Кадровые технологии в учреждениях искусства и частных музеях
АННОТАЦИЯ: статья посвящена формированию кадрового состава частного музея. КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: профессия, кадровый состав музея, специальности. ABSTracT: This article is devoted to the formation of the staff of a private museum. KEY wORDS: profession, staff of the museum, specialties.
Константин Зверев, директор департамента информационных и кадровых технологий ПАН
Вопрос кадров в любой профессиональной сфере относится к ключевым, от его решения зависит и развитие дела, и его кризис. Музеи в данном случае не составляют исключения. Времена, когда считалось, что работа в музеях не требует большой квалификации, давно миновали. Да, приходя в музей, посетитель по-прежнему чаще всего не видит никого, кроме экскурсовода и смотрителя. Однако все понимают, что музей сегодня - это сложная структура, в которой работают специалисты, сохраняющие для нас историю, устанавливающие и поддерживающие связи между прошлым и настоящим и, следовательно, дающие нам возможность заглянуть в будущее. Они помогают прикоснуться к культуре и искусству других стран и народов и тем самым лучше познать свою.
В последние десятилетия в России произошло кардинальное изменение культурных ценностей в сторону их массовизации и вестернизации. Все большее распространение получает западный образ мышления, копируются не лучшие культурные образцы, ориентированные на пассивное восприятие, развивается индустрия чисто развлекательного досуга. Это явно прослеживается на телевидении, когда очевидный бег за рейтингом привел к доминированию программ, ориентированных на самые невзыскательные вкусы. Кино, литература, радио в большинстве своем стремятся угодить культурным запросам самого низкого уровня. Люди перестают жить искусством, им навязывается новая идеология, устанавливаются стандарты общества потребления.
Информационными поводами для освещения музейной деятельности в СМИ чаще всего теперь выступают громкие дела о хищении культурных ценностей:
13 мая 1992 г. из экспозиции Художественного музея города Сочи были украдены 14 картин, принадлежащих кисти Айвазовского, Васнецова, Кустодиева, Поленова, Кончаловского.
11 декабря 1994 г. из Российской национальной библиотеки были похищены 92 древние уникальные рукописи и ритуальные предметы.
В феврале 1994 г. из Золотой кладовой Эрмитажа были украдены три римские монеты, датируемые 37 41 гг. н. э., и две медали 177-192 гг. н. э.
31 июля 2006 г. в Эрмитаже в ходе внутренней плановой проверки было обнаружено исчезновение 221 экспоната (Более подробно см. Шр://тш. тп/тск1епЬ$/20081029/154042649.Ыт1).
Безусловно, в российских музеях происходит много позитивных событий, достойных общественной огласки. Музеи по-прежнему сохраняют и изучают культурное наследие страны. Они очень многое сделали, чтобы российское искусство после 1917г. не оказалось на «свалке истории», а было сохранено для будущих поколений. Иногда это было связано с риском для жизни, подлинный масштаб этого явления мы продолжаем узнавать до настоящего времени, как например, открытие спасенной от заштукатуривания иконы Николая Чудотворца на Никольской башне московского кремля в 2010 г. Однако средства массовой информации, заботясь о рейтинге, по преимуществу раздувают скандалы, смакуют «сенсационные» подробности. Все это накладывает плохой отпечаток на общественное сознание и на престиж страны.
У данного явления есть и оборотная сторона. Не только музеи страдают от недобросовестных, а то и преступно настроенных посетителей, но и посетители музеев часто испытывают дискомфорт от излишнего рвения музейных работников по сохранению музейных экспонатов, что выражается в навязчивой опеке, подозрительности, а то и грубости.
На этом фоне особенно приятно видеть такие положительные моменты в попытке изменить ситуацию, как открытие канала «Культура», намерения (хорошо, если бы они были реализованы) руководства страны изменить отношение к работникам данной сферы и увеличить заработную плату по сути фанатикам и энтузиастам своего дела. Позитивным является и признание заслуг музейных работников в виде присуждения им Государственной премии, как это было в 2007 г. с работниками Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».
Международный музей антиквариата АБС одной из своих социальных миссий видит привитие любви к искусству, понимание его ценности. Для сохранения материального культурного наследия институт предпринимает беспрецедентные по своим масштабам и направлениям усилия, воз-
^ЛЯР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
рождая профессии, которые перестали быть востребованы или мало ценились в последнее время.
ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ В МУЗЕЯХ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИй
Искусствовед - учёный, специализирующийся на истории исследования художественных произведений (в МИА в первую очередь - изобразительного искусства).
Искусствоведение (искусствознание) в широком смысле - это комплекс общественных наук, изучающих искусство, т.е. художественную культуру в целом и отдельные виды искусства.
Искусствоведение складывается из трех основных частей: теории, истории искусства и художественной критики.
Профессиональная деятельность искусствоведа включает:
научно-исследовательскую работу по изучению природы и сущности искусства, художественного образа, художественного метода, стиля, творческого процесса и его особенностей, изучение видов, жанров искусства, изучение техники и технологии искусства (например, материала) и их значения в воплощении художественного замысла и др., постоянное уточнение периодизации искусства, изучение эволюции какого-либо жанра, вида искусства или творчества отдельного художника и т.п.; анализ и оценку явлений современной художественной жизни в целом или отдельных направлений, видов, жанров, отдельных художественных произведений.
Кроме того, искусствовед может осуществлять преподавание, вести просветительскую и издательскую деятельность.
Искусствоведы, специализирующиеся на определённой эпохе, художнике или художественном направлении, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п. Нередко именно искусствоведы влияют на предпочтения публики и формируют её вкус, объявляя те или иные направления высокохудожественными и актуальными. История искусств показывает, что для того, чтобы новое направление искусства стало популярным и любимым, публике надо «объяснить» его значение, а еще лучше ввести на него моду у первых лиц.
Международный институт антиквариата имеет в фондах предметы живописи, обширнейшую коллекцию мебели, декоративно-прикладного искусства. Во всех этих направлениях музей готов рассматривать искусствоведов в рамках офи-
циального трудоустройства, внештатного или межмузейного сотрудничества.
В чем принципиальное отличие работы с частной коллекцией от работы в государственных учреждениях? В частном музее нет той бюрократии, которая часто является атрибутом государственных учреждений, в том числе и в виде традиций, сложившихся давно и имеющих чисто ритуальные функции. Как новый социальный институт частный музей переживает этап динамического развития, складывающегося из возможности тесного сотрудничества с профессионалами в соответствующих областях и открытости к новым идеям, которые каждый сотрудник может предлагать к реализации. Наличие в музее реставрационных мастерских позволяет искусствоведам развиваться и как экспертам, имея возможность глубокого изучения каждой детали произведения. Можно получить консультацию от специалистов-реставраторов по технологиям и особенностям реставрации, одновременно обогащая свои познания в атрибуции произведений живописи.
Еще одним бесспорным преимуществом работы в Международном институте антиквариата является то, что Инвестиционная группа компаний АБС взяла на себя обязательство по реставрации объектов культурного наследия. В некоторых из памятников архитектуры будут созданы интерьеры, а во всех зданиях уголки истории времен постройки памятника, что позволяет искусствоведам окунуться в атмосферу не только отдельных элементов материальной культуры того времени, но и подойти к изучению эпохи комплексно.
Особо успешные сотрудники могут влиять на пополнение коллекции, принимая участие в подборе предметов антиквариата к покупке на аукционах, тем самым влияя на политику комплектования музея.
Реставратор предметов антиквариата - специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).
Современная научная (музейная) реставрация в отличие от простого ремонта предполагает не только обратимое воссоздание, но и сохранение предмета. Причем сохранение всех художественных или исторических особенностей предмета (даже утрат, если они имеют историческую ценность), духа времени, в котором он появился и существовал, отпечатки личности его владельца и т.д.
директор МНА к.с.н. М. яо и пресс-секретарь НГК ASG Т. славкина обсуждают коммуникационную политику музея
УЦЛЕ? вестник исждународного института антиквариата
шшр искусств
интуиция и глубокие профессиональные знания необходимы сегодня реставратору
Неотъемлемая часть современной реставрации - консервация (от лат. сошегуайо, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) - это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.), а консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии.
Международный институт антиквариата постоянно расширяет свою деятельность в этом направлении. Коллекции пополняются и становятся все более и более разнообразными. Зачастую состояние предметов, приобретаемых на аукционах, не самое хорошее, не способствует сохранности и их транспортировка через половину территории Европы. Предметы требуют постоянного ухода, заботы и контроля их состояния.
В реставраторы идут эксперты, которым стало тесно в работе с обезличенными предметами, кто устал от однообразия форм и материалов, стремясь к духовному и профессиональному саморазвитию. В реставрационные мастерские Международного института антиквариата требуются люди, умеющие реставрировать корпусную и мягкую мебель, часы, накладывать позолоту, восстанавливать шпалеры, изделия из металла, скульптуру, фарфор, живопись. На данный момент в музее работает более тридцати реставраторов. Специализируясь в разных областях реставрации, сотрудники могут общаться между собой, обмениваться опытом, искать совместные решения.
В нашем музее очень развита культура наставничества. Каждый новый сотрудник, не имеющий опыта в работе с антикварными предметами, на первом этапе становится помощником эксперта, осваивает технологии и в дальнейшем имеет все возможности профессионального роста. Только в частном музее этот процесс развивается стремительно и период от помощника до наставника, при условии личной заинтересованности работника, может быть очень недолгим. В силу того, что реставрация всегда проводится в тесном сотрудничестве с искусствоведами, любой реставратор повышает свой теоретический уровень, разбираясь в особенностях предметов, эпох и материалов,
что, несомненно, благотворно сказывается и на качестве реставрации, и на самом профессиональном статусе реставратора.
также несомненным преимуществом работы в частной коллекции является официальное трудоустройство и сдельная форма оплаты, которая позволяет, в отличие от государственных структур, зарабатывать столько, сколько Вы готовы заработать.
Хранитель фондов музея обеспечивает хранение, документирование и экспонирование фонда, за который он несет все виды административной и материальной ответственности в соответствии с научно-нормативными требованиями.
Музейный фонд обычно содержит в несколько раз больше музейных предметов, чем представляют экспозиции (мировая практика такова, что около 90% фонда хранится в запасниках, и Международный институт антиквариата здесь не исключение). Хранителю необходимо определять ценность экспонатов при их поступлении и включение их в конкретный раздел собрания, он должен руководить комиссиями фондов, принимающими решения о поступлении новых экспонатов и их пополнении, организовывать реставраци-
Квалифицированный хранитель помнит историю каждого предмета
онные работы, обеспечивать систему хранения ценностей и порядок доступа специалистов к экспонатам. Также в число его обязанностей входит составление и проведение экспозиций, экскурсий, выставок, написание статьей и докладов по профилю своей деятельности.
Работа хранителя музея требует широких знаний в разных областях деятельности. Хранитель должен обладать знаниями общих принципов и методов хранения культурных ценностей, истории культуры, профессиональной терминологии и основными умениями в области исследования и описания состояния отдельных объектов и коллекций, определения рисков сохранности предметов, а также планирования необходимого для работы ресурса.
Надо четко себе представлять, что хранитель -это и исследователь, и знаток основ реставраци-
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
онного дела и, в первую очередь, - эксперт. Без хранителя немыслимо существование ни одного музея. Неслучайно, большая часть содержания Кодекса музейной этики, принятого ИКОМ в 1986г., так или иначе касается проблем приобретения и хранения коллекций.
Любой собиратель частной коллекции заинтересован в сохранении и пополнении своей коллекции, поэтому он всегда будет прислушиваться к экспертам в соответствующих областях по улучшению условий хранения. Частное собрание АБС ориентировано на самые высокие стандарты безопасности экспонатов. Собственник коллекций заинтересован в кадрах высшей квалификации и прислушивается к их мнению по условиям хранения, консервации, поддержанию оптимальной температуры и влажности. Если государственные музеи рассчитывают на помощь государства, которая не всегда приходит вовремя, и хранители зачастую вынуждены наблюдать за ухудшением состояния коллекции, не имея действенных инструментов изменения ситуации, то в частных музеях любой собственник заинтересован в максимальном сохранении коллекции и обязательно будет прислушиваться к мнению ответственного за хранение.
Международный институт антиквариата позволяет хранителям так же, как и сотрудникам других профессий, совершенствоваться комплексно, охватывая все сферы реставрации, научного описания и хранения предметов антиквариата. Здесь
делается все возможное, чтобы облегчить работу хранителей, меньше «беспокоить» предметы во время инвентаризаций. Как пример, недавно в музее был внедрен учет предметов на базе ЯРЮ технологий, который позволяет хранителям проводить инвентаризацию быстро, что называется бесконтактным способом (можно вставить фото ТСД с фотографией картины и отметкой о нахождении предмета).
Архитектор-реставратор возвращает памятники архитектуры к жизни, восстанавливает их первоначальный облик. В процессе работы он сотрудничает со многими специалистами: исто-
риками, археологами, искусствоведами, инженерами, реставраторами, строителями. Реставрация требует большой исследовательской работы в архивных и библиотечных фондах, изучаются летописи, свидетельства современников, старинные деловые документы, старые чертежи, зарисовки, фотографии.
На основании проведенных исследований делается проект реставрации, в котором первоначальный облик здания предстает на бумаге во всех проекциях, с детальной проработкой внешнего вида и внутренней планировки. Впоследствии архитектор осуществляет авторский надзор за реставрационными работами, в которых нередко сам принимает участие.
На данный момент Инвестиционная группа компаний АБС взяла на себя обязательство по реставрации 27 памятников архитектуры, в связи с чем, опираясь на опыт и знания сотрудников Международного института антиквариата, при поддержке государственных структур и специализированных учебных заведений, ведет восстановление исторического облика зданий и в целом культурного ландшафта центра города. В настоящее время корпорация приступает к реставрации усадьбы Аигиных в селе Талицы (Пушкинский район, Московская обл.). Архитекторы-реставраторы проводят изыскательские работы, совместно с дизайн-группой, искусствоведами и реставраторами восстанавливают первоначальный облик зданий и сооружений.
только настоящий ценитель искусства и антиквариата способен до конца прочувствовать всю серьезность данной профессии. Организовывая реставрацию предметов антиквариата, Алексей Владимирович Сёмин смог в полной мере оценить необходимость бережного отношения к любому ценному предмету и экстраполировал данное отношение на объекты культурного наследия. Это позволяет архитекторам-реставраторам реали-
Художник-реставратор А.В. Сульдин - всё внимание сохранению авторской манеры
вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств
Обратимость и зовывать именно историческое восстановление, максимальная сохранность соблюдая максимальную осторожность и доказы-
подлинности - принципы
„,™„„„„„„„ вая всю важность того или иного элемента декора
реставрации
фасада или интерьера объекта.
Поскольку опыт, полученный в реставрационных мастерских и на объектах культурного наследия г.Казани, планируется применить и в других городах, то архитекторы-реставраторы смогут в дальнейшем, при изменении политики в отношении к памятникам культуры со стороны государства, реализовать свои амбиции и на памятниках федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге, тем самым внеся свои имена в историю сохранения культурного наследия России.
преимущества
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ НА
БАЗЕ МЕЖдУНАРОдНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
Частные музеи - это небольшие по своей сути структуры, которые развиваются стохастически. Невозможность точного прогнозного расчета, как даже в ближайшей перспективе изменится коллекция, как будет развиваться собирательский ориентир владельца, требует от работников универсализма. То есть работники нашего музея должны быть готовы к тому, что им придется приобретать квалификацию в совершенно разных областях. Будучи экспертом в одной или нескольких областях, наши сотрудники совместно с другими работниками музея, при соответствующей консультационной поддержке, постоянно расширяют границы своих профессиональных умений. Искусствоведы, хранители и реставраторы работают с коллекцией, по составу и структуре сравнимой с собраниями Государственного Эрмитажа и ГМИИ им.Пушкина, при этом не ограничены в своей специализации, паритетно занимаются ис-
следовательской, выставочной, реставрационной деятельностью, приобретают навыки в области журналистики, историко-реконструкционной деятельности, информационных технологий, издательского дела и т.д.
В связи с ростом популярности музея и масштаба его деятельности перед сотрудниками выдвигаются все новые и новые задачи, что позволяет им совершенствовать и оттачивать профессиональное мастерство. Музей открыт для сотрудничества с другими российскими и зарубежными музеями, с 2012г. он является членом Ассоциации музеев России, растет его узнаваемость и признание в музейном сообществе. Специалисты МИА регулярно принимают участие в выставках, научных конференциях и семинарах, читают публичные лекции, защищают диссертационные работы, проводят учебные занятия на базе музея для студентов различных казанских вузов - будущих музейщиков, дизайнеров, педагогов художественного образования и др.
Средний возраст сотрудников музея относительно небольшой, но лидерские позиции в разных областях занимают как совсем молодые сотрудники, так и специалисты с солидным опытом профессиональной деятельности, что создает наилучшие условия для саморазвития каждой личности. Стоит заметить, что музей полностью интегрирован в Инвестиционную группу компаний ЛБС, что позволяет его сотрудникам прибегать к консультационной и практической помощи всех специалистов Инвестиционной группы, таких как дизайнеры, 1Т-специалисты, бухгалтеры, юристы и многие другие. Такая слаженная работа программируется кадровой службой уже на стадиях профессионального отбора и найма, а затем поддерживается на этапе адаптации сотрудника и управления его профессиональным развитием.
В качестве итога хочется отметить, что институт частных коллекций - это один из способов возрождения культуры России. Каждый коллекционер, внося посильный вклад в пополнение культурной сокровищницы страны, дает пример личностного выбора, ориентированного на истинные ценности. Восстанавливая культурное наследие, актуализируя его, собиратель формирует историческое самосознание российского общества, в прошлом которого такие примеры не были редкостью. Тем самым он включает в процесс самоидентификации личности такие качества, как гордость за культуру своих предков, создавших великолепные образцы искусства, которыми до сих пор можно любоваться и восхищаться. Соответственно, и наше поколение обязано сохранить, приумножить и передать потомкам все культурное богатство нашей страны как неделимое наследство.
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств