Научная статья на тему 'Подготовка музейного специалиста в вузе: Российский опыт и начало ее реализации в Марийском государственном университете'

Подготовка музейного специалиста в вузе: Российский опыт и начало ее реализации в Марийском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПОДГОТОВКА МУЗЕЙНОГО СПЕЦИАЛИСТА / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова Марина Сергеевна, Свечников Сергей Константинович

В статье рассмотрены вопросы содержания музейного образования, а также проанализирована организация учебного процесса по подготовке бакалавров «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» кафедры социально-культурных технологий МарГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Museum specialist at the University: Russian experience and the beginning of its implementation at the Mary State University

In the article the questions of the content of Museum education, and also examined the organization of the educational process for bachelors “Museology and protection of cultural and natural heritage” of the Department of socio-cultural technologies the Mary State University.

Текст научной работы на тему «Подготовка музейного специалиста в вузе: Российский опыт и начало ее реализации в Марийском государственном университете»

28

Педагогические науки

УДК 069

М. С. Мамонтова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола С. К. Свечников

Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева, Йошкар-Ола

Подготовка музейного специалиста в вузе:

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И НАЧАЛО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В МАРИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассмотрены вопросы содержания музейного образования, а также проанализирована организация учебного процесса по подготовке бакалавров «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» кафедры социально-культурных технологий МарГУ.

Ключевые слова: музей, музейный специалист, подготовка музейного специалиста, музееведение.

Проблема подготовки музейных специалистов является актуальной и, на наш взгляд, связана с изменяющейся социокультурной ситуацией в обществе. Закономерно возникает вопрос: какое место должен занять музей в современном мире? Ответ во многом зависит от музейных специалистов, их качества подготовки, креативности и интеллекта. Обоснованные запросы музеев на высококвалифицированных специалистов требуют создания многоуровневой системы подготовки, основой которой должен стать не только междисциплинарный, но и творческий подход.

Подготовка музейных специалистов в мире осуществляется на основании документов, разработанных ИКОМ (Международный совет музеев) и ИКТОП (Комитетом ИКОМ по подготовке персонала) [1]. Большинство из них отражает опыт деятельности зарубежных (преимущественно европейских) музеев. И подходят эти разработки только для крупных музеев, или музеев, находящихся в федеральном ведении.

Но проблема в том, что большая часть музеев в России - региональные, и сотрудники, в силу обстоятельств, должны решать весьма широкий спектр профессиональных проблем. Даже, при необходимости, должны освоить навыки грузчиков и уметь пользоваться хозяйственными инструментами [1]. Согласно рекомендациям ИКОМ и ИКТОП, список должностных обязанностей состоит из большого количества наименований (знания в области межкультурных коммуникаций, охраны окружающей среды и др.). Изучая годовые отчеты музеев, можно убедиться, что их сотруд-

ники участвуют в самых разнообразных мероприятиях, иногда отдаленно касающихся основной деятельности.

Система подготовки музейных специалистов в России в общих чертах сформировалась в ХХ веке. В начале ХХ в. передача навыков музейной профессии осуществлялась непосредственно при музеях и основывалась на традиционном ученичестве. Крупные музеи (Музеи московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея и др.) стали хорошей школой музейных специалистов, прежде всего - хранителей.

В начале ХХ века в Московском археологическом институте появляется курс «Введение в музееведение» (преподает С. К. Кузнецов). Тогда же стали появляться первые попытки введения музееведческих занятий в ряде вузов. В 1920-1930-х гг. при крупных музеях были созданы специализированные центры, которые частично решили вопрос подготовки музейных специалистов. Но большинство из них существовали недолго, и на практике система музееведческого образования в эти годы не сложилась, кроме Московского НИИ музееведения, ныне - Российский институт культурологии, который играет ведущую роль в подготовке учебно-методических изданий по музееведению. С конца 1980-х годов в нем действует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «музееведение» [6].

После Великой Отечественной войны до 1953 г. функционировала кафедра музееведения в Московском государственном университете.

М. С. Мамонтова, С. К. Свечников

29

В 1970-1980-е гг. основная роль в подготовке музейных кадров принадлежала центральным и местным курсам повышения квалификации. С конца 1980-х гг. в связи с возрастанием самостоятельности музеев, повышением требований к музейному персоналу и становлением музееведения как научной и учебной дисциплины возросло значение музееведческого знания.

В последнее десятилетие ХХ в. в России сложилась система музееведческого образования, развиваются следующие формы специального образования в области музееведения: высшее образование по специальности «музееведение» (сейчас трансформировалось в бакалавриат и магистратуру); аспирантура и докторантура; различные формы дополнительного образования и курсов повышения квалификации.

Открытие специальности «музееведение» в российских вузах активно начинается с конца 1980-х гг. [1]. В 1988 г. появилась специальность «Музейное дело и охрана памятников» в Санкт-Петербургской академии культуры и искусств, в 1989 г. была создана кафедра музейного дела в Московском историко-архивном институте (с 1991 г. - Российский государственный гуманитарный университет). В Московском государственном университете культуры и искусств кафедра музееведения была открыта в 1991 г. В 1991 году по специальности «Музеология» был разработан и утвержден первый государственный стандарт и разработаны примерные типовые учебные программы. Последний федеральный образовательный стандарт (ФГОС 3) был утвержден в 2009 году. В настоящее время специальное музееведческое образование можно получить в учебных заведениях Воронежа, Кемерова, Орла, Нижнего Новгорода, Омска, Томска, Петрозаводска, Казани и других. Во многих вузах открыта магистратура и аспирантура.

Эффективной формой подготовки специалистов для музеев является повышение квалификации на базе высшего образования. Центром повышения квалификации кадров для сферы культуры является Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ, г. Москва). Кафедра музейного дела и туризма была создана в 1984 году по инициативе крупнейшего отечественного музееведа А. М. Разгона в рамках АПРИКТ. Она разрабатывает и реализует программы дополнительного профессионального образования по специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры»: профессиональная переподготовка (2 года) и повышение

квалификации (очно-заочная форма). Практические занятия проходят на базе музеев Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Курсы повышения квалификации носят тематический характер («Музей и посетитель: проектирование культурно-образовательных программ», «Проектирование экспозиций и выставок», «Музейная деятельность в немузейной организации» и др.). Курсы включают как традиционные формы проведения занятий (лекции, семинары), так и интерактивные (круглые столы, дискуссии, индивидуальные консультации, вебинары и др.). Часто проводятся выездные семинары в регионы.

Сегодня работники, работающие в музеях, получают, как правило, базовое образование по другой близкой специальности (история, искусствоведение, педагогика и т. п.). Такая ситуация характерна и для Республики Марий Эл. Иногда в рамках вузовского учебного плана направление подготовки может быть представлено как дополнительная специальность.

В Марийском государственном университете направление «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» относится к укрупненной группе специальностей «культура и искусство». Это, на наш взгляд, вполне логично, поскольку музей является социокультурным институтом.

С сентября 2011 года на факультете культуры и искусств (с сентября 2013 г. - Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации) Марийского государственного университета впервые в Республике Марий Эл началась реализация основной образовательной программы направления бакалавриата «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (профиль «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»)».

В настоящее время в Республике Марий Эл насчитывается более ста музеев - 3 республиканских, 24 муниципальных, 97 музеев образовательных учреждений, десятки ведомственных и общественных музеев. Сформировался свой музейный мир, который включает в себя помимо музеев различные объекты культурного и природного наследия, а также учреждения, людей и практики, выполняющие задачи их сохранения.

Еще одной причиной начала реализации данной программы являются открывшиеся перспективы развития культурного туризма и этноту-ризма.

Учитывая эти обстоятельства, Министерство культуры, печати и по делам национальностей

30

Педагогические науки

Республики Марий Эл в лице его руководителя М. З. Васютина в 2008 г. выступило с предложением начать подготовку в МарГУ студентов-музеоло-гов. В 2010 г. была лицензирована образовательная программа, а в 2011 г. в связи со вступлением в болонский процесс - программа бакалавриата «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

Основная образовательная программа данного направления разработана кафедрой социальнокультурных технологий. Срок освоения ООП по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» составляет 4 года, трудоемкость - 240 зачетных единиц. Профиль подготовки - «Культурный туризм и экскурсионная деятельность». Миссия данного профиля - осуществлять подготовку специалистов по музеефикации культурного и природного наследия в сфере туристической и выставочной деятельности. Область профессиональной деятельности выпускников: музеи и учреждения музейного типа; художественные галереи; архивы и реставрационные мастерские; экскурсионные бюро и туристические фирмы; НИИ и экспертно-аналитические центры; органы управления объектами культурного и природного наследия и другие.

Первый набор студентов на данное направление бакалавриата состоялся в 2011-2012 учебном году. Результаты всех прошедших приемных кампаний показали, что данное направление подготовки пользуется значительным спросом среди абитуриентов. На данное время в Институте национальной культуры и межкультурной коммуникации обучаются четыре группы студентов-музеологов (форма обучения - очная) общей численностью 46 человек.

Занятия проводят компетентные специалисты, такие как: д-ра ист. наук В. С. Патрушев и А. Н. Павлова, канд. искусствоведения Э. М. Колчева, канд. ист. наук В. Е. Кутасова, А. В. Муравьев, Д. А. Байдимиров, С. К. Свечников, канд. пед. наук М. С. Мамонтова, В. В. Вязникова, Н. В. Спесив-цева и другие. Доля преподавателей профессионального цикла из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений составляет 30 % (по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) должно быть 10 %). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах (семинарские, практические, лабораторные занятия, круглые столы и др.), составляет 68 %.

Имеется необходимое для реализации ООП бакалавриата материально-техническое обеспечение:

специально оборудованные аудитории и кабинеты, оснащенные аудио- и видеотехникой, компьютерные классы с выходом в Интернет. Также ряд занятий профессионального цикла проходит на базе Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева, Музея изобразительных искусств РМЭ, Музея истории города Йошкар-Олы и ряда других музеев.

Связь с работодателем осуществляется и по другим направлениям. В частности, курсовые работы ряда студентов представляют собой проекты, сделанные по заказу музеев. Целый ряд мероприятий проведен совместно с Национальным музеем РМЭ им. Т. Евсеева: Международная научно-практическая конференция «Музей и культурное наследие в социокультурном пространстве регионов России и финно-угорского мира», посвященная 125-летию со дня рождения Т. Евсеева (1-2 февраля 2012 г.), семинар «Музеология в современном мире» с участием старшего научного сотрудника Национального музея Финляндии, доктора наук Ильдико Лехтинен, ежегодные акции «Ночь в музее» и др. [3, с. 126], в октябре 2014 года проведена совместно с Национальной галереей РМЭ научно-практическая конференция «Искусство в пространстве музея». Студенты активно проводят экскурсии для приезжих гостей Республики Марий Эл.

Ведется активная практическая подготовка будущих бакалавров. На первом курсе студенты проходят музейно-ознакомительную и полевую археологическую практику, на втором - фондовую, на третьем - музейно-педагогическую, на четвертом - преддипломную. Базами практики являются Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева, Республиканский музей изобразительных искусств, Музей истории города Йошкар-Олы, Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, краеведческие музеи районов РМЭ, Национальный музей Республики Татарстан, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», музеи Марийского государственного университета, Медведевский школьный археологический музей, туристический комплекс «Раздолье» и другие [5, с. 125].

В 2014 году кафедра социально-культурных технологий получила лицензию на открытие магистратуры по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (профиль «Социокультурные проекты в музейной практике») и в будущем планирует осуществлять набор как на очную, так и на заочную формы обучения.

М. С. Мамонтова, С. К. Свечников

31

1. Беспалая М. А. Музеология в контексте проблем вузовского образования // Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru дата обращения: 01.05.2015. Доступ свободный.

2. Бирюкова Н. А. Особенности реализации функций классического университета в современных условиях // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3 (67). Т. 2. С. 33-39.

3. Мамонтова М. С. Информационные ресурсы: современные формы развития // Библиография. Научный журнал по библиографоведению и книговедению. 2007. № 5. С. 3-7.

4. Музейное дело России / под ред.: М. Е. Каулен, И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой. М., 2010. 676 с.

5. Свечников С. К. Подготовка студентов направления «Музеология и охрана памятников культурного и природного наследия» в Марийском государственном университете // Музейный вестник. 2014. № 8. С. 124-127.

6. Энциклопедия музейная. URL: http://www.museum.ru (дата обращения: 01.05.2015) доступ свободный.

1. Bespalaya M. A. Museologia v kontekste problem vuzovs-kogo obrazovania, Naychnaya biblioteka KiberLeninka, URL: http://cyberleninka.ru data obrashenia 01.05.2015, Dostup svo-bodnyi.

2. Biryukova N. A. Osobennosti realizachii funchii klassiches-kogo universiteta v sovremennih usloviyah, Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo eniversiteta im. I. Y. Yakovleva, 2010, No. 3 (67), t. 2, pp. 33-39.

3. Mamontova M. S. Informatchionnye resursi: sovremen-nye formi razvitia, Bibliografia. Nauchnyi gurnal po bibliogra-fovedeniy I knigovedeniy, 2007, No. 5, pp. 3-7.

4. Muzeinoe Delo Rossii, pod red.: Kaulen M. E., Kosso-voi I. M. Sundievoi A. A., M., 2010, 767 p.

5. Svechnikov S. K. Podgotovka studentov napravleniya «Mu-zeologiya i ohrana pamyatnikov kulturnogo i prirodnogo naslediya» v Mariyskom gosudarstvennom universitete, Muzeynyiy vestnik, 2014, No. 8, pp. 124-127.

6. Entchiklopedia muzeinaya, URL: http://www.museum.ru (data obrashenia: 01.05.2015) dostup svobodnyi.

UDK 069

M. S. Mamontova

Mari State University, Yoshkar-Ola

S. K. Svechnikov

National Museum of Mari El Republic named after. T. Evseev, Yoshkar-Ola

Preparation of Museum specialist at the University:

Russian experience and the beginning of its implementation at the Mary State University

In the article the questions of the content of Museum education, and also examined the organization of the educational process for bachelors “Museology and protection of cultural and natural heritage” of the Department of socio-cultural technologies the Mary State University.

Keywords: Museum, Preparation of Museum specialist, Museum specialist, museology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.