Научная статья на тему 'Дворцовый ансамбль эпохи классицизма'

Дворцовый ансамбль эпохи классицизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
774
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская усадьба / дворцово-парковый комплекс / классицизм / исторический интерьер / художественная роспись / пейзажный парк / Russian manor house / palace and park complex / classicism / the historic interior / decorative painting / landscape park

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степан Новиков

Cтатья посвящена предпроектному исследованию усадьбы Васильевское и истории семей ее владельцев – Орловых-Денисовых и графов Граббе. Художественные достоинства дома и интерьера были таковы, что Васильевскому посвящена статья в одном из номеров известного журнала «Столица и усадьба». На сегодняшний день проект восстановления дворцово-паркового комплекса эпохи классицизма завершатся архитекторами ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to exploratory estate Vassilyevskoe and family history of its owners OrlovDenisov and graphs Grabbe. Artistic merits of home and interior were such that Vasilevsky in an article in one of the well-known magazine «Capital and Country». To date, the project of restoration of the palace and park complex will be completed in classical period by the architects of the ASG.

Текст научной работы на тему «Дворцовый ансамбль эпохи классицизма»

ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА

Усадьба Васильевское Орловых-Денисовых-Граббе

Степан Новиков руководитель архитектурной мастерской ASG №2

Аннотация: статья посвящена предпроектному исследованию усадьбы Васильевское и истории семей ее владельцев - Орловых-Денисовых и графов Граббе. Художественные достоинства дома и интерьера были таковы, что Васильевскому посвящена статья в одном из номеров известного журнала «Столица и усадьба». На сегодняшний день проект восстановления дворцово-паркового комплекса эпохи классицизма завершатся архитекторами ASG.

Ключевые слова: русская усадьба, дворцово-парковый комплекс, классицизм, исторический интерьер, художественная роспись, пейзажный парк.

Abstract: The article is devoted to exploratory estate Vassilyevskoe and family history of its owners - Orlov-Denisov and graphs Grabbe. Artistic merits of home and interior were such that Vasilevsky in an article in one of the well-known magazine «Capital and Country». To date, the project of restoration of the palace and park complex will be completed in classical period by the architects of the ASG.

Keywords: Russian manor house, palace and park complex, classicism, the historic interior, decorative painting, landscape park.

Усадьба «Васильевское» - одна из четырех усадеб Смоленской области, переданных на правах долгосрочной аренды Инвестиционной группе компаний ASG в 2014 году. Смоленская область богата на загородные усадьбы, которые впечатляют своим размахом и красотой. Во второй половине XIX в. усадеб на территории нынешней Смоленской области было не менее 2,5 тысяч, уже после отмены крепостного права в 1919 году - зарегистрирована 331 усадьба [7], на сегодняшний день сохранилось менее 40. При этом

большинство из усадебных комплексов находится либо в запустенье, либо и вовсе в аварийном состоянии, собственно, как и усадьба графа Александра Николаевича Граббе, который являлся последним владельцем усадьбы «Васильевское». Усадьба перестроена до неузнаваемости и напоминает архитектуру советского периода, при этом пропорции, габариты и выразительное положение здания в парковом пространстве сохранены и свидетельствуют о «породистости» здания, ныне скрытом за слоем штукатурки.

Село Васильевское насчитывает более чем двухсотлетнюю историю. Точное время возникновения села Васильевское Юх-новского уезда Смоленской губернии пока не установлено, но по имеющимся в нашем распоряжении архивным материалам можно отнести его появление к концу XVIII века. Так, в экономических примечаниях к планам генерального межевания, составленного в 1781 году, говорится: «В сельце Васильевском Юхновского уезда В. В. Лопухиной -32 дворов и 320 душ крестьян» [1]. Сельцо было центром вотчин. В вотчину входили 5 деревень: Попово, Пауки, Аленино, Панино и Мальцево, в которых был 41 двор и 50 душ крестьян. Земли было 1627 десятин, в т.ч. 1470 десятин пашни. В сельце находился деревянный дом «изрядной архитектуры», мельница с доходом 10 рублей. Крестьяне были на двухрублевом оброке. Во время войны 1812 года деревянный дом сгорел, а в 1826 году по инициативе графа Василия Васильевича Орлова-Денисова было воздвигнуто новое каменное здание дворцового типа в монументальных формах ампира, строгих и парадных одновременно, которое и дошло до нашего времени в искаженном виде. Интерьер здания имел богатую отделку: верх стен украшали лепные карнизы, таким же лепным орнаментом был украшен потолок, но все же основным декором была великолепная плафонная живопись на аллегорические и мифологические сюжеты, выполненная хорошими итальянскими художниками. Отдельно стоял двухэтажный флигель для прислуги. Примерно в это же время был устроен и парк с системой прудов по речке Полоть и каналами в форме орла вокруг дома. В 1834 году в сельце Васильевское по инициативе графа В.В. Орлова-Денисова была возведена церковь Николая Чудотворца (на сегодняшний день храм не сохранился). На карте Шуберта 1860-70 гг. прослеживается множество построек на территории усадебного комплекса, а также обозначено здание церкви (илл. 1).

В. В. Орлов-Денисов не только создал уникальный усадебный комплекс, но он также является выдающейся личностью, сыгравшей немалую роль в судьбе России (илл. 2). В.В.Орлов-Денисов, генерал кавалерии, командир 5-го резервного кавалерийского корпуса и начальник Императорского конвоя, родился 8 сентября 1875 г. Его отец - Василий Петрович - был знатным атаманом и крупным донским помещиком. Мать - Дарья Федоровна, урожденная графиня Денисова - была дочерью генерала от

кавалерии и первого графа донских атаманов Федора Петровича Денисова, не имевшего сыновей и передавшего свой титул и имение своему внуку - Василию Васильевичу [8].

Еще двенадцатилетним мальчиком Василий был записан в ряды Донского казачьего войска. В 1788 году его произвели в сотники и в течение двух лет он с отрядом составлял передовую цепь на турецкой войне. В 1891 году произведен в воинские старшины и переведен в Санкт-Петербург, благодаря положению отца и деда мальчик вскоре познакомился со многими представителями высшего света. Во время польской кампании в составе полка атамана Краснова ему пришлось вести в течение семи лет походную жизнь. В 1798 году графу присвоено звание подполковника, а через год - полковника. В начале 1801 года его дед

Илл. 2. Джордж Доу. Портрет графа В.В. Орлова-Денисова

Илл. 1. Военно-топографическая карта Российской Империи Шуберта (трехверстовка, 1860-70 гг.)

А

тж.

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

tMLUp ИСКУССТВ

исходатайствовал разрешение передать графское достоинство внуку.

В 1806 году граф был произведен в лейб-гвардии казачий полк и уже в следующем 1832 году участвовал в преследовании маршала Нея от Гутштата. В жаркой схватке он одержал победу над одним из любимейших полков Наполеона. В следующем сражении при Гейльсберге Орлов-Денисов защищал русские батареи, которые Наполеон упорно пытался захватить, а при отступлении Бенигсена к Фридланду защищал переправу через реку Алле. За отличие граф был награжден орденом Св. Георгия IV степени. Впоследствии граф Василий Васильевич Орлов-Денисов был полным кавалером ордена Св. Георгия. Данный военный орден был самым почетным в России, он не входил в систему старшинства российских орденов и жаловался государем только генералам «За особые заслуги в военное время». Эта самая высокая награда была учреждена императрицей Екатериной II в 1769 году. Порядок ношения ордена регламентировался так - «сей орден никогда не снимать». Меняя парадный мундир на походный и далее на штатское платье, русский офицер мог не носить другие ордена, но белый крестик св. Георгия всегда должен красоваться на его груди. Девиз ордена - «За службу и храбрость», граф В.В. Орлов-Денисов всей своей боевой службой Отечеству соответствовал ему. По заключении Тильзитского мира графу был пожалован чин генерал-майора. Следующим подвигом было взятие г. Борго в Финляндии, занятие Гельсингфорса, осада крепости Свеаборга, одной из самых сильных крепостей Финляндии. За охрану побережья Ботнического залива Орлов-Денисов был награжден орденом Св. Анны II степени.

Через год граф был пожалован в генерал-адъютанты и вскоре принял участие в походах против французов. Первый бой с французами граф Орлов-Денисов со своими казаками принял на реке Неман, а два дня спустя разбил три эскадрона французских гусар [8].

В упорном бою граф взял в плен принца Годенлож, за что был награжден орденом орденом Св. Анны I степени. Под Витебском граф с казаками атаковал и разграбил три конных полка, за что был награжден золотой саблей, украшенной бриллиантами с надписью «За храбрость». В истории войны 1812 года отмечены подвиги графа при Заболотье, следующим было Бородино. В Бородинском сражении граф находился в первом кавалерийском корпусе. Особенно отличился граф в Тарутинском сражении.

Граф Бенинген среди прочих доносил Кутузову следующее: «Граф Орлов-Денисов Василий вел себя самым блистательным образом. Его храбрость делает честь российскому оружию...» [5].

Настал 1827 год, когда граф, оставив военную службу, поселился в имении Васильевское. Но через год была объявлена война с Турцией, и он вновь поступил в войска.

Граф был счастлив и в семейной жизни: от совместного брака с дочерью министра финансов Марией Алексеевной Васильевой (илл. 3) у него было 11 детей: шесть сыновей: (Федор, Алексей, Василий, Николай, Михаил и Петр) и пять дочерей, среди которых Софья была замужем за графом В.Н. Толстым, Надежда замужем за М.А. Катониным, Любовь за князем Трубецким.

Илл. 3. В.Л. Боровиковский. Портрет графини М.А. Орловой-Денисовой

Умер граф в 1843 году и захоронен в Донском монастыре в г. Новочеркасске. После графа имение Васильевское перешло к старшему сыну Федору Васильевичу Орлову-Денисову (илл. 4). У него была не столь блестящая военная карьера, как у его отца, но в военной истории нашего Отечества он был отмечен [7].

В 20 лет граф был произведен в корнеты, в 26 - принимал участие в турецкой войне, за отличие был награжден орденом Св. Анны III степени. В 1831 году принимал участие в подавлении Польского восстания. За отличие был награжден орденом Св. Станислава и назначен флигель-адъютантом,

Илл. 4. Граф Ф.В. Орлов-Денисов

пожалован в генерал-майоры и назначен в свиту государя. В 1853 году граф был назначен походным атаманом походных казачьих полков. Через год ему было присвоено звание генерал-адъютанта. С самого начала Крымской кампании граф принимал в ней самое деятельное участие. Руководил сражением на реке Черной, на Федюхинских высотах. За отличие под Севастополем был награжден орденом Св. Анны I степени, императорской короной и мечами.

Граф был женат на дочери генерала кавалерии Никитиной Елизавете Алексеевне. Скончался граф в Ницце 3 апреля 1865 года. В некрологе о нем было следующее: «Граф отличался своей доступностью и редким в то время качеством выслушивать правду о подчиненных, хотя та правда не сходилась с тем мнением, которое он составил себе об известном предмете. Отсутствием напыщенного барства - этой принадлежности людей его круга, располагал к нему всех желавших видеть в начальнике - ЧЕЛОВЕКА...» [6].

После смерти Федора Васильевича имение Васильевское перешло в качестве приданого его дочери Александре Фёдоровне, жене графа Николая Павловича Граббе (илл. 5). Н. П. Граббе родился в 1832 году. В 10 лет был корнетом кавалергарда, в 1853 -поручиком, в 1855 - штаб-ротмистром, в 1859 - ротмистром и назначен офицером

Илл. 5. Граф Н.П.Граббе

для особых поручений главнокомандующего Кавказской армией в звании подполковника. В этом же году граф произведен в полковники с назначением флигель-адъютантом и переведен в кавалергардский полк. Писарский в свое время писал о нем: «Граббе сухой и длинный офицер. Личность Граббе не производила на первых порах никаких особенных впечатлений, но его петербургские товарищи приветствовали его прибытие на Кавказ, тотчас определили, что это честнейший господин во всех отношениях, что и стало оправдываться в самом деле, он был молод, но о его мастерстве езды верхом ходили баснословные слухи...» [7].

За отличие в войне против горцев Граббе произведен в 1864 году в генерал-майоры с назначением в свиту и награжден золотой саблей с надписью «За трехкратный переход через Кавказский хребет». Стоит отметить несколько фактов, когда Граббе пошел вразрез приказу Государя и оказался прав. Еще в 1859 году была мысль снабдить Нижегородский полк исключительно лошадьми кабардинской породы. Тогда же за счет годового ремонта Граббе приобрел 50 лошадей, опыт оказался неудачным. Граббе писал - «Кабардинские лошади незаменимы под офицерским седлом, но не могут вынести тяжелого солдатского вьюка и уступают донским». В конце четырехлетней кампании в полку не осталось ни одной лошади. Не состоялся и проект вооружения нижегородцев новым клинком, благодаря отзыву от них Граббе, которому удалось отстоять в ту пору свои исторические шашки.

Несмотря на очевидные личные заслуги Граббе, находились люди, относившиеся к нему недоброжелательно. На параде на Марсовом поле, когда впереди конной армии ехал командир, старик барон Майндорф с иронией обратился к графу Евдокимову:

- Это Вашего печения (т.е. быстро повышенный в чинах Граббе)

- Да, моего.

- Вероятно в память отца, бывшего Вашего начальника?

- Нет, за то, что молодец.

Проведшему почти всю жизнь свою в вой

нах графу Николаю Павловичу Граббе было не суждено умереть на войне, он скончался в мае 1896 года в Петербурге, в 64 года, после продолжительной и тяжелой болезни. До последнего времени он сохранил живость и ясность ума [7].

Был женат на дочери графа Орлова-Денисова Александре Федоровне, от совместного брака у них было

Илл. 6. Граф А.Н. Граббе

пять детей: Николай, женат на Марии Николаевне, урожденной княжне Оболенской, Михаил - генерал-адъютант Николая II, назначен атаманом войска Донского, женат на Софье Ивановне урожденной Всеволжской, Александр - генерал-майор, атаман войска Донского до 1917 года, женат на Марии Николаевне, урожденной Безак.

Илл. 7. Граф А.Н. Граббе, император Николай II, Орлов, дворцовый комендант Воейков

Мария Николаевна Граббе вышла замуж за герцога Лихтенбергского, правнука Николая I и внука в пятом колене Жозефины Богарне.

Новый владелец усадьбы (с конца XIX в.) граф Александр Николаевич Граббе (18641947) (илл. 6) приходился внуком декабристу, впоследствии полному генералу и члену Государственного Совета, возведенному в 1866 году в графское достоинство, Павлу Христофоровичу Граббе.

Генерал-майор А.Н. Граббе служил начальником личного конвоя императора Николая II. Жил в Петербурге в своем доме на Моховой улице, а в усадьбу приезжал только на лето. В основном в усадьбе бывала его жена Мария Николаевна, урожденная Безак (дочь известного генерал-лейтенанта Николая Александровича Безака и Марии Федоровны, урожденной Лугининой) с сыновьями. Скончался А.Н. Граббе в 1947 году [8].

По воспоминаниям современников, в частности протопресвитера Георгия Ша-вельского, личностью Александр Николаевич Граббе был малосимпатичной, но чрезвычайно ценимой последним императором за страсть к охоте, конным прогулкам и игре в кости (илл. 7). Он пишет: «Командир Конвоя, гр. А. Н. Граббе, одним своим видом выдавал себя. Заплывшее жиром лицо, маленькие, хитрые и сладострастные глаза; почти никогда не сходившая с лица улыбка; особая манера говорить - как будто шепотом. Все знали, что Граббе любит поесть и выпить, не меньше - поухаживать, и совсем не платонически. Слыхал я, что любимым его чтением были скабрезные романы, и лично наблюдал, как он, при всяком удобном и неудобном случае, переводил речь на пикантные разговоры. У Государя, как я заметил, он был любимым партнером в игре в кости. Развлечь Государя он, конечно, мог. Но едва ли он мог оказаться добрым советником в серьезных делах, ибо для этого у него не было ни нужного ума, ни опыта, ни интереса к государственным делам. Кроме узкой личной жизни и удовлетворения запросов «плоти», его внимание еще приковано было к его смоленским имениям, управлению которыми он отдавал много забот» [10].

После событий 1917 года богатая утварь и мебель господского дома послужили основными экспонатами для музея-дворца «Скугорево», основанного в 1918 году. В 1921 году в Гжатский уезд музейным управлением Смоленской губернии была направлена экспедиция, вот что писали члены этой экспедиции: «Васильевское до сих сохраня-

ет явственные следы былой красоты и величия. Мы нашли на месте часть обстановки в стиле «Ампир», всего 40 номеров. Большая часть мебели, по заявлению администрации, взята советскими организациями и отдельными влиятельными работниками. Среди местных граждан упорно держится слух, что имущество графа Граббе, владельца Васильевского, было расхищено легальным путем, в форме выдачи приданого невестам ответственных юхновских работников, которые женились, разводились и опять женились и вновь получали приданое для своих невест из богатейшего гардероба графа и графини, а также графской обстановки. Некоторые ловкие люди проделывали эту комбинацию по 3-4 раза. Проверить этот слух оказалось невозможно ввиду того, что пожар уничтожил все следы юхновских авантюристов» [8].

В 1914 году в журнале «Столица и Усадьба» (№ 9) рассказано об усадьбе Васильевское следующее: «Художественный интерес дома этой усадьбы сосредоточен на внутреннем убранстве и особенно в росписях потолков. Плафоны эпохи расцвета ампира выполнены, главным образом, орнаментальными сюжетами, но иногда встречаются и изображения фигур» [9]. В домах была великолепная стильная мебель и большое количество произведений искусства. Единственная историческая фотография внешнего вида барского дома, обнаруженная на сегодняшний день, дошла до нас благодаря уникальному журналу «Столица и Усадьба», который целиком и полностью погружает читателя в былой дух и быт усадеб (илл. 8, 9).

В 1918 году имение было национализировано, на его базе создали совхоз. Часть художественных ценностей (картин, скульптур и мебели) была передана в музеи, судь-

ба многих других вещей, а также семейного архива и большой библиотеки остается загадкой. В настоящее время от усадебного комплекса сохранились в полуразрушенном состоянии трехэтажный главный дом и двухэтажных флигель. На карте 1936 года церковь уже не обозначена (илл. 10). На 1987 год фиксировался еще один флигель и артезианский колодец, но на сегодняшний день от них не осталось и камня. Церковь также не сохранилась. При этом сохранились (к востоку от дома) остатки регулярного липового парка, пруды пересохли, а окаймлявшие их серебристые тополя почти все выпилены. Лучше сохранился пейзажный парк (к югу, северу и западу от дома), он сильно зарос подлесьем, и парковые дорожки про-

Эачй'ч.

Илл. 8, 9. Фото интерьеров усадьбы 1914г.

Илл.10. Карта Генерального Штаба Красной Армии (состояние местности 1936-39 гг.)

Илл. 11. Реконструкция главного дома усадьбы. Фото 1987 г. [Паспорт на памятник архитектуры «Главный дом усадьбы Василевское» / МК СССР]

слеживаются только по кустам сирени, посаженной когда-то вдоль дорожек и некоторых аллей. Сохранилась большая липовая аллея, ведущая от дома на север к речке Полоть, за которой тоже была часть парка (в его зарослях сохранились окаймленные сиренью площадки) [3].

Стиль парка данной усадьбы определяется как смешанный (смешение регулярного и пейзажного стилей). Вблизи особняка прослеживались элементы регулярного сада: подъездная дорога к строению и дорога, уходящая в парк, пересекаются под прямым углом; на территории усадьбы разбиты аллеи, регулярный липовый парк. Присутствуют и элементы пейзажного стиля: пруд неправильной формы, пейзажный парк к югу, северу и западу от дома. На северной границе парка - река Полоть.

Более крупными размерами отличались парадные залы в северо-западном и юго-восточном углах дома, а также за портиком паркового фасада. Из вестибюля за центром главного фасада широкая парадная лестница вела на второй этаж. Центральные помещения были связаны между собой узким и темным коридором. Во всех

помещениях плоские потолки, только одно в подвальном этаже перекрыто крестовым сводом. Художественный интерес дома этой усадьбы сосредоточен в его внутреннем убранстве. Плафоны эпохи расцвета ампира заполнены, главным образом, орнаментальными сюжетами, но иногда встречаются и изображения фигур. Особенно замечательны плафоны, расписанные ромбами, кругами, квадратами, внутри которых - цветы и изображения мифологических сцен. Фризы украшали маски, от которых отходят орнаментальные разводы или букеты нежных, немного ярких по краскам цветов. С потолка спускались великолепные огромные люстры, ампирные, бронзовые; и когда в них загорались свечи, трепетным пламенем озарялись плафоны. Дом был обставлен старинной мебелью, интересной работы и богато украшенной [9].

После Великой Отечественной войны главное здание было подвергнуто капитальному ремонту, второй этаж разделили перекрытием, окна заложили, в результате все внутреннее и внешнее убранство усадьбы было утрачено (илл. 11,12).

Сегодня усадьба Орловых-Денисовых/ Граббе находится в наихудшем состоянии за все долгое время своего существования. Крупный объем главного здания все так же впечатляет своей монументальностью, как и в былые времена, только сегодня это не роскошный дворец, а скорее графские развалины.

Натурные и архивно-библиографические исследование построек на территории усадьбы Граббе позволили выявить и зафиксировать ряд особенностей, которые

Илл. 12. Флигель. Фото 1970 г. [Паспорт на памятник архитектуры «Флигель усадьбы Василевское» / МК СССР]

позволят разработать проект реставрации объектов.

Главный дом на сегодняшний день находится в аварийном состоянии (илл. 13). В советское время главный дом капитально перестроен, и от усадебного быта и убранства объектов ничего не осталось. Парадный второй этаж был разделен на два, о чем свидетельствуют частично заложенные высокие оконные проемы второго этажа (илл. 14). Парадная лестница утрачена полностью, и еще только предстоит выяснить ее месторасположение. Планировочная структура дома представляет собой жилой дом, разделенный на множество квартир. В советское время устроено три новых лестницы. Полностью заменены деревянные межэтажные перекрытия на бетонные плиты. Только в центральной части вдоль южного фасада частично сохранились кирпичные своды. С южного и восточного фасада имеются серьезные разрушения по плоскости стен, а также разрушение и обвал бетонных плит перекрытий. Конструкции кровли заменены в советское время, аттики по фасадам претерпели ряд изменений. Исторические оконные и дверные проемы либо заложены, либо растесаны. Утрачены все крыльца и парковая терраса. Сохранились ряд белокаменных профили-

Илл. 13. Главный дом. Фото 2014 г.

Илл.14. Схема фасадов с указанием конфигурации исторических проемов

Илл. 16-17. Флигель. Фото 2014 г.

рованных карнизов, а также базы от полуколонн на северном и южном фасадах. На советских фотографиях, сделанных в период реконструкции здания, еще прослеживаются детали капителей колонн (илл. 15). На северном фасаде зафиксированы металлические закладные элементы, которые, вероятно, поддерживали балкон. Аналогом воссоздаваемого балкона, и не только, может являться усадьба Барышниковых в Алексине (1819 - 1824 гг.), а, возможно, эти две усадьбы строили одни и те же архитекторы. «Усадьба Алексино - один из крупнейших памятников дворянской усадебной культуры XVШ-XIX веков. Алексино известно как деревня с 1610 г. и входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 г. было приобретено И.С. Барышниковым на имя своего покровителя графа И.Г. Орлова, так как лицам не дворянского звания не разрешалась покупка крепостных. Вяземский посадский человек Иван Сидорович приумножил отцовское (Сидор Алексеевич Барышников владел заводом с лошадьми и собственным домом в Вязьме) состояние, занимаясь поставками продовольствия в армию, торговлей хлебом и откупами, и в 1768 году был пожалован Екатериной II чином титулярного советника. Его сын Иван Иванович унаследовал каменный дом в Петербурге, более 500 000 рублей, около 5000 крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях » [4]. Известно, что в строительстве усадьбы в Алексине принимали участие известнейшие архитекторы того времени: М. Казаков и Д. Жилярди. Учитывая, что пластика фасадов обеих усадеб подобна, а также они обе находятся в Смоленской области и имеют схожие габариты и планировки, можно предположить, что ансамбль усадьбы Орловых-Денисовых/ Граббе был выстроен по проекту М. Казаков и Д. Жилярди. Аналогами для воссоздания интерьеров также могут стать и интерьеры усадьбы Барышниковых, которые хоть и не в отличном состоянии, но все же сохранились до нашего времени.

Второй объект, точнее его остатки, - это западный флигель (илл. 16-17). Флигель расположен на продольной оси усадьбы к западу от дома. Восемь больших тосканских полуколонн между окнами украшали главный фасад, обращенный к пруду. Сегодня от флигеля остались фактически две наружные стены и часть внутренних перегородок. На советских фотографиях флигель запечатлен в удовлетворительном

состоянии (илл. 12). Видно, что он выполнен в классическом стиле, как и главный дом, рустовка стен торцевых фасадов вторит архитектурному оформлению фасадов первого этажа главного дома, что в целом создает парадную атмосферу курдонера.

Обширный регулярный парк с вкраплениями пейзажного из смешанных пород деревьев создает удивительную атмосферу. Пруд перед главным домом выглядит словно сошедшим с картин Васнецова. Существующий подъезд к усадьбе с западной стороны, вероятнее всего, был устроен уже в советское время, исторически же подъезд подходил к главному-северному фасаду, о чем говорит широкая липовая аллея, выходящая на него.

В ближайшее время на территории усадьбы будут активно вестись истори-ко-архитектурные исследования. Уже сегодня в архивах Смоленской области работают специалисты - историки, архитекторы-реставраторы, проведены первичные натурные исследования, выполнены обмеры. Особое внимание будет уделено главному дому, ввиду полного искажения его первоначального облика. Предстоят серьезные работы по демонтажу перекрытия, дабы возвратить утраченную высоту помещений легендарным гостиным граффа Граббе. Необходимо восстановить утраченные балконы и террасу, которая запечатлена на историческом снимке (илл. 18), вернуть утраченные капители, вероятно, они были ионического ордера. Вопросом для исследователей остается месторасположение парадной лестницы и ее внешний вид, но можно сказать однозначно, что крупные, красивейшие своими пропорциями помещения первого и второго этажа предполагают соответствующую им лестницу. Восстановление флигеля потребует не меньших усилий, так как он сохранился буквально на 40% от исторического объема. Предстоит и воссоздать утраченный флигель, располагавшийся симметрич -но существующему, в результате вместе с парком и восстановлением исторических подъездов получится завершенный классический ансамбль.

На сегодняшний день выполнены обмеры сохранившихся объектов (илл. 19, 20), которые позволяют определить планировочные и композиционные особенности главного дома и флигеля. Немало работы и по реабилитации усадебного парка, который утратил свою планировочную структуру, но тем не менее и на сегодняшний день богат своей

Илл. 18. Вид с пруда на главный дом. Фото 1914 г.

Илл. 19. Обмерочные чертежи Главного дома. Выполнены в 2014 г.

растительностью, вековыми липами, кленами, березами и многими другими деревьями. В обследовании парка немаловажную роль будет играть георадарное обследование территории, выявляющее утраченные многочисленные усадебные объекты.

На основании проведенных комплексных научных исследований специалистами группы компаний ASG разработано первое эскизное предложение главного фасада усадьбы Граббе (илл. 21). На сегодняшний день можно говорить, что усадьба Васильевское является дворцовым архитектурно-парковым ансамблем эпохи классицизма и занимает достойное место в истории Государства Российского. Со временем она займет свое место в усадебном туристическом пространстве, формируемом Инвестиционной группой компаний ASG в Подмосковье и Смоленской области.

Илл. 20. Обмерочные чертежи Флигеля. Выполнены 2014 г

Илл. 21.

Эскизное

предложение

северного

фасада

Главного дома

Список использованной литературы:

1. Богачёва Л.В. Дворянские усадьбы сельца Скугорево Гжатского уезда и сельца Васильевского Юхновского уезда Смоленской губернии. -Режим доступа: http://www.gzhatsk.ru/dvoryanskie_usadby_gzhatskogo_uezda/selco_skugorevo_i_selco_vasilevskoe.html

2. Будаев Д.И. Смоленская деревня в конце XIX — начале XX вв.: К вопросу о темпах, уровне и степени развития аграр. Капитализма. Смоленск: Моск. рабочий, 1972. - 467 с.

3. Васильевское (Фатейково, Фотейкова) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gzhatsk.ru/spiski/selo_vasilevskoe.html (проверен 20.12.2015)

4. Дворец усадебной культуры в имении Барышниковых - русская усадьба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russkaya-usadba. livejournal.com/280509.html (проверен 21.12.2015)

5. Дрягина В.Б., Загидуллина К.Ф.Усадьба Васильевское - часть русской культуры [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. nauchforum.ru/node/966 (проверен 20.12.2015)

6. Зуева С.Д., Зуева А. История деревни Васильевское [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://freeref.ru/wievjob.php?id=1044109 (проверен 20.12.2015)

7. Иванов М.В. Спасение культурных ценностей смоленских усадеб во время Гражданской войны // Русская усадьба: сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 7 (23). - М., 2001. - С. 138.

8. Минченко Т.Г. Владельцы дворянских усадеб Василевское и Скугарёво.

9. Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России.

10. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_gi/index.html (проверен 19.12.2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

tMLUp ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.