Научная статья на тему '«Искусство помогать искусству»: научно-образовательные и исследовательские проекты в программе миа ASG по связям с высшей школой'

«Искусство помогать искусству»: научно-образовательные и исследовательские проекты в программе миа ASG по связям с высшей школой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПРОФЕССИЯ / MUSEUM PROFESSION / СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / STANDARDS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / НАУЧНО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SCIENTIFIC AND EDUCATION PROJECTS / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / RESEARCH PROJECTS / НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / RESEARCH LABORATORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Светлана

Статья посвящена проблемам профессионализации музейных специалистов на ос-нове интеграции МИА ASG с высшей школой. Современному музею необходим имидж откры-той, живой структуры, продуцирующей инновационные культурные продукты, события и смыслы. Реализовать данную миссию способны только высококвалифицированные специалисты, в подготовке которых музею отведена определяющая роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problems of professionalization of museum professionals by integrating International Institute of Antiques with higher education. Contemporary museum needs an open image, living structure, producing innovative cultural products, events and meanings. Realize this mission can only highly qualitted specialists in the preparation of which the museum assigned a decisive role.

Текст научной работы на тему ««Искусство помогать искусству»: научно-образовательные и исследовательские проекты в программе миа ASG по связям с высшей школой»

студенческая лаб оратория

№1 (01) 2013

«Искусство помогать искусству»: научно-образовательные и исследовательские проекты в программе МИА Л8С по связям с высшей школой

Светлана Бородина, заместитель директора по связям с высшей школой МНА ЛБв

Аннотация: Статья посвящена проблемам профессионализации музейных специалистов на основе интеграции МИА ASG с высшей школой. Современному музею необходим имидж открытой, живой структуры, продуцирующей инновационные культурные продукты, события и смыслы. Реализовать данную миссию способны только высококвалифицированные специалисты, в подготовке которых музею отведена определяющая роль.

Ключевые слова: музейная профессия, стандарты профессионального развития, научно-образовательные проекты, исследовательские проекты, научные лаборатории, социальное партнерство.

Summary Abstract: This article is devoted to the problems ofprofessionalization ofmuseum professionals by integrating International Institute of Antiques with higher education. Contemporary museum needs an open image, living structure, producing innovative cultural products, events and meanings. Realize this mission can only highly qualified specialists in the preparation of which the museum assigned a decisive role.

Keywords: museum profession, standards of professional development, scientific and education projects, research projects, research laboratories, social partnership.

эволюция МУЗЕЙНОЙ

ПРОФЕССИИ

Музейный мир сегодня - одна из динамично развивающихся и усложняющихся отраслей культуры. В него входят тысячи музеев (государственных, муниципальных, ведомственных, общественных, частных) и 80 млн единиц хранения [5]. Рост комплексных музеев уравновешен противоположной тенденцией - появлением значительного количества узкопрофильных, специализированных музеев, посвященных одной теме или одному объекту: это музеи автомобилей, кукол, утюгов, самоваров (в Туле), валенок (в Москве), мыши (Ярославская обл.) и т. п.

Музеи существуют в России более 300 лет, но почти два века никаких специальных, чисто музейных профессий не существовало. В XVIII в. в музеях работали ученые, которые рассматривали их как место хранения результатов научных исследований и наблюдений. Для работы даже в крупнейших музеях требовалась не столько специальная, сколько общенаучная подготовка, а также эрудиция и знакомство с европейским опытом. К числу таких профессионалов принадлежат Н.Б. Юсупов, М.Н. Загоскин, А.Ф. Вель-тман. Период преобладания кумулятивной и мемориальной функции российских музеев, по сравнению с европейскими странами, чрезмерно затянулся.

В Европе переломной вехой в истории музея стал XVIII век, поскольку идеология буржуазного общества делала акценты на просвещении людей и равенстве их образовательных возможностей. Политика буржуазных правительств основывалась на тезисе, что свободный народ должен поддерживать искусства, составляющие его славу, поэтому была концептуально обоснована необходимость превращения закрытых собраний в публичные учреждения. Художник Луи Давид, в 1793г. докладывая Конвенту результаты своей работы по организации музея в Лувре, сказал: «Музей - это вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь для удовлетворения любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения. Преподаватели поведут туда своих учеников, отец поведет туда сына. необходимо раскрыть все

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны привлекаться работодатели.

Федеральный Государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

богатства искусств перед животворным оком народа, сделать каждый предмет доступным публичному обозрению» [6].

Трансформационные процессы в музее шли всегда, но в XX веке они проявлялись наиболее интенсивно, а для российских музеев и драматично: идеологизация советского периода, либерализация в комплекте с недофинансированием постсоветского, участившиеся требования возврата музейных экспонатов по месту их прежней дислокации, независимо от наличия там необходимых условий хранения и экспонирования в настоящее время и т.д. Задолго до рубежа ХХ-ХХ1 вв. музейными профессионалами ощущалась потребность в качественном изменении своей деятельности. Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майер, открывая в Гааге в 1989г. XVI Генеральную конференцию ИКОМа, заметил, что положение музеев сродни быстро растущему подростку, одежда которого в определенный момент рвется по швам. Однако и в XXI в. музей сохраняет статус социального института, выполняющего общественно значимые функции. Одним из показателей действенности музея как социокультурного феномена является его включенность в социальную систему и в общекультурные процессы, эффективность взаимодействия с внешней средой - с обществом и его институтами. При этом сосуществуют и взаимно дополняют представление о современном музее две тенденции: тенденция к большей интеграции музея в систему общества и тенденция к сохранению статуса музея как места, альтернативного будничному миру, к выделению его из привычной среды, в парадоксальное, но одновременно реальное пространство, в котором можно встретиться с прошлым и которое несет в себе образ ушедшего времени с характерными для него чертами [2].

совершенствуя профессиональные стандарты

Словарь музейных терминов, изданный в 1986 г., определял музейную профессию как род трудовой деятельности, требующий специальной музееведческой подготовки, включающей совокупность знаний по профильным научным дисциплинам и музейному делу. Музейная профессия подразделялась на специальности в соответствии с основными направлениями музейной деятельности: экспозиционер, хранитель, лектор-экскурсовод, художник экспозиции, реставратор и пр. [3]. Таким образом, подготовка музейных кадров включала освоение одной из профильных научных дисциплин в вузе и специ-

ализацию по одному из направлений деятельности музея уже в ходе практической работы.

XXII Генеральная ассамблея ИКОМ (Вена, Австрия, 2007 г.) приняла резолюцию о поддержке профессионального развития за счет повышения стандартов. При- Защита дипломньж нимая во внимание те трудные задачи, которые ^ытовсгпудттв предстоит решить в XXI веке музейным специалистам и волонтерам (например, в вопросах этики, политики, экономических и организационных вопросах), Генеральная ассамблея ИКОМ считала необходимым: усовершенствовать систему обучения и профессиональной переподготовки музейных специалистов и волонтеров, наладить сотрудничество с университетами, работающими при них научно-исследовательскими институтами, а также международными и национальными неправительственными организациями, под руководством которых реализуются учебные программы по музеологии, курсы и программы по изучению наследия [4].

В условиях открытого информационного общества на передний план выходит способность музея не только сохранять ценности, которые находятся в его коллекциях, но и продуцировать инновационные культурные продукты, события и смыслы. Музею необходим имидж открытой, живой структуры, ориентированной в равной степени и на городскую элиту, и на широкую, в том числе международную, аудиторию. Тем самым в социокультурной миссии музея на первый план выходят культурообразующая и социофор-мирующая составляющие.

«школа Большого значения...»

Использование высшей школы в качестве основы для построения перспективных коммуникационных связей МИ А АБС позволяет по-новому транслировать его социальную миссию, сконструировать новый, отвечающий современной социально-культурной ситуации, идеальный образ или концептуальную модель, определить в конечном итоге те целевые ориентиры, которыми музей мог бы руководствоваться в своем развитии.

Для реализации данной цели МИА АБС располагает:

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

студенческая лаб оратория

№1 (01) 2013

СИСТЕМА КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРАКТИК МИЛЛ5С С ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ

широкая общественность

I

просветительская деятельность: лекционная и выставочная работа

проведение культурных акции

отражение в средствах массовой информации вовлеченности в орбиту влияния музея всех представителей высшей школы

элитарная группа

I

ознакомление с деятельностью музея и последующий неформальный интеллектуальный обмен (клубы, творческие объединения)

установление контактов с творческими союзами (Союзом дизайнеров, Союзом художников, Союзом архитекторов, Союзом композиторов, Союзом писателей, Союзом журналистов, Союзом кинематографистов и др.)

профилированная группа

I

проведение на базе института лекционных и семинарских занятий

]

и

предоставление фондов и содержания

деятельности музея как объекта исследовательской работы (курсовых, дипломных, диссертационных работ) по направлениям: искусствоведение, культурология, дизайн, архитектура, документоведение, библиографоведение, музееведение, социология, маркетинговые коммуникации, история и социология культуры и др.

социально-проектная деятельность (дизайн-проектирование, обеспечение сохранности (консервация, реставрация, реконструкция)

У- _

учебно-творческая деятельность (копирование, искусствоведческий анализ, создание медийных продуктов)

выявление и поддержка творчески одаренной молодежи (конкурсы, гранты, стипендии создание презентационного фильма, сюжета, рекламного ролика, репортажа, статьи и др.

с

предоставление возможностей прохождения производственных практик и стажировок

X

организация и проведение научных конференций, аспирантских чтений

т

проведение на базе МИА Л8С торжественных акций (вручение дипломов, стипендий, премий, награждений и т.д.)

] ]

,

• пространством коммуникации (благоустроенной, приспособленной для обслуживания широкого круга и большого числа коммуникантов, оснащенной необходимыми материально-техническими средствами и профессиональным сервисом коммуникационной площадкой);

• коммуникационным узлом (местом доступа к уникальной первичной искусствоведческой, историко-культурной, культурологической и прочей информации);

• средством коммуникации (носителем специфической, основанной на предметном материале, универсальной знаковой системой, легко совместимой с большинством других знаковых систем и трансформируемой в медийные формы);

• особого рода каналом коммуникации (системой экспозиций и выставок, дополняемой другими каналами коммуникации (конференции, лекции, клубные формы работы, каналы электронных коммуникаций).

В качестве основных социальных партнеров МИА АБС выступают КФУ (Институт истории и Институт филологии и искусства), Казанский го судар ств енный архитектурно -стр оительный университет и Казанский государственный университет культуры и искусств.

Взаимодействие МИА АБС с высшей школой предполагает использование различных организационных форм. К их числу относятся лаборатории различного направления, конференции, семинары, проведение учебных занятий на базе МИА АБС. К сотрудничеству привлекаются специалисты МИА АБС, ученые и специалисты вузов.

Учебные занятия, проводимые на базе МИА АБС, ориентированы на воплощение принципов педагогики искусства. Это соответствует тенденциям модернизации российского образования, активизируя мотивационно-потреб-ностную сферу личности; обеспечивая сре-довую организацию учебно-воспитательного процесса и содействуя деятельностному освоению искусства.

Согласно концепции М.С. Кагана, человеческая деятельность образует системное единство пяти ее видов: преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и художественной деятельности [1]. При этом искусство выступает как «образная модель человеческой деятельности», сочетающая и объединяющая в своей структуре остальные виды деятельности.

Создание, чтение и понимание текстов культуры, в частности музейных, экспозиционных текстов, формируется на основе духовного, интеллектуального опыта. Обращение к музейному предмету как тексту культуры предполагает всестороннее и по возможности исчерпывающее его изучение на основе междисциплинарного подхода. Создание условий взаимодействия обучаемых с искусством, которые обеспечиваются совокупностью цикла организованных педагогических ситуаций и воздействий, направленных на формирование эстетического сознания, направлено на новый продуктивный результат: художественное творчество, арт-проекты.

К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, учреждений и творческих союзов.

Федеральный Государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 072500 «Дизайн»

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГТУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

На базе МИА АБС проводятся лекционные и семинарские занятия по дисциплинам, для творческого освоения которых необходимы все перечисленные выше условия и соответствующий предметный контекст: «История искусств», «История изобразительного искусства» и «История мирового изобразительного искусства», «Культура быта Западной Европы», «Профессиональная этика музейных специалистов», «Компьютерная графика и дизайн в ДПИ (мебель)», «Интеграция изоискусства как фактор профессиональной компетентности дизайнера» и «История изоискусства как фактор профессиональной компетентности дизайнера».

Научно-образовательные мероприятия рассчитаны на академические группы, а наиболее подготовленные и мотивированные студенты образуют креативное меньшинство, осуществляющее исследовательские проекты. Подобная работа началась с сентября 2012г., на сегодняшний день в МИА АБС существует одна исследовательская лаборатория, основной костяк которой составляют студенты ИФИ КФу обучающиеся по направлению «Дизайн» (на базе среднего специального образования (художественного). Научная лаборатория ставит перед собой комплексные цели: способствует изучению научно-художественной значимости предметов различных коллекций (результатом таких исследований будут научные статьи, помещаемые в специальных журналах, в том числе «Мире искусств: Вестник МИА АБС» и «Филология и искусство»); материалы этих исследований составят основу научно-квалификационных работ разного уровня (начиная от курсовых работ и заканчивая диссертационными исследованиями). В настоящее время готовится дипломный проект по созданию фирменного стиля МИА АБС студенткой гр. 1609-02 Э.Н. Барышниковой (научный руководитель доцент М.К. Яо). Студенты I курса (на базе СПО) - Орлова А., За-рипова Д., Журавлева В., Моисеева Р., Хоменко И., Нуриева Ч. выполняют курсовые проекты, объектом которых выступают коллекции МИА АБС (научные руководители доценты М.К. Яо, С.Д. Бородина, Ю.Г. Еманова, Р.Ф. Салахов и Р.И. Салахова). Тематика проектов включает дизайн предмета (мебель, часы, посуда и др.), историю и стили дизайна, в том числе интерпретируемые в произведениях изобразительного искусства.

Запланированы выполнение диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук ст. преподавателем ИФИ КФУ И.М. Майоровой «Система экспозиционной деятельности музея частных коллекций: методика дизайн-проектирования» и докторской диссертации М.К. Яо «Музей частных

сотрудничество МИАASG С ВУЗАМи ПО НАПРАВЛЕННЯМ подготовки специалистов

казанский федеральный университет казанский государственный университет культуры и искусств

1 1

/" \ 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия / > 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Г Л 032800 Культурология ^ л Л ' "Л 032800 Культурология

г л 540700 Художественное образование: 540702 Искусствоведение ' ""Ч 031501.65 Искусствоведение ^ -4

Г , л 521800 Искусствоведение (История искусства) л 1 Л 070503.65 Музейное дело и охрана памятников V V

г л 050100.62 Педагогическое образование: Изобразительное искусство л 1 "Л 072600.62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Г Л 072500 Дизайн ^ Л Г ' "Л 072500.62 Дизайн (текстильный)

Г А 040100 Социология (социология культуры) V Г- ' "Ч 230700.62: Прикладная информатика ^ -4

Г Л 050100.68 Педагогическое образование: Дизайн и компьютерная графика г- ' л 070901.65 Кинооператорство ^ -4

г л 540700 Художественное образование: 540701 Музейная педагогика л 1 Л 035000.62 Издательское дело ^ -4

казанский государственный архитектурно-строительный университет

коллекций как социокультурный институт» (примерный срок окончания работ - 2014г.).

Проблемная лаборатория ведущих специалистов КФУ и КазгУКИ разрабатывает теоретические проблемы, исследующие частное коллекционирование и его социальную роль. Опубликованы и приняты к публикации статьи: «Коллекционирование: вопросы аккумуляции, актуализации и идентификации» (в журнале «Филология и искусство» ИФИ КФУ, рецензируемом ВАК (совместно с доцентом кафедры ИЗО и дизайна доцентом Емановой Ю.Г.); «Современные элиты и художественная культура» (журнал «Музей» г. Москва, 2013г, № 2(совместно с доцентом кафедры ИЗО и дизайна доцентом Емановой Ю.г.). Осуществляется сбор материала для коллективных монографий «Частный музей как социокультурный феномен» и «Творческие и коммуникационные музейные практики формирования индивидуальной культуры».

Активизация интеллектуального обмена по вопросам музееведения и художественной культуры осуществляется в формате научных

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

студенческая лаб оратория

№1 (01) 2013

обход реставрируемых памятников совместно со студентами-выпускниками

кгасу

конференций. В настоящем номере в рубрике «Хроника МИА АБС» представлена полная информация о прошедших научных мероприятиях. Кроме того, в декабре 2012г. проведена международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия» с непосредственным участием МИА АБС в лице директора доцента Яо М.К. как руководителя секции, организована экскурсия в музей МИА АБС участников конференции, в стенах МИА АБС прошло торжественное ее закрытие.

В среднесрочных планах института проведение конференции «Объекты историческо-

го наследия как культурный капитал: вопросы актуализации и идентичности» (срок проведения - 2014 г.). Конференция планируется совместно с КФУ и включена в план работы федерального университета. Учитывая актуальность тематики конференции и успехи Республики Татарстан в данном направлении, идет работа по включению данного проекта в число соискателей гранта Министерства культуры РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, современная материальная база МИА АБС и разнообразные направления деятельности делают его привлекательной базой практики будущих музейных специалистов. В 2013г. в институте будут проходить преддипломную практику 2 студентки 481гр. кафедры музееведения и искусствоведения Казанского государственного университета культуры и искусств. МИА АБС ориентирован на поиск лучших студентов, зарекомендовавших себя в учебной, научной или творческой деятельности. так, одна из студенток-практиканток прошла конкурсный отбор для работы в музее Шерлока Холмса (Великобритания), что в будущем позволит активизировать международные связи института.

Амбициозные проекты МИА АБС культу-рообразующего и социоформирующего плана требуют высококвалифицированных специалистов, для подготовки которых институт намерен все активнее проводить политику интеграции с высшей школой. Институт не намерен ограничиваться только учебными заведениями г. Казани, напротив, мы рассчитываем, что активные талантливые искусствоведы, культурологи, социологи, дизайнеры, реставраторы и т.д. России, ближнего и дальнего зарубежья изберут Большое собрание изящных искусств АБС в качестве объекта своих исследований. Уникальность собрания и масштабный инновационный характер деятельности МИА АБС позволяют ему реализовать план художника Луи Давида - стать школой большого значения. Всех заинтересовавшихся собранием и деятельностью МИА АБС просим присылать свои резюме по адресу: info@int-ant.ru; http://int-ant.ru

Экскурсия по выставочным залам миА ASG для студентов

Список использованной литературы:

Каган, М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа/ М.С. Каган.- М.: Политиздат, 1974. - 328 с. Короткова, А.В. Художественный музей как образовательный центр (США, начало ХХ в.) /А.В. Короткова // Вестник РГГУ-2011. - №17(79). - С.305-312.

Музейные термины // Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: сб.науч.тр. /Центр.музей Революции СССР. -М., 1986.- С.36-135.

Резолюции XXII Генеральной ассамблеи ИКОМ (Вена, Австрия, пятница, 24 августа 2007 г.)

Сундиева, А.А. Музейная профессия сегодня/ А.А. Сундиева // Вестник РГГУ. - 2007. - № 10.- С. 33-41.

Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для высш. школы/ Т.Ю. Юренева.-2-е изд.-М.: Академический Проект,2004.-560с.

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.