государственный бюджет
Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук
Согласно оперативным данным Федерального казначейства по итогам января—апреля 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,6 п.п. ВВП, а расходы — выросли на 4,7 п.п. ВВП. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март текущего года увеличились относительно того же периода предыдущего на 1,1 и 0,3 п.п. ВВП соответственно. Дефицит федерального бюджета по итогам первых четырех месяцев 2015 г. составил 4,7% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь—март текущего года исполнен с профицитом в объеме 1,5% ВВП.
Динамика основных параметров федерального и консолидированного бюджетов субъектов РФ ща исследуемые периоды была разнонаправленной и не подтвердила как наиболее оптимистичные прогнозы о прохождении пика кризиса российской экономики1, так и самые пессимистичные — о сокращении ВВП по итогам 2015 г. на 2,5%2. Наличие множества взаимосвязанных факторов — и внутренних, и внешних, а также их непредсказуемость обострили проблему реалистичности прогноза социально-экономического развития страны с целью определения основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2015 г.
Доходы федерального бюджета по итогам января-апреля 2015 г. составили 21,2% ВВП
(4548,0 млрд. руб.), что на 0,6 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2014 г.; в номинальном выражении доходы федерального бюджета за рассматриваемый период по сравнению с январем-апрелем предыдущего года сократились на 206,3 млрд. руб., или на 4,3%.
Сокращение доходов произошло в результате уменьшения их нефтегазовой составляющей на 2,1 п.п. ВВП - до 9,4% ВВП (2018,5 млрд. руб.), или в абсолютном выражении на 498,1 млрд. руб., что привело к увеличению ненефтегазового дефицита на 3,1 п.п. ВВП - до 14,0% ВВП. В то же время ненефтегазовые доходы за январь-апрель текущего года относительно аналогичного периода предыдущего выросли на 1,5 п.п. ВВП - до 11,8% (2529,5 млрд. руб.), или на 13,1% в номинальном выражении.
Расходы федерального бюджета за первые четыре месяца 2015 г. достигли 25,9% ВВП, на 4,7 п.п. ВВП превысив значение показателя за аналогичный период предыдущего года; в абсолютном выражении расходы федерального бюджета выросли на 915,8 млрд.. руб., или на 19,8% в относительном выражении.
Таким образом, темпы роста доходной части федерального бюджета, нефтегазовых и ненефтегазовых доходов за исследуемый период относительно соответствующего временного интервала предыдущего года оказались ниже темпов изменения ИПЦ за тот же период (+16,4%), а темпы роста расходов федерального бюджета, наоборот, их превысили. По итогам января-апреля 2015 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 4,7% ВВП
1 «Сегодня мы ни о чем с уверенностью не можем говорить, но острая фаза кризиса, на мой взгляд, прошла», - подчеркнул глава Сбербанка Герман Греф: http://tass.ru/ekonomika/1984119
2 По итогам 2015 года валовой внутренний продукт России сократится на 2,5%, при этом пик падения придется на июль-сентябрь, сообщил министр финансов России Антон Силуанов на встрече с миссией МВФ: http://quote.rbc.ru/topnews/2015/05/21/34369402.html
(994,0 млрд. руб.), что на 5,3 п.п. ВВП ниже профицитного сальдо исполнения федерального бюджета за аналогичный период 2014 г. (См. табл. 1.)
Отдельные компоненты доходов федерального бюджета в долях ВВП за январь-апрель 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. изменялись разнонаправленно.
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-апреле 2014 и 2015 гг.
Январь-апрель Январь-апрель Изменение (январь-апрель
2015г. 2014г. 2015г. к январю-апрелю 2014 г.)
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 4548,0 21,2 4754,3 21,8 -206,3 -0,6
в том числе:
Нефтегазовые 2018,5 9,4 2516,6 11,5 -498,1 -2,1
Ненефтегазовые 2529,5 11,8 2237,7 10,3 291,8 1,5
Расходы 5542,0 25,9 4626,2 21,2 915,8 4,7
в том числе:
Процентные 194,7 0,9 155,5 0,7 39,2 0,2
Непроцентные 5347,3 25,0 4470,7 20,5 876,6 4,5
Профицит (+) / Дефицит (-) -994,0 -4,7 128,1 0,6 -1122,1 -5,3
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3012,5 -14,0 -2388,5 -10,9 -624 -3,1
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 21430 21843
Источник: Федеральное казначейство, Росстат (объем ВВП рассчитан на основе его предварительной оценки затри первых месяца 2015 г.), расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Таблица 2
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-апреле 2014 и 2015 гг.
Январь-апрель Январь-апрель Изменение (январь-2015 г._2014 г. апрель 2015 г.
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП к январю-апрелю 2014 г.), п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 4006,9 18,7 4398,2 20,1 -1,4
в том числе:
Налог на прибыль организаций 202,6 0,9 135,5 0,6 0,3
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 930,4 4,3 771,3 3,5 0,8
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 534,4 2,5 529,3 2,4 0,1
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 176,6 0,8 160,2 0,7 0,1
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 14,5 0,07 21,5 0,1 -0,03
НДПИ 1068,8 5,0 971,3 4,4 0,6
Доходы от внешнеэкономической деятельности 1079,6 5,0 1809,1 8,3 -3,3
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Поступления доходов от внешнеэкономической деятельности продолжали сокращаться: если по итогам трех первых месяцев 2015 г. они снизились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,9 п.п. ВВП, то по итогам четырех месяцев изменение в доходах относительно января-апреля 2014 г. достигло 3,3 п.п. ВВП. (См. табл. 2.)
В структуре доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в исследуемый период отмечались следующие изменения относительно соответствующего временного интервала 2014 г.:
• увеличение доли доходов от вывозных таможенных пошлин в общем объеме доходов от внешнеэкономической деятельности с 86,6 до 90,4%, что связано с сокращением объемов импорта;
• существенное уменьшение поступлений от вывозных пошлин на нефть сырую - на 44,3% (или на 1,7 п.п. ВВП) при общем снижении объема поступлений от экспортных пошлин на 37,7%;
• сокращение поступлений от вывозных таможенных пошлин на природный газ и товары, выработанные из нефти, соответственно на 8,0 и 39,1%.
Таким образом, доходы от экспорта сырой нефти и нефтепродуктов внесли наибольший вклад в уменьшение поступлений в федеральный бюджет доходов от внешнеэкономической деятельности.
Поступления НДПИ в долях ВВП продолжали расти: если по итогам трех первых месяцев 2015 г. доходы федерального бюджета по данному налогу выросли по сравнению с январем-мартом предыдущего года на 0,2 п.п. ВВП, или на 8,6%, то по итогам четырех месяцев текущего года соответствующий прирост составил 0,6 п.п. ВВП, или 10,1%. Возросла и значимость НДПИ для федерального бюджета: если в январе-апреле 2014 г. поступления от него составляли 20,5% в общем объеме доходов федерального бюджета, то в январе-апреле 2015 г. - уже 23,5%.
Одной из причин падения доходов федерального бюджета от вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и увеличения поступлений НДПИ является введение с
января 2015 г. нового подхода к налогообложению отрасли - так называемого «налогового маневра», предусматривающего снижение предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть (коэффициента в формуле расчета предельной ставки) с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г. при постепенном повышении налога на добычу полезных ископаемых с 493 руб./т в 2014 г. до 919 руб./т в 2017 г. По расчетам Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара3, в диапазоне цены на нефть 60100 долл./барр. доля экспортной пошлины уменьшится с 41-48% в 2014 г. до 31-36% в 2015 г. и 24-27% в 2017 г., в то время как НДПИ станет выполнять основные функции налогового регулирования в секторе.
По итогам анализа динамики доходной части федерального бюджета за первые четыре месяца 2015 г. относительно аналогичного периода предыдущего года можно констатировать следующее:
• компенсирующего эффекта для доходной части федерального бюджета от увеличения ставок НДПИ при сокращении экспортных пошлин пока не отмечается: тогда как поступления от экспортных пошлин на нефть в январе-апреле 2015 г. снизились на 1,7 п.п. ВВП, поступления по НДПИ выросли только на 0,6 п.п. ВВП;
• в условиях снижения мировых цен на нефть и из-за особенностей расчета экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и НДПИ налоговая нагрузка у ведущих российских компаний нефтяного сектора увеличится. Так, по данным финансовой отчетности компании «Роснефть» за первый квартал 2015 г., доля налогов, включаемых в себестоимость продукции (в том числе НДПИ), в общем объеме себестоимости выросла у нее до 13,39% с 10,2% за первый квартал предыдущего года4.
3 См.: Бобылев Ю. В условиях низких нефтяных цен налоговая нагрузка на добычу «черного золота» возрастает: http://www.finam.ru/analysis/forecasts/v-usloviyax-nizkix-neftyanyx-cen-nalogovaya-nagruzka-na-dobychu-chernogo-zolota-^^ае«0150427-19160/
4 http://rosneft.ru/attach/0/16/06/qreport_1_2015.pdf
Таким образом, вопрос о целесообразности использования «налогового маневра» в условиях сохранения существующей динамики мировых цен на нефть остается открытым.
Поступления в доходную часть федерального бюджета по внутреннему и импортному НДС увеличились за январь-апрель текущего года относительно того же периода предыдущего на 0,8 и 0,1 п.п. ВВП соответственно (+20,7 и +1,0%). Одним из факторов ускоренного прироста доходов по внутреннему НДС (+20,7%) относительно динамики увеличения объема доходов федерального бюджета в целом (+4,3%) стал уровень инфляции: по данным Росстата, индекс потребительских цен за первые четыре месяца 2015 г. составил к соответствующему временному интервалу 2014 г. 116,3%.
За исследуемый период доходы федерального бюджета в долях ВВП по внутренним акцизам выросли относительно января-апреля 2014 г. на 0,1 п.п. ВВП (+10,0% в номинальном выражении), в то время как поступления по импортным акцизам сократились на 0,03 п.п. ВВП (-32,5%).
Доходы по налогу на прибыль организаций в долях ВВП в январе апреле 2015 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,3 п.п. ВВП, или на 49,5%.
По структуре поступлений в федеральный бюджет налога на прибыль были отмечены следующие изменения (январь-апрель 2015 г. к январю-апрелю 2014 г.):
• наибольшее увеличение в абсолютном выражении по данному налогу произошло с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями, - с 0,4 до 34,2 млрд. руб., или более чем в 80 раз;
• рост поступлений по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, на 9,3% (ниже
уровня инфляции), или на 8,4 млрд. руб.;
• увеличение поступлений по налогу при выполнении соглашений о разделе продук-ции5 более чем в 2 раза - с 15,3 до 31,3 млрд. руб.;
• рост поступлений по налогу с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, на 76,5% в номинальном выражении - с 1,7 до 3,0 млрд. руб.;
• рост поступлений по налогу с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, в 1,5 раза - с 13,2 до 20,1 млрд. руб.;
• незначительный прирост поступлений по налогу с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, - на 1,0 млрд. руб., или на 9,7% в номинальном выражении;
• сокращение поступлений по налогу с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, на 10,5% в номинальном выражении, или на 0,4 млрд. руб. (См. табл. 3.) Отсутствие данных официальной статистики по налогооблагаемой базе налога на прибыль не позволяет провести анализ основных факторов роста доходов по этому налогу, однако, с учетом информации Росстата по снижению индекса промышленного производства за первые четыре месяца 2015 г. относительно января-апреля 2014 г. до 98,5%, можно предположить, что основной причиной роста поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль в исследуемый период было не улучшение показателей в реальном секторе экономики, а увеличение налогооблагаемой базы по дивидендам.
Необходимо также отметить положительную тенденцию по приросту дивидендов, направляемых от иностранных компаний рос-
5 Заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
сийским организациям; можно предположить, что в условиях финансовых ограничений, связанных с санкциями, российские компании вынуждены перевести часть средств из оффшоров для финансирования своей деятельности на территории РФ.
Расходы федерального бюджета в долях ВВП за первые четыре месяца 2015 г. относительно того же периода 2014 г. изменились следующим образом:
• выросли расходы на национальную оборону на 2,6 п.п. ВВП, или в 1,4 раза;
• расходы по разделу «Социальная политика» увеличились на 1,3 п.п. ВВП, или на 22,4%;
расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» не изменились и составили 2,8% ВВП; в абсолютном выражении они выросли на 3,5 млрд. руб.;
увеличились расходы по разделу «Национальная экономика» на 0,3 п.п. ВВП, или на 11,5%;
расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» увеличились на 0,1 п.п. ВВП и составили 1,5% ВВП; в абсолютном выражении их рост составил 21,2 млрд. руб.; расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» сократились на 0,2 п.п. ВВП, или на 14,3%;
Таблица 3
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-апреле 2014 и 2015 гг.
Изменение (январь-апрель Январь-апрель Январь-апрель 2015 г. к январю-апрелю 2015 г., 2014 г., 2014 г>
Налог на прибыль организаций - всего 202,6 135,5 67,1 49,5
в том числе по основным статьям доходов:
Налог на прибыль* организаций, зачисляемый в федеральный бюджет 99,1 90,7 8,4 9,3
Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции 31,3 15,3 16,0 более, чем в 2 раза
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями 3,0 1,7 1,3 76,5
Налог на прибыль организаций с доходов,
полученных в виде дивидендов от российских 20,1 13,2 6,9 52,3
организаций иностранными организациями
Налог на прибыль организаций с доходов,
полученных в виде дивидендов от иностранных 34,2 0,4 33,8
организаций российскими организациями
Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство**
3,4 3,8 -0,4 -10,5
Налог на прибыль организаций с доходов,
полученных в виде процентов по государственным 11,4 10,4 1,0 9,7
и муниципальным ценным бумагам
* - В том числе за январь-апрель 2015 г. по прибыли консолидированных групп налогоплательщиков, которые в отчете по исполнению федерального бюджета за первые четыре месяца 2014 г. не выделены по КБК. ** - За исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
• расходы на образование не изменились и составили 1,1% ВВП; в абсолютном выражении они увеличились на 4,9 млрд. руб.;
• расходы на здравоохранение увеличились на 0,1 п.п. ВВП, или на 11,1 млрд. руб.;
• выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,2 п.п. ВВП - до 0,9% ВВП, или на 25,2%;
• по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились в долях ВВП незначительно - в пределах 0,01-0,05 п.п. ВВП. (См. табл. 4.)
В мае текущего года Правительство РФ приступило к разработке основных параметров бюджета на 2016-2018 гг. на основе базового (консервативного) варианта макроэкономического прогноза, с уточнением показателей демографического роста, роста валового внутреннего продукта, реальных располагаемых доходов и заработной платы
населения, потребительских цен, прибыли предприятий, добычи нефти, а также прогноза цены на нефть марки ига15 в 2016-2018 гг. на уровне 60, 65 и 70 долл./барр. соответственно6.
Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март 2015 г.
По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за три первых месяца 2015 г. составили 2005,8 млрд. руб., или 12,1% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП, или на 12,1% в номинальном выражении, выше уровня января-марта предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за рассматриваемый период выросли в долях ВВП по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. на 0,3 п.п. ВВП
Таблица 4
Динамика расходов федерального бюджета за январь-апрель 2014 и 2015 гг.
Январь-апрель 2015 г. Январь-апрель 2014 г. Изменение (январь-апрель 2015 г. к январю-
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП апрелю 2014 г.), п.п. ВВП
Расходы - всего 5542,0 25,9 4626,2 21,2 4,7
в том числе:
Общегосударственные вопросы 321,3 1,5 300,1 1,4 0,1
Национальная оборона 1709,4 8,0 1172,5 5,4 2,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 592,1 2,8 588,6 2,8 0,0
Национальная экономика 565,3 2,6 507,2 2,3 0,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 45,3 0,2 35,3 0,2 0,0
Охрана окружающей среды 23,9 0,1 10,2 0,05 0,05
Образование 244,7 1,1 249,6 1,1 0,0
Культура и кинематография 29,7 0,1 26,9 0,1 0,0
Здравоохранение 166,8 0,8 155,7 0,7 0,1
Социальная политика 1355,2 6,3 1107,1 5,0 1,3
Физическая культура и спорт 26,2 0,1 10,1 0,05 0,05
СМИ 30,2 0,1 30,3 0,1 0,0
Обслуживание государственного долга 194,7 0,9 155,5 0, 0,2
Межбюджетные трансферты 237,0 1,1 276,8 1,3 -0,2
Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
6 http://government.ru/news/17821/
- до 10,6% ВВП, составив 1763,9 млрд. руб. (См. табл. 5.)
Анализ структуры и динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-март текущего и предыдущего годов выявил:
• увеличение поступлений по налогу на прибыль на 0,3 п.п. ВВП - до 3,3% ВВП, или на 8,5% в номинальном выражении. Отсутствие данных официальной статистики по налогооблагаемой базе налога на прибыль за рассматриваемый период не позволяет в полной мере провести анализ основных факторов произошедшего роста;
• увеличение поступлений по НДФЛ на 0,1 п.п. ВВП - до 3,4% ВВП, или на 4,3%;
• поступления по внутренним акцизам в долях ВВП не изменились и составили 0,7% ВВП, увеличившись на 6,1% в номинальном выражении;
• прирост поступлений по налогам на совокупный доход и на имущество на 0,1 и 0,2 п.п. ВВП соответственно при увеличении их
в номинальном выражении на 11,1 и 21,0% соответственно;
• сокращение доходов по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ на 0,1 п.п. ВВП - до 2,2% ВВП, или на 1,1% в номинальном выражении. Расходы консолидированного бюджета
субъектов РФ по итогам января-марта 2015 г. по большинству разделов в долях ВВП и в абсолютном выражении изменились незначительно или остались на уровне соответствующего периода предыдущего года. По итогам исследуемого периода относительно трех первых месяцев 2014 г. здесь произошли следующие изменения:
• выросли на 0,1 п.п. ВВП расходы по четырем разделам: «Социальная политика» - до 1,9% ВВП, «Здравоохранение» - до 1,7% ВВП, «Культура и кинематография» - до 0,4% ВВП, «Обслуживание государственного и муниципального долга» - до 0,2% ВВП;
• сократились на 0,1 п.п. ВВП расходы по разделу «Образование» - до 3,0% ВВП. (См. табл. 6.)
Таблица 5
Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-марте 2014 и 2015 гг.
Январь-март 2015 г. Январь-март 2014 г. Изменение (январь- март2015 г. кянварю-
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП марту 2014 г.), п.п. ВВП
Доходы 2005,8 12,1 1790,6 11,0 1,1
в том числе:
Налог на прибыль организаций 540,6 3,3 497,9 3,0 0,3
НДФЛ 570,2 3,4 546,8 3,3 0,1
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 120,6 0,7 113,7 0,7 0,0
Налог на совокупный доход 77,1 0,5 69,4 0,4 0,1
Налог на имущество 192,6 1,2 159,2 1,0 0,2
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 369,1 2,2 373,2 2,3 -0,1
Расходы 1763,9 10,6 1683,2 10,3 0,3
Профицит (+) / Дефицит (-) 241,9 1,5 107,4 0,7 0,8
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 16621 16284
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
По итогам января-марта 2015 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в 1,5% ВВП (241,9 млрд. руб.), на 0,8 п.п. ВВП превысившим положительное сальдо бюджета по итогам трех первых месяцев предыдущего года.
По состоянию на 1 мая 2015 г. объем государственного долга субъектов РФ составил 2100,6 млрд. руб. (рост за январь-апрель текущего года на 11,1 млрд. руб.) (См. также Оперативный мониторинг экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 8 (май 2015 г.)7).
В региональном разрезе наибольший объем государственного долга зафиксирован в Москве - 157,0 млрд. руб., Краснодарском крае - 136,5 млрд. руб., Республике Татарстан - 104,4 млрд. руб., Московской области - 103,1 млрд. руб., а наименьший - в Тюменской области - 0,3 млрд. руб., Республике Крым - 0,3 млрд. руб., республиках Тыва и Алтай - 1,7
млрд. руб.; Еврейская АО и г. Севастополь не имеют долговых обязательств.
По структуре долга отмечаются следующие тенденции:
• доля долговых обязательств регионов по кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, остается высокой - 37,9% в общем объеме долга, однако за январь-апрель текущего года объем этой части долга в номинальном выражении сократился на 10,4% - до 795,1 млрд. руб.;
• доля бюджетных кредитов в общем объеме долга увеличилась с 31,0% по состоянию на 1 января 2015 г. до 36,0% по состоянию на 1 мая текущего года (рост на 107,4 млрд. руб., или на 16,6% в номинальном выражении), что обусловлено реализацией антикризисных мероприятий правительства, направленных на повышение
Таблица 6
Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-март 2014 и 2015 гг.
Январь-март 2015 г. Январь-март 2014 г. Изменение (январь-
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП марту 2014 г.), п.п. ВВП
Расходы - всего 1763,9 10,6 1683,2 10,3 0,3
в том числе:
Общегосударственные вопросы 115,1 0,7 108,2 0,7 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 18,6 0,1 16,4 0,1 0,0
Национальная экономика 247,8 1,5 239,4 1,5 0,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 130,2 0,8 127,7 0,8 0,0
Охрана окружающей среды 4,5 0,03 3,4 0,03 0,0
Образование 507,3 3,0 499,2 3,1 -0,1
Культура и кинематография 61,9 0,4 56,0 0,3 0,1
Здравоохранение 280,5 1,7 264,0 1,6 0,1
Социальная политика 323,1 1,9 301,9 1,8 0,1
Физическая культура и спорт 33,3 0,2 31,0 0,2 0,0
СМИ 8,8 0,05 8,7 0,05 0,0
Обслуживание государственного и муниципального долга 32,1 0,2 24,7 0,1 0,1
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
7 http://www.iep.ru/ru/publikatcii/7497/publication.html
доступности кредитов для регионов, а также на снижение стоимости их обслуживания за счет увеличения объема бюджетных кредитов до 310 млрд. руб.; • субъекты РФ не стимулированы к заимствованиям на основе выпуска государственных ценных бумаг: на них по состоянию на 1 мая текущего года приходится только 20,7% от общего объема регионального
долга, в то время как, например, в регионах США и Канады государственные ценные бумаги являются основным механизмом финансирования инфраструктуры. В настоящее время основные риски устойчивости региональных бюджетов связаны с ростом задолженности и способностью субъектов РФ поддерживать номинальный уровень своих расходов. ■