Научная статья на тему 'Государственно-частные инициативы в контексте культурной капитализации региона'

Государственно-частные инициативы в контексте культурной капитализации региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный капитал / мериторные блага / культурная ценность / общественное благо / государственно-частное партнерство / cultural capital / cultural values / social good / public-private partnership

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яо Михаил, Бородина Светлана, Еманова Юлиана

Статья посвящена проблемам культурного капитала, его разновидностям и условиям его конвертации в экономический капитал. Производство в рыночной экономике культурных ценностей находится в тесной зависимости от государственно-частного партнерства. Инновационный потенциал государственно-частного партнерства в РТ выступает инвестиционным фондом культурной капитализации региона и регионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яо Михаил, Бородина Светлана, Еманова Юлиана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of cultural capital, its varieties and conditions of its conversion into economic capital. Production in a market economy, cultural values are highly dependent on public-private partnerships. Innovative potential of public-private partnership in the Investment Fund of Tajikistan cultural capitalization of the region and the regional community.

Текст научной работы на тему «Государственно-частные инициативы в контексте культурной капитализации региона»

государственно-частные инициативы в контексте культурной капитализации региона

Аннотация:Статья посвящена проблемам культурного капитала, его разновидностям и условиям его конвертации в экономический капитал. Производство в рыночной экономике культурных ценностей находится в тесной зависимости от государственно-частного партнерства. Инновационный потенциал государственно-частного партнерства в РТ выступает инвестиционным фондом культурной капитализации региона и регионального сообщества.

Ключевые слова: культурный капитал, мериторные блага, культурная ценность, общественное благо, государственно-частное партнерство.

Summary Abstract: The article deals with the problems of cultural capital, its varieties and conditions of its conversion into economic capital. Production in a market economy, cultural values are highly dependent on public-private partnerships. Innovative potential of public-private partnership in the Investment Fund of Tajikistan cultural capitalization of the region and the regional community.

Key words: cultural capital, cultural values, social good, public-private partnership.

экономическая концепция культурного капитала

Термин «культурный капитал» активно используется в социологии культуры. Впервые в широкое обращение его ввел французский социолог и философ П. Бурдье, выделяя три разновидности культурного капитала - воплощенный (язык, культура, традиции), объективированный (материальные объекты - картины, книги, инструменты и т.д.) и институционализированный (академические квалификации) [1]. Культурный капитал может рассматриваться и как комплиментарный фактор, влияющий на формирование уникальных, в том числе креативных, способностей человека. Культурный капитал существует в символически и материально активной и эффективной форме только тогда, когда он присваивается людьми, воплощается и инвестируется как орудие культурного производства (художественного, научного и т. д.).

В своем воплощенном состоянии культурный капитал демонстрирует все качества автономного, взаимосвязанного мира, который (хотя и является продуктом исторического действия) имеет собственные законы, превосходящие волю отдельных индивидов, и, как это хорошо видно на примере языка, остается несводимым к тому, что может присвоить любой человек или группа людей. Огромным конкурентным преимуществом Б. Гейтса, безусловно, стал культурный капитал в виде английского языка как универсальной основы для программирования. Не известно, как развивался бы его проект, если бы Б. Гейтс был носителем иной лингвокультуры.

В процессе эволюции общества культурный капитал все активнее стал конвертироваться в экономический, ведь более образованные (следовательно, квалифицированные, внешне и внутренне динамичные) и духовно восприимчивые люди - это большая продолжительность жизни, меньший уровень преступности, асоциального поведения, более рациональный выбор жизненных стратегий и т.д. Все это предсказал М. Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.). Современная экономика практически полностью определяется социокультурным фоном и сегодня развиваются различные экономические теории: благосостояния, модели роста, инновационной модели, объектом которых является взаимосвязь культуры и экономики [6].

Культура служит выражением характерных для общества черт, образа действий и мыслей. Основным способом, посредством которого культура влияет на экономический рост, является аксиологический: формирование ценностей (культурных благ, выражающих общие черты группы, этноса, регионального сообщества, нации), моделей поведения и типов мышления человека. Посредством коллективных культурных практик культурный капитал присваивается и транслируется. И материальные, и нематериальные активы культурного капитала способны участвовать в производстве новых (частных и общественных) благ, которые могут непосредственно потребляться или, в свою очередь, служить промежуточным продуктом в производстве других благ. Например, ежегодная майская выставка цветов в Лондоне - Chelsea Flower

iBr

w

Михаил Яо, директор МИА ASG, к.с.н.

Светлана Бородина, заместитель директора по связям с высшей школой МИА АБС

щ

Юлиана Еманова, доцент кафедры ИЗО и дизайна КФУ, к.пед.н.

уыр вестник №ждународного института антиквариата

fMLUp ИСКУССТВ

Show - событие, настолько весомое для всего населения Лондона (при всей разнице в стиле жизни городских слоев), что его сравнивают с венецианским карнавалом. С выставки практически никто не уходит без покупки. Причем здесь культурный капитал? Пресловутое трехсотлетнее подстригание газонов ведь началось когда-то и с чего-то и, главное, до сих пор не прекратилось. Более того, вкупе с другими составляющими культурного капитала - чистыми улицами, приятными запахами, вежливостью, гарантиями личной безопасности - образует эффективную инфраструктуру с благоприятным социокультурным фоном. Для его потребления личности необходимо выдерживать определенную ежедневную конкуренцию, адаптироваться, наращивать собственный культурный капитал, ограничивать свою свободу (хотя бы не мусорить в подъезде). То, что признание этого факта состоялось и в России, свидетельствует определение стоимости жилья не площадью, а местом расположения, а на дурацкой буржуйской страсти к чистоте, иронизирует Д.Б. Орешкин, вырос целый бизнес с доходом в сотни миллионов долларов [7].

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА КАК КУЛЬТУРНЫЕ АКТИВЫ

Ценности, производимые в сфере культуры, часто рассматриваются как мериторные блага (блага, спрос на которые со стороны индивидуальных потребителей отстает от потребностей общества и поддерживается, стимулируется государством). Чаще всего мери-торные блага локализованы в сфере медицины и образования, например, если человек делает прививку, это приносит пользу другим, так как уменьшает риск эпидемических болезней, тогда как хорошее образование (или инвестиции в человеческий капитал) увеличивает экономический рост и всеобщее благосостояние в будущем [5]. Многие культурные институты и жанры искусства состоялись именно

как мериторные блага. Филармония, опера, художественные галереи возникли как способ самопрезентации аристократии, а сегодня обеспечивают массовый доступ к высокому искусству. На мериторные блага ориентировалась советская система книгоиздания с ее небывалыми тиражами, низкой стоимостью и числом названий выпускаемых ежегодно книг. рыночный же подход привел к тому, что тираж «толстых» литературных журналов сегодня сопоставим с тиражом пушкинского «Современника», хотя российская читающая публика, пусть и сильно уменьшилась в последние десятилетия, но все равно превышает уровень второй четверти XIX века в десятки раз.

Истощение культурного капитала вызывает те же деструктивные последствия, что и разрушение экосистем и исчерпание природных ресурсов. так, если социокультурный фон выступает сегодня фактором устойчивого развития, то его контент должен затрагивать такие темы, как преемственность культуры, социальная справедливость (не в значении «всем поровну», а в соответствии с личным вкладом в общее благо), культурное многообразие, экологическая обстановка и т.д. В связи с этим наиболее интересными формами культурной деятельности становятся те, что, с одной стороны, предлагают взаимодействие культурного, социального, экономического, политического и экологического аспектов жизнедеятельности человека и общества, а другой стороны, расцениваются людьми как общественное благо. Каждый человек может численно оценить культурную ценность любого объекта, и индивидуальные оценки культурной ценности чего-либо в достаточной степени совпадают.

Культурная ценность есть определенная объ-ектность, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной ценностью (universal value) -термин, принятый ЮНЕСКО без определения [4]. Считается, что общественное благо - это то, что можно показывать детям. Поскольку дети не должны видеть ничего непубличного, именно публичность является неотъемлемой характеристикой культурной ценности как общественного блага. Таким образом, актуальность культурного капитала сегодня обеспечивается его высокой экономической конвертируемостью через создание благоприятного социокультурного фона и его публичной оценкой как общественного блага.

Невозможность производства в рыночной экономике культурных ценностей, в том числе и мериторных благ, в объеме, достаточном для

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

эффективной социокультурной инфраструктуры, требует общественных, государственных или частных трансфертов. Практически вне конкуренции в этом процессе находятся частные инициативы с их принципиальными возможностями децентрализации культурного воспроизводства.

Феномен культурного капитала приложим как к отдельной личности, так и региону и стране в целом. Культурная капитализация региона - наделение региона дополнительной ценностью в глазах жителей и внешнего окружения. Эта ценность реализуется в духовной сфере (напомним, культура формирует социальный порядок, ценностные нормы и правила, в конце концов, определяет смысл жизни человека) и в экономической (воздействует на экономическое поведение субъектов общественных отношений). Сегодня все большее понимание находит позиция, согласно которой эффективное стимулирование и использование культурных активов человека обеспечивает инновационный характер общественного развития.

ИнвЕстИцИИ в будущее: опыт частных культурных инициатив

В этой связи судьба региона, как и отдельного человека, будет зависеть от динамики развития культурного капитала. Культурная капитализация региона приводит к увеличению производства и потребления культурных благ и услуг, а следствием этого становится формирование качеств наиболее социально-ценного человека. Инвестиционным фондом развития культурного капитала выступает сегодня институт государственно-частного партнерства (ГЧП) [2].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года развитие механизмов государственно-частного партнерства обозначено как одно из приоритетных направлений для достижения качественных результатов в культурной политике россии. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов, особенно требующих «длинных» денег, что характерно именно для культурной подсистемы. распространенный в мировой практике принцип «бизнес выигрывает, если выигрывает государство» рассматривается как основной концептуальный подход к разработке региональных стратегий государственно-частного партнерства.

Институт государственно-частного партнёрства зародился в Великобритании в начале 80-х гг. ХХ в. и за относительно небольшой период доказал свою высокую эффективность. ГЧП - это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. Сегодня «пирамида» ГЧП в России перекошена, как минимум, дважды. Во-первых, по объёмам консолидированных в ГЧП-про-ектах средств преобладают государственные инвестиции. Во-вторых, в отраслевой структуре ГЧП превалируют проекты в материальной сфере: строительстве, транспорте, ЖКХ и т. п., в то время как социокультурная сфера остаётся для ГЧП Terra incognita [3]. В этом смысле беспрецедентный по масштабу проект реконструкции исторического центра Казани, осуществляемый инвестиционной группой компаний ASG, обеспечивает Республике Татарстан значительные конкурентные преимущества среди российских регионов. Проект не только увеличивает культурный капитал Республики Татарстан, но и качественно его меняет. Во-первых, благоустраивается социокультурный фон города, во-вторых, создается инфраструктура для внутреннего и международного туризма, в-третьих, демонстрируется ориентация на современный стиль управления политического руководства республики и т.д.

ГЧП изначально несёт в себе значительный инновационный потенциал. Оно отвечает новой концепции пространственного развития региона с опорой на несколько «точек роста» или «кластеров», собравших и удерживающих на своей территории наиболее конкурентоспособную конфигурацию специализированных ресурсов развития.

основное противоречие при кооперации государства (в лице его различных субъектов) и бизнеса проявляется между обслуживанием общественных интересов и обеспечением прибыли. И только в тех случаях, когда государственно-частные партнерства разрешают это противоречие, наблюдается динамика развития, формируется высокая культура взаимодействия власти и бизнеса, позитивно влияющая на социально-экономические и социально-культурные отношения в стране, регионе, городе.

уыр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Республика Татарстан способна стать экспериментальной площадкой введения ресурсов культуры в экономический оборот, необходимость которого подтверждается мировой практикой. В наиболее развитых странах культурные индустрии, в частности международный туризм, признаны самым динамично развивающимся сектором производства товаров и услуг. Именно культурно-познавательный туризм, реализуемый в рамках ГЧП, может стать важнейшим средством активизации потенциала культурно-исторических центров и обеспечения сохранности памятников культурного наследия. Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта. частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны: его цель - продвижение собственного продукта, в то время как создание благоприятного образа россии и конкретного региона является исключительно государственной задачей. Финансовый, организационный потенциал и практический опыт МИА Л8С в развитии культурной инфраструктуры создает дополнительное «поле возможностей» для развития России и Республики Татарстан.

Специфика культурных индустрий состоит в том, что их организационно-правовые фор-

мы могут быть отнесены к субъектам как малого и среднего, так и крупного бизнеса, поэтому необходимо дифференцированное определение мер их государственной и региональной поддержки с учетом отраслевой специфики и социально-экономической эффективности каждого субъекта.

Существующее законодательство РФ позволяет реализовывать проекты государственно-частного партнерства в сфере охраны культурных памятников, но вместе с тем не всегда интересы получения коммерческого эффекта совпадают с интересами сохранения объектов культурного наследия. Проблемой для инвесторов является отсутствие доступной и системной информации об инфраструктурных проектах в сфере культуры, отсутствие ясных «правил игры», отсутствие налоговых и неналоговых льгот для собственников и пользователей, законным образом вложивших свои средства в реставрацию и воссоздание объектов культурного наследия. Ведь бизнес в любой стране - это «зверь, не поддающийся дрессировке»: от властей требуется особое искусство, государственная мудрость, честность и ясность в формулировке правил игры, чтобы вызвать у него доверие и желание сблизиться -то есть расстаться со своими деньгами ради общего дела. Совместная работа представителей органов власти и предпринимательского сообщества с деятелями науки и культуры по выработке форм и моделей сотрудничества, направлений развития государственно-частного партнерства, инициируемая МИА Л8С, послужит основой для развития инноваций в сфере культуры, что способно принести положительные результаты в деле сохранения культурного наследия для будущих поколений и повышения качества жизни наших современников. Авторы надеются, что новое пространство неформального интеллектуального обмена - «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата Л8С» - послужит этой благой цели.

Список использованной литературы:

1. Бурдье П., Формы капитала / П. Бурдье; пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология. - 2005. - Т. 6. - № 3. - С. 60-74.

2. Горбунова Н.В., Некоторые закономерности развития культурного капитала российского общества /Н.В. Горбунова // Информационная безопасность регионов.-2012.-№1 (10).-С.66-69.

3. Данилов С.И., Перевернуть пирамиду ГЧП/ С.И. Данилов // Инициативы XXI века.-2012.-№2.-С.12-17.

4. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993. - С. 290-302.

5. Корчагина,Т.В., Новая экономика и мериторные блага/Т.В. Корчагина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2010.- Т. 88.- № 8.- С. 7-15.

6. Матецкая М.В., Основные направления влияния культурного капитала на экономический рост /М.В. Матецкая // X Международная научная конференция ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества.- М.,2010.- С.137-145.

7. Орешкин Д.Б., Деньги, биг-маки, социальная справедливость/ Д.Б. Орешкин // Знамя.-2004.- № 12.- С.117-139.

чшшр вестник мэедународ-юго института антиквариата

Í4up искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.