Научная статья на тему 'Интернет-энциклопедия Википедия как эффективный немедийный канал информационного продвижения компании'

Интернет-энциклопедия Википедия как эффективный немедийный канал информационного продвижения компании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1322
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОДВИЖЕНИЕ / ВИКИПЕДИЯ / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА / ONLINE PROMOTION / WIKIPEDIA / ENCYCLOPEDIA / IMAGE CREATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Славкина Татьяна

Статья посвящена использованию свободной интернет-энциклопедии Википедии в качестве эффективного инструмента коммуникационной политики компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes how to use the free online encyclopedia wikipedia as an effective tool of communication.

Текст научной работы на тему «Интернет-энциклопедия Википедия как эффективный немедийный канал информационного продвижения компании»

Интернет-энциклопедия Википедия как эффективный немедийный канал информационного продвижения компании

Татьяна славкина, пресс-секретарь инвестиционной группы компаний ASG

АННОТАЦИЯ: статья посвящена использованию свободной интернет-энциклопедии Википе-дии в качестве эффективного инструмента коммуникационной политики компании.

КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: интернет-продвижение, Википедия, энциклопедия, формирование имиджа.

SuMMARY ABSTraÇT: This article describes how to use the free online encyclopedia wikipedia as an effective tool of communication

KEY wORDS: online promotion, wikipedia, encyclopedia, image creation

Русская Википедия - международная русскоязычная интернет-энциклопедия, дополнять и исправлять которую в круглосуточном режиме имеет возможность любой желающий из любой точки земного шара, имеющий доступ к сети интернет и обладающий знанием русского языка в объеме, достаточном для отсутствия массовых грамматических ошибок и наличия минимально-необходимой энциклопедической стилистики добавляемого им текста. Именно принципиальная возможность редактирования Википедии любым желающим является и главной отличительной особенностью данной «народной энциклопедии» среди всех остальных «бумажных» энциклопедий мира, и её главным достоинством, и, одновременно, её главной ахиллесовой пятой.

русская Википедия - одна из самых известных русскоязычных универсальных энциклопедий наряду с Большой советской энциклопедией, Большой российской энциклопедией, словарём Брокгауза и Ефрона и другими. По состоянию на 1 октября 2013 г. в русской Википедии насчитывается 1 048 843 статьи различной тематики. По данному показателю

русская Википедия занимает 8-е место среди всех языковых разделов.

По состоянию на начало сентября 2013 г. русская Википедия находилась на четвёртом месте по посещаемости среди всех языковых разделов Википедии - количество просмотров её страниц составляет около 2 млн в час. Популярность Википедии подчеркивается тем фактом, что практически по любому ключевому запросу в поисковой системе в результатах поиска сайт Википедии попадает в ТОП-10 как один из наиболее популярных ресурсов с высокой посещаемостью и цитируемостью.

Википедия используется повсеместно как справочный и образовательный ресурс. Она превосходит бумажные энциклопедии огромным количеством иллюстраций и легкой доступностью. Повсеместное распространение интернета делает ее использование легче и удобнее библиотечных фолиантов. При этом Википедия изначально не гарантирует правильность приведённых данных и отказывается от ответственности за использование данных, содержащихся в материалах либо найденных по ссылкам с них. Дело в том, что Википедия

Русская Википедия — русскоязычный раздел энциклопедии Википедия, основанный 11 мая 2001 г. В августе 2013 г. языковой раздел находится на четвёртом месте по посещаемости, его страницы просмотрели около 1,427 миллиарда раз[3], по этому показателю русскоязычная Википедия уступает только английскому, испанскому и японскому языковым разделам. На протяжении всего 2013 г., ежемесячно статьи русской Википедии просматривают свыше миллиарда раз. Русская Википедия по количеству начатых статей входит в десятку самых крупных, активно развивающихся языковых разде-Победитель конкурсов «Премия Рунета» с 2007 по 2012 гг., РОТОР и РОТОР++,

лов Википедии «Золотой сайт «Интернить'2005

<Звезда Интернета - 2011»

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедуНАРОЯЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

не имеет главного редактора или редакционного совета, фактически являясь всего лишь хостингом для свободных текстов, поэтому текущее состояние статьи никто не «утверждает», и любая статья в Ви-кипедии может меняться каждую секунду. При этом средства массовой информации каждый день ссылаются на Википедию как на авторитетный источник информации, вплоть до указания «информационное агентство Википедия». И хотя не стоит рассматривать информацию, полученную из Википедии как абсолютно правдивую, следует учитывать, что любая статья в этой энциклопедии проходит существенную проверку.

Вся информация в русской Википедии проверяется в три этапа:

• ПАТРУЛИРОВАНИЕ;

• ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ССЫЛОК НА ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ АВТОРИТЕТНЫЕ ИСтОчНИКИ;

• ОЦЕНКА СТАТЬИ ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ.

Всякая информация с неочевидной достоверностью должна сопровождаться ссылками на авторитетные источники - статьи, книги и так далее. Каждый редактор, вносящий информацию в некоторую статью, должен либо сразу подтверждать эту информацию соответствующей ссылкой, либо, как минимум, должен быть готов к тому, что любой другой участник может потребовать предоставить эту ссылку.

Важно, чтобы информация, которая содержится в статье, была нейтральна, беспристрастна и объективна. Предмет статьи должен быть значимым, то есть должен описываться множественными нетривиальными публикациями авторитетных и независимых источников. Все объекты должны обладать минимальным уровнем требуемой значимости для того, чтобы статья о них была включена в Википе-дию. В это требование входит необходимость наличия достаточного количества источников для написания проверяемой и энциклопедичной статьи.

Немалая доля статей Википедии посвящена темам культуры, истории и искусству, поэтому музеям и прочим культурным институциям очень важно правильно использовать этот ресурс для распространения информации о различных объектах (экспонатах, исторических событиях, местах и т.д.). Консервативным гуманитарным институтам, сформировавшимся в эпоху СССР, важно переходить на новый этап развития и помимо классических и устоявшихся методов популяризаторской деятельности использовать и современные технологии, в том числе и самую востребованную энциклопедию в мире. В качестве примера можно привести информационное продвижение Инвестиционной группы компаний АБС с помощью немедийных источников информации и такого нестандартного неформального канала распространения информации, как Ви-кипедия.

Научно-исследовательская деятельность в Международном институте антиквариата АБС является одним из приоритетных направлений. Учитывая тот факт, что большая часть коллекции не имеет аналогов, описанных в русскоязычных источниках, искусствоведам приходится изучать огромное количество оригинальных западноевропейских исследований. Большое количество этих изысканий имеет высокую значимость для специалистов и любителей и может быть опубликовано как в научных изданиях, так и в энциклопедиях. Поэтому сотрудники института вносят свой вклад в формирование общественного знания, публикуя результаты своих исследований. В Википедии материалы публикуются в упрощенной форме, доступны пользователям любого уровня. На сегодняшний день опубликовано более двадцати статей на различные темы.

Их можно дифференцировать по следующим группам: общего характера, об исторических зданиях, реставрируемых Инвестиционной группой компаний АБС, а также объектах Большого собрания изящных искусств Международного института антиквариата - художниках, предметах декоративно-прикладного искусства и т.п.

Статьи, опубликованные в Википедии:

1. сёмин, Алексей Владимирович

2. Левевилль (замок) - 3. Доходный дом на русском, английском и французском языках

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Международный институт антиквариата ЛБО 4. Музеи Казани 5. Хохр, Франс 6. Стиль Транзисьон

7. Спада, Леонелло

8. Бюро (мебель)

10. Штерн, Игнац

11. Кейленборх, Абрахам

13. Дзуккарелли, Франческо 14. Бозелли, Феличе

16. Старо-Татарская слобода (Казань)

Исторический центр Казани

17. Главное здание комплекса Адмиралтейской конторы

9. Дзокки, Джузеппе

12. Лагрене, Жан-Жак

15. Валансьен, Пьер-Анри де

18. Дом Шакир-солдата

19. Амур (гостиница) 20. Дом Л. Н. Урванцова 21. Дом Иванова

(улица Маркса, 11)

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГТУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

В дополнение можно сказать, что Википе-дия - это достаточно эффективный способ привлечения внимания к деятельности компании. Это подтверждает статистика Яндекс- Метрики - бесплатного сервиса, предназначенного для оценки посещаемости веб-сайтов и анализа поведения пользователей. По данным этого инструмента количество переходов с Википедии на сайт МИА www.int-ant.ru за год составило более 120 посетителей - уникальных пользователей, посетивших сайт. Наибольший интерес у новых посетителей вызывает информация о замке Левевилль - около 100 переходов со статей. В среднем каждый из этих посетителей проводил на сайте около 4 минут. Количество просмотров на сайте - более 600 страниц. Это и новости, и статьи, и фото-видео-материалы.

также важно учитывать глубину просмотра сайта - среднее число страниц, просмотренных в рамках визитов посетителей сайта. Максимальный показатель здесь у статьи об Алексее Сёмине - 24,2; средний показатель - 6,3 страницы. Еще один показатель - это отказы - доля визитов, в рамках которых состоялся лишь один просмотр страницы, а затем посетитель покинул сайт. С 60% материалов Международного института антиквариата, опубликованных в Википедии, процент отказов равен нулю, что является очень высоким относительным показателем. Это еще раз доказывает, что материалы, размещенные в Википедии, срабатывают именно с целевой аудиторией. Похожая ситуация с сайтом группы компаний АБС www.asg-invest.ru. Общее количество переходов со статей Википедии - более 500, две трети из них по статье о председателе совета директоров А.В. Сёмине. Остальные показатели также соразмерны аналогичным данным с сайта института антиквариата.

Помимо публикации статей на основном портале Википедии мы работаем и с другими проектами этой системы. Например, на Викисклад (хранилище медиафайлов) мы загружаем фотографии исторических зданий, предметов искусства и так далее. Также мы участвуем в оригинальных проектах Википедии, которые родственны сферам деятельности компа-

нии. В частности, регулярно участвуем в ежегодном международном фотоконкурсе «Wiki Loves Monuments (Вики любит памятники)», проводимом в сентябре. Участники делают снимки исторических зданий и достопримечательностей, затем загружая их на Викисклад. Участвующая страна должна предоставить список памятников с адресами и идентификаторами, а участники должны загрузить фотографии в период с 1-го по 30-е сентября. Целью является привлечение внимания к архитектурному наследию в участвующих странах. В списке памятников России всегда присутствует значительное число исторических зданий, переданных Инвестиционной группе компаний ASG в рамках государственно-частного партнерства с мэрией Казани. Это памятники федерального и регионального значения на улицах К.Маркса, ГТукая и другие. Поэтому мы публикуем имеющиеся у нас данные по каждому из объектов. Этот процесс не носит соревновательного характера, а лишь создает дополнительную возможность включить деятельность компании в общий процесс информационного обмена. такой инструмент органично вписывается в общую концепцию внешних коммуникаций группы компании и работает на формирование позитивного имиджа в целом.

В заключение можно добавить, что деятельность компании в интернет-пространстве достаточно многогранна и включает в себя продвижение в социальных сетях - Facebook, Twitter, платформе Youtube. С помощью публикации оригинального контекста: новостей, занимательных фактов, фотоотчетов о деятельности компании, а также общения с подписчиками создается определенное информационное поле и формируется позитивный образ компании. В сочетании с различными специальными и имиджевыми мероприятиями, публикациями в классических масс-медиа это дает синергетический эффект в рамках реализации единой PR-компании по продвижению группы компаний в целом.

Список использованной литературы:

1. Алешина И.В. Паблик Рилейшенз для менеджеров. - М.: ИКФ «Экмос», 2005. - 480 с.

2. Бест Роджер. Маркетинг от потребителя - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 760 с.

3. Гундарин М., Гундарина Е. Рекламные и PR-кампании. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 189 с.

4. Королько В.В. Основы паблик рилейшенз. - М.: Юнити Дана, 2012. - 321с.

5. Осадчий А.А. Российская специфика Паблик рилейшенз// Маркетинг. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 157 с.

6. Синяева И.М. Потребительская ценность услуг PR// Маркетинг. - М. :Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 324 с.

7. Сухенко Д. Как рассказать об успехе компании // PR-диалог, 2006. - М.: ИКФ «Экмос», 2000. - 338 с.

8. Википедия - свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

9. Яндекс. Метрика. - Режим доступа: https://metrika.yandex.ru/

ВЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

fMLUp ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.