Научная статья на тему 'Музейная педагогика и музейное образование в КГПУ им. В. П. Астафьева'

Музейная педагогика и музейное образование в КГПУ им. В. П. Астафьева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА / MUSEOLOGY / CULTURAL HERITAGE / MUSEUM PEDAGOGY / MUSEUM EDUCATION / KRASNOYARSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.P. ASTAFYEV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майзик Елена Игоревна

Значение музейного образования сложно переоценить, это подтверждает востребованность музейных кадров в России, особенно, в Красноярском крае, где много музеев и учреждений музейного типа, проводится большое количество фестивалей и спортивных мероприятий, обеспечивающих рост туризма. Особую ценность приобретает музейный педагог универсальная профессия для музея, требующая всестороннего охвата проблем музеологии. В статье рассмотрены вопросы музейной педагогики в контексте музейного образования на примере Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, где подготовкой музеологов на протяжении нескольких лет занималась реорганизованная кафедра музеологии и культурного наследия. Данное направление вуза остается уникальным для региона. Целью исследования является представление опыта музейного образования университета в формировании профессиональных компетенций студентов. Методология представлена анализом научно-исследовательских работ с опорой на полученную практику стажировок и преподавание музейной педагогики студентам вуза. В исследовании впервые представлена история музейного образования и накопленный опыт кафедры музеологии и культурного наследия. В результате реорганизации кафедры, подготовка кадров для музеев и музейное образование в университете вскоре будет утрачено. Музейная педагогика продолжит развитие лишь в рамках вузовских музеев, выступающих средством обучения, воспитания и адаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum Pedagogy and Museum Education at the KSPU Named after V.P. Astafyev

The museum teacher is a universal profession for the museum demanding a comprehensive coverage of the problems of museology. In the article, the questions of museum pedagogy and museum education are considered on the example of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. The Department of Museology and Cultural Heritage was engaged in the training of museologists for several years but was recently reorganized. This direction of the university remains unique for the region. This research paper is aimed to present the experience of museum education in the formation of professional competencies of students. The following methods have been applied in the research: analysis of research works based on the experience of teaching museum pedagogy of students; historical genetic analysis to have a full view of activity of the department. The science publications have been analyzed to provide the reliability of the conclusions. In the study, the history of museum education and experience of Department of Museology and Cultural Heritage are presented for the first time. The author emphasizes the fact that to date there have not been done an exhaustive study. It is not involved in any archival or epistolary sources but on the basis of available publications identified the major trends of development of museological education in the Krasnoyarsk region. As a result of reorganization of the department, training the personnel for museums and museum education at the university will soon be lost. In summary, the author concludes that the museum pedagogy will continue to develop within the framework of university museums, becoming an indispensable tool for teaching, educating and adapting the students.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика и музейное образование в КГПУ им. В. П. Астафьева»

10. 50 let muzeyu istorii Gorkovskogo avtozavoda [50 years of the Museum of the history of the Gorky automobile

plant]. Gorkovskiy avtomobil'nyy zavod [Gorky Automobile Plant]. (In Russ.). Available at: http://www.gazservis.

vrn.ru/news/view/174 (accessed 16.09.2017).

УДК 069:377

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КГПУ ИМ. В. П. АСТАФЬЕВА1

Майзик Елена Игоревна, аспирант, кафедра отечественной истории, исторический факультет, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (г. Красноярск, РФ). E-mail: [email protected]

Значение музейного образования сложно переоценить, это подтверждает востребованность музейных кадров в России, особенно, в Красноярском крае, где много музеев и учреждений музейного типа, проводится большое количество фестивалей и спортивных мероприятий, обеспечивающих рост туризма. Особую ценность приобретает музейный педагог - универсальная профессия для музея, требующая всестороннего охвата проблем музеологии. В статье рассмотрены вопросы музейной педагогики в контексте музейного образования на примере Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, где подготовкой музеологов на протяжении нескольких лет занималась реорганизованная кафедра музеологии и культурного наследия. Данное направление вуза остается уникальным для региона. Целью исследования является представление опыта музейного образования университета в формировании профессиональных компетенций студентов. Методология представлена анализом научно-исследовательских работ с опорой на полученную практику стажировок и преподавание музейной педагогики студентам вуза. В исследовании впервые представлена история музейного образования и накопленный опыт кафедры музеологии и культурного наследия. В результате реорганизации кафедры, подготовка кадров для музеев и музейное образование в университете вскоре будет утрачено. Музейная педагогика продолжит развитие лишь в рамках вузовских музеев, выступающих средством обучения, воспитания и адаптации студентов.

Ключевые слова: музеология, культурное наследие, музейная педагогика, музейное образование, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.

MUSEUM PEDAGOGY AND MUSEUM EDUCATION AT THE KSPU NAMED AFTER V.P. ASTAFYEV2

Mayzik Elena Igorevna, Postgraduate, Department of Nation History, Faculty of History, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after VP. Astafyev (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: mayzikei@ mail.ru

The museum pedagogy today can't be overestimated. Its importance is confirmed by the demand for museum staff in Russia. The museum teacher is a universal profession for the museum demanding a

1 Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках прохождения стажировки: «Петербургская школа музейной педагогики» (№ 18/17 от 14.07.2017).

2 The study was carried out with the support by Krasnoyarsk State Autonomous Institution "Krasnoyarsk Regional Foundation of Research and Technical Activities" within the framework of the internship: "St. Petersburg School of Museum Pedagogy" (No. 18/17 of July 14, 2017).

comprehensive coverage of the problems of museology. In the article, the questions of museum pedagogy and museum education are considered on the example of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. The Department of Museology and Cultural Heritage was engaged in the training of museologists for several years but was recently reorganized. This direction of the university remains unique for the region. This research paper is aimed to present the experience of museum education in the formation of professional competencies of students. The following methods have been applied in the research: analysis of research works based on the experience of teaching museum pedagogy of students; historical genetic analysis to have a full view of activity of the department. The science publications have been analyzed to provide the reliability of the conclusions. In the study, the history of museum education and experience of Department of Museology and Cultural Heritage are presented for the first time. The author emphasizes the fact that to date there have not been done an exhaustive study. It is not involved in any archival or epistolary sources but on the basis of available publications identified the major trends of development of museological education in the Krasnoyarsk region. As a result of reorganization of the department, training the personnel for museums and museum education at the university will soon be lost. In summary, the author concludes that the museum pedagogy will continue to develop within the framework of university museums, becoming an indispensable tool for teaching, educating and adapting the students.

Keywords: museology, cultural heritage, museum pedagogy, museum education, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev.

В соответствии с реформированием системы образования, созданием условий для всестороннего развития творческой личности, всё большим включением в образовательный процесс музеев и учреждений музейного типа, востребованным сотрудником в сфере культуры и образования является музеевед и музейный педагог. Опыт взаимодействия музея и системы образования показал необходимость профессиональной подготовки студентов. Целью исследования является представление опыта музейного образования, накопленного кафедрой музеологии и культурного наследия для формирования профессиональных компетенций студентов КГПУ им. В. П. Астафьева.

Методологию исследования составляют анализ научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, историко-генетический метод, представляющий развитие музейного образования в университете, обобщение полученного опыта на основании стажировки «Петербургская школа музейной педагогики», практика обучения музейной педагогики студентов исторического факультета.

Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ, представляющих актуальные вопросы, технологии и проблемы музейного образования высшей школы в крупнейших вузах

России [1; 4; 5; 6; 7], а также успешный опыт сибирских ученых в подготовке музейных кадров в Омской, Томской и Кемеровской областях и Алтайском крае [3; 4; 6; 9].

Подготовка музейных кадров в России ведется более ста лет, активная деятельность в этом направлении относится к 1990-2000-м годам, когда было открыто около 30 кафедр по всей стране, готовящих специалистов области музееведения. В последние годы открылось несколько магистерских программ по данному направлению, некоторые из которых, как и история музейного образования высшей школы на примере Алтайского государственного университета были освещены А. А. Тишкиным и Т. Г. Гребенниковой [9, с. 121-122], опыт Кемеровского государственного университета культуры и искусств представлен А. М. Кулемзиным и Д. Д. Родионовой [3].

С 2013 года кафедра музееведения КГПУ им. В. П. Астафьева начала набор на бакалавриат в соответствии с образовательными стандартами. Однако вопрос о введении специальности в вузе поднимался задолго до открытия кафедры. На заседании ученого совета 26 июня 2006 года директор Красноярского краевого краеведческого музея В. М. Ярошевская выступила с докладом «Об открытии кафедры музееведения», тем самым обозначив необходимость специальности

для кадрового обеспечения региона с точки зрения руководства музея. В том же году было принято решение о введении данного направления подготовки.

На историческом факультете профессиональная подготовка специалистов-музееведов в системе высшего профессионального образования началась с 2007 года. Возникло направление «Музееведение и охрана памятников» на кафедре отечественная история. Еще ранее на историческом и географическом факультетах были включены в программы преподавания «Охрана памятников», «Музеология» и «Экскурсоведение» как университетские дисциплины.

Приказом № 254 (п) от 26 июня 2015 года кафедра музееведения была переименована в кафедру музеологии и культурного наследия. Дисциплинами профильной подготовки стали: музеи мира, уникальные историко-культурные территории Красноярского края, основные направления музейной деятельности, культурно-историческое центры Сибири, музейный дизайн, история музейного дела, консервация, реставрация и использование объектов природного и культурного наследия, архивоведение и музейное источниковедение, информационные технологии в музейной и туристической деятельности, история музеев Сибири, охрана природного и культурного наследия в России и за рубежом, методика проведения экскурсии, музейная педагогика, история туризма. Также реализуется учебно-исследовательская и производственная практики в архивах и музеях, где формируются умения и навыки практической работы с музейными предметами в фондах и на выставках, с разными категориями музейных посетителей в музейной экспозиции. С целью повышения качества подготовки выпускников, чтения специальных курсов и проведения культурно-образовательных программ кафедра привлекала специалистов из разных музеев. К тому же список профильных предметов увеличивался из года в год. Современное образование ориентирует студентов на приобретение ключевых знаний в таких основополагающих для музейного дела областях, как хранение и консервация, комплектование и учет фондов, выставочная и культурно-просветительская деятельность, менеджмент, этика, маркетинг, фан-

драйзинг [1, с. 78], а также вопросы музейной педагогики, приобретающие все большую значимость в современном обществе.

Дисциплина «Музейная педагогика» охватывает аспекты истории музейной педагогики, культурно-образовательной деятельности музея, методы и формы работы с аудиторией, методику работы с посетителями с ограниченными возможностями здоровья, музейную рекреацию, интерактивные проекты музея. Выделившиеся из данного направления курсы посвящены организации школьного музея, музейно-образовательным программам и методике проведения экскурсии. Они читаются не только будущим музейщикам, но и студентам исторического профиля. Учителя истории часто реализуют принципы музейной педагогики в деятельности школьных музеев, которые, как отмечает А. С. Тельманова, оцениваются педагогами «как эффективная форма организации работы с детским коллективом и оптимизации системы комплексного воспитания подрастающего поколения в условиях образовательного учреждения» [8, с. 96]. В данном случае, во главе ставится музейная функция образования и воспитания, пользующаяся все большей популярностью в школьном образовании.

Выпускники кафедры музеологии и культурного наследия востребованы в музейной, туристической, управленческой сфере города и районов Красноярского края, они работают в музеях, учебных заведениях, туристических фирмах, министерстве культуры края, районных администрациях, учреждениях музейного типа. При этом, во многих музеях требуется не просто специалист в области той или иной научной дисциплины, а квалифицированный музеевед как профессионал, знающий и умеющий выполнять специфическую деятельность в музее, связанную с различными музейными направлениями и профилями [4, с. 161]. В 2016 году произошел первый набор в магистратуру, состоявший не только из выпускников исторического факультета, но и других подразделений университета и вузов города.

До недавнего времени кафедра осуществляла подготовку бакалавров и магистров по направлению 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (профили: «Культурный туризм и экскурсионная деятель-

ность»; «Выставочная деятельность») и 44.03.05 «Педагогическое образование: история и мировая художественная культура» с целью подготовки студентов к работе в различных сферах образования, социокультурного пространства и туристической сфере.

Музейная работа - это во многом практика. Для того чтобы стать профессионалом, необходимо «не просто быть подкованным в теории и истории искусства, но и иметь опыт работы с реальными вещами, предметами, произведениями искусства» [5, с. 114]. Высокому качеству образования служит взаимосвязь теоретической подготовки с практикой. Средством формирования профессиональных компетенций студентов-музееведов можно считать несколько направлений деятельности кафедры.

1. Археологическая и музейно-экскурсионная практики с участием студентов кафедры были реализованы на археологической стоянке Афонтова гора в Красноярске, на территории края: Усть-Кова, Шалаболинская писаница, остров Каменный на Ангаре. С 2013 года кафедра осуществляет музейно-экскурсионные практики, направленные на изучение, мониторинг и сохранение объектов историко-культурного наследия в Республике Хакасия и на юге Красноярского края [2].

2. Опыт сотрудничества с музеями региона в музейно-выставочной и экспозиционной деятельности осуществлялся в Красноярском краевом краеведческом музее, Литературном музее им. В. П. Астафьева, Государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Музее археологии им. Е. С. Аннинского. Качество музейно-педагогической подготовки в условиях вуза во многом определяется уровнем его взаимодействия с музеями, это дает возможность будущему специалисту полноценно включиться в профессиональную деятельность в системе культуры и образования. Регулярно на историческом факультете представлялись художественные и фотовыставки по итогам экспедиций, посвященные мемориалам и памятникам, историко-культурным объектам, творчеству В. Ф. Капелько. В рамках курса «Книговедение» были созданы реконструкции-новоделы, иллюстрирующие историю письменности и культуры книги народов мира (включены в экспозицию Литературного музея им. В. П. Астафьева), произведено выявление и

описание книжных памятников в Научной библиотеке КГПУ им. В. П. Астафьева. Фондовые и музейно-ознакомительные практики, су-первизии реализовались на основе музейных собраний Красноярского краевого краеведческого музея, Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, Ачинского краеведческого музея им. Д. С. Каргаполова, музеев Железногор-ска, Дивногорска и Зеленогорска.

3. Музейная коммуникация осуществлялась благодаря систематическому посещению музеев на территории Красноярского края и соседних регионов (Ачинск, Минусинск, Железногорск, Зеленогорск, Абакан, Томск, Кемерово), а также в сотрудничестве по организации музейных и научных фестивалей: акция, посвященная памяти командора Н. П. Резанова (2014), Библионочь в Литературном музее (2012-2016), Всероссийский фестиваль «Наука 0+» (2015-2016), Российский патриотический фестиваль (2017) и др.

4. Научно-исследовательская деятельность, в которой принимают участие студенты, связана с внедрением полученных результатов, организацией и проведением конференций, подготовкой и публикацией научных монографий и статей, грантовой деятельностью. Научным изысканиям отводится особое место в вузовской подготовке будущих музейных работников. Значительная часть исследований разрабатывается в контексте курсовых и дипломных работ. Их тематика связана с краеведением, археологией, музееведением, историей музейного дела, сохранением историко-культурного наследия. Свои исследования студенты представляют на конференциях, в публикациях, разрабатывают проекты, участвуют в конкурсах на получение грантов. Исследовательский грант получил «Проект музея-заповедника "Шалаболинская писаница"», одержавший победу в Конкурсе студенческих проектов по заказу муниципальных образований Красноярского края («Малая Родина»), при финансовом участии Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности (2013) [2]. Гранты на исследовательские поездки для работы в архивах и для участия в конференциях студенты получили по результатам конкурсов «Академическая мобильность» Благотворительного фонда М. Прохорова (2014, 2016). Кафедра стала организатором ряда научно-практических конференций,

посвященных Международному дню памятников и исторических мест и Дню воинской славы России (2014), а также научно-практической конференции «Историко-культурное наследие Красноярского края» (2015), международной научной конференции, посвященной 125-летию ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Ауэрбаха (2017). Совместно с другими кафедрами исторического факультета проводилась конференция «История в искусстве» (2013-2016) и секции в рамках научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». Ежегодно студенты становились участниками Российской археолого-этнографической конференции в Красноярске (2011), Новосибирске (2012), Владивостоке (2013), Иркутске (2014), Красноярске (2015), Чите (2016), Сургуте (2017), Мартьяновских краеведческих чтений в Минусинске (2011-2017), научно-практической конференции «Аннинские чтения» в поселке Подгорный (2012-2017), Международной научной конференции студентов и молодых ученых в Кемеровском государственной университете (2016-2017), научно-практической конференции «Историко-культурное наследие Красноярского края» (2015-2017), проводимой совместно со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и других мероприятиях.

5. Для обмена опытом привлекаются музейные специалисты Красноярского краевого краеведческого музея - Г. А. Толстова, С. М. Фокин, Т. В. Зыкова, О. П. Ермакова и др. Специальные предметы ведет кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии и этнографии Красноярского краевого краеведческого музея Н. П. Макаров. На кафедре состоялась встреча с куратором выставок Политехнического музея М. А. Скрипальщиковой. Уникальным опытом поделился научный сотрудник Национального Музея провинции Гуанси, аспирант Хэбэйского педагогического университета Сяо Бо.

Данные направления деятельности показали их важность в подготовке студентов, которые, заканчивая обучение, усваивали компетенции для дальнейшей профессиональной музейной деятельности. К тому же специалисты считают, что активные методы обучения в современной высшей школе должны занимать важное место в

учебном процессе [7]. Результатом их проведения стали успешно защищенные выпускные квалификационные работы, обучение в аспирантуре, получение студентами стипендий Правительства РФ, премии главы города Красноярска, краевой стипендии имени первого губернатора Енисейской губернии А. П. Степанова, победа в IV Всероссийской студенческой олимпиаде по музеологии (2004) Е. И. Кочкиной, занявшей первое место.

Из-за небольшого количества студентов в последние годы, в связи с отсутствием бюджетных мест и нерентабельностью, в сентябре 2017 года были приняты «Проект решения по реорганизации кафедры музеологии и культурного наследия КГПУ им. В. П. Астафьева» и последующий за ним приказ «О реорганизации кафедры музеоло-гии и культурного наследия КГПУ им. В. П. Астафьева» от 03.10.2017 № 450(п). Музейные кадры продолжает готовить, доучивает кафедра отечественной истории, используя возможности музейной педагогики в обучении студентов, в том числе и исторического профиля.

Сегодня сотням музеев страны и десяткам музеев и учреждений музейного типа Красноярского края требуется музеевед - довольно новая специальность с богатой историей. Учитывая, что на территории края более 60 музеев, кроме того, десятки частных, ведомственных и школьных музеев, многие из которых нуждаются в квалифицированных сотрудниках, то данное направление представляется вполне востребованным и перспективным.

Особый вклад в развитие учебной и научной деятельности кафедры внесли заведующий Музеем археологии и этнографии Средней Сибири КГПУ им. В. П. Астафьева, кандидат исторических наук Александр Леонидович Заика, старший преподаватель кафедры Глеб Юрьевич Ионычев, старший преподаватель кафедры Иван Владимирович Стасюк, доцент кафедры, кандидат исторических наук Дмитрий Алексеевич Бакшт. Благодарность необходимо выразить бессменного заведующему кафедрой музеологии и культурного наследия, кандидату исторических наук, профессору Александру Сергеевичу Вдовину, ученому-практику, подвижнику музейного образования в регионе, воспитавшему музейными средствами многих специалистов, исследователей и ученых.

Литература

1. Дэвис Э. Преподавание музееведения: широта диапазона, гибкость и любознательность // Вопр. музеологии. -2010. - № 2. - С. 76-81.

2. Заика А. Л., Дорохина А. А., Кочкина Е. И., Пахомова Т. А., Ануфриева Е. И. Шалаболинская писаница (вопросы музеефикации) // Вестн. КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2014. - № 1. - С. 184-188.

3. Кулемзин А. М., Родионова Д. Д. О формировании новой парадигмы подготовки музееведов // Вестн. КемГУ - 2012. - № 2 (50). - С. 74-77.

4. Патрушева Г. М. Подготовка музеологов в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского: опыт и проблемы // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования: мат-лы междунар. конф. 14-15 нояб. 2014 года. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. - С. 158-162.

5. Пыркина Д. А. Проблема подготовки кадров музеев и центров современного искусства // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования: мат-лы междунар. конф. 14-15 нояб. 2014 года. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. - С. 114-118.

6. Родионова Д. Д. Становление музейного образования в Кемеровской области // Уч. зап. музея-заповедника «Томская писаница». - Кемерово, 2015. - № 2. - С. 5-10.

7. Салова Ю. Г., Шустрова И. Ю. «Круглый стол» в обучении музеологов: из опыта работы // Вопр. музеологии. - 2012. - № 2. - С. 162-170.

8. Тельманова А. С. Диверсификация роли школьного музея в социально-культурном пространстве // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 3 (28). - С. 95-101.

9. Тишкин А. А., Гребенникова Т. Г. Подготовка профессиональных кадров в области музеологии и охраны наследия в рамках магистерских программ // Вестн. Томск. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. -2014. - № 1 (13). - С. 120-125.

References

1. Devis E. Prepodavanie muzeevedeniya: shirota diapazona, gibkost' i lyuboznatel'nost' [Museum studies: teaching breadth, flexibility and curiosity]. Voprosy muzeologii [Questions of Museology], 2010, no. 2, pp. 76-81. (In Russ.).

2. Zaika A.L., Dorokhina A.A., Kochkina E.I., Pakhomova T.A., Anufrieva E.I. Shalabolinskaya pisanitsa (voprosy muzeefikatsii) [Shalabolino petroglyphs (problems of museumification)]. Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev], 2016, no. 1, pp. 114-118. (In Russ.).

3. Kulemzin A.M., Rodionova D.D. O formirovanii novoy paradigmy podgotovki muzeevedov [On the formation of a new education paradigm for specialists in museum management]. Vestnik KemGU [Bulletin of Kemerovo State University], 2012, no. 2 (50), pp. 74-77. (In Russ.).

4. Patrusheva G.M. Podgotovka muzeologov v OmGU im. F.M. Dostoevskogo: opyt i problemy [Museology specialists training of Dostoevsky Omsk State University: experience and problems]. Muzey i muzeyshchiki: problemy professionalnogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoy konferentsii 14-15 noyabrya 2014 goda [Museum and museum specialists: problems and professional education. Proceedings of the International Conference 14-15 November 2014]. St. Petersburg, Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2015, pp. 158-162. (In Russ.).

5. Pyrkina D.A. Problema podgotovki kadrov muzeev i tsentrov sovremennogo iskusstva [Professional education problems of museums and contemporary art centers' employees]. Muzey i muzeyshchiki: problemy professional'nogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoy konferentsii 14-15 noyabrya 2014 goda [Museum and museum specialists: problems and professional education. Proceedings of the International Conference 14-15 November 2014]. St. Petersburg, Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ., 2015, pp. 114-118. (In Russ.).

6. Rodionova D.D. Stanovlenie muzeynogo obrazovaniya v Kemerovskoy oblasti [Becoming museum education in the Kemerovo region]. Uchenye zapiski muzeya-zapovednika "Tomskaya pisanitsa" [Scholarly Notesof the "Tomskaya Pisanitsa" museum-reserve]. Kemerovo, 2015, no. 2. pp. 5-10. (In Russ.).

7. Salova Yu.G., Shustrova I.Yu. "Kruglyy stol" v obuchenii muzeologov: iz opyta raboty ["Round Table" in the training of museologists]. Voprosy muzeologii [Questions of Museology], 2012, no. 2, pp. 162-170. (In Russ.).

8. Telmanova A.S. Diversifikatsiya roli shkol'nogo muzeya v sotsial'no-kul'turnom prostranstve [Diversification of the role of school museum in socio-cultural area]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2014, no. 3 (28), pp. 95-101. (In Russ.).

9. Tishkin A.A., Grebennikova T.G. Podgotovka professional'nykh kadrov v oblasti muzeologii i okhrany naslediya v ramkakh magisterskikh programm [The training of professionals in the field of museology and heritage protection within the master's program]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal of Cultural Studies andArt History], 2014, no. 1, pp. 120-125. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.