Научная статья на тему 'О роли музейного источниковедения и вещественных источников в научном познании, или о традициях подготовки музейных специалистов в МГУКИ'

О роли музейного источниковедения и вещественных источников в научном познании, или о традициях подготовки музейных специалистов в МГУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / MUSEOLOGY / МУЗЕЙНОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / MATERIAL OBJECTS / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / MUSEUM OBJECT / МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSEUM EDUCATION / МУЗЕЙНЫЕ КАДРЫ / MUSEUM PERSONNEL / MUSEUM OBJECTS STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмельницкая Ирина Богдановна

Статья посвящена определению роли и места музейного источниковедения как фундаментальной музеологической теории в процессе подготовки музейных кадров, владению навыков составления биографии вещей как ключевому навыку сотрудника музея, традициям подготовки музейных специалистов в Московском государственном университете культуры и искусств, основанным на овладении методиками работы с музейными источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on definition of role and place of museum objects study as a fundamental museology theory in museum personnel education process, mastering the skills of composing a biography of things as a key skill of a museum specialist, traditions of the museum education at Moscow State University of Culture and Arts based on acquiring methods of museum objects research.

Текст научной работы на тему «О роли музейного источниковедения и вещественных источников в научном познании, или о традициях подготовки музейных специалистов в МГУКИ»



ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

го знания, возможностью взаимном оценки и контроля.

При этом преподаватель, опираясь на новые знания, ведет слушателей к самостоятельному поиску. Активность его уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание комфортных условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли трансля-

тора знаний, пропускающего через себя учебную информацию, он выполняет функцию тьютора, консультанта, менеджера познавательной деятельности, направляющего сам процесс познания. А всё это свидетельство того, что интерактивные методы обучения призваны изначально применяться в интенсивном обучении взрослых обучающихся.

Примечания

1. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вербицкий. — Москва, 1999.

2. Змеёв, С. И. Технология обучения взрослых / С.И. Змеёв // Педагогика. — 1998. — № 7.

3. Кан-Калик, В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. — Грозный, 1990.

4. Казакова, А. Г. Высшее профессиональное и послевузовское научное образование (аспирантура, докторантура) / А.Г. Казакова. — Москва : Экон-Информ, 2010.

О РОЛИ МУЗЕЙНОГО ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И ВЕЩЕСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ, ИЛИ О ТРАДИЦИЯХ ПОДГОТОВКИ МУЗЕЙНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В МГУКИ

УДК 069.01:37

И. Б. Хмельницкая

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена определению роли и места музейного источниковедения как фундаментальной музеологической теории в процессе подготовки музейных кадров, владению навыков составления биографии вещей как ключевому навыку сотрудника музея, традициям подготовки музейных специалистов в Московском государственном университете культуры и искусств, основанным на овладении методиками работы с музейными источниками.

Ключевые слова: музеология, музейное источниковедение, вещественные источники, музейный предмет, музейное образование, музейные кадры

The article focuses on definition of role and place of museum objects study as a fundamental museology theory in museum personnel education process, mastering the skills of composing a biography of things as a key skill of a museum specialist, traditions of the museum education at Moscow State University of Culture and Arts based on acquiring methods of museum objects research.

Keywords: museology, museum objects study, museum object, material objects, museum education, museum personnel.

190 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 190-197

^ Образование в сфере культуры

В январе 2010 году английское радио ВВС-4 выпустило в эфир передачу необычного формата. Слушателям предлагалось прослушать изложение всеобщей истории, рассказанное 100 музейными предметами, хранящимися в Британском музее [16]. Музей, коллекции которого с самого начала его основания в 1753 году были «нацелены на универсальность», должен был проиллюстрировать мировую историю, выраженную в осязаемом, но на слух [9, с. 13]. Ведущим цикла стал Нил Макгрегор — директор Британского музея.

Популярность программы была столь велика, что практически сразу по окончании данного цикла в том же 2010 году Британский музей выпускает книгу, представляющую собой запись этих программ, но уже с иллюстрациями предметов [17]. В 2012 году это издание было переведено и на русский язык [9].

В обширном предисловии Нил Макгрегор делится с читателями концепцией данного проекта, миссия которого поначалу казалась ему попросту «невыполнимой» [9, с. 14]. Генеральная идея заключалась в том, чтобы Ф отобрать 100 предметов из музейных кол-

лекций и изложить историю человечества — «всех уровней развития общества, а не только богатых и могущественных» [9, с. 13]. Вещи должны были объяснить, «каким образом люди формировали свой мир, и каким образом он формировал их в течение прошедших двух миллионов лет» [9, с. 15].

Свой рассказ о работе над проектом Н. Макгрегор начинает с постулата, который очевиден: «Назначение музеев заключается в том, чтобы рассказывать об истории при помощи предметов» [9, с. 13]. Однако оказывается, что именно это в музейной работе есть и самое трудное, и самое интересное. Каким образом заставить вещи говорить?

Предметы отбирались таким образом, чтобы они представляли одну эпоху, но различались по географии. Подбирали только те вещи, которые рассказывали бы «об обществах и о мире, для которого они были созданы, а не об отдельных событиях»: как уникальные предметы, так и скромные предметы быта — «от горшка до золотого галеона, от

орудия каменного века до кредитной карты» [9, с. 15].

При этом директор Британского музея формулирует генеральный принцип: «Если вы хотите рассказать историю целого мира, объективную и всеобъемлющую историю, в которой не отдается предпочтение какому-либо одному аспекту, это нельзя будет сделать только лишь с помощью текстов, поскольку человечество на протяжении большего периода существования письменности не имело [...] В идеале история должна исследовать и тексты, и предметы» [9, с. 16].

И Нил Макгрегор совместно с коллегами делает это возможным!

Историю пишут победители. История же, рассказанная с помощью предметов, как подчеркивает директор Британского музея, «возвращает древним народам способность говорить, не владея письмом. Когда мы рассматриваем контакт между грамотным и неграмотным обществами, все наши свидетельства из первых рук представляют собой только половину диалога. Чтобы отыскать другую половину, нам нужно изучать еще и предметы» [9, с. 17]. (Так, на наш взгляд, русское крестьянство как феномен остается недооцененным — «немым».)

Решение этой задачи — и есть самое трудное в музейной профессии. Так как «это гораздо легче сказать, чем сделать» [9, с. 17]. Историки давно пишут историю. Однако только письменные источники имеют разработанную методику работы с ними. Трудно не согласиться с Н. Макгрегором: «Мы давно научились критически оценивать их правдивость, откровенность, объективность» [9, с. 17]. Безусловно, это — следствие позитивистского подхода к научному знанию. Наука должна быть построена на документе, а для фундаментальной истории — это письменный текст.

Однако для того, чтобы «прочитать» предмет, необходимо использовать еще и воображение. «В отношении многих культур, если мы хотим что-то о них узнать, — говорит директор Британского музея, — это единственный способ продвижения вперед в процессе

$

191

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

их изучения» [9, с. 17]; «...акты интуитивной интерпретации играют чрезвычайно важную роль в реконструкции истории при помощи вещей» [9, с. 18]. И это как раз тот случай, когда воображение опирается на знание.

«Одна из главных задач музейной науки, и прежде всего науки музейного хранения, — рассуждает Н. Макгрегор, — состоит в том, чтобы постоянно подвергать экспонаты новым исследованиям при помощи современных технологий». Эта практика дает неожиданные результаты и выявляет неожиданные назначения вещей. Это меняет биографию предметов и позволяет услышать диалог лучше [9, с. 23—24].

Успех проекта Британского музея в представлении биографии человечества в биографии вещей — результат совокупного опыта кураторов, хранителей и ученых Британского музея, подкрепляющих свои позиции данными исследований ведущих ученых всего мира, мнениями судей, гончаров, религиозных деятелей, скульпторов и музыкантов, представителей сообществ, где предметы были созданы [9, с. 26]. И книга не случайно посвящена всем сотрудникам Британского музея.

Думается, идеальный музей — это, как в случае с Британским музеем, не просто коллекция экспонатов, а место, где «обсуждаются вопросы значения и идентичности в глобальном масштабе» [9, с. 27].

Именно такая задача, на наш взгляд, должна стоять перед музейным профессиональным образованием: подготовка профессионалов, готовых к подобным вызовам и решению подобных профессиональных задач.

Московский государственный университет культуры и искусств является одним из первых университетов, начавшим реализовывать профессиональную подготовку музейных кадров в России. Первый учебный план по специальности «Музейное дело и охрана памятников» разрабатывали в 1986 году одновременно три высших учебных заведения Москвы и Санкт-Петербурга — МГУКИ, нынешние Российский государственный гуманитарный университет и Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Первый набор студентов все они осуществили практически одновременно. Речь идет в данном случае о регулярной подготовке в современной высшей школе. Хотя известно, что первые попытки ввести музейное образование предпринимались в СССР в 1932—33-х годах. В этом для России были характерны те же тенденции и даже, нередко, пути развития музейного образования, что и для Европы и Америки [3, с. 13; 8, с. 45—64].

Московский государственный университет культуры и искусств первый набор осуществил в 1989 году. Первый выпуск, соответственно, в 1994 году.

В 1991 году в МГУКИ под руководством одного из авторов образовательного стандарта по музейной специальности доктора исторических наук, профессора Леонида Васильевича Беловинского была открыта самостоятельная кафедра музееведения.

Подготовка музейных кадров ведется в МГУКИ непрерывно. На сегодняшний день осуществлено 19 выпусков, подготовлено более 200 специалистов. До сих пор подготовка подобных специалистов носит в своем роде уникальный характер. В Москве только два высших учебных заведения готовят профессиональные музейные кадры — Московский государственный университет культуры и искусств и Российский государственный гуманитарный университет.

Сложившаяся ситуация обусловлена следующими обстоятельствами:

• сложностью обеспечения ведения профессиональных дисциплин педагогами, сочетающими в своей квалификации прикладные навыки музейной работы и глубокое знание теоретической музеологии;

• малоизвестностью специфики музейной деятельности на обывательском уровне и невысоким уровнем заработной платы музейных работников, а потому непривлекательностью музейной профессии среди выбираемых абитуриентами и низкой мотивацией для выбора данной профессии;

• неразработанностью проблематики музейной работы как формы профессиональной деятельности в курсах классических универ-

$

199

^ Образование в сфере культуры

ситетов, ведущих подготовку, прежде всего, историков и искусствоведов;

• нередким неприятием музеологической теории и музейного источниковедения как самостоятельных научных областей не только классическими гуманитарными специальностями, но и музейными профессионалами;

• отсутствием целевого заказа от профессиональных организаций на подготовку профессиональных музейных кадров — музеологов (зачастую по причине элементарного незнания о существовании музеологической теории и музеологического образования).

Все это в совокупности заставляет образовательные учреждения, осуществляющие подготовку музейных кадров, быстро реагировать на профессиональные проблемы и запросы, динамично развиваться, тем самым доказывая свою необходимость и неотвратимость. Новые требования, предъявляемые на международном (ЮНЕСКО) и национальном уровне к музеям и результатам их работы, порождают потребность в специально подготовленных кадрах, которые не надо дополнительно обучать Ф сразу по окончании университета.

В настоящее время (с 2011 года) подготовка музейных специалистов в МГУКИ осуществляется по программам бакалавриата по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» с профилем «Выставочная деятельность». В 2012 году была открыта подготовка студентов по программам магистратуры того же направления подготовки по программе «Теория и практика музейного проектирования».

Обучение ведется по комплексам гуманитарных, социальных, экономических, математических, естественнонаучных дисциплин и профессиональных дисциплин. Половина времени отводится блоку профессиональных дисциплин (120 ЗЕТ из 240 ЗЕТ). Если учесть, что еще 14 ЗЕТ отводится на практику, то удельный вес курсов и форм занятий, нацеленных на освоение профессиональных навыков, будет преобладать. Это характерно для образовательных программ по подготовке музейных кадров. Выбор содержания данной об-

разовательной траектории определяется каждым университетом индивидуально с учетом сложившихся научных школ и практики.

При разработке учебных планов подготовки музейных кадров заведующие кафедрой музееведения Л.В. Беловинский в 1990-е годы и Н.Г. Самарина в 2000-е годы, а сегодня — И.Б. Хмельницкая, заведующая отделением музееведения, неуклонно исходили из того, что музейный источник (предмет наследия и музейный предмет) одновременно и язык, и текст культуры. Это — способ выражения и отражения ушедшей реальности, «посредник между действительностью и познающим субъектом» [12, с. 66; 13, с. 29—39]. Результат работы коллектива сотрудников музея выражается в формулировании смыслов, реализуемых в музейных продуктах и услугах (от научно-фондовой до культурно-образовательной деятельности, от редакционно-издательской работы до сервисных услуг). Это есть выражение результата постижения источника (или музейного собрания как совокупности музейных источников). От наличия у музейных сотрудников навыков прочтения текста источника и интерпретации его смыслов, семантической нагрузки зависят не только качество реализуемых музеем основных форм деятельности, но музейный брендинг и исполнение музеем своей миссии. (Иллюстрацией управления музеем с точки зрения теории брендин-га могут служить проекты, реализуемые в Музее Виктории и Альберта (Великобритания) под руководством Дамиена Уитмора фаш1еп Whitmore), директора по связям с общественностью и разработке программ.)

Дисциплины профессионального цикла по определению должны быть связаны с областью профессиональной деятельности выпускника. Сегодня в прикладной и теоретической музеологии на повестке дня стоят вопросы об определении содержания и форм музейного продукта и информационных ресурсов музея, обеспечения доступа к культурному наследию музейными средствами, вопросы научной реконструкции наследия с помощью средств 3D-моделирования, проблемы элек-

$

193

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

тронного учета и автоматизированных систем каталогизации наследия, совмещенных с бумажным учетным документооборотом музея, решение общенациональной задачи по созданию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, развитие и внедрение форм и средств музейной коммуникации и пр.

Для подготовки музейных кадров в нашем университете всегда был характерен практико-ориентированный подход. Это — принцип, строго соблюдаемый всеми поколениями руководителей специальности. По нашему мнению, выпускник должен уметь работать с музейным источником, предметом: уметь устанавливать происхождение и текст источника, читать текст источника, интерпретировать его, анализировать и синтезировать полученную информацию для разработки конкретных музейных проектов, программ, продуктов — музейных смыслов, если хотите. Музейный предмет и фонды — корень музея, который питает все другие формы работы. И выставка или культурно-образовательная программа есть публикация результатов исследования предмета, отражение знаний о фондах, об источниках, хранимых музеем. По нашему мнению, это и есть специфика профессиональных компетенций выпускников — музеологов.

По этой причине значительную долю в курсах обучения занимают комплексы дисциплин, связанные с изучением материальной культуры, методами изучения и атрибуции разнообразных типов и видов предметов (источников) (такие как история материальной культуры, археология, палеография, нумизматика, сфрагистика, фалеристика, бонистика, хронология, метрология, ювелирное искусство и художественный металл). Отдельное место отводится курсам по источниковедению, изобразительным источникам, комплектованию, учету и хранению музейных фондов — формам музейной работы, которые в музейном источниковедении понимаются как выявление источников, установление происхождения и текста источника [1, с. 47—48].

Важное и значительное место занимают

курсы по проектированию музейной деятельности, в том числе и самостоятельные дисциплины по проектированию экспозиции и организации выставочной деятельности, связанные с изучением музейной аудитории и работы с ней (музейный менеджмент и маркетинг, социология музейно-выставочной деятельности, теория музейной коммуникации, музейная педагогика и экскурсионная работа).

Музеология — междисциплинарная научная дисциплина и область знания, опирающаяся на методы различных гуманитарных наук — культурологии, социологии, педагогики, психологии, искусствоведения и др.

Длительное время ведутся многочисленные дискуссии о предмете и научности музееведения и музеологии, соотношении этих категорий, их критике и выработке теории «новой музеологии», в практике каждого учебного заведений выбирается какой-то один подход в определении музеологии [7, с. 54—58; 2, с. 6—27; 14, с. 99—105].

Так или иначе, музеология размышляет о культурных формах в ретроспективном аспекте. Эта научная область актуализирует знание о текстах культуры, о социальной информации и непосредственно социальную память посредством музейных предметов, которые уже утратили свое функциональное назначение и рассматриваются как памятники и предметы наследия, как продукты культуры и ее отражение. Потому методы и методика исторических исследований, базирующиеся на историческом источниковедении, выдвигаются в музеологии на первый план.

Знание о том, как выявить информацию и прочитать предмет как источник, — основа метода работы с наследием. Тем не менее, существует несоответствие между объемом накопленных знаний в исторической науке по методике источниковедческих исследований так называемых нетрадиционных источников (вещественных, изобразительных и фонических и пр.) и потребностью музейных практиков в этом научном опыте, для которых данные виды источников являются традиционными. По мнению профессора Н.Г. Самариной, сегодня «так или иначе, изучаются все типы

$

194

ф

ГИЛ

^ Образование в сфере культуры

источников, но формирование источниковой базы гуманитарных исследований страдает фрагментарностью, разрозненностью и разобщенностью усилий специалистов в разных областях гуманитарного знания [...] Поэтому прошлое и настоящее человеческого общества изучаются неравномерно, фрагментами, часто под влиянием не научной, а политической конъюнктуры» [12, с. 70]. Показателен призыв специалиста в области перемещения культурных ценностей А.И. Вилкова учитывать в стандартах в области музейного образования потребность в специалистах, «владеющих опытом международно-правового сотрудничества в области сохранения культурного наследия, способных активно формировать объективный исторический и современный образ России — специалистов, способных понимать, что культурные ценности являются одним из основных элементов цивилизации и культуры народов и что они приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение, история и окружающая среда» [4, с. 126—132].

Ф Присутствующее в некоторых классиче-

ских учебных изданиях по источниковедению пренебрежение к так называемым нетрадиционным источникам вызывает иногда недоумение. В учебнике, обобщающем опыт научно-педагогической школы Московского историко-архивного института, утверждается, что «последовательность возникновения основных типов источников: вещественные — изобразительные — письменные — вполне соответствует последовательности трех стадий в развитии человечества: дикость — варварство — цивилизация» [6, с. 14].

Развитие фундаментальной исторической науки происходило таким образом, что традиционными источниками знания о реконструкции прошлого для нее стали письменные источники. Все остальные виды источников получили лишь свое обозначение как имеющие место быть, но методика работы с ним в рамках традиционного источниковедения не разрабатывается вплоть до сегодняшнего дня (за редким исключением) [11, с. 168—186]. При этом источниковеды указывают на возмож-

ность разработки единой методологии источниковедческого анализа и синтеза [6].

Изучение вещественных, изобразительных, знаковых, фонических и поведенческих источников вытеснено в область профессиональной деятельности прикладной области культуры. На наш взгляд, данная позиция обедняет содержание и проблематику непосредственно исторических исследований, негативно влияет на введение источников в научный оборот.

Мы наблюдаем, что музейное источниковедение зачастую относят к прикладной му-зеологии, а иногда и вовсе не признают [1, с. 43—52; 5, с. 15—16, 27—28].

Н.Г. Самарина подчеркивает, что «потенциальные информационные возможности вещественных источников значительно шире вида материала, и только источниковедческий анализ позволяет выявить эту "закодированную информацию"». Здесь подразумевается опыт работы музея с вещественными источниками в соответствии с видом материала, из которого они сделаны. «Музейная практика выработала определенные приемы обработки вещественных источников, но перед музееведами стоит задача обобщения накопленного практикой опыта и разработки соответствующих методик, которые значительно сократят длительный процесс изучения музейных предметов. Выработка таких методик крайне необходима, потому что вещи (артефакты) как источники информации коренным образом отличаются от других источников. В сфере мышления оперировать непосредственно вещами невозможно, так как закодированная в них информация сначала должна быть переведена с "языка вещей" на естественный язык, то есть вещь необходимо описать, пользуясь понятиями и суждениями, выраженными в словах и специальных терминах» [10, с. 29].

Выражая убежденность, что традиционное источниковедение и музейное источниковедение есть ключевые дисциплины, на которых базируется подготовка музейных кадров, мы считаем, что именно музейное источниковедение играет важнейшую роль в формировании научного языка музеологии,

$

195

ф

ГИЛ

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

является не частью, а ее фундаментальной теорией, помогает формировать музеологию как научную область знания. Это — основа подготовки музейных кадров, инструмент, с помощью которого они могут осуществлять «перевод информации с языка предметов на вербальный общенаучный язык» [10, с. 29]. Когда мы будем осознавать свою ответственность перед музейным источником, выстраивая с ним «разговор», поводов для появления критической музеологии, сомнений в значимости развития теоретической музеологии не будет [7; 15, с. 31—41; 8, с. 45—64].

Хочется верить, что такой подход помогает формировать у будущих специалистов навыки работы с предметом, чтобы они смогли так же, как и Нил Макгрегор, заявить о результа-

тах своей деятельности: «. эта книга помогла нам понять, что "человеческая семья" — не просто метафора, [...] что все люди испытывают одни и те же потребности, заботы, страхи и надежды. Наши предметы свидетельствуют о том, что с той поры, когда наши предки вышли за пределы Восточной Африки, чтобы заселить мир, изменились мы очень мало. Мы продолжаем изготавливать предметы из камня, бумаги, золота, перьев или кремния, и они отражают наш мир и будут представлять нас грядущим поколениям» [9, с. 746].

Это ли не лучший ответ на вопрос, зачем нужны музейные профессионалы, вещественные источники и знание о том, как постигать биографию вещей, и для чего это необходимо Человеку?!

Примечания

1. Агапова, М. Ю. Проблемы музейного источниковедения в работах Н.Г. Самариной / М.Ю. Агапова // Научно-исследовательская работа в музее : [материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Н.Г. Самариной]. — Москва, 2013.

2. Беззубова, О. В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры / О.В. Беззубова // Триумф музея? — Санкт-Петербург, 2005.

3. Беловинский, Л. В. Воспоминания о Самариной Наталье Гурьевне (1958—2011) / Л.В. Беловинский // Научно-исследовательская работа в музее : [материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Н.Г. Самариной]. — Москва, 2013.

4. Вилков, А. И. Международный оборот культурных ценностей и актуальные проблемы музейной практики / А.И. Вилков // Вопросы музеологии. — 2011. — № 1(3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Воспоминания о Самариной Наталье Гурьевне (1958—2011). Выступления коллег и участников конференции // Научно-исследовательская работа в музее : [материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Н.Г. Самариной]. — Москва, 2013.

6. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учебное пособие / И.Н. Данилевский и др. — Москва : РГГУ, 2000.

7. Ключевые понятия музеологии. — Москва : ИКОМ России, 2012.

8. Лоренте, П. X. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии / П.Х. Лоренте // Вопросы музеологии. — 2011. — № 2(4).

9. Макгрегор, Н. История мира в 100 предметах / Нил Макгрегор. — Москва : Эксмо, 2012. — 800 с.

10. Самарина, Н. Г. Источниковедческие проблемы научно-фондовой работы / Н.Г. Самарина // Научно-исследовательская работа в музее : [доклады на IX международной научно-практической конференции МГУКИ]. — Москва, 2007.

11. Самарина, Н. Г. Проблема классификации источников в научно-фондовой работе / Н.Г. Самарина // Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры : [труды Государственного Исторического музея. Вып. 177]. — Москва, 2008.

12. Самарина, Н. Г. Музейное источниковедение / Н.Г. Самарина // Основы музееведения : учебное пособие / отв.ред. Э.А. Шулепова. — Изд. 2-е, испр. — Москва, 2010.

13. Самарина, Н. Г. Список публикаций / Н.Г. Самарина // Научно-исследовательская работа в музее : [материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Н.Г. Самариной]. — Москва, 2013.

14. Сидорова, И. Б. Общая музеология как учебная дисциплина: дискуссионные вопросы / И.Б. Сидорова // Вопросы музеологии. — 2010. — №1.

15. Харрис, Д. «Наша печаль, наше хрупкое мужество»: музеефикация и новая музеология / Д. Харрис

$

199

^ Образование в сфере культуры

// Вопросы музеологии. — 2011. — № 1(3).

16. BBC Radio 4. A History of the World in 100 Objects. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bbc. co.uk/programmes/b00pgxn3/episodes/player (дата обращения: 28.02.2013)

17. MacGregor, Neil. A History of the World in 100 Objects / Neil MacGregor. — London: Allen Lane; Penguin Group. 2010. — 707p.

Ос

СОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378

Н. С. Спинжар

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрены актуальные проблемы профессионального образования в контексте ценностных представлений студентов. Значительное место в статье занимает обоснование необходимости изучения ценностных представлений студентов в новых условиях подготовки специалистов — педагогов-психологов.

Ключевые слова: студенты, профессиональное образование, ценностные представления, ценностные отношения, ценностные ориентации.

he article describes the current problems of vocational education in the context of the value orientations of students. A significant part of the article is the rationale for the study of value orientations of students in the new training — educational psychologists.

Keywords: students, professional education, values, views, values, attitudes, values.

Профессиональное образование находится на перепутье глобальных перемен, которые ориентированы на высококвалифицированного специалиста, владеющего системой необходимых компетенций, генерирующего инновационные проекты, творческие идеи и т.д. Происходящие социокультурные перемены настолько противоречивы, что человеку без соответствующего опыта сложно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, ориентироваться в сложившейся системе ценностей [2]. Современное общество, где превалируют идеи накопления, роскоши и богатства, ориентирует личность на ценности прагматического характера.

Современная парадигма профессионального образования — это совокупность теорети-

ческих и методологических предпосылок, которая воплощает ценностные представления человека о его деятельности, будь то учеба, работа или другие ее виды. В педагогике «парадигма» понимается как устойчивая, ставшая привычной за последние десятилетия позиция в решении образовательных задач, связывается с активностью личности, с реализацией ею своих ценностных представлений в профессиональной подготовке. Очевидно, что образовательная парадигма в современном обществе базируется на значимых ценностях, поскольку они определяют направление педагогического процесса — интересы общества, государства или личности (индивидуально-личностное развитие по Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич) [1, с. 217].

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 197-200

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.