Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / strategic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По оперативным данным Федерального казначейства, по итогам января–мая 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,2 п.п. ВВП, а расходы – выросли на 3,3 п.п. ВВП. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь–апрель текущего года увеличились относительно соответствующего периода предыдущего на 1,1 и 0,3 п.п. ВВП соответственно. Дефицит федерального бюджета по итогам первых пяти месяцев 2015 г. составил 3,7% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за первые четыре месяца текущего года исполнен с профицитом в объеме 2,4% ВВП. 25 июня 2015 г. Правительством РФ приняты за основу базовые параметры федерального бюджета на 2016 г. и плановый период 2017– 2018 гг., с учетом последних тенденций в динамике ВВП и цен на нефть, долгосрочных рисков и вызовов, в том числе связанных со структурными и демографическими дисбалансами в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the recent data released by the Federal Treasury, within January-May 2015 the federal budget revenues contracted by 2.2 p.p. of GDP, and the expenses went up by 3.3 p.p. of GDP on the same period of the previous year. Revenues and expenses of the consolidated budget of the subjects of the Russian Federation over January-April 2015 went up 1.1 and 0.3 p.p. of GDP, respectively. The amount of the federal budget deficit for the first five months of 2015 constituted 3.7% of GDP, while the consolidated budget of RF subjects over January-April of 2015 has been executed with a surplus of 2.4% of GDP. On 25 June 2015, The RF Government approved in principle basic parameters of the 2016 Federal Budget and planned period of 2017–2018 taking account of latest trends in the GDP movement and oil prices, long-term risks and challenges including linked to structural and demographic imbalances in the economy.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

государственный бюджет

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По оперативным данным Федерального казначейства, по итогам января—мая 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,2 п.п. ВВП, а расходы — выросли на 3,3 п.п. ВВП. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель текущего года увеличились относительно соответствующего периода предыдущего на 1,1 и 0,3 п.п. ВВП соответственно. Дефицит федерального бюджета по итогам первых пяти месяцев 2015 г. составил 3,7% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за первые четыре месяца текущего года исполнен с профицитом в объеме 2,4% ВВП.

25 июня 2015 г. Правительством РФ приняты за основу базовые параметры федерального бюджета на 2016 г. и плановый период 20172018 гг., с учетом последних тенденций в динамике ВВП и цен на нефть, долгосрочных рисков и вызовов, в том числе связанных со

структурными и демографическими дисбалансами в экономике.

Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь-май 2015 г.

Доходы федерального бюджета по итогам января-мая 2015 г. составили 19,0% ВВП (5359,7 млрд. руб.), что на 2,2 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2014 г.; в абсолютном выражении доходы федерального бюджета за исследуемый период по сравнению с аналогичным временным отрезком предыдущего года сократились на 522,9 млрд. руб., или на 8,8% в номинальном выражении.

Нефтегазовые доходы продолжили падение, и по итогам анализируемого периода их объем составил 8,8% ВВП (2471,4 млрд. руб.), что на 2,5 п.п. ВВП, или на 677,3 млрд. руб., ниже соответствующего показателя за 2014 г.; в то же время ненефтегазовые доходы за ян-

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-мае 2014 и 2015 гг.

Январь-май 2015 г. Январь-май 2014 г. Изменение

млрд. руб. %ввп млрд. руб. % ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы 5359,7 19,0 5882,6 21,2 522,9 -2,2

в том числе:

Нефтегазовые 2471,4 8,8 3148,7 11,3 677,3 -2,5

Ненефтегазовые 2888,3 10,2 2233,9 9,9 649,4 0,3

Расходы 6407,9 22,7 5406,4 19,4 1001,5 3,3

в том числе:

Процентные 210,0 0,7 165,0 0,6 45,0 0,1

Непроцентные 6197,9 22,0 5241,4 18,8 956,5 3,2

Профицит (+) / Дефицит (-) -1048,2 -3,7 476,2 1,7 -1524,4 -5,4

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3519,6 -12,5 -2672,5 -9,6 -847,1 -2,9

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 28 137 27728

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

варь-май текущего года выросли относительно того же периода предыдущего на 0,3 п.п. ВВП - до 10,2% ВВП (2888,3 млрд. руб.

Расходы федерального бюджета за первые пять месяцев 2015 г. достигли 22,7% ВВП, на 3,3 п.п. ВВП превысив соответствующий показатель за аналогичный период предыдущего года; в абсолютном выражении расходы федерального бюджета выросли на 1001,5 млрд. руб., или на 18,6% в номинальном выражении. По итогам исследуемого периода федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 3,7% ВВП (1048,2 млрд. руб.), что на 5,4 п.п. ВВП ниже профицитного сальдо исполнения федерального бюджета за аналогичный период 2014 г. Нефтегазовый дефицит также вырос относительно января-мая 2014 г. - до 12,5% ВВП, или на 2,9 п.п. ВВП (См. табл. 1.)

За анализируемый временной интервал доходы федерального бюджета в долях ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. изменялись разнонаправленно:

• поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности сократились на 3,5 п.п. ВВП - до 4,6% ВВП, или на 42,6% в номинальном выражении;

• поступления по НДПИ увеличились на 0,4 п.п. ВВП - до 4,8% ВВП; в номинальном выражении их рост составил 10,7%;

• поступления по внутреннему НДС выросли на 0,4 п.п. ВВП, а по импортному - сократились на 0,1 п.п. ВВП; в номинальном выражении по внутреннему НДС доходы выросли на 13,1%, а по импортному - сократились на 3,4%;

• доходы федерального бюджета по внутренним акцизам не изменились и составили 0,7% ВВП (рост на 5,5% в номинальном выражении), в то время как поступления по импортным акцизам сократились на 0,04 п.п. ВВП, или на 33,7% в номинальном выражении;

• доходы по налогу на прибыль организаций выросли на 0,2 п.п. ВВП, или на 48,6% в номинальном выражении. (См. табл. 2.) Расходы федерального бюджета в долях

ВВП за первые пять месяцев 2015 г. относительно соответствующего периода предыдущего года изменились следующим образом:

• выросли расходы на национальную оборону на 1,9 п.п. ВВП, или в 1,4 раза в номинальном выражении;

• расходы по разделу «Социальная политика» увеличились на 1,1 п.п. ВВП, или на 23,6% в номинальном выражении;

• расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» сократились на 0,1 п.п. ВВП; в абсо-

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-мае 2014 и 2015 гг.

Январь-май 2015 г. Январь-май 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 4764,7 16,9 5417,1 19,5 -2,6

в том числе:

Налог на прибыль организаций 236,9 0,8 159,5 0,6 0,2

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1019,6 3,6 901,8 3,2 0,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 645,5 2,3 667,4 2,4 -0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 211,8 0,7 200,0 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 18,1 0,06 27,3 0,1 -0,04

НДПИ 1343,4 4,8 1214,5 4,4 0,4

Доходы от внешнеэкономической деятельности 1289,4 4,6 2246,7 8,1 -3,5

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

лютном выражении они уменьшились на 2,4 млрд. руб.;

• увеличились расходы по разделам «Национальная экономика» и «Общегосударственные вопросы» на 0,1 и 0,2 п.п. ВВП соответственно; в номинальном выражении их прирост составил 8,3 и 13,2% соответственно;

• расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» сократились на 0,2 п.п. ВВП, или на 15,3% в номинальном выражении;

• расходы на образование не изменились, составив 1,0% ВВП; в абсолютном выражении они увеличились на 2,8 млрд. руб.;

• расходы на здравоохранение увеличились на 0,1 п.п. ВВП - на 8,9 млрд. руб.;

• выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,1 п.п. ВВП - до 0,7% ВВП, или на 27,3% в абсолютном выражении;

• по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились незначительно - в пределах 0,03-0,05 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)

Правительством РФ в конце июня текущего года приняты базовые параметры федерального бюджета на 2016 г. и последующие 20172018 гг., предусматривающие корректировку плановых значений на 2016-2017 гг.1 в сторону уменьшения на так называемые нераспределенные условно утвержденные расходы и постепенное сокращение дефицита федерального бюджета с 2,4% ВВП в 2016 г. до 0,7% ВВП к 2018 г. По мнению Минфина и Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, в бюджете 2016-2018 гг. имеется возможность снижения объемов бюджетных ассигнований на государственные программы на 10% за счет сокращения неэффективных расходов и их оптимизации.

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-май 2014 и 2015 гг.

Январь-май 2015 г. Январь-май 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 6407,9 22,7 5406,4 19,4 3,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 388,4 1,4 343,3 1,2 0,2

Национальная оборона 1846,8 6,6 1297,5 4,7 1,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 735,3 2,6 737,7 2,7 -0,1

Национальная экономика 658,3 2,3 608,0 2,2 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 46,9 0,2 38,8 0,1 0,1

Охрана окружающей среды 25,9 0,09 16,5 0,06 0,03

Образование 275,8 1,0 273,0 1,0 0,0

Культура и кинематография 32,3 0,1 29,2 0,1 0,0

Здравоохранение 186,1 0,7 177,2 0,6 0,1

Социальная политика 1657,0 5,9 1341,5 4,8 1,1

Физическая культура и спорт 29,2 0,1 12,8 0,05 0,05

СМИ 32,2 0,1 30,8 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 210,0 0,7 165,0 0,6 0,1

Межбюджетные трансферты 283,5 1,0 335,0 1,2 -0,2

Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Которые заложены при принятии бюджета на 2015-2017 гг.

Остается открытым для обсуждения вопрос об индексации пенсий, социальных выплат, пособий. Предложения Минфина о сохранении индексаций на уровне, принятом при формировании текущего бюджета на 2015-2017 гг. в размере 5,5% в 2016 г. и 4,5% в 2017 г.2, не поддерживаются заместителем председателя Правительства РФ Ольгой Голодец, которая заявила, что «намерена отстаивать индексацию пенсий и социальных выплат в 2016-2018 годы в полном объеме»3. Минфин обосновал свою позицию по ограничению размера индексаций пенсий и других социальных выплат риском разбалансировки бюджета Пенсионного фонда, что приведет к дополнительному увеличению бюджетных расходов, снижению темпов роста заработных плат, необходимости сдерживания инфляции, в то время как аргументы вице-премьера по увеличению размера индексаций пока не озвучены.

В июне Правительство направило в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в федеральный бюджет на 20152017 гг.4, в котором предлагается увеличить бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в объеме 20,1 млрд. руб. Часть дополнительно выделенных средств направляется на поддержку экономики в виде вкладов или субсидий акционерным обществам или федеральным унитарным предприятиям5; предлагается также увеличить объем субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса.

Не оспаривая целесообразности дополнительных расходов федерального бюджета, необходимо заметить, что в процессе деятельности таких организаций бюджетные средст-

ва «размываются», что приводит к их нецелевому использованию, а иногда и к прямым хищениям, и можно было бы ожидать, что наряду с предложением о выделении дополнительных средств Правительство разработает и пакет нормативно-правовых актов об усилении контроля над их использованием.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2015 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые четыре месяца 2015 г. составили 3163,8 млрд. руб., или 14,1% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП, или на 11,4% в номинальном выражении, выше уровня января-апреля предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за исследуемый период выросли в долях ВВП по сравнению с соответствующим временным отрезком 2014 г. на 0,3 п.п. ВВП - до 11,7% ВВП (2615,4 млрд. руб.).

По итогам января-апреля 2015 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в 2,4% ВВП (5485 млрд. руб.), на 0,8 п.п. ВВП превысив положительное сальдо бюджета по итогам первых четырех месяцев предыдущего года. (См. табл. 4.)

Анализ структуры и динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-апрель текущего года и за соответствующий период 2014 г. выявил:

• увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций на 0,8 п.п. ВВП - до 4,3% ВВП, или на 25,2% в номинальном выражении; при этом отмечается прирост поступлений по данному налогу при выпол-

2 В 2018 г. предлагается индексировать расходы на целевой показатель инфляции - 4%.

3 http://www.forbes.ru/news/292443-golodets-poobeshchala-otstaivat-indeksatsiyu-pensii-v-polnom-obeme

4 http://government.ru/activities/18448/

5 ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства», АО «Корпорация развития Дальнего Востока», «Агентство по страхованию вкладов».

нении соглашений о разделе продукции6 с 61,2 до 125,4 млрд. руб. (за рассматриваемый годичный период); рост поступлений по НДФЛ на 0,1 п.п. ВВП

- до 3,6% ВВП, или на 3,8% в номинальном выражении. По структуре доходов по НДФЛ был отмечен прирост:

- в 2,3 раза (с 2,2 до 5,0 млрд. руб.) поступлений в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента;

- на 10,7% (с 2,4 до 2,6 млрд. руб.) поступлений с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами7.

В абсолютном выражении прирост поступлений по этим налогам незначите-

лен, однако отмеченная тенденция свидетельствует о стабильности доходов частных предпринимателей в условиях замедления роста экономики, а также о повышении качества администрирования доходов по НДФЛ в целом; поступления по внутренним акцизам в долях ВВП не изменились и составили 0,7% ВВП, увеличившись на 1,9% в номинальном выражении;

поступления по налогу на совокупный доход и по налогу на имущество в долях ВВП не изменились и составили 0,7 и 1,5 п.п. ВВП соответственно - при росте их в номинальном выражении на 9,1 и 8,0% соответственно;

доходы по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ сократились на 0,1 п.п. ВВП - до 2,3% ВВП, или на 3,4% в номинальном выражении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле 2014 и 2015 гг.

Январь-апрель 2015 г. Январь-апрель 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 3163,8 14,1 2840,5 13,0 1,1

в том числе:

Налог на прибыль организаций 955,7 4,3 763,4 3,5 0,8

НДФЛ 806,0 3,6 776,1 3,5 0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 155,2 0,7 152,4 0,7 0,0

Налог на совокупный доход 157,2 0,7 144,3 0,7 0,0

Налог на имущество 347,1 1,5 321,5 1,5 0,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 510,1 2,3 528,4 2,4 -0,1

Расходы 2615,4 11,7 2501,7 11,4 0,3

Профицит (+) / Дефицит (-) 548,5 2,4 338,8 1,6 0,8

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 22404 21843

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

6 Заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

7 Физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ.

Собственные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель текущего года составили 2653,7 млрд. руб. (11,9% ВВП), на 341,6 млрд. руб., или на 1,3 п.п. ВВП, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года. Тем не менее вопрос о способности региональных бюджетов выполнять в полном объеме и без задержек обязательства по обслуживанию государственного долга остается открытым. По информации РБК8, первым российским регионом, допустившим невыплату в срок процентных платежей (дефолт по определению Standard & Poors9) по банковскому кредиту, стала Новгородская область, и есть вероятность, что и другие субъекты РФ столкнутся с проблемой нехватки ликвидности для погашения или рефинансирования своего долга.

Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что, несмотря на профицит консолидированного бюджета РФ, зафиксированный по итогам января-апреля текущего года, подавляющее большинство российских регионов (около 70) по состоянию на 1 мая 2015 г. имели нулевой остаток бюджетных средств на счетах кредитных организаций10. Таким образом, основная нагрузка по снижению рисков неплатежей региональных бюджетов будет перенесена на федеральный уровень, и тут есть несколько «развилок»: увеличение объемов межбюджетных трансфертов для повышения уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и/или увеличение объемов бюджетных кредитов в качестве замещения более дорогих банковских заимствований и/или усиления мер административно-надзорного характера.

Относительно межбюджетных трансфертов от центра регионам отмечается тенденция к их сокращению в долях ВВП в последние два года: только за январь-апрель текущего года

дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований сократились по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 0,2 п.п. ВВП, или на 16,5% в натуральном выражении, в том числе наибольшее сокращение (в два раза) было зафиксировано по дотациям бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. (См. табл. 5.) Многие эксперты полагают, что такая ситуация оказывает существенное влияние на устойчивость бюджетов российских регионов, - тем не менее все не так однозначно.

Динамика доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель текущего года относительно соответствующего периода предыдущего показывает увеличение объемов трансфертов, ориентированных на поддержку социально-экономического развития в долгосрочном периоде. В частности, выросли:

• более чем в 3 раза (с 3,6 до 11,2 млрд. руб.) объемы субсидий на софинансиро-вание капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

• объемы субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства (на 2,2 млрд. руб.);

• объемы субвенций (на 7,7%), в том числе на поддержку наиболее незащищенных групп населения в части оплаты услуг ЖКХ и социальных выплат безработным гражданам (что позволит поддержать уровень потребительского спроса). Относительно действенным механизмом

обеспечения устойчивости региональных бюджетов является политика центра по замещению более дорогих коммерческих кредитов и государственных ценных бумаг субъектов РФ

8 Информация от 9 июня 2015 г.: http://top.rbc.ru/economics/09/06/2015/557706719a794772e63bd6b2

9 5&Р считает дефолтом ситуацию, когда «заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме», а не только неисполнение обязательств по облигациям. Подробнее см.: http://top.rbc.ru/economics/09/06/2015/557706719a794772e63bd6b2

10 Данные ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Month=05&Year=2015&TЫID=302-25

бюджетными кредитами со ставкой в 0,1% годовых. Однако по тем или иным причинам процесс замещения идет здесь медленно: за первые четыре месяца текущего года в общем объеме государственного долга субъектов РФ доля бюджетных кредитов выросла незначительно - с 31,0 до 35,9%. Между тем эффективность подобного подхода напрямую зависит от устойчивости наметившегося тренда на увеличение налоговых доходов регионов (в первую очередь - за счет налога на прибыль), но из-за неясности перспектив восстановления активности в российской экономике стабильность данного тренда видится как весьма неопределенная.

Возвращаясь к вопросу о задержке выплат по кредитным обязательствам Новгородской области, следует уточнить, что, по информации РБК, «региону не повезло со сроками, так как в условиях кризиса ни один банк не подал заявку на аукцион в начале года, так как все посчитали процентную ставку 23,63% слишком низкой». Подобная ситуация, когда регион допускает задержку выплат по «субъектив-

ным» причинам, свидетельствует о невысоком качестве финансового менеджмента и, как следствие, о необходимости корректировки мер административно/надзорного характера в сфере управления обязательствами субъектов РФ. В противном случае ни увеличение дотаций регионам, ни политика замещения банковских кредитов на бюджетные не обеспечат устойчивости бюджетной системы страны в долгосрочном периоде.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января-апреля 2015 г. по большинству разделов в долях ВВП и в абсолютном выражении изменились незначительно или остались на уровне соответствующего периода предыдущего года. (См. табл. 6.)

Кассовое исполнение расходной части региональных бюджетов за январь-апрель текущего года составило 27,2%, что сопоставимо с уровнем исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за аналогичный период 2014 г. - 26,3%. В разрезе разделов функциональной классификации расходов также отмечается равномерность кассового испол-

Таблица 5

Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ по межбюджетным трансфертам за январь-апрель 2014 и 2015 гг.

Январь-апрель Январь-апрель 2015 г. 2014 г.

Изменение

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП в п.п. ВВП в натуральном выражении, %

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 510,1 2,3 528,4 2,4 -0,1 -0,1

втом числе:

1. Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 227,0 1,0 271,9 1,2 -0,2 -16,5

из них:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 195,3 0,9 211,5 1,0 -0,1 -7,7

дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 27,2 0,1 54,4 0,2 -0,1 -50,0

2. Субсидии бюджетам бюджетной системы РФ 62,2 0,3 54,4 0,3 0,0 14,4

3. Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 147,3 0,7 136,8 0,6 0,1 7,7

4. Иные межбюджетные трансферты 73,6 0,3 65,3 0,3 0,0 12,7

нения региональных бюджетов, кроме расходов по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера», по которому кассовое исполнение составило 1,5%, или 309,5 млн. руб., при утвержденном объеме годовых бюджетных ассигнований в размере 21,0 млрд. руб.

Из приведенных данных видно, что муниципалитеты становятся «заложниками» региональной политики сокращения расходов. Учитывая высокую чувствительность доходов бюджетов муниципалитетов от состояния региональной экономики, а также объем обязательств органов местного самоуправления по финансированию деятельности учреждений образования и здравоохранения, представля-

ется, что ситуация с дотациями регионов муниципальным бюджетам должна стать предметом постоянного мониторинга для федерального центра.

В целом в ближайшей перспективе состояние бюджетной системы страны не вызывает особых опасений; основные риски в среднесрочном периоде обусловлены здесь выбором оптимального баланса дефицита бюджетной системы, расходов на поддержку экономического роста и финансирования социальных и оборонных расходов. Долгосрочные же риски устойчивости бюджетной системы связаны с качеством управления государственными финансами. ■

Таблица 6

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-апрель 2014 и 2015 гг.

Январь-апрель 2015 г. Январь-апрель 2014 г. Изменение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 2615,4 11,7 2501,7 11,4 0,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 170,8 0,8 162,9 0,7 0,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 28,1 0,1 25,3 0,1 0,0

Национальная экономика 393,3 1,7 366,8 1,7 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 187,8 0,8 192,6 0,8 0,0

Охрана окружающей среды 6,3 0,03 5,3 0,03 0,0

Образование 745,3 3,3 742,5 3,4 -0,1

Культура и кинематография 94,0 0,4 88,5 0,4 0,0

Здравоохранение 400,7 1,8 372,4 1,7 0,1

Социальная политика 480,8 2,1 448,0 2,0 0,1

Физическая культура и спорт 49,8 0,2 47,7 0,2 0,0

СМИ 13,0 0,06 12,4 0,06 0,0

Обслуживание государственного ^ ^ 0 2 33 1 0 1

и муниципального долга ' ' 11

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.