Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / stra- tegic planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

Согласно оперативным данным Федерального казначейства по итогам января–июня 2015 г. доходы федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократились на 1,9 п.п. ВВП, а расходы выросли на 2,6 п.п. ВВП. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь–май текущего года относительно первых пяти месяцев предыдущего увеличились на 1,1 и 0,2 п.п. ВВП соответственно. Отмечается положительная динамика сокращения дефицита федерального бюджета: если по итогам первых пяти месяцев 2015 г. дефицит составил 3,7% ВВП, то по итогам первого полугодия – всего 2,6% ВВП. Консолидированный бюджет субъектов РФ по итогам января-мая 2015 г. исполнен с профицитом в 2,0% ВВП. Динамика основных параметров бюджетной системы свидетельствует о некоторой стабилизации российской экономики; однако устойчивость государственной финансовой системы в среднесрочной перспективе вызывает опасения, связанные с невозможностью поддержания объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на необходимом с точки зрения целей макроэкономической стабильности уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the data recently released by the Federal Treasury, over January-June 2015, the federal budget revenues contracted 1.9 p.p. of GDP, and expenditures went up 2.6 p.p. of GDP on the same period of the previous year. Revenues and expenditures of the consolidated budgets of the constituents of the Russian Federation over January-May 2015 increased 1.1 and 0.2 p.p. of GDP on five months of the previous year, respectively. Positive dynamics of the federal budget deficit reduction are observed: by the end of five months 2015, the deficit constituted 3.7% of GDP, and then at the period-end results for six months 2015, it came to barely 2.6% of GDP. Consolidated budget of the RF constituents by the period-end results for five months 2015, was executed with a surplus of 2.0% of GDP. Dynamics of the main parameters of the budget system currently demonstrate certain stability of the Russian economy. However, sustainability of the state budget system in medium-term raises concern due to the inability to maintain volumes of the Reserve Fund and National Welfare Fund assets at the necessary from the point of view of macroeconomic stability levels.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

государственный бюджет

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

Согласно оперативным данным Федерального казначейства по итогам января—июня 2015 г. доходы федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократились на 1,9 п.п. ВВП, а расходы выросли на 2,6 п.п. ВВП. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь—май текущего года относительно первых пяти месяцев предыдущего увеличились на 1,1 и 0,2 п.п. ВВП соответственно. Отмечается положительная динамика сокращения дефицита федерального бюджета: если по итогам первых пяти месяцев 2015 г. дефицит составил 3,7% ВВП, то по итогам первого полугодия — всего 2,6% ВВП. Консолидированный бюджет субъектов РФ по итогам января-мая 2015 г. исполнен с профицитом в 2,0% ВВП.

Динамика основных параметров бюджетной системы свидетельствует о некоторой стабилизации российской экономики; однако устойчивость государственной финансовой

системы в среднесрочной перспективе вызывает опасения, связанные с невозможностью поддержания объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на необходимом с точки зрения целей макроэкономической стабильности уровне.

Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь-июнь 2015 г.

Доходы федерального бюджета по итогам первого полугодия 2015 г. составили 19,2% ВВП (6619,4 млрд. руб.), что на 1,9 п.п. ВВП ниже их значения за январь-июнь 2014 г.; в абсолютном выражении доходы федерального бюджета за рассматриваемый период по сравнению с соответствующим временным интервалом предыдущего года сократились на 500,7 млрд. руб., или на 7,0% в номинальном выражении.

Нефтегазовые доходы продолжали падать, и к концу исследуемого периода их объем со-

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-июне 2014 и 2015 гг.

Январь-июнь 2015 г. Январь-июнь 2014 г. Изменение

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы 6619,4 19,2 7120,1 21,1 -500,7 -1,9

в том числе:

Нефтегазовые 2976,0 8,6 3703,4 11,0 -727,4 -2,4

Ненефтегазовые 3643,4 10,6 3416,7 10,1 226,7 0,5

Расходы 7506,1 21,8 6469,8 19,2 1036,3 2,6

в том числе:

Процентные 262,6 0,8 200,6 0,6 62 0,2

Непроцентные 7243,5 21,0 6269,2 18,6 974,3 2,4

Профицит (+) / Дефицит (-) -886,7 -2,6 650,3 1,9 -1537 -4,5

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -3862,7 -11,2 -3053,1 -9,1 -809,6 -2,1

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 34447 27728

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ставил 8,6% ВВП (2976,0 млрд. руб.), что на 2,4 п.п. ВВП, или на 727,4 млрд. руб., ниже их значения по итогам первого полугодия 2014 г.; в то же время ненефтегазовые доходы за январь-июнь текущего года выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего на 0,5 п.п. ВВП - до 10,6% ВВП (3643,4 млрд. руб.).

Расходы федерального бюджета за первое полугодие 2015 г. достигли 21,8% ВВП, на 2,6 п.п. ВВП превысив их значение за аналогичный период предыдущего года; в абсолютном выражении расходы федерального бюджета выросли на 1036,3 млрд. руб., или на 16,0%. Федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 2,6% ВВП (886,7 млрд. руб.), что на 4,5 п.п. ВВП хуже профицитного сальдо бюджета за январь-июнь 2014 г.; ненефтегазовый дефицит также вырос до 11,2% ВВП, или на 2,1 п.п. ВВП. (См. табл. 1.)

За первое полугодие 2015 г. доходы федерального бюджета в долях ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. изменялись разнонаправленно.

Поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности сократились на 3,4 п.п. ВВП - до 4,5% ВВП, или на 41,4% в номинальном выражении.

Поступления по НДПИ увеличились на 0,4% ВВП - до 4,7% ВВП; в номинальном выражении их рост составил 11,6%.

Поступления по внутреннему НДС возросли на 0,4 п.п. ВВП, а по импортному НДС -сократились на 0,1 п.п. ВВП. Необходимо отметить некоторое снижение темпов прироста поступлений по внутреннему НДС: если по итогам первых пяти месяцев текущего года они увеличились относительно аналогичного периода предыдущего на 13,1% в номинальном выражении, то по итогам шести месяцев 2015 г. их прирост соответственно составил 12,1%. Возможно, что одним из факторов данного замедления стало снижение уровня инфляции. В то же время по импортному НДС несколько замедлилось сокращение объемов поступлений: если по итогам января-мая текущего года соответствующие доходы федерального бюджета сократились в годовом выражении на 3,4%, то по итогам шести месяцев - только на 1,9%.

Доходы по внутренним акцизам не изменились и составили 0,7% ВВП (рост на 2,3% в номинальном выражении), в то время как поступления по импортным акцизам сократились на 0,04 п.п. ВВП (на 33,8%).

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-июне 2014 и 2015 гг.

Январь-июнь 2015 г. Январь-июнь 2014 г. Изменение

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 5813,9 16,9 6533,5 19,4 -719,6 -2,5

в том числе:

Налог на прибыль организаций 267,9 0,8 181,2 0,5 86,7 0,3

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1303,6 3,8 1163,1 3,4 140,5 0,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 784,6 2,3 799,5 2,4 -14,9 -0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 247,7 0,7 242,1 0,7 5,6 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 21,7 0,06 32,8 0,1 -11,1 -0,04

НДПИ 1635,3 4,7 1465,9 4,3 169,4 0,4

Доходы от внешнеэкономической деятельности 1553,1 4,5 2648,9 7,9 -1095,8 -3,4

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Доходы по налогу на прибыль организаций выросли на 0,3 п.п. ВВП, или на 47,8% в номинальном выражении. (См. табл. 2.)

В структуре доходов федерального бюджета за первое полугодие текущего года относительно соответствующего периода предыдущего отмечается снижение доли налоговых доходов в их общем объеме с 91,8 до 87,8% -в основном за счет увеличения удельного веса доходов от использования имущества с 2,7 до 4,6%. (См. табл. 2 и 3.)

Доходы федерального бюджета от использования имущества за первое полугодие текущего года выросли относительно соответствующего периода предыдущего на 0,3 п.п. ВВП, или в 1,5 раза в номинальном выражении. Основной прирост поступлений обеспечили доходы от перечисления части прибыли Цен-

трального банка, увеличившиеся на 0,3 п.п. ВВП, или в 1,6 раза в номинальном выражении, и доходы от размещения средств федерального бюджета, также выросшие на 0,3 п.п. ВВП, или в 3,3 раза. Существенно снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, - с 74,2 до 0,5 млрд. руб.

Динамика доходов федерального бюджета от использования имущества отражает проблемные точки государственного сектора, такие как неэффективность управления имуществом, ориентация на доходы от размещения бюджетных средств на банковских депозитах, отсутствие стимулов для получения прибыли.

Таблица 3

Доходы федерального бюджета от использования имущества в январе-июне 2014 и 2015 гг.

Январь-июнь 2015 г. Январь-июнь 2014 г. Изменение

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы от использования имущества,

находящегося в государственной 307,7 0,9 193,0 0,6 114,7 0,3

собственности, - всего

в том числе:

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ*

0,5 <0,00 74,2 0,2 -73,7 -0,2

Доходы от размещения средств федерального бюджета

из них:

доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения** 32,4 0,09 12,9 0,04 19,5 0,05

доходы от управления средствами Резервного фонда 50,5 0,1 5,2 0,01 45,3 0,1

доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния 49,9 0,1 21,5 0,06 28,4 0,08

проценты по государственным кредитам 20,2 0,06 11,4 0,03 8,8 0,02

Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка 137,5 0,4 51,8 0,1 85,7 0,3

* - Федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

** - Кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Последнее снижает инвестиционную привлекательность компаний с государственным участием, что может стать ограничительным фактором при их приватизации. В то же время доходы от продажи имущества могут использоваться в качестве основного источника финансирования дефицита федерального бюджета в среднесрочном периоде при запланированном сокращении объемов Резервного фонда к 2018 г. или если дальнейшее наращивание объемов государственных заимствований будет признано нецелесообразным.

Расходы федерального бюджета в долях ВВП за январь-июнь 2015 г. относительно аналогичного периода предыдущего года изменились следующим образом:

• выросли расходы на национальную оборону на 1,4 п.п. ВВП, или в 1,3 раза в номинальном выражении;

• расходы по разделу «Социальная политика» увеличились на 1,1 п.п. ВВП, или на 24,8% в номинальном выражении;

расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» сократились на 0,1 п.п. ВВП; в абсолютном выражении их сокращение составило 12,4 млрд. руб.;

увеличились на 0,1 п.п. ВВП расходы по разделам «Национальная экономика» и «Образование»; в номинальном выражении их прирост составил 5,1 и 7,2% соответственно; расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» сократились на 0,2 п.п. ВВП, или на 16,3% в номинальном выражении; расходы на здравоохранение не изменились и составили 0,6% ВВП; в абсолютном выражении они увеличились на 2,0 млрд. руб.; выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,2 п.п. ВВП - до 0,8% ВВП, или на 30,9% в номинальном выражении;

по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились незначительно - в пределах 0,04 п.п. ВВП. (См. табл. 4.)

Таблица 4

Динамика расходов федерального бюджета за январь-июнь 2014 и 2015 гг.

Январь-июнь 2015 г. Январь-июнь 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 7506,1 21,8 6469,8 19,2 2,6

в том числе:

Общегосударственные вопросы 466,1 1,3 428,6 1,3 0,0

Национальная оборона 1969,4 5,7 1454,9 4,3 1,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 897,2 2,6 909,6 2,7 -0,1

Национальная экономика 829,6 2,4 789,1 2,3 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 52,6 0,1 42,0 0,1 0,0

Охрана окружающей среды 30,8 0,09 18,0 0,05 0,04

Образование 343,6 1,0 320,7 0,9 0,1

Культура и кинематография 38,1 0,1 41,2 0,1 0,0

Здравоохранение 206,7 0,6 204,7 0,6 0,0

Социальная политика 2004,4 5,8 1602,8 4,7 1,1

Физическая культура и спорт 30,9 0,09 18,5 0,05 0,04

СМИ 38,8 0,1 38,6 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 262,6 0,8 200,6 0,6 0,2

Межбюджетные трансферты 335,1 1,0 400,4 1,2 -0,2

Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

В июле 2015 г. Минфином России опубликованы два документа, касающихся сферы государственных финансов1: Доклад об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета (далее -Доклад) и Проект основных направлений бюджетной политики (ОНБП) на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг.

Определенные в Докладе задачи по ограничению темпов роста бюджетных расходов, в том числе на социальные выплаты, заработные платы, государственный аппарат, взаимоувязаны с основными параметрами федерального бюджета в проекте ОНБП: предполагается ускоренное сокращение расходов с 20,8% ВВП в 2015 г. до 16,7% ВВП к 2018 г. в условиях дальнейшего снижения доходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2015 г. до 16,0% ВВП к 2018 г., в том числе нефтегазовых доходов -на 0,5 п.п. ВВП (до 7,3% ВВП). Тем не менее выйти на положительное сальдо исполнения федерального бюджета до 2018 г. пока не планируется, и для покрытия дефицита бюджета предполагается привлекать в 2016-2018 гг. денежные средства на внутреннем и внешнем финансовых рынках в объеме 1649,8 млрд. руб.

За первое полугодие 2015 г. совокупный объем средств Резервного фонда сократился на 679,9 млрд. руб., в том числе за счет переоценки средств - на 179,8 млрд. руб. - до 4265,6 млрд. руб. Кроме этого в феврале текущего года по распоряжению Правительства РФ2 была осуществлена продажа части средств Резервного фонда в иностранной валюте в размере 500,0 млрд. руб., которые были направлены на замещение непоступающих доходов федерального бюджета. В проекте ОНБП указано, что на покрытие дефицита бюджета и выпадающих поступлений по источникам финансирования дефицита в 2015 г. может быть потрачено более 2 трлн. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте сократился за январь-июнь текущего года на 187,6 млрд. руб., в том числе за счет курсовой разницы - на 178,1 млрд. руб. и по состоянию на 01.07.2015 составил 4200,5 млрд. руб.

В феврале-апреле 2015 г. в соответствии с постановлениями Правительства РФ3 были осуществлены следующие операции со средствами ФНБ:

• 75,0 млрд. руб. размещены в облигации ОАО «Ямал СПГ»;

• 26,0 млрд. руб. размещены на депозиты в Банке «ВТБ»;

• 50,0 млрд. руб. размещены в привилегированные акции ОАО «РЖД»;

• 57,5 млрд. руб. размещены в привилегированные акции АО «АЭК»;

• 9,4 млрд. руб. направлены на софинанси-рование добровольных пенсионных накоплений граждан;

• 38,4 млрд. руб. размещены на депозит в Газпромбанке.

Всего из средств ФНБ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. № 2044-р планируется профинансировать 11 проектов на сумму в 815,0 млрд. руб., в семь из которых средства фонда в общей сумме 352,1 млрд. руб. уже направлены в виде вложений в финансовые активы.

Еще в октябре 2014 г. Счетная палата РФ предупредила о рисках невозврата средств ФНБ от крупных инфраструктурных проектов4; несколько ранее министр финансов А. Силуа-нов также заявил, что «в случаях, когда существует риск невозврата средств в ФНБ, нужно финансировать проекты из бюджета»5. Действительно, опасения аудиторов и главного финансового ведомства страны относительно вероятности невозврата средств ФНБ имеют

1 http://www.minfin.ru/ru

2 Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2015 г. № 196-р.

3 От 19 января 2008 г. № 18 и от 5 ноября 2013 г. № 990.

4 http://www.finmarket.ru/news/3836802

5 http://finam.info/news/siluanov-nelzya-riskovat-sredstvami-fnb/

основания. Предыдущий опыт финансирования инфраструктурных проектов из средств Инвестиционного фонда (ИФ) выявил существенные проблемы управления им, однако неэффективные процедуры и правила управления ИФ, как «под копирку», были перенесены на проекты ФНБ.

Во-первых, решения об использовании средств ФНБ, которые представляют собой «часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению»6, должны приниматься на уровне федеральных законов в рамках тех же процедур, как и при утверждении бюджета, что обеспечит качественное планирование проектов и соответствующий контроль за использованием средств.

Во-вторых, практика привлечения внешних консультантов при оценке проектов ИФ продемонстрировала свою несостоятельность; ряд проектов, рекомендованных группами консультантов и профинансированных из средств ИФ, были впоследствии признаны неэффективными.

В-третьих, развернутая информация о проектах, финансируемых из средств ФНБ, и их обоснование недоступны для широкой общественности, а система отчетности ограничена, как и по проектам ИФ, ведомственными рамками, поскольку отчетность представляется в Минфин и Минэкономразвития РФ.

В-четвертых, не определены механизмы/ источники/сроки/периодичность возврата средств в ФНБ. По ряду проектов, одобренных Правительством РФ, например по ЦКАД7, минимальная доходность инвестирования средств ФНБ на 1% превышает уровень инфляции, выплата же купонного дохода по соответствующим облигациям будет осуществляться только с 2022 г., что снизит реальную стоимость средств ФНБ через семь лет. Проект «Модернизация железнодорожной инфра-

структуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» принят с достаточно расплывчатой формулировкой, а именно: возврат средств ФНБ «обеспечивается за счет возможной продажи кумулятивных привилегированных акций ОАО «РЖД» и/ или за счет установления целевой инвестиционной составляющей в тарифе». Вопросы о целесообразности финансирования из средств ФНБ вызывает и проект по созданию интеллектуальных сетей ООО «Инфраструктурные инвестиции-3». Согласно отчету за первый квартал 2015 г.8 численность сотрудников компании составляет 1 человек, а аудиторы отметили, что «эмитент затрудняется оценить результаты деятельности в связи с отсутствием фактического осуществления деятельности в соответствующей отрасли», что не помешало компании получить средства из ФНБ в размере более 1,0 млрд. руб.

С учетом планируемого дефицита федерального бюджета и увеличения объемов государственного долга в среднесрочном периоде, а также в условиях сокращения объема средств Резервного фонда требуется разработать меры по повышению качества управления проектами, финансируемыми из средств ФНБ, и полностью исключить возможность лоббирования проектов в интересах отдельных групп/лиц. Также необходимо рассмотреть возможность объединения ФНБ с Резервным фондом и использования его средств исключительно в рамках «бюджетного правила» для покрытия дефицита федерального бюджета.

По состоянию на 1 июля 2015 г. объем государственного долга составил:

• по внутреннему долгу - 7041,3 млрд. руб. (сокращение за шесть месяцев текущего года на 199,9 млрд. руб.);

• по внешнему долгу - 51,3 млрд. долл. США (сокращение на 3,0 млрд. долл. США).

6 Ст. 96.10 БК в редакции Федерального закона от 25.12.2012 г. № 268-ФЗ.

7 Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область).

8 http: //www.e-disclosure.ru/portal/f iles.aspx?id=34983&type=5

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2015 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые пять месяцев 2015 г. составили 3846,6 млрд. руб., или 13,7% ВВП, на 1,1 п.п. ВВП, или на 10,1% в номинальном выражении, превысив уровень января-мая предыдущего года. Расходы консолидированного

бюджета субъектов РФ в долях ВВП выросли за исследуемый период по сравнению с соответствующим временным интервалом 2014 г. на 0,2 п.п. ВВП - до 11,7% ВВП (3302,9 млрд. руб.).

По итогам января-мая 2015 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в 2,0% ВВП (543,7 млрд. руб.), на 0,9 п.п. ВВП превысившим положительное сальдо бюджета по итогам первых пяти месяцев предыдущего года. (См. табл. 5.)

Таблица 5

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-мае 2014 и 2015 гг.

Январь-май 2015 г. Январь-май 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы* 3846,6 13,7 3493,0 12,6 1,1

в том числе:

Налог на прибыль организаций 1103,6 3,9 886,1 3,2 0,7

НДФЛ 1012,5 3,6 975,9 3,5 0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 199,3 0,7 191,9 0,7 0,0

Налог на совокупный доход 175,4 0,6 161,4 0,6 0,0

Налог на имущество 450,4 1,6 409,9 1,5 0,1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 618,5 2,2 634,3 2,3 -0,1

Доходы от использования имущества 115,9 0,4 109,8 0,4 0,0

из них:

доходы от размещения средств бюджетов 20,4 0,07 6,6 0,02 0,05

проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны 0,2 <0,00 0,2 <0,00 0,0

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества** 85,7 0,3 91,6 0,3 0,0

доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную)казну 8,3 0,03 8,2 0,03 0,0

Расходы 3302,9 11,7 3192,2 11,5 0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) 543,7 2,0 300,8 1,1 0,9

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 28137 27 728

* - Разница между общим объемом доходов консолидированного бюджета субъектов РФ и объемом налоговых доходов и безвозмездных поступлений от других бюджетов связана с тем, что в таблицу не включены такие поступления, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от оказания платных услуг, доходы от реализации имущества и др.

** - За исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Анализ структуры и динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ в долях ВВП за январь-май текущего года относительно соответствующего периода 2014 г. выявил:

• увеличение поступлений по налогу на прибыль на 0,7 п.п. ВВП - до 3,9% ВВП, или на 24,5% в номинальном выражении;

• рост поступлений по НДФЛ на 0,1 п.п. ВВП - до 3,6% ВВП, или на 3,8% в номинальном выражении;

• неизменность поступлений по внутренним акцизам и по налогу на совокупный доход, составивших 0,7 и 0,6% ВВП соответственно и выросших на 3,8 и 8,7% в номинальном выражении;

• увеличение поступлений по налогу на имущество на 0,1 п.п. ВВП - до 1,6% ВВП при росте их в номинальном выражении на 10,0%;

• сокращение доходов по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной

системы РФ на 0,1 п.п. ВВП - до 2,2% ВВП, или на 2,5% в номинальном выражении. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ от использования имущества за первые пять месяцев текущего года в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода 2014 г. - 0,4% ВВП; при этом основным источником поступлений стала аренда имущества, доходы от которой в номинальном выражении незначительно сократились - на 5,8%.

За исследуемый период выросли в номинальном выражении относительно января-мая предыдущего года более чем в 3 раза доходы региональных бюджетов от размещения средств бюджетов, в то время как поступления по процентам от предоставленных бюджетных кредитов остались на уровне 0,2 млрд. руб.

Фиксируется высокий уровень дифференциации регионов по доходам от размещения бюджетных средств и процентам по кредитам: если бюджет Ханты-Мансийского автономно-

Таблица 6

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2014 и 2015 гг.

Январь-май 2015 г. Январь-май 2014 г. Изменение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 3302,9 11,7 3192,2 11,5 0,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 211,7 0,7 202,8 0,7 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 35,2 0,1 32,2 0,1 0,0

Национальная экономика 503,8 1,8 490,5 1,8 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 240,9 0,8 245,9 0,9 -0,1

Охрана окружающей среды 7,9 0,03 7,0 0,03 0,0

Образование 961,6 3,4 959,2 3,4 0,0

Культура и кинематография 116,2 0,4 110,1 0,4 0,0

Здравоохранение 506,1 1,8 470,8 1,7 0,1

Социальная политика 585,8 2,1 551,9 2,0 0,1

Физическая культура и спорт 61,8 0,2 60,8 0,2 0,0

СМИ 16,5 0,06 15,4 0,06 0,0

Обслуживание государственного 53 д 0 2 41 3 01

и муниципального долга ' ' ' '

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

го округа не имеет доходов от размещения средств, а поступления по процентам от бюджетных кредитов составляют здесь 43,0 млн. руб., то в бюджете Республики Башкортостан, напротив, основным источником поступления средств от управления финансами являются доходы от размещения средств - 800,0 млн. руб., поступления же по процентам по бюджетным кредитам составляют в республике всего 0,6 млн. руб. (Отметим, что в рамках данного обзора выявить влияние различных инструментов управления бюджетными средствами на устойчивость региональной финансовой системы и региональной экономики не представляется возможным.)

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января-мая 2015 г. по большинству разделов в долях ВВП и в абсолютном выражении изменились незначительно или остались на уровне соответствующего периода предыдущего года, в частности:

• выросли на 0,1 п.п. ВВП расходы по трем разделам: «Социальная политика» - до 2,1% ВВП, «Здравоохранение» - до 1,8% ВВП, «Обслуживание государственного и муниципального долга» - до 0,2% ВВП;

• сократились на 0,1 п.п. ВВП расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - до 0,8% ВВП. (См. табл. 6.)

В целом динамика налоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ в первой половине 2015 г. свидетельствует о некоторой стабилизации в экономике. Однако истощение средств Резервного фонда и снижение ликвидности Фонда национального благосостояния могут сформировать к концу года существенные среднесрочные риски неустойчивости бюджетной системы, а экономическая ситуация может не позволить восстановить резервы до минимального уровня, обеспечивающего стабильность национальной финансовой системы. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.