

Национальная экономика 239,4 1,5 223,4 1,5 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 127,7 0,8 111,4 0,7 0,1

Охрана окружающей среды 3,4 0,02 3,6 0,02 0,0

Образование 499,2 3,1 475,5 3,2 -0,1

Культура и кинематография 58,0 0,3 51,5 0,3 0,0

Здравоохранение 264,0 1,6 240,8 1,6 0,0

Социальная политика 301,9 1,8 271,3 1,8 0,0

Физическая культура и спорт 31,0 0,2 26,6 0,2 0,0

СМИ 8,7 0,05 8,0 0,05 0,0

Обслуживание государственного и _„ _ _ _ ч _ _ . _

¿4,0 и,1 ТО,/ и,1

муниципального долга

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

сенаторов, которые в течение последних лет «атакуют» Минфин России просьбами о списании долгов регионов перед федеральным бюджетом.

5 Сегодня ставка по ним составляет треть от ставки рефинансирования; Минфин России предлагает сделать ее чисто номинальной — меньше 1%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.