Научная статья на тему 'Усадьба Тарасково – очарование Серебряного века'

Усадьба Тарасково – очарование Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
668
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
усадьба / усадебный дом / модерн / готика / пейзажный парк / малые архитектурные формы / estate / barton / Modern style / Gothic / landscape park / hardscape elements

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анастасия Анцигина, Юлия Балабанова, Альбина Хайруллина

Статья посвящена предпроектному этапу реставрации усадьбы Тарасково. Восстановление объекта культурного наследия требует тщательного подхода к историческим и натурным исследованиям. Архитектурно-планировочные решения направлены на сохранение первоначального целостного облика усадьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taraskovo manor – the charm of Silver age

The article is concerned with pre-design restoration phase of Taraskovo manor. Recreation of this cultural heritage object claims detailed approach to historical and full-scale investigations. Architecturally – planning restoration process concepts are directed to conserve the original and integral aspect of the estate.

Текст научной работы на тему «Усадьба Тарасково – очарование Серебряного века»

Анастасия Анцигина, архитектор-реставратор

Юлия Балабанова, архитектор проекта, кандидат архитектуры

Альбина Хайруллина, директор ОПиРМ, архитектор-реставратор

УСАДЬБА ТАРАСКОВО - ОЧАРОВАНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена предпроектному этапу реставрации усадьбы Тарасково. Восстановление объекта культурного наследия требует тщательного подхода к историческим и натурным исследованиям. Архитектурно-планировочные решения направлены на сохранение первоначального целостного облика усадьбы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: усадьба, усадебный дом, модерн, готика, пейзажный парк, малые архитектурные формы.

ABSTRACT: Thearticle is concerned with pre-design restoration phase of Taraskovo manor. Recreation of this cultural heritage object claims detailed approach to historical and full-scale investigations. Architecturally - planning restoration process concepts are directed to conserve the original and integral aspect of the estate.

KEYWORDS: estate, barton, Modern style, Gothic, landscape park, hardscape elements.

«Богатый дом. Перед террасой цветники, лаун-теннис и крокет-граунд» - так начинается пьеса Л.Н. Толстого «И свет во тьме светит», над которой он работал в 1890-1900 гг. Предполагается, что в ней описана усадьба Тарасково. Писатель в Тараскове никогда не был - Толстому не могла нравиться блестящая усадьба, устроенная со всей изысканностью модерна. Все в ней обнаруживало эстетизацию быта, носило отпечаток довольства и даже кичливой манерности.

Претенциозность модерна раздражала не только Толстого, многие современники предрекали этому стилю скорое бесследное исчезновение. Их предсказания не сбылись: усадебный ансамбль в Тараскове является сегодня и шедевром раннего модерна, и образцом подмосковной готики.

Строительство усадебного комплекса осуществлялось Глебовыми в знаковое для усадеб время. На рубеже Х1Х-ХХвв. русская помещичья усадьба возводится в ранг национального идеала. Доктор искусствоведения М.В. Нащокина называет это время «усадебным Ренессансом». Состоятельное дворянство, богатая буржуазия, деятели искусства не просто пытались сохранить усадьбы, но стремились возродить усадебное строительство, приспособив его к новой реальности. История отпустила им на это четверть века. Однако мечты о возрождении русской усадьбы не оставили их потомков и сегодня мы становимся очевидцами новейшей истории усадьбы, устремленной в будущее.

Усадьба «Тарасково» - объект культурного наследия регионального значения - расположена на территории Московской области Каширского муниципального района сельского поселения Колтовское в северо-восточной части деревни Тарасково. Усадьба «Тарасково» расположена на южном берегу реки Оки, на краю возвышающейся над широким пойменным лугом террасы, откуда открывается великолепная панорама бескрайних луговых просторов и заречных далей - величественный и одновременно удивительно мирный пейзаж. Усадьба «Тарасково» является мемориальным ансамблем-памятником истории и культуры, в планировочной структуре и архитектуре зданий которого сочетаются элементы классицизма кон. XVIII в. и модерна кон. Х1Х-нач. XX вв.

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО»

Село Тарасково (ныне деревня Тарасково) было основано в конце XVI - начале XVII веков в долине правого берега реки Оки. С 1624 года село принадлежало дворянской фамилии Колтовских. По преда-

ИЛЛ. 1. РАСПОЛОЖЕНИЕ УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО» НА ИСТОРИЧЕСКИХ ПЛАНАХ [10]

68

Шар искусств

нию, уже в ХУПв. в Тараскове был деревянный храм во имя архангела Михаила. Из архивных источников известно, что в 1773 году село принадлежало помещице Анне Александровне Хрущовой. В это время на современной территории усадьбы были деревянные постройки, которые впоследствии разобрали. «Нерегулярный» плодовый сад, состоявший из яблоневых, грушевых, сливовых, вишневых деревьев, предположительно, находился рядом с усадебным домом. Тем самым можно сказать, что уже к кон. XVIII столетия здесь сложился небольшой классицистический ансамбль с деревянными церковью, господским домом, хозяйственными постройками и парком с каскадом прудов - типичная для своего времени усадьба средней руки.

ИЛЛ. 2. ОТКРЫТКА НАЧ. ХХВ. ИМЕНИЕ ТАРАСКОВО

Позже село вновь переходит в руки дворян Колтовских - Николая и Федора. В 1780 году по заказу Николая Колтовского взамен обветшалого деревянного храма на новом месте была выстроена каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

Вот как описывают село Тарасково на 1833 год: «Село Тарасково двенадцатого класса Владимира Михайлова сына Бобарыкина. Площадь дачи 1004 десятины 1519 кв.сажен. Селение по обе стороны оврагов Антонова и Попова, на коем два пруда <...> церковь каменная во имя Казан -ския Божия Матери с приделом архистратига Михаила, дом господский деревянной с плодовитым садом». Отмена крепостного права в 1861году прошла мирно и 533 крестьянина получили вольную. При этом лучшие земли с пойменными лугами В.М. Бобарыкин оставил за собой, продав крестьянам неудобную для земледелия часть. В это же время В.М. Бобарыкин с целью поддержания финансового благополучия открывает в селе небольшой винодельческий заводик (илл.1).

Во второй половине 1870-х гг. усадьбу Тараско-во продают действительному статскому советнику, впоследствии члену Государственного Совета по выборам Владимиру Петровичу Глебову и его жене Софье Николаевне, урожденной княжне Трубецкой - сводной сестре знаменитых уни-

верситетских профессоров-философов Сергея Николаевича и Евгения Николаевича Трубецких. Начинается новый этап развития усадебного комплекса. На смену ясности, простоте и строгости классицизма пришли бурная экспрессия, пространственные эффекты и игра форм эпохи модерна. Планировочная структура усадьбы усложнилась, но приобрела органическое единство - исчезло ее деление на главные и второстепенные элементы. В стиле раннего модерна с использованием готических мотивов средневекового зодчества были выстроены новые каменные здания - двухэтажный главный дом и одноэтажный флигель, оранжерея, корпуса скотного двора, значительно обновлен парк и переустроен в соответствии с эстетикой новых стилистических направлений паркостроения. Имение стало называться «Тарасковская экономия С.Н. и В.П. Глебовых (илл. 2).

Ввиду отсутствия архивных и иконографических материалов трудно точно судить об общем количестве построек, входивших в ансамбль усадьбы «Тарасково» на рубеже XIX - XX вв., в том числе и о размерах, композиции отдельных планировочных зон - жилой, хозяйственной, парковой (илл. 3). Но благодаря проведенному комплексному исследованию, базирующемуся на изучении архивных, библиографических, иконографических материалов, а также натурному исследованию Феликса Васильевича Разумовского, проведенному в 1980г. - стало возможным описать более подробно каждую из зон всего усадебного комплекса на период кон. XIX - нач. XX вв.

Жилая зона. Главный дом

Как говорилось ранее, главный дом усадьбы был выстроен в стиле модерн с элементами готики в начале ХХв., именно он является центральным композиционным элементом всего усадебного комплекса. Все фасады дома различны. Обогащенные ризалитами и башнями они то затягиваются внутрь, образуя уступы, то, наоборот, выдаются вперед. Расчлененность объема, сочетающаяся с варьированием этажности его частей и формы кровель, достигает своего апогея на фасаде, обращенном к Оке. Через его крыльцо, террасу, балконы и эркер архитектурная масса стремительно распространяется во внешнее пространство, приобретая почти скульптурные качества. Впечатляющий экспрессивный образ дома создан за счет

ИЛЛ. 3. СХЕМА ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО»

ИЛЛ. 4. ВИД НА ВОСТОЧНЫЙ ФАСАД УСАДЬБЫ И ФРАГМЕНТ ФЛИГЕЛЯ. ФОТО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА

ИЛЛ. 5. МРАМОРНЫЙ КАМИН. ФОТО Ф.В. РАЗУМОВСКОГО. 1980 г.

последовательно воплощенного принципа пространственной выразительности многообъемной архитектуры [5]. Все элементы фасада дополняют друг друга, связываются многопрофильными карнизами, словно лентой, обеспечивая экспрессию восприятия. Стрельчатые формы оконных проемов, пинакли, ширинчатые пояса, балконы и террасы, башни - все это многообразие архитектурных форм достойно звучит в общей мелодии архитектуры здания. Живописные виды усадебного ансамбля по силе эмоционального воздействия на зрителя приближаются к эффектам театрального зрелища.

Фасады при общности архитектурно-декоративных приемов индивидуальны. Два фасада решены наиболее многопланово и живописно: западный фасад, выходящий к старой подъездной дороге и северный фасад, выходящий к реке Оке. Именно эта многоплановость, расчлененность фасада, многочисленные террасы и балконы позволяют зданию соединиться с окружающим ландшафтом.

К сожалению, на сегодняшний день утрачены многие внешние декоративные и конструктивные элементы этого здания: буквально за последнее десятилетие исчезли причудливые, острого силуэта кровли, металлические ажурные гребни, ограждения балконов , шпили и заполнения проемов. Былую красоту возможно увидеть лишь на старых открытках и фотографиях (илл.4).

Утраты коснулись и внутренней планировки здания. Еще недавно, в конце 80-х гг. прошлого века,

исследователями были запечатлены удивительные модерновые планировки главного дома усадьбы. Вот как о них писал Ф.В. Разумовский: «Свободная асимметричная планировка дома, начисто лишенная классицистической заданности, разработана, исходя из удобств организации быта конкретных людей. Состав и расположение помещений дома рассчитаны на большую семью (у Глебовых было восемь человек детей), неслучайно поэтому часть первого и весь второй этаж занят жилыми комнатами. Однако нигде целесообразность не принесена в жертву красоте, напротив, она дала мощный импульс работе художественной, в результате которой разнообразные интерьеры составили единую систему ярких пространственных картин.

Порядок восприятия их может быть различным, в зависимости от того, через какой из четырёх входов попадаешь внутрь дома. Если воспользоваться, к примеру, главным входом, находящимся в угловой юго-западной башне, то смена пространственных впечатлений будет наиболее динамичной. Минуя полукруглый вестибюль и небольшой аванзал с изящным мраморным камином, попадаешь в центральную полутемную прихожую - своеобразный планировочный фокус первого этажа. Эта прихожая огромными порталами связана практически со всеми парадными помещениями дома, в том числе с большим залом, освещенным огромным прямоугольным окном, через которое когда-то раскрывалось самое

ИЛЛ. 7. ДЕРЕВЯННЫЕ ПАНЕЛИ В ПОМЕЩЕНИИ ПЕРВОГО ЭТАЖА. ФОТО Ф.В. РАЗУМОВСКОГО. 1980 г.

ИЛЛ .8. ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

впечатляющее зрелище дома - пейзаж долины Оки» [2] (илл. 5,6). Следует отметить еще одну особенность планировки данного памятника -отсутствие парадной лестницы на второй этаж. Это объясняется во многом периодом строительства - в начале ХХ века вся парадная жизнь хозяев проходила на первом этаже, на втором же этаже располагались спальни.

Планировка второго этажа несколько отлична от планировки первого. Расположенные здесь жилые комнаты, разные по величине и конфигурации, объединены системой из трех небольших коридоров. Среди комнат есть две круглые, расположенные на втором этаже башен.

Интерьеры до сего дня фрагментарно сохранили потолочные тяги, профилированные рамы дверных порталов и окон, однако остается лишь вспоминать о великолепной деревянной отделке и дубовом паркете в «елочку» и печах, покрытых изразцами (илл. 7).

К северо-западу от главного дома на пологом склоне, обращенном к Оке, стоит недавно отреставрированная церковь Казанской иконы Божией Матери - единственное сохранившееся здание из классицистического ансамбля кон. XVIII в. Есть сведения, что изначально абрис постройки был крестообразным, т.е. храм имел с запада равновеликий алтарю притвор. Над притвором помещались хоры, о чем свидетельствуют широкие проёмы в верхнем уровне западной храмовой стены. Простота пластической разработки памятника, подчинённая выразительности архитектурных масс, чрезвычайно характерна для местного сельского культового строительства конца XVШв. Почти кубический объем храма перекрыт высоким сомкнутым сводом, несущим миниатюрный барабанчик главы, углы раскрепованы лопатками. Гладкие поверхности стен, лишённые художественных акцентов, прорезаны крупными, равномерно расставленными окнами с наружной четвертью в первом ярусе и рамочными налични-

ИЛЛ. 10. ЮЖНЫЙ ФАСАД УСАДЬБЫ, ФРАГМЕНТ ЗАПАДНОГО ФАСАДА ФЛИГЕЛЯ. ФОТО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

ками во втором. Эти окна и венчающий антаблемент с профилями из белого камня служат основными элементами, привносящими в облик здания стилевые формы классицизма. Примечательно, насколько среда модерна помогает обостренно почувствовать архитектуру этого простого и лаконичного здания. И в первую очередь его тектонический ордер, которого нет на фасадах церкви в виде привычных колонн и пилястр, потому что присутствует он здесь в своем скрытом виде и внешне обозначен только сочным белокаменным антаблементом, опоясывающим монолитный объём двусветного четверика [5] (илл.8).

" 1 |ц -И ¡11

1 г* и] 1 [ 1

Г "

ИЛЛ.11. ПЛАН ФЛИГЕЛЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Ф.В. РАЗУМОВСКОГО. 1980 г. ИЗ ПАСПОРТА ОБЪЕКТА МК МО

ИЛЛ.12 ГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗАПАДНОГО ФАСАДА ФЛИГЕЛЯ. (ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ УСАДЬБЫ, ДАННЫЕ МК МО)

ИЛЛ.13. ПЛАН

ОРАНЖЕРЕИ НА ОСНОВЕ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Ф.В. РАЗУМОВСКОГО. 1980 г.

ИЗ ПАСПОРТА ОБЪЕКТА МК

МО

Флигель

В юго-восточной части усадьбы, приблизительно в пятнадцати метрах от главного дома, находился кухонный флигель. На сегодняшний день здание флигеля полностью утрачено(илл. 9,10). Представление об архитектуре данного сооружения можно получить лишь из ранее опубликованных источников. Вот как описывала флигель А.В. Дунаева в сборнике «Русская усадьба» вып. 11(27): «К 1980-м годам он представлял собой одноэтажное здание, состоящее из двух частей: восточной и западной. Под северной частью восточной половины здания размещался подвал, что было сделано из-за понижения рельефа. В плане постройка имела прямоугольную форму, с более вытянутой восточной частью. Обе части здания были выполнены из разных строительных материалов и, предположительно, в разное время. Скорее всего, первоначально был построен восточный кирпичный объем флигеля. Более поздняя часть была срублена из бревен «без остатка». Все фасады были оштукатурены. Они имели различия по композиционному решению и по набору архитектурных деталей. Восточная часть флигеля состояла из двух половин с отдельными входами (позднее один из них был заложен), большей по размеру северной и южной, в плане приближенной к квадрату. Фасады здания неоднородны, что указывает на разное время строительства. По углам фасада южной части находились широкие лопатки. Одна из лопаток впоследствии входила в интерьер северной половины здания. Оконные проемы были оформлены штукатурными профилированными наличниками. Южная часть восточной половины флигеля имела цоколь с тягой и мелкопрофилиро-ванный венчающий карниз. На оштукатуренных стенах были равномерно распределены оконные проемы. Дверной проем размещался в центральной части фасада. Венчающий карниз состоял из трех рядов полочек. Южная половина, состоявшая, как и северная, из одного помещения, имела покрытие пола из метлахской плитки. Покрытие пола было набрано из раппортов, состоявших из большой квадратной плитки со скошенными углами и четырех малых квадратных плиток, располагавшихся в углах большой плитки. Западная часть флигеля была построена в формах деревянной архитектуры, характерных для стиля модерн. Оштукатуренные плоскости стен были ритмично

проработаны накладными деревянными лопатками и разными по размеру оконными проемами. Большие квадратные окна являлись акцентами в асимметричной композиции северного и западного фасадов здания. Они были размещены на осях щипцов, образуемых высокой вальмовой кровлей. Под свесами кровли, поддерживаемыми деревянными кронштейнами, был помещен деревянный резной фриз» [2] (илл. 11,12).

Хозяйственная зона

В западной части усадьбы Тарасково на территории хозяйственной зоны комплекса, вдоль дороги, ведущей из села к усадебному дому, была построена оранжерея. Она состояла из одноэтажного кирпичного оштукатуренного корпуса с односкатной кровлей и парниковой части, примыкавшей к южной стене кирпичного объема. Ядром здания являлась прямоугольная в плане кирпичная постройка, обращенная северным фасадом к дороге. Южная парниковая часть состояла из наклонных остекленных рам на деревянном каркасе, установленных вдоль всей южной стены. Оранжерея была выполнена в простых архитектурных формах, без декоративных элементов. Северный фасад с семью оконными и одним дверным проемом имел асимметричную композицию. Венчающий карниз состоял из трех рядов полочек. Внутреннее пространство кирпичного корпуса было разделено двумя поперечными несущими стенами на три разновеликих помещения (илл. 13).

Напротив оранжереи, на другой стороне дороги из села находился скотный двор. Предположительно, он состоял из двух корпусов. Сведения об архитектурном облике построек скотного двора отсутствуют. Известно, что один из них использовался как конюшня и каретный сарай [2].

Парковая зона

Парковая зона усадьбы «Тарасково», устроенная на рубеже XIX - XX вв., занимает довольно обширную территорию, окружая со всех сторон жилую зону ансамбля. В парковой зоне сочетаются элементы планировки, архитектуры и садово-паркового искусства II пол. XVIII - нач. XIX вв., и кон. XIX - нач. XX вв. Садово-парковое искусство модерна - камерное, интимное. Оно избегает резких контрастов, предпочитает мягкие, нюансные переходы и зыбкие, похожие на миражи образы. Отсюда часто встречаемый пейзажный мотив - легкая, полупрозрачная преграда, ажурная растительная вуаль, пробуждающая ощущение странности, загадочности места.

Следует отметить общую планировочную структуры усадьбы «Тарасково» рубежа XIX -

XX вв., где все зоны территории усадьбы решены в едином ключе эпохи модерна. В общей планировочной структуре территории усадебного комплекса «Тарасково» нет явно выраженных композиционных осей, классицистической кульминации и строгого деления на функциональные зоны. Вокруг главного дома сложилась система живописных, плавно перетекающих одно в другое пространств, оформленных парковыми посадками.

Территорию парковой зоны рубежа XIX - XX вв. можно условно разделить на пять частей - липовая аллея, парадный двор, пейзажный парк, фруктовый сад, Попов овраг.

1) Липовая аллея находится с юго-восточной стороны усадебного дома. На данный момент к югу от главного дома сохранилась старая подъездная дорога (предположительно кон. XVIII в.) -центральная липовая аллея - фрагмент первоначального ландшафтного замысла. Есть основания полагать, что прежде парк усадьбы Тарасково имел регулярный характер, а главная пространственно-композиционная ось усадебно-парково-го ансамбля была ориентирована вдоль центральной липовой аллеи в направлении с юго-запада на северо-восток - в сторону Оки и трех соединенных между собой озер (Большое, Духовое и Лебяжье) в речной пойме.

В территорию парковой зоны рубежа XIX -XX вв. были включены как старые участки посадок к. XVIII - XIX вв., так и новые, появившиеся в период строительства главного дома. Прежняя главная ось ансамбля, проходившая вдоль центральной липовой аллеи и ориентированная на Оку, сохранилась, однако асимметрия общей уса-дебно-парковой объемно-пространственной композиции сильно ослабила ее звучание.

2) Фруктовый сад располагался с южной стороны дома. Исторические документы, касающиеся села Тарасково, указывают лишь на существование при господском доме усадебного плодового (фруктового) сада. В описании 1773г. упоминается находящийся в селе «дом господской деревянной, при нем сад нерегулярной с плодовыми яблоневыми грушевыми сливовыми и вишневыми деревьями». В описании 1833 года отмечен «дом господской деревянной с плодовитым садом».

3) Парадный двор расположен с западной стороны от усадебного дома. Наиболее парадная часть парковой зоны, вероятнее всего, располагалась перед парковым входом-выходом на северо-западном углу главного дома. Здесь был устроен обширный газон, украшенный группами декоративных кустарников и фонтаном, рядом с которым возвышался солитер - огромный экземпляр тополя серебристого.

ГЛОССАРИЙ:

ПАРКОВАЯ ВИСТА - узкая парковая перспектива между параллельными плоскостями зелени, направленная к композиционному акценту (архитектурное сооружение, скульптурный монумент, холм, водоем или фонтан, освещенная поляна в конце затененной аллеи, обособленное дерево оригинальной формы).

ЭСПЛАНАДА - 1) архитектурно организованное обширное открытое пространство перед зданием, включающее в себя садово-парковые партеры, а также широкие аллеи с фонтанами и скульптурами. 2) Архитектурно организованное открытое пространство между цитаделью и регулярной застройкой населенного места.

БУЛЕНГРИН - 1) фрагмент регулярного парка, имеющий вид газона с цветниками или небольшими прудами, который располагается ниже прилегающих дорожек. 2) Фрагмент регулярного парка, газон спортивного типа: ровная прямоугольная площадка, слегка заглубленная в грунт, с пологими откосами. Обсаживается по контуру высокими деревьями, усиливает впечатление пространственности паркового пейзажа.

ИНТРОДУЦЕНТЫ - растения, выращенные в грунте за пределами ареала их природного распространения.

Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. - М.: Искусство, 1995. - 158 с.

4) Пейзажный парк находится с северной стороны от усадебного дома. Обновленный парк рубежа XIX - XXвв. включил часть старых парковых насаждений кон. XVIII - XIX вв. и расширился, значительно обновив видовой состав парковых насаждений, в нем стали преобладать интроду-центы - необычные и даже экзотические для данной местности декоративные формы и виды древесных растений.

Северная часть парка густо засеяна редкой разновидностью ясеня - деревом невысоким, но раскидистым, со стороны главного дома имеет вид единого массива. Недалеко от фонтана, ниже по склону, почти у самой церкви располагался второй солитер - тополь серебристый. От главного дома мимо фонтана по направлению к церкви спускалась стриженая газонная дорожка, проходившая по свободному от древесной растительности видовому коридору парка, раскрывавшему прекрасные луговые просторы в пойме р. Оки. Контрастные серебристые кроны тополей, служившие ориентирами в движении, закрепляли собой парковую висту. В настоящее время живописная эспланада полностью заросла самосевными деревьями и кустарниками.

Вдоль восточной границы тенистой ясеневой рощи, к северо-востоку от главного дома, ближе к Попову оврагу, располагается тщательно выровненная газонная площадка, предназначенная для спортивных игр - буленгрин. Открытое пространство ограничено кулисами из невысоких деревьев и кустарников, над которыми возвышаются два одиночных дерева лиственницы сибирской. Эффектные «архитектурные» кроны лиственниц

1 iniiM'iüH J** Î 'M" ■■■

J сч J il I Ь—f. Л - W"*

ИЛЛ. 14. ГЕНПЛАН УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО» [4]

обрамляют один из самых красивых видов на долину Оки, открывающийся с возвышения близ северо-восточного угла главного дома.

5) Попов овраг находится с восточной стороны от дома, простирается с севера на юг и занимает территорию в три раза больше, чем предыдущие четыре сада вместе взятые. В восточной части территорию усадьбы пересекает лощина с крутыми заросшими лесом склонами - Попов овраг с каскадом прудов.

Согласно имеющимся документальным сведениям, каскад из двух прудов был устроен в устье Попова оврага еще в сер. XVIII в. (в описаниях 1773 и 1833гг.). Никаких исторических документов, свидетельствующих о реконструкции и расширении парка и каскада прудов в Поповом овраге на рубеже XIX - XX вв., в архивах не обнаружено. Тем не менее, на основании материалов натурного обследования можно предположить, что при реконструкции усадьбы «Тарасково» -одновременно со строительством новых усадебных зданий в стиле раннего модерна и обновлением парковой зоны - на лесистых склонах Попова оврага был устроен дикий пейзажный парк с длинным прогулочным маршрутом, а в каскаде усадебных прудов появился еще один верхний пруд.

Каскадные пруды с высаженными по берегам ивами занимают особое место в рукотворном ландшафте усадьбы «Тарасково». Это царство полутени и тишины, полной отрешенности от внешнего мира. Ландшафтными средствами тонко «прорисована» многоплановая картина: ивовые аллеи, пруды, приоткрывающиеся сквозь ажур ниспадающих в воду ветвей, панорама далей за ними - излюбленная тема многих художников круга «Мира искусства» на рубеже XIX - XX вв.

Каскадные пруды, питаемые родниками и бегущим по дну оврага ручьем, имеют выровненное ложе, разделены земляными насыпями -дамбами. По широкой нижней дамбе проходит историческая подъездная дорога - ул. Запруд-ная. По верхним дамбам идут обсаженные ивами дорожки, ведущие на противоположную сторону оврага. Нижний пруд каскада - самый большой, имеющий трапециевидную форму, хорошо сохранился до наших дней, два верхних пруда значительно меньшие по размеру заилились и заросли осокой. Дорожка, идущая по дамбе между нижним и заболоченным верхним прудом, поворачивая направо, по восточному берегу приводит к Попову роднику с остатками разрушенного каменного строения над ним. Слева по крутому лесистому склону ползут вверх извилистые тропинки. Взобравшись по ним, можно полюбоваться панорамой Попова оврага, напо-

Нстарнвчупыуршй опорной шин TipacKuno

и д. Тпрпгяшп Кпс1||||кчпп> 1JJ JINN.NIL1 и.игич ройпнп MntHinfmù попасти

ИЛЛ. 15. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ОПОРНЫЙ ПЛАН УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО»

минающего миниатюрную горную долину, и эффектным видом главного дома на противоположной стороне.

Если продолжить путь по дну лощины, то звуки ручья постепенно становятся громче. Дорожка, обсаженная липами, все более похожая на прогулочную аллею с тщательно продуманным пейзажным сценарием, полого поднимается, и внимание путника переключается на обрывистый правый склон оврага с его живописной дикой растительностью. Картины меняются одна за другой: лощина, местами сужаясь, напоминает каньон, затерянный где-то в джунглях; внезапно лощину перегораживает земляная дамба, за которой открывается третий каскадный пруд, тоже заболоченный. В этом месте путь разветвляется: одна

74

Шар искусств

дорожка уходит по дамбе направо и по крутому подъему возвращает назад в усадьбу; другая идет прямо, вдоль пруда, мимо береговых зарослей ивы, клена, ольхи, черемухи и выводит к обвалованному рву - южной границе пейзажного парка; третья дорожка ведет налево и вверх, из Попова оврага в светлую березовую рощу и далее - в поля. Зеленый веселый шум березовой рощи звучит заключительным аккордом пейзажного сценария.

Парковая зона усадьбы «Тарасково» - редкий образец садово-паркового искусства эпохи модерна - устроена путем реконструкции старого сада XVIII - XIXвв. с использованием отдельных элементов его композиции и насаждений. На рубеже XIX -XX вв. значительная часть парка подвергалась реконструкции. Новый парк включил в себя участки парка предшествующего периода - липовую аллею, пруды, но, в основном, он был создан заново. При реконструкции был значительно обновлен состав растительности, отличающийся преобладанием интродуцентов (см. глоссарий). Необычная форма древесных крон, блеклые и серебристые оттенки зелени сочетались с декоративными способами посадок. В живописном парковом ландшафте можно выделить несколько фрагментов, различных по образному строю и характеру пространств. Перед северным фасадом главного дома был устроен открытый газон, украшенный группами декоративных кустарников, чашей фонтана и солитером - огромным серебристым тополем. Лужайка партера, спускавшаяся к Оке, была обрамлена ясеневой рощей, над массивом которой поднимались одиночные экземпляры сибирской лиственницы. Роща граничила с раскрытой к реке эспланадой. В то время был изменен береговой контур двух прудов XVIII - XIX вв., расположенных в восточной части усадьбы в естественном овраге. Дамбы прудов были оформлены ивовыми посадками. В это время сложился архитектурный комплекс усадьбы, который с большими утратами дошел до наших дней (илл. 14,15).

ВЛАДЕЛЬЦЫ УСАДЬБЫ

Кроме архитектурно-художественной ценности усадьба Тарасково обладает и исторической значимостью. Последние владельцы усадьбы -дворяне В.П. и С.Н. Глебовы находились в родстве с писателем Л.Н. Толстым (илл. 16).

Семейная жизнь В. П. и С. Н. Глебовых сложилась счастливо. Глава семьи несколько раз избирался предводителем дворянства, то в Епифан-ском уезде Тульской губернии, где находилось имение Глебовых Тарасково, то в Каширском уезде Калужской губернии. Позже он стал членом Государственного Совета. Его супруга, как и мно-

гие другие богатые дамы, занималась благотворительностью, попечительствовала приюту и школе для неимущих, возглавляла совет Московского дамского попечительства о бедных.

Старшая дочь Глебовых, Александра Владимировна, была замужем за младшим сыном писателя Л. Толстого - Михаилом Львовичем. Молодая семья, подолгу жившая в Тараскове, регулярно и часто гостила в Ясной Поляне. Впрочем, и старшие Глебовы - мать Софья Николаевна и отец Владимир Петрович - не раз пользовались яснополянским гостеприимством. Софья Николаевна Глебова, старшая сестра философа С. Н. Трубецкого, написала впоследствии воспоминания о Толстом, которые так и назвала: «Поездка в Ясную Поляну». Сам же Толстой в Тараскове никогда не был (по некоторым сведения все же был один раз), зато посещал Софью Николаевну в ее московском доме, время от времени переписывался с ней и с ее дочерью.

Из воспоминаний: «Сегодня обвенчали Мишу с Линой Глебовой. Была очень пышная, великосветская свадьба. Великий князь Сергей Александрович нарочно приехал из Петербурга на один день для этой свадьбы. Чудовские певчие, наряды, цветы, прекрасные молитвы за новобрачных. Тщеславие, блеск и бессознательное вступление в жизнь двух молодых, влюбленных существ... Л. Н. всю свадьбу просидел дома и в четыре часа пошел проститься с Мишей и Линой. Вечером у него были сектанты из Дубовки и разные тем-ные»[5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи предполагают, что усадьба Тарасково описана в пьесе Л.Н. Толстого «И свет во тьме светит», опубликованной впервые с цензурными изъятиями в 1911 году. В этом же году в усадьбе Тарасково родился Сергей Михайлович Толстой-внук писателя Л.Н. Толстого. Кроме того, в имении Глебовых в детские годы бывал известный артист П.Л. Глебов.

Примечательна активная деятельность Глебовых в качестве членов основанного в 1911 году Тульского отдела Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. По инициативе В. П. и С. Н. Глебовых и М. Л. Толстого, составлявших костяк общества, было организовано обследование памятников старины Тульской губернии. Результаты этой работы публиковались на средства членов общества в серии прекрасно иллюстрированных изданий «Памятники искусств Тульской губернии».

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО»

В настоящее время из ансамбля усадьбы «Тарасково» сохранились: полуразрушенный главный дом (рубеж XIX - XX вв.); церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 г., 1884 г.), восста-

ИЛЛ. 16. В. П. ГЛЕБОВ (1848-1926)

ИЛЛ. 17. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УСАДЬБЫ. СЕВЕРНЫЙ ФАСАД

ИЛЛ.20.

СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ

УСАДЬБЫ.

ВНУТРЕННЕЕ

ПОМЕЩЕНИЕ

ИЛЛ.21.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УСАДЬБЫ. ФРАГМЕНТ РАЗРУШЕННОЙ ТЕРРАСЫ

ИЛЛ. 18. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УСАДЬБЫ. ГЛАВНЫЙ ВХОД

новленная в 2006г. (с нарушением исторического облика) и сегодня являющаяся действующей; заросший усадебный парк (последняя четверть XVIII - начало XX вв.) с центральной липовой аллеей (частично сохранившей историческую обсадку), с каскадом усадебных прудов в Поповом овраге (с сохранившимся нижним и заболоченными верхними прудами).

Сегодня главный дом роскошной некогда усадьбы выглядит ужасающе - насквозь измученное вандалами, без перекрытий и крыши, здание глядит на бескрайние заречные берега пустыми глазницами окон. Подвальный этаж целиком завален мусором, сгоревшими балками и землей. Земляная пыль осела на балконах, стенах здания и теперь служит прекрасной почвой для растительности. Все это привело к тому, что на момент исследования объект культурного наследия больше походил на дикие джунгли, заросшие непроходимыми деревьями. Советское наследие также оставило отпечаток на теле здания: с 1918 года в изящных покоях главного дома расположился военный госпиталь, потом общежитие и сельский клуб. В планировке здания появились перегородки, безжалостно разрезавшие парадные залы на множество мелких комнат. После пожара, произошедшего в начале 1990-х годов, полностью утрачена деревянная художественная отделка стен; в поисках «сокровищ» разобраны все печи и камины (илл. 17,18).

Фасады здания в большей степени сохранили штукатурную отделку, однако полностью утрачены все ажурные кружева балконов, навесов и кровельных гребней. Северный фасад здания был искажен закладками проемов, новыми пристройками. Терраса, обрамленная аркадами, полностью утрачена. Местами в стенах образовались дыры ввиду выбитых кирпичей, трещины из-за постоянного намокания фундамента. Не сохранилось ни одно заполнение проемов: ни дверных, ни оконных (илл. 19-21).

Несмотря на всю запущенность, здание выглядит довольно крепко: вандалы не успели вы-

ИЛЛ. 22. ФИКСАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО».

ОБМЕР А. А. И Ф. В. РАЗУМОВСКИХ 1980 г.

тащить металлические тяжи из стен и повредить окончательно конструктивный остов здания. Мусор и грунт, забившие на всю высоту подвальный этаж, сыграли в большей степени роль охранительную, нежели разрушительную - ввиду нижнего распора на стены здание не покосилось ни в одну сторону.

Кухонный флигель после национализации в 1918 году был приспособлен под детские ясли. К южной части флигеля пристроили два объема: деревянный и кирпичный, устроили деревянные тамбуры ко входам с западного и восточного фасадов. Оранжерея частично была перестроена, некоторые оконные проемы растесаны, некоторые заложены; парниковая часть ввиду ненадобности была разобрана. В целом здание приспособили под жилую функцию. Скотный двор был перестроен и увеличен в размерах. Все хозяйственные постройки были полностью утрачены в 90-х годах ХХ столетия.

С 1973 года усадьба Тарасково включена в реестр памятников .

Особенно интересными и важными в процессе исследования послужили фиксация и описание Ф.В. Разумовского о состоянии парковой территории усадьбы на 1980 год (илл. 22). «Насаждения парка находятся в неудовлетворительном состоянии, многие элементы парка утрачены. В северной части парка проведена расчистка участка под спортивную площадку, спущены верхние каскадные пруды. Перед парковым входом (северо-западный угол дома) располагалась, вероятно, наиболее парадная часть парка. Здесь сохранилась наполовину засыпанная каменная чаша фонтана, окруженная посадками кустарника, поодаль возвышается солитер - огромной экземпляр тополя. Второй такой тополь расположен ниже по склону, почти у самой церкви, к которой мимо фонтана шла живописная дорожка. Кроны тополей служили ориентирами в движении по этой до-

ИЛЛ.24. ФИКСАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО». ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII - НАЧАЛО XX. АЛЛЕЯ САДИКА. ФОТО Ф. В. РАЗУМОВСКОГО, 1980 г.

рожке, проходящей по свободному от древесной растительности газону - главному видовому «коридору» парка, открывающему один из самых красивых видов на долину Оки.

Северная часть парка густо засеяна редкой разновидностью ясеня - деревом невысоким, но раскидистым - и со стороны дома имеет вид единичного массива. Над посадками этой части парка возвышаются два одиночных дерева лиственницы сибирской.

Наиболее удаленной от главного дома частью парка является уголок с каскадными прудами, устроенными в устье примыкающего к усадьбе оврага. Пруды имеют выровненное и подрезанное ложе, ограничены подсыпанными дамбами, на склонах которых высажены ивы. Пересекающие овраг дамбы превращены в аллеи, верхняя из которых связывает усадьбу с противоположной стороной оврага (илл. 23).

Примыкающая к южному фасаду дома часть парка имеет небольшие размеры, своим камерным характером напоминает садик. Посадки здесь расположены на выровненной площадке. Древесные растения, среди которых основное место занимает ясень, высажены по периметру участка, в средней части преобладают кустарники разных видов (илл. 24).

ИЛЛ.25. ФОТОГРАФИИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПАРКОВОЙ ЗОНЫ УСАДЬБЫ «ТАРАСКОВО»

Общая оценка общественной, научно- исторической и художественной значимости памятника - редкий по видовому составу памятник садово-паркового искусства, созданный в период освоения усадебным искусством стиля модерн путем реконструкции на рубеже XIX - XX вв. старого усадебного парка (XVIII - XIXвв.)» [5].

На 2014 год парковая зона усадьбы «Тараско-во» сильно запушена и повреждена вандалами, парковые насаждения находятся в неудовлетворительном состоянии, большинство растений-эк-зотов и многие элементы парка утрачены. Разрушены все малые архитектурные формы, некогда формировавшие среду, за исключением полуразрушенной чаши фонтана у главного дома. Заболочены верхние каскадные пруды. Но все же даже сегодня парк усадьбы Тарасково представляется чарующе прекрасным и не перестает удивлять богатством художественных образов и изяществом пейзажных картин. Поэтическая атмосфера парка, тонко передающая вкусы времени, когда он был создан, великолепно дополняет архитектуру главного дома.

Усадебный парк сохранил историческую планировку и основные породы деревьев (липа, лиственница, тополь, ясень), но находится в крайне запущенном состоянии. Газон перед домом и большая часть парка заросли дисгармоничными общему стилю деревьями и кустарниками, искажающими силуэт парка рубежа XIX -XX вв. Один из каскадных прудов спущен. Чаша фонтана и система усадебных дорожек нуждаются в расчистке. Южная часть усадьбы используется жителями села Тарасково в хозяйственных целях (илл. 25).

КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА «ТАРАСКОВО»

С момента приобретения усадьбы Инвестиционной группой компаний АБС по усадебному комплексу «Тарасково» ведутся активные изыскательские работы, включающие:

- сбор необходимых данных для реставрации сохранившихся главного дома и кухонного флигеля;

- комплексный анализ материалов - натурных исследований, архивных, библиографических, иконографических источников, сбор информации у местных жителей по всей исторической территории;

- георадарное зондирование грунта для выявления фундаментов утраченных построек;

- выполнение графической реконструкции главного дома и кухонного флигеля;

- разработка первоочередных противоаварий-ных работ на главном доме;

- создание концепции сохранения и развития усадебного комплекса.

В работе над созданием концепции сохранения и развития усадебного комплекса «Тарасково», являющегося памятником культурного наследия регионального значения, определены основные функциональные направления развития усадьбы - культурно-просветительное и туристическое. Основным направлением для приспособления усадьбы является проведение церемоний.

В рамках концепции сохранения и развития усадебного комплекса «Тарасково» планируется восстановление усадебного комплекса, в частности:

1) реставрация сохранившегося главного дома и приспособление под современное использование; - на первом этаже главного дома разместятся парадные залы и вестибюли, банкетный зал, фотозона и зона отдыха. Исторически второй этаж был занят спальнями, поэтому в рамках проекта приспособления здесь разместятся номера для гостей и номер для молодоженов. Благодаря высоким башням возможна частичная эксплуатация мансардного этажа. В подвале разместятся столовая, доготовочная и спортивный зал.

2) воссоздание утраченного кухонного флигеля, оранжереи, малых архитектурных форм; Несохранившийся флигель есть возможность восстановить по описаниям и небольшой графической реконструкции.

3) разработка генерального плана территории, генеральный план разрабатывается на основе архивных данных и результатов натурного обследования;

4) объединение территории усадебного комплекса «Тарасково» и прилегающих территорий в единый туристический, природный и хозяйственный комплекс; усадебный комплекс будет оформлен в единый стилистически выдержанный ансамбль, помимо реставрации и воссоздания строений, реконструкции парковой зоны на прилегающих территориях, в первую очередь, необходимо, согласно охранным зонам, запретить всё новое капитальное строительство, искажающее облик усадебного ансамбля;

5) создание развитой туристической инфраструктуры предполагает объединение в единое целое различных туристических кластеров.

Далее подробно рассмотрим проведенный комплексный анализ по некоторым пунктам концепции сохранения и развития усадебного комплекса усадьбы Тарасково.

В 2014 году усадьба приобретена Инвестиционной группой компаний АБС в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» и проекта «Усадьбы Подмосковья» на основании договора аренды. Примечателен тот факт, что именно эта усадьба стала первой муниципальной усадьбой, переданной по инициативе местного органа власти.

Реставрация объектов культурного наследия всегда очень ответственна. Перед началом производственных работ архитекторы-реставраторы тщательно обследуют здание, фиксируют его состояние, особенности, выявляют предмет охраны. Инженеры выполняют конструктивные исследования, берут анализы грунта, проверяют состояние фундамента; специалисты-микологи выполняют исследования кирпичной кладки и штукатурки на наличие биоразрушителей. Только качественно выполненные комплексные натурные исследования смогут лечь в основу проектного решения по реставрации и приспособлению памятника.

Сегодня часть указанных выше натурных исследований выполнена, и на объекте начались первоочередные противоаварийные мероприятия: строители очищают метр за метром помещения подвала, инъектируют трещины и укрепляют фундаменты. Вместе с тем появляются новые находки под завалами грунта, к примеру, после очистки помещения под большим залом обнаружилось аутентичное покрытие пола - метлахская плитка.

В настоящем очень важно правильно приспособить объект культурного наследия, ведь удачно приспособленный памятник сможет, как птица Феникс, возродиться и обрести новую судьбу.

Причудливость форм усадьбы Тарасково диктует особенный подход к проекту приспо-

1Служеб|

(сообщена

Советский период

Утраченные исторические элементы

Заложенные проемы Прорубленные проемы

ИЛЛ. 27. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОГО ЭТАЖА, С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ И НАХОДОК

собления. Было рассмотрено несколько вариантов, но наиболее приемлемым и правильным кажется проведение свадебных церемоний. Здание усадьбы расположено в живописном месте, стены приобретут красивый оттенок стиля мо-

ИЛЛ. 28. ПЛАНИРОВОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОГО ЭТАЖА

дерн, белый декор подчеркнет все затейливые наличники, башенки, арки и пинакли. Кровля, раскрашенная в шашечку, заиграет, возвышаясь над зеленью листвы (илл.26). Все это создаст отличный антураж для такого мероприятия, как свадьба. Историческая планировка здания с парадными залами на первом этаже и нарезкой на спальни на втором уже предполагает приспособление под дом для праздничного банкета с размещением гостей. В роли такого мероприятия может выступать не только свадьба, но и юбилеи и светские рауты.

Решение для современного приспособления усадьбы было обеспечено наличием описания усадьбы и ее помещений. Сохранив историческую планировку, удалось найти подход к ее использованию (илл.27, 28).

В помещения первого этажа можно будет попасть через полукруглый вестибюль, пройти в парадную гостиную, стены которые отделаны рустом, попасть в аванзал или, воспользовавшись парковым выходом, спуститься к фонтану. Из аванзала с высокими порталами идет путь в большой банкетный зал с лежачим окном, через которое раскрывается прекрасный вид на парк. Двусветное пространство банкетного зала позволяет организовать небольшую зону на манер хор, где смогут разместиться музыканты. Отдох-

нуть от празднества можно в уютной гостиной с мраморным камином. В роли малого банкетного зала может выступить комната с фонариком. Красивое помещение с эркером можно также использовать как живые декорации для фотографирования (илл. 29). Особый интерес представляет летняя открытая веранда. Оформленная стрельчатыми арками и имеющая свой спуск в парк, она станет изюминкой усадьбы (илл. 30).

Помещения второго этажа в рамках проекта приспособления будут отвечать своим историческим местам, так как по описаниям здесь располагались спальни. Номер для молодоженов и номера для гостей интересны тем, что практически в каждом есть выход на балкон или террасу, позволяющий любоваться видом на окрестности.

Высокая кровля башен позволяет использовать подкрышное пространство в качестве отдельного номера или обустроить номер на современный лад - сделать его двухуровневым.

Подвал имеется не под всем зданием, что обусловлено неоднородностью рельефа. В подвал ведет отдельный спуск со стороны южного фасада. Найденная в зале подвала метлахская плитка на полу позволит оформить это помещение на исторический манер. Возможно обустройство винного погреба с дальнейшим проведением экскурсий. Также возможно размещение спортивного зала и технических помещений в рамках стен подвала.

Флигель фрагментарно виден на фотографиях усадьбы дореволюционного и советского периода. Внешним убранством флигель повторяет некоторые формы главного дома и лаконично вписывается в общую картину. Известно, что флигель

использовался как кухня. В нем слуги готовили еду, потом относили в дом, разогревали и сервировали стол. В рамках проекта приспособления во флигеле решено разместить кухню, номера и комнаты отдыха персонала. Зачастую в усадебных комплексах не сохраняются служебные постройки, скотные, конные дворы. Восстанавливая эти постройки, мы возрождаем и общий облик усадьбы. Оранжерея придаст особый колорит, малые архитектурные формы насытят парк и газоны атмосферой той поры, когда жизнь протекала не так быстро, давая возможность насладиться окружающей красотой.

Усадьба Тарасково особенно выделяется среди ранее выполненных проектов реставрации усадеб. Она не может не очаровать, не может не заинтересовать, имея в своей архитектуре мотивы готического замка, производя впечатление красивого «пряничного» домика. Хочется скорее вдохнуть в него новую жизнь, поиграть в крокет на лужайке, выпить чаю на террасе. Жизнь и перемещения в Тараскове были изначально срежессированы. Усадьба имеет четыре входа, все разного назначения. Разные по форме комнаты и разные оконные проемы, но вместе - это отличная композиция. Каждая точка восприятия продумана заранее. С озера открывается вид на здание, оно уступчиком в виде эркера открывается в пространство парка. Со стороны церкви - фонтан и парковый вход в башенку с консольным балконом. Здесь видна работа и задумка архитектора, которую нужно постараться воссоздать и ни в коем случае не потерять.

илл 30- виД со стоюны отуда на севею-восто^ьш

С ФОНАРИКОМ ФАСАД УСАДЬБЫ

илл. 31. СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА «ТАРАСКОВО»

Аналоги парковых павильонов

ИЛЛ.32. АНАЛОГИ ПАРКОВЫХ ПАВИЛЬОНОВ И САДОВОЙ МЕБЕЛИ НА ТЕРРИТОРИИ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА «ТАРАСКОВО» [1, 8, 9]

РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ТЕРРИТОРИИ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА «ТАРАСКОВО»

В рамках восстановления комплекса усадьбы предусматривается воссоздать общую композицию и планировочную структуру усадьбы на период кон. XIX - нач. XX вв., где все зоны решены в едином ключе эпохи модерна и свойственном ему отсутствии явно выраженных композиционных осей, классицистической кульминации и строгого деления на функциональные зоны. Будет поддержан существовавший ранее пейзажный мотив - легкая, полупрозрачная преграда, ажурная растительная вуаль, плавно перетекающие пространства - одно в другое, оформленные парковыми посадками, отсутствие деления территории на главные и второстепенные элементы (илл. 31).

Главный въезд на территорию усадебного комплекса «Тарасково» планируется организовать со стороны церкви Казанской иконы Божией Матери, где некогда находился второстепенный въезд на усадьбу, что подтверждается натурным обследованием и обнаружением аллеи старых лип, с диаметром ствола более 50 см. Перенесение главного въезда на территорию усадьбы обуславливается современной действительностью, а в частности тем, что вдоль дороги, ведущей к историческому главному въезду, расположена диссонирующая застройка, крайне нарушающая восприятие усадьбы периода кон. XIX - нач. XX вв. Сохраняются планировочные зоны усадьбы, сложившиеся к нач. XX вв. - жилая, хозяйственная, парковая.

Жилая зона - усадебный дом и кухонный флигель описаны выше.

В связи с безвозвратной утратой большей части исторически сложившейся хозяйственной зоны со всеми постройками нами было принято решение перенести её и значительно расширить к северу от усадебного дома на территорию старого русла р. Оки. На не занятой диссонирующей современной застройкой исторической территории хозяйственного двора нами планируется воссоздать амбары с целью приспособления их под гостиничные номера и дома для проживания обслуживающего персонала.

С целью воссоздания ранее существовавшей структуры парковой зоны в концепции генплана усадебного комплекса были разработаны:

- липовая аллея - с южной стороны усадебного дома будет восстановлена липовая аллея, частично сохранившиеся липы с XVIII в., некогда формировавшие главную аллею, будут поддержаны новыми посадками лип;

- парадный двор - будет расчищен, отреставрирован фонтан, восстановлен партерный газон;

- пейзажный парк - планируется расчистить территорию парка от зарослей сорнякового клена американского, восстановить видовые коридоры от углов дома, как это было ранее, также планируется организовать площадку для тихого отдыха, обнаруженную в результате натурного обследования;

- фруктовый сад - со стороны южного фасада усадебного дома будет восстановлен плодовый сад, состоящий из яблоневых, грушевых, сливовых, вишневых деревьев;

- Попов овраг - по низине оврага будут расчищены каскадные пруды, некогда являвшиеся изюминкой пейзажного парка усадьбы. Будет организован павильон для исторического родника, а также будет устроено множество павильонов, беседок, навесов на всей территории оврага для

ИЛЛ.33. СХЕМА УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА « ТАРАСКОВО», ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ И ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ В ЕДИНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ, ПРИРОДНЫЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

ИЛЛ.34. АНАЛОГИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА «ТАРАСКОВО» [1, 8, 9]

комфортных прогулок и отдыха посетителей усадьбы (илл. 32). Предполагается расчистить и облагородить все прогулочные маршруты по оврагу, соорудить мостики.

С целью туристического развития усадебного комплекса «Тарасково» на территориях, примыкающих к парковой зоне, согласно исторической действительности и историко-культурному опорному плану, разместятся тематические гостевые домики, имитирующие дворы земледельцев, животноводов и ремесленников.

Также с западной стороны липовой аллеи будут воссозданы деревенские блокированные дома на две семьи, которые также будут выполнять роль гостевых домиков.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА «ТАРАСКОВО» И ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ В ЕДИНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ, ПРИРОДНЫЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Помимо реставрации и воссоздания строений, реконструкции парковой зоны особенностью возрождённого усадебного ансамбля станет создание природного и хозяйственного комплекса на территории старого русла р. Оки от северной части усадьбы до современной береговой линии (илл. 33). Данную территорию в 700 га предполагается организовать под три основных направления - животноводческое, сельскохозяйственное и кратковременное жилое - туристическая база.

Первое направление - животноводческое -представляет собой местность, на которой расположены загоны для выпаса сельскохозяйственных животных и помещений для их содержания. Для этого планируется в незначительном удалении от усадьбы разместить ферму, включающую загоны для лошадей, крупно- и мелкорогатого скота, территории для выпаса различного вида домашних птиц. Здесь располагаются курятник, гусятник, индюшатник, страусятник, помещения для уток. Данная территория, помимо туристической и просветительной функции, еще рассчитана на производство животноводческой продукции, позволяющей обеспечить посетителей усадебного комплекса экологически чистыми продуктами (илл. 34).

Второе направление - сельскохозяйственное - является неотъемлемой частью загородных русских усадеб, а также способствует развитию популярного направления агротуризма и ознакомлению посетителей усадьбы со способами ведения хозяйства II пол. XIX - нач. XX вв. На данный момент экологический туризм становится одним из наиболее динамично развивающихся отраслей туристической индустрии. Этот вид туризма позволяет не только общаться с природой и наблюдать за ней, но и возвращает уставшим от города жителям силы и энергию.

Третье направление - территория туристической базы отдыха - служащая для кратковременного проживания посетителей усадебного комплекса. На данной территории размещается комплекс, состоящий из сельских домов, архитектура и интерьеры которых в стилистическом

отношении будут приближены к крестьянскому быту. Фасадное решение домов соответствует стилистике «русской» деревянной архитектуры (илл. 34). Это позволит организовать времяпре-бывание на базе в условиях, приближенных ко II пол. XIX - нач. XX вв., что благополучно скажется на популярности усадебного комплекса у туристов. Деревянные дома гармонично вписаны в существующий ландшафт и озеленение, также предусмотрена посадка новых деревьев и кустарников. На территорию турбазы будут осуществляться отдельные заезды, минуя территорию объекта культурного наследия. Для тех, кто путешествует на собственном автомобиле, планируются удобные парковки. Для туристической базы предусмотрена собственная ухоженная пешеходная зона вдоль воды, оборудованная небольшими пирсами и пристанью для лодок, маршрут для верховой езды на лошадях, по р. Ока возможно катание на гидроциклах и катерах, организация рыбалки. Также в состав туристической базы входит фруктовый сад с теплицами и огородом, позволяющие обеспечить гостей усадебного комплекса экологически чистыми продуктами собственного производства. Уютные дома турбазы, великолепный вид на реку и усадьбу «Тарасково», единый архитектурный стиль - все это создано для круглогодичного спокойного и комфортного отдыха. Удачное местоположение делает ее идеальным местом проведения корпоративных праздников, тим бил-дингов и тренингов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание развитой туристической инфраструктуры предполагает объединение в единое целое различных туристических кластеров. Основное направление в достижении этого - приспособление реставрируемых и воссозданных зданий основного ядра усадебного комплекса «Тарасково» под гостиничные номера, предназначенные как для краткосрочного, так и долгосрочного пребывания, пункты питания, сервисные службы и объединение прилегаю-

щей территории в 700 га. Это позволит связать усадьбы, уже приобретенные Инвестиционной группой компаний АБС, не только сухопутными артериями, но и водными. Становится возможным создать водный маршрут по усадьбам - по р.Москва из усадьбы «Спасское» мы можем плыть в усадьбу «Черкизово», по р. Ока попасть в усадьбу «Тарасково», а двигаясь далее по р.Ока, мы можем проплыть до р. Нара и оказаться на территории усадьбы «Пущи-но» - и обратно. Тем самым предоставляется прекрасная возможность оценить все былое великолепие усадебной жизни разных временных периодов и статусов владельцев с несколько другого ракурса, а именно как формировался ансамбль усадеб с воды (илл. 35).

ИЛЛ. 35. СХЕМА ВОДНОГО МАРШРУТА ПО УСАДЬБАМ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грюндлинг, П. Мотивы садовой архитектуры / П. Грюндлинг.- М.: Книгоиздат. Петрова М.П., 1917. - 22 с.

2. Дунаева, А.В. Усадьба Тарасково // Русская усадьба: сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 11 (27). - М., 2005. - 784 с.

3. Кашира 650 лет /под ред. Н.В. Рыжовой.-Кашира, 2006. - 156 с.

4. Памятники архитектуры Московской области/ под ред. Е.Н. Подъяпольской. Вып. 2. - М.: Стройиздат, 1999. - 320 с.

5. Разумовский, Ф.В. На берегах Оки: от Серпухова до Каширы. - М.: Искусство, 1988. - 216 с.

6. Сокольская, О.Б. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Б. Сокольская, В.С. Теодоронский, А.П. Вергунов.- М.: Академия, 2007. - 224 с.

7. Смирнов, В.А. Каширский район с древнейших времен : Очерки краеведов. Энциклопедия сел и деревень. - М., 1998. -575 с.

8. Стори, В. Мотивы садовой архитектуры. - 2-е изд., доп. - СПб : изд. П.П. Сойкина, 1911. - 32 с.

9. Судейкин, Г.М. Альбом проектов дач, особняков, доходных домов, служб и т.п.: 109 проектов, 518 чертежей и рисунков. -М., 1915. - 107 с.

10. Мир старых карт и картинок [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.retromap.ru/ (дата обращения 16.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.