МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В МУЗЕЕ
УДК 069.000.93(048)
М. А. Беспалая
МУЗЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ БЕЛАРУСИ
Как свидетельствуют теоретические разработки, многочисленные статьи и комментарии, регулярные обсуждения на заседаниях ИКОМ и ИКТОП (Международного комитета по подготовке музейного персонала ИКОМ), вынесенная в заголовок статьи проблема необычайно актуальна и, на наш взгляд, сопряжена, в первую очередь, с изменяющейся ролью и значением музея в современном обществе. Какой эта роль будет, какое место сможет занять музей в социокультурном пространстве - зависит от музейных специалистов, их интеллекта, креативности, инициативы, или, по словам Э. Дэвис, «широты диапазона, гибкости и любознательности»1. Данное условие, скорее всего, относится к психологическим особенностям личности, которые должны получить прочный фундамент в период обучения по музееведческой специальности для дальнейшего развития и совершенствования и использования в практической деятельности.
На чем базируется подготовка специалистов музейного дела на кафедре Истории Беларуси и музееведения Белорусского государственного университета культуры и искусств? Прежде всего, отметим, что в отличие, например, от Хорватии, где науку о музеях «относят к числу информационных», и Чехии, где ее «числят по разряду исторических»2, в Белорусском государственном университете культуры и искусств она включена в систему культурологических наук, что, на наш взгляд, является логичным, с учетом развития современного музея как социокультурного института. Вместе с тем, такой разнобой в подходе к определению места науки о музее указывает на существование определенной неустойчивости в этом вопросе. О существовании проблемы в данном вопросе говорит, например, известный чешский музеолог Я. Долак в цитировавшейся выше статье. Мы не будем останавливаться на данном аспекте, для нас в ракурсе заявленной темы более важным является определение соотношения понятий «музеология» - «музееведение», которые, чаще всего, отождествляются. В обсуждении этого дуализма мы склонны поддерживать точку зрения С. И. Сотниковой, которая считает, что «музееведение и музеология сегодня соотносятся как целое и его часть. Музееведение - это прикладная наука, исторически отражающая определенный начальный этап становления этой сферы. Музеология - современный этап
1 Дэвис Э. Преподавание музееведения: Широта диапазона, гибкость и любознательность // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 76.
2 Долак Я. Музеология - настоящее и будущее // Музеология - музееведение в ХХ1 веке: Проблемы изучения и преподавания. СПб., 2009. С. 11.
и статус этой науки, ориентированной на музей как на самостоятельный институт, специфический способ моделирования реалий культуры, истории, природы»3.
С нашей точки зрения это утверждение достаточно интересно, так как напрямую соотносится с изменением роли и места музея в современном обществе, где из центра сохранения и транслятора историко-культурного наследия он превращается в социокультурный институт общегосударственного или регионального значения. Данное обстоятельство требует от музейной общественности, в том числе и вузовских кафедр, подняться на новую ступень осознания направления и содержания музейной деятельности, тем более что сегодняшним студентам совсем скоро придется осмысливать и музеефициро-вать мемориальную и культурную ценность существующей рядом с ними реальности. Это обстоятельство требует и предполагает формирование продуманной системы подготовки музейных специалистов, основой которой должен стать не только междисциплинарный, но и творческий подход, опирающийся на принцип разумной целесообразности в определении содержания учебных планов и программ.
Сегодня подготовка музейных работников осуществляется на основании документов, разработанных ИКОМ и ИКТОП. Большинство из них отражает опыт западноевропейских и североамериканских музеев мирового и общегосударственного значения. Как иначе можно расценить задачу подготовки лидеров, т.е. руководителей музея и его отделов, которая включает комплекс музеологических знаний, и кандидатов на другие должности технологического направления, например, музейного педагога или менеджера, предполагающие только музеографические знания. В качестве идеального варианта, например, для национальных музеев с подобными предложениями можно согласиться.
Но проблема для нас в том, что большинство музеев - это музеи регионального значения и их работники, в силу обстоятельств, должны уметь, если не всё, то многое, даже, при надобности, пользоваться молотком (кстати, такие умения востребованы во всех музеях, даже самого высокого ранга). Этот исключительный пример мы используем, чтобы подчеркнуть всеобъемлющий характер умений и навыков, которыми должны обладать музейные работники. Даже согласно рекомендациям ИКТОП, этот список включает несколько десятков позиций - от знаний в области межкультурных коммуникаций, охраны окружающей среды и до участия в борьбе за мир во всем мире. Ежегодные отчеты наших музеев могут подтвердить, что их сотрудники участвуют в самых разнообразных мероприятиях, зачастую очень далеких от основного рода деятельности. Поэтому, на наш взгляд, подготовка музейных специалистов тоже должна быть многоплановой и разносторонней, но, как упоминалось выше, в пределах разумной целесообразности.
В Республике Беларусь в настоящее временя подготовка музейных специалистов осуществляется в четырех университетах. Первой в начале 1990-х гг. была открыта соответствующая кафедра на историческом факультете Белорусского государственного университета (далее - БГУ), которая является головной для остальных, открытых позднее и работающих на основе подготовленных и апробированных в БГУ образовательных стандартов и учебных планов. В Белорусском государственном университете культуры и искусств (далее - БГУКИ) кафедра Истории Беларуси и музееведения была создана в 1994 г., специальность, по которой ведется подготовка, звучит как «музееведение и охрана
3 Сотникова С. И. Чему учат будущих музейщиков? // Мир музея. 2007. № 9 (241). С. 4. - См. также по адресу: http://museolog.rsuh.ru/pdf/chemu uchat ЬМшсЫЬ muzeischikov.pdf (ссылка последний раз проверялась 05.06.2012 г.).
историко-культурного наследия», в дипломе значится «музеевед». Спецификой кафедры является подготовка специалистов в основном для региональных музеев, хотя это не исключает возможность их работы и в ведущих музеях республики.
Чтобы иметь более четкое представление об основных направлениях и проблемах деятельности музеев в современных социокультурных условиях, услышать мнение практиков о содержании и задачах подготовки молодых специалистов, в ноябре 2011 г. кафедра организовала республиканскую научно-практическую конференцию «Музейное образование и музейное дело в Республике Беларусь: состояние, тенденции и перспективы». Результаты дискуссии опубликованы в одноименном сборнике материалов конференции. Из выступлений представителей разных музеев сложилось четкое представление о самом разнообразном содержании музейной деятельности, активном поиске интересных форм музейной работы на местах. Кроме того, дискуссия отразила зависимость успешной работы музея, возрастание его роли в социокультурной среде конкретного региона от так называемого человеческого фактора, т.е. от интеллекта, креативности, инициативы музейных сотрудников, а вовсе не от количества музейных предметов в фондах или величины штатного расписания.
В Беларуси действуют 152 государственных музея, из них около 140 - региональные. Считаем возможным обратить внимание, что официально они называются районными, но мы сознательно употребляем определение региональные, так как их фондовые коллекции, значение деятельности для местного сообщества неоценимs. В Беларуси исторически сложилось 6 этнографических областей, историко-культурное наследие которых сохраняется, изучается и транслируется шестью областными музеями. Таким образом, областное этнографическое и административное деление совпадают. То же самое можно сказать о районном уровне, потому что административное деление фактически подтверждается выразительными этнографическими особенностями района, самым ярким маркером его самобытности.
К какому современному течению можно отнести деятельность наших региональных музеев? Скорее всего, в какой-то мере, к «Новой музеологии», так как согласно определению Педро Х. Лоренте, ее сторонники «как правило, активные практики музейного дела» и «коньком новой музеологии традиционно является экомузей»4. Понятно, что к нашему утверждению кое-кто отнесется скептически, памятуя о «старой музеологии», процветавшей в годы холодной войны за «железным занавесом»5, но в тот период, если отбросить идеологический момент, старая музеология выполняла и выполнила свою роль - активного популяризатора знаний среди самой разнообразной публики. Тем самым был наработан огромный практический опыт, позволивший воспринять новые тенденции в музеологии.
Формы работы региональных музеев ничем не отличаются от ведущих музеев, хотя, безусловно, и финансовые возможности, и масштабы их несравнимы. Но, тем не менее, в региональных музеях осуществляется научная работа, итогом которой является организация и участие в научных конференциях, публикация научных сборников, каталогов, альбомов и т.д.; используются самые разнообразные формы культурно-образовательной деятельности - от различных видов экскурсионной работы до проведения «Ночи музеев»,
4 Лоренте П. Развитие музеологии как университетской дисциплины: От технической подготовки к критической музеологии // Вопросы музеологии. 2011. № 2 (4). С. 56.
5 Там же. С. 55.
которые превращаются в события более чем регионального значения; имеет место участие в международных инновационных проектах.
Очевидно, что ни один региональный музей не в состоянии самостоятельно организовать комплексное многоплановое мероприятие, ту же «Ночь музеев» или «Праздник ремесел» и т.д., что подтверждает современную тенденцию к творческому сотрудничеству учреждений социокультурной сферы - музеев, клубов, библиотек, местных административных органов и др. В этом сообществе, на наш взгляд, музей является интеллектуальным центром, вокруг которого выстраиваются остальные участники. Музейные сотрудники располагают необходимыми знаниями общего характера (историческими, краеведческими), умеют их продемонстрировать посредством музейного предмета или музеефицированного действия. Но для достижения результата общего действа необходимо, чтобы музейный сотрудник имел представление и об основных методах и возможностях смежных профессий, особенно в области социокультурной деятельности (СКД).
Здесь мы непосредственно подходим к вопросу о том, каким же должен быть музейный специалист? Наиболее устоявшимся и распространенным в музейной среде можно считать представление о музейном сотруднике как специалисте, прежде всего, в конкретной отрасли знаний; высококлассный профессионал музейного дела может сформироваться только в процессе длительной адаптации. На наш взгляд, подкрепленный личным опытом практической музейной работы, такой подход имеет право на существование, особенно применительно к фондовой или экспозиционной деятельности. Но современные тенденции в развитии музеев, научные и практические разработки в области музео-логии требуют и выдвигают новые подходы в подготовке музейных кадров, особенно для культурно-образовательной деятельности, которая сегодня должна учитывать принципы и достижения музейной педагогики, психологии, социологии, навыки социокультурной деятельности.
Прежде всего, кардинально изменилась социокультурная ситуация, в которой действуют музеи. Очевидно, что изменился и контингент посетителей, их интеллектуальный уровень, а в связи с этим и принципы усвоения новых знаний, мотивация их приобретения. Данное обстоятельство привело к перемещению центра внимания на личность посетителя, его интересы, к стремлению включить его в музейное действие. Для современных школьников, студентов, которые составляют основную часть организованных посетителей региональных музеев, участие в различного рода интерактивных и театрализованных формах усвоения информации является органичным, понятным и желаемым. И хотя автору больше по душе традиционные презентации музейной экспозиции, требующие от посетителя особенной мобилизации своих интеллектуальных возможностей, необходимо признать, что диалогический подход более соответствует современным тенденциям в музейном деле. Сколько бы специалисты ни дискутировали по этому поводу, обращая внимание на отрицательные моменты, за этим направлением будущее, что предполагает необходимость соответствующих разработок в подготовке специалистов музейного дела.
Учебный план кафедры Истории Беларуси и музееведения БГУКИ составлен на основе государственного стандарта и учебных планов, разработанных ведущей кафедрой исторического факультета БГУ. Он состоит из блоков дисциплин социально-гуманитарного, профильного циклов, дисциплин специализации, курсов по выбору и курсов совета вуза. Наиболее интересна, безусловно, та часть плана, которая направлена непосредственно на специальность. В ней заложено необходимое количество часов на всемирную
историю и историю Беларуси, теорию и историю культуры, краеведение, этнологию, археологию, архитектуру, источниковедение, латинский язык и др. В дисциплинах специализации предусматриваются курсы по музейной педагогике, маркетингу, менеджменту, теории и практике экскурсионной работы, блоку дисциплин, связанных с фондовой работой.
Чтобы расширить кругозор будущих специалистов, заложить основы возможной будущей научной деятельности, развить креативность, инициативу, мы ввели курсы по выбору студентов и курсы совета вуза, такие как польский язык, палеография, кодиколо-гия, генеалогия, историческая география. Особо скажем о двух курсах - сценической речи и сценарно-режиссерских основах культурно-образовательной деятельности музеев. На наш взгляд, для будущего работника музея и, в частности, регионального, в котором штатное расписание предусматривает должности директора, главного хранителя фондов и 2 - 3 научных сотрудников, и все они фактически занимаются, кроме своих непосредственных обязанностей, культурно-образовательной деятельностью, навыки работы на публике и с публикой необходимы.
Курс сценарно-режиссерских основ культурно-образовательной деятельности музеев, полагаем, для будущих сотрудников музея крайне важен, так как без первоначальных навыков и понятий драматургии массового мероприятия, узловых моментов режиссуры невозможно рационально, красочно, креативно организовать «День ремесел», «Ночь музеев», «Рыцарский фест» и др.
Как одно из важнейших направлений в подготовке специалистов мы рассматриваем музейную практику - археологическую, ознакомительную, фондовую, экскурсионную, которую студенты проходят, начиная с первого курса, в разных музеях Минска или по месту жительства. В совокупности за весь период обучения (4,5 года, а с 2012 г. - 4 года) практика составляет до 4 месяцев. Немаловажное значение для более быстрой адаптации молодого специалиста имеет тот факт, что многие из наших студентов, начиная с третьего курса, работают в музеях. Важны также экскурсии в столичные музеи и на объекты историко-культурного наследия. Подобная практика, а также тесное сотрудничество с региональными музеями позволили кафедре сделать вывод о необходимости и возможности открытия с 2012 г. подготовки специалистов по направлению «историко-культурное наследие и туризм».
Студенты, склонные к научным исследованиям, имеют возможность дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре при кафедре, подготовки и защиты магистерских и кандидатских диссертаций по теоретическим или практико-инновационным проблемам. К сожалению, подготовка молодых ученых-музеологов на нашей кафедре пока еще находится на начальной стадии, и трудности активации этого процесса во многом связаны с проблемами, на которые указывают известные ученые и специалисты в области музео-логии в многочисленных публикациях, в том числе и в журнале «Вопросы музеологии».
Считаем, что такой достаточно широкий набор учебных дисциплин соответствует требованиям подготовки знающего, заинтересованного, креативного специалиста, ориентированного на дальнейшее усовершенствование умений, навыков, музейных технологий и практик. В то же время нельзя не признать, что предоставленной возможностью взять из предложенного перечня знаний максимум, воспользуются далеко не все студенты. В принципе такая ситуация наблюдается при подготовке по любой специальности. Самые лучшие учебные планы и программы бессильны перед ленью, равнодушием, завышенным самомнением и т.п. В результате преподаватель вуза может рассчитывать на определен-
ное число студентов, из которых получаются специалисты высокого класса. Как и Линн Марэнда в своей статье6, мы приведем собственный пример: выпускница и аспирантка нашей кафедры, научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь Диана Ш., разрабатывая проблему рекламы в музеях, получила грант на стажировку в Чехии у ведущего музеолога Яна Долака, высоко оценившего ее знания, умения и навыки. Доказательством этого стало продление стажировки еще на полгода и интересные публикации в области музейной рекламы.
Совокупность обозначенных выше аспектов, по нашему мнению, можно рассматривать, как понимание кафедрой сути музеологических проблем и тенденций в музейном деле, а также доказательство того, что их решение возможно через взаимодействие традиций и новаций в подготовке музейного специалиста, соответствующего современному состоянию музейной практики и требованиям социокультурной среды.
Информация о статье
Автор: Беспалая Мария Аркадьевна - докт. ист. наук, профессор, Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет культуры и искусств.
Заглавие: Музеология в контексте проблем вузовского образования: опыт Беларуси. Абстракт: Рассмотрена взаимосвязь и взаимовлияние различных подходов в понимании музеологии, изменяющейся роли музея в современной социокультурной ситуации и содержании музейного образования. Статья написана на основе анализа деятельности региональных музеев Республики Беларусь и организации учебного процесса на кафедре Истории Беларуси и музееведения Белорусского государственного университета культуры и искусств.
Ключевые слова: музеология, региональные музеи, подготовка специалистов музейного дела, социокультурная среда.
Information on article
Author: Bespalaya Maria Arkadievna - Doctor of Science in History, Professor, Belarus, Minsk, Belarus State University of Culture and Arts.
Title: Museology in the context of university education: The experience of Belarus.
Abstract: The interconnection and the interference of various approaches in the understanding of museology, changeable role of a museum in a modern socio-cultural situation and the content of the museum education are examined. The article is written on the basis of the regional Belarusian museums’ analysis and the organization of the educational process in the department of history of Belarus and museology of the Belarusian State University of Culture and Arts.
Key words: museology, regional museums, training of specialists in museology, sociocultural environment.
6Марэнда Л. Музейная практика, музейное образование, музеология: Связи и дихотомия // Вопросы музеологии. 2011. № 2 (4). С. 104.