Научная статья на тему ' государственный бюджет'

государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / stra- tegic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По оперативным данным Федерального казначейства, по итогам января–июля 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,3 п.п. ВВП, а расходы – выросли на 3,3 п.п. ВВП. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие текущего года относительно первых шести месяцев предыдущего увеличились на 1,0 и 0,3 п.п. ВВП соответственно. Дефицит федерального бюджета за январь– июль 2015 г. составил 2,8% ВВП, что на 4,6 п.п. ВВП ниже положительного сальдо федерального бюджета за первые семь месяцев предыдущего года. Консолидированный бюджет субъектов РФ по итогам января-июня 2015 г. исполнен с профицитом в 1,0% ВВП, на 0,7 п.п. превысившим показатель соответствующего периода 2014 г. Качество государственного управления и эффективность бюджетных расходов становятся определяющими внутренними факторами устойчивости бюджетной системы, ее способности адаптироваться к рискам, связанным со снижением цен на углеводороды и с замедлением экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the Federal Treasury data, over January-July 2015, the federal budget revenues contracted 1.3 p.p. of GDP, and expenditures went up 3.3 p.p. of GDP on the same period of the previous year. Revenues and expenditures of the consolidated budgets of the constituents of the Russian Federation over six month of the current year up 1.0 and 0.3 p.p. of GDP on six months of the previous year, respectively. The federal budget deficit for January-July 2015 constituted 2.8% of GDP, which is down 4.4 p.p. of GDP of the federal budget balance over seven months last year. Consolidated budget of the subjects of the Russian Federation by the period-end for six months 2015 was executed with a surplus of 1.0% of GDP or up 0.7 p.p. against six months 2014. The quality of state government and effectiveness of budget expenditure are becoming dominant domestic factors of budget system sustainability, its ability to adjust to risks amid falling prices on hydrocarbons and economic growth slowdown.

Текст научной работы на тему « государственный бюджет»

государственный бюджет

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По оперативным данным Федерального казначейства, по итогам января—июля 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,3 п.п. ВВП, а расходы — выросли на 3,3 п.п. ВВП. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие текущего года относительно первых шести месяцев предыдущего увеличились на 1,0 и 0,3 п.п. ВВП соответственно. Дефицит федерального бюджета за январь— июль 2015 г. составил 2,8% ВВП, что на 4,6 п.п. ВВП ниже положительного сальдо федерального бюджета за первые семь месяцев предыдущего года. Консолидированный бюджет субъектов РФ по итогам января-июня 2015 г. исполнен с профицитом в 1,0% ВВП, на 0,7 п.п. превысившим показатель соответствующего периода 2014 г.

Качество государственного управления и эффективность бюджетных расходов стано-

вятся определяющими внутренними факторами устойчивости бюджетной системы, ее способности адаптироваться к рискам, связанным со снижением цен на углеводороды и с замедлением экономического роста.

Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь-июль 2015 г.

Доходы федерального бюджета по итогам января-июля 2015 г. составили 19,1% ВВП (7794,4 млрд. руб.), что на 1,3 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2014 г.; в абсолютном выражении доходы федерального бюджета за первые семь месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего сократились на 461,3 млрд. руб., или на 5,8%. Нефтегазовые доходы снизились по итогам рассматриваемого периода по сравнению с сопоставимым временным интервалом 2014 г. на 2,1 п.п. ВВП - до 8,6% ВВП

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-июле 2014 и 2015 гг.

Январь-июль 2015 г. Январь-июль 2014 г. Изменение

млрд. руб. %ввп млрд. руб. % ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы 7794,4 19,1 8255,7 20,4 -461,3 -1,3

в том числе:

Нефтегазовые 3505,1 8,6 4313,9 10,7 -808,8 -2,1

Ненефтегазовые 4289,3 10,5 3941,8 9,7 347,5 0,8

Расходы 8915,7 21,9 7516,5 18,6 1399,2 3,3

в том числе:

Процентные 291,8 0,7 225,9 0,6 65,9 0,1

Непроцентные 8623,9 21,2 7290,6 18,0 1333,3 3,2

Профицит (+) / Дефицит (-) -1121,3 -2,8 739,2 1,8 -1860,5 -4,6

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -4626,4 -11,4 -3574,7 -8,9 -1051,7 -2,5

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 40692 40380

Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

(3505,1 млрд. руб.); в то же время ненефтегазовые доходы за январь-июль текущего года выросли на 0,8 п.п. ВВП - до 10,5% ВВП (4289,3 млрд. руб.).

Расходы федерального бюджета за первые семь месяцев 2015 г. достигли 21,9% ВВП, на 3,3 п.п. ВВП превысив показатель за аналогичный период предыдущего года; в абсолютном выражении расходы федерального бюджета выросли на 1399,2 млрд. руб., или на 18,6%. По итогам исследуемого периода федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 2,8% ВВП (1121,3 млрд. руб.), что на 4,6 п.п. ВВП ниже профицитного сальдо исполнения федерального бюджета за аналогичный период 2014 г.; ненефтегазовый дефицит также вырос относительно января-июля 2014 г. до 11,4% ВВП, или на 2,5 п.п. ВВП. (См. табл. 1.)

Доходы федерального бюджета за январь июль текущего года в долях ВВП и их постатейное изменение относительно аналогичного периода 2014 г. представлены в табл. 2.

Поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности сократились на 2,9 п.п. ВВП - до 4,6% ВВП, или на 37,4%.

Поступления по НДПИ увеличились на 0,5 п.п. ВВП - до 4,7% ВВП; в номинальном выражении их рост составил 12,6%.

Поступления по внутреннему НДС выросли на 0,6 п.п. ВВП - до 3,8% ВВП, а по импортному НДС и по внутренним акцизам - не изменились и составили 2,3 и 0,7% ВВП соответственно.

Доходы по налогу на прибыль организаций выросли на 0,2 п.п. ВВП, или на 31,4% в номинальном выражении.

Расходы федерального бюджета в долях ВВП за первые семь месяцев текущего года относительно соответствующего периода предыдущего изменились следующим образом:

• выросли расходы на национальную оборону на 1,3 п.п. ВВП, или в 1,3 раза в номинальном выражении;

• расходы по разделу «Социальная политика» выросли на 1,2 п.п. ВВП, или в 1,3 раза в номинальном выражении;

• расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» не изменились и составили 2,6% ВВП; в абсолютном выражении их сокращение составило 3,9 млрд. руб.;

• увеличились расходы по разделам «Национальная экономика» и «Общегосударственные вопросы» на 0,6 и 0,2 п.п. ВВП соответственно - при росте их в номинальном выражении на 24,7 и 13,2% соответственно;

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-июле 2014 и 2015 гг.

Январь-июль 2015 г. Январь-июль 2014 г. Изменение

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 6894,3 16,9 7560,3 18,7 -666,0 -1,8

в том числе:

Налог на прибыль организаций 314,6 0,8 239,8 0,6 74,8 0,2

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1537,6 3,8 1302,3 3,2 235,3 0,6

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 936 2,3 950,2 2,3 -14,2 0,0

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 288,8 0,7 283,3 0,7 5,5 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 25,8 0,06 38,3 0,09 -12,5 -0,03

НДПИ 1921,0 4,7 1706,3 4,2 214,7 0,5

Доходы от внешнеэкономической деятельности 1870,5 4,6 3040,1 7,5 -1169,6 -2,9

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

• расходы по разделам «Образование» и «Здравоохранение» не изменились и составили 0,9 и 0,7% ВВП соответственно; в абсолютном выражении расходы на образование сократились на 0,8 млрд. руб., а расходы на здравоохранение выросли на 19,3 млрд. руб.;

• расходы по разделам «Межбюджетные трансферты» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» сократились на 0,1 п.п. ВВП каждый, или на 13,1 и 14,6% соответственно в номинальном выражении;

• выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,1 п.п. ВВП - до 0,7% ВВП, или на 29,2% в абсолютном выражении;

• по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились незначительно - в пределах 0,04 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)

В условиях замедления экономического роста необходимо обеспечивать действенность и эффективность мер государственной

поддержки реального сектора экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Анализ расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в разрезе статей/направлений за первое полугодие 2015 г. в долях ВВП относительно того же периода 2014 г. выявил:

• рост расходов на сельское хозяйство и рыболовство на 0,1 п.п. ВВП, или на 35,7 млрд. руб.;

• рост расходов на дорожное хозяйство на 0,1 п.п. ВВП, или на 31,3 млрд. руб.;

• сокращение расходов по статье «Транспорт» на 0,1 п.п. ВВП, или на 10,8 млрд. руб., и по статье «Лесное хозяйство» - на 0,03 п.п. ВВП, или на 10,0 млрд. руб.;

• незначительный прирост расходов на поддержку топливно-энергетического комплекса - на 0,02 п.п. ВВП, или на 5,6 млрд. руб.;

• по остальным статьям раздела расходы федерального бюджета изменились в долях

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-июль 2014 и 2015 гг.

Январь-июль 2015 г. Январь-июль 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 8915,7 21,9 7516,5 18,6 3,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 573,0 1,4 506,0 1,2 0,2

Национальная оборона 2092,0 5,1 1551,6 3,8 1,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1057,8 2,6 1061,7 2,6 0,0

Национальная экономика 1166,8 2,9 935,5 2,3 0,6

Жилищно-коммунальное хозяйство 57,4 0,1 67,2 0,2 -0,1

Охрана окружающей среды 36,9 0,1 21,7 0,06 0,04

Образование 385,2 0,9 386,0 0,9 0,0

Культура и кинематография 49,0 0,1 48,7 0,1 0,0

Здравоохранение 279,8 0,7 260,5 0,7 0,0

Социальная политика 2437,7 5,6 1927,1 4,8 1,2

Физическая культура и спорт 44,8 0,1 24,3 0,06 0,04

СМИ 48,9 0,1 46,5 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 291,8 0,7 225,9 0,6 0,1

Межбюджетные трансферты 394,4 1,0 453,7 1,1 -0,1

Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ВВП, так же как и в абсолютном выражении, незначительно - в пределах 0,03 п.п. ВВП, или 5,5 млрд. руб. (См. табл. 4.) Таким образом, структура расходов федерального бюджета соответствует приоритетам государственной политики в части усиления поддержки аграрного сектора и развития дорожной инфраструктуры.

По видам расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» за первые шесть месяцев 2015 г. было отмечено следующее:

• кассовое исполнение расходов в виде бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности составило 25,4% (119,6 млрд. руб. при запланированном объеме в 468,8 млрд. руб.), что свидетельствует о сохраняющейся тенденции перенесения времени сдачи объектов строительства, финан-

сируемых за счет средств федерального бюджета, на конец года. Наиболее проблемная ситуация сложилась с реализацией мероприятий подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» ГП «Развитие транспортной системы», в рамках которой утверждены, но не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 50,2 млрд. руб. в виде взноса в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги»1; суммарный объем расходов на обеспечение деятельности и функций государственных органов (в том числе оплата труда, выплаты персоналу, закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд) и предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание услуг/выполнение работ составил 236,0 млрд. руб., или 28,4% от всех расходов

Таблица 4

Расходы федерального бюджета за январь-июнь 2014 и 2015 гг. по основным статьям раздела «Национальная экономика»

Январь-июнь 2015 г. Январь-июнь 2014 г. Изменение млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП

Расходы - всего 7418,5 21,5 6402,1 19,0 1016,4 2,5

Национальная экономика 830,1 2,4 789,1 2,3 41,0 0,1

в том числе:

Общеэкономические вопросы 8,4 0,02 8,2 0,02 0,2 0,0

Топливно-энергетический комплекс 6,9 0,02 1,3 0,00 5,6 0,02

Исследование и использование космического пространства 10,3 0,03 14,1 0,04 -3,8 -0,01

Воспроизводство минерально-сырьевой базы 14,3 0,04 15,3 0,04 -1,0 0,0

Сельское хозяйство и рыболовство 101,0 0,3 65,3 0,2 35,7 0,1

Водное хозяйство 4,2 0,01 8,3 0,02 -4,1 -0,01

Лесное хозяйство 11,1 0,03 21,1 0,06 -10,0 -0,03

Транспорт 88,9 0,2 99,7 0,3 -10,8 -0,1

Дорожное хозяйство (дорожные фонды) 205,6 0,6 174,3 0,5 31,3 0,1

Связь и информатика 11,7 0,03 16,2 0,05 -4,5 -0,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прикладные научные исследования в области национальной экономики 116,0 0,3 119,1 0,3 -3,1 0,0

Другие вопросы в области национальной экономики 251,6 0,7 246,1 0,7 5,5 0,0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Возможно, что отсрочка связана со сменой руководства ОАО «РЖД».

по разделу «Национальная экономика», что выявляет высокий уровень издержек государства в сфере регулирования экономики;

• объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 181,6 млрд. руб. при запланированном объеме в 434,4 млрд. руб. Не профинансированы мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские/фермерские хозяйства, в рамках аналогичной подпрограммы ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утвержденный объем бюджетных ассигнований на 2015 г. - 16,9 млрд. руб.) и мероприятия по подготовке и проведению ЧМ по футболу в 2018 г. по подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы» (утвержденный объем бюджетных ассигнований - 10,7 млрд. руб.). Низкий уровень кассового исполнения федерального бюджета по межбюджетным трансфертам за первое полугодие 2015 г. свидетельствует о недоработках в планировании и об отсутствии полноценного контроля за исполнением бюджета;

• объем финансовых вложений в виде имущественного взноса в государственные корпорации/компании составил 112,3 млрд. руб., в том числе Внешэкономбанк получил 14,5 млрд. руб., ГК «Росатом» -92,8 млрд. руб., «Ростех» - 4,2 млрд. руб. Кроме этого 27 млрд. руб. было направлено в виде субсидий государственным корпорациям/компаниям для реализации мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги».

В целом на финансирование деятельности государственных корпораций по разделу «Национальная экономика» на 2015 г. израсходовано около 7% от объема утвержденных бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Некоторые направления поддержки, на наш взгляд, экономически нецелесообразны и не ориентированы на конечный результат. Например, это расходы федерального бюджета за первое полугодие 2015 г. на:

• субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на осуществление технического перевооружения в 2006-2012 гг., составившие всего 14,3 млн. руб.;

• субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2013-2015 гг. на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению, - 7,8 млн. руб.

Не фокусируясь на вопросах дублирования этих двух программ субсидирования и целесообразности поддержки предприятий, которые не способны погасить кредиты, полученные девять лет назад (что говорит о низком качестве планирования инструментов поддержки), необходимо уточнить, что для получения субсидии предприятия должны собрать и отправить в Минпромторг России комплект документов, значительная часть которых - это выписки из реестров государственных органов, и после положительного решения заключить договор с ведомством - сопоставляя при этом:

• уровень издержек предприятий на формирование заявки с объемами субсидий;

• уровень трудозатрат и других издержек министерства на сбор, проведение экспертизы заявок и мониторинг договоров с расходами на субсидирование предприятий;

• объем производства в текстильной промышленности, превышающий на несколько порядков объем субсидий2. Целесообразность и эффективность такой

поддержки, на наш взгляд, можно поставить под сомнение.

2 В 2012 г. он составил 127,1 млрд. руб. (Росстат, Единый архив социологических и экономических данных НИУ ВШЭ; FIRA-PRO).

Таким образом, проблемы качества и эффективности управления государственными финансами в области поддержки экономики сохраняются. Очевидна необходимость пересмотра мер поддержки реального сектора -возможно, на основе подхода, известного как нулевой бюджет3, - в рамках формирования нового проекта федерального бюджета на 2016 г. и на последующие два года.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июнь 2015 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие 2015 г. составили 4495,6 млрд. руб., или 13,0% ВВП, что на 1,0 п.п. ВВП, или на 10,9% в номинальном выражении, выше уровня января-июня предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП выросли за рассматриваемый период по сравнению с соответствующим временным интервалом преды-

дущего года на 0,3 п.п. ВВП - до 12,0% ВВП (4131,1 млрд. руб.).

По итогам первого полугодия 2015 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в 1,0% ВВП (364,5 млрд. руб.), что на 0,7 п.п. ВВП выше положительного сальдо бюджета по итогам аналогичного периода предыдущего года. (См. табл. 5.)

Государственный долг субъектов РФ на 01.08.2015 составил 2128,3 млрд. руб. (рост за год на 395,2 млрд. руб.), в том числе:

• кредиты, полученные субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, - 805,8 млрд. руб. (+152,4 млрд. руб.);

• бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 771,0 млрд. руб. (+242,0 млрд. руб.);

• государственные ценные бумаги субъекта РФ - 424,6 млрд. руб. (-8,8 млрд. руб.). Анализ и сравнение структуры и динамики

поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов

Таблица 5

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-июне 2014 и 2015 гг.

Январь-июнь 2015 г. Январь-июнь 2014 г. Изменение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Доходы 4495,6 13,0 4052,1 12,0 1,0

в том числе:

Налог на прибыль организаций 1234,0 3,6 976,5 2,9 0,7

НДФЛ 1245,4 3,6 1197,0 3,5 0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 230,6 0,6 215,6 0,6 0,0

Налог на совокупный доход 186,6 0,5 170,7 0,5 0,0

Налог на имущество 472,8 1,4 428,0 1,3 0,1

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 773,7 2,2 756,8 2,2 0,0

Расходы 4131,1 12,0 3961,8 11,7 0,3

Профицит (+) / Дефицит (-) 364,5 1,0 90,3 0,3 0,7

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 34447 33689

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

3 Бюджет на нулевой основе КВВ) - подход к планированию бюджета с нулевого уровня.

РФ в долях ВВП за январь-июнь текущего и

предыдущего годов выявили:

• увеличение поступлений по налогу на прибыль на 0,7 п.п. ВВП - до 3,6% ВВП, или на 26,4% в номинальном выражении;

• рост поступлений по НДФЛ на 0,1 п.п. ВВП - до 3,6% ВВП, или на 4,0% в номинальном выражении;

• неизменность поступлений по внутренним акцизам и по налогу на совокупный доход, составивших 0,6 и 0,5% ВВП соответственно и выросших на 6,9 и 9,3% в номинальном выражении соответственно;

• рост поступлений по налогу на имущество на 0,1 п.п. ВВП - до 1,4% ВВП, при их увеличении в номинальном выражении на 10,3%;

• неизменность доходов по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ, составивших 2,2% ВВП и выросших на 2,2% в номинальном выражении.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП по итогам января-июня 2015 г. относительно соответствующего периода предыдущего года по большинству разделов не изменились. Незначительно выросли (на 0,1 п.п. ВВП) расходы только по трем разделам: «Национальная экономика», «Здравоохранение» и «Обслуживание государственного и муниципального долга». (См. табл. 6.)

По основным статьям расходов консолидированного бюджета субъектов РФ по разделу «Национальная экономика» за первые шесть месяцев 2015 г. относительно того же периода 2014 г. была отмечена следующая динамика:

• увеличение объемов финансирования сельского хозяйства/рыболовства и дорожного хозяйства на 0,1 п.п. ВВП по каждой статье, или на 20,5 и 11,6% соответственно в номинальном выражении;

• сокращение расходов по статье «Другие вопросы в области национальной экономи-

Таблица 6

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июнь 2014 и 2015 гг.

Январь-июнь 2015 г. Январь-июнь 2014 г. Изменение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 4131,1 12,0 3961,8 11,7 0,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 260,5 0,7 248,2 0,7 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 43,6 0,1 41,0 0,1 0,0

Национальная экономика 648,2 1,9 605,6 1,8 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 304,9 0,9 309,9 0,9 0,0

Охрана окружающей среды 9,1 0,03 8,8 0,03 0,0

Образование 1231,9 3,6 1210,7 3,6 0,0

Культура и кинематография 142,2 0,4 137,5 0,4 0,0

Здравоохранение 615,9 1,8 579,6 1,7 0,1

Социальная политика 707,4 2,0 668,6 2,0 0,0

Физическая культура и спорт 74,9 0,2 74,5 0,2 0,0

СМИ 20,0 0,06 19,0 0,06 0,0

Обслуживание государственного 70 8 0 2 53 5 0 1

и муниципального долга ' ' ' '

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

ки» на 0,1 п.п. ВВП, или на 17,4% в номинальном выражении;

• по остальным статьям раздела расходы консолидированного бюджета субъектов РФ изменились незначительно. (См. табл. 7.) Таким образом, структура расходов консолидированного бюджета субъектов РФ отражает приоритетность поддержки сельского хозяйства и дорожной инфраструктуры.

Что касается видов расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первое полугодие текущего года по разделу «Национальная экономика», то здесь можно отметить, что значительная доля расходов направляется на финансирование функций органов управления и на поддержку организаций государственного сектора экономики. В частности:

• расходы на обеспечение деятельности органов, такие как оплата услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, аренды и содержания имущества, составили 308,8 млрд. руб.;

• расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составили 44,6 млрд. руб., в том числе расходы на оплату труда сотрудников казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию - 22,7 млрд. руб.;

• объем предоставленных субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям составил 50,5 млрд. руб., или 7,8% от общего объема расходов на национальную экономику;

• расходы на увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале составили 74,3 млрд. руб., или 11,5% от расходов на национальную экономику. Существенно увеличили объем финансовых активов по разделу «Национальная экономика» такие субъекты РФ, как: Москва - 64.0 млрд. руб. по статье «Транспорт», Московская область - 3,0 млрд. руб. по статье «Транспорт», Пермский край - 844,2 млн. руб. по статье «Дорожное хозяйство», Ленинградская область - 630,0 млн. руб., Красноярский край и Сахалинская область - 477,5 и 472,5 млрд. руб. соответственно. Общий объем расходов на капитальные

вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности по разделу «Национальная экономика» за первое полугодие текущего года составил всего 174,2 млрд. руб., или 26,9% от общего объема финансирования из средств консолидированного бюджета субъектов РФ.

Таблица 7

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-июнь 2014 и 2015 гг. по основным статьям раздела «Национальная экономика»

Январь-июнь 2015 г. Январь-июнь 2014 г. Изменение млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП

Расходы - всего 4131,1 12,0 3961,8 11,7 169,3 0,3

Национальная экономика 648,2 1,9 605,6 1,8 42,6 0,1

в том числе:

Общеэкономические вопросы 17,4 0,05 16,5 0,05 0,9 0,0

Топливно-энергетический комплекс 12,5 0,04 6,5 0,02 6 0,02

Сельское хозяйство и рыболовство 138,6 0,4 115,0 0,3 23,6 0,1

Транспорт 155,5 0,5 157,1 0,5 -1,6 0,0

Дорожное хозяйство (дорожные фонды) 236,6 0,7 212,0 0,6 24,6 0,1

Связь и информатика 16,4 0,05 15,9 0,05 0,5 0,0

Другие вопросы в области национальной экономики 52,3 0,1 63,3 0,2 -11 -0,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Необходимо также отметить, что 88,4% (573,8 млрд. руб.) от объема расходов консолидированного бюджета субъектов РФ на поддержку экономики было сконцентрировано на уровне региональных бюджетов, в то время как расходы в данном направлении муниципальных бюджетов, где наиболее остро ощущаются последствия экономического спада, составили только 28,7 млрд. руб.

Анализ структуры расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ за первые шесть месяцев 2015 г. по разделу «Национальная экономика» вызывает ряд вопросов, основной из которых -наличие и действенность экономической политики, в том числе целесообразность увеличения государственных финансовых активов и эффективность мер государственной поддержки экономики. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.