Научная статья на тему '«Священный гребенёвский ключ. . . »: три века русской усадьбы в контексте материального и духовного культурного наследия'

«Священный гребенёвский ключ. . . »: три века русской усадьбы в контексте материального и духовного культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
626
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Russian country estate / classicism / topographical determinism / the design concept / the military-historical society / Russian country estate / classicism / topographical determinism / the design concept / the military-historical society

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородина Светлана Дамировна, Синицин Владимир Олегович

История усадебной культуры представляет собой уникальный сплав материального и духовного наследия России. Русская усадьба прошла трехсотлетний путь развития и упадка и давно стала фактом действительности, и фактом искусства. Усадьба Гребнево представляет собой образец архитектуры стиля классицизма, паркового искусства, мемориального памятника, связанного с именами выдающихся представителей дворянства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бородина Светлана Дамировна, Синицин Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History estate culture is a unique fusion of the material and spiritual heritage of Russia. Russian country estate was three hundred path of development and decline, and has long been a fact of reality, and the fact of art. Grebnevo Manor is an example of the classical style of architecture, landscape architecture, a memorial monument associated with the names of prominent members of the nobility.

Текст научной работы на тему ««Священный гребенёвский ключ. . . »: три века русской усадьбы в контексте материального и духовного культурного наследия»

« Священный гребенёвский ключ...»: три века русской усадьбы в контексте материального и духовного культурного наследия

Светлана Бородина, доцент, к.п.н.

Владимир Синицын, к.и.н.

АННОТАцИЯ: история усадебной культуры представляет собой уникальный сплав материального и духовного наследия России. Русская усадьба прошла трехсотлетний путь развития и упадка и давно стала фактом действительности, и фактом искусства. Усадьба Гребнево представляет собой образец архитектуры стиля классицизма, паркового искусства, мемориального памятника, связанного с именами выдающихся представителей дворянства.

КлючЕВыЕ СлОВА: русская усадьба, классицизм, ландшафтный детерминизм, проектная концепция, военно-историческое общество.

SuMMARY ABSTracT: History estate culture is a unique fusion of the material and spiritual heritage of Russia. Russian country estate was three hundred path of development and decline, and has long been a fact of reality, and the fact of art. Grebnevo Manor is an example of the classical style of architecture, landscape architecture, a memorial monument associated with the names of prominent members of the nobility.

Key wORDS: Kussian country estate, classicism, topographical determinism, the design concept, the military-historical society.

Да честь твоя пройдет все грады, Как эхо с гор сквозь лес дремуч: Творца бессмертной «Россиады», Священный Гребеневский ключ, Поил водой ты стихотворства.

Г.Р. Державин «Ключ»

Культурно-историческое наследие любого государства представляет собой уникальный комплекс духовных традиций и нравственных ценностей, памятников национального прошлого. Оно позиционирует страну на международной арене, обладает огромным потенциалом, превосходящим по своему значению и масштабам экономические или демографические ресурсы. Русская усадьба -уникальный пласт культуры России, на протяжении веков символизирующий наше Отечество. Из поколения в поколение сохраняется поэтический образ усадьбы: старинный особняк, беседки, пруд, соединенные аллеями и окруженные парком. Шедевры богатейшей дворянской культуры, ее благородные идеалы, вековые традиции, многоликий и удивительно плодотворный усадебный мир занимают в культурно-историческом наследии России особое место. Как факт материальной культуры русская усадьба составляет один из ключевых элементов национального культурного ландшафта.

Многочисленные исследования последних лет не только актуализируют усадебную тематику, но и привлекают внимание общественности к проблеме каждодневной утраты уникального

культурно-исторического наследия дворянского сословия. Обеспокоенность за судьбу национального достояния, возрастание интереса к памятникам старины, к историческому прошлому русской культуры - характерная черта возрождающейся активности прогрессивной общественности.

Как всякое самобытное и многогранное явление усадьба заключает в себе отпечаток культуры своего времени. Мир русской усадьбы - это органичное слияние всех видов искусств и образа жизни в единый целостный ансамбль. Русскую усадьбу нужно рассматривать как архитектурно-парковый, социально-экономический, хозяйственно-административный и историко-культурный феномен [7, с. 108]. Примером средоточия военно-исторических, политических, культурных, художественных событий россии может служить усадьба Гребнёво, с XVII века поместье князя Дмитрия Трубецкого, национального героя Освободительной борьбы 1611-1612 годов, чье имя также остается полузабытым, хотя его значение в той войне, как утверждается в некоторых публикациях, было не меньшим, чем у К.Минина и Д.Пожарского [9,10].

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

Í4up искусств

УСАДЬБА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Семантическая триада «поместье - имение -усадьба» фигурирует в мемуарных и литературных источниках с конца XVIII и на протяжении всего XIX века. Усадьба - один из типичных и в то же время один из наиболее оригинальных и значимых культурных явлений России. Вполне курьезный для европейских путешественников вид огромного большинства русских усадеб, символизировавший безумие часто неуклюжего деревянного классицизма среди бесконечных снегов и постоянных пожаров, внезапно и закономерно стал одним из высоких образцов российского культурного ландшафта [8].

русская усадьба представляла собой явление уникальное: для провинции она была носительницей столичной культуры и законодательницей моды в губерниях; для представителей столичных кругов она всегда оставалась элементом провинциального уклада жизни [15, с.165]. Усадьба являла собой некий символ счастья, гармонии и покоя уходящих эпох. Дворянская усадьба конца XVIII - начала XIX века - это и загородная увеселительная резиденция, дворец, театр, музей; и сельский культурный приют поэта, ученого, философа, кружок единомышленников; и фермерское хозяйство, уникальный сад агронома-новатора; и патриархальный семейный очаг [7, с. 108].

Особый статус усадьбы - ее положение вне города, ассоциировавшегося с государственной регламентацией и подчиненностью - давал возможность представителям дворянской культуры реализовывать свои представления о личной свободе, обретать гармонию с внутренним миром.

Психологическим основанием для развития усадебной деятельности являлась целеустремленность в обретении родового гнезда, сопровождавшаяся мечтой о слиянии человеческой натуры с природной средой, стремлением к реабилитации естественного права на личную свободу, индивидуальное выражение чувств и настроений. Эмоционально-чувственное восприятие дворянином окружающей природы вызывало желание противопоставить ей величественность, возвышенность, живописность упорядоченной среды, дополнив ее красотой, симметрией, пропорцией, изяществом и светом материальных объектов [4, с.204].

Гармония и пропорции архитектурных сооружений усадьбы, необозримый арсенал произведений искусства и достижений научно-творческой мысли выступают как реальное воплощение процесса исторической преемственности [4, с.205].

Являясь полностью автономным, самодостаточным социально-природным и культурно-хозяйственным комплексом, независимость и свободное существование которого - принцип

бытия, усадебное объединение изначально должно было выполнять две, казалось бы, плохо совместимые функции: сохранение традиций и обеспечение развития [3, с.20].

Трансформация большинства русских усадеб в конце XIX века в «экономические» дачи означала не только изменение масштаба и сословной формы принадлежности, но и, главное, изменение ценностей. Усадебная форма жизни предполагает обязательное наличие чувства наследственной привязанности к ландшафту, дачная - всего лишь форма проведения досуга [4, с. 203].

«УСАДЬБЫ СТАРЫЕ РАЗБРОСАНЫ ПО ВСЕЙ ТАИНСТВЕННОЙ РУСИ...»:

ХРОНИКА РАСЦВЕТА И УПАДКА

Считается, что распространение усадебной культуры в провинции началось в правление Петра Великого - с раздачи земель его ближайшим сподвижникам. Дальнейшее развитие обусловлено указом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762). Дворянское сословие, освобожденное от обязательного несения военной службы, смогло заняться обустройством своих усадеб.

Расцвет дворянских помещичьих усадеб приходится на конец XVIII - первую половину XIX века. Именно в этот период сеть усадеб охватила буквально всю европейскую часть России, исключение составили лишь северные территории. Зародившись в период феодального средневековья, русская усадебная культура росла в эпоху барокко под влиянием западной культуры (олицетворением этого являются Кусково, Петергоф, Царское село, Лефортово.) и расцвела во времена господства классицизма в конце XVIII -начале XIX века. Князь Дмитрий ТимоФеевич

Трубецкой

За два столетия усадьбы стали одним из наиболее зримых показателей материального и культурного уровня благородного сословия [12, с.33].

Во многих искусствоведческих статьях и обзорах усадьба Гребнёво фигурирует как один из крупнейших и живописных, выдающихся по строительному размаху, подмосковных дворянских комплексов. Авторы отмечают великолепный грандиозный архитектурный ансамбль на берегу искусственного озера с целым архипелагом островов и островков, красоту хол-

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

ÍMLUP ИСКУССТВ

Панорама усадьбы Гребнёво (художник Баев М.с.)

Триумфальные ворота, середина XX века

мистой, пересеченной оврагами местности, следы обширного паркового строительства. Описывается русский классицизм парадного двора, спроектированного по образцу римского форума, величественность церковного хозяйства при усадьбе, высокий уровень мастерства создававших его зодчих. Архитектурный ансамбль датируется концом ХУШ-началом XIX века, однако история усадьбы прослеживается и ранее, вплоть до XVI века [9,10]. В писцовых книгах того времени (1584-1586) упоминается принадлежность села Богдану Яковлевичу Вельскому, оружничьему царя Ивана Васильевича (Грозного). В Смутное время усадьба переходит во владение Воронцовых, бывших ее хозяевами еще до Бельского, а затем - во владение князей Трубецких. Трубецкие - род литовских и русских князей - Гедиминовичей, изначально владевших Трубецким княжеством. Самым известным представителем рода был князь Дмитрий [2].

Дмитрий Тимофеевич Трубецкой - выдающийся русский военный и политический деятель Смутного времени, один из руководителей Первого ополчения. Вместе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым возглавил освобождение Москвы от поляков, причём во время после их изгнания и до избрания Михаила Фёдоровича был главным и единственным правителем государства. За свою деятельность получил титул «Спасителя Отечества» и был одним из претендентов на царский престол на земском соборе февраля 1613 года. Царь Михаил Федорович не раз привлекал князя к ответственным делам и жаловал в Подмосковье имениями: Беседы в 1619 году, Копытово (Алексеевское) в 1621 году и имение Гребнёво в 1623 году. Именно при Трубецком на реке Лю-босеевке, примыкающей к селу и усадьбе с юга, проводятся большие гидротехнические работы, заключающиеся в строительстве плотины, давшей начало системе «Барских прудов», состоящих из водохранилища сложной формы и нескольких живописных островов, частично сохранившихся до наших дней [2].

В 1760 году усадьба перешла княгине Екатерине Дмитриевне Голицыной, с 1772 года ей владела родственница Голицыной - княгиня Анна Даниловна Трубецкая, мать выдающегося поэта XVIII века - Михаила Матвеича Хераскова, создателя поэмы «Россиада». Поэтической достопримечательностью усадьбы некогда являлся студеный ключ, бивший в парке. Г. Р. Державин, посещавший Гребнёво, вспоминает о нем в одноименном стихотворении.

С 1781 года усадьба вновь меняет своих владельцев, на этот раз она переходит к Гавриле Ильичу Бибикову через Татьяну Яковлевну Твер-дышеву, его первую жену, купившую Гребнёво. Именно при Бибикове усадьба начинает приобретать вид, дошедший до наших дней: в 1780-1790 годах возводятся главный усадебный дом и летняя Гребнёвская церковь. После кончины Г. И. Биби-

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА антиквариата

4Чир искусств

кова, в 1803 году, усадьба переходит к Анне Александровне Голицыной, сын которой, князь Сергей Михайлович Голицын, начиная с 1817 года, затевает новые масштабные строительные работы. К 1820-1830 годам возводятся два флигеля, парадные въездные ворота, напоминающие триумфальную арку, и зимний Никольский храм, освященный в 1823 году. Ансамбль усадьбы окончательно приобретает вид, дошедший до наших дней [1,2].

Архитектурный замысел усадьбы сразу определяется одной, правда, чисто декоративной постройкой, как бы задающей тон всей планировке. На парадный двор посетитель попадает через триумфальные ворота, построенные по образцу римских. Тяжелые формы арки с ее двумя боковыми проходами, широким антаблементом и римско-дорическими колоннами сразу же настраивают на торжественный лад. Сам парадный двор уподобляется своего рода римскому форуму, в глубине которого стоит главный трехэтажный дом с торжественным шестиколонным портиком. Его масштаб подчеркивают одноэтажные галереи с боковыми купольными павильонами. Архитектуре дома вторят два двухэтажных флигеля с пилястровыми портиками. В XVIII веке в первом павильоне помещался театр, а флигели служили хлебными амбарами. Традиционно утилитарное начало соединялось здесь с широтой художественного замысла. В главном усадебном доме находилась анфилада комнат с центральным двухсветным залом, отделанным искусственным мрамором и лепными украшениями. Детали лепных украшений свидетельствуют о незаурядном мастерстве автора. В вестибюле располагалась парадная трехмаршевая мраморная лестница.

Усадьба с парком была обнесена оградой. Если ограда у ворот состоит из столбов-колонн, между которыми поставлены звенья красивой металлической решетки, то парк был обнесен кирпичной стеной с угловыми башнями, выполненными уже в псевдоготическом стиле. Помимо главных

въездных ворот имелись еще другие, с колоннами и фигурами львов и сфинксов. Барские пруды, практически озера, с восемью большими высокими островами входили в так называемый английский парк усадьбы. В отличие от «французского» регулярного парка с аллеями деревьев и строгими прудами (между дворцом усадьбы Гребнёво и церковным двором), ландшафтные парки обычно включали в себя небольшие рощи, лужайки, холмы и пруды.

Усадьба была устроена с грандиозным размахом. Ее хозяйственные сооружения были выделены в особую группу. Среди них архитектор Дерюгин выстроил в 1818-1823 годы конный двор, дополнивший постройки XVIII века - каретный сарай и скотный двор. Интересно обустраивался конный двор: здесь были манеж, показательные конюшни, каретные сараи, спальни конюхов и контора. В 1830-1832 годах архитектор Быков-

Триумфальные ворота. Современное состояние

УЦЛЕ? ВЕСТНИК ГЛЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

Летний храм. ский построил рядом с усадьбой двухэтажную

Архитектор И.Веттер *

1786-1791 гг. каменную ^нщу.

За пределами усадьбы находятся две церкви - зимняя и летняя. Летний храм был сооружен архитектором-немцем Иоганном Веттером в 1786-1791 годах. Его крестообразный в плане объем с вписанным овалом центральной части необычен для архитектуры классицизма. Снаружи храм отличают четырехколонные портики и купол с люкарнами и небольшой главкой. Внутреннее убранство, выполненное по проекту С. Грязнова, отличается изяществом и красотою форм. Церковь была освящена в 1791 году во имя Гребнёвской иконы Божией Матери, по преданию поднесенной Дмитрию Донскому казаками после Куликовской битвы. Храм с необычным для России навершием (на куполе фигура архангела, держащего крест) был построен «тщанием» генерала Бибикова и двадцати крестьян, чьи имена высечены на сохранившейся и сегодня бронзовой доске. В 1817-1823 годах была построена зимняя Никольская церковь (иконы Николая Чудотворца). Она представляет редкий тип «иже под ко-локолы», то есть когда собственно церковь увенчивалась колокольней. Зимняя церковь Гребнёва подчеркнуто торжественна. На восьмигранном, строгом по архитектуре объеме, украшенном с четырех сторон портиками с парными дорическими колоннами, поставлен мощный барабан, прорезанный высокими арками звона. Над ним несколько неожиданно располагается еще ярус с обычными окнами, увенчанный куполом с люкар-нами. Завершающие храм барабан и глава, как и весь верхний купольный ярус, явно более позднего происхождения [9,10].

Временная дистанция позволяет все отчетливее оценить значение Гребнёва как образца синтеза искусств, единого комплекса ландшафта, архитектуры и убранства интерьеров, художественных коллекций и литературы, истории и культуры, являвшихся важной частью обыденной жизни дворянства. Элементы усадьбы составляли единое целое и выполняли одновременно множество функций: хозяйственную, жилую, репрезентативную, развлекательную [14]. В соответствии с этим называется семь основных функциональных частей усадьбы - жилая, служебно-хозяйственная, храмовая, садово-парковая, мемориально-музейная, общественная и научная. Таким образом, изначально усадьба являлась автономным хозяйственно-бытовым образованием и складывалась как относительно самостоятельная объемно-пространственная структура.

С другой стороны, усадебная культура, особенно в XIX веке, носила ярко выраженный личностный характер. Пристрастия и вкусы владельца влияли на стилистику усадебного комплекса так сильно, что это стало самостоятельным объектом исследования в истории и искусстве. Доказательством этого служит присоединение личных имен к названию усадеб: Архангельское Юсупова, Кусково и Останкино Шереметевых, Марьино Арсеньева и т.д. В предметной среде усадьбы ярко проявляется индивидуальность мировоззрения владельца, неповторимая уникальность его ценностных ориентаций, отражена сама генетическая память дворянской культуры.

Во второй половине XIX века архитектура дворянской усадьбы была весьма разнообразной, что определялось множеством факторов. Во-первых, облик усадьбы зависел от богатства и вкуса хозяев, их возможностей устройства и переустройства усадьбы с участием известных архитекторов; во-вторых, от традиционных представлений о сельском жилище, сложившихся в данной местности; в-третьих, от моды, которой следовал город и т.д. В силу этого дома-усадьбы, столичные и провинциальные, отличались разнообразием. Это мог быть старинный, перешедший от предков, бережно охраняемый дом и вновь построенное или отреставрированное здание, в котором рациональное преобладало над эстетическим [14, с.117]. Наиболее многочисленными были небольшие скромные усадебные строения без каких-либо характерных стилевых черт, но ухоженные, со следами неукоснительной заботы, предназначенные для жизни, а не для внешнего впечатления.

В XVIII - первой половине XIX века владение поместьями и крепостными душами было сословной привилегией дворян. Усадьба, ее традиционная жизнь, воспроизводящая быт помещика, его хозяйственное и имущественное положение, слу-

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

жила символом и олицетворением социального статуса. Уже во второй половине XIX века осознание себя в качестве наследственного преемника прав и обязанностей по отношению к своей вотчине уходило в прошлое, исчезало усадебное мышление. Социальная гибель усадеб в этот период предвосхитила их последующее физическое уничтожение.

В пореформенный период в структуре провинциальных усадеб происходят качественные изменения, связанные со значительным расширением традиционных элементов и построек. Из-за смены экономической ситуации в стране владельцы дворянских имений вынуждены были переориентироваться на капитализацию усадебной территории. Некоторые усадьбы пустели, другие владельцы превращали старинные дворянские усадьбы в экономические имения и дачи.

Более энергичные люди пытались заводить рациональное хозяйство или выдумывали всевозможные, нередко сомнительные, предприятия, тратили последние деньги и прогорали. Люди, не имевшие практического опыта и научных знаний, необдуманно засевали поля новыми культурами, заводили породистый скот, который не приживался, покупали дорогостоящие машины, которые простаивали в сараях [5, с.28].

Конец XIX-начало XX века были отмечены активной покупкой дворянских имений купеческим сословием и прогрессирующей утратой инфраструктуры дворянских усадеб. В конце XIX века усадьба как загородная резиденция утратила свою сложность, хотя и испытала определенный подъем, связанный в основном с купеческой усадьбой.

К началу XX века многие дворянские имения, особенно наиболее значительные по своим художественным и историческим достоинствам, уже содержались на доходы от иных, более прибыльных, чем сельскохозяйственное производство, «занятий» их хозяев. Большинство конкурентоспособных дворянских поместий превратилось в сырьевой придаток промышленных центров [11, с.44].

Первая русская революция (1905-1907 гг.) нанесла усадебной культуре большой материальный ущерб. Крестьянские толпы разрушали, уничтожали, сжигали дворцы и усадьбы и все, что в них находилось. Понимая реальность реставрации помещиков, крестьяне редко брали имущество себе, стараясь его уничтожить. Позже, в 1917-1918 годах, была полная уверенность в необратимости перемен, и все «делилось», включая сельскохозяйственные машины [5, с.29].

В начале XX века усадьба меняла облик, наблюдались две основные тенденции ее трансформации. С одной стороны, исчезали крупные наследственные поместья; держать большие площади земли для многих стало невыгодно. Старые

хозяева продавали имение, оставляя лишь усадьбу с парком, в которых можно отдохнуть и приятно провести время летних каникул [5, с. 27].

Революционный 1917 год принес немало разрушений и нанес по усадебной культуре большой удар. В годы советской власти дворянская усадьба являлась объектом эстетически нейтральным, выполняя роль материального, чаще хозяйственного, объекта.

Закат усадебной культуры имеет множество причин. Одни видели их в крушении крепостного строя и неумении помещиков самостоятельно вести хозяйство в новых условиях, другие считали этот процесс закономерным, кто-то считал, что дворяне потеряли вкус к собственности, разучились любить свое. Очевидно одно: разрушение усадеб привело к потере большей части огромного культурного наследия.

Закат Гребнёва, как и большинства русских усадеб, начинается с середины позапрошлого века. В 1845 году Голицыны продают усадьбу купцу Пантелееву, устроившему в усадьбе купоросный и винокуренный заводы, что привело к гибели интерьеров главного усадебного дома, которые были восстановлены следующими владельцами Гребнёва - купцами Кондрашовыми, происходивших из крепостных села Фрязино [2].

В 1913 году усадьба покупается известным московским врачом Федором Александровичем Гриневским, родственником выдающегося русского писателя - Александра Степановича Грина. Новое назначение усадьбы - подмосковный санаторий, что приходится как нельзя кстати в связи с началом Первой мировой войны, лишившей московскую интеллигенцию традиционной возможности выехать на отдых за границу.

С приходом советской власти усадьба была национализирована, и ее будущее претерпело

Заместитель председателя правительства рФ Дмитрий Рогозин, избранный председателем попечительского совета Российского военно-исторического общества проводит первое заседание совета, 27мая 2013 г.

уЫр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

несколько крутых и драматических изменений. С каждым новым зигзагом судьбы Гребнёво теряет свой исторический облик, в первую очередь, безвозвратно исчезают внутреннее убранство и интерьеры. В 1919 году в стенах усадьбы устроен санаторий для больных туберкулезом, впоследствии его сменяет Щелковский техникум электровакуумных приборов, вслед за ним усадьбу занимает НПО «Платан».

В 1990-е гг. даже те сохранившиеся усадьбы, которые были заняты разного рода учреждениями, оказались ненужными. За более чем 80 лет бесхозного существования и варварской эксплуатации произошло искажение художественного облика, утрата усадебных ценностей и полная гибель многих из еще уцелевших к нашему времени усадеб. Страшный урон был нанесен не только российской, но и мировой культуре.

В 1960 году Гребнёво объявляется памятником архитектуры республиканского значения. Делается несколько попыток реставрации, однако в 1991 году, когда реставрация дворца близилась к завершению, при невыясненных обстоятельствах в нем происходит

_ , пожар, уничтожающий

Окна главного дома 1 '

не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены.

Сегодня Гребнёво - огромный памятник, разобщенный временем на изолированные друг от друга части, требующий времени и сил для даже беглого осмотра, предстающий некой вещественной загадкой, своего рода ребусом, где одно лишь ясно, что все когда-то было не так, было лучше. На месте были отсутствующие симметричные части, правая отвечала утерянной левой. Между изолированными сейчас частями памятника были проходы, калитки и мосты между островами. Не надо было ходить в островной парк через Старую Слободу и на церковный двор через село Гребне-во. Эти неприятные странности Гребнёва исходят главным образом из его дореволюционной судьбы. Многие подмосковные усадьбы, такие как Останкино, Мураново, Архангельское, Абрамцево, достались нам в октябре 1917 года как фамильные музеи своих именитых хозяев. Гребнёво вошло в нашу эпоху всего лишь санаторием на коммерческой основе. Здесь музейные коллекции уступили дорогу коммерчески заданному количеству кой-ко-мест. Несуразности Гребнёва - прямое последствие длительного использования усадьбы не по назначению. Былое архитектурное великолепие,

Главный дом усадьбы Гребнёво

сквозящее все еще сквозь образовавшуюся неурядицу, располагает к кривотолкам, совершенно законным и неизбежным в существующих условиях. Ведь архитектурные памятники дороги не одним своим художественным совершенством, в них очаровывает не одно мастерство творцов. Они всегда сумма: и произведение, и символ. На сегодняшний день очевидно, что требуется перестройка его управления и эксплуатации. Так же, как и в начале пятидесятых годов - периода оживления восстановительных мероприятий по памятнику, новая перестройка не создаст перелома в судьбе усадьбы, не наладит культурного функционирования памятника, если будет проведена формально, в отрыве от его содержания. Главным является ответ на вопрос: что же такое этот памятник? кем и в память чего создан?

АРХИТЕКТУРНЫЕ И ЛАНДШАФТНО-ПАРКОВЫЕ СТИЛИ

УСАДЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В XVIII веке главным строителем усадеб был дворянин, любивший независимость, что сказалось на стилистике усадебного комплекса. Интенсивное обустройство территории имения, возведение господского дома и разбивка парка были связаны с отходом владельца от государственной службы. Дороги в весеннюю и осеннюю распутицу исключали совмещение сельской свободы и государственной службы, где не допускались длительные отлучки. Правительство предусмотрительно старалось не назначать дворян на службу вблизи их родовых имений, ставя чиновника перед выбором: либо наслаждение усадебной жизнью, либо карьера. Усадьба становилась тылом, убежищем, который необходимо было укрепить. Любая неудача на служебном поприще вызывала спасительную мысль о бегстве в усадьбу [6].

Во второй половине XVIII в. получает развитие теория ландшафтного детерминизма, уходящая своими корнями в античность. Парадигма естественности определила повышенное внимание к окружающей природной среде. Концепция творческой деятельности - выражение человеческого чувства посредством природы - стала определяющим направлением развития ландшафтно-парко-вого искусства и архитектуры усадеб.

Природа являлась первичной по отношению к материальным объектам усадьбы, поэтому устройство сада («пейзажная революция») преобладало над архитектурным комплексом. Усадебные постройки не только интегрировались в пейзаж, но и имели подчиненное значение, следовали заданным окружающей природой законам, в которых архитектурные принципы уступали место живописным.

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

Горизонтальный план архитектурно-художественного образа усадьбы представлял собой живописную панораму ее естественного окружения. Архитектура дома в сочетании с природными объектами парка активно участвовала в создании образного и стилевого единства усадебного пространства: парадный фасад жилого дома, выделяясь четкими монументальными формами, определял общественную и социальную значимость территории, открытой, благодаря главной аллее, к въезду в усадьбу. Садовый фасад имел более мягкие архитектурные формы, являясь естественным и эстетическим продолжением интерьеров усадебного дома. Включение в парковую композицию и в усадебное пространство фрагментов природных ландшафтов было обязательным. Географический ландшафт предпочитался при наличии больших перепадов высот, что придавало местности дополнительную живописность. При планировке комплексов их старались ориентировать по сторонам света.

Вертикальная организация пространства обозначалась храмом, символизирующим духовное начало усадьбы. С устремленным ввысь объемом он задавал своеобразную вертикаль в пространственной композиции усадьбы, являлся главной высотной точкой ландшафта. Общий принцип архитектурного исполнения - принцип трехча-стия, по которому строились жилой дом и храм и разбивались парковые объекты. Трехлучие аллей, ориентированное на ось главного усадебного дома, акцентировалось въездной или главной аллеей.

триединство усадьбы - дом, сад, храм - являлось каноническим. Но равнозначны эти элементы только в единстве - эстетическом, конструкционно-стилевом, функциональном. В отдельности дом - место проживания, храм - культовая постройка, сад - эстетический объект. Выпадение из усадебной системы одного из объектов ведет к разрушению единства - без дома нет усадьбы, без людей не нужен храм, без руки садовника парк одичает. Космос превращается в хаос [4].

Проектная концепция усадьбы культивирует идею собственного дома, идеализирует индивидуальность вкусов хозяина и, как следствие, вносит в интерьерные пространства камерность и интимный характер. Изготовление изящных мелочей, декорирование предметов (повсеместное увлечение вышивкой) ознаменовали переход интерьера из архитектурного уровня в предметный. В классицизме синтез искусств органично сочетается с бытом. Подлинное искусство, соединившись с правдой жизни, воплотило в себе дух времени.

Географические образы русской усадьбы были пестрыми, поскольку расцвет усадьбы пришелся на время сравнительно больших возможностей заграничных путешествий. Однако «золотой век» русской усадьбы и ее образ-заместитель относятся ко времени классицизма.

Классицизм способствовал сохранению цельности человеческой личности, утверждая, что многие противоречия могут быть преодолены силой разума. В силу этого классицизм очень оптимистичен, это его обаяние ощущается до сих пор.

Классицизм связывал прошлое и настоящее, предельно сокращая дистанцию между ними: стабильное прошлое укрепляло настоящее [5]. Воспринимая гармонизированный и обособленный мир, человек сохранял чувство свободы, укреплял веру в свое благополучие: тут его родина, его детство, его родовое кладбище. Художественный облик усадьбы был настроен на то, чтобы весь мир был пронизан духом истории. Этому способствовали колонны главного дома, помпейские росписи, антикизированная мебель и утварь, гротесковые орнаменты... Прошлое всегда было рядом. Классицизм - коммуникативный стиль, всегда что-то рассказывающий, проповедующий, утверждающий, создавал высокохудожественное, гармоничное и удобное пространство.

В стремлении к «чистой» природе классицизм только внешне отказался от соединения природы и искусства, согласившись не столько убрать искусство из природы, сколько тщательно спрятать его в ней. Сближение картинного и пейзажного восприятия природы привело к открытию знаменитой трех-слойности классицистического пространства: первый план - регулярный партер перед домом, затем - пруд или река и за ними - вид наподобие живописного полотна - широкая панорама естественного окружения усадьбы. Именно на российских равнинах была воплощена формула Вольтера «Каждый должен возделывать свой сад».

ПРОДОЛЖАЮТ жить...

Самой большой ценностью в усадьбах были не земля и строения, а накопленное не одним поколением наследие: библиотеки, архивы, произведения Главный дом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Восточный флигель

искусства, старинная мебель, которое было безжалостно разграблено или уничтожено [7, с. 109]. Издавна бытовавшее в усадебной среде коллекционирование произведений классического и современного искусства часто превращало усадебный ансамбль в своеобразный вид музейного комплекса.

Представители творческой интеллигенции понимали, что усадьба находится на излете своей истории, ее «золотой век» остался в прошлом, но тем ценнее для них было запечатлеть и попытаться сохранить в памяти потомства последние островки усадебной культуры. Именно с этой целью в начале XX века стали издаваться журналы «Старые годы» и «Столица и усадьба», которые занимались популяризацией усадебной тематики.

В публикациях отчетливо прослеживается пристальный интерес к проблемам коллекционирования произведений искусства, которое приняло широкий размах в предпринимательской среде и имело глубокие корни в дворянской культуре. Если в XVIII веке коллекции складывались в основном под влиянием требований моды, то в начале века XX владельцы имений осознавали историческое значение своих коллекций. Родовые коллекции, усадебные портретные галереи стали пониматься достоянием, предметом гордости и частью семейной истории, которую стремились увековечить.

В начале 2004 года Правительство Москвы утвердило программу «Венок русских усадеб» с сугубо прагматической целью - сделать их престижными туристическими объектами. Заботу о сохранении русских усадеб проявляют и общественные организации: российские и зарубежные. Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), существовавшее в 1920-е годы и закрытое в 1930-х годах, было восстановлено в 1992 году (http:// www.oiru.org/rus-usadba/ 176.html), действуют международная организация «Американские друзья русской усадьбы», возглавляемая профессором Колумбийского университета Присциллой Рузвельт (внучатой племянницей Ф.Д. Рузвельта) (http://hist-usadba.narod.ru/links-art10.html), некоммерческое партнерство «Русская усадьба» (http://www.rususadba.ru/index.html).

По подсчетам специалистов, общий объем инвестиций, необходимых для восстановления всех российских усадебных комплексов, составляет около 85 млрд долларов [13, с. 133]. Очевидно, что государство не в состоянии выполнить свои обязательства по охране культурно-исторических памятников, в том числе

и дворянских усадеб. Поэтому вопрос о передаче усадебных и дворцовых комплексов в частную собственность возник более двух десятилетий назад и сразу приобрел характер дискуссионного (что сопряжено с проблемой реституции).

При покупке усадеб на практике инвесторы столкнулись с целым рядом трудностей. Согласно Федеральному закону № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», объект культурного наследия может использоваться с обязательным выполнением следующих требований: собственник должен не только содержать его, но и обеспечивать неизменность облика и интерьера. Воссоздание культурно-исторического облика усадеб многократно превосходит ее стоимость и занимает, как правило, не менее десяти лет, поскольку подавляющее большинство объектов представляет собой просто руины (13, с. 133). Даже в таком состоянии усадьбы продолжают жить и выполнять главную культурную функцию - расширяют наше художественное сознание. Однако просветительный их потенциал более значим. Как известно, история - это наука, которая формирует гражданина. История русских усадеб -это еще и история ее военного прошлого через топографию, коллекции и, самое главное, судьбы ее владельцев.

По мнению министра культуры рФ Владимира Мединского, вся история Россия - это история бесконечного военного противостояния, обороны и военных побед. Направленность на популяризацию героического прошлого обнаруживается в целях российского военно-исторического общества, работа которого возобновилась после почти столетнего перерыва. 4 января 2013 года Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Российского военно-исторического общества, которое продолжит традиции одноименного императорского общества, действовавшего в России в начале прошлого века.

14 марта 2013 года в Москве на Поклонной горе состоялся учредительный съезд по воссозданию Российского военно-исторического общества, в ходе которого были сформулированы основные цели и задачи общества, определена его организационная структура. Председателем общества был избран министр культуры РФ Владимир Мединский, в попечительский совет вошли представители руководства Министерства обороны, известные политики, общественные деятели, представители бизнеса. Председателем попечительского совета был избран вице-премьер Российской Федерации дмитрий Рогозин. Среди основных задач общества значатся сохранение и популяризация исторического и культурного военно-исторического наследия России, архивных,

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГТУТА антиквариата

4Чир искусств

музейных и библиотечных фондов, восстановление памятников военной истории страны, а также формирование и поддержка общественной инициативы на всестороннее и глубокое изучение военно-исторического прошлого России. Ряд проектов РВИО уже находится на стадии реализации, в частности те, что приурочены к 100-летию Первой мировой войны в 2014 году. В первую очередь это создание памятника русским героям Первой мировой войны, который будет воздвигнут на Поклонной горе. По словам В. Мединского, лучшее место в Москве найти трудно и хотелось бы, чтобы этот памятник стал знаковым местом в Москве. Другой проект - памятник «Прощание славянки» на Белорусском вокзале, который будет посвящен именно этому маршу, а не только его создателю - военному дирижеру Василию Агап-кину. Знаменитый марш был написан в 1912 году, когда русские добровольцы шли в Сербию помогать братьям-славянам, и с тех пор стал одной из самых знаковых мелодий. Марш «Прощание славянки» стал главной песней Первой мировой, песней Белой армии, Красной армии, а затем стал песней Великой Отечественной войны. Агапкин дирижировал маршем 7 ноября 1941 года на Красной площади, с ним проходили солдаты в Параде Победы 1945 года. Это будет памятник не композитору или маршу, а памятник русскому воинскому духу, о котором неустанно говорит Президент России Владимир Путин.

Не менее значимой может стать работа по восстановлению исторических усадеб Москвы и Подмосковья, которые связаны с именами выдаю-

Список использованной литературы:

щихся военных деятелей России, военными событиями славной истории страны. На сегодняшний день многие из них находятся на грани утраты, поэтому необходимо проводить системную работу по их сохранению. И здесь невозможно будет обойтись обыкновенным ремонтом. В здания необходимо вдохнуть новую жизнь, наполнить их военно-историческим духом, сделать символами наших великих побед. Усадьба Гребнёво может стать отличным началом подобного проекта.

Попечительский совет Российского военно-исторического общества в лице председателя Дмитрия Рогозина на заседании 27 мая 2013г., состоявшемся в Москве, в доме правительства на Краснопресненской набережной, поддержал инициативу члена попечительского совета Алексея Сёмина по восстановлению, а точнее спасению, усадьбы Гребнёво. Исполнение обществом возложенных на него задач - сохранения и популяризации исторического и культурного военно-исторического наследия и поддержки центров военно-исторической культуры России - может помочь открыть новую страницу в судьбе Гребнёва. Забота об увековечении памяти о Д.Т. Трубецком как о «спасителе России», выдающемся государственном деятеле Смутного времени должна завершить затянувшееся «смутное» настоящее его усадьбы.

окна восточного флигеля

1. Баев М.С. Вторичное открытие села Гребнева: Находки и исследования в Северо-Восточном Подмосковье /предисл. А. Зимина.- Фрязино : Щелково, 2002. - 94 с.

2. Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Земенков Б.С. Подмосковье : Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. : очерки. - 2-е изд., доп. - М.: Моск. рабочий, 1962. - 583 с.

3. Гехтляр С.Я., Осадчая О.А. Концепт «дворянская усадьба» в русской культуре: место в концептосфере, содержание, структура // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6.- С. 18-21.

4. Городнова Л.Е. Смысловой континуум понятия «усадьба» // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. - 2010.- № 10. -С. 201-206.

5. Гранков Д.А. Закат усадебного мира (по воспоминаниям русских эмигрантов) // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. История и политические науки. - 2011.- № 2.- С. 25-30.

6. Гуцевич А.Е. Русская усадьба в эпоху расцвета классицизма (конец XVIII - начало XIX вв.) // Вестн. славянских культур. -2008. - Т. X.- № 3-4.- С. 188-195.

7. Гуцевич А.Е. Традиции русской усадебной культуры и их проявление в современном российском обществе // Вопр. культурологии. - 2010. - № 6. - С. 107-111.

8. Замятин Д.Н. Русская усадьба: ландшафт и образ // Вестн. Евразии. - 2006. - № 1.- С. 70-91.

9. Забелин И.Е. История города Москвы. - М.: Эксмо, 2007. - 509 с.

10. Ильин М.А. Москва и Подмосковье: справочник-путеводитель.- М.: Искусство, 1979.-520с.

11. Кузьмин М.А. Русская усадебная культура и её особенности в XXI веке // Вестн. славянских культур. -2011. - Т. 20.- № 2.- С. 43-49.

12. Курков К.Н. Трагическая судьба собраний дворян-предпринимателей в России в начале ХХ в.: князья Голицыны и их имения // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова : История и политология. - 2012.- № 2.- С. 32-38.

13. Милёшина Н.А. Возрождение усадебных традиций российского дворянства в деятельности «Общества изучения русской усадьбы» // Гуманитар. науки и образование. - 2011.- № 2.- С. 87-91.

14. Оноприенко И.Г. Дворянский усадебный комплекс Центрального Черноземья и его структурно-типологическая композиция во второй половине XIX века // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика.- 2012.- Т. 21.- № 1. -С. 116-122.

15. Шевченко Н.Ю. Русская провинциальная усадьба в общественном сознании рубежа XIX-XX веков // Вестн. Саратов. гос. социал.-эконом. ун-та. -2010. -№ 2. -С. 164-167.

Балкон восточного флигеля

Фотографии усадьбы Гребнёво взяты с сайта: http://deadokey.Mvejoumal com/5933.html

уыр ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.